Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве
5
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ГАСПАРА МЕЛЬЧОРА ДЕ ХОВЕЛЬЯНОСА: КОНЦЕПЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ» В ИСПАНИИ
КАЛИНИНА Елена Юрьевна
Аннотация. В России политико-правовые идеи Гаспара Мельчора де Ховельяноса практически не изучаются. Между тем он один из значимых европейских ученых-просветителей и политиков, творивших идею конституционализма в Европе. Его имя незаслуженно осталось в тени только потому, что его концепция не попала в общеевропейское течение, а он сам во многом не поддерживал американо-французскую идею конституционализма, ставшей на сегодня определяющей. В статье автор рассматривает основные направления его политико-правового мышления, в частности, идею «исторической Конституции».
Annotation. Political and legal concepts of Gaspar Melchor de Jovellanos are not so popular in Russian science of law. However he was one of significant European scientists, illuminators and politicians, creator of the Constitutionalism in Europe. He was overshadowed by success of other thinkers because his conception didn’t fit into the European trend. He didn’t support the American and French idea of Constitutionalism that became the crucial today. In this article the author studies the main tendencies of his political and legal thought, and in particular his “historical Constitution” concept.
Ключевые слова: Ховельянос, историческая конституция, испанская политико-правовая мысль, конституционализм в Европе.
Key words: Jovellanos, historical Constitution, Spanish political and legal thought, constitutionalism in Europe.
Гаспар Мельчор де Ховельянос - оригинальный политико-правовой мыслитель конца XVIII - начала XIX века. Без сомнения, дон Гаспар Мельчор де Ховельянос (Gaspar Melchorde Jovellanos) (1744-1811) - одна из ключевых фигур в истории политико-правовой мысли Испании, а также Европы. Однако его имя, а тем более идеи, у нас не столь широко известны. Российская и советская наука ограничились некоторыми замечаниями, но в целом разработка его учения предлагалась лишь в одной кандидатской диссертации 1992 года1. Как это часто бывает с неординарным человеком, его идеи и в родной стране не всегда подвергались четкому толкованию, а потому в политико-правовой реальности Испании в XIX веке использовались представителями противоположных партий. Так, например, и сегодня ряд ученых-правоведов в Испании считает, что концепция Ховельяноса представляла собой «мистическую попытку идеализировать средневековые законы, проецируя на них в ретро-
1 Суховерхов В.В. Г.М. де Ховельянос. Социально-философские и общественно-политические воззрения : автореф.
дис. ... канд. филос. наук. М., 1992.
спективу свои политические надежды»2. Консерваторы XIX века придерживались такой же позиции. Радикально настроенные политики в революционную эпоху 1812 года, напротив, пытались использовать идеи Ховельяноса, желая оправдать «право народа на восстание против тирана». Позже, во время политических движений, реформаторы ссылались на его идеи.
По словам одного из современных исследователей, И. Фернандеса Сарасолы, можно выделить, как минимум, четыре различные трактовки политико-правовых идей Ховелья-носа3. Во-первых, оценка политика и юриста как ортодоксального консерватора и традиционалиста, характеризуемого «несомненным уважением к прошлому»4. Во-вторых, «к нему прекрасно подходило определение лакея и сторон-
2 Cerezo Galan P. El Litigio de soberania. Jovellanos ante las Cortes de Cadiz. Р. 29 URL : http://www.racmyp.es/docs/anales/a88/ a88-13.pdf
3 Fernandez Sarasola I. Estado, constitution y forma de gobierno en Jovellanos // Cuadernos de estudios del siglo XVIII. 1996. №. 6. Р. 77.
4 Artola M. El pensamiento politico de Jovellanos seg^n la instruction inedita a la “Junta de Real Hacienda y Legislation” // Archivum. 1962. Vol. 12. №. 12. Р. 212.
6
Юридическая наука. 2015. № 2
ника абсолютной власти»5 6, а также просвещенного сторонника деспотизма. Ховельянос подчеркивает и одобряет такие характерные черты испанской правовой культуры, как «склонность к послушанию, приверженность стереотипам, традициям, социальная апатия, патерналистское сознание, выразившееся в таком явлении, как касикизм, авторитарность, потребность в покровительстве» . В-третьих, его считали схоластом и неоригинальным мыслителем - последователем томизма. В-четвертых, что полностью отрицает первые три оценки, его называли современным демократическим мыслителем. И если он и отрицал либеральный демократизм, то лишь потому, что не принимал республиканскую форму правления, что, однако, не мешало ему быть сторонником демократических принципов. «Суждения испанских авторов о политико-идеологической идентичности Ховельяноса, сторонников определенной политической идеологии, во всей полноте отражают противоречивость идей, взглядов и ценностей этого выдающегося для испанской истории персонажа»7, -замечает один из современных российских исследователей.
Итак, «сколько читателей Ховельяноса, столько прочтений»8, метко замечает Фернандес Сарасола. Кроме того, со временем его идеи эволюционировали, меняли форму, что не означает нелогичности и непостоянства его мышления. Вероятно, последнее было столь оригинальным, что его нельзя строго отнести к консерваторам или либералам. Это делает изучение идей испанского гуманиста-просветителя еще более интересным занятием. Если бы в Европе не победили со временем американо-французские идеи конституционализма, вероятно, Ховелья-нос стал бы одним из цитируемых европейских авторов.
Противоречивость идей Ховельяноса связана с общей политико-правовой ситуацией, которая сложилась в Испании во второй половине XVIII века. В этот период государственность основывается на абсолютной монархии, борьба с которой развернется в XIX веке и бу-
5 Цит. по: Fernandez Sarasola I. Estado, constitucion... Р. 77.
6 Калинина Е.Ю. Эволюция формы государства в современной Испании : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 34.
7 Василенко Ю.В. Дон Гаспар Мельчор де Ховельянос как основоположник либерального консерватизма в Испании // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. № 10. С. 330.
8 Fernandez Sarasola I. Estado, constitucion. Р. 79.
дет продолжаться до революции 1931 года. Аутентичный испанский либерализм, идеи которого развивались и отшлифовывались в течение полутора веков, так и не нашел себе применения в современном мире и оказался вытесненным глобальными политико-правовыми идеями, господствующими во второй половине ХХ века.
Во времена Ховельяноса уже начала ощущаться необходимость реформ старого политико-правового режима, но сопротивление его было велико. Поэтому, желая оставаться в рамках сложившегося политико-правового мышления, но с идеями, явно опережавшими свое время, Ховельянос оказался как бы между двумя основополагающими тенденциями общественной мысли. В результате его идеи закладываются в каждую новую Конституцию, которая принимается или разрабатывается в XIX веке, но на него ссылаются и реакционные правительства, ужесточающие режим после каждого всплеска свободы и либерализма.
Концепция государства у Ховельяноса. В период, когда жил и работал Ховельянос, наблюдается кризис традиционного понимания государства, права и общества. Во Франции и Великобритании работают ученые, создающие новое понимание проблемы государственности и права. Старые томистские идеи единого и исключительного суверенитета монарха, добровольно переданного ему обществом, теряют свою актуальность перед лицом картезианского рационализма и естественного права. Концепт общественного договора становится новой глобальной основой западной государственности.
Согласно идее Ховельяноса гражданское (или государственное) общество сформировалось на основе общественного договора или фундаментального закона, который в своем догосударственном состоянии еще не представляет собой конституцию (по Ховельяносу). Общественный договор, который уже можно ассоциировать с последующей концепцией Ховельяноса о конституции, - это четкое выражение и способ совершенствования взаимных прав и обязанностей общества и государства, которые проявляют себя посредством законов. Эти права и обязанности появляются еще в догосударственном состоянии и в государстве лишь закрепляются с помощью общественного договора. Но посредством общественного договора закрепляются и другие обязанности и права, которые характеризуют го-
Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве
7
сударственное состояние общества. Гражданское общество тем и отличается от других скоплений или организаций людей, что в нем все помыслы и способности каждого направлены на всеобщее благо.
Объясняя, что такое общественный договор, Ховельянос не оригинален и полностью следует современной ему теории. По мысли ученого, каждый член общества, заключая этот договор, частично жертвует тремя благами: во-первых, частью своей независимости, чтобы сформировать публичную власть; во-вторых, частью персональной силы, чтобы сформировать общественные (в лице правоохранительных органов и армии); в-третьих, частью своего имущества, чтобы сформировать государственную казну. Здесь важно отметить, что передача прав у Ховельяноса не абсолютная и безоговорочная, а частичная. В этом смысле он дистанцируется от учений Гоббса и Спинозы, но солидаризируется с идеями Беккариа. Вместе с тем необходимо отметить важную деталь в определении Ховельяноса, которая трактуется исследователями неоднозначно. Так же она трактовалась и современниками и политическими деятелями в XIX веке: «Таким образом сформированная нация имеет бессрочную обязанность признавать и подчиняться власти, пока она действует в рамках заключенного пакта»9. Вероятно, в такой форме Ховельянос предлагает новую для Испании модель ограниченной монархии, что на тот момент было смелым предложением, даже если оно было высказано в столь мягкой форме.
От лица народа должны были выступать кортесы, в которых воплотилась форма народного волеизъявления. Они представляли собой защиту от тирана, служили противовесом в политико-правовой системе. До появления кортесов «чем иным был народ, как не стадом рабов, предназначенным удовлетворять потребности своих сеньоров?»10, - вопрошает Ховельянос, тем самым утверждая ключевую роль кортесов в структуре «исторической конституции».
В концепции государственности у Хо-вельяноса важное место отведено вопросу
9 Цит. по: Varela Suanzes-Carpegna J. La doctrina de la Constitucion Historica: de Jovellanos a las Cortes de 1845 // Revista de derecho politico. 1994. №. 39. Р. 52.
10 Fernandez Fernandez J.L. Jovellanos: antropologia y teoria de la sociedad. Madrid : Universidad Pontifica Comillas, 1991. Vol. 2. Р. 180.
о собственности, поскольку он выступал и как экономист, предлагая ряд последовательных реформ, например в области сельского хозяйства. Ховельяноса можно назвать либеральным реформатором, для которого важной проблемой является защита прав собственности. По его мнению, монарху следовало неукоснительно соблюдать и защищать право собственности посредством уже имеющегося механизма -кортесов, проводя необходимые улучшения и реформы. Также Ховельянос настаивает на том, что аристократия обладает наивысшей ответственностью, поскольку она простирается не только на поступки в отношении членов их семьи или знакомых, но на все общество. Они должны служить нравственным ориентиром для всех людей11. В этом смысле его причисляют к сторонникам просвещенного абсолютизма. Его можно назвать первым ученым в испанской истории, утверждавшим идею правового госу-дарства11 12.
В концепции Ховельяноса неурегулированным оставался один вопрос: при появлении гражданского общества, заключившего договор с государством в лице монарха, необходимо было понять, что представлял собой механизм осуществления коммуникации между этими двумя субъектами. Таким механизмом, по Хо-вельяносу, должна была стать конституция.
Концепция конституции у Ховельяноса. Идея конституции у Ховельяноса - одна из ключевых и наиболее интересных и оригинальных в его политико-правовом наследии. Однако эта идея у него не едина. Можно проследить эволюцию в его мышлении. В ранних работах Ховельяноса конституция мыслится довольно широко, а потому концепт носит описательный характер. Сначала он определяет конституцию как сложный политический, экономический и социальный каркас общества. Начиная с 80-х годов XVIII века он сужает определение, говоря о конституции как о политической структуре гражданского общества, называя этот феномен «политической консти-туцией»13. Тогда же появляется идея о регулирующей функции конституции, то есть ее нормативный характер, в соответствии с которым все законы должны подчиняться этой структу-
11 Helman E.F. El humanismo de Jovellanos // Nueva Revista de Filologia Hispanica. 1961. Р. 521.
12 Суховерхов В.В. Указ. соч. С. 18.
13 Fernandez Sarasola I. Estado, constitucion... Р. 94.
8
Юридическая наука. 2015. № 2
ре. С этого момента конституция обретает форму и становится материальной, а не просто умозрительной идеей. Необходимо отметить, что европейские ученые не дошли в своей идее до полного обретения конституцией своей материальной формы до 1787 года, но европейское мышление развивалось в данном направлении, о чем свидетельствуют модели конституционализма современных Ховельяносу исследователей. Ховельянос, как и другие авторы, не дошел в своих размышлениях до того, чтобы говорить о конституции как о конкретном тексте, определенном виде закона или совокупности законов. Также он отрицает возможность того, что конституция может быть неизменна. Это невозможно в силу ее природы. Он обращает внимание на то, что в каждую эпоху появляются свои законы, которые невозможно трактовать в отрыве от контекста. Вне своей эпохи законы не могут читаться. Однако основываются они на незыблемой структуре, которая обеспечивает непрерывность исторического развития. Самое важное качество конституции, ее ценность, по Ховель-яносу, - ее динамичность. Статической остается лишь идея конституции как структурной единицы государственности.
По идее Ховельяноса конституция в Испании (и государственность в завершенном виде) сложилась в период правления вестготов. Он показал развитие конституции в связи с конкретными историческими обстоятельствами. Каждая эпоха порождала свою конституцию на основе непрерывной идеи, которая была заложена в государство при его возникновении. В такой интерпретации некоторые исследователи видят идентификацию «политической конституции» Ховельяноса с формой правления.
В начале 1800-х годов концепция Ховель-яноса претерпела изменения, что связано с появлением материальных конституций. Конституция США 1787 года не вызывала у него восторга в связи с тем, что ее идеологической основой было освобождение колоний от власти метрополии. Привлекало его, что в ее основу были заложены идеи уважаемого им Шарля Монтескьё. Идея французской конституции 1791 года также не прельщала его, поскольку он отвергал революцию. Последовавший за ней режим террора вызывал у мыслителя-гуманиста отвращение. Ховельянос «утверждал реформу с опорой на традицию и континуитет на английский манер, а не революци-
онный прыжок в пустоту во французском ду-хе»14, как отмечал М. Фрага, испанский конституционалист и политик второй половины ХХ века. Ученый не допускал возможность борьбы и ломки общественных отношений. Реформы, по Ховельяносу, «никогда не должны направляться на изменение существующих порядков, но - обновление их»15. Одной из исторических форм реформирования Ховельянос считал фуэро16.
Он отвергал конституцию как результат конституционного процесса, особенно если он сопровождался насилием, поэтому не принял конституцию, «дарованную» Испании Наполео-ном17. В этом смысле К. Маркс называл Ховельяноса «благонамеренным реформатором»18. «Бог никогда не посылал Испании реформатора более искреннего и острожного, чем Ховельянос»19 20, -замечал К. Носедаль. М. Менедес-и-Пелайо писал о нем, что тот «не разрушал социальную реальность, он лишь стремился улучшать нравы, определяющие ее состояние; он был против
революции, хотя и видел многие древние ин-
20
ституты гниющими» .
Эта идея ложится в основу «исторической конституции», которая неизменна в корне, однако ее можно поменять путем реформы, а не разрыва. Он пишет: «И здесь я замечу, что я много слышал о необходимости создать в Кортесах новую Конституцию и исполнять ее. И в этом, на мой взгляд, кроется много ненужного и даже опасного. Возможно ли, что у Испании нет Конституции? Без сомнения, она есть, потому как что есть конституция как не совокупность фундаментальных законов, которые закрепляют права Суверена и подданных, а также благотворные способы сохранить те и другие? И кто может сомневаться, что в Испании есть такие законы? Или деспотизм оспаривал или разрушал их? Так восстановите их! Вам не хватает механизмов для обеспечения их исполнения? Так создайте их!»21
14 Василенко Ю.В. Указ. соч. С. 341.
15 Суховерхов В.В. Указ. соч. С. 18.
16 Fernandez Fernandez J.L. Jovellanos: antropologia y teoria de la sociedad... Р. 179.
17 Ibid. Р. 175.
18 Fernandez Sarasola I. Estado, constitution... Р. 80.
19 Цит. по: Василенко Ю.В. Указ. соч. С. 337.
20Там же. С. 339.
21 Цит. по: Fernandez Sarasola I. Estado, constitucion.
Р. 97.
Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве
9
Можно сказать, что Ховельянос понимает конституцию настолько конкретно, что ассоциирует ее с существующими законами, которые представляют собой ее видимое отражение. Однако основную характеристику конституции - ее эволюционный (историчный) характер - он оставляет в обновленной теории. Такую концепцию некоторые испанские авторы называют «историко-нормативной»22. Новое в ней то, что конституция Ховельяноса из умозрительной мыслительной конструкции превращается в воплощенный инструмент управления политической реальностью, становится механизмом осуществления обществом политической власти через суверена. Она воплощается через совокупность нормативно-правовых актов, которые определяют политическую действительность (фундаментальные законы). Особенность концепта Ховельяноса состоит в том, что конституция полностью не идентифицируется с законами. Она представляет собой дух законов. «Если законы “хороши” Конституции, то Конституция к ним безразлична»23 *.
Определив, что конституция исторична, Ховельянос вынужден искать то неизменное, что составляет ее основу на протяжении столетий. В этом случае его концепция становится полной. В качестве столпов испанской исторической конституции Ховельянос обнаруживает два фундаментальных элемента испанской государственности, сохраняющихся почти в неизменном виде, - монархию и кортесы. Монарх представляет собой суверена, а народ обретает политико-правовую субъектность через представительство в кортесах. Эта идея затем найдет свое отражение в XIX веке через конституционную концепцию «разделенного суверенитета». В некотором смысле его идея близка английским конституционным концепциям, а конституция Ховельяноса напоминает «неписаную» английскую конституцию. Действительно, идеи некоторых современных английских авторов были ему близки. Он хорошо знал и как читатель, и как человек крупных английских политиков и ученых своего времени, и они обсуждали идеи конституционализма. Различие заключается в том, что англий-
22 Coronas Gonzalez S.M. El pensamiento constitucional de Jovellanos // Historia Constitucional. 2000. № 1. Р. 69.
23 Цит. по: Marti M. La idea de felicidad en el pensamiento de
Jovellanos // Brocar: Cuadernos de investigation historica. 2001.
№ 25. Р. 140.
ская конституция более статичное и стабильное образование, нежели «историческая конституция» Ховельяноса.
Ховельянос-гуманист. Ховельянос пытался преодолеть противоречие между старой и новой моделью видения политико-правовой реальности и создать теорию, которая объединяла старое и новое видение мира. Он поддерживал идею социальности человека, но отрицал, что существовало так называемое «досоциальное» или природное состояние человека. Опираясь на традицию историзма, он показывал, что науке неизвестна эпоха, в которую общество не существовало. Исходя из этого, он считал социальность качеством, заложенным в человеческую природу Богом. Исток права он, как и Г. Гроций, видел в Боге. На этом основании Ховельянос делал вывод о том, что возможности познания ограничены возможностями, заложенными Богом. Содержанием естественного закона он считал любовь: во-первых, божественную, во-вторых, существующую между людьми, что было близко идеям немецкого ученого И.Г. Гейнекция. Любовь, по Ховельяносу, является конечной целью человеческого существования, но целью не имманентной, а трансцендентной. В этом он противоречил Т. Гоббсу, который считал человеческую натуру изначально испорченной. Состояние любви, по мнению Ховельяноса, противоречило состоянию отчуждения или «войны всех против всех». Поэтому не могло существовать «природное» или «досоциальное» состояние. Если бы оно существовало, то не могло бы быть столь идиллическим, как, например, у Руссо, который представлял «природных» людей неиспорченными и изначально добрыми. Именно любовь, являющаяся основой общества, способствует выполнению естественного закона, созданного Богом. Момент объединения людей в общество испанский мыслитель признает, считая его реализацией естественного стремления людей на основании закона любви к объединению. Однако он парадоксальным образом не отрицает и волюнтаристский момент в таком объединении, поскольку возникает необходимость избежать «злоупотребления сильных и ловушек
24
изворотливых» .
«Фундаментальным и простым элементом» в философии Ховельяноса является индивид25,
24 Fernandez Sarasola I. Estado, constitution... Р. 85.
25 Василенко Ю.В. Указ. соч. С. 331.
10
Юридическая наука. 2015. № 2
как отмечает М. Артола. При этом мерой социального развития индивида выступает христианство как высшая форма нравственного совершенствования, которая свидетельствует о готовности индивида исполнять социальные функции. Это ведет к достижению счастья26. Целью государства и индивида является счастье: идентификация богатства и процветания со счастьем образует один из основополагающих концептов Просвещения, унаследованных в дальнейшем либерализмом27. Говоря о понятии «счастье», Ховельянос утверждает следующее: «Ясно, что я не использую это слово в моральном значении. Я понимаю под “счастьем” то состояние изобилия и удобства, которое должно обеспечить каждое хорошее правительство своим гражданам. В этом смысле самая богатая провинция и будет самой счастливой»28 29.
Для того чтобы обеспечить такое состояние, как отмечает Ховельянос, необходимо «хорошее правительство», поскольку оно сможет проводить политику, направленную на достижение всеобщего счастья. По этому поводу Ховельянос отмечает следующее: «Политика, понимаемая как искусство управлять народами, не может иметь другого объекта как всеобщее счастье. Из этого появляются два типа отношений: во-первых, правительства и управляемых, а во-вторых, правительства с другими правительствами... В первую очередь целью политики является улучшение Конституции и законов, которым следуют народы. Какой бы мудрой и замечательной она ни предполагалась, нельзя отрицать и то, что она всегда может быть улучшена, поскольку улучшение Конституции должно следовать из соответствия ее протяженности и природных особенностей территории, на которой проживает каждый народ, настоящего и возможного состояния населения, культуры, религиозных и гражданских идей, искусств и ремесел, которыми народ живет и от которых происходит
29
его счастье» .
Здесь мы можем заметить, что Ховелья-нос объединяет политику, экономику, мораль
26 Helman E.F. El humanismo de Jovellanos... Р. 520.
27 Василенко Ю.В. Указ. соч. С. 332.
28 Цит. по: Ocampo Suarez-Valdes J. Jovellanos: ilustracion, economia y “felicidad piiblica” // Cuadernos dieciochistas. 2012. Vol. 11. Р. 97.
29 Цит. по: Bravo Lira B. El concepto de constitution en
Jovellanos // Revista Chilena de Historia del Derecho. 1984. № 10.
Р. 236.
и конституционные принципы. Испанский мыслитель создает особое правовое пространство, в котором эти сферы объединяются, получают четкие линии взаимосвязи. Несомненным достоинством концепции Ховельяноса является его патриотизм и установление тесной связи между политикой и моралью30. Конституция у Ховель-яноса - один из инструментов достижения состояния счастья, понимаемого как процветание.
Заключение. Оригинальность мышления Ховельяноса проявляется в том, что он говорит о конституции не как о единой глобальной структуре, на основе которой должно строиться любое общество. В противоположность этой модели, на которой строится современное западное общество, конституция Ховельяноса имеет значение только для конкретного государства, поскольку является его естественной структурой, на основе которой формируется соответствующее гражданское общество и государство. Он не подгоняет все государства под один обязательный шаблон, поскольку таковой не может существовать, иначе это разрушительно воздействует на само государство.
Конституция Ховельяноса - это «институциональная реальность»31, она исторична, пластична. Это живое образование, связанное с правовой культурой и правовым сознанием. Оно уже есть в народе и государстве, и оно способствовало объединению в государство и поддерживало его политико-правовое существование. Реально же существующие законы - инструмент, служащий для поддержания и совершенствования конституции. Речь идет о живом организме, который развивается и меняется с течением времени в соответствии с обстоятельствами32. «Правосознание оказывало влияние на развитие государственно-правовых институтов, меняя существующие правила и принципы в связи с общест-
33
венными переменами» .
Конституция Ховельяноса состоит из двух уровней. Первый - базисный, но минимальный по объему - статичный. Это основная и неизменная идея конституции. Второй - больший
30 Ocampo Suarez-Valdes J. Jovellanos: La reconstruction de un clasico. Р. 11.
31 Bravo Lira B. El concepto de constitucion. Р. 236.
32 Comellas Garda-Llera J.L. Jovellanos entre dos edades historicas // Boletm de la Real academia Sevillana de Buenas Letras: Minervae baeticae. 2012. №. 40. Р. 320.
33 Калинина Е.Ю. Право и религия как основа формирования европейского средневекового правосознания // Юридическая наука. 2012. № 3. С. 7.
Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве
11
по объему - динамичный. Это часть, которая подлежит изменению, улучшению, но только эволюционным путем: через реформу. Это отражает политико-правовую позицию самого мыслителя.
Несомненно, Ховельянос - один из наиболее ярких гуманистов эпохи Просвещения наряду с другими выдающимися мыслителями. Однако либерализм ученого не простирается до того, чтобы определить важное место в политической жизни государства народу. В этом смысле он оправдывает пренебрежительное отношение к себе со стороны прогрессивно настроенных политиков и ученых. В политикоправовой концепции Ховельяноса основополагающими элементами являются монарх и кортесы. Кортесы представляют проводник воли нации, но последняя никоим образом не про-
являет себя в политико-правовом процессе. Как отмечают современные ученые, субъект-ность нации в данном процессе могла бы представиться «еретической»34. Суверенитет всецело сосредоточивается в монархе и не может принадлежать никакому иному лицу или государственному органу35. Однако Ховельянос высказывает и идею, практически неприемлемую в период так называемого «Старого режима» в Испании. Он допускает возможность для народа сопротивляться монарху, который нарушает общественный договор. В этом гуманизм, но и двойственность суждений мыслителя. Несмотря на противоречивость и парадоксальность некоторых идей, его теория конституционализма существенно расширяет наши возможности понимания того, что такое конституция и каковы ее основы.
Библиографический список
1. Василенко, Ю.В. Дон Гаспар Мельчор де Ховельянос как основоположник либерального консерватизма в Испании // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2010. - № 10. - С. 329-345.
2. Калинина, Е.Ю. Право и религия как основа формирования европейского средневекового правосознания // Юридическая наука. - 2012. - № 3. - С. 4-7.
3. Калинина, Е.Ю. Эволюция формы государства в современной Испании : дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2005.
4. Суховерхов, В.В. Г.М. де Ховельянос. Социально-философские и общественнополитические воззрения : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1992. - 23 с.
5. Artola, M. El pensamiento poHtico de Jovellanos segrn la instruction inedita a la “Junta de Real Hacienda y Legislation” // Archivum. - 1962. - Vol. 12. - № 12.
6. Bravo Lira, B. El concepto de constitution en Jovellanos // Revista Chilena de Historia del Derecho. - 1984. - № 10. - Р. 235-247.
7. Cerezo Galan, P. El Litigio de soberania. Jovellanos ante las Cortes de Cadiz [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.racmyp.es/docs/anales/a88/a88-13.pdf
8. Comellas Gartia-Llera, J.L. Jovellanos entre dos edades historicas // Boletin de la Real academia Sevillana de Buenas Letras: Minervae baeticae. - 2012. - № 40. - P. 305-322.
9. Coronas Gonzalez, S.M. El pensamiento constitucional de Jovellanos // Historia Constitutional. -2000. - № 1. - P. 63-96.
10. Fernandez Fernandez, J.L. Jovellanos: antropologia y teoria de la sociedad. - Madrid : Universidad Pontifica Comillas, 1991. - Vol. 2.
11. Fernandez Sarasola, I. Estado, constitution y forma de gobierno en Jovellanos // Cuadernos de estudios del siglo XVIII. - 1996. - № 6. - Р. 77-118.
12. Helman, E.F. El humanismo de Jovellanos // Nueva Revista de Filologia Hispanica. - 1961. -Р.519-528.
13. Marti, M. La idea de felicidad en el pensamiento de Jovellanos // Brocar: Cuadernos de investigation historica. - 2001. - № 25. - Р. 137-148.
34 Varela Suanzes-Carpegna J. La doctrina de la Constitution Historica. Р. 51.
35 Fernandez Fernandez J.L. Jovellanos: antropologia y teoria de la sociedad. Р. 188.
12
Юридическая наука. 2015. № 2
14. Ocampo Suarez-Valdes, J. Jovellanos: ilustracion, economia y “felicidad рйЫюа” // Cuademos dieciochistas. - 2012. - Vol. 11. - Р. 93-117.
15. Varela Suanzes-Carpegna, J. La doctrina de la Constitution Historica: de Jovellanos a las Cortes de 1845 // Revista de derecho poHtico. - 1994. - № 39. - Р. 45-80.