DOI 10.37523/SUI.2022.51.5.012 УДК 343.8
Щетнева Вера Александровна Vera A. Shchetneva
старший преподаватель-методист учебного отдела, Senior Lecturer-Methodologist of the Educational Department,
Самарский юридический институт ФСИН России, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022,
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Аннотация. В постсоветский период (с 1991 г.) в уголовно-исполнительной системе России происходили как позитивные, так и негативные изменения.
В статье исследуется определенные тенденции, которые сложились в политико-правовом и организационном аспекте в отношении правового положения осужденных женщин, особенностей порядка исполнения наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях в указанный промежуток времени (более чем 30 лет).
Автором в ходе подготовки научной статьи использованы теоретические методы исследования (анализ, синтез, аналогии, индукции, дедукции, обобщения), практические (частные) методы исследования (наблюдение, беседа и интервьюирование, сравнительно-правовой, историко-правовой).
В завершение делается вывод о том, что специфику исполнения наказания в исправительных учреждениях в отношении осужденных женщин определяет психофизиологический фактор.
Ключевые слова: осужденная; женская исправительная колония; исправительная колония общего режима; дом ребенка; осужденные беременные женщины; осужденные кормящие матери; осужденные женщины, имеющих детей; роды; послеродовой период.
POLITICAL, LEGAL AND ORGANIZATIONAL TENDENSIES IN THE EXECUTION
OF PUNISHMENT IN THE FORM OF IMPRISONMENT IN RELATION TO CONVICTED WOMEN IN POST-SOVIET CORRECTIONAL COLONIES PERIOD
Summary. The post-Soviet period (since 1991) for the penal system of Russia is characterized by both positive and negative moments. Under these conditions, the formation and development of the institution of execution of punishment in the form of imprisonment against convicted women in correctional colonies took place.
The period of time we are studying (more than 30 years) allows us to trace certain trends that have developed in the political, legal and organizational aspect in relation to the legal status of convicted women, the peculiarities of the procedure for the execution of sentences in the form of imprisonment in correctional institutions.
During the preparation of the scientific article, the author used theoretical research methods (analysis, synthesis, analogies, induction, deduction, generalization), practical (private) research methods (observation, conversation and interviewing, comparative legal, historical and legal).
Keywords: a convicted woman; women's penal colony; general regime colony; a child's house; convicted pregnant women; convicted nursing mothers; convicted women with children; childbirth; postpartum period.
Непременным условием устойчивого развития российского общества является гармоничное развитие личности. Это возможно только при условии гарантий со стороны государства с учетом позиций ст. 19 Конституции РФ, которая провозглашает и гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина по различным признакам, в числе которых является пол личности, подразумевая, что женщина наряду с мужчиной имеет равные возможности реализации своих прав и свобод.
Определяя особый статус женщины, социальная доктрина выражает функцию и роль женщины как создательницы атмосферы справедливости и покоя для совместного проживания в семье, того, кто может сплотить или разрушить семью, а также определить будущее ребенка [1, с. 4]. Правовая доктрина с развитием общественных отношений (это особенно четко прослеживается в последние десятилетия) также уделяет широкое внимание различным правоым вопросам, касающимся женщин: соотношение с правовым статусом мужчин (вопросы равноправия и гендерного неравенства); проблемы трудоустройства, жилищного и пенсионного обеспечения; состояние здоровья; воспитание детей и т. д.
© 2022 Щетнева В. А.
Женщина становится центром внимания различных государственных институтов и общественных организаций, деятельность которых в данном вопросе получает выражение в принятии важных политико-правовых и иных документов. Естественно, женщина, претерпевающая ограничения и лишения, определенные государством в виде меры принуждения - наказания в виде лишения свободы, - также является субъектом соответствующих общественных отношений.
Особенности правового, социального, психофизиологического, медико-санитарного характера, связанные с осужденными женщинами, не позволяют игнорировать вопросы исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении них, что подтверждают научные исследования: с середины 90-х гг. ХХ в. защищено более 10 диссертаций (С. А. Абасова, Т. Н. Волкова, Э. М. Ефремова, Н. А. Иванова, М. В. Карпушина, М. В. Минстер, И. С. Онищенко, Л. И. Разбирина, Е. В. Середа, И. А. Янчук и др.). Согласно официальной статистике ФСИН России доля женщин от общего количества осужденных к лишению свободы в последние десятилетия остается стабильной и даже несколько снижается (см. таблицу). Таким образом, сегодня в российских исправительных учреждениях (далее - ИУ) каждое девятое лицо, изолированное от общества, -это осужденная женщина.
Таблица
Доля женщин от общего количества осужденных к лишению свободы
Годы Общее количество осужденных к лишению свободы Количество осужденных женщин к лишению свободы Доля осужденных женщин к лишению свободы
2000 г. 671 400 чел. 39 700 чел. 16,9 %
2005 г. 644 700 чел. 40 800 чел. 15,8 %
2010 г. 694 500 чел. 55 600 чел. 12,49 %
2015 г. 528 601 чел. 42 447 чел. 12,45 %
1 ноября 2022 г. 324 906 чел. 28 782 чел. 11,28 %
С таких позиций достаточно интересным представляется проследить тенденции, происходящие в политической, правовой, социальной сферах относительно вопросов исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин в последние десятилетия (постсоветский период). Автор при подготовке статьи использовал собственный опыт службы в исправительной колонии общего режима для осужденных женщин.
Политико-правовой сегмент нормативных документов, отражающих (прямо или косвенно) сферу исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин, достаточно широк. Не делая акцента на Конституции РФ, отметим, что она представляет собой основополагающий стержень в развитии общественных отношений (ст. ст. 19, 21, 22, 38, 39, 41 и др.), которые будут рассмотрены нами ниже.
Сегодня политико-правовой сегмент нормативных актов представлен документами системы государственного стратегического планирования в различных сферах развития страны. В них речь идет о повышении качества жизни населения, росте российской экономики и обеспечении безопасности Российского государства. Здесь следует отметить, что по своему свойству данные документы относительно рассматриваемых нами вопросов носят, с одной стороны, глобальный, с другой - косвенный характер. Яркий пример - так называемые майские указы Президента РФ (11 указов Президента РФ принятых 7 мая 2012 г., включающих 218 поручений Правительству РФ), содержание которых направленно на повышение жизненного уровня граждан РФ, в том числе женщин. Естественно, такие указы имели и имеют (хотя бы косвенно) отношение к сфере реализации мер государственного принуждения в отношении осужденных женщин в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС).
Развитие общественных отношений ведет не только к их усложнению, но и приданию отдельным субъектам специфической роли в этих отношениях. Такой тренд намечен в последние десятилетия, когда отдельные категории граждан со стороны государства выделаются в особо охраняемые (защищаемые) субъекты. Так, впервые на государственном уровне в особо охраняемый (защищаемый) государством субъект выделена женщина. Речь идет о Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 гг. (далее - Стратегия). Председатель Совета
Федерации РФ В. И. Матвиенко отмечает о необходимости реализации Стратегии во всех без исключения областях общественной жизни [2], видимо, подразумевая в том числе сферу, где женщина в условиях изоляции претерпевает ограничения и лишения. С полной уверенностью можно отметить, что Стратегия имеет проекцию на женщин, находящихся в ИУ. Эти меры достаточно емки и системны. Среди них (с учетом специфики нашей темы) вопросы сохранения здоровья женщин в ИУ, улучшение экономического положения и обеспечение роста их благосостояния, профилактика и предупреждение социального неблагополучия и насилия в отношении них.
Вопросы развития правоохранительных органов и отношений, в которых они реализуют свои полномочия, содержатся в политико-правовых документах отраслевого назначения. Соответствующие тенденции в развитии положений этих документов получили в нулевые годы ХХ1 в. Такие документы отражают не только вопросы развития УИС и отдельных направлений деятельности УИС, но и более узкие вопросы, в том числе касающиеся положения осужденных женщин в ИУ.
Знаковым стало принятие впервые на государственном уровне Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2020 г. (далее - Концепция 2020) и в последующем Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г. (далее -Концепция 2030). Концепция 2020, принятая в 2010 г., положения которой в некотором роде носили декларативный характер, не делали особого и ярко выраженного акцента на вопросах правового положения осужденных женщин ИУ и вопросов исполнения наказаний в отношении них. Рассматриваемый документ предлагал разработать механизм правовой защиты подозреваемых, обвиняемых и осужденных из числа несовершеннолетних лиц женского пола, беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей. В свою очередь в Концепции 2030 при подведении итогов Концепции 2020 отмечено, что такие механизмы выработаны (раздел I). В то же время Концепция 2030 носит уже более конкретизированный характер в отношении осужденных женщин. Этот политико-правовой нормативный документ ставит перед собой более разнообразные задачи, в числе которых учет особенностей содержания осужденных женщин, а также совершенствование законодательства РФ в целях улучшения условий их содержания. Концепция 2030 выделяет в отдельный раздел социально незащищенную категорию осужденных - женщин, имеющих несовершеннолетних детей (раздел 1Х). Собственно, рассматриваемый документ делает четкий акцент на мероприятиях в отношении указанной категории женщин (всего 10 мероприятий). На наш взгляд, материально-бытовые и социальные гарантии в отношении осужденных женщин, имеющих несовершеннолетних детей, еще раз подтверждают тренд «Россия - социальное государство» (ст. 7 Конституции РФ).
Анализируя политико-правовой сегмент в вопросах тенденций в исполнении наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин, следует сделать акцент на финансово-программных документах, которые, безусловно, будут являться частью широкой политико-правовой системы нормативных актов.
Развитие финансово-экономических возможностей РФ в начале нулевых годов ХХ1 в. сделало возможными вывести финансирование УИС на новый и в то же время самостоятельный уровень. Так, с 2002 г. специально для УИС принимаются федеральные целевые программы (далее -ФЦП). Всего на сегодняшний день было принято три ФЦП: 2002-2006 гг., 2007-2016 гг., 20172026 гг. с пролонгацией последней до 2030 г. Если указанные выше Стратегия и концепции носят преимущественно идеолого-правовой смысл, то ФЦП фактически подкрепляют эти нормативы финансовыми средствами. Анализ всех ФЦП показывает, что их цели остаются на протяжении десятилетий неизменными: приведение условий отбывания наказания осужденных, в том числе женщин, в соответствие с законодательством РФ. И вот уже финансово-программное содержание ФЦП выливается в понятную, конкретную плоскость, формирующую организационную тенденцию в отношении условий содержания осужденных женщин в ИУ. Практически речь идет о финансировании строительства, реконструкции, ремонтах отдельных мест лишения свободы. ФЦП не делали и не делают четкого акцента на вопросах отбывания наказания осужденными женщинами сразу во всех ИУ, они точечно определяют обособленные объекты ИУ для женщин, требующих архитектурно-строительных улучшений. Так, ФЦП 2017-2030 гг. предусматривает строительство дома ребенка на 70 мест в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Свердловской области, где отбывают наказание осужденные женщины. Эта же ФЦП предусматривает в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ставропольскому краю (исправительная колония общего режима для осужденных женщин) строительство общежития на 200 мест, комнат для длительных свиданий, а также иных объектов коммунально-бытового назначения.
Обозначенные нами политико-правовые нормативные акты последних 20 и более лет в своем узком значении определили вектор и тенденции в вопросах исполнения и отбывания наказания осужденными женщинами в ИУ. В таких нормативах государство формулирует своего рода правотворческий ориентир и видение того, как должны быть реализованы в законодательстве поддерживаемые государством правовые идеи, материальные источники права [3, с. 149]. В дальнейшем от них уже отталкивается законодатель, который формирует свою тенденцию в сфере вопросов, направленных на развитие системы исполнения и отбывания уголовных наказаний, в том числе в отношении женщин, и УИС в целом.
Изменение общественно-политической и социально-экономической формации в нашей стране на рубеже 80-90-х гг. ХХ в. привели к глобальному изменению отношений во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Вместе с этим наметилась новая тенденция как в вопросах правового обеспечения и практической реализации мер государственного принуждения, так и отдельных их аспектов.
С начала 90-х гг. ХХ в. основным политико-правовым компонентом (в широком смысле слова) проведения в жизнь воли общества и государства стал федеральный закон. Вопросы исполнения и отбывания наказаний в новейшей России до принятия действующего сегодня УИК РФ (до июля 1997 г.) решались Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1970 г. (далее - ИТК РСФСР). Именно ИТК РСФСР с 80-х гг. ХХ в. стал проводником новых, только что обозначившихся общественно-государственных тенденций. Их центральной идеей стала идея гуманизации сферы исполнения наказаний, в том числе в отношении осужденных женщин в исправительно-трудовых учреждениях (далее - ИТУ). В этом плане прорывным стал закон РФ от 12.06.1992 № 2988-1, который внес глобальные изменения в ряд законов, в т.ч. в ИТК РСФСР. Для осужденных, в том числе женщин, на уровне закона не только закреплялись новые права и свободы в виде обеспечения их свободы совести, личной безопасности, контроля со стороны депутатского корпуса и общественности, но и вменялась в обязанность администрации ИТУ разъяснять осужденным в полном объеме их права и обязанности, а также обеспечивать доступ к законодательству РФ в сфере исполнения уголовных наказаний. Условия отбывания наказания стали более дифференцированными, в целом они значительно гуманизировались. Работающим осужденным разрешалось выезжать за пределы ИТУ, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Теперь время работы осужденных засчитывалось в их общий трудовой стаж. Улучшалось материально-бытовое обеспечение осужденных. Впервые в ИТК РСФСР появилась система норм (ст. 571), закрепляющая особенности содержания в ИТУ осужденных беременных женщин, кормящих матерей и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Тенденцию на гуманизацию исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин и улучшение условий их содержания подхватил принятый в декабре 1996 г. и вступивший в силу с июля 1997 г. УИК РФ. Так, ФЗ от 09.03.2001 № 25-ФЗ, внесший изменения и дополнения в УИК РФ, вел к сокращению численности осужденных женщин в ИУ и дальнейшей гуманизации их пребывания в местах лишения свободы. ФЗ от 08.12.2003 № 161-ФЗ предоставил право осужденным на психологическую помощь, обеспечил осужденных женщин индивидуальными средствами гигиены, упразднил исправительные колонии строгого режима для осужденных женщин, предусмотрел механизмы защиты прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, иные аспекты, связанные с гуманизацией отбывания наказания.
Следует отметить, что четвертьвековое существование УИК РФ - это время, когда год от года, десятилетие от десятилетия вопросы исполнения наказания в отношении осужденных женщин в ИУ совершенствовались, а их правовой статус расширялся и конкретизировался. Вот лишь наиболее важные изменения и дополнения, внесенные в УИК РФ: возможность осуществления контроля со стороны уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ за обеспечением прав осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка в ИУ (ФЗ от 03.12.2011 № 378-ФЗ); улучшение положения матерей с детьми в местах лишения свободы, в том числе при их перемещении на специальном транспорте ФСИН России (ФЗ № от 26.06.2017 № 200-ФЗ, на основании протокола заседания Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере от 20 сентября 2016 г.) и т. д. В настоящее время положительные тенденции в сфере улучшения содержания осужденных женщин продолжают сохраняться. Так, с 03.10.2022 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минюстом России размещен проект федерального закона,
предусматривающий возможность увеличения возраста пребывания ребенка осужденной женщины при доме ребенка ИУ с трех до четырех лет. Это по мнению Минюста России будет способствовать сохранению родственных связей осужденных женщин и их детей [4].
Определенные положительные тенденции (но только со временем) наметились в правовом обеспечении условий содержания осужденных женщин в исправительных колониях (далее - ИК). В условиях политической нестабильности в 90-е гг. ХХ в., перехода страны к рыночным отношениям и недостаточного обеспечения социальной сферы в ИК также складывалась непростая ситуация с питанием осужденных женщин, их вещевым, коммунально-бытовым, медико-санитарным обеспечением. Законодатель в 1992 г. в связи со сложной ситуацией в стране внес изменения в ИТК РСФСР (ст. 22), позволив осужденным женщинам совершеннолетнего возраста не носить одежды единого образца. Фактически на десятилетие (примерно до 2001 г.) осужденные женщины в вопросах вещевого обеспечения (одежды, вещевого имущества) были предоставлены сами себе. На этот счет отдельные ветераны УИС, проработавшие не одно десятилетие в женских ИК, в ходе проведенного нами интервьюирования, отмечали, что порой одежду для осужденных женщин приходилось приносить из дома, просить об этом родственников, близких осужденных и иных лиц. Лишь в нулевых годах ХХ1 в. ситуация с вещевым обеспечением осужденных стала исправляться. С принятием новых норм вещевого довольствия осужденных (2000 и 2005 гг.) ситуация изменилась. Сегодня с новыми объявленными нормами вещевого довольствия осужденных (приказ Минюста России от 3 декабря 2013 года № 216) вещевое обеспечение женщин в ИК не только стабилизировалось, но и по разным параметрам гораздо улучшилось. В зависимости от времени года установленная одежда классифицируется, качество ее улучшено. Цветовая гамма одежды, с закрепившимся в предыдущие десятилетия за местами лишения свободы темным или черным цветом, заменена на более эстетический цвет. Теперь в зависимости от вида одежды для осужденных женщин преобладают зеленые и светло-зеленые цвета.
Особо стоит остановиться на обеспечении осужденных женщин в ИК вещами и предметами, которые помогают поддерживать личную гигиену и санитарию в местах их содержания. ФЗ от 08.12.2003 № 161-ФЗ предусмотрел обеспечение за счет государства осужденных женщин, нуждающихся в индивидуальных средствах гигиены (хозяйственное и туалетное мыло, зубная паста и щетка, средства личной гигиены, туалетная бумага). Дело в том, что не все осужденные женщины имеют при себе, а также могут позволить себе приобрести индивидуальные средства гигиены. Наметившаяся почти 20 лет назад тенденция представляется весьма позитивной. Это еще раз подчеркивает социальную направленность российской УИС.
Аналогичная вещевому обеспечению складывалась ситуация с питанием осужденных женщин в ИК. Экономический кризис первого десятилетия новой России проецировался на места лишения свободы. Ветераны УИС, ранее проходившие службу в женских ИУ, отмечают, что первая половина 90-х гг. ХХ в. - это наиболее сложное время. Из-за недостаточности финансирования российской пенитенциарной системы, учитывая, что питание осужденных было сбалансированным и строго регламентированным, приходилось искать различные решения, чтобы накормить осужденных. В итоге помощь руководителей территориальных органов УИС и прокуратуры позволяла разрешить вопрос с питанием осужденных женщин. Стабилизировать ситуацию получилось лишь к началу нулевых годов ХХ1 в. Сами нормативы, закрепляющие нормы и рацион питания осужденных женщин в ИК, за последние двадцать с лишним лет подверглись изменению, вплоть до издания новых приказов, целых четыре раза (утверждались Минюстом России в 2001, 2005, 2016, 2018 гг.). Рацион питания осужденных женщин к лишению свободы постепенно улучшался. Так, весьма несложно проследить минимальные нормы питания для осужденных женщин (в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 99 УИК РФ устанавливаются Правительством РФ) конца 90-х гг. прошлого века и сегодня. Согласно постановлению Правительства РФ от 08.07.1997 № 833, утвердившему минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы, рацион минимальной нормы составлял 16 продуктов питания. Сегодняшний минимальный рацион питания (установлен постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 с последующими изменениями и дополнениями) в отношении осужденных женщин в ИК состоит из двадцати одной позиции продуктов питания. Со временем в рацион питания осужденных дополнительно стали входить мясо птицы, молоко коровье, яйца куриные и другие продукты питания. Но ч. 6 ст. 99 УИК РФ требует от пенитенциарного ведомства обеспечить осужденных беременных женщин и кормящих матерей повышенными нормами питания. И здесь мы отмечаем тенденцию к улучшению вопроса
о питании особой категории осужденных женщин. В соответствии с требованиями приказа Минюста России от 17.09.2018 № 189 в их рацион питания помимо прочих продуктов включены: сыр, фрукты свежие, сок, сметана, кофе натуральный, кондитерские изделия и другие продукты питания. Осужденные беременные женщины и кормящие матери, отбывая наказание в ИК в 90-х гг. ХХ в. и в первые годы нулевых годов ХХ1 в., несмотря на повышенные нормы питания (например, норма 7 приказа Минюста России от 04.05.2001 № 136), такого рациона как сегодня, были лишены.
В УИС постсоветской России в отношении отдельных категорий осужденных в ИК, в том числе женщин, применялась пониженная норма питания (фактически с июня 1971 г. до июня 1992 г.), что естественным образом отличает ее от минимальных норм питания осужденных. Это касалось осужденных женщин, отбывающих меру взыскания в виде водворения в штрафные изоляторы и перевода в помещения камерного типа. С вступлением в силу положений нового УИК РФ (июль 1997 г.) законодатель вновь ввел для указанной категории осужденных пониженную норму питания, которая по заключению медицинских работников ИУ могла быть отменена. Однако с годами по гуманитарным соображениям данная норма (ч. 4 ст. 118 УИК РФ) была окончательно отменена и утратила силу с внесением изменений в УИК РФ, предусмотренных ФЗ от 08.12.2003 № 161-ФЗ. Формально же на уровне Минюста России положение о пониженной норме питания в отношении рассматриваемой категории осужденных утратило силу только летом 2004 г. (приказ Минюста России от 27.08.2004 № 142).
Отдельно стоит остановиться на правовом и организационном обеспечении коммунально-бытовых вопросов исполнения и отбывания наказания в отношении осужденных женщин в ИУ. Здесь также есть позитивные тенденции. В 90-х гг. ХХ в. в соответствии с положениями гл. 11 ИТК РСФСР осужденные женщины содержались в обычных жилых помещениях, которые, по сути, несмотря на неоднозначность наименования («обычные жилые помещения»), представляли из себя общежития, а в каких-то случаях комнаты. Норма жилой площади на одну осужденную женщину предусматривалась не менее двух квадратных метров (ст. 56 ИТК РСФСР). С 1997 г. норма жилой площади для осужденных женщин в ИК увеличена до трех квадратных метров, что согласно ч. 1 ст. 99 УИК РФ является минимумом.
На протяжении более 30 лет (с 1991 г.) вопросы проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов ИК для осужденных женщин регулировались отдельными приказами Минюста России и МВД СССР, имеющих гриф ограниченного пользования. С 2017 г. эти вопросы реализуются в соответствии с требованиями приказа Минстроя России от 15 апреля 2016 г. № 245/пр. Согласно указанному нормативно-правовому акту осужденные женщины размещаются поотрядно в обособленных секциях (этажах). При этом в общежития с общими спальными помещениями можно размещать до 50 осужденных женщин. При комнатном размещении количество осужденных женщин в жилом помещении варьируется от 4 до 6 человек.
По мнению автора при размещении осужденных женщин в ИУ в зависимости от тех или иных условий отбывания наказания, следует принимать во внимание психофизиологические особенности женщин. Очевидно, что женщина больше склонна к чистоте, уюту, индивидуальности. В связи с этим полагаем, что тем или иным условиям отбывания наказания (облегченным, обычным и строгим) должны соответствовать определенные коммунально-бытовые решения (ограничения или дозволения). Чем легче условия отбывания наказания, тем больше возможностей в быту. Чем строже условия, тем быт проще и аскетичнее. Такие позиции представляются весьма обоснованными. Например, при разработке в 2010 г. ФСИН России новой модели воспитательного центра (вместо госпитальных колоний) разработчиками это принималось во внимание [5]. Между тем в ИК для отбывания наказания осужденных женщин эти аспекты уже какое-то время практически реализуются. Так, на базе ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области с 2016 г. для осужденных женщин действует реабилитационный центр «Аврора» (лимит - 23 человека, списочная численность - 15 человек). Основные критерии проживания в этом центре: осужденная женщина содержится на облегченных условиях, она не имеет взысканий, переводится в центр после заседания дисциплинарной комиссии и только за 6 месяцев до конца срока отбывания наказания или условно-досрочного освобождения. В указанном центре улучшены коммунально-бытовые условия: имеется кухня с бытовыми приборами (духовая плита, микроволновая печь, холодильник), комната эмоциональной разгрузки для работы с психологом и с релаксационными креслами, спортивный тренировочный зал, прачечная (стиральные машины, утюги, гладильные доски, место для сушки белья). В центре предусмотрены своя библиотека и телевизор с БУБ-проигрывателем [6].
Медико-санитарное обеспечение осужденных женщин также претерпело за последние десятилетия позитивные изменения. Впервые (с июня 1992 г.) в исправительно-трудовое законодательство РСФСР была включена норма об особенностях отбывания наказания беременными женщинами, кормящими матерями и женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет (ст. 571 ИТК РСФСР). Она и сегодня закреплена в УИК РФ (ст. 100). Позитивные изменения происходят не только в аспекте разнообразия предоставления медицинских услуг, но и особого отношения к осужденным женщинам инвалидам. Так, ФЗ от 01.12.2014 № 419-ФЗ внес в ст. 101 УИК РФ серьезные и необходимые дополнения: определен порядок обеспечения инвалидам из числа осужденных женщин необходимых условий для прохождения медико-социальной экспертизы, получения и использования ими технических средств реабилитации и других приспособлений с учетом особенностей размещения и внутреннего распорядка ИУ.
Правила внутреннего распорядка ИУ, утвержденные Минюстом России от 04.07.2022 № 110 (далее - ПВР ИУ), конкретизируя общественные отношения в ИК для осужденных женщин, фактически определяют и сопровождают особенности отбывания ими наказания в той или иной ситуации (питании, вещевом обеспечении, лечении, общественно полезном труде, учебе и т. д.). Представляется, что ПВР ИУ как ведомственный нормативно-правовой акт, конкретизируя и обеспечивая действия УИК РФ и иных федеральных законов [7, с. 139], способствует положительным тенденциям в вопросах исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в ИК для осужденных женщин.
Таким образом, постсоветский период в вопросах исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин достаточно сложный и противоречивый временной промежуток. Все процессы, происходящие в ИУ для осужденных женщин, были следствием отношений, происходящим в стране, которые в зависимости от временного периода имели как положительные, так и отрицательные стороны. Тем не менее тенденции год от года приобретали положительную сторону.
В целом же психология и физиология подтверждает, что к осужденной женщине нужен особый подход. Естественные физиологические обстоятельства (беременность, роды, послеродовой период) делают такой подход специфичным. Имея достаточный опыт исполнения наказания и работы с осужденными женщинами в последние десятилетия, персонал УИС, полагаем, способен в дальнейшем обеспечивать законность, правопорядок и безопасность в исправительных колониях для женщин.
Библиографический список
1. Беспалов Ю. Ф. Российская семья и российская женщина: социально-правовой аспект // Семейное и жилищное право. 2019. № 6. С. 3-7.
2. Матвиенко В. И. Стратегия действий в интересах женщин открывает новые возможности для их полноценного участия в жизни страны [Электронный ресурс] // Совет Федерации Федерального собрания РФ: события: все новости: офиц. сайт. URL: http://council.gov.ru/events/news/77870/ (дата обращения: 25.11.2022).
3. Токмин С. А. Политико-правовые документы в системе источников российского права // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 4. С. 145-149.
4. Паспорт проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: Минюст России: офиц. сайт. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=131909 (дата обращения: 26.11.2022).
5. Попов В. В. Воспитательный центр как новый вид исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных // Пенитенциарная наука. 2010. № 10. С. 27-35.
6. Более полугода в ИК-15 УФСИН России по Самарской области успешно работает реабилитационный центр «Аврора» [Электронный ресурс] // УФСИН России по Самарской области: Новости: офиц. сайт. URL: https://63.fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=295414(дата обращения: 27.11.2022).
7. Усеев Р. З. 50 лет Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений: форма, содержание, правоприменение // Сетевой электронный научно-практический журнал частного и публичного права «Ius Publicum et Privatum». 2022. № 4 (19). С. 131-141.
References
1. Bespalov Yu. F. Rossijskaya sem'ya i rossijskaya zhenshchina: social'no-pravovoj aspect [Russian family and Russian woman: social and legal aspect]. Semejnoe i zhilishchnoe parvo [Family and housing law], 2019, no. 6, pp. 3-7 [in Russian].
2. Matvienko V. I. Strategiya dejstvij v interesah zhenshchin otkryvaet novye vozmozhnosti dlya ih polnocennogo uchastiya v zhizni strany [Women's Action Strategy Opens Up New Opportunities for Their Full Participation in the Country]. URL: http://council.gov.ru/events/news/77870/ (Accessed: 25.11.2022) [in Russian].
3. Tokmin S. A. Politiko-pravovye dokumenty v sisteme istochnikov rossijskogo prava [Political and legal documents in the system of sources of Russian law]. Pravovaya politika i pravovaya zhizn' [Legalpolicy and legal life], 2013, no. 4, pp. 145-149 [in Russian].
4. Pasport proekta federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii i Federal'nyj zakon «O soderzhanii pod strazhej podozrevaemyh i obvinyaemyh v sovershenii prestuplenij» [Passport of the draft federal law «On Amendments to the Criminal Executive Code of the Russian Federation and the federal law «On Detention of Suspects and Accused of Committing Acts»]. Federal'nyj portal proektov normativnyh pravovyh aktov [Federal portal of draft regulatory legal acts]. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=131909 (Accessed: 26.11.2022) [in Russian].
5. Popov V. V. Vospitatel'nyj centr kak novyj vid ispravitel'nogo uchrezhdeniya dlya nesovershennoletnih osuzhdennyh [Educational center as a new type of correctional education for juvenile convicts]. Penitenciarnaya nauka [Penitentiary science], 2010, no. 10, pp. 27-35 [in Russian].
6. Bolee polugoda v IK-15 UFSIN Rossii po Samarskoj oblasti uspeshno rabotaet reabili-tacionnyj centr «Avrora» [For more than six months, the Aurora rehabilitation center has been successfully operating in correctional colony no. 15 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Samara Region]. UFSIN Rossii po Samarskoj oblasti [Federal Penitentiary Service of Russia for the Samara Region]. URL: https://63.fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=295414 (Accessed: 27.11.2022) [in Russian].
7. Useev R. Z. 50 let Pravilam vnutrennego rasporyadka ispravitel'nyh uchrezhdenij: forma, soderzhanie, pravoprimenenie [50 years of the Internal Regulations of Correctional Institutions: form, content, enforcement]. Setevoj elektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal chastnogo ipublichnogoprava «Ius Publicum et Privatum» [Online electronic scientific and practical journal ofprivate and public law «Ius Publicum et Privatum»], 2022, no. 4 (19), pp. 131-141 [in Russian].