Научная статья на тему 'Политико-правовые аспекты обеспечения национальной безопасности российского государства'

Политико-правовые аспекты обеспечения национальной безопасности российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1178
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЗАКОН / КОНЦЕПЦИЯ / NATIONAL SAFETY / STATE / LEGAL STATE / CIVIL SOCIETY / LAW / CONCEPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Телятник Татьяна Евгеньевна

В статье рассматривается проблема обеспечения национальной безопасности государства как важного направления деятельности всех органов власти. Соблюдение норм и принципов права -неотъемлемая характеристика правового государства и гражданского общества. В российском обществе, где происходит преобразование политической системы, проведение исследований по данному направлению представляет значительный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL ASPECTS OF ENSURING NATIONAL SAFETY OF RUSSIAN STATE

The article is devoted to the problem of ensuring national safety of the state as important direction of activity of all authorities. The observance of norms and principles of the right is the integral characteristic of the legal state and the civil society. In Russian society where there is the transformation of political system, the carrying out of researches in the given direction represents significant interest.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые аспекты обеспечения национальной безопасности российского государства»

УДК 321:340.12(470+571)

Телятник Татьяна Евгеньевна

аспирантка кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета тел.: (918) 26-70-455

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Telyatnik Tatiana Evgenievna

postgraduate student of the chair of politology and political management, Kuban State University tel.: (918) 26-70-455

POLITICAL AND LEGAL ASPECTS OF

ENSURING NATIONAL SAFETY OF RUSSIAN STATE

Аннотация:

В статье рассматривается проблема обеспечения национальной безопасности государства как важного направления деятельности всех органов власти. Соблюдение норм и принципов права -неотъемлемая характеристика правового государства и гражданского общества. В российском обществе, где происходит преобразование политической системы, проведение исследований по данному направлению представляет значительный интерес.

Ключевые слова:

национальная безопасность, государство, правовое государство, гражданское общество, закон, концепция.

The summary:

The article is devoted to the problem of ensuring national safety of the state as important direction of activity of all authorities. The observance of norms and principles of the right is the integral characteristic of the legal state and the civil society. In Russian society where there is the transformation of political system, the carrying out of researches in the given direction represents significant interest.

Keywords:

national safety, state, legal state, civil society, law, conception.

Безопасность российского государства тесно связана с историческими тенденциями различных эпох, в каждую из которых существовали свои особенности, выразившиеся в законодательных и иных правовых нормах.

Началу государственной безопасности положило формирование государственной тайны, являвшейся существенным элементом в механизме осуществления власти. В настоящее время в зарубежной и отечественной научной литературе говорится о функционирующей системе обеспечения национальной безопасности, которая складывалась на протяжении всего исторического периода существования государств. В нашей стране понятие «национальная безопасность» прошло различные этапы своего становления и развития. Главными составными частями национальной безопасности как социально-политического явления сегодня выступают безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства в таких сферах как оборона, общественная жизнь, международная жизнь, экология, экономика и информация.

А. Буркин, А. Возженников, Н. Синеок считают, что система «национальной безопасности» состоит из множества подсистем, которые подлежат автономному изучению [1]. Отсюда вытекает необходимость интегрировать показатели безопасности на различных ее уровнях и в различных сферах жизни общества, синтезировать обобщенные критерии национальной и глобальной безопасности, что возможно лишь на основе принципа дополнительности знания.

Современные теоретические подходы к национальной безопасности, к сожалению, отличаются неопределенностью во взглядах на безопасность и недооценкой ряда методологических аспектов формирования стратегии национальной безопасности, исключающей единый алгоритм мышления, принятия стратегических решений и деятельности в сфере безопасности. Это отражается и в официальных государственных документах, которые не содержат точных определений основных целей, объектов и методов обеспечения национальной безопасности России, зачастую ограничиваясь констатациями и декларациями.

К исследованию проблем, связанных с политико-правовыми средствами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, обращались многие российские политологи, юристы, социологи, философы, экономисты, другие специалисты. Однако рассмотрение процесса формирования политико-правовых средств обеспечения национальной безопасности в контексте юридических и политических доктринальных подходов, концептуально-правовых оснований их генезиса еще не имело системного и институционального характера с учетом новых глобальных угроз терроризма и сепаратизма.

Можно отметить, что в научной литературе сформировались основные подходы исследования различных измерений проблемы правовых и политических средств обеспечения национальной безопасности в пределах соответствующих дисциплинарных рамок. Что касается институционального анализа, то он позволяет преодолеть узкодисциплинарные рамки исследования на основе системного изучения данной проблемы с учетом ее политико-правовой значимости и востребованности.

Государственная правовая политика в сфере обеспечения национальной безопасности институционализирована в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», где определены национальные интересы страны, цели и задачи по их защите. Они базируются на юридических и политических принципах конституционализма, федерализма, национального суверенитета и демократизма, обеспечивающих политическую стабильность и единство правового пространства, законность и правопорядок, а также нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма и утраты территориальной целостности государства. Национально-государственные интересы обусловливают содержание современного политико-правового процесса, в который они интегрированы программными целевыми установками субъектов политики, определяющих степень важности национальных интересов, приоритетность их реализации соответствующими правовыми и политическими институтами и органами государственной власти.

Законом РФ № 2446-1 от 05.03.1992 «О безопасности» национальная безопасность Российской Федерации понималась как состояние защищенности национальных интересов России от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное и устойчивое развитие личности, общества, государства [2]. В качестве главных объектов, ради которых формируется система национальной безопасности России, избраны: личность, ее права и свободы, общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Эти разделы были повторены в Концепции национальной безопасности при определении понятия «национальные интересы» как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства [3].

Согласно Закону «О безопасности», систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности [4]. Основным элементом государственно-правового механизма обеспечения безопасности является Совет Безопасности Российской Федерации, который, являясь конституционным органом, осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Национальные интересы связываются с наиболее существенными потребностями общества и государства, удовлетворение которых обеспечивает их существование и развитие. Отсюда следует понимание безопасности как ключевого национального интереса, то есть потребностей, среди которых выделяются объекты защиты: политическая стабильность; целостность государства; оборона; техноэкологическая безопасность; экономическая безопасность; внешнеполитические приоритеты, способствующие созданию максимально благоприятной для России международной среды [5].

Другой официальный документ - «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» - сохраняет преемственность с Концепцией национальной безопасности, но делает акцент не просто на защиту жизненно важных интересов, а на безопасность через развитие.

Таким образом, мы можем отметить, что правовая политика в сфере обеспечения национальной безопасности формируется путем установления концептуально-правовых приоритетов модернизируемой российской государственности и правовой институционализации прав и свобод человека как глобального фактора устойчивого развития общества.

Важно отметить, что критерием эффективности законодательной базы национальной безопасности является качественная адекватность нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения в данной сфере, юридическим и политическим доктринальным установкам, принятым государством как субъектом национальной безопасности.

Необходимость в усовершенствовании нормативно-правовой базы действующего российского законодательства очевидна. Деятельность органов исполнительной, законодательной и судебной власти в направлении усовершенствования позволила бы более тщательно, надежно

оберегать права человека, гражданина, общества и государства на безопасность своего развития, вводить ограничения и запреты в интересах повышения национальной безопасности Российской Федерации в XXI в. Игнорирование прав человека в ходе процесса обеспечения безопасности государства может серьезно усугубить и осложнить его исход, а затем и вылиться во внутриполитические конфликты.

Законодательные основы механизма функционирования обеспечения национальной безопасности еще не в полной мере проработаны. Кроме того, как отмечают отечественные политологи, необходимо проводить работу по согласованию содержания нормативно-правовых актов в сфере обеспечения прав человека в ходе реформирования системы российской безопасности.

Ссылки:

1. Буркин А.И., Возжеников А.В., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. М., 2008.

2. Сборник законов Российской Федерации. М., 2005.

3. Концепция национальной безопасности. М., 2000.

4. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изменениями и дополнениями).

5. Международная безопасность и обороноспособность государств (понятия, определения, термины). М., 1998.

References (transliterated):

1. Burkin A.I., Vozzhenikov A.V., Sineok N.V. Natsion-al'naya bezopasnost' Rossii v kontekste sovremen-nyh politicheskih protsessov. M., 2008.

2. Sbornik zakonov Rossiyskoy Federatsii. M., 2005.

3. Kontseptsiya natsional'noy bezopasnosti. M., 2000.

4. Zakon RF ot 5 marta 1992 g. № 2446-1 “O bezopasnosti” (s izmeneniyami i dopolneniyami).

5. Mezhdunarodnaya bezopasnost' i oboronosposob-nost' gosudarstv (ponyatiya, opredeleniya, terminy). M., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.