УДК 327 + 341.24 ББК 66.4 + 67.9
© 2018 г. В. В. Зубенко,
врио начальника Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России
кандидат социологических наук.
E-mail: [email protected]
Д. Н. Тишкин,
заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала
Ростовского юридического института МВД России.
E-mail: [email protected]
А. Н. Сетраков,
начальник кафедры специальных дисциплин Волгодонского филиала Ростовского юридического
института МВД России.
E-mail: [email protected]
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ И ГЕОПОЛИТИКИ
В статье анализируются история международного сотрудничества России и Европы (ЕС) и проблемы, связанные с ним на современном этапе геополитического противостояния. Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что игнорирование законов геополитики при принятии стратегических решений зачастую может привести к тяжелым политическим последствиям и создать угрозы для национальной безопасности нашей страны.
Ключевые слова: международное сотрудничество, национальная безопасность, геополитика, геополитическое интересы, обеспечение национальной безопасности, санкции.
V. V. Zubenko - Deputy Head of Volgodonsk branch of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of
Russia, Candidate of Sociological Sciences.
D. N. Tishkin - Deputy Head of the Department of Tactical and Special Training of Volgodonsk branch of Rostov
Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
A. N. Setrakov - Head of the Department of Special Disciplines of Volgodonsk branch of Rostov Law Institute
of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
POLITICALAND LEGALASPECTS OFTHE INTERNATIONAL COOPERATION OF RUSSIA
AND THE EUROPEAN UNION IN A MIRROR OF HISTORYAND GEOPOLITICS
The article analyzes the history of international cooperation between Russia and Europe (EU) and the problems associated with it at the present stage of the geopolitical confrontation. The relevance of the study is due to the fact that ignoring the laws of geopolitics, when making strategic decisions, can often lead to serious political consequences and create threats to the national security of our country.
Keywords: international cooperation, national security, geopolitics, geopolitical interests, ensuring national security, sanctions.
С давних времен Европа строила с Российской империей, СССР, а затем Российской Федерацией, особые отношения и зачастую невыгодные как в экономическом, так и политическом плане России, которая, в свою очередь, в буквальном смысле не раз спасала Европу от гибели - в XIX веке от Наполеона, в XX от Гитлера. При этом Россия уделяет важное значение взаимоотношениям с европейскими государствами, стараясь строить их, не ущемляя интересы политических партнеров. После развала СССР в отношениях ме-
жду Россией и международными центрами силы - США и Европейским Союзом (ЕС) произошли глобальные изменения, во многом негативные для РФ.
Для того чтобы понять суть происходящего, необходимо вернуться к истории. Еще во время становления «европейской идеи» многие ее сторонники противились участию России в европейской интеграции, провозглашая одной из целей будущего союза борьбу с «имперскими» устремлениями Российской империи. Сторонник этой точки зрения Стефано
Ясини в конце XIX столетия утверждал, что существует «безусловная необходимость образования полуфедеральной организации государств, способной противостоять двум колоссальным гигантам, формирующимся на пороге нового столетия России, неудержимой в Азии, и Соединенным Штатам Северной Америки, каждый из которых обладает более 100 миллионами жителей» [1]. Другие приверженцы европейского единства также опасались, что Россия с ее огромной географической, военной и экономической мощью, способна «поглотить» небольшие государства Западной Европы. Примером, характеризующим отношения России и Европы (Запада), является случай, произошедший в середине XVI века и известный под названием «дело Шлитте».
В 1548 году по поручению царя Ивана IV Грозного немец Ганс Шлитте должен был завербовать в Европе для работы в России различных мастеров. Карл V - император Священной Римской империи дал на это согласие. Шлитте подобрал 300 человек, которых направил в Россию двумя группами, но, несмотря на разрешение Карл V, все, включая и самого Шлитте, были задержаны и посажены в тюрьму властями городов Любека и Вен-дена по просьбе рыцарей-крестоносцев Ливонии (территория современных Эстонии и Латвии), так как Ливонский орден опасался усиления России в экономическом и военном плане. Немецкие имперские власти совместно с ливонскими проводили согласованную целенаправленную политику по недопущению ремесленников из германских государств на Русь и совместно с Ганзой (крупным политическим и экономическим союзом торговых городов Северо-Западной Европы в середине XII - середине XVII века) контролировали ее торговые пути. Европейские купцы вынуждены были осуществлять весь торговый обмен с Русью через ливонские порты - Ригу, Ревель и Нарву, а весь товар перевозить только на ганзейских судах. Шлитте был осужден и казнен, а набранные им ремесленники пробыли в заключении 5 лет, а потом оставлены служить в Ливонии. Этот факт, разумеется, вызвал сильное недовольство царя и ответную реакцию. В 1570 году Иваном Грозным применены «контрсанкции»: датский мореход Карстену (Христиану) Роде получил от царя каперский патент с целью снятия морской блокады Нарвы (в тот момент захваченной
русскими войсками) и грабежа вражеских судов. Роде смог захватить ряд шведских и ганзейских судов, заставив тем самым правителей этих стран заявить о скором снятии всех запретов.
Примером санкций в прошлом столетии может послужить «золотая блокада» (1925 год), когда после Гражданской войны Советскому Союзу потребовались оборудование и технологии, как военные, так и промышленные, широко применяемые за рубежом. Однако страны Европы во главе с США перестали принимать золото в качестве оплаты за оборудование и потребовали от Советской России рассчитываться зерном, лесом и нефтью. Эти ограничения полностью были сняты только в 1934 году.
Далее, в 1 929 году, США отказываются импортировать из СССР золото, а в 1930 году объявляют эмбарго на все виды товаров, кроме зерна. К Штатам присоединились Англия и Франция, являющиеся основными конкурентами СССР в Европе. Таким образом, с 1930 года Советскому Союзу искусственно создали такие условия, при которых покупать оборудование и технологии можно было только за зерно.
Большинство историков и политиков считают, что Европа и США, покупая более дорогостоящую сельхозпродукцию из СССР, делали все это с целью нагнетания недовольства советскими властями у населения СССР. Ситуацию усугубила засуха 1931 года, уничтожившая основную часть урожая, а закупки на Западе продовольствия были невозможны из-за «золотой блокады» и введенного эмбарго. Известен итог: скорбным пятном в истории СССР стал голод 1932-1933 годов.
В 1949 году, в начале «холодной войны», в период зарождения Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), была объявлена «технологическая блокада», целью которой ставилось достижение превосходства США над СССР, в связи чем разрабатывается стратегия контролируемого технологического отставания, содержащая список товаров и технологий, запрещенных к экспорту в СССР.
Санкции против России вводились Европой (Западом) в течение XX века не менее 10 раз, но ни разу они не оказали на суверенную политику нашей страны существенного влияния.
Европейский союз с начала своего существования декларировал принципы верхо-
венства закона и демократии. Страны - члены ЕС часть своего суверенитета делегируют единым институтам власти, представляющим общие интересы союза как единого целого. Источником всех решений и процедур являются основные договоры, ратифицированные странами-членами. Но как показала история, деятельность Евросоюза не всегда подчинялась декларируемым принципам демократии, а зачастую преследовала только экономические и политические интересы ведущих стран ЕС, на протяжении длительного времени контролируемых США и Великобританией.
Крупнейший английский историк Арнольд Тойнби очень четко в своих научных трудах охарактеризовал сущность «западных отношений», отметив, что «агрессия является единственной формой общения Запада с внешним миром» и вообще «в истории дипломатии западных держав, увлеченных западной демократией, легко проступает список сплошных безумств и несчастий человечества» [2, с. 106-107].
Вторая половина XX века была отмечена противостоянием двух политических систем -капиталистической и социалистической и, соответственно, биполярным мироустройством с двумя сверхдержавами - СССР и США. «Два мира - две системы» - вот формула, отразившая два типа интеграции - капиталистическую (ЕЭС) и социалистическую (СЭВ).
Совет экономической взаимопомощи - международная организация социалистических государств (1949-1991), явившаяся историческим примером экономической интеграции, сыгравшая важную роль в развитии народнохозяйственных комплексов стран, входивших в нее, и их индустриализации.
Так, в 1949 году в Москве было принято решение о создании СЭВ на совещании представителей СССР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Польши и Румынии, признавших необходимость осуществления более широкого экономического сотрудничества. СЭВ представлял собой альтернативу «плану Маршалла».
В 1950 году членом СЭВ стала ГДР (Германская Демократическая Республика), в 1962 году - Монголия, в 1977 году - Куба, в 1978 году Социалистическая Республика Вьетнам. В итоге СЭВ объединил 10 социалистических суверенных стран.
28.06.1991 в Будапеште страны - члены СЭВ на 46-м заседании сессии Совета под-
писали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история экономической социалистической интеграции.
Экономические отношения между плановой системой хозяйствования Советского Союза и его союзников и рыночной экономикой ЕЭС доставляли друг другу большие сложности.
Крушение в 1991 году СССР требовало создания новой основы для выстраивания отношений между ЕЭС и Россией. Такой основой стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное на острове Корфу 01.06.1994. Принцип наибольшего благоприятствования в торговых отношениях стал основным достижением документа.
Современная Россия экспортирует в Европу сырье и энергоносители, а ЕС в Россию -в основном промышленные товары и услуги, такая структура товарооборота даже либеральными аналитиками рассматривается в России как «колониальная». Энергоносители занимают высокую долю в экспорте (65 %), поэтому российская внешняя политика пока испытывает новый вид еврозависимости. Наша страна - один из крупнейших поставщиков энергоносителей в ЕС. 62 % российского экспорта природного газа и 53 % нефти приходятся на долю ЕС, и поэтому на данном историческом этапе в число основных внешнеполитических и экономических приоритетов политических деятелей Евросоюза входят отношения с Россией, наряду с США.
История взаимоотношений России и ЕС показывает, что истинной целью их являются политические выгоды ведущих стран Европы (Франции и Германии), действующих по указке США и Великобритании и в их интересах, а также получение ими крупных экономических прибылей от принятия политических решений, наносящих ущерб как РФ, так и многим европейским и мировым державам.
По мнению президента Академии геополитических проблем Л. Г. Ивашова, анализ исторических событий развития западной цивилизации показывает, что в них полностью отсутствуют «бескорыстное служение прогрессу и всеобщему развитию», преобладают «интриги, заговоры, инквизиции, беспредельная жестокость, тайные сообщества, войны, сплошная ложь и вселенская несправедливость» и все это с целью «обогащения и власти» [3, с. 21].
В подтверждение можно привести множество примеров неоднозначной политики ЕС. Во время чеченских войн ЕС критиковал любые действия России, при этом всячески поддерживая самопровозглашенную Чеченскую Республику Ичкерия. В апреле 2004 года была провалена очередная антироссийская резолюция, касающаяся Чечни, но ее поддержали лишь 12 стран из 53 (23 - отвергли, 18 - воздержались), среди которых были такие ведущие государства, как Великобритания, Германия и Франция, США. Лишь в 2005 году, когда стало ясно, что Чеченская Республика останется в составе России, ЕС отказался вносить в ООН антироссийские резолюции по ней.
Позиции России и ЕС по вопросу военного конфликта в Сирии также являются диаметрально противоположными. По сути, позиция ЕС практически совпадает с точкой зрения США.
После воссоединения Крыма с Россией и начала боевых действий на Донбассе произошло значительное ухудшение отношений между Россией и ЕС.
По делу крушения малайзийского Боинга под Донецком ЕС продолжает занимать сугубо антироссийскую позицию.
Ограничимся вышеперечисленными фактами, хотя можно привести еще множество примеров негативной риторики ЕС в отношении России.
Вместе с тем среди лидеров стран, входящих в ЕС, есть и позитивно настроенные, такие как президент Чехии Милош Земан, который высказал уверенность в том, что в будущем Евросоюз вступит в Россию. В интервью чешскому радио он заявил, что «в долговременной перспективе РФ станет членом Европейского союза. Если вам это не нравится, можете считать, что ЕС вступит в РФ» [4].
Снова возвращаясь к истории, можно констатировать, что Европу в течение последнего тысячелетия характеризует в первую очередь раздробленность. Сама идея создания «Соединенных Штатов Европы» [5], по мнению многих историков, принадлежит императору Франции Наполеону I Бонапарту и впервые возникла после войны за независимость США (1775-1783).
Идея объединить Европу вновь появилась после окончания Второй мировой войны, что было обусловлено следующими факторами:
- потребностью в длительном мире, осознанной европейскими народами;
- необходимостью экономического сотрудничества между западноевропейскими странами для восстановления последствий войны;
- формированием биполярной мировой системы, где основными геополитическими противниками стали США и СССР.
Отправным моментом движения за единую Европу считается речь британского политика У. Черчилля «Трагедия Европы», которую он произнес 19 сентября 1946 года в университете Цюриха. В ней премьер-министр Англии призвал народы Европы покончить «с национальными распрями», прежде всего с франко-германскими противоречиями, и создать «нечто вроде Соединенных Штатов Европы» [6].
В мае 1948 года в Гааге состоялся Конгресс Европы, объединивший представителей 16 европейских стран, при участии наблюдателей из Канады и США, где обсуждали разнообразные планы сотрудничества, не исключая немедленное создание федеративного государства. Реальным итогом Конгресса стал Совет Европы, начавший действовать с 05.05.1949. Изначально в сферу его деятельности входило сотрудничество в экономической, законодательной, социальной, культурной, научно-технической сферах. В настоящее время деятельность Совета Европы включает и вопросы защиты и обеспечения прав человека.
09.05.1950 начался процесс европейской интеграции, когда Франция официально выступила с предложением заложить «первый конкретный фундамент европейской федерации» [7].
18.04.1951 такие страны, как Франция, ФРГ, Нидерланды, Люксембург, Италия и Бельгия, подписали в Париже Договор о Европейском объединении угля и стали на 50-летний срок, вступивший в силу в июле 1952 года. Англия отказалась от участия в договоренностях из-за опасения в ограничении своего национального суверенитета. Те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, «Общий рынок») и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom). В 1959 году создан представительный, консультативный, а позднее и законодательный орган - Европейский парламент.
Поучительными являются события, связанные с вхождением Англии в Евросоюз как
с точки зрения права и истории, так и геополитики. Первая попытка Англии вступить в ЕЭС (1961-1963) закончилась неудачей в связи с тем, что ведущая страна ЕЭС - Франция, возглавляемая Шарлем де Голлем, не хотела принимать ее в состав объединенной Европы, так как ее президент небезосновательно усматривал в лице Великобритании «троянского коня», подразумевая заинтересованность США. В 1 963 году генералом де Гол-лем заявка Лондона на вступление в ЕЭС была заблокирована. В том же 1963 году он сделал заявление о том, что после вступления в ЕЭС британцев союз продержится недолго и приведет к господству «англосаксов» на континенте. Отрицательным был результат переговоров 1966-1967 годов о вступлении Англии в ЕС. В 1967 году вновь было наложено вето генералом де Голлем на просьбу, поданную британским правительством Гарольда Вилсона, о вступлении в ЕЭС. Далее президент Франции де Голль начал отправку американцам наличных долларов тоннами, требуя от США их золотого эквивалента, так как согласно системе валютных расчетов, созданной на международной конференции в Бреттон-Вудсе, страны, ратифицировавшие договор, свои национальные валюты будут конвертировать в долларовый эквивалент, а доллар должен быть обеспечен золотым запасом США. При помощи этой махинации США начали контролировать всю валютную систему мира, а французский генерал фактически вернул золотой запас Франции и довел его до 4 200 тонн. При этом де Голль доллары называл «зелеными фантиками» и решил устроить американцам «экономический Аустерлиц» [8].
04.02.1965 генерал заявил о необходимости отказа от использования доллара в международных расчетах и введения международного обмена на основе золотого стандарта и, главное, потребовал от США обменять ему 1,5 миллиардов долларов на золото. И США вынуждены были выполнить его условия, обменяв доллары по курсу 35 долларов за унцию, нанеся золотому запасу США серьезные потери. Примеру де Голля последовали и другие страны, начавшие процедуру обмена своих долларов на золото. Предвидя свой крах, Штаты признали себя неспособными исполнять Бреттон-Вудский договор и в 1971 году отменили золотое обеспечение американского доллара.
В январе 1963 года де Голль отказался создавать «многосторонние ядерные силы» под эгидой Пентагона. Более того, в 1959 году он вывел французский средиземноморский флот из-под командования НАТО, а затем отказался размещать американские атомные бомбы и строить пусковые установки, а, главное, вернул войска ПВО под собственное командование. Затем он уверенно и активно развивал собственную атомную программу, в связи с чем в феврале 1960 года на полигоне в Алжире Франция провела первое ядерное испытание. Отправной точкой стал февраль 1966 года, когда генерал объявил о полном выходе Франции из военной организации НАТО, потребовав при этом удаления натовских баз с французской земли.
По мнению многих историков, именно эта антиамериканская и антибританская позиция генерала привела к его преждевременной отставке, спровоцированной и срежиссированной «англосаксонской» мировой за-кулисой.
Только после отставки легендарного президента и избрания нового главы Франции Жоржа Помпиду переговоры о членстве Великобритании наконец завершились ее вступлением в ЕЭС 01.01.1973. Отметим, что Британия вошла в ЕЭС на особых условиях, сохранившихся вплоть до начала 21 века. Например, когда в Северном море в 1970-х годах были найдены значительные месторождения нефти, Лондон использовал их исключительно для национальных нужд, дав при этом понять, что они предназначены не для содружества.
Между тем результатом референдума 2016 года (рекордная явка - более 46,4 млн человек) стали мировой сенсацией: за выход из Европейского союза (Вгехк) проголосовал 51,9 % британцев, а против - 48,1 %.
Вероятно, Великобритания окончательно покинет ЕС в октябре 2018 года. Точнее, осенью 2018 года все стороны должны достигнуть соответствующих соглашений, затем еще 5-6 месяцев потребуется для их ратификации. Сам Вгехк из ЕС в 2018 году - очень сложный процесс как с политической, так и с юридической точек зрения, поэтому никто точно не берется сказать, когда именно он завершиться. Ситуация с Вгехк является беспрецедентной, приковывающей взгляды всего мира, поскольку все стороны находятся в неопределенности, и поэтому чем раньше Ве-
ликобритания инициирует «развод» с ЕС, тем лучше. Эксперты могут только предполагать возможные последствия такого решения для самих европейских стран, а также политической карты мира.
Диалог между Россией и Евросоюзом по политическим и экономическим вопросам происходит в формате саммитов «Россия -ЕС», где, помимо национальных геополитических интересов, также обсуждаются перспективные проекты экономического сотрудничества. Однако далеко не все саммиты имели для России и ЕС важное стратегическое и экономическое значение. Всего за всю историю сотрудничества России и ЕС проведено 32 саммита, при этом взаимовыгодные соглашения в истории саммитов достигались очень редко.
Представители либерального сообщества популяризируют мифы о крайней и безотлагательной необходимости евроинтеграции России. Разговоры о вступлении России в Евросоюз велись в российском обществе начиная с 1990-х, и некоторыми либеральными политиками этот вопрос обсуждается до сих пор.
По мнению многих ученых, которое мы разделяем, полная противоположность геополитических интересов России и Евросоюза не позволит Российской Федерации вступить в ЕС, возможно лишь сотрудничество с учетом обеспечения национальной безопасности.
При этом на сегодняшний день отношения с Евросоюзом занимают во внешней политике РФ одно из ключевых мест. Возможность сближения РФ и Евросоюза вызывает серьезную обеспокоенность США, для которых усиление российского влияния на европейской территории может обернуться огромными потерями в экономике.
По нашему мнению, учитывая укрепление позиций России на мировой арене, а также принимая во внимание самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, можно констатировать, что Россия постоянно будет сталкиваться с «противодействием со стороны США их сторонников и союзников, стремящихся реализовать политику сдерживания, предполагающую оказание давления, начиная от информационного и политического, заканчивая экономическим и военным» и, главное, попыткой сохранения США своего «доминирования на мировой арене» [9, с. 86].
Анализ истории отношений России и Евросоюза показывает, что сфера экономических, политических и правовых отношений между Россией и ЕС всегда будет сохранять огромный круг проблем, прежде всего связанных с различием геополитических интересов. Исходя из противоположных геополитических целей, ЕС в явном или скрытом виде создает дискриминацию российской торговли, практикуя жесткие антидемпинговые процедуры, вводя различного рода санкции, а в целом фактически перекрывая РФ доступ к рынку высоких технологий.
Сегодня рассматриваемые отношения переживают очень сложный период. Односторонние санкционные решения Европейского союза, принятые в ущерб взаимовыгодным экономическим интересам, но во имя продвижения сомнительных геополитических схем, нанесли серьезный удар по отношениям Росси и ЕС. События последнего времени показали, что торгово-экономические связи России и ЕС пока не переросли в подлинное стратегическое партнерство, основанное на принципах взаимоуважения интересов, равноправия и безопасности, а все чаще дают о себе знать стереотипы времен «холодной войны».
Подводя итоги, следует вспомнить слова, сказанные французским политиком Марин Ле Пэн, о том, что «Европейский союз показал свою несостоятельность и не может привести к расцвету Европы, защитить безопасность и идентичность народов Европы» [10].
Россия и ЕС выстраивают свои отношения как два геополитических игрока, так как ЕС неформально является надгосударственным образованием. Несмотря на противоположность своих интересов, экономическое и политическое сотрудничество России и ЕС имеет огромное значение для обеих сторон и будет продолжаться, но только лишь в русле отсутствия угроз и обеспечения национальной безопасности.
В заключение приведем слова Президента России В. В. Путина, относящиеся в первую очередь к США и их сторонникам: «Они не унизить нас хотят, они хотят нас подчинить, хотят за наш счет решать свои проблемы. Хотят подчинить нас своему влиянию. Никогда ни у кого в истории в отношении России этого не получалось и ни у кого не получится» [11].
Литература
1. Проблемы политических отношений Европейского союза и России. URL: http:// sinp.com.ua/work/882111/Problemy-poHticheskix-otnoshenij-Evropejskogo/
2. Тойнби А. Д. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.
3. Ивашов Л. Г. Геополитика русской цивилизации / отв. ред. О. А. Платонов. М., 2015.
4. Президент Чехии: ЕС в будущем вступит в РФ. URL: https://russian.rt.com/article/87393/
5. В Европе вспомнили заветы Наполеона // Независимая газета. 2012. 10 января. URL: http:// www.ng.ru/dipkurer/2012-10-01/9_napoleon.html.
6. Речь Уинстона Черчилля в Цюрихском университете // Исторический журнал «Дилетант». 2017. № 6. URL: http: //diletant.media/ articles/37281719/
7. Мировая экономика. Евросоюз. История создания. Современное состояние. URL: ht-tps://textbooks.studio/mirovaya-ekonomika-ucheb-nik/evrosoyuz-istoriya-sozdaniya-sovre-mennoe.html.
8. Как Шарль де Голль доллар с небес на землю спустил. URL: http://www.orator.ru/ stories_kak_sharl_de_goll_dollar_s_nebes_na_ zemlyu_spustil.html.
9. Зубенко В. В., Сетраков А. Н., Тиш-кин Д. Н. Политико-правовые меры современной России в борьбе с транснациональной организованной преступностью в контексте геополитического противостояния // Философия права. 2018. № 1 (84).
10. Цитаты про Евросоюз Марин Ле Пэн 15.11.2015. URL: http://quoteka.org/tag/evrosoyuz/
11. Путин: США хотят не унизить РФ, а подчинить себе, но этого не будет. URL: https:// ria.ru/politics/20141118/1033980565.html.
Bibliography
1. The problems of political relations between the European Union and Russia. URL: http:// sinp.com.ua/work/882111/Problemy-politicheskix-otnoshenij-vropejskogo/
2. Toybee A. D. Civilization before the court of history. Moscow, 1996.
3. Ivashov L. G. Geopolitics of Russian Civilization / ed. O. A. Platonov. Moscow, 2015.
4. The President of the Czech Republic: the EU will enter the Russian Federation in the future. URL: https://russian.rt.com/article/87393/
5. In Europe, remembered the precepts of Napoleon// Nezavisimaya gazeta. 2012. January 10. URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2012-10-01/ 9_napoleon.html.
6. The Speech of Winston Churchill at the University of Zurich // Historical Journal «The Dilettante». 2017. № 6. URL: http: //diletant.media/arti-cles/37281719/
7. World economy. The European Union. History of creation. Current state. URL: https:// textbooks.studio/mirovaya-ekonomika-uchebnik/ evrosoyuz-istoriya-sozdaniya-sovremennoe.html
8. How the Charles de Gaulle Dollar from the Heavens to the Ground Has Done. URL: http:// www.orator.ru/stories_kak_sharl_de_goll_dollar_ s_nebes_na_zemlyu_spustil.html.
9. Zubenko V. V., Setrakov A. N., Tishkin D. N. Political legal measures of modern Russia in the fight against transnational organized crime in the context of geopolitical confrontation // Philosophy of law. 2018. № 1 (84).
10. Quotes about the EU Marin Le Pen. URL: http://quoteka.org/tag/evrosoyuz/
11. Putin: The US wants not to humiliate the Russian Federation, but to subjugate itself, but it will not be. URL: https://ria.ru/politics/20141118/10339 80565.html.