Политика в фокусе
АНТРОПОВА Светлана Юрьевна — доцент, заведующий кафедрой немецкого и французского языков Дипломатической академии МИД России (119021, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1; [email protected])
КРАСИНА Евгения Александровна — старший преподаватель кафедры английского языка факультета мировой экономики Дипломатической академии МИД России (119021, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр 1; [email protected])
БРЕКСИТ: ЗАКОНОМЕРНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ
Аннотация. В статье рассматривается двойственное отношение Британии к союзу с континентальной Европой на протяжении последних 70 лет. Авторы приходят к выводу о случайной неизбежности выхода Соединенного Королевства из Евросоюза. Они анализируют взаимоотношения Британии, Евросоюза, Германии с Россией, причины расширения НАТО на Восток, а также провокаций в Грузии и на Украине, проявления бездоказательной демонизации России по многим поводам. Авторы раскрывают причины стремления Британии к получению большей автономии в составе ЕС и значимости ее членства в качестве одной из ведущих экономик союза. В статье обозначены сложности реализации Брексита из-за возможного обострения внутренних проблем Соединенного Королевства. Высказывается убежденность авторов в невозможности повторного референдума.
Ключевые слова: Брексит, Евросоюз и Британия, Брексит и Россия, повторный референдум, Германия, расширение НАТО
История взаимоотношений Великобритании с европейскими странами
Великобритания не пожелала присоединиться к Римскому договору, который заложил основу Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1957 г., но затем дважды ее заявку отклоняли (1963, 1967 гг.) из-за вето президента Франции Шарля де Голля, который опасался, что Британия будет играть роль троянского коня США в Европе1. Вся внешняя политика Великобритании опирается на стратегический союз с самым мощным государством Запада - США. Это обусловлено общностью истории, культуры, языка, традиций. Этот союз ставит Великобританию на особое место в Европе и в мире. И лишь после отставки Ш. де Голля с поста президента Франции Британию приняли в состав ЕЭС с начала 1973 г. при правлении Консервативной партии. Но уже при следующем правительстве лейбористов произошел референдум о целесообразности участия Британии в ЕЭС, на котором большинство британцев высказалось за ЕЭС. Вопрос референдума стоял следующим образом: «Как вы думаете, Великобритания должна оставаться в Европейском сообществе (Общий рынок)?» Практически во всех округах большинство выбрали ответ «да». А с 1 ноября 1993 г. в результате Маастрихтского договора ЕЭС стало Европейским союзом (ЕС). Организация превратилась в политический союз.
Место Британии в Европейском союзе
Великобритания занимает 3-е место в Европейском союзе по численности населения. ЕС - основной торговый партнер Британии. В 2015 г. экспорт британских товаров и услуг в ЕС составлял 223 млрд фунтов (43,7% всего экспорта), импорт - 291 млрд фунтов (53,1% импорта). Экономика Британии - вторая после Федеративной Республики Германия, но по отчислениям в ЕС - третья (14 млрд фунтов)2. Дотации из ЕС составляли при этом около 7 млрд фунтов3.
1 Ананьева Е.В. Брекзит: предыстория и причины. Доступ: https://interaffairs.ru/news/show/19402 (проверено 12.10.2018).
2 Волкова А. «Brexit»: британцы выбрали путь вне Европейского Союза. 24.06.2016. Доступ: http:// www.eizh.ru/articles/analitika/brexit-britantsy-vybrali-put-bez-es/ (проверено 12.10.2018).
3 Торин А. Выйдет ли Великобритания из ЕС? Доступ: https://interaffairs.ru/news/show/14846 (проверено 18.10.2018).
Таким образом, в т.ч. и за счет британцев, ЕС финансировал новых членов и инфраструктурные проекты.
В плане имиджа и международного статуса страны Великобритания сильно выиграла. Членство в ЕС позволило играть более значимую роль в международной политике, влиять на принимаемые в Брюсселе решения. Однако, будучи членом ЕС, Британия стремится получить особый статус. Отчасти из-за того, что «национальное чувство британской исключительности было уязвлено тем, что часть национального суверенитета была передана в Брюссель» [Годованюк 2017: 72]. Премьер-министр Дэвид Кэмерон, главный сторонник сохранения членства в Евросоюзе, выступал за большую автономию Британии в составе ЕС и независимость от политических решений Евросоюза1.
Будучи одновременно активным членом НАТО и играя в нем одну из главных ролей, часто не уступая по агрессивности США в желании кого-нибудь разбомбить (Ирак, Югославия, Ливия), Великобритания в Евросоюзе оказывала большое влияние на политику стран - членов ЕС из Восточной Европы, также с помощью «заокеанского друга». Это стало необходимым для противостояния начавшемуся сближению самой крупной экономики ЕС - Германии - с Россией в сфере нефтегазового обеспечения. Тандем США и Великобритания, контролируя основные мировые ресурсы, ставил ФРГ в зависимое от них положение. Создание ЕС и еврозоны, появление России как очень надежного партнера в снабжении ресурсами, а после введения газопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2» - и в распределении энергоресурсов в Европе позволило Германии усилить свое влияние в Восточной Европе, укрепить свою роль на международной арене и сильно ослабить влияние США - Великобритании.
Для предотвращения дальнейшего сближения Германии и России началось расширение НАТО на Восток с целью создания между ними заградительного пояса из лояльных США и Британии государств. Провокациями в Грузии и Украине, организованными по большей части Северной Америкой, начали расшатывать союз Германии с Россией, т.к. Германии приходилось быть солидарной с другими членами НАТО. Этими провокациями США и Великобритания ослабили влияние Германии на страны Восточной Европы, а также постоянно подогревали их антироссийские выпады. Стало модным все неудачи и просчеты на Западе объяснять российским вмешательством. Даже неожиданные результаты референдума о выходе из ЕС спекулятивно объясняли влиянием России2. Но европейский вопрос всегда остро стоял перед Консервативной партией, никогда не отличавшейся симпатией к России, буквально раздирая ее на части.
Как случился Брексит?
Консервативная партия, возглавляемая Д. Кэмероном, в 2010 г. сформировала коалиционное правительство с проевропейской партией либеральных демократов (ПЛД). Коалиционное соглашение предусматривало взаимные уступки, чем были очень недовольны члены обеих партий. Д. Кэмерон отказался вынести Лиссабонский договор на референдум (как он планировал, будучи в оппозиции), что вызвало недовольство евроскептиков. Тем не менее он провел закон о «замке референдума»: договор о передаче дополнительных полномочий на
1 Жертва Вгехк: как пришел к власти и почему ушел Дэвид Кэмерон. Доступ: https://www.rbc.ru/pol к^/24/06/2016/576се73е9а7947Шс9944Ь4 (проверено 12.10.2018).
2 Керкпатрик Д.Д. Британский парламент поднимает вопрос: пыталась ли Россия повлиять на голосование по «Брекзиту»? Доступ: https://www.inopressa.ru/article/25Oct2017/nytimes/brexit.html (проверено 18.10.2018).
наднациональный уровень должен быть одобрен на референдуме. В свою очередь ПЛД не могла провести свою идею о переходе Британии на евро1.
В 2011 г. в Великобритании из-за экономического кризиса усилилось недовольство членством страны в Евросоюзе. В парламенте был поднят вопрос о референдуме о членстве в ЕС на основе петиции более 100 тыс. граждан, но парламентарии большинством голосов не одобрили подготовку референдума. В предшествовавших голосованию дебатах премьер-министр Д. Кэмерон попросил депутатов проголосовать против проведения референдума из-за того, что Европа переживает кризис, а для референдума это не самое лучшее время.
Общественное мнение Британии относительно ЕС было весьма переменчиво на протяжении всего членства. Твердых сторонников членства было примерно 30%, твердых сторонников выхода из ЕС - примерно 20%. Евроскептицизм британцев не был сильнее, чем граждан других стран ЕС. Как считает руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Е. Ананьева, «их отношение к ЕС менялось в зависимости от состояния экономики в этом интеграционном объединении, после первой волны расширения ЕС (2004 г.) - к иммигрантам из стран-"новичков" (Восточной Европы), а в 20152016 годах - к миграционному кризису (неконтролируемому потоку беженцев с Ближнего Востока и из Северной Африки в континентальные страны ЕС)»2. (Хотя миграционный кризис ЕС мало затрагивал Британию из-за ее соглашения с Францией о перекрытии миграции через Евротоннель и неприсоединения к Шенгенскому соглашению.)
Подпитывали евроскептицизм в основном негативный торговый баланс с ЕС (Британия теряла порядка 60-70 млрд фунтов ежегодно), несправедливое распределение доходов общего европейского бюджета и сдерживание торговых отношений Британии с другими странами мира. Дефицит торгового баланса говорит о том, что британские производители проигрывают в конкурентной борьбе производителям континентальной Европы, в основном Германии, тем самым сокращая финансовые ресурсы, которые могли быть инвестированы в развитие экономики.
Степень участия страны в евроинтеграционных процессах всегда была предметом разногласий среди правящей элиты Великобритании. Опытом референдума 1975 г. было решено воспользоваться, чтобы методом прямой демократии разрешить все противоречия. Система сдержек и противовесов (checks and balances), которая веками использовалась для примирения позиций сторон, а также методы представительной демократии были отторгнуты. В январе 2013 г. Д. Кэмерон в своей программной речи под давлением части однопартийцев пообещал провести референдум по вопросу выхода из ЕС, чтобы не допустить раскола в своей партии в преддверии парламентских выборов 2015 г. Заодно решалась проблема оттока избирателей к Партии независимости Соединенного Королевства (ПНСК, UKIP), которая однозначно выступала за выход Британии из ЕС, аккумулируя недовольство населения уровнем иммиграции и выступая за верховенство национального парламента.
Можно предположить, что Д. Кэмерон не думал, что ему придется выполнить данное обещание, т.к. проведение референдума предполагало однозначную победу его партии на выборах в условиях, когда все опросы общественного мнения указывали, что ни одна из партий не получит большинство. Отсюда следовало, что правительство снова будет коалиционным, что
1 Ананьева Е.В. Брекзит: предыстория и причины. Доступ: https://interaffairs.ru/news/show/19402 (проверено 12.10.2018).
2 Там же.
освобождало бы Д. Кэмерона от его обещания. Хотя уже непосредственно в 2015 г., перед выборами, опрос Gallup International показал, что число готовых проголосовать за выход из ЕС британцев составило 51%, а на 2-м месте оказались голландцы с 42%. Это был серьезный сигнал о том, что ситуация выходит из-под контроля. Как пишет А.В. Яковенко в статье «Европейская дилемма Великобритании», «на такую опасность в редакционной статье под заголовком "Британии нечего опасаться, кроме своих политиков" в канун Нового года указывала Financial Times, выражая сомнения в том, что политический класс сможет провести страну через переходный период, не допустив серьезных просчетов в ближайшие несколько лет, которые будут решающими для устойчивого международного позиционирования Великобритании на новом этапе мирового развития»1.
7 мая 2015 г. по итогам всеобщих выборов консерваторы получили 36,9% голосов избирателей, а лейбористы - 30,4% голосов. Убедительная победа партии консерваторов позволила сформировать однопартийное правительство, а лидеру тори, выигравшему битву, пришлось сдержать данное им обещание о референдуме, в связи с чем уже 23 мая 2015 г. правительство внесло в парламент законопроект о референдуме по выходу Британии из ЕС. Вопрос референдума в законопроекте был сформулирован следующим образом: «Должно ли Соединенное Королевство остаться членом Европейского союза?» Срок проведения референдума обозначен как «не позднее 31 декабря 2017 г.». В июне 2015 г. палата общин законопроект поддержала2.
Премьер-министр Д. Кэмерон, решая узкопартийные вопросы сохранения единства партии и поддерживающих ее избирателей накануне парламентских выборов, поставил под удар интересы Великобритании. Случайно спровоцировав референдум, Д. Кэмерон получил закономерный результат - 52% за выход3, т.к. британцы видели, что последние десятилетия в Британии наблюдалась деиндустриализация в сравнении с Германией, Францией и Италией. Утерянные рабочие места в реальной экономике, наплыв иммигрантов из стран ЕС привели к росту недовольства коренных жителей. Не помогло даже обращение президента США Барака Обамы к британцам с просьбой остаться в Евросоюзе во время его визита в апреле 2016 г. «Для британского издания Daily Telegraph Барак Обама написал колонку, в которой перечислил все преимущества членства в ЕС для жителей страны. Президент США подчеркнул, что членство в Евросоюзе не только не лишает страну ее величия, но даже расширяет ее влияние, поскольку некоторые вопросы невозможно решить самостоятельно»4. Согласованные новые условия членства Великобритании в ЕС также не оказали существенного влияния на результат голосования.
24 июня 2016 г. премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон ушел в отставку, проиграв референдум, т.к. выступал против выхода из ЕС. Ни парламент, ни королева Великобритании Елизавета II не стали блокировать законопроект о выходе из ЕС, и 29 марта 2017 г. премьер-министр Тереза Мэй запустила процесс выхода страны из ЕС.
1 Яковенко А. Европейская дилемма Великобритании. 05.04.2015. Доступ: http://globalaffairs.ru/ diplomacy/Evropeiskaya-dilemma-Velikobritanii-17400 (проверено 12.10.2018).
2 Выход Великобритании из Европейского союза (Вгехк). Доступ: https://ria.ru/ spravka/20170329/1490906400.html (проверено 18.10.2018).
3 Там же.
4 Обама призвал британцев остаться в Евросоюзе. Доступ: https://www.epochtimes.ru/obama-prizval-britantsev-ostatsya-v-evrosoyuze-99020233/ (проверено 18.10.2018).
Влияние Брексита на Россию
Сразу после британского референдума глава МИДа РФ Сергей Лавров и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков высказались по поводу выхода Великобритании из ЕС. Смысл их высказываний: Брексит - внутреннее дело Великобритании. Влияние его на Россию может проявиться лишь в том, что теперь по разным вопросам придется вести отдельные переговоры с Лондоном, а отношения с ним в последнее время не на высоте.
Что касается экономических последствий Брексита, то он менее всего затронет Россию и, по мнению аналитиков агентства Standard and Poor's, еще Турцию, т.к. эти две крупнейшие развивающиеся европейские экономики наименее подвержены влиянию решения Лондона из-за того, что они не являются членами ЕС, не получают денег из его структурных фондов, а также не имеют больших диаспор в Великобритании, которые обеспечивали бы денежные переводы.
Но, тем не менее, обвинения России и лично В.В. Путина в Брексите начали звучать еще из уст Д. Кэмерона, продолжились и значительно усилились при сменившей его Терезе Мэй, когда Брексит стал неизбежен и когда в Великобритании стали искать виноватых в нем. «"Вмешательство" России стало наиболее удобной формулировкой, особенно в свете развернувшейся антироссийской кампании в США» [Годованюк 2018: 80]. Провокация в Солсбери, раздутая в международный скандал на основе предположительных (highly likely) обвинений России в применении боевых отравляющих веществ для отравления Скрипалей, послужила основанием для введения санкций и высылки дипломатов странами ЕС, поддержавшими позицию Т. Мэй, а также надолго отвлекла внимание населения Королевства от неудачных переговоров по выходу из Евросоюза и повысила личный рейтинг Терезы Мэй.
Британский политолог Александр Некрасов уверен в провале Брексита. По его словам, правительство Великобритании не желает выхода из ЕС, хотя выход является выбором британцев, поэтому оно в скрытой форме подавляет этот процесс1. Инсценировка отравления бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля в Солсбери и ежедневные обвинения России в этом отравлении, мифическое вмешательство России в политические процессы, нагнетание антироссийской истерии используются для отвлечения внимания населения от неспособности правящей партии заключить выгодную сделку с Евросоюзом. Свидетельством тому является провал саммита ЕС по Брекситу, состоявшегося 17-18 октября 2018 г. С точки зрения заместителя директора Института истории политики МПГУ Владимира Шаповалова, «переговоры об условиях выхода из ЕС заходят в тупик, и одновременно в стране проходят акции против Брексита. На этом фоне представители британского истеблишмента стараются переключить внимание на внешние угрозы, а также заработать на этом персональные политические дивиденды»2.
Исходя из сказанного выше, можно сделать заключение, что Россия не оказывала влияния на Брексит, что признало даже правительство Королевства3. Скорее Брексит «прославил» Россию как самую влиятельную страну, способную своим вмешательством изменять результаты голосования в крупнейших странах Запада.
1 «Мэй бежала с поджатым хвостом»: эксперт объяснил обвинения России в «деле Скрипалей» брекзитом. 19.10.2018. Доступ: https://politpuzzle.ru/118531-mej-bezhala-s-podzhatym-hvostom-ekspert-obyasnil-obvineniya-rossii-v-dele-skripalej-brekzitom/ (проверено 26.10.2018).
2 Алексеева Н. «Мышление истеблишмента»: в парламенте Британии недовольны заявлением кабмина об отсутствии «вмешательства России». Доступ: https://russian.rt.com/world/article/566746-vmeshatelstvo-rossia-parlament-britania (проверено 26.10.2018).
3 Там же.
Подводные камни Брексита
Реализация выхода Соединенного Королевства из Евросоюза натолкнулась на сложности, вызванные самим устройством государства Великобритания. Лондон и Брюссель не могут согласовать окончательные условия выхода. Самый сложный вопрос - пограничный контроль между Северной Ирландией и Ирландией. Брюссель хочет, чтобы граница ЕС прошла между Северной Ирландией и Великобританией, чтобы не нарушать Белфастское соглашение, которое не предполагает никаких границ между Северной Ирландией и Ирландией, но для Лондона граница по Ирландскому морю может привести к осложнению отношений с Шотландией, которая не желает покидать Евросоюз.
Канцлер ФРГ заявила, что достижение сделки по Брекситу - в интересах как ЕС, так и Великобритании и что соглашение готово на 90%. В то же время Тереза Мэй доложила парламенту о 95-процентной готовности данного соглашения. Пробуксовывание соглашения о выходе на последних этапах вызывает надежду на проведение повторного референдума, особенно у британской молодежи, не мыслящей себя вне объединенной Европы. На манифестации, которую провела организация People's Vote («Глас народа»), лейбористский мэр Лондона Садик Хан заявил: «Два варианта, которые нам может предложить премьер-министр, - это невыгодная сделка по Брекситу или отсутствие какой бы то ни было сделки. Два с половиной года назад после первого референдума британцам обещали совсем не это, и у них должна быть возможность высказаться за то, чтобы остаться в Евросоюзе»1.
Известный российский публицист Максим Соколов в своей статье «Лондонский глас народа» указал, что «референдум по сути своей - самый сильный и последний довод в политике. Поэтому, кстати, им принято пользоваться с величайшей осторожностью. Если решение, принятое на референдуме 2016 года, в ходе его практической реализации оказалось для Британии далеко не таким выгодным - ну что же делать, раньше надо было думать»2. С этим трудно не согласиться, так как, действительно, за повторным референдумом может последовать еще один. хотя часть населения Королевства и питает надежду, собирая подписи под петицией (уже более миллиона), но высказывания главы Европарламента Антонио Таяни о невозможности откладывания даты выхода, министра по вопросам Брексита Доминика Рааба об ожидании заключения соглашения о сотрудничестве после Brexit между Великобританией и ЕС к концу ноября, чтобы его в установленные сроки успел принять британский парламент, свидетельствуют не в пользу референдума.
Евросоюз в лице Германии группирует во Франкфурте-на-Майне финансовые учреждения в собственный финансовый центр, имеющий европейское значение и ранее действовавший в Великобритании, таким образом подготавливаясь к выходу Британии из ЕС. Исходя из изложенного выше, мы считаем, что скорее всего Брексит состоится в намеченные сроки, хотя и принесет Евросоюзу дополнительные проблемы по формированию бюджета, повышению привлекательности членства в ЕС для стран с нестабильной экономикой (Греция, Италия, Португалия, Испания), но и может послужить стимулом для экономик как Великобритании, так и Евросоюза повысить еще более роль Германии в ЕС и оказать положительное влияние на взаимоотношения с Россией.
1 <More than 700,000 protesters> and celebrities join second largest protest in UK this century. URL: https://www.independent.co.uk/news/uk/politics/peoples-vote-march-live-updates-brexit-referendum-eu-deal-westminster-london-latest-a8593261.html (accessed 28.10.2018).
2 Соколов М. Лондонский глас народа. Доступ: https://russian.rt.com/opinion/567086-sokolov-referendum-breksit-dva (проверено 26.10.2018).
Список литературы
Годованюк К.А. 2018. Брекзит как ключевой фактор британской политической жизни. - Россия и мир. № 2(16). С. 71-84.
ANTROPOVA Svetlana Yur'evna, Associate Professor, Head of the Chair of German and French Languages, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (53/2 Ostozhenka St, Moscow, Russia, 119021; antropova.mid.da@ yandex.ru)
KRASINA Evgeniya Aleksandrovna, Senior Lecturer of the Chair of the English Language, Faculty of World Economy, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (53/2 Ostozhenka St, Moscow, Russia, 119021; [email protected])
BREXIT: A NATURAL COINCIDENCE
Abstract. The article discusses Britain's ambivalence toward a union with continental Europe over the past seventy years. The authors come to the conclusion about the accidental inevitability of the United Kingdom's exit from the European Union. The relations between Britain, the European Union, Germany and Russia, the causes of NATO expansion to the East, as well as provocations in Georgia and Ukraine, and the unproven demonization of Russia on many occasions are analyzed. The authors reveal the reasons for Britain's desire for greater autonomy within the EU and the importance of its membership as one of the leading economies of the Union. The complexity of the implementation of Brexit due to the possible exacerbation of the internal problems of the United Kingdom is pointed out. The article expresses the conviction of the authors of the impossibility of a new referendum.
Keywords: Brexit, European Union and Britain, Brexit and Russia, new referendum, Germany, NATO expansion
УДК 324 (517.3)
РОДИОНОВ Владимир Александрович — кандидат политических наук, доцент кафедры истории и регионоведения стран Азии Бурятского государственного университета (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6а; [email protected])
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС в МОНГОЛИИ сквозь ПРИЗМУ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ЦИКЛОВ
Аннотация. Настоящая статья исследует закономерности политического процесса в постсоциалистической Монголии, используя категорию электоральных циклов. Каждые четыре года выборы в парламент становятся главным политическим событием в Монголии. Несмотря на конкурентный характер выборов, существует ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию политической системы в стране. Наиболее распространенными явлениями в рамках электорального цикла Монголии являются предвыборные манипуляции, ярко выраженное протестное голосование, нестабильность формируемых парламентом правительств. Это, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности государственного управления.
Ключевые слова: Монголия, электоральный цикл, политический процесс, парламент
Одним из часто отмечаемых свойств политического процесса в современной Монголии является его демократический характер. Многие эксперты-политологи, анализирующие развитие стран на постсоветском и, шире, постсоциалистическом пространстве, выделяют Монголию как «уникальный случай успешной демократии в Азии», которая выгодно отличается от соседних государств (Россия, Китай, республики постсоветской Средней Азии)