Научная статья на тему 'Политико-правовые аспекты консервативной модернизации государственной молодежной политики в современной России'

Политико-правовые аспекты консервативной модернизации государственной молодежной политики в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / молодежь / молодежная организация и объединение / государственная молодежная политика / федеральное законодательство / законопр / modernization / youth / youth organizations and associations / state youth policy / the federal legislation / bills
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые аспекты консервативной модернизации государственной молодежной политики в современной России»

Малик Е.Н

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНСЕРВАТИВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: модернизация, молодежь, молодежная организация и объединение, государственная молодежная политика, федеральное законодательство, законопроекты.

Keywords: modernization, youth, youth organizations and associations, state youth policy, the federal legislation, bills.

Проект «консервативной модернизации» современной России вызывает сегодня все возрастающий интерес среди ученых, публицистов, представителей гражданских инициатив, профессиональных государственных служащих. Причина этого - в стремлении превратить Россию в передовую мировую державу, отвечающую критериям демократического развития. В условиях глобального социально-экономического кризиса эффективная модернизация страны возможна исключительно на основе сотрудничества с развивающимся гражданским обществом Российской Федерации.

Смысл новой для России модернизации «консервативного толка» видится в том, чтобы гражданское общество вышло из состояния стороннего наблюдателя по отношению к реформам. В современных условиях совершенно недостаточно, чтобы общественные круги ограничивались критикой, хотя бы и конструктивной, происходящих изменений в политике, экономике или культуре. «Прежде гражданские объединения, формализованные или неформальные, были носителями и продолжателями вековых традиций. Теперь же они должны стать одним из интеллектуальных и творчески активных центров консервативной модернизации»2 [Вайнштейн, 2011, с. 166].

Важнейшей задачей реализации современного проекта модернизации Российской Федерации, является сохранение устойчивости политической системы с одновременным развитием демократических практик, расширением возможностей и форм политического участия граждан страны.

Глобальные тенденции убедительно показывают, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. Сегодня в России численность молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет примерно 33,23 миллиона человек.

Общеизвестен тот факт, что для России модернизация нередко оборачивалась «не только стремительным рывком вперед, но и тяжелыми издержками и потерями»3. Оценивая модернизационные практики становления политической субъектности молодежи за последние 20 лет, выделим этапы модернизации в России:

1) модернизация, осуществляемая в 1990-1995 гг., может быть названа «модернизацией прорыва»;

2) модернизация 1996-1999 гг. может характеризоваться как «модернизация сознания широких масс населения». К концу второго модернизационного этапа молодежь сделала свой политический выбор. Социологические исследования, проведенные в России в 1999 г., показали, что молодое поколение в большинстве принимает идеи демократического общества, свободу мнений, свободу выбора собственного пути;

3) «стабилизирующая модернизация», стала формироваться с начала нового века и продолжалась до 2005 г.;

4) в настоящее время, точнее с 2005 г., идет становление этапа «консервативной модернизации». Главными ценностями для молодых людей являются учеба, образование, семья, дети, дом, работа и карьера. С точки зрения форм политического участия наивысший рейтинг получили выборы. Самыми низкими рейтингами отличились такие формы политического участия, как обращения, петиции, участие в забастовках и деятельности политических партий.

Аргументировано, что молодежь России как наиболее восприимчивая и мобильная часть социума поддерживала прогрессивные реформы и претворяла их в жизнь. Патриотические устремления молодежи развивали науку и промышленность, обеспечившие рост экономики и улучшение качества жизни.

Новые вызовы, связанные с изменениями на мировой арене, новые цели социально-экономического развития России требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики.

Приоритеты Российской Федерации ориентированы на укрепление воспитательной роли семьи, общества и государства. Российская молодежь все ярче демонстрирует активную позицию по развитию гражданского общества, формируются механизмы создания молодежью общественных благ. Следовательно, особое место в проекте «консервативной модернизации» будет принадлежать молодым поколениям российских граждан. Любой модернизационный проект - это длительный процесс, его конкретные плоды и результаты едва ли станут заметны в ближайшее время.

1 Малик Елена Николаевна - к.полит.н., доцент кафедры политологии и государственной политики РАНХиГС, г. Орел. E-mail: malik57-elena@mail.ru

2 Вайнштейн Г.И. Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций // Политические институты на рубеже тысячелетий. - Дубна. 2011. - С. 166.

3

Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050. Стратегия инновационного прорыва. - М., 2010. - С. 71-72.

Поэтому именно современная молодежь составит кадровое ядро модернизаторов, неся ответственность за содержание и итоги реформаторских начинаний.

Как уже отмечалось, прежние проекты модернизации России не обходились без участия молодых граждан. Однако характер этого участия зачастую был противоречив и носил драматический характер. Так, в 90-е годы молодежь фактически выпала из поля зрения государства, попав в сферу идейного влияния криминала, наркотизации, деструктивных неформальных движений, тоталитарных сект. Молодежь не смогла стать субъектом преобразований, а ее энергию и бескомпромиссность использовали в своих целях радикальные политические силы. Итогом было превращение молодежи из активного участника преобразований в демографический ресурс политических элит, подвергаемый воздействию манипулятивных технологий. Отсюда возникает феномен так называемых «потерянных поколений», находящий выражение в нигилизме и социально-политической апатии молодежи.

Долгое время только молодежные организации патриотической и гуманитарной направленности занимались социализацией молодежи, развивали в молодежной среде традиционные ценности российского общества. В настоящее время перед государством и институтами гражданского общества стоят острые задачи по организации эффективного включения молодежи в социальные и политические практики, созданию наиболее благоприятных условий для самоопределения и самореализации молодой личности.

Исходя из принципа субъектности молодежной политики, следует выделить два основных ее вида:

1) Первый вид - «государственная молодежная политика», где субъектом выступает государство в лице его институтов или специальных органов, деятельность которых в большей или меньшей степени связана с развитием человека (образование, культура, физическое развитие, труд, досуг и т.д.). У государства имеется возможность использовать в своей молодежной политике такие важные ресурсы как:

- общенациональная идеология - система взглядов, идей, в которых выражается отношение к существующим в обществе проблемам и противоречиям;

- система права, нормативно закрепляющая базовые параметры идеального проекта (образа) молодежной когорты, отвечающего вызовам истории и потребностям развития общества в целом.

2) Второй вид - «публичная (общественная) молодежная политика», в которой субъектом являются различные политические партии, профсоюзы, бизнес-сообщества, СМИ, молодежные объединения и инициативные группы, сами молодые граждане.

Важно отметить, что различные общественные силы могут выстраивать молодежную политику, исходя из собственных ресурсов. Молодежная политика политических партий, общественных объединений ограничена их правовыми возможностями, но имеет важное направление развития, состоящее в том, что вырабатывается некая идеальная модель (нормативный образ) молодого человека, молодежи, которую организация (корпорация) стремится представить всему обществу как эталон1.

В связи с началом «консервативной модернизации» резко повышается социальная ответственность гражданского общества и государства за судьбу российской молодежи. Последняя должна стать активным участникам судьбоносных преобразований. Однако для этого требуется и идеологическая основа, и нормативно-правовая база, создаваемая государством. Поэтому концентрация усилий государственной власти и гражданского общества находит выражение в форме государственной молодежной политики.

Совокупность указанных факторов обусловливает необходимость консервативной модернизации государственной молодежной политики, соответствующей современным реалиям и новым вызовам времени. Стратегическим приоритетом здесь является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям.

Собственно о государственной молодежной политике можно говорить с момента возникновения и нормативно-правовой базы, и системы органов отраслевых специализированных органов государственного управления.

В 90-е гг. ХХ в. в постсоветской России продолжался процесс формирования законодательства о государственной молодежной политике. Стоит отметить, что в это время делались попытки определиться с концепцией формирования законодательства Российской Федерации о государственной молодежной политике. Однако этот процесс отличался непоследовательностью и определенной сумбурностью. Органы власти так и не смогли реализовать на практике основные статьи Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (который практически утратил свое значение после распада СССР. Целью государственной молодежной политики в СССР было обозначено создание социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления и наиболее полной самореализации молодых граждан в интересах всего общества. Его действие официально прекращено с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.) и принять новый законодательный акт «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», призванный учесть произошедшие изменения в политическом и социально-экономическом устройстве нашего государства.

Данный закон должен был заложить правовые основы для становления и осуществления государственной молодежной политики в постсоветской России. По замыслу разработчиков, необходимо было на законодательном уровне выработать основные цели, основополагающие принципы и главные направления государственной молодежной политики для новой России с учетом тех преобразований, которые в ней произошли. Государственная молодежная

1 Елисеев А. Л. Кадровое обеспечение реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. - № 3. - С. 80.

политика должна опираться на конституционные положения, что обеспечит ее действенность и стабильность, с одной стороны, и возможность к совершенствованию - с другой.

Для нормального функционирования государственной молодежной политики необходимо создание действенных конституционно-правовых положений по работе с молодежью и механизмов их осуществления. Важнейшим документом, призванным регулировать государственную молодежную политику должна являться Конституция РФ. Однако в самом тексте Конституции отсутствует упоминание о государственной молодежной политике, что сказывается на формировании законодательной базы в данном вопросе и вносит определенные противоречия в практику осуществления молодежной политики в условиях модернизации страны.

Сегодня в России приняты и действуют многочисленные нормативно-правовые акты, содержащие положения об обеспечении гражданских прав и соблюдении интересов молодого поколения. Вместе с тем все острее становится вопрос о необходимости принятия единого федерального закона, регулирующего основные аспекты положения молодежи в современном российском обществе.

Современная российская действительность демонстрирует тот факт, что региональный уровень правового регулирования государственной молодежной политики становится доминирующим и во многом опережает федеральный по некоторым позициям в данной области. Сегодня в российских регионах создается собственная нормативно-правовая база в сфере молодежной политики (см. табл. 1), вопросы организации работы с молодежью находят отражение в конституциях (уставах), законах и подзаконных актах субъектов РФ. Базовые законы о молодежной политике действуют в 72 субъектах Российской Федерации, но в 13 отсутствуют: (Белгородская область, Забайкальский край, Мурманская область, Республика Калмыкия, Новгородская область, Смоленская область, Чукотский автономный округ, Ульяновская область, Пермский край, Республика Крым, город федерального значения Севастополь)1.

Таблица 1

Региональное законодательство в сфере государственной молодежной политики

в Российской Федерации»

Наименование регионального закона о государственной молодежной политике Наименование субъекта РФ

«О молодежи» город Москва, Рязанская и Челябинская области, Республика Коми

«О молодежи и государственной молодежной политике» Калужская и Ленинградская области, Республика Татарстан

«О молодежи и молодежной политике» город Санкт-Петербург, Архангельская область

«О государственной молодежной политике» Амурская, Астраханская, Волгоградская, Вологодская, Иркутская, Калининградская, Камчатская, Кировская, Курганская, Курская, Липецкая, Магаданская, Московская, Оренбургская, Сахалинская, Свердловская, Тверская и Томская области, Республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия) и Тыва, Удмуртская и Чувашская республики, Краснодарский и Красноярский края, Ямало-Ненецкий автономный округ

«О молодежной политике» Владимирская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Саратовская, Тамбовская, Тюменская, Читинская, и Ярославская области, Республики Башкортостан и Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкасская республики, Приморский и Ставропольский края, Еврейская автономная область

«О государственной региональной молодежной политике» Алтайский край

«О региональной государственной молодежной политике» Орловская область

«Об основах молодежной политики» Хабаровский край

«Об общих принципах осуществления государственной молодежной политики» Кемеровская область

«Об основных направлениях государственной молодежной политики» Брянская область

«О реализации государственной молодежной политики» Республика Хакасия и Ханты-Мансийский автономный округ

«О государственной поддержке молодежи» Республика Адыгея

«О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объединений» Ростовская область

Кроме базовых законов в субъектах РФ действуют региональные законы, регламентирующие отдельные направления государственной молодежной политики:

- государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений,

- государственная поддержка молодых семей,

- государственная поддержка талантливой молодежи,

- обеспечение гарантий молодежи в сфере труда и занятости,

- вопросы государственного содействия предпринимательской деятельности молодежи и т.д. Комплексный анализ законодательных актов субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики показывает, что сегодня имеется достаточно прочный правовой фундамент для ее консервативной модернизации. Вме-

1 Аничкин Е.С., Коваленко К.Е. Законодательство субъектов Российской Федерации в области молодежной политики: состояние и пути совершенствования // Известия Алтайского государственного университета. 2014. - № 2 (82). - С. 93.

сте с тем, остается актуальным вопрос системного анализа законов и подзаконных актов субъектов РФ для дальнейшей выработки общего стратегического подхода к формированию и развитию федерального и регионального законодательства в указанном направлении.

Отсутствие единого понимания и нормативного закрепления понятия «государственная молодежная политика», приводит к разнообразной его интерпретации в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации. Таким образом, значимость принятия единого федерального закона в первую очередь обусловлена тем, что сегодня в российском правовом поле нет единого подхода к формированию системы законов, в которых находили бы отражение вопросы государственной молодежной политики.

Модельным законом для регионов Центральной России может стать законопроект «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации», разработанный и внесенный Комитетом по образованию, культуре, спорту, молодёжной политике и туризму Орловского областного Совета народных депутатов, в частности депутатом П.А. Меркуловым, в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу. Региональный парламент - Орловский областной совет народных депутатов дал ему положительную оценку и поддержал вынесенную законодательную инициативу 4 апреля 2013 года. Далее проект федерального закона № 340548-6 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» был рассмотрен Советом Государственной Думы 24 октября 2013 г. Концепция проекта получила поддержку в Комитетах Совета Федерации по социальной политике; по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. Однако Правительство Российской Федерации вновь, как и в предыдущих случаях, не считает нужным поддерживать представленный законопроект.

Следует особо подчеркнуть, что данный Закон позволит чётко разграничить, определить и расширить полномочия органов власти всех уровней в данной сфере, и в первую очередь создать продуктивный формат взаимодействия государства с молодёжными общественными объединениями.

Очевидно, что в центре закона о государственной молодежной политике должен находиться сам молодой человек, особенности реализации его конституционных прав и свобод. Данная тенденция требует того, чтобы в законе просматривалась специфика реализации политических, социально-экономических и культурных прав и свобод молодых граждан, были заложены основы обеспечения их соблюдения и осуществления в РФ.

Законопроект предлагает ввести должности Уполномоченного по правам молодежи при Президенте Российской Федерации, уполномоченного по правам молодежи субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Особое внимание в указанном направлении следует уделить вопросам институционализации молодежного парламентаризма, добровольчества, социального служения молодежи, а также взаимодействию государственных и муниципальных органов управления с молодежными и детскими общественными объединениями и организациями, установлению гарантий их деятельности по вопросам их участия в реализации государственной молодежной политики.

Нельзя не отметить, что из-за отсутствия федерального закона о государственной молодежной политике возникают внутренние противоречия и проблемы, связанные с реализацией норм действующего регионального законодательства в данной сфере. Федеральный закон позволил бы сформировать целостную систему работы с молодежью и унифицировать правые акты субъектов Российской Федерации в данном области.

Так, 26 июля 2013 года Орловским областным Советом народных депутатов был принят проект закона Орловской области № 231-5 «Об основах государственной молодежной политики в Орловской области», который содержит большое количество нововведений, обусловленных современными тенденциями развития общества. Законопроект определяет основные направления работы с молодежью в Орловской области: трудоустройство, трудовое воспитание, квотирование рабочих мест для молодежи и социальная адаптация, меры социальной поддержки молодых семей, талантливой молодежи и молодежных общественных объединений, решение жилищных проблем молодежи, исследование проблем молодежи, а также участие молодежи в формировании и реализации молодежной политики. В целом законопроект приводит региональное законодательство в соответствие с федеральным и основан на многолетнем опыте работы автора данной статьи в госструктурах различного уровня, занимавшихся вопросами реализации государственной молодежной политики в самых различных условиях.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что новый федеральный закон должен закрепить формирование в России единой государственной молодежной политики, предполагающей совместные действия органов государственной власти всех уровней и структур гражданского общества по созданию условий для успешной социализации и воспитания молодого поколения.

Важным итогом закона послужит обеспечение высококачественным образованием молодых граждан, формирование общепрофессиональных и общекультурных компетенций, создание условий для их успешной адаптации к новым российским реалиям. «Вопрос встает о создании эффективной общественно-государственной системы работы с молодежью в России, основанной на партнерстве органов государственной власти, бизнес-сообществ, религиозных организаций, молодежных, детских и иных общественных объединений и др»1.

Государство и общество должны создать базовые условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России, чтобы молодежь, развивая индивидуальные качества, проявляла высокий уровень социальной активности.

1 Мельников А.В. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. - № 4. - С. 62.

Главным результатом консервативной модернизации государственной молодежной политики должно стать улучшение социально-экономического положения молодежи Российской Федерации и увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.