Научная статья на тему 'Политико-правовые аспекты гражданского контроля коммуникативных действий в процессе формирования и легитимации выборных институтов власти: методология, технологии, инструментарий'

Политико-правовые аспекты гражданского контроля коммуникативных действий в процессе формирования и легитимации выборных институтов власти: методология, технологии, инструментарий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГИТИМНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNITY SUPERVISION (CIVILIAN CONTROL) / LEGITIMACY / ELECTORAL PROCESS / ELECTORAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воробьев Юрий Львович, Доскальчук Александр Владимирович

В статье исследуются вопросы осуществления демократического института гражданского контроля в отношении процессов формирования выборных институтов власти и их легитимации. Автор, на основании изучения российского избирательного законодательства, осуществляет комплексный анализ методов, технологий и правовых инструментов гражданского контроля. В статье делаются выводы о необходимости и эффективности существующих механизмов гражданского контроля в процессе формирования и легитимации выборных институтов власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political-Legal Aspects of the Civilian Control of Communicative Actions while Forming and Legitimating Elective Government Institutions: Methodology, Technologies, Instruments1The branch of the Irkutsk State University in Bratsk

The article analyzes the matters of exercising democratic institute of the civilian control in respect of formation processes of elective government institutions and their legitimating. The authors, on the basis of the Russian electoral legislation, make a complex analysis of the methods, technologies and legal instruments of the civilian control. They come to the conclusion that the existing mechanisms of the civilian control are necessary and effective in the process of forming and legitimating elective government institutes.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые аспекты гражданского контроля коммуникативных действий в процессе формирования и легитимации выборных институтов власти: методология, технологии, инструментарий»

Вопросы конституционного права

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ЛЕГИТИМИЗАЦИИ ВЫБОРНЫХ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ:

МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ

© Воробьев Ю. Л., Доскальчук А. В., 2007

Ю. Л. Воробьев — кандидат социологических наук, доцент, докторант кафедры социологии Московского гуманитарного университета

А. В. Доскальчук — 1-й заместитель мэра, руководитель аппарата администрации г. Братска

В любом цивилизованном обществе свободные выборы являются важнейшим инструментом легитимизации власти и функционирования демократии в целом. На наш взгляд, в России традиция проведения свободных демократических выборов еще находится на стадии становления, только зарождается, не хватает пока и практического опыта корректного проведения выборных кампаний, не достает политической и правовой культуры как избирателю, так и многим кандидатам, борющимся на выборах за голоса избирателей.

Очевидно, что в настоящее время, в отличие от недавнего по историческим меркам прошлого, Российская Федерация является демократическим правовым государством с сформировавшейся выборной системой основных институтов власти — от федерального до муниципального уровня. Это само по себе уже предполагает возникновение, наличие и развитие такого феномена общественной жизни, как предвыборные кампании и система политической агитации электората. Однако, по мнению А. В. Коноваленко, «в силу относительно молодого возраста политического устройства Российской Федерации не до конца еще смогла сформироваться устойчивая модель политикоагитационной системы, что предполагает варианты направления ее формиро-вания»1, в том числе общественного контроля, следовательно, поле для научных, в том числе и политико-правовых, социо-политологических исследований. В частности, особый интерес для нас представляет идея изучения такой стороны политической жизни, как правовая корректность политической коммуникации в электоральном процессе в контексте становления институтов гражданского общества в современной России.

Актуальность проблемы гражданского контроля коммуникативных действий субъектов избирательного процесса заключается в относительно слабой разработке и размытости на данный момент теоретической и экспериментальной базы в данной области, несмотря на относительно длительный опыт существования института политической коммуникации в мировой практике вообще и в России в частности.

Исторический опыт и современные проблемы отечественной практики организации избирательного процесса и проведения избирательных кампаний в

изменяющихся социально-экономических, политических условиях ставят перед российскими политиками, законодателями и избирателями целый ряд проблем, связанных, в первую очередь, с острой необходимостью повышения степени политико-правовой корректности избирательных процедур, усилением роли и влияния института свободных демократических выборов на процесс формирования гражданского общества, повышения политической культуры и правовой ответственности всех политических субъектов — участников избирательных процессов — за свои слова и действия в период выборов.

За нарушение правил ведения предвыборной агитации в соответствии с федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливаются три вида юридической ответственности: конституционно-правовая, административная и уголовная ответственность.

Мерой конституционно-правовой ответственности кандидатов за нарушение правил ведения предвыборной агитации является отмена регистрации кандидата. К числу оснований отмены (аннулирования) регистрации кандидатов судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, а также по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в частности, отнесен установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных законом, а именно: при

проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.

Административная ответственность за нарушение правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательных кампаний кандидатов регламентирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. За совершение такого административного правонарушения применяются административные взыскания в виде штрафа.

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений избирательного законодательства, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав. Регламентируется данная ответствен-

ность в Уголовном кодексе Российской Федерации.

Таким образом российским законодателем установлены достаточно жесткие и формально определенные правила ведения политико-агитационной коммуникации в избирательном процессе любого уровня. Установленные ограничения призваны обеспечить защиту конституционных гарантий избирательных прав граждан, но, к сожалению, правоприменительная практика не всегда адекватно отражает заявленные законодателем цели, что в определенной мере способствует, а иногда и провоцирует, неправомерные действия отдельных недобросовестных субъектов электорально-политической коммуникации.

Мы считаем, что избирательное право и сопровождающее его избирательное законодательство как основополагающие элементы государственного права, без всякого преувеличения, приобретают особый социально-политический статус и вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение, особую роль и место в публично-правовой и политической системе современной России.

Однако следует заметить, что, несмотря на более чем десятилетнюю практику строительства российской системы электорального права, а также накопившийся положительный опыт проведения избирательных кампаний разных уровней, основные избирательные институты пока все еще находятся на этапе своего становления. Сложная многоаспектная и противоречивая практика проведения избирательных кампаний ставит перед законодателями, организаторами и участниками электоральных кампаний все новые и более сложные проблемы, требуя совершенствования как всей системы нормативных правовых актов, регулирующих конституционные правовые отношения, связанные с реализацией гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и практики ее применения. Очевидно, что парадигма реформирования и совершенствования избирательной системы, самой политико-правовой практики организации и проведения политических кампаний должна быть в первую очередь направлена на максимизацию степени правовой и политической корректности действий участников избирательного процесса, повышение морально-нравственных

начал и ответственности политических субъектов перед своими согражданами — избирателями.

Истинно легитимный, а значит, свободный и демократический выбор может быть обеспечен только свободным волеизъявлением граждан, исключением самой возможности массового манипулирования общественным сознанием избирателей.

Эффективное противодействие нарушениям избирательного законодательства в практике политического процесса, как нам представляется, возможно исключительно на основе комплексного подхода к организации действенного контроля со стороны уполномоченных законом для этого субъектов избирательного процесса, в том числе с привлечением к нему представителей инициированных групп общественности, обладающих соответствующими юридическими, политологическими и политико-технологическими знаниями, опытом, навыками и умениями. Только в опоре на инициативу представителей гражданского общества, обладающих высокой политической культурой и правовым сознанием, можно постепенно, шаг за шагом, от выборов к выборам, «расчистить» избирательное поле от плевел грязных технологий, минимизировать опасность политического манипулирования нашим сознанием и создать реальные условия для обеспечения российским гражданам свободного осознанного выбора. Очевидно, что каждая избирательная кампания стимулирует развитие социально-политической активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает потенциальные предпосылки для их удовлетворения, углубляет процесс политической социализации и повышает уровень политической культуры российского социума.

Практика строительства российской государственности и гражданского общества последнего десятилетия позволяет уверенно говорить, что именно выборы органов публичной власти всех уровней — от муниципальной до федеральной — превращают Россию по-настоящему в демократическое правовое государство, а ее граждан — в активных субъектов протекающих политических процессов.

Практический опыт организации и проведения общественного мониторинга политической коммуникации, предпринятый нами в течение трех последних лет, являлся

пилотажным проектом территориальной избирательной комиссии г. Братска, основанный на активном привлечении в качестве экспертов представителей научно-педагогической и студенческой общественности города к анализу такой важнейшей стадии избирательного процесса, как институт предвыборной агитации.

В процессе разработки и реализации программы, технологий и инструментария исследования нами была предпринята попытка систематизировать теоретико-методологические знания, практические представления о структуре, содержании, видах и формах политической коммуникации в избирательном процессе, определить ее особенности, тенденции развития, возможности и правовые ограничения в контексте избирательного законодательства, а также предложить избирательным комиссиям некоторые алгоритмы решения проблем повышения степени политической и правовой корректности ведения акторами электоральных кампаний своей предвыборной агитации, в том числе посредством совершенствования системы контроля над институтом политической рекламы со стороны уполномоченных государством субъектов политического управления.

Приступая к разработке программы мониторинга и к его последующей реализации, мы исходили из того, что проблема обеспечения политико-правовой корректности, можно сказать, чистоты, открытости и честности выборов, была и остается наиболее актуальной и востребованной российским социумом, что закономерно формирует повышенный интерес исследователей к теории и практике организации и проведения выборов любого уровня.

В числе наиболее актуальных и реально нерешенных проблем политического избирательного процесса, связанных с нарушением конституционных прав и гарантий граждан на свободное демократическое волеизъявление, нам представлялись следующие:

1) сложная и противоречивая практика проведения избирательных кампаний всех уровней и, в частности, муниципальных, зеркально отражает несовершенство системы нормативных правовых актов, регулирующих избирательные правоотношения, что является следствием незавершенности процесса формирования самого института избирательного права в целом;

2) до сих пор отсутствуют или недостаточно развиты основные организационноправовые механизмы реализации норм права в целом и электорального права в частности;

3) не предусмотрены в полной мере конкретные и эффективные организационноправовые способы, механизмы и технологии по обеспечению контроля, а тем более — пресечения противоправных действий, напрямую вытекающих из нарушений норм избирательного права;

4) как показывает электоральная практика, уровень политической культуры россиян, в том числе электоральной, продолжает оставаться крайне низким, являясь объективной основой для манипулирования организаторами избирательных кампаний массовым политическим сознанием, что препятствует свободному осознанному волеизъявлению граждан Российской Федерации.

На наш взгляд, обозначенные проблемы выражаются особо остро и масштабно в некорректных методах, технологиях и приемах ведения политической агитации со стороны некоторых недобросовестных акторов избирательного процесса. Следует заметить, что волна нарушений избирательного законодательства, регламентирующего предвыборную агитацию на региональном и муниципальном уровнях, не снижается, а арсенал «искусных» нечистоплотных политических технологий, направленных на манипулирование общественным сознанием, становится все более изощренным и повсеместным. Анализ проведения региональных и муниципальных выборов наглядно показывает, что к наиболее массовым и распространенным нарушениям избирательного законодательства относятся такие, как изготовление и распространение «нелегальной» печатной продукции (листовки, брошюры, плакаты, незарегистрированные периодические издания), оплата агитационных материалов и мероприятий кандидатов с привлечением «серых», незаконных схем (проплаты помимо избирательного фонда), диффамационные слуховые интервенции, выпуск агитационных материалов без соответствующих выходных данных, расклейка и размещение наглядной агитации в непредусмотренных для этого местах, несоблюдение сроков агитации, грубые нарушения принципа равенства прав и возможностей кандидатов со стороны ангажированных

СМИ, широкое и безнаказанное использование так называемого административного ресурса и ряд других нарушений.

Комплекс обозначенных проблем электорально-правовой практики, рассматриваемый в контексте анализа института предвыборной политической рекламы, составил основу рабочей исследовательской гипотезы организации и проведения мониторинга и определил его цель, задачи и предмет.

К объекту исследования мы отнесли коммуникационный институт политической рекламы в рамках этапа предвыборной агитации, к предмету — особенности, формы (виды) и методы агитационной рекламной коммуникации кандидатов с точки зрения оценки их правовой и политической корректности.

Таким образом, цель исследования основывалась на перманентном комплексном анализе и правовой общественной экспертизе агитационных действий и образцов политической рекламной продукции кандидатов на выборный мандат главы муниципального образования (мэра) г. Братска и на этой основе выявление, фиксация фактов нарушений норм избирательного законодательства.

В качестве избранного нами оптимального алгоритма решения поставленных задач со всей очевидностью доказала свою востребованность и эффективность следующая модель последовательности исследовательских действий:

1) определение основных направлений поиска информации;

2) выбор оптимальной теоретической модели (концепции) исследования;

3) операционализация исследовательского процесса;

4) сбор, обработка и комплексный анализ полученной информации с использованием эмпирических методов;

5) системный анализ полученных данных и конструирование электорально-правовой ситуации.

В процессе реализации цели и задач мониторинга мы опирались на комплексное использование основных теоретических и эмпирических методов, широко используемых в познании института политической коммуникации.

В группе теоретических доминировали топологический, системный, структурнофункциональный, логико-аналитический и фактографический методы. Из числа эмпи-

рических методов опорными послужили: наблюдение, изучение документальных источников, метод экспертных оценок, а также дискурс-анализ и контент-анализ информационных продуктов местных и региональных масс-медиа. Группа частно-научных методов области правовых знаний была широко представлена методами дефиниций и толкования юридических норм.

В качестве специализированных методов применялись количественный и качественный анализ (целевые вторичные методы) и визуальные (схемы, картограммы, фото- и видеограммы). На этапе обработки и анализа данных были применены корреляционный, факторный и латентно-структурный анализы с использованием методов описательной статистики.

Научный аппарат, используемый в процессе исследования, основывался на оперировании такими ключевыми категориями и понятиями института политической коммуникации, как политическая коммуникация, политическая реклама, диффамация, манипуляция, медиапланирование, мифология политическая, мониторинг, технологии политические, баннер, билборд, буклет, проспект, директ-мейл, имидж, листовка, пресс-релиз, плакат, рейтинг, штендер, а также юридическими терминами и понятиями — агитационный период, предвыборная агитация, агитационные материалы, гарантии избирательных прав, избирательная кампания, избирательная комиссия, кандидат, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, муниципальные выборы и другие.

Базовый инструментарий исследования включал в себя разработанные нами специальные бланки в форме матричных таблиц (сигнальные листы) с опорными контрольными индикаторами и инструктивнометодические указания (практическое руководство) по проведению электоральноправового анализа, дополненные систематизированной (по тематике мониторинга) подборкой текстовых извлечений из нормативных правовых актов, регламентирующих процесс предвыборной агитации. Техникотехнологический инструментарий был представлен широким многоаспектным использованием видеозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры. Для архивирования образцов и копий рекламной продукции использованы CD (DVD)-диски (электронная реклама) и клипер-папки (печатная продукция и фотоснимки).

В качестве документальных источников мониторингового исследования выступали образцы политико-рекламной продукции кандидатов: аудио-, видеовизуальная, печатная (пресса), плакатно-листовочная, наружная реклама и специальная сувенирная продукция.

Процедурно-технологическая часть мониторинга (этап сбора, обработки и анализа политико-агитационных материалов) решала задачи комплексного перманентного отслеживания и архивирования всех рекламных продуктов электоральной направленности, опубликованных в местных печатных изданиях (пресса), либо размещенных на региональных, городских каналах телевидения и радио. К объектам мониторингового контроля также были отнесены все формы и виды листовочно-плакатной и наружной рекламной продукции кандидатов.

В целях фиксации и отражения идентификационных особенностей и общих характеристик каждого рекламного продукта кандидатов данные заносились в специально разработанные нами бланки — сигнальные листы, выполненные в форме матричных таблиц, что позволило оптимизировать процесс группировки и систематизации большого массива анализируемых информационных источников. Система базовых контрольных индикаторов, заложенных в матрицу сигнальных листов, напрямую корреспондировалась с требованиями действующего избирательного законодательства, регламентирующего процесс предвыборной политической коммуникации ведущих акторов электорального процесса.

При анализе всех без исключения материалов политико-коммуникационного характера, размещенных в местных средствах массовой информации, общественные эксперты анализировали материалы в двух аспектах: информационную и оценочную части информационного или рекламного продукта.

В анализ включались все публикации, телевизионные и радиопередачи, прямо или косвенно затрагивающие электоральную тематику, а также освещающие социальную, экономическую, политическую ситуацию в городе, регионе в избирательном контексте. Мониторинг электронных СМИ проводился в электронной базе данных пакета MS Office, дублировался архивированием телевизионных материалов на дисках DVD,

CD-R и сопровождался (фиксировался) хронометражем объема эфирного времени с последующим отражением в соответствующих графах матричных сигнальных таблиц.

Каждый рекламный материал кандидатов анализировался экспертами и с точки зрения наличия или отсутствия ссылки (отметки) о факте оплаты из средств избирательного фонда, а также присутствия в информационных материалах редакционных комментариев.

В процессе исследования листовочноплакатной и наружнорекламной агитационной продукции к объектам анализа мы отнесли все ее визуально зафиксированные формы и виды. Так, листовочно-плакатные агитационные материалы кандидатов наиболее массово были представлены политическими агитационными листовками, листовками-газетами (формат А-3), газетами (не отнесенными к периодическим изданиям), буклетами, проспектами, директ-мейлами и брошюрами. Наружные рекламоносители наиболее широко позиционировали кандидатов посредством билбордов, баннеров, растяжек и мобильных штендеров.

В контексте юридической корректности использования кандидатами форм и методов листовочно-плакатной и наружной рекламы, общественная экспертиза проводилась по обязательным параметрам, предусмотренным действующим законодательством.

В процессе мониторинговой экспертизы его участниками был сформирован объемный систематизированный архив политической агитационной продукции, документально отражающий особенности и характерные черты (позитивные и негативные) политического избирательного процесса по выборам мэра г. Братска в целом и политической рекламной коммуникации каждого кандидата в отдельности. В процессе организации и проведения электорального мониторинга нами были успешно апробированы и скорректированы методы, технологии и инструментарий эффективного общественного контроля политической и правовой корректности муниципальных выборов, что было отмечено организаторами избирательного процесса.

Результаты мониторинговой экспертизы выявили такие наиболее распространенные нарушения избирательного законодательства, регулирующего институт политической коммуникации в агитационный период, как

грубое использование административного ресурса со стороны исполнительного органа муниципальной власти, массовое манипулирование общественным сознанием граждан со стороны местных СМИ, должностных лиц и финансово-промышленных групп, представляющих свои интересы в нашем городе.

В результате сопоставления визуально зафиксированных экспертами объектов некоторых высокозатратных видов рекламных продуктов (например, многочисленные видеоролики, билборды, растяжки) и сведений о движении денежных средств на лицевых счетах кандидатов, официально опубликованных в СМИ, мы пришли к заключению, что кандидаты нередко использовали незаконные, так называемые «черные» и «серые» схемы оплаты за изготовление и размещение наиболее дорогостоящих рекламных продуктов.

В числе других наиболее устойчивых и массовых нарушений мы зафиксировали такие, как «погрешности» в структуре выходных данных (указываются неполные данные), искусственное занижение заявленного тиража печатных рекламных материалов, несвоевременное предоставление либо непредоставление в избирательную комиссию образцов (копий) агитационных материалов, а также текстов (слоганов), образцов (дизайн-макетов) наружной рекламной продукции (билборды, баннеры, растяжки), размещение предвыборных материалов в неустановленных местах и многое другое.

Трехлетний мониторинговый анализ региональных и муниципальных выборов в очередной раз со всей очевидностью убедил нас в том, что кардинальное решение проблемы политической и правовой корректности ведения предвыборной агитации невозможно без опоры на политическую волю граждан, инициативу и общественную активность самих избирателей. Этого невозможно достичь без соответствующей политической и правовой культуры граждан. Именно гражданская общественная инициатива должна стать условием и фактором, гарантирующим и обеспечивающим реальную свободу демократического выбора. В любом цивилизованном обществе свободные выборы являются важнейшим инструментом легитимизации власти и функционирования демократии в целом.

На наш взгляд, общественный мониторинг как инструмент гражданского контро-

ля политико-правовой корректности выборов должен стать условием и реальным фактором политической социализации россиян, роста их политической культуры, формирования активной гражданской позиции избирателей, что, в свою очередь, будет способствовать повышению степени политической и правовой легитимности демократических институтов власти в современной России.

Переход России к демократии, открытому гражданскому обществу, плюрализму и конкуренции в политической жизни страны требует как от политиков, так и от российских граждан овладения основами политико-правовой культуры, формирования высокого электорального сознания и активной гражданской позиции. Важнейшим фактором и определяющим условием политической социализации россиян на пути построения правового демократического государства должен стать конституционный институт демократических и свободных выборов. Российская модель народовластия, которая в советский период была одним из формальных институтов государства, ныне превращается в реальную конституционную основу всей российской государственности, в механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов персональный состав депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государственной власти и местного самоуправления, а также их партийную принад-

лежность и связанный с ней дальнейший политический курс деятельности выборных органов федерального, регионального и местного уровней, в значительной степени зависит общий вектор демократического движения страны на обозримый период.

Избирательное право и процесс не могут быть сведены только к технологии формирования выборных органов публичной власти. Прежде всего, эти институты представляют собой самостоятельную ценность как инструмент завоевания и обеспечения демократии в стране. Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующие положения. Главное — добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играет конституционный институт выборов. Бесспорно, что выборы — это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни. В

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Коноваленко А. В. Психология политической рекламы. Ростов н/Д, 2005. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.