Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕФОРМИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ ВО ФРАНЦИИ'

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕФОРМИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ ВО ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LABOUR LEGISLATION / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / SOCIAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янбулатова А.Р.

Реформирование трудового законодательства обусловлено объективными социально-экономическими предпосылками: несокращающаяся безработица и государственный долг, необходимость соответствовать общеевропейским стандартам. Важное значение в решении этих проблем отводится либерализации рынка труда и социальному партнерству государства и общества, роли профсоюзных организаций. Развитие высокотехнологичных отраслей требует модернизации института представительности трудящихся, сокращения бюрократизации в управлении общественными отношениями, и поэтапного сокращения количества профессиональных отраслей. Нынешние правила, регулирующие социальный диалог, излишне формализованы и инерционны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕФОРМИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ ВО ФРАНЦИИ»

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕФОРМИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА И

ЗАНЯТОСТИ ВО ФРАНЦИИ

Янбулатова А.Р.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Отдел организации и координации научной деятельности

Аннотация

Реформирование трудового законодательства обусловлено объективными социально-экономическими предпосылками: несокращающаяся безработица и государственный долг, необходимость соответствовать общеевропейским стандартам. Важное значение в решении этих проблем отводится либерализации рынка труда и социальному партнерству государства и общества, роли профсоюзных организаций. Развитие высокотехнологичных отраслей требует модернизации института представительности трудящихся, сокращения бюрократизации в управлении общественными отношениями, и поэтапного сокращения количества профессиональных отраслей. Нынешние правила, регулирующие социальный диалог, излишне формализованы и инерционны.

Ключевые слова: трудовое законодательство, безработица, социальный диалог. Keywords: labour legislation, unemployment, social dialogue.

Традиционно требованиями французов к президенту республики становятся наличие убедительной программы и образ фигуры, способной объединить расколотое общество.

На сегодняшний день поиски такой программы затрудняются высокими издержками пересмотра модели социальной рыночной экономики. Её особенности: высокая доля госсектора в инфраструктурных отраслях (энергетика, транспорт, связь, кредит), накоплении и перераспределении финансовых потоков (57%), административное регулирование трудовых отношений, высокие налоги и социальные выплаты [5].

Главной социальной, а тем самым и политической, проблемой стала занятость. Ухудшается инвестиционный климат, увеличивается отток капиталов и предприятий за рубеж. Вот почему проект преобразований в сфере труда - всегда актуальная составляющая политической борьбы. Президент Эмманюэль Макрон обещает снизить показатель безработицы до 7% к 2022 г., настаивая на необходимости реформирования трудового законодательства.

Характеристика ситуации в сфере занятости в 2015-2017 гг.

С 2015 г. уровень безработицы во Франции имеет тенденцию к снижению (10% в 2016 г., 9,5% в 2017 г.), хотя и остается достаточно высоким для категории низкоквалифицированных работников - 17,4%, из которых 39,2% молодежь. Согласно данным Еврокомиссии, в 2015 г. бедными или на пороге бедности себя считали 31% французов.

Уровень безработицы среди мужчин выше, чем среди женщин, многие из которых работают по принципу частичной занятости, что сказывается на размере пенсионных выплат (на 35% меньше, чем у мужчин).

В ноябре 2016 г. максимальная продолжительность поиска работы составила 1 год и 7 месяцев.

Численность мигрантов, неевропейского происхождения, проживающих во Франции и входящих в категорию трудоспособного населения, составила в 2015 г. 10 % от всего трудоспособного населения. В целом, ситуация в сфере занятости среди мигрантов продолжает ухудшаться. Исследования обращают внимание на позитивный

макроэкономический эффект на ВВП, который может быть достигнут от сокращения дискриминации мигрантов в процессе найма на работу. Результаты исследования подтверждают взаимозависимость между низким уровнем успеваемости мигрантов и социально-экономической средой их проживания. Для снижения этих рисков правительство еще в 2013 г. провело реформу образования, создав 9 тысяч рабочих мест для учителей, также предполагалось поэтапное (2017-2020 гг.) повышение зарплаты учителям (выделен 1 млрд. евро).

С другой стороны, во Франции один из самых низких показателей мобильности рабочей силы.

Важной тенденцией последнего десятилетия в сфере занятости является рекордное количество заключаемых срочных трудовых контрактов (CDD, Contrat a durée déterminée) - 86,4% от общего числа, и уменьшение срока найма: 80% контрактов заключаются на срок меньше месяца, две трети из них заключаются повторно с прежним работодателем.

В сентябре 2016 г. бюджетный дефицит в системе страхования по безработице достиг 4,3 млрд. евро, что в свою очередь ведет к увеличению госдолга (33,8 млрд. евро в 2017 г.).

Несмотря на дефицит системы страхования, количество увольнений не снизилось

[1].

Таким образом, кризис занятости во Франции характеризуется высоким уровнем безработицы, одновременно, ростом неофициальной занятости и квалификационным дисбалансом.

Регулирование в сфере труда и занятости 2016-2017 гг.

Закон 1088 - 2016 Мириам Эль-Хомри от 8 августа 2016 г. был призван реформировать трудовое законодательство.

Был упрощен порядок увольнения работников «без объяснения причин» и в связи со «значительными финансовыми потерями компании», «реорганизацией с целью сохранения конкурентоспособности», т.е. по экономическим причинам.

Трудовые договора были переведены в сферу частных соглашений, был установлен приоритет соглашения над общенациональными правовыми нормами. Таким образом, отраслевые профсоюзы теряют возможность влиять на руководителя (препятствовать увольнению, выплатить компенсацию).

В случае экономических трудностей в порядке договоренности между работодателем и работником могут быть изменены условия труда: сокращено жалование, увеличен рабочий день. Таким образом была установлена максимально возможная продолжительность рабочего дня, которая составила 10 часов. Это фактически ведет к постепенному отказу от 35-часовой рабочей недели. Уменьшилась доплата за сверхурочные часы, - она составит 10% от зарплаты по сравнению с нынешними 25%. По статистике, против реформы были настроены 70% французов. Они назвали ее «историческим регрессом», будучи убеждены, что в результате их заставят работать больше за меньшие деньги, лишив защиты от увольнений.

В министерстве труда, занятости, профессиональной подготовки и социального диалога Франции считают, что более гибкие правила принятия на работу и облегченная процедура увольнения станут стимулом для руководителей предприятий предлагать постоянные рабочие контракты. По оценкам исследователей, это может способствовать появлению в краткосрочной перспективе (до двух лет) 200 тысяч рабочих мест, с тенденцией к заключению долгосрочных контрактов.

Снижение экономических издержек для руководителя предприятия сделает его более лояльным по отношению к новым работникам, что, в свою очередь, снизит уровень социального напряжения среди безработных, ведь они смогут получить рабочее место, материальное обеспечение и опыт работы.

Коллективные переговоры должны стать более эффективными, особенно в связи с сокращением количества отраслей, снижением бюрократизации процесса заключения и изменения коллективных соглашений.

Слабо выраженный эффект имели меры, направленные на снижение безработицы среди низкоквалифицированной молодежи (в 2015 г. - 39,2%). Эти меры включали в себя, в том числе, заключение большего количества контрактов, предполагающих частичное финансирование государством заработной платы и наставничество для молодежи в возрасте 16-25 лет по программе Insertation dans l'emploi (contrat d'avenir, contrat initiative emploi, contrat d'accompagnement dans l'emploi). По завершении такого контракта 40% были трудоустроены в нерыночном секторе экономики, 66% - в рыночном секторе.

Для малых и средних предприятий (менее 250 сотрудников) была разработана программа найма, которая предоставляет предприятиям бонус в размере 2 тысяч евро в квартал в течение 2 лет при заключении новых бессрочных или срочных контрактов (от 6 месяцев), - таким образом к октябрю 2016 г. было трудоустроено 670 тысяч чел. По оценкам комиссии, это позволит создавать 60 тысяч рабочих мест в год.

Повышение срока выхода на пенсию до 62 лет, по мнению Кристин Лагард, обоснованно: если люди работают дольше, то они платят налоги, получают зарплату, им не надо платить пенсии, они больше потребляют, и в результате потребность в труде возрастает, и безработица уменьшается. С другой стороны, это вступает в противоречие с необходимостью снизить безработицу среди молодежи.

Модернизация социальной модели, представленная Премьер-министром Эдуаром Филиппом и Министром труда Мюриэль Пенико, заключается в реформе трудового права и масштабном плане нововведений, касающихся образования, переобучения, страховых выплат по безработице, пенсионной системы и повышения покупательской способности.

Совокупность этих реформ призвана предоставить трудящимся, предприятиям, ищущим работу, больше свободы, равенства в правах и защиты, возможности для выработки в ходе переговоров правил, отвечающих обоюдным ожиданиям.

С января 2017 г. вступила в силу система учета индивидуальных достижений каждого наемного работника (CPA, Compte personnel d'activite, Compte personnel d'education) - нововведение периода президентства Франсуа Олланда. Данная система нацелена на защиту приобретенных трудящимися или ищущими работу прав на дополнительное образование, переобучение (100 часов за счет работодателя) и на сопротивление изменениям, вносимым работодателем в условия трудового договора. Это портфолио сопровождает человека с момента его первого найма (с 16 лет) и до выхода на пенсию [6] и позволяет при переходе на новую работу, сохранить за собой приобретенные права.

2 августа 2017 г. был принят Закон, наделяющий правительство правом принимать ордонансы. 22 сентября Советом министров были приняты ордонансы, вносящие изменения в трудовое законодательство. Были обозначены 4 цели реформы:

1. приоритет малым и средним предприятиям

2. модернизация и адаптация в ускоренном режиме под защитой государства

3. новые права и механизмы защиты трудящихся

4. новые гарантии для профсоюзов и представителей персонала, вовлеченных в

диалог [3].

На малых предприятиях (меньше 50 человек) для решения всех вопросов, касающихся организации, в переговорах участвуют представители персонала. В случае, если численность персонала менее 20 человек, в качестве арбитра выступает сам руководитель.Вместо разрозненных единиц переговоров (профком, комиссия по разрешению конфликтов, представители персонала, инспекция) создается Совет по социальным и экономическим вопросам.

Была разработана «шкала убытков», позволяющая снизить неопределенность при найме, и способствующая созданию новых мест (подразумевается, что потенциальная неопределенность может заставить отказаться от найма).

Правила, регулирующие сокращение работников, переформулируются таким образом (типовой формуляр), чтобы «несоблюдение контракта» не могло подменить собой «сокращения», которое влечет страховые выплаты. С одной стороны, защищаются права работника, с другой, - работодателя больше не смогут обвинить в умышленном искажении.

Новые соглашения по отрасли должны учитывать специфические условия существования малых и средних предприятий (это касается, к примеру, трудоемкости, равенства мужчин и женщин и др.; появляется система учета индивидуальных достижений работника, соглашение на уровне предприятия может позволить отказаться, в отсутствие необходимости, к примеру, от надбавки за стаж в обмен на вознаграждение за изобретение или пособие по уходу за ребенком).

Понятие «сокращение по экономическим причинам» должно быть закреплено на государственном уровне, чтобы это отвечало требованиям ЕС и не отталкивало потенциальных инвесторов.

Пособие по сокращению возрастает на 25%.

Министерство труда обобщило накопленный опыт профсоюзов с целью выявить наиболее современные и принесшие положительные результаты практики. Недостающие знания и навыки - необходимо компенсировать обучением представителей персонала и профсоюзных делегатов, предполагается проведение конкурсных процедур и взаимодействие с университетами и школами для привлечения активистов.

Необходимость преобразования политического пространства в единую универсальную систему вызывает в общественном и научном дискурсе дискуссию о месте и роли труда в современном мире. В сфере европейской трудовой этики происходят изменения: само понятие «труд», «работа» перестает быть абсолютно необходимым, может быть заменено общественно-полезной деятельностью, но за минимальное вознаграждение.

Жак Деррида считает, что глобализация, ведомая научно-техническим прогрессом, имеет свое происхождение в исчезновении труда. Первородный грех внес труд в мир, а конец труда должен объявить конечную фазу искупления [2, 131]. Джереми Рифкин в книге «Конец труда: упадок мировой рабочей силы и заря пост-рыночной эры» пишет о том, что технологическая революция ведет к гигантскому повышению производительности труда, с другой стороны, - к сокращению занятости. Для преодоления этих противоречий автор предлагает перенаправить высвободившиеся ресурсы (время, средства и труд) на развитие социальной экономики, сократить продолжительность рабочей недели при сохранении уровня заработной платы.

В своих выводах, он возвращается к необходимости «возрождения человеческого духа», предполагает новые формы благотворительности, например, «теневую зарплату» волонтерам, НДС на высокотехнологичные продукты и услуги, чтобы гарантировать социальные выплаты бедным взамен на общественно-полезные услуги. Все это происходит в то время, когда рост населения достиг огромных масштабов [4].

Французское трудовое право, созданное для регулирования трудовых отношений на больших производственных предприятиях, больше не отвечает требованиям мондиализации и современной экономической ситуации, характеризующейся многообразием форм предприятий и секторов, новыми технологиями и изменившимися ожиданиями трудящихся. Оно создает трудности при найме и неравенство, сковывающее инициативу. Молодежь не привлекает участие не только в профсоюзах, но и в политике, что ведет к росту абсентеизма. Больше всего французов беспокоит разрыв между

богатыми и бедными. В дальнейшем рост безработицы ведет к росту преступности и радикальных настроений, усилению организаций крайне правого толка, дестабилизации глобальной системы. По мнению французов, под угрозой оказываются былое величие и миссия Франции, - образца и защитницы общечеловеческих ценностей прогресса, прав человека, ранга одной из держав с глобальными интересами и ответственностью, который необходимо постоянно подтверждать.

Таким образом, реформирование трудового права и разрешение проблемы безработицы, поддержка и сохранение эффективной занятости, модернизация французской социально-экономической модели в целом, объективно обусловлены и должны проходить на основе принципов и ценностей, которым привержены французы, с учетом опыта других стран.

Литература

1. COMMISSION STAFF WORKING DOCUMENT. Country Report France 2017 Including an In-Depth Review on the prevention and correction of macroeconomic imbalances. -2018 [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/2017-european-semester-country-report-france-en.pdf (дата обращения: 18.01.2018).

2. Деррида Ж. Глобализация, мир, космополитизм. Перевод Дмитрия Ольшанского // Космополис. 2004. № 2 (8). С. 131.

3. Réforme du droit du travail. - 2018 [Электронный ресурс].

URL:http://www.gouvernement.fr/action/reforme-du-droit-du-travail (дата обращения: 18.01.2018).

4. Rifkin J. The End of Work: The Decline of the Global Labour Force and the Dawn of the Post-Market Era. - N.Y. : Warner Books, 1995. - 400 pp. [Электронный ресурс]. URL: http://b-ok.org/ireader/2472256

5. Рубинский Ю. Франция: смена парадигмы // Аналитическая записка Института Европы РАН. - 2017. - №17 (№90) [Электронный ресурс].

URL:http://instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an90.pdf (дата обращения: 25.01.2018).

6. Jakubowicz Lucas. Compte personnel d'activité (CPA): definition et inscription 2018. - 2018 [Электронный ресурс]. URL:www.journaldunet.com/management/emploi-cadres/1171338-compte-personnel-d-activite-cpa/ (дата обращения: 25.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.