Научная статья на тему 'Политико-правовое регулирование международного сотрудничества регионов: актуальность и особые принципы'

Политико-правовое регулирование международного сотрудничества регионов: актуальность и особые принципы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
676
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / REGIONALIZATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / РЕГИОНЫ ГОСУДАРСТВ / ОСОБЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНОВ ГОСУДАРСТВ / REGIONS OF STATES / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ / INTERNATIONAL RELATIONS OF REGIONS / АВТОНОМИЯ / AUTONOMY / САМОУПРАВЛЕНИЕ / SELF-GOVERNMENT / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / DECENTRALIZATION / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / SEPARATION OF POWERS / ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА / HARMONIZATION OF LEGAL SPACE / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / LIBERALIZATION OF ECONOMY / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / PRINCIPLES OF INTERNATIONAL RELATIONS / DISTRIBUTION OF FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубровина Ольга Юрьевна

Статья посвящена политико-правовому регулированию международного сотрудничества регионов государств (МСР). Основное внимание уделено актуальности и особым принципам политико-правового регулирования МСР: принципу регионализации, федерализации, автономии, самоуправления, децентрализации, субсидиарности, принципу рационального распределения функций и разграничения полномочий в сфере международных отношений и связей между государством и его регионами, принципу координации международных связей регионов, принципу гармонизации правового пространства международной деятельности государства и его регионов, принципу либерализации экономики. Анализируя все эти принципы, автор рассматривает их во взаимосвязи и взаимозависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политико-правовое регулирование международного сотрудничества регионов: актуальность и особые принципы»

Флорида Р. 2011. Креативный класс: люди, которые меняют мир. М.: Классика-XXI. 430 с.

Шереги Ф.И., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. 2002. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования. 552 с.

POSUKHOVA Oksana Yur'evna, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor; Associate Professor of the Southern Federal University (105/42Bolshaya Sadovaya St, Rostov-on-Don, Russia, 344006; [email protected])

THE ROLE OF PROFESSIONAL DYNASTIES IN THE RUSSIAN ACADEMIC ENVIRONMENT

Abstract. Academic dynasties are one of the institutions of reproduction and development of scientific activity; they can be regarded as carriers of intellectual and symbolic capital. However, one can consider the role of professional dynasties in the academic environment in two ways. The constructiveness of academic dynasties manifests itself in the socialization of the younger generation, formation of professional background not only for the members of the dynasty, but also for others. At the same time, academic dynasties become the center of successfully operating scientific collectives. Dynasties are also carriers of professional standards, ensuring the sustainable development of the scientific environment. However, the dynasty can be not only a scientific activity succession mechanism, but also a monopoly that creates filters, promotes closeness of the scientific community, that shows its destructive potential.

Keywords: academic dynasty, professionalism, monopoly, resources, symbolic capital

ДУБРОВИНА Ольга Юрьевна — кандидат политических наук, доцент Сибирского института международных отношений и регионоведения (630075, Россия, г. Новосибирск, ул. Народная, 14; [email protected])

политико-правовое регулирование международного сотрудничества регионов: актуальность и особые принципы

Аннотация. Статья посвящена политико-правовому регулированию международного сотрудничества регионов государств (МСР). Основное внимание уделено актуальности и особым принципам политико-правового регулирования МСР: принципу регионализации, федерализации, автономии, самоуправления, децентрализации, субсидиарности, принципу рационального распределения функций и разграничения полномочий в сфере международных отношений и связей между государством и его регионами, принципу координации международных связей регионов, принципу гармонизации правового пространства международной деятельности государства и его регионов, принципу либерализации экономики. Анализируя все эти принципы, автор рассматривает их во взаимосвязи и взаимозависимости. Ключевые слова: глобализация, регионализация, государство, регионы государств, международные связи регионов, особые принципы международных связей регионов государств, автономия, самоуправление, децентрализация, разграничение полномочий, гармонизация правового пространства, либерализация экономики, принципы

Регионы государств во второй половине хх в. стали активно выходить на международную арену, а в начале XX! в. они превратились в существен-

ный компонент международных отношений и внешней политики государств. Осуществление международных связей регионов (МСР) свидетельствует о повышении их роли во всех сферах экономики и в международных отношениях. Они способствуют интеграции государств в мировое хозяйство. Проблема международных связей регионов государств носит политический и международный характер, и для более глубокого ее раскрытия рассмотрим особые (частные) принципы, регулирующие МСР.

К одним из основных принципов следует отнести принцип регионализации. Регионализация - это процесс регионального структурирования пространства в пределах одного государства, а также процесс включения регионов в международные связи на межгосударственном уровне. В основе этого принципа лежит повышение роли регионов страны в социально-экономической сфере, а также в области осуществления международных связей [Дубровина, Плотникова 2016: 25]. Принцип регионализации предполагает установление баланса между центром и периферией (между государством и регионом).

Не менее важным принципом является принцип федерализма. Принцип федерализма (слово «федерализм» происходит от французского fédéralisme, которое восходит к латинскому feodus - договор, союз) означает признание политическим идеалом федеративной организации государства стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить унитарное государство в федеративное.

Наряду с указанными принципами стоит упомянуть принцип автономии. Автономия (греч. autonomía - независимость) - это право самостоятельного решения вопросов при управлении какой-либо частью государства (областью). Автономия - широкое внутреннее самоуправление региона государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам)1. Автономии могут решать свои вопросы не только в административной сфере, но и в области законодательства, управления, юстиции, международного сотрудничества.

Видами автономии являются: территориальная, национально-территориальная, национально-культурная автономии.

С данными принципами тесно связан принцип самоуправления. Принцип самоуправления - это обусловленные природой самоуправления коренные начала (идеи), лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление региональными и муниципальными делами.

Эти принципы закреплены в Европейской хартии местного самоуправления2, Конституции Российской Федерации3, федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»4, других законодательных актах. Это придает принципам нормативно-правовой характер общеобязательных требований.

Предоставляя своим регионам определенную самостоятельность, государство передает им полномочия управлять своей территорией в большем или меньшем объеме. Принцип самоуправления (автономии) осуществляется под контролем государственных властей, в т.ч. и в области международных связей. Самоуправление касается не только субъектов федеративных государств, но также и составных

1 Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М.: Проспект. 2012. С. 7. Доступ: http://ponjatija.ru/taxonomy/term/908 (проверено 25.06.2018).

2 http://base.garant.ru/2540485/

3 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/

4 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

частей унитарных государств, проводящих политику регионализации и предоставляющих статус автономий своим регионам1.

Из указанных принципов вытекает принцип децентрализации государственного управления. Принцип децентрализации - это процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа. Он тесно связан с принципом самоуправления. Принцип децентрализации - это принцип управления, на основе которого часть функций центральной власти переходит к местным органам самоуправления, расширяются права низовых органов управления, в т.ч. в сфере международных связей.

Одним из ярких принципов, связанных с указанными выше, является принцип субсидиарности. Принцип субсидиарности - это принцип, обосновывающий приоритет (при прочих равных условиях) прав более мелкой (низкой) общности по сравнению с общностью более крупной (более высокого уровня). В соответствии с этим принципом полномочия по реализации какой-либо компетенции должны передаваться на более высокий уровень лишь в том случае, если нижестоящий уровень не имеет возможности для их реализации. Так, в сфере распределения полномочий между местным самоуправлением, субъектами федерации и федерацией в целом принцип субсидиарности означает, что органы управления федерации берут на себя и выполняют лишь те функции, которые не способны реализовать органы управления субъектов федерации. Органы управления субъектов федерации берут на себя и выполняют лишь те функции, которые не способно реализовать местное самоуправление. Органы местного самоуправления должны брать на себя только такие задачи, которые отдельные хозяйствующие субъекты не в состоянии выполнять или же выполняют неэффективно и не комплексно [Дубровина, Плотникова 2016: 38].

Последовательная реализация принципа субсидиарности создает условия формирования в государстве четкой экономически обоснованной и нацеленной на реализацию интересов личности системы территориального управления и соответствующего ей распределения компетенций. Все сказанное выше относится и к организации и осуществлению международных связей.

Практика свидетельствует, что работа региональных администраций по содействию международным связям наиболее полезна в таких областях, как правовое и информационное обслуживание, создание деловой среды (например, бизнесцентров), организация международных выставок и ярмарок (в т.ч. за рубежом), подготовка и продвижение крупных инвестиционных проектов, создание механизма региональных гарантий для иностранных инвесторов. Регионы, являющиеся крупными собственниками и распорядителями финансовых ресурсов, выступают также в качестве непосредственных экономических агентов на международных товарных и финансовых рынках. Однако главная задача региональной администрации в международной деятельности - это содействие предпринимателям, координация их усилий в интересах устойчивого развития экономики региона и роста благосостояния населения, улучшения международного рейтинга региона. В этом заключается суть принципа субсидиарности.

Принципы регионализации, федерализации и субсидиарности могут быть реализованы на основе принципа рационального распределения функций и разграничения полномочий в сфере международных отношений и связей между государством и его регионами. На основе этого принципа в государствах создаются правовые нормы, регулирующие распределение функций и разграничение пол-

1 Например, в Италии, Испании, Португалии, Финляндии статус автономии предоставлен некоторым регионам (островам Азоры и Мадейра в Португалии; Аландским островам в Финляндии и т.д.).

номочий в сфере международных отношений и связей, и выстраивается внутренняя политика. В особенности это относится к федеративным государствам.

Правовыми актами государства определяются вопросы, по которым могут принимать решения только федеративные органы государственной власти. К ним, например, относятся внешняя политика, международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, установление дипломатических и консульских отношений. В правовых актах определяются вопросы совместного ведения. К ним, например, относятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, выполнение международных договоров. И обязательно определяются вопросы, относящиеся к компетенции регионов. К ним, например, относится осуществление международных связей.

Учитывая, что на международной арене государство говорит одним голосом, в т.ч. и от лица своих регионов, важное место при осуществлении международных связей занимает принцип ответственности государств за международное поведение их регионов.

Суть его заключается в том, что государства несут прямую и полную ответственность за поведение своих регионов на международной арене. Ответственность является одним из свойств международных отношений. Наличие этого свойства международных отношений является одним из факторов поддержания порядка в отношениях между государствами [Колосов 2014: 8]. Процедура реализации ответственности устанавливается Уставом ООН1.

На практике поведение государств и их регионов выражается в действиях их органов и должностных лиц. Государство отвечает за их действия. При этом не имеет значения, принадлежит ли орган или должностное лицо к системе законодательной, исполнительной, судебной или иной власти, а также является ли этот орган нижестоящим или вышестоящим в рамках структуры государства, носят ли функции органа международный или внутренний характер.

Государство несет ответственность за деятельность всех своих органов и должностных лиц даже в том случае, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности. Например, если глава администрации региона совершил действия, представляющие собой вмешательство во внутренние дела иностранного государства, ответственность за это несет государство, гражданином которого он является.

В международных отношениях определены два вида ответственности: политическая и материальная.

Политическая ответственность выражается в форме сатисфакций2, репрессалий3, реторсий4, санкций5.

Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб, что может реализоваться в форме реституции6 или репарации7.

1 Устав ООН. Ст. 39,41, 42. Доступ: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html

2 Сатисфакция - заверение пострадавшей стороны в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления или формы морального удовлетворения потерпевшей стороне.

3 Репрессалии - ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом (например, задержание судна, наложение ареста на имущество).

4 Реторсии - ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв посла).

5 Санкции - форма наказания субъекта, совершившего международное преступление (приостановление экономических отношений, экономическая блокада, разрыв дипломатических отношений и т.д.).

6 Реституция - восстановление материального положения, существовавшего до правонарушения.

7 Репарации - денежная или иная компенсация убытков потерпевшему

Итак, согласно данному принципу, государство несет ответственность за деятельность своих регионов.

Важную роль в осуществлении международных связей регионов занимает принцип их координации. Основное содержание принципа заключается в создании благоприятных внешних условий для реализации регионами своего конституционного права на осуществление международных связей, оказании им содействия в развитии международного сотрудничества на основе учета и согласования интересов универсального актора (государства) и его регионов.

Внешние связи регионов превратились в существенный канал международного сотрудничества, приобрели довольно значительные масштабы. При выполнении государством своих регулирующих функций международные связи регионов работают как на региональные, так и на общегосударственные интересы, способствуют укреплению доверия и взаимопонимания с иностранными государствами, упрочению двусторонних отношений. Вместе с тем при отсутствии должной координации этот процесс способен нанести ущерб не только эффективности международных связей, но и самой экономической безопасности государства, обострить отношения между центром и регионами, усилить конкуренцию регионов данной страны на международном рынке и на рынках других государств.

Отсюда очевидна необходимость использования этого принципа при осуществлении международных связей регионов. Этот принцип широко применяется в Российской Федерации.

Важное место в международных связях занимает принцип гармонизации право -вого пространства международной деятельности государства и его регионов. Этот принцип предполагает создание такой правовой базы международного сотрудничества государства и его регионов, которая могла бы подробно регулировать порядок ведения международных связей регионов. Только гармонизация правового пространства позволяет четко определять права и обязанности государства и регионов при осуществлении ими международного сотрудничества.

Гармонизация правового пространства достигается через создание многоуровневой системы правового регулирования международных отношений государства и международных связей его регионов и через разграничение полномочий в международной сфере.

Невозможно осуществлять международные связи регионов, не применяя или не учитывая принцип либерализации экономики. Этот принцип тесно связан с принципом главенства государства в международных отношениях. Без данного принципа невозможно осуществление международных связей регионов. Сутью данного принципа является расширение свободы экономических действий регионов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства. Данный принцип отвергает широкое вмешательство государства в экономическую жизнь. Принцип либерализации основывается на частной собственности как юридической основе экономической жизни, на свободном предпринимательстве как генераторе экономического прогресса, на свободной конкуренции как регулирующем механизме экономических отношений. Государству отводится роль регулятора общего равновесия экономики и экономического законодательства, в т.ч. и в международной сфере.

При использовании названных выше принципов международное сотрудничество регионов может осуществляться тремя путями (видами): это приграничное сотрудничество, создание трансграничных институтов, регионов и пространств и международное межтерриториальное взаимодействие.

Из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы: выход регионов государств на международную арену приводит к необходимости осмысления основных и особых принципов, правил поведения, которых должны придержи-

ваться регионы, осуществляя международные связи. Такими принципами являются общие принципы международных отношений, которые распространяются и на деятельность регионов, а также особые принципы, которые регулируют международные региональные связи.

Наиболее важные особые принципы - это принцип регионализации, федерализации, автономии, самоуправления, субсидиарности, рационального распределения функций и разграничения полномочий в сфере международных отношений и связей между государством и регионами, принцип ответственности государств за международное поведение их регионов, координации международных связей регионов, гармонизации правового пространства международной деятельности государств и их регионов, либерализации экономики.

Совокупность этих принципов составляет основу международных региональных связей, являет собой руководящие правила поведения регионов на международной арене. Эти принципы взаимосвязаны, и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Список литературы

Дубровина О.Ю., Плотникова О.В. 2016. Международные связи регионов государств: характеристика и особенности. М.: Норма; ИНФРА-М. 192 с.

Колосов Ю.М. 2014. Ответственность в международном праве. М.: Статут. 224 с.

DUBROVINA Ol'ga Yur'evna, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of Siberian Institute of International Relations and Regional Studies (14 Narodnaya St, Novosibirsk, Russia, 630075; [email protected])

POLITICAL AND LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL COOPERATION OF REGIONS: CURRENT TRENDS AND SPECIAL PRINCIPLES

Abstract. The article is devoted to the political and legal regulation of international cooperation of regions of states. The main attention is paid to the relevance and special principles of the political and legal regulation of the ICR, such as the principles of regionalization, federalization, autonomy, self-government, decentralization, subsidiarity; the principle of rational distribution of functions and the division of powers in international relations and relations between the state and its regions; the principle of coordination of international relations of regions; the principle of harmonization of the legal space of international activities of the state and its regions, and the principle of liberalization of the economy. The author analyzes each of them and considers them in interrelation and interdependence.

Keywords: globalization, regionalization, state, regions of states, international relations of regions, principles of international relations, autonomy, self-government, decentralization, distribution of functions, separation of powers, harmonization of legal space, liberalization of economy, principles

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.