Научная статья на тему 'Политико-правовая мысль Древней Греции раннего периода (IX - VI вв. До Н. Э. )'

Политико-правовая мысль Древней Греции раннего периода (IX - VI вв. До Н. Э. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2128
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
ANCIENT GREECE / POLITICAL AND LEGAL THOUGHT / RIGHT / STATE / DEMOCRACY / ARISTOCRACY / PYTHAGOREANS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Биряева Анастасия Владимировна, Галюк Екатерина Александровна

В данной статье рассматривается развитие политико-правовой мысли Древней Греции раннего периода на основе взглядов выдающихся философов и деятелей: Гомера, Гесиода, Пифагора, Гераклита, Солона и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политико-правовая мысль Древней Греции раннего периода (IX - VI вв. До Н. Э. )»

УДК 340.144.3 (38)

Биряева Анастасия Владимировна, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарева», г. Саранск. (vyazik16@yandex. ru) Галюк Екатерина Александровна, студентка юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.

(galykkaty99@mail. ru)

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ РАННЕГО

ПЕРИОДА (IX - VI ВВ. ДО Н. Э.)

Аннотация. В данной статье рассматривается развитие политико-правовой мысли Древней Греции раннего периода на основе взглядов выдающихся философов и деятелей: Гомера, Гесиода, Пифагора, Гераклита, Солона и других.

Ключевые слова: Древняя Греция, политико-правовая мысль, право, государство, демократия, аристократия, пифагорейцы.

Biryaeva Anastasia Vladimirovna, lecturer at the Department of Theory and History of State and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Mordovia State University», Saransk.

(vyazik16@yandex. ru) Galyuk Ekaterina Aleksandrovna, student of Law Faculty, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Mordovia State University», Saransk. (galykkaty99@mail.ru)

POLITICAL AND LEGAL THOUGHT OF ANCIENT GREECE OF EARLY PERIOD (THE IX-VI CENTURIES BC)

Abstract. In this article development of a political and legal thought of Ancient Greece of the early period on the basis of views of outstanding philosophers and figures is considered: Homer, Hesiod, Pythagoras, Heraclitus, Solon and others.

Keywords: Ancient Greece, political and legal thought, right, state, democracy, aristocracy, Pythagoreans.

Государство в Древней Греции стало зарождаться в начале I тысячелетия до н.э. в форме автономных и суверенных полисов.

Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался все более углублявшимся процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества - родовой знатью и обнищавшими общинниками, богатыми и бедными, свободными и рабами. [7, С. 40]

В связи с этим во всех древнегреческих полисах происходит попытка, установления одной из форм правления - аристократии, олигархии или демократии.

Нельзя не отметить, что активная деятельность в области политики способствовала развитию теоретической мысли и склоняла к поискам наиболее «полной» государственной системы. В структуру философии, как особой формы мировоззрения входили теология, натурфилософия, право, этика и другие, эти особенности нашли свое закрепление и теоретическое осознание в политических и правовых учениях Древней Греции.

Если говорить о политической мысли Древней Греции, то она образовывалась в процессе расщепления мифа и отделения самостоятельных форм общественного сознания.

Историю становления политико-правовой мысли в Древней Греции разделяют на три периода, но определяют их по-разному. В свое время Б.Н. Чичерин выделял: космологический (физиологический), софистический и метафизический периоды. В первом, разъяснял он, господствует универсализм в первобытном единстве, во втором - реализм, в третьем - рационализм. [1]

Сегодня в специальной юридической литературе закрепилась, с теми или иными поправками, последующая периодизация:

• ранний (IX-VI в. до н.э.), характеризуется со временем образования древнегреческой цивилизации. В этот период отмечается заметное совершенствование политико-правовых представлений (Гомер, Гесиод и «семь мудрецов») и вырабатывается философский подход к проблемам государства и права (Пифагор, Гераклит);

• классический ^-первая половина 4 в. до н.э.) - время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой идеи, нашедшей свое отражение в концепциях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля;

• эллинизм (вторая половина ^-П в. до н.э.) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, зависимость греческих полисов сначала от Македонии, а затем и от Рима. Философские и политико-правовые идеи этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

В ранний период древние мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. [7, С. 41]

В «Илиаде» и «Одиссее» Гомера (VIII в. до н.э.) боги представляютя сходными с людьми, они построены в иерархическую конструкцию по типу аристократической общности первым, которой является царь - Зевс. При этом Зевс выступает как главный защитник всеобъемлющей справедливости «дике», наказывающий насильников, и тех, кто нарушает всеобщие правила «дике», устанавливающие отношения между разными сходными классами как богов, так и людей. К тому же, у Гомера попадается понятие закона «темис»,

имеющего божественное происхождение и направленного на регулирование отношений внутри дома и семьи.

Последующие направления распада мифологических основ политической культуры можно увидеть в творческих работах крупнейшего древнегреческого поэта Гесиода (VII в. до н.э.).

В своем произведении «Теогония» он предпринимает первую крупную попытку систематизации мифо-религиозных представлений древних греков, дает последовательную картину рождения мира, богов, героев, составляет их генеалогию. [2]

Помимо классификации и совершенствования древних мифов, в другой поэме «Труды и дни» Гесиод выделяет всеобщую схему историко-политического развития в виде постепенной смены пяти мировых эпох: золотого, серебряного, медного, героического и железного веков. Согласно этой схематизации, историческая динамика представляет собой последовательное ухудшение и деградацию первоначально счастливого состояния.

Процесс формирования основ полисной организации, сопровождавшийся рационализацией всех аспектов социальной деятельности древних греков, нашел свое последовательное выражение в деятельности знаменитых семи мудрецов, к которым обычно причисляют Фалеса Милетского, Бианта Приенского, Питтака Митиленского, Клеобула Линдского, Периандра Коринфского, Хилона Спартанского, Солона Афинского. Мудрецы настаивали на том, что фундаментом общественной жизни является господство единого закона, который реализует принцип справедливости на земле. [2]

В числе известных мыслителей был Солон (около 638 - 559 гг. до н. э.), который провел значимые социально-политические изменения в Афинах, сформировал тем самым фундамент демократического устройства этого полиса. Аргументируя свои реформы, Солон говорил, что главной его стратегией как законотворца и политика состоит в использовании принципа справедливого равновесия.

В это трудное и противоречащие время в истории Древней Греции происходит зарождение первых самостоятельных философских идей, которые, во многом заимствуя терминологию минувших мифов, пытаются тем не менее мыслить окружающий мир из него самого, выставляя на первое место учение о первоначале. По этой логике космос объединяет и подчиняет единым принципам как природу, так и людей. Таким образом, политические и правовые взгляды первых греческих философов были направлены на философско-космологические теории и не были выделены в самостоятельную дисциплину.

Другой крупнейший мыслитель-досократик Пифагор (580—500 гг. до н. э.) также основывался в своих социально-политических взглядов из идеи первоначала, но вывел в качестве такового число. С этого аспекта мир является гармоническое соответствие всех явлений и поддается числовому и геометрическому урегулированию.

Соответственно Пифагором и его последователями

разрабатывался принцип равенства как правовой равной меры, регулирующей социальные отношения. Поэтому политическим идеалом пифагореизма был полис, в котором господствуют справедливые законы. Там, где нет единого упорядочивающего первопринципа, наступает анархия, отсутствие власти порядка. [2]

Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное. [7, С. 42]

Особо наглядно и точно аристократические воззрения на общественно-политическую и правовую проблему нашли свое выражение в философии Гераклита (530 - 470 гг. до н. э.).

Выбрав в качестве первоначала огонь, Гераклит сделал тем самым акцент не на статике социально-политического порядка, а на его динамике, изменчивости. С этим тесно связана его диалектика противоположностей, реализовавшаяся в тезисе об определяющей конструктивной роли антагонизма в развитии космоса и общества. [2]

При этом эфесский философ убеждал в том, что базисом правильно устроенного общества является закон, который, в свою очередь, должен руководствоваться всеобщим разумом.

Постижение всеобщего разума и способность согласно с ним устроить общественный порядок - это тяжелое задание, которое под силу не многим. В каком-то смысле Гераклит представляется в роли одного из первых теоретиков отношений политических лидеров и широкой общественности его идеал - это аристократия, правление лучших. Однако его понимание аристократизма носило не социально-классовый, а умственный характер. Лучшие - это высокоинтеллектуальная элита общества, которой подвластно осмысление логоса.

Таким образом, первый этап развития древнегреческой политической мысли подчеркнут распадом мифологического сознания и формированием разумных мнений об обществе, в основе которых лежало понятие космоса, устроенного в соответствии с общим законом.

На основании вышесказанного, хотелось бы отметить тот факт, что философы Древней Греции привнесли значимый вклад в зарождение и развитие политико-правовых учений, в теоретическое исследование вопросов и проблем касающихся государства и права.

Библиографический список

1 Асанова А.Ш. Политические и правовые учения Древней Греции / А.Ш. Асанова // Наука, техника и образование. - 2015. - № 5 (11). - С. 145-146.

2 Березняков Д.В. История правовых и политических учений: курс лекций / Д.В. Березняков. - Новосибирск, 2016. - 260 с.

3 Ларин А. Ю. История правовых и политических учений / А. Ю. Ларин. - Москва: РГИИС, 2005. - 173 с.

4 Лейст О.Э. История политических и правовых учений / О.Э. Лейст. - Москва: Зерцало, 2006. - 568 с.

5 Луковская Д. И. Политико-правовые идеи досократиков: предпосылки возникновения и развития / Д. И. Луковская // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2014. - 6 (317). - С. 236-256.

6 Мухаев Р. Т. История политических и правовых учений / Р. Т. Мухаев. - Москва: Издательство Юрайт, 2015. - 694 с.

7 Нерсесянц В. С. История правовых и политических учений / В. С. Нерсесянц. - Москва: Норма, 2004. - 933 с.

8 Фатихов Р. Ф. Формирование идей правового государства в античной политической мысли / Р. Ф. Фахитов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 5-1. - С. 178-182.

9 Хрестоматия по истории политических и правовых учений: в 4 т. / А. В. Кирнос, В. А. Колесников. - Воронеж: Воронежский ин-т МВД России, 2012. - Т. 4. - 133 с.

10 Шарапова Т. А. История правовых и политических учений: пособие для подгот. к экзаменам / Т. А. Шарапова. - Москва: Приор-издат, 2005. - 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.