Научная статья на тему 'Политико-коммуникативный аспект во взаимодействии государства и общества в современной России'

Политико-коммуникативный аспект во взаимодействии государства и общества в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
317
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ PR-СЛУЖБ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC INFORMATION POLICY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / СИСТЕМА КОММУНИКАЦИЙ / COMMUNICATION SYSTEM / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / PR-ТЕХНОЛОГИИ / PR-TECHNOLOGIES / ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ / PRESIDENTIAL ADMINISTRATION / ACTIVITIES OF PR-SERVICE PUBLIC AUTHORITIES / COLLABORATION BETWEEN AUTHORITIES AND THE PUBLIC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Межиева Айна Кюриевна

Объектом рассмотрения в данной статье является специфика деятельности государственных органов власти по связям с общественностью, а также процесс инициирования и трансляции осуществляемых коммуникативных стратегий в политической сфере в условиях современной России. Вопросы, затронутые в статье, являются актуальными для современной коммуникативной науки в плане выработки теоретических представлений о современных политических коммуникациях и практиках их функционирования в деятельности государственных органов управления. Каким образом политические технологии, в том числе технологии политического PR, основательно вошли в практику различных политических акторов в России? Почему они оказались востребованы политическими партиями и общественными движениями, а позднее необходимость использования PR-технологий была осознана государственно-политическими институтами?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Communicative Activities in the Interaction between State and Society in Contemporary Russia

The object of consideration in this article is the specificity of the Public Relations of state governments, as well as the process of initiation and transmission of ongoing communication strategies in the political sphere in contemporary Russia. The issues raised in the article are relevant to modern communication science to formulate theoretical concepts of modern political communication and practices of their functioning in activities of public administration. How can political technologies, including technologies of political PR, thoroughly enter into the practice of various political actors in Russia? Why they were in demand by political parties and social movements, and later need to use PR-technologies was recognized by state-political institutions?

Текст научной работы на тему «Политико-коммуникативный аспект во взаимодействии государства и общества в современной России»

А.К. Межиева

ПОЛИТИКО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Объектом рассмотрения в данной статье является специфика деятельности государственных органов власти по связям с общественностью, а также процесс инициирования и трансляции осуществляемых коммуникативных стратегий в политической сфере в условиях современной России. Вопросы, затронутые в статье, являются актуальными для современной коммуникативной науки в плане выработки теоретических представлений о современных политических коммуникациях и практиках их функционирования в деятельности государственных органов управления. Каким образом политические технологии, в том числе технологии политического PR, основательно вошли в практику различных политических акторов в России? Почему они оказались востребованы политическими партиями и общественными движениями, а позднее необходимость использования PR-технологий была осознана государственно-политическими институтами?

Ключевые слова: деятельность PR-служб органов государственной власти, государственная информационная политика, взаимодействие органов власти с общественностью, система коммуникаций, гражданское общество, PR-технологии, общественно-государственное партнерство, Администрация Президента РФ.

На сегодняшний день многочисленные дискуссии о гражданском обществе в нашей стране демонстрируют высокий интерес к проблеме построения диалога между властью и обществом, а также его информационной составляющей. Государственная коммуникация является регулирующим и координирующим механизмом во взаимоотношениях государства и общества, обеспечивая стабильность и эффективность функционирования общественного уклада в целом.

© Межиева А.К., 2011

Развитие политико-коммуникативной деятельности на государственном уровне напрямую зависит от формирования определенной государственной политики в области управления связями с общественностью, выработки приоритетных направлений в этой сфере1.

Необходимо отметить, что государственная информационная политика должна определять цели, задачи, методы и способы реализации коммуникационных практик, проводимых РИ-службами системы органов государственной власти как единые, быть основой для координации деятельности таких служб. Существенным является условие, что деятельность РИ-служб должна способствовать развитию открытости деятельности власти и расширению информированности общества, а не быть на службе интересов отдельных чиновников и политических партий2.

В основе прямого взаимодействия органов власти и общественности лежит предоставление должностными лицами этих органов определенной информации. Поэтому не только эффективность такого взаимодействия, но и принципиальная возможность его реализации целиком и полностью зависят от осознания государственной властью необходимости обеспечивать информационную прозрачность своей деятельности и активно вести открытый диалог с обществом и его структурами.

Опираясь на существующую в России трехуровневую организацию государственного управления, можно выделить три уровня политико-коммуникативной деятельности, каждый из которых обладает собственной спецификой, связанной с преобладанием тех или иных ресурсов, - это федеральный, региональный и местный уровни. Каждый из них имеет собственную законодательную базу, которая определяет способы взаимодействия государственных структур, находящихся на определенном уровне, и об-щественности3.

По мнению исследователя государственного РИ Е. Тарашвили, в современной российской действительности формируются отношения государства и общества как управляющих и управляемых. Связи с общественностью приобретают в этих условиях иное качество, прежде всего под воздействием того, что государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть, а управление - регулирование, упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. Поэтому стратегия коммуникации общества и государства основывается на принципиально новом понятии - взаимодействии. И здесь одной из главных задач государственных связей с общественностью является участие в демократизации государственного управления и содей-

ствие становлению гражданского общества. Созданная в 2005 г. Общественная палата Российской Федерации является ярким примером такого рода деятельности, представляя собой связующее звено между властью и обществом.

М.А. Шишкина в своей работе указывает на системные недостатки российских государственных связей с общественностью: непрозрачность, закрытость государственной системы и, как следствие, отсутствие реальной управляемой связи между общественным мнением и приоритетами государственной политики в области РИ; неэффективное управление ресурсами, выделяемыми на государственную РИ-деятельность4.

Более того, по мнению М.А. Шишкиной, к недостаткам можно отнести сверхцентрализацию управления государственными связями с общественностью и достаточно слабую гибкость и мобильность системы, «нетехнологичность» РИ-продукции (государственная система не обеспечивает массовую реализацию РИ-про-грамм), а также нерешенность проблем интеллектуальной собственности в сфере разработки программ управления общественным мнением.

Как считает исследователь Е.И. Корнеева, в государственной РИ-деятельности существует подход, указывающий на необходимость усиления роли государства в управлении общественными коммуникациями5. При этом развитие отечественных связей с общественностью со стороны государства строится в основном на увеличении бюджетного финансирования, предоставлении различного рода налоговых льгот6.

Государственная политика в области управления связями с общественностью за последнее десятилетие, по мнению Е.И. Корне-евой, представляла собой компромисс патерналистского (больше законодательного регулирования сферы коммуникаций со стороны государства) и либерального (саморегулирование) подходов, реализуемых ее субъектами - администрациями главы государства, глав субъектов Федерации, министерствами, профессиональными ассоциациями и профильными РИ-агентствами7.

Ближайшей целью государственной политики России в области связей с общественностью, как отмечает И. Богатырев, является преодоление социально-технологического кризиса8. Многие государственные программы выделяют государственную политику в области связей с общественностью как составную часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к социально-коммуникационной и РИ-деятельности, определяет цели, задачи, направления и формы деятельности органов государственной власти в области управления массовыми

коммуникациями и реализации достижений современных PR-тех-нологий9.

Для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью и средствами массовой информации, определяемый обоснованным стремлением общественности знать через СМИ все, что происходит в государственных учреждениях.

Значимым средством государственной коммуникации с общественностью Д.М. Чегин считает коммуникации через организации10. Связующим звеном здесь служат политические партии, инициативные группы, некоммерческие организации, которые опосредуют взаимоотношения между политической системой и обществом.

Большое влияние на государственную деятельность оказывает взаимодействие государства и общественных организаций и осуществление лоббистской деятельности. Как отмечают в своей работе А. Зверев и А. Юдельсон, государству и общественным организациям необходимо поддерживать систему постоянных сложившихся коммуникаций, пространство диалога между своими представителями в социальных коммуникациях страны11. Снижение значения такой переговорной площадки, которую на Западе принято обозначать аббревиатурой GR (Government Relations - взаимодействие с органами государственной власти), может привести к нарастанию проблем в социальной и политической сферах. Особенно опасна подмена такой коммуникативной площадки системой взяток и директив, ведущей к разрастанию коррумпированности политической власти и общества.

Современный GR оперирует значительным числом технологий и приемов - от лоббирования и организации GR-кампаний до индивидуальной поддержки чиновников и членов их семей -и регулирует весь комплекс жизненно важных для государства и общественности взаимоотношений. Научный подход к систематизации и описанию этих технологий уже имеет свою историю, однако в России, несмотря на высокую востребованность, он остается практически неизвестным. Поэтому GR-технологии только начинают нарабатываться, чтобы позднее выстроиться в четкую структуру нормальных цивилизованных отношений между властью и обществом12.

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Д. Орлов в докладе «Проблемы государственного PR в России» отмечает, что государственный PR качественно изменился в результате массового использования интернет-техно-логий13. Значительная часть крупных сетевых СМИ, появившихся на медиарынке в 1999-2000 гг. («vesti.ru», «lenta.ru», «smi.ru», «strana.ru», «grani.ru» и др.), создана либо модернизирована и под-

держивается близкими к Администрации президента организациями, в частности Фондом эффективной политики.

Цель создания «государственных» сетевых СМИ, по мнению Д. Орлова, очевидна: удешевить и сделать более эффективным процесс продвижения информации, в которой заинтересована власть. Для решения этой проблемы «посредством традиционных медийных и РИ-технологий необходим либо мощный информационный повод, либо массированное информационное давление на аудито-рии»14. Интернет в данном случае проще, эффективнее, дешевле. На финансирование долгосрочных «государственных» интернет-проектов, отмечает Д. Орлов, направляются средства федерального бюджета страны. Указанные сетевые СМИ служат инструментом влияния структур государственного РИ на наиболее активную часть населения - пользователей Интернета.

Таким образом, универсальная схема влияния информации сетевых СМИ на общественное мнение выглядит так: интернет-проект (интернет-событие) как импульс - отклик в традиционной медийной сфере - привлечение внимания целевой аудитории к продвигаемой информации. Д. Орлов приходит к выводу, что создание властью собственного информационного потока и обеспечение контроля над остальными потоками информации рассматриваются как главные задачи государственного РИ. При этом ради достижения поставленных технологических задач, если основываться на рекомендациях Фонда эффективной политики, допускается использование методов, граничащих с нарушением действующего законодательства, и технологий подавления не контролируемого властью информационного потока.

В таком случае можно сказать, что государственный РИ из-за усилий указанных технологий давления оказался заложником «политики ходов»15. Политическая власть вынуждена постоянно выступать с более или менее краткосрочными инициативами, которые при соответствующем РИ-сопровождении в целом благоприятно воспринимаются населением и поддерживают рейтинг доверия Президенту РФ. Решение реальных и долгосрочных проблем в других сферах, например в российской экономике, не будет при таком подходе к информационной политике актуальным, поскольку в таких сферах, как экономика, социальная политика, необходимо стратегическое развитие.

К сожалению, в органах государственной власти России РИ-службы приживаются непросто, поскольку слишком велик соблазн опереться на чисто административные средства управления - распоряжения, приказы, указания16, хотя деятельность РИ-служб государственной власти должна быть связана с представлением

интересов различных сторон. В органах власти и управления, как полагает заведующий кафедрой политологии и политического управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ профессор В.С. Комаровский17, зачастую под связями с общественностью понимается пропаганда успехов администрации, где сама программа деятельности строится, исходя из личных пристрастий и предложений главы администрации. В таком случае фундаментальные принципы связей с общественностью -согласование интересов, паритетное управление, солидарное разрешение конфликтов - трансформируются в правила пропаганды, не позволяющие реализоваться целям «паблик рилейшнз» в полном объеме.

По оценке исследователя государственного РИ Е. Тарашвили, тенденция ближайшего будущего - повышение активности государства в области связей с общественностью, приобретение им статуса основного заказчика РИ-услуг. Это ожидание он связывает с увеличением количества предложений по РИ-поддержке экономической деятельности государства. Правительственным структурам будут нужны информационные кампании по пропаганде принимаемых решений, чтобы граждане страны понимали логику дальнейших мер, которые государственные чиновники планируют проводить в жизнь.

Д.М. Чегин заключает, что в нашей стране стратегическое и долгосрочное планирование связей с общественностью пока не получило широкого распространения в силу целого ряда причин18. Это и объективные по отношению к субъектам государственной коммуникации причины (нестабильность политической и экономической ситуации не способствует развитию таких форм комму-ницирования), и субъективные, внутренние противоречия в развитии самой системы государственного управления, к которым можно отнести отсутствие опыта, знаний методик коммуницирования, а также нежелание чиновников строить общение с населением на новых, открытых, демократических основах.

К аналогичному выводу приходит исследователь Е.В. Галкина19. Она отмечает, что в целом в России еще предстоит сформировать и отладить механизм повседневной коммуникативной деятельности в органах государственной власти и в сфере гражданского общества, где работа специалистов станет эффективной лишь тогда, когда органы государственной службы или гражданские инициативные группы, получая полную информацию об общественном мнении, используют ее в качестве органически встроенной части как в процесс принятия государственного решения, так и в деятельность органов государственной власти.

Пессимистичным можно назвать вывод Д. Орлова, который считает, что неэффективность «госпиара» в России за последнее десятилетие была настолько очевидна, что поначалу даже для обеспечения крупных внутрироссийских РИ-кампаний, в которых была заинтересована власть, пришлось привлекать западных кон-сультантов20. Поэтому России необходимо создать систему не только внутреннего, но и внешнего государственного РИ. Речь идет о системе, способной последовательно и методично укреплять позитивный имидж России за рубежом, а также оперативно и комплексно реагировать на направленные против России информационные инициативы.

Е. Тарашвили один из способов решения проблемы государственного РИ видит в создании крупных акционерных РИ-агентств, где учредителями (50/50%) будут государство и частные лица, высокопрофессиональные специалисты по связям с общественностью (такая система организации и использования капиталов успешно была апробирована в случае с Первым каналом). Аккумулировав финансовые ресурсы частных лиц и информационные ресурсы государства, подобное агентство будет в состоянии реализовывать проекты и программы в масштабах страны.

Государственные и политические институты всегда функционируют посредством деятельности людей, поэтому от того, насколько ответственно к делу подходит каждый государственный чиновник или политик, занимающийся связями с общественностью, зависит уровень развития политико-коммуникативной деятельности в целом в современной России.

Примечания

1 См.: Корнеева Е.И. Формирование государственной политики в области управления связями с общественностью: ключевые подходы и приоритетные направления // Социология власти. 2007. № 5. С. 91.

2 См.: Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. В.С. Комаровского. М.: РАГС, 2001. С. 106.

3 См.: Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах // [Электронный ресурс]: Сайт Международного пресс-клуба. URL: http:// pr-club.com/techn_15.htm (дата обращения: 30.03.2009).

4 См.: Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 2003.

5 См.: Корнеева Е.И. Указ. соч. С. 91.

6 См.: Связи с общественностью в России: Законодательное регулирование, нормативные документы, практика / Сост. и науч. ред. С.А. Болышева. М., 1998.

7 См.: Корнеева Е.И. Указ. соч. С. 91.

8 См.: Богатырев И. Рынок ждет эксклюзива // Советник. 2005. № 5. С. 10-12.

9 См.: Концепция инновационной политики Российской Федерации на 19982000 гг. от 24 июля 1998 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.extech.ru/ s_e/innov/of_inf7kn90-00/ (дата обращения: 25.03.2009); Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. 1996. 9 апр.

10 См.: Чегин Д.М. Теоретические и прикладные аспекты государственной коммуникации // PR-технологии в информационном обществе: Материалы IV Все-рос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 30-31 марта 2007 г. СПб.: СПбПГУ, 2007.

11 См.: Зверев АЛ, Юдельсон А.В. Обеспечение связей с общественностью и органами государственной власти: Конспект лекций / Высшая школа управления. М., 2007. С. 107.

12 Там же. С. 108.

13 См.: Орлов Д. Проблемы государственного PR в России: Материалы конф. «Маркетинг, реклама и PR». 2002 [Электронный ресурс]: Сайт Энциклопедии маркетинга. URL: http://www.marketing.spb.ru/conf/2002-02-lbs/tspt.htm (дата обращения: 30.03.2009).

14 См.: Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса: теория и практика. М.: ФЭП, 2001. С. 2.

15 См.: Орлов Д. Указ. соч.

16 См.: Связи с общественностью в политике и государственном управлении. С. 62.

17 См.: Управление общественными отношениями. М.: РАГС, 2003.

18 См.: Чегин Д.М. Указ. соч.

19 См.: Галкина Е.В. Public Relations в сфере гражданского общества: опыт взаимопроникновения // PR-технологии в информационном обществе: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 30-31 марта 2007 г. СПб.: СПбПГУ, 2007. См.: Орлов Д. Указ. соч.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.