Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕГАНА ТРИРСКОГО «НРАВСТВЕННОГО ПРЕВОСХОДСТВА» МЛАДШИХ СЫНОВЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ДЕРЖАВЫ ФРАНКОВ IX в.'

ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕГАНА ТРИРСКОГО «НРАВСТВЕННОГО ПРЕВОСХОДСТВА» МЛАДШИХ СЫНОВЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ДЕРЖАВЫ ФРАНКОВ IX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волынец Алексей Олегович

Статья посвящена политико-идеологической концепции хорепископа Тегана Трирского, выдающегося писателя и историка эпохи Каролингов. Автор, используя метод структурного анализа, убедительно доказывает, что в междоусобной войне за раздел франкской державы Теган отстаивал интересы своего покровителя, короля Людовика Немецкого. При этом трирский прелат использовал библейскую традицию для формирования концепции о «нравственном превосходстве младших сыновей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present paper deals with the politic-ideological views of Thegan of Trier, the outstanding writer and historian of the Carolingian age. He was a noble man by his birth. His patrimonial estates is considered to have been either between the rivers Maas and Moselle, or around the Rhein river. He was born about 790. Thegan learnt in the school at Lorsch monastery. Under the archbishop Hetti of Trier (814–847), he admitted the dignity of chor bishop (i. e. vice bishop). The date of his death remains unclear, nevertheless, he was still alive before 848. Thegan`s «The life of Louis emperor» was written between the autumn of 836 and the summer of 837. The author of this article, using the method of structural analysis, supplies the readers with the convincing proof, that Thegan asserts the interests of his patron, king Ludwig the German, in the internecine war (837–840), for the division of the Frankish empire. Thus the conclusion sounded, it was the king of east Franks who became the central figure of Thegan`s work.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕГАНА ТРИРСКОГО «НРАВСТВЕННОГО ПРЕВОСХОДСТВА» МЛАДШИХ СЫНОВЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ДЕРЖАВЫ ФРАНКОВ IX в.»

ПСГОРЫЯ

11

УДК 94(430).015

А. О. Волынец

ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕГАНА ТРИРСКОГО «НРАВСТВЕННОГО ПРЕВОСХОДСТВА» МЛАДШИХ СЫНОВЕЙ

В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ДЕРЖАВЫ ФРАНКОВ IX в.

Статья посвящена политико-идеологической концепции хорепископа Тегана Трирского, выдающегося писателя и историка эпохи Каролингов. Автор, используя метод структурного анализа, убедительно доказывает, что в междоусобной войне за раздел франкской державы Теган отстаивал интересы своего покровителя, короля Людовика Немецкого. При этом трирский прелат использовал библейскую традицию для формирования концепции о «нравственном превосходстве младших сыновей».

Введение

Политическая история франкского королевства, а с 800 г. - империи традиционно привлекала внимание исследователей. Особый интерес к ней по понятным причинам проявили западно-европейские ученые. Еще в XIX в. ими была детально воссоздана событийная канва истории франков.

В XX в. историки обратились к изучению преимущественно социально-экономических вопросов и ментальности. И здесь франки стали одной из тем, привлекавших самое пристальное внимание. Медиевистами были вскрыты глубинные причины социальноэкономических явлений и выявлена их взаимосвязь с политической историей. В начале XX в. критику политической истории развернулили представители зародившейся во Франции «новой исторической науки». Ее основоположниками стали Люсьен Февр и Марк Блок, которые в 1929 г. организовали журнал «Анналы экономической и социальной истории» (1929-1938), позднее выходивший под названием «Анналы социальной истори» (1939-1941) и «Анналы: экономика, общество, цивилизация» (с 1945 г.) [1]. Анналисты уже не отождествляли политическую и событийную историю. М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др., хотя и не столь активно, как их предшественники в XIX в., все же обращались к политическим сюжетам. При этом, однако, они опускали «...искуственные схемы, почти всегда лишенные подлинной историчности» [2].

В настоящее время в научном сообществе вновь растет интерес к вопросам политической истории. В XXI в. ее изучение ведется с учетом методологических подходов, выработанных на протяжении двух столетий. В то же время методы, подходы и терминология, разработанные историками XIX и XX вв. нуждаются в существенном пересмотре, дополнении и корректировке.

Постановка задачи и методы исследования

Задача данного исследования - выявить цель написания сочинения «Жизнь императора Людовика» и выяснить идеологические позиции ее автора Тегана Трирского. В данном исследовании применялся метод структурного анализа. Взяты работы выдающегося советского фольклориста В. Я. Проппа «Морфология волшебной сказки» [3] и «Исторические корни волшебной сказки» [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Политическая ситуация в державе франков 817-838 гг.

Карл Великий не оставил после себя завещания, которое бы определило принцип передачи по наследству императорского престола. Из сыновей императора его пережил только Людовик, король Аквитании (будущий Людовик Благочестивый). В связи с этим на некоторое время отпала необходимость издания какого-либо специального акта. Тем не менее такой акт был необходим на перспективу.

Перед сыном Карла Великого Людовиком Благочестивым встали три задачи: 1) сохранить единую империю в границах 814 г.; 2) разделить страну на части между сыновьями в соответствии

12

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

с древними традициями народа франков, в данном случае между сыновьями императора Людовика Лотарем, Пипином и Людовиком; 3) осуществить эффективный раздел властных полномочий между Лотарем, Пипином и Людовиком.

Людовик Благочестивый в 817 г. разделил франкскую империю, а также изменил порядок распределения властных полномочий среди Каролингов. Он издал капитулярий, известный как «Ordinatio imperii». В современной историографии раздел империи франков 817 г. считается компромиссом между франкской традицией раздела королевства «Teilungsprinzip» и идеей единства империи «Einheitskonzeption» и оценивается как реформа (Neugestaltung) [5].

Младшие сыновья императора получили «удельные королевства»: Пипин получил Аквитанию, а также Гасконь, Тулузскую марку, графство Каркасонское, Августодунское, Аваленское и Ниверне; Людовик Немецкий получил Баварию, Каринтию, Богемию, земли, населенные полабскими славянами и аварами, а также виллы Ингольштадт и Лаутерхофен; старший сын Людовика Благочестивого Лотарь по условиям раздела получал всю остальную территорию империи, королевство Италию, которое на практике контролировал Бернард, внебрачный сын Пипина Итальянского, племянник Людовика Благочестивого. В часть Лотаря вошли также Прованс, Септимания, Бургундия, Алеманния, Нейстрия, Австралия, Тюрингия, Саксония и Фризия. Восточная граница владений Лотаря проходила по Эльбе и среднему Дунаю, западная - по Луаре. Каждый из трех сыновей императора имел право пользоваться доходами с выделенной ему территории. Император оставлял за собой королевские прерогативы во Франции.

Император Людовик не реализовал программу «Ordinatio imperii» 817 г [6, 58]. В 823 г. у него и императрицы Юдифи родился сын Карл (впоследствии стал известен как Карл Лысый), который по сложившейся практике так же, как и его братья, должен был получить «удельное королевство».

Людовик Благочестивый стал покровительствовать Карлу и придворным, которые отстаивали его интересы. В 829 г. император лишил титула орлеанского графа Матфрида и поддержал его противника, септиманского маркграфа Бернарда, приблизив последнего к своему двору. Бернард считался фаворитом матери Карла, императрицы Юдифи. В Аквитании начался мятеж, возглавленный королем Пипином.

Мятежники захватили в плен императрицу Юдифь. Ей угрожали физической расправой, если она не примет требований мятежников, а именно: 1) убедить императора сложить оружие, 2) убедить его отречься от престола и уйти в монастырь, 3) самой также уйти в монастырь. Юдифь встретилась с императором и передала ему эти требования. Людовик пообещал подумать насчет исполнения первого и второго, императрица же сразу исполнила третье. Она приняла постриг и ушла в монастырь св. Радегунды [7, 633].

Следующим шагом мятежников стала попытка привлечь на свою сторону Лотаря. Ему предлагали возглавить мятеж и стать единственным императором. Лотарь согласился, но активных действий против отца не предпринимал.

Заговорщики захватили и ослепили родного брата Бернарда Септиманского. Двоюродный же его брат был вынужден бежать. Летом 830 г. император Людовик Благочестивый утратил поддержку большинства магнатов и остался только номинальным правителем империи [7, 633]. Его поддержали лишь вассалы на востоке империи.

В феврале 831 г. на сейме в Нимвегене Людовик Благочестивый снова разделил империю. Этим разделом он попытался удовлетворить амбиции Папина Аквитанского и Людовика Немецкого, а также создать королевство для Карла.

В вопросах передачи титулов по наследству акт 831 г. отходит от принципов, заложенных в 817 г. Капитулярий 831 г. не упоминает о переходе императорской короны. Как и гл. 5 капитулярия 806 г., гл. 1 документа 831 г. утверждает принцип передачи трона в каждом из трех королевств, которые упомянуты в нем, от отца к сыну. Гл. 13 капитулярия 831 г. предусматривала ответственность за нарушение союзнических обязательств. В соответствии с ней плохой король, т. е. который был недостаточно набожен и не лоялен императору, лишался той или иной части прав и земель королевства в пользу короля, добросовестно исполнявшего свои функции.

В 832 г. при дворе Людовика Благочестивого развернулась борьба придворных группировок [8, col. 47]. Одну из них возглавлял Гунтбальд, монах, который в 830 г. убедил

ПСГОРЫЯ

13

Пипина Аквитанского покинуть ряды мятежников. Другую - Бернард Септиманский, который вернулся из Испании, очистившись клятвой от обвинений, а также императрица Юдифь. Первые отстаивали интересы Пипина, у которого была отнята часть Аквитании, вторые - интересы Карла. Императрица убедила Людовика Благочестивого передать Карлу все Аквитанское королевство [8, col. 48]. Это стало причиной нового мятежа.

В мае 833 г. во время переговоров с сыновьями Людовик Благочестивый собирал войска верных ему вассалов около города Вормса. 24 июня 833 г. на «Красном поле» в Эльзасе сошлись армии императора и его сыновей во главе с Лотарем. Враждующие стороны в последний раз вступили в переговоры. Папа, который находился при армии Лотаря, прибыл в лагерь императора и попытался выступить в качестве посредника в переговорах. Людовик Благочестивый не пожелал пойти на компромисс, он принял папу холодно, не выказав ему должного почтения. Людовик даже пытался удерживать папу как заложника в своем лагере.

29 июня 833 г. начался массовый переход вассалов императора в лагерь его сыновей. Некоторых вассалов отца Лотарь подкупил деньгами или обещаниями, другие, увидев неизбежность победы мятежников, перешли на их сторону, опасаясь репрессий. Людовик Благочестивый, которого покинула почти вся армия, капитулировал на условии сохранения жизни ему, его жене и Карлу.

Лотарь взял императора под арест. Императрицу Юдифь сначала разместили в походном шатре Людовика Немецкого, а позднее отправили в изгнание в итальянский город Тортону. Карл находился рядом с отцом.

Лотарь стал единственным императором и принял присягу всех вассалов. Пипин Аквитанский и Людовик Немецкий также должны были присягнуть на верность Лотарю как старшему брату и императору. После свержения Людовика Благочестивого вся его империя была разделена между Лотарем, Пипином Аквитанским и Людовиком Немецким. Документ, который фиксировал раздел 833 г., не сохранился до нашего времени, но, судя по целям восстания, можно утверждать, что он в большей или меньшей степени повторял капитулярий 817 г.

При Лотаре продолжилась борьба придворных группировок. Их предводителями стали граф Гуго Турский (тесть Лотаря), граф Лантберт Нантский и граф Матфрид Орлеанский [8, col. 48]. Пипин Аквитанский и Людовик Немецкий не хотели чрезмерного укрепления Лотаря на императорском троне, поэтому они решили восстановить на троне своего лишенного власти отца.

Братья перетянули на свою сторону некоторых вассалов Лотаря и старых соратников Людовика Благочестивого. В империи франков назрел уже третий по счету заговор, на этот раз против императора Лотаря. Возглавил заговор Людовик Немецкий.

В 834 г. Людовик Немецкий выступил против Лотаря с войском. Он освободил отца, который находился под арестом в Суасоне. Людовик Немецкий также через своих сторонников в Италии помог освободить императрицу Юдифь. Затем он разбил и взял в плен Матфрида и Лантберта, которые командовали войском Лотаря.

28 февраля 835 г. в церкви св. Стефана в Меце произошла торжественная коронация Людовика Благочестивого императорской короной. Лотарь был вынужден уступить под давленнием младших братьев. Император Людовик и Лотарь заключили между собой соглашение. По нему Людовик признавал Лотаря только королем Италии и разрешал туда вернуться. Италия фактически вышла из состава империи франков. Лотарь больше не принимал участия в общеимперской политике, пребывая на правах «удельного короля».

Людовик Благочестивый продолжил расширение королевства Карла. Император подпал под влияние императрицы Юдифи и проводил политику в пользу ее сына Карла: «...по настоянию Августы и придворных передал часть своей империи своему любимому сыну Карлу, но это решение не было обнародовано.» [7, 643]. Людовик Немецкий, несмотря на его роль в возвращении старого императора, попал в опалу. По мнению Э. Дж. Голдберга, причиной опалы стали интриги архиепископа Отгара Майнцского и графа Адальберта Мецского [6, 88].

14

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Политико-идеологическая концепция Тегана Трирского

В правление Людовика Благочестивого (814-840) особым влиянием при дворе пользовались высокопоставленные церковные сановники, архиепископы, епископы и аббаты. Император по праву считался очень набожным и религиозным человеком. Его религиозность доходила до такой степени, что после смерти его первой жены Ирменгарды, по выражению анонимного биографа, «...многие опасались, как бы он не пожелал отказаться от управления королевством» [7, 624].

Та обстановка религиозности, которая сложилась при франкском дворе сразу же по восшествии на престол императора Людовика, способствовала распространению в среде франкской знати библейских концепций, касающихся самых разных вопросов, в том числе и связанных с управлением империей.

Одной из таких библейских концепций, которые повлияли на историю франкской державы, стала концепция «нравственного превосходства» младших сыновей над старшими. Одним из последовательных ее сторонников был трирский хорепископ Теган. Этот автор был настолько подвержен влиянию библейского образца, что «иногда не столько ветхозаветные параллели иллюстрируют события IX в., сколько сама окружающая действительность представляется Тегану повторением или развитием священной истории» [9, 150].

В самом начале жизнеописания Людовика Благочестивого, которое было написано Теганом, автор апеллирует к библейским примерам: «Но тот, кто по рождению был младшим, уже с детства научился всегда бояться и любить Бога и все, что имел, во имя Господа раздавал бедным. В самом деле, он был самым лучшим из его (Карла Великого - А. В.) сыновей, так как от начала мира младший брат часто превосходил заслугами старшего. Это выяснилось впервые на сынах первоотца рода человеческого [на том], которого Господь в своем Евангелии назвал Авелем Справедливым. Авраам имел двух сыновей, но младший сделался (effectus est можно также перевести как «был избран» - А. В.) лучше старшего. Исаак имел двух сыновей, но избран был младший. Иессей имел много сыновей, но самый юный, который пас овец, по божьему повелению был избран и помазан в цари для царствования над всем Израилем. От его семени был достоин родиться некогда предсказанный Христос. Долго перечислять такое и тому подобное» [10, col. 407].

Обратимся к упомянутым примерам. В них обнаруживается общая схема библейских сюжетов о превосходстве младших сыновей над старшими (Быт 4:2 - 4:17; Быт. 16:1 - 16:16; 17:1 - 17:27; Быт. 25:19 - 25:34; 1Цар. 16:1 - 16:23). Вкратце эта схема может быть представлена следующим образом:

Исходная ситуация: генеалогия родителей героя.

1. Женитьба родителей героя.

2. Бесплодие матери героя.

3. Договор с Богом: почитание Бога в обмен на продолжение рода.

4. Предпочтение младшего сына (т. е. героя) старшему (т. е. антагонисту).

5. Рождение сыновей (т. е. героя и антагониста).

6. Акт избрания младшего сына (т. е. героя) Богом.

7. Зависть старшего сына (т. е. антагониста).

8. Преступление старшего сына по отношению к младшему.

9. Уличение старшего сына.

10. Наказание старшего сына.

Теган Трирский находится под влиянием данной схемы. Он выстраивает вокруг нее свое повествование о жизни императора Людовика Благочестивого. Вот как эта схема реализуется в произведении Тегана:

Исходная ситуация: Теган в 1-2 главах Vita Ludovici Imperatoris излагает генеалогию Карла Великого, отца Людовика Благочестивого (т. е. героя).

1. Женитьба родителей героя: женитьба Карла Великого на Хильдигарде (гл. 2).

2. [Бесплодие жены (матери героя): опущено].

3. [Договор с Богом: почитание Бога в обмен на продолжение рода: опущен].

4. Рождение сыновей (т. е. героя и антагонистов) (гл. 2).

ПСГОРЫЯ

15

5. Предпочтение младшего сына старшим (гл. 3).

6. Акт избрания младшего сына (т. е. героя) Богом (гл. 6, 16).

7. Зависть старшего сына (т. е. антагониста). Старшие братья героя Карл и Пипин умерли (гл. 3). Роль антагониста отводится Лотарю, старшему сыну героя (гл. 28).

8. Преступление старшего сына по отношению к младшему (гл. 28, 39, 42, 43, 45-48, 52)

9. Уличение старшего сына (гл. 37).

10. Наказание старшего сына (гл. 48, 53). Лотарь наказан а) через поражение от армии Людовика Немецкого; б) увещевание. Теган рассуждает о наказании сына, который не почитает родителей.

Теган Трирский при помощи библейской концепции о «нравственном превосходстве» младшего сына над старшими отстаивал интересы своего покровителя Людовика Немецкого. По мнению российского ученого А. И. Сидорова, «хотя Теган не скрывает участия Людовика в некоторых выступлениях против отца (35, 39, 42), однако все же уподобляет его «младшим сыновьям», носителям истинной нравственности (57). Напротив, Лотарь, который не обладает никакими моральными достоинствами, грозит нарушить не только нравственный, но и социальный порядок» [11, 175].

С этим мнением можно согласиться лишь отчасти. Теган не просто «уподоблял», он напрямую отождествлял Людовика Немецкого с «младшими сыновьями», ведь его покровитель был младшим сыном императора от Ирмингарды. В рассмотренной же библейской концепции «младшим сыном» считается как самый младший из сыновей, так и младший сын от брака с любой из законных жен.

Теган доказывал неизбежность возвышения «младшего сына» в силу его богоизбранности. Автор не случайно проводил параллель с возвышением Людовика Благочестивого. Он недвусмысленно указывал на тот факт, что у отца и сына одинаковые имена (гл. 4, 35, 37, 45, 48).

Изложенную выше структуру Теган Трирский повторил еще раз и при этом заменил ее героя. Теперь вместо Людовика Благочестивого праведным «младшим сыном» является Людовик Немецкий:

Исходная ситуация: гл. 2 генеалогия Людовика Благочестивого (т. е. отца героя).

1. Договор с Богом: почитание Бога в обмен на продолжение рода (гл. 3).

2. [Бесплодие жены: опущено].

3. Предпочтение младшего сына старшим (гл. 3, 57).

4. Женитьба родителей героя: женитьба Людовика Благочестивого на Ирмингарде (гл. 4).

5. Рождение сыновей (т. е. героя и антагонистов) (гл. 4).

6. [Акт избрания младшего сына (т. е. героя) Богом: содержится в виде намека через отождествление героя и его отца].

7. [Зависть старшего сына (т. е. антагониста): содержится в виде намёка через противопоставление деяний Людовика Немецкого, «любимого сына» императора и его антагонистов Пипина I Аквитанского и Лотаря (гл. 36, 37)].

8. Преступление в форме подстрекательства героя против его отца (гл. 39).

9. Уличение старшего сына в подстрекательстве Людовика Немецкого (гл. 40).

10. Наказание старшего сына (гл. 48, 53). В данном случае повторяется последний элемент предыдущей структуры, что закономерно в связи с отождествлением героя с его отцом.

Именно Людовик Немецкий, а не его отец является центральной фигурой повествования. Название Vita Ludovici Imperatoris, данное работе Тегана в XIX в., не должно вводить в заблуждение. Автор расчитывал на то, что император Людовик назначит Людовика Немецкого своим преемником.

В идеологической концепции Тегана Трирского было одно уязвимое место. Утверждая идею о «нравственном превосходстве» «младших сыновей», автор Vita Ludovici Imperatoris укреплял также и позиции Карла Лысого, конкурента Людовика Немецкого, в дележе наследства. И действительно, Карл Лысый тоже был «младшим сыном».

Совершенно естественно, что той же идеологической концепцией, что и Теган, воспользовались сторонники императрицы Юдифи. Идеологом этой группировки явился граф Нитхард, автор «Четырех книг о распрях сыновей Людовика Благочестивого» [8, 45-77].

16

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Выводы

В заключении можно сформулировать некоторые выводы, которые следуют из анализа политико-идеологической концепции Тегана Трирского в контексте политической ситуации во франкской державе в 817-838 гг.:

• Теган являлся последовательным сторонником Людовика Немецкого. В его сочинение отстаиваются интересы этого короля. Людовик Немецкий - центральная фигура произведения.

• В качестве инструмета отстаивания интересов Людовика Немецкого Теган использует библейскую концепцию о «нравственном превосходстве» «младших сыновей» над старшими. В произведении Тегана дважды воспроизводится структура тех библейских сюжетов, которые содержат вышеупомянутую концепцию.

• В тексте Vita Ludovici Imperatoris Людовик Благочестивый и Людовик Немецкий уподобляются друг другу и выступают в качестве «младших сыновей». Это уподобление служит для отстаивания интересов Людовика Немецкого перед императором.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Смирнова, Е. Д. Блок Марк (1886-1944) / Е. Д. Смирнова // Средневековый мир в терминах, именах и названиях : словарь-справочник. - 2-е изд. - Минск : Беларусь, 2001. - С. 44-45.

2. Бродель, Ф. История и общественные науки. Историческая длительность / Ф. Бродель ; пер. с фр. Ю. А. Асеева // Философия и методология истории : сб. ст. - Благовещенск : БГК им. И. А. Бодуэна де Куртене, 2000. - С. 115-142.

3. Пропп, В. Я. Морфология «волшебной» сказки / В. Я. Пропп // Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни «волшебной» сказки : собр. соч. В. Я. Проппа. - М. : Лабиринт, 1998. - 512 с.

4. Пропп, В. Я. Исторические корни «волшебной» сказки / В. Я. Пропп // Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни «волшебной» сказки : собр. соч. В. Я. Проппа. - М. : Лабиринт, 1998. - 512 с.

5. Bauer, T. Die Ordinatio imperii von 817 / T. Bauer // Rheinische Vierteljahrsblatter. - J. 58. - Bonn. 1994. - S. 1-24.

6. Goldberg, E. J. Struggle for Empire: Kingship and Conflict Under Louis the German, 817-876 / E. J. Goldberg. - Cambridge : Cornell University Press, 2006. - 388 p.

7. Anonymus. Vita Hludovici imperatoris / Anonymus // Monunenta Germaniae Historica. Seria Scriptores. - T. 2. - 1829. - S. 604-648.

8. Nithardus. De dessensionibus filiorum Ludovici Pii libri quator / Nithardus // Patrologiae Cursus Completus. Seria secunda. - T. 106. - 1852. - Col. 45-77.

9. Сидоров, А. И. Отзвук настоящего: Историческая мысль в эпоху каролингского возрождения / А. И. Сидоров. - СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия», 2006. - 352 с.

10. Theganus chorepiscopus Treverensis. Vita Ludovici imperatoris / Theganus chorepiscopus Treverensis // Patrologiae Cursus Completes. Seria secunda. - T. 106. - 1852. - ^l. 405-429.

11. Сидоров, А. И. Теган и его сочинение / А. И. Сидоров // Теган. Деяния императора Людовика. -СПб. : Алетейя, 2003.

Summary

The present paper deals with the politic-ideological views of Thegan of Trier, the outstanding writer and historian of the Carolingian age. He was a noble man by his birth. His patrimonial estates is considered to have been either between the rivers Maas and Moselle, or around the Rhein river. He was born about 790. Thegan learnt in the school at Lorsch monastery. Under the archbishop Hetti of Trier (814-847), he admitted the dignity of chor bishop (i. e. vice bishop). The date of his death remains unclear, nevertheless, he was still alive before 848. Thegan's «The life of Louis emperor» was written between the autumn of 836 and the summer of 837.

The author of this article, using the method of structural analysis, supplies the readers with the convincing proof, that Thegan asserts the interests of his patron, king Ludwig the German, in the internecine war (837-840), for the division of the Frankish empire. Thus the conclusion sounded, it was the king of east Franks who became the central figure of Thegan's work.

Поступила в редакцию 12.08.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.