ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ,
ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Политико- экономические особенности эксплуатации северного морского пути в условиях геополитического противостояния
Палилов Денис Евгеньевич,
старший преподаватель Департамент политологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
В научной статье представлены результаты анализа политических и экономических факторов, формирующих предпосылки эксплуатации инфраструктурных объектов и мощностей Северного морского пути в современных условиях геополитического противостояния и нестабильности глобализационных процессов мировой экономики. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена, в первую очередь, тем, что Северный морской путь - это крупнейшая инициатива морской транспортной инфраструктуры международных рынков, способствующая реализации максимально быстрых глобальных цепей поставок между рынками Азии и Европы. Во-вторых, современный период геополитического противостояния приводит к нарушению прежних глобальных цепей поставок и международных экономических и торговых связей, которые формируют вокруг эксплуатации Северного морского пути политическую дискуссию, препятствующую его развитию как транспортного коридора. Есть угрозы того, что товаропоток в морской транспортной логистике замедлится, сформировав убыточность отдельных цепей поставок по Северному морскому пути. В рамках статьи рассмотрено значение Северного морского пути в развитии мировой морской транспортной логистики. Определены основные факторы, которые способствуют формированию и развитию транспортного коридора Северный морской путь. Проанализированы ключевые проблемы, создающие барьеры при эксплуатации Северного морского пути. Рассмотрено влияние современной характеристики судостроительной промышленности России на развитие транспортного коридора глобальных цепей поставок Северного морского пути. Проанализированы аспекты влияния геополитического противостояния и политических факторов на особенности эксплуатации Северного морского пути. Предложены мероприятия, которые способны обеспечить развитие Северного морского пути в современных геополитических и экономических условиях.
Ключевые слова: Северный морской путь, геополитическое противостояние, морские транспортные перевозки, глобальные цепи поставок, морская транспортная логистика.
со ■_
и
со см о см со
Современные политико-экономические аспекты международных морских транспортных перевозок в условиях геополитического противостояния характеризуются трансформацией глобальных цепей поставок, что приводит к определенным трудностям и сложностям в реализации прежних установок. В то же время практическая роль логистики морских грузоперевозок может увеличиваться, а одну из первых позиций драйверов возможного роста занимает инициатива Северного морского пути (СМП).
Северный морской путь - это крупнейший инфраструктурный проект мировой морской логистики, основной актор которого - Россия. При этом в российских интересах Северный морской путь обеспечивает национальную безопасность государства, способствуя формированию надежных цепей поставок, транспортно-логистических связей и бесперебойному процессу хозяйственной деятельности в Арктической зоне, где добывается свыше 75% всего объема природного газа [4].
На рисунке 1 изображена схема Северного морского пути, основные транспортные пункты морской логистики в Арктической зоне проходят через порты России [2].
На развитие Северного морского пути изначально влияли следующие факторы [1]:
- удачное географическое расположение, СМП связывает Китай и Европу;
- рост экономической и деловой активности субъектов китайского и российского предпринимательства, заинтересованных в экспорте и импорте продукции, товаров и ресурсов;
- разнообразие морских портов, обеспечивающих бесперебойный процесс логистики морских грузоперевозок;
- наличие в России соответствующего персонала для обеспечения кадрами экипажей морских судов, передвигающихся по транспортному коридору;
- высокоразвитая сеть железнодорожных путей и станций, прилегающих к основным портам Северного морского пути;
- развитый парк ледоколов России (более 40), способных прокладывать транспортные маршруты для грузовых судов в транспортном коридоре Арктической зоны.
Однако Северный морской путь не является главным транспортным коридором в международной логистике морских грузоперевозок. На первом месте Суэцкий канал, объемы глобальных цепей поставок через который более, чем в 9 раз превышают максимальную загруженность транспортного коридора в Арктической зоне.
Ключевым барьером в увеличении масштабов морских перевозок грузов по Северному морскому пути является парк ледоколов, из-за нехватки которых невозможно увеличить объемы морской логистики. Даже с учетом того, что из-за глобального потепления количе-
ство дней в году, когда путь свободен ото льда, вырастет до 200, все равно это не позволит выйти на объемы перевозок морским транспортом через Суэцкий канал.
Кроме того, морские порты Северного морского пути в регионах России простаивают из-за того, что стоимость ледокольного сопровождения растет. В отсутствии такового, стоимость логистики через Суэцкий канал в 4 раза меньше, что делает использование Северного морского пути гораздо менее конкурентоспособным.
Для увеличения парка ледоколов необходимо активное строительство новых судов в России, однако судостроительная промышленность в 2023 г. характеризуется следующими особенностями:
1. Большим количество различных предприятий и научно-исследовательских учреждений, формирующих национальную систему судостроения, иногда избыточно большим.
Высоким уровнем разобщенностью судостроительных предприятий по организационными, правовым и экономическим формам.
Отсутствием значительного количества судостроительных предприятий для постройки крупных судов, с увеличенным водоизмещением и грузоподъемностью.
Наличие крайне разнообразного, не унифицированного комплекса машиностроительных и производственных организаций, которые выступают поставщиками оборудования судостроительным предприятиям.
Высоким уровнем износа основных фондов судостроительных предприятий, оборудование которых устарело морально и физически изношено Учетом процессов, вызванных санкционными ограничениями развития российской экономики.
Рис. 1. Северный морской путь [3]
В последние годы развитие судостроительной отрасли в экономике России характеризуется наличием следующих проблем [6]:
- низкая эффективность существующих моделей и систем управления судостроительными предприятиями;
- застой производства из-за недостаточного объема инвестиций в основной капитал судостроительных предприятий;
- доля судостроительных предприятий, которые прошли этап обновления оборудования и технологического комплекса, составляет не более 16% от общего числа организаций;
- дефицит высококвалифицированных кадров в инженерии и управлении судостроительным производством;
- использование отдельными судостроительными предприятиями административных рычагов для получения заказов государства на производство и строительство судов;
- в структуре продукции судостроительной отрасли преобладает в большей части не гражданская, а военная продукция;
- задержка сроков реализации проектов по строительству крупнотоннажных судов.
Важным показателем развития судостроительной отрасли в экономике России является объем строительства гражданских судов. Тенденция уменьшения заказов и соответственно выпуска продукции отрасли отражена на рисунке 2.
Еще одной проблемой развития и эксплуатации Северного морского пути является ограниченность существующей инфраструктуры данной транспортной цепочки поставок, невозможность в полной мере обеспечить полноценный набор услуг для транзитеров. Дело в том, что большая часть морских портов в арктическом регионе была построена в 1960-х гг. Возможности приема морских грузов ограничены весом до 20 000 тонн. Сегодня такие цифры крайне недостаточны.
Рис. 2. Динамика строительства гражданских судов в России, в ед. [7]
При этом следующим барьером в эксплуатации Северного морского пути становится недостаточная глубина вод в пределах самой трассы. Отдельные маршруты недостаточно глубоководны для прохода крупнотоннажных судов, в т.ч. нефтяных танкеров и газовозов [4].
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
2011
2012
2013
2014
2016
201/
2018
2019
2020
<n
I_
u
OJ CO
Дополнительная группа барьеров связанна с политическими факторами периода геополитического противостояния России и Запада. Применяемые экономические и политические санкции приводят к ослаблению позиций российских морских портов на международных транспортно-логистических коридорах и маршрутах.
Еще одной угрозой является и эмбарго на перевозки нефти морским путем. Снижение поставок углеводородов на европейские рынки снизили грузопоток морских портов Арктической зоны России, где нефть и газ являются основными товарами. Однако увеличение внешнеторгового оборота между Россией и Китаем стимулирует перевозку груза морским транспортом по Северному морскому пути.
Серьезной политической угрозой для развития эксплуатации Северного морского пути является борьба США за доминирование на международном рынке морских транспортных перевозок. Удобным прикрытием для реализации данных интересов является вменяемый экологический ущерб, который получает Арктика от активного использования ледоколов в данном регионе.
В связи с этим в Арктическом регионе не исключен «новый театр конфликта», согласно мнению госсекретаря США Энтони Блинкена, который напомнил, что Арктика становится теплее вдвое быстрее среднемировых показателей. Цитируя госсекретаря: «Россия эксплуатирует эти изменения, чтобы попытаться установить контроль над новыми пространствами, модернизирует свои базы в Арктике и строит новые, в том числе одну - в 300 милях от Аляски» [8].
Министр обороны России также отмечал, что «США наращивают присутствие боевых кораблей в Арктике». По его словам, военно-политическая обстановка в регионе усложняется из-за конкуренции ведущих стран за доступ к ресурсам и коммуникациям.
Ключевым словом в данном высказывании является слово «ресурсы». Именно ресурсы привлекают другие страны в Арктический регион. Что же касается коммуникаций, то они являются производными от ресурсов. Когда доберутся до ресурсов, тогда и потребуются коммуникации [8].
Складывающаяся расстановка сил в Арктике не устраивает США, в связи с чем Счетная палата заявила о необходимости усилить военное присутствие в регионе. Специалисты ведомства усмотрели факторы риска российских инвестиций в энергетику, логистику и инфраструктуру вдоль Северного морского пути.
В 2022-2023 годах ситуация обостряется, имеющийся конфликт согласно политическим и военным интересам противоборствующих сторон приводит к уменьшению перспектив усиленной эксплуатации Северного морского пути в условиях современного геополитического противостояния. Препятствием ускоренного развития становятся уже не только технологические или климатические особенности ситуации в Арктике, а политико-экономические и военные особенности развития ситуации в Евразии.
Согласно официальным данным по результатам транзита грузов с использованием логистики морских грузоперевозок через коридор Северного морского пути, в 2022 г. объем перевозок иностранных товаров составил лишь 200 тыс. тонн груза. Это в 10 раз меньше, чем в 2021 г., тогда объем перевозок иностранных заказчиков и поставщиков по Северному морскому пути составлял 2 млн тонн.
При этом общие показатели перевозок грузов по Северному морскому пути за 2022 г. продемонстрировали увеличение до 34 млн тонн. Это на 2 млн тонн больше, чем в 2021 г. Таким образом, произошло за-
мещение части объема иностранных перевозок отечественными заказами. В то же время следует иметь ввиду, что плановый показатель на 2024 г. по объему перевозов грузов через Северный морской путь составляет 80 млн тонн. Сомнения в его достижении видятся крайне обоснованными, поскольку драйвером его роста должны были выступать заказы со стороны иностранных заказчиков.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов объясняет, что международная ситуация - не главный фактор, влияющий на объем перевозок по СМП. Чтобы завоевать долю рынка в условиях конкуренции с традиционными мировыми коридорами, требуется продолжительное время [9].
Введение политических санкций снижает потенциал роста перевозок по Северному морскому пути в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Но несмотря на возникшие разногласия и современную ситуацию, в долгосрочной перспективе российские эксперты считают, что объем перевозок иностранных грузов по данному транспортному коридору будет увеличиваться. В особенности это будет связано с ростом объемов внешней торговли Китая и стран Европы и использованием для этого морской логистики и инфраструктуры России.
Для того чтобы обеспечить развитие Северного морского пути в современных геополитических и экономических условиях, возможно проведение следующих мероприятий:
1. Оценка изменений климата и прогнозирование нового плана развития морского транспорта в Арктическом регионе с учетом увеличения количества дней, когда можно проводить перевозки без участия ледоколов.
2. Создание условий благоприятствования логистике морских грузоперевозок при помощи организации свободных экономических зон на базе существующих крупнейших портов Северного морского пути.
3. Создание для перевозчиков и клиентов привлекательных условий в вопросах тарифов и ценообразования.
Таким образом, современные условия геополитического противостояния формируют политические и экономические барьеры, препятствующие полномасштабному развитию и усилению возможной эксплуатации Северного морского пути. Хотя роль этого транспортного коридора в реализации международных цепей поставок и морских перевозок грузов между Азией и Европой крайне важна, достигнутые показатели все еще далеки от таковых Суэцкого канала.
Литература
1. Фомичев А.А. Политический вектор развития Северного морского пути // Вестник МГИМО. 2015. № 3 (42).
2. Тодоров А.А. Международный транзитный потенциал Северного морского пути: экономический и правовой аспекты. URL: https://riss.ru/images/pdf/jour-nal/2017/3/11.pdf (дата обращения: 06.03.2023).
3. Северный морской путь. URL: https://regnum.ru/pic-tures/2322191/2.html (дата обращения: 06.03.2022).
4. Журавель В.П., Назаров В.П. Северный морской путь: настоящее и будущее // Вестник МГОУ. 2020. № 2.
5. Елисеев Д.О., Наумова Ю.В. Проблемы и перспективы развития международного транзита по Северному морскому пути // Федерализм. 2019. № 3. С. 35-50.
6. Лапочкина Л.В. Проблемы и перспективы развития судостроительной отрасли в Арктической зоне // Технологические тренды и наукоемкая экономика: бизнес, отрасли, регионы. 2021. С. 605-613.
7. Сергеева К.И. Стратегия повышения конкурентоспособности судостроительной отрасли // Вектор экономики. 2022. № 2 (68).
8. Северный морской путь: транзитное плавание. URL: http://www.morvesti.ru/themes/1698/93937/ (дата обращения: 16.03.2023).
9. Непроходимые льды: СМП теряет шансы превратиться в новый Суэцкий канал. URL: https://www. dp.ru/a/2023/03/15/Pokazatel_stabilnosti (дата обращения: 16.03.2023).
POLITICAL AND ECONOMIC FEATURES OF OPERATION OF THE NORTHERN SEA ROUTE UNDER THE CONDITIONS OF GEOPOLITICAL STANDOFF
Palilov D.E.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The scientific article presents the results of the analysis of political and economic factors that form the prerequisites for the operation of infrastructure facilities and capacities of the Northern Sea Route in the current conditions of geopolitical confrontation and instability of the globalization processes of the world economy. The relevance of the study on the selected issue is due, first of all, to the fact that the Northern Sea Route is the largest initiative of the maritime transport infrastructure of international markets, contributing to the implementation of the fastest possible global supply chains between the markets of Asia and Europe. Secondly, the modern period of geopolitical confrontation leads to the disruption of the former global supply chains and international economic and trade relations, which form a political discussion around the operation of the Northern Sea Route, hindering its development as a transport corridor. There are threats that the flow of goods in maritime transport logistics will slow down, causing unprofitability of individual supply chains along the Northern Sea Route. Within the framework of the article, the significance of the Northern Sea Route in the development of world mari-
time transport logistics is considered. The main factors that contribute to the formation and development of the Northern Sea Route transport corridor are identified. The key problems that create barriers in the operation of the Northern Sea Route are analyzed. The influence of the modern characteristics of the shipbuilding industry of the Russian economy on the development of the transport corridor of the global supply chains of the Northern Sea Route is considered. The aspects of the influence of geopolitical confrontation and political factors on the features of the operation of the Northern Sea Route are analyzed. Measures to ensure the development of the Northern Sea Route in the conditions of modern geopolitical and economic problems are proposed.
Keywords: Northern Sea Route, geopolitical standoff, maritime transportation, global supply chains, maritime transport logistics.
References
1. Fomichev A.A. Political vector of development of the Northern Sea Route // MGIMO Bulletin. 2015. № 3 (42).
2. Todorov A.A. International transit potential of the Northern Sea Route: economic and legal aspects. URL: https://riss.ru/images/ pdf/journal/2017/3/11.pdf (date of application: 06.03.2023).
3. The Northern Sea Route. URL: https://regnum.ru/pic-tures/2322191/2.html (date of reference: 06.03.2022).
4. Zhuravel V.P., Nazarov V.P. Northern Sea Route: present and future // Bulletin of Moscow State University. 2020. № 2.
5. Eliseev D.O., Naumova Yu.V. Problems and prospects of development of international transit along the Northern Sea Route // Federalism. 2019. No. 3. pp. 35-50.
6. Lapochkina L.V. Problems and prospects of development of the shipbuilding industry in the Arctic zone // Technological trends and high-tech economy: business, industries, regions. 2021. pp. 605-613.
7. Sergeeva K.I. Strategy of increasing the competitiveness of the shipbuilding industry // Vector of Economics. 2022. № 2 (68).
8. The Northern Sea Route: transit navigation. URL: http://www. morvesti.ru/themes/1698/93937 / (accessed: 03/16/2023).
9. Impassable ice: the NSR loses its chances to turn into a new Suez Canal. URL: https://www.dp.ru/aZ2023/03/15/PokazateLsta-bilnosti (accessed: 03/16/2023).