И. М. Миргалеев
ПОЛИТИКА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
ПО ОТНОШЕНИЮ К ГОСУДАРСТВУ ХУЛАГУИДОВ
На общем фоне состояния изучения внешнеполитических связей Золотой Орды с другими государствами выделяются взаимоотношения Улуса Джучи с хулагуидами, так как многие их аспекты рассмотрены в нескольких работах1, хотя отдельным исследованием по этой теме можно назвать только труд И. Х. Камалова2.
На всемонгольском курултае 1251 г. было решено завершить завоевание Багдадского халифата. Для похода выделялось войско от всех улусов, собранное из расчета два воина из каждых десяти3. Во главе войска был назначен младший брат Менгу-хана Хулагу, но монгольское войско смогло выступить только в 1256 г., после смерти Бату-хана, так как тот запретил поход из-за резкого выступления джучидов против завоевания халифата4.
Политическое влияние джучидов в Иране, Закавказье и Анатолии признавалось и в Каракоруме, и считалось, что весь запад — это удел джучидов. Конечно, вассальная зависимость государств Закавказья от Монгольской империи еще не была окончательно определена, так как она, хотя и была разделена на улусы, все еще представляла более или менее единый организм. По сути, вариантов непосредственного управления может быть только два. Это или центральная власть в Каракоруме или Улус Джучи. Следует добавить и то, что Менгу-хан и Бату были соправителями Монгольской империи5: один управлял восточными землями, другой — западными. Бату-хан именно как соправитель давал жалованные грамоты и ярлыки султанам Рума, Сирии и других стран Малой Азии6. В 1240-е годы в зависимость попали и грузинские правители. Кроме того, у джучидов были свои планы на счет Багдадского халифата, с которым они установили союзнические отношения. А. Б. Малышев предположил, что начался этот поход только после смерти Бату-хана «из-за того, что договоренности о разделе территорий теперь можно было игнорировать»7. Вернее то, что власти Каракорума на троне Улуса Джучи (и, как следствие, на месте соправителя) хотели увидеть управляемую личность, каким был Сартак8.
Как известно, в 1258 г. был взят Багдад, и халиф казнен9. Завоевание длилось четыре года, в 1260 г. при Айн Джалуте мамлюки разбили армию Хулагу, навсегда остановив монгольские завоевания на западе.
Хулагуиды фактически правили в Иране с 1260 г., а после смерти Абу Саида в 1335 г. линия потомков Хулагу пресеклась, и ханы после него были иногда подставными и представляли другие линии чингизидов, как, например, правнук Арпа-хана Арык-Буга10. Впрочем, это происходило недолго, после периода глубокой смуты в начале 1350-х годов история Ильханов закончилась полным развалом остатков хулагуидской державы. К этому времени отделились и уже успели оформиться в отдельные государ© И. М. Миргалеев, 2009
ства джелаириды, музаффариды, сербедары и др. Как видим, эфемерное государство хулагуидов просуществовало не многим более 70 лет.
Когда многие историки пишут об оформлении чингизидских улусов в государственные образования, начинают цитировать Вассафа и «Родословию тюрков», где говорится, что в Улус Джучи должны были войти все земли от Семиречья, Хорезма, Сак-сина и Булгара до Дербента и «вплоть до тех мест, куда достигнет копыто татарской лошади»11. Ал-Омари сообщал, что по завещанию Чингиз-хана к Улусу Джучи должны были быть присоединены Арран, Тебриз, Хамадан и Мерага. Он указал, что Дербент и Баку с областью Ширван входят в состав Улуса Джучи12, ссылаясь на якобы действительно имеющееся «завещание Чингиз-хана», хотя это маловероятно, что Чингиз-хан так конкретно определил границы для джучидов и почему-то не затронул хотя бы территорию Закавказья. А. А. Али-Заде писал, что «о достоверности такого толкования завещания Чингиз-хана у нас нет прямых указаний»13. А. Б. Малышев в сообщении ал-Омари увидел лишь «завещание Чингиз-хана по этому пово-
14
ду» .
На уже вассальных землях, которые были завоеваны еще в 1220-30-е годы и принадлежали джучидам, когда-то получившим от Бату-хана ярлыки15, и новозавоеванных территориях Хулагу основал новое государство, столицей которого вначале был Ме-рага, а затем Тебриз. До образования государства ильханов Золотая Орда свободно распоряжалась торговыми путями Закавказья и восточной частью Малой Азии. Кроме того, ввозимые ею товары не облагались налогами16.
При решении данного вопроса относительно формирования улуса Хулагу, на наш взгляд, нужно учесть, что, во-первых, при Чингизе произошло деление территории Монгольской империи только между сыновьями самого Чингиза, где о внуках ничего не говорилось, а западные земли еще не были завоеваны. Во-вторых, младшему сыну Чингиз-хана Тули, а значит, и его потомкам должны были принадлежать только коренные территории монголов17. В-третьих, курултай 1251 г. определил всего лишь завершение завоевания территории халифата, а не создание государства. Создание нового улуса было регламентировано только на курултае 1269 г., хотя Хулагу уже управлял завоеванными территориями как представитель всемонгольской империи, а после смерти Менгу и начала вражды между Хубилаем и Арык-Бугой улус хулагуидов оформился в независимое государство. Поэтому фактическое его правление началось с 1260 г., и то нужно учитывать, что в это время еще не закончены завоевания, и пока Хула-гу является лишь главнокомандующим монгольских войск юго-западного похода, а не правителем отдельного улуса.
В 1259 г. умер великий каган Менгу. После этого на трон в Каракоруме по решению курултая взошел Арык-Буга. Однако его брат Хубилай выразил неповиновение и обьявил себя великим каганом. Эта борьба отразилась и на развитии отношений между Берке и Хулагу, так как Хулагу поддержал Хубилая, а Берке-хан встал на сторону Арык-Буги18 и в начале 1261 г. отозвал свои вспомогательные воинские подразделения из армии Хулагу.
В благодарность за поддержку Хубилай в 1263 г. выдал Хулагу ярлык на земли от Амударьи до Сирии и Египта19, признав тем самым новое государство в одностороннем порядке и намного обессилив центральную власть в Каракоруме. И Хубилай, и Хулагу, по сути, являлись узурпаторами и крайне нуждались в легитимизации своей власти. Ведь они оба были назначены всемонгольскими курултаями только предводителями войск, а не будущими правителями. Фактическое правление Хулагу как главы отдельного улуса начинается именно с этого времени. Он начинает формировать управление
завоеванными территориями и получает первое признание, пусть даже от такого же новообразованного государства, как улус Хубилая.
Когда в 1263 г. Хулагу объявил себя государем, джучиды начали против него войну. Это было первое столкновение между Берке и Хулагу, и произошло оно на реке Кура. Берке-хан одержал победу, но земли Закавказья захватывать не стал, так как выступил здесь в качестве представителя империи против мятежника. После смерти Берке-хана, когда уже окончательно оформились оба улуса, а разногласия между чингизидами из-за создания империи Юань и государства ильханов были урегулированы на последнем курултае 1269 г., джучиды уже не интересовались судьбой Каракорума и открыто не поддерживали борьбу монголов против империи Юань. Во взаимоотношениях с хулагуидами у них также изменились приоритеты, и главными стали только территориальные претензии.
Берке-хан был мусульманином и в Улусе Джучи опирался на мусульманское духовенство и купечество. При нем основную часть армии составляли тюркские племена, в основном кыпчаки. Не будь джучиды активными государствостроителями, их бы ждала другая участь, так как монголы в численном отношении были ничтожны среди тюрков Золотой Орды. На международной арене они стали представителями интересов Дешти-Кыпчака.
Взаимоотношения между двумя улусами в эпоху Менгу Тимура и Туда Менгу складывались в рамках четырехугольника, состоявшего из отношений Золотой Орды с Египтом и ильханов с Византией20. Хотя Византия и не смела выступать против Золотой Орды, все же проводила политику лавирования между джучидами и хулагуидами. Золотоордынцам пришлось несколько раз использовать свою военную мощь в решении возникших межгосударственных проблем. В это время Золотая Орда, по сути, формирует собственную внешнюю политику.
Только Тула Бука возобновил с 1288 г. борьбу с ильханами и отправил войско с
целью захвата Азербайджана. Но, не добившись своих целей, золотоордынское войско 21
отступило .
В период временщика Ногая Золотая Орда не смогла направить свое внимание на решение проблемы Закавказья из-за внутриполитических осложнений, и это привело к окончательному оформлению хулагуидского госдарства и укреплению его власти в Закавказье.
Однако после решения внутриполитических проблем Токта-хан продолжил свои притязания на земли Закавказья. В 1303 г. его послы потребовали от Газан-хана оставить весь Кавказ22. Хотя Токта-хан и не достиг своих политических целей, в области торговли были достигнуты определенные договоренности23.
После Токта-хана Узбек-хан также выразил свои притязания на Кавказ, хотя в торгово-экономическом отношении стороны предприняли шаги к оживлению торговли между двумя государствами. Как показывает ход борьбы, ильханы никогда не стремились завоевать территорию Золотой Орды и вели лишь оборонительные сражения.
А. Б. Малышев квалифицировал причины войн между ильханами и Золотой Ордой24: 1) претензии джучидов на Азербайджан и Северный Иран в награду за помощь хулагуидам при завоевании Ирана; 2) убийство хулагуидами нескольких знатных джучидов, участвовавших в завоевании Ирана; 3) религиозная война джучидов против хулагуидов из-за разорения последними мусульманских стран и убийства последнего аббасидского халифа Мустасима.
Кроме этих причин исследователи называют и ряд других, весьма существенных. Например, И. Х. Камалов пришел к выводу, что война между Золотой Ордой и ильха-
нами «произошла из-за того, что не были установлены точные границы, разделяющие
25
эти государства» .
И. П. Петрушевский и М. А. Сейфеддини причину противостояния называли «борьбой за обладание путями караванной торговли с Европой, пролегавшими через Закавказье»26, так как появление нового государства, которое стремилось овладеть южными торговыми путями, ущемляло интересы Золотой Орды27.
Борьба между Хубилаем и Арык-Бугой продлилась до 1264 г.28 и закончилась поражением Арык-Буги. Хубилай создает, по сути, новое государство — Юаньскую империю со столицей в Пекине. Борьбу монголов после Арык-Буги продолжает потомок Угедея Хайду. Его поддерживают коренные монгольские земли и улус Чагатая. В этой ситуации взаимное признание для чингизидских государственных образований было крайне важным, особенно для Хулагу и Хубилая. Но стороны смогли договориться только после смерти Берке-хана, подписав в 1269 г. между собой мирный договор.
Почему же джучиды так долго поддерживали центральную власть в Монголии, хотя сами активно строили собственное государство в Дешти-Кыпчаке? Здесь, на наш взгляд, можно назвать несколько причин: во-первых, авторитет джучидов среди аристократии Монгольской империи был очень высок, и все понимали, что после Чингиза великим каганом должен был быть Джучи, а не Угедей. Проблема происхождения самого Джучи, которая бурно обсуждалась на семейном совете чингизидов29 на глазах аристократии, не должна была приводить к тому, что Джучи не имеет права на все-монгольский трон. Первородство Джучи в правовом отношении признавалось всеми. И поэтому свое право на трон джучидам не нужно было доказывать, а наоборот, это другим потомкам Чингиза, как видим далее, нужно было и доказывать свое право, и прибегать к поддержке джучидов, которые, даже не проживая в Каракоруме и Монголии, имели влияние в аристократической среде Монгольской империи. Во-вторых, получив улус, Джучи и его потомки очень основательно стали строить свое государство, может быть, поэтому истинным долгожителем среди чингизидских государств был именно Улус Джучи, ведь все остальные чингизидские государства существовали менее 100 лет. Опираясь на свой улус, народ которого беспрекословно подчинялся им, а не другим чингизидам, джучиды могли влиять на политику Монгольской империи. Если мы посмотрим, как Хубилай и Хулагу активно старались построить именно свое государство, то поймем джучидов, им не нужно было спешить, но такое понимание, бесспорно, было характерно и для них. В-третьих, заботясь о будущем своего государства, джучиды должны были быть сторонниками империи, которой кроме номинального подчинения уже ничего и не требовалась. Показательны здесь слова Бату, который отказался от всемонгольского трона и предпочел более реальную власть в Дешти-Кыпчаке, при этом сохранив огромное влияние в империи30.
Политику империи изменили именно джучиды, приведя к власти потомков Тули и практически репрессировав род Угедея, который получил власть от самого Чингиза при относительном согласии остальных его сыновей. В империи можно было выработать общие правила игры на международной арене, а если учитывать, что основная территория Евразии уже находилась в руках чингизидов, мы поймем, как это было важно для политики и торговли. При таком раскладе и распад империи был бы медленным и не ущербным и основывался бы на определенных договоренностях. Поэтому джучиды и были за Каракорум, мощь которого опиралась на завоеванные территории, а не на Хубилая, за которым был Китай, имевший достаточные ресурсы и управляемый единаличной властью. По сути, джучиды стали строителями чингизидских государств, но в определенный момент услилившиеся потомки Тули нарушили общий ход импер-
ской истории, которая до этого контролировалась джучидами. И Хубилай, и Хулагу уже управляли новыми землями, а не находились в Монголии, и имели в собственном подчинении действующую армию и огромные земли.
Показательно, что когда взаимоотношения между Берке-ханом и Хулагу ухудшились, часть войск Хулагу, которая была из Улуса Джучи, ушла к мамлюкам. С этого времени мамлюкские султаны и становятся главными союзниками золотоордынцев во внешней политике вплоть до конца XIV в. Джучиды начинают проводить свою политку, но уже без учета имперской власти, так как она стала им бесполезна. И последующее поддерживание иллюзии о существовании Монгольской империи нужно рассматривать только как часть внешней политики Улуса Джучи.
В создавшейся международной обстановке хулагуиды были вынуждены принимать правила игры именно джучидов. Сколько бы они ни заявляли, что их государство входит в «монгольскую» империю Юань, та находилась далеко и в военном отношении не могла помочь хулагуидам. Поэтому нужно было обороняться самим. Несмотря на то, что хулагуиды управляли мусульманскими землями, они при этом долгое время не принимали ислам, оставаясь язычниками и покровительствуя христианам. Также внешняя политика их патрона — Юаньской империи «по отношению к странам Запада направлялась главным образом против мусульманской религии»31. Причин здесь несколько. Во-первых, именно они уничтожили халифат и, самое главное, убили халифа, главу всех мусульман, что уже ставило их в положение врагов ислама.
Во-вторых, в 1260 г. мамлюки смогли восстановить Аббасидский халифат, который признал и Берке-хан, взяв к тому же и под свое покровительство32. Тем самым джучи-ды становятся ведущей силой в исламском мире. Естественно, это должно было стать результатом договоренностей и продиктовывалось международными реалиями. Такие серьезные политические акты не могут быть простыми волеизъявлениями на длительный срок, а вытекают из той политической конъюнктуры, которая возникла именно после создания Улуса Хулагу.
Конечно, последующее противостояние Улуса Джучи и хулагуидов было связано с их борьбой за выгодную в экономическом и стратегическом отношении территорию Закавказья. Одним из основных источников доходов чингизидских государств была транзитная торговля между государствами Востока и Запада. Два главных мировых торговых пути проходили через Иран и Дешти-Кыпчак. После образования государства ильханов торговые связи между Дешти-Кыпчаком и Ираном были нарушены, а южная трасса вышла из под контроля джучидов. Как пишет И. Х. Камалов, «пересечение важных торговых путей только раздразнило и без того натянутые отношения Золотой Орды и ильханидов, что позволило бы ильханидам управлять Кавказом и северными областями, держать под контролем путь к Средиземному морю»33. Поэтому военные действия между этими государствами были неизбежны.
Итак, как видим, вначале политика джучидов по отношению к хулагуидам вытекала из комплекса таких причин, как борьба против самопровозглашения нового государства, выступления Хулагу и Хубилая против центральной власти и утверждения власти хулагуидов на территории Закавказья и Малой Азии, на которые претендовали джучиды.
В последующем политика Золотой Орды по отношению к ильханам претерпевает ряд изменений. Прежде всего джучиды меняют свои приоритеты в международной политике, так как Великая Монгольская империя распадается, а, учитывая реалии международной обстановки, когда все чингизидские государства стали проводить политику против джучидов, у последних появляются новые союзники, главным среди которых
стал возрожденный Аббасидский халифат мамлюкского Египта. Поводами противостояния Золотой Орды с ильханами в связи с изменившимися реалиями становятся религиозный фактор и территориальные претензии джучидов.
1 Spuler B. Iran Mogollari. Siyaset, idare ve kultur. Ilhanlilar devri, 1220—1350. Cev. Cemal Kopriilii, 2 baski. Ankara, 1987; Boyle J.A. Dynastic and Political History of the Ilkhans // The Cambridge History of Iran. Vol. V. The Saljuq and Mongol Periods / Ed. by J.A. Boyle. Cambridge, 1968. Р. 303-417; Петрушевский И. П. Иран и Азербайджан под властью Хулагуидов (1256-1353) // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970. С. 222-254; Ичалов Г.Х. Борьба народов Дагестана с татаро-монголами в первой половине XIII в. // Вопросы истории Дагестана. № 1. Махачкала, 1974. С. 95-108; Ичалов Г. Х. Дагестан — арена военных столкновений хулагуидов и ханов Золотой Орды в XIII-XIV вв. // Вопросы истории Дагестана. № 3. Махачкала, 1975. С. 172-179; Федоров-Давыдов Г.А. Золотая Орда и монгольский Иран // Вестник Московского ун-та. Сер. 8. История. 1978. № 6. С. 25-37; Али-заде А.А. Борьба Золотой Орды и государства ильханов за Азербайджан // Сборник статей по истории Азербайджана. Вып. 1. Баку, 1949. С. 57-94; Али-Заде А.А. Социально-экономическая и политическая история Азербайджана XIII-XIV вв. Баку, 1956; Сейфеддини М. А. Монетное и денежное обращение в Азербайджане XII-XV вв. Баку, 1981. Кн. 2; Достиев Т.М., Алиев И.Н. К вопросу связей северовосточного Азербайджана с городами Поволжья (по материалам Шабрана) // Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане (1980-1981 гг.). Баку, 1986. С. 61-66; Нарожный Е.И. О роли христианства в хулагуидо-джучидских взаимоотношениях в предкавказской зоне // Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII-XVI вв. Ростов-на-Дону, 1989. С. 108-116; Гордеев А. А. Междоусобные войны между улусами Золотой Орды и Ирана // История казаков. Ч. 1. Золотая Орда и зарождение казачества. М., 1991. С. 66-69; Yuvali А. Ilhanli Tarihi I. Kurulus Devri. Kayseri: Erciyes Universitesi Yayinlari, 1994; Арсланова А. А. Причины войн Улуса Джучи с Хулагуидским Ираном // Нижнее Поволжье и Исламская Республика Иран: исторические, культурные, политические и экономические связи: Материалы науч. конф. Саратов, 12-13 мая 2003 г. Саратов, 2004. С. 41-55; Малышев А. Б. Золотая Орда и Иран: политические, экономические и культурные связи // Там же. С. 73-92; Историко-культурные взаимосвязи Ирана и Дашти Кипчака в XIII—XVIII вв. Материалы круглого стола / Ред., сост. М. Х. Абусеитова-Сафар Абдулло, Алма-Ата: Институт Востоковедения имени Р. Б. Сулейманова, Министерство образования и науки РК, Центр иранистики, 2004. 366 с.; Криштопа А.Е. Дагестан в XIII-XV вв. Очерк политической истории. М., 2007. 228 с.
2 Kamalov I. Mogollarin Kafkasya politikasi. Istanbul: Kaknus yayinlari, 2003. 152 s.; Камалов И. Х. Отношения Золотой Орды с хулагуидами / Пер. с турец. яз. и науч. ред. И. М. Миргалеева. Казань, 2007. 108 с.
3 Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным. М.; Л., 1941. С. 67.
4 Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. СПб., 1884. С. 246.
5 Трепавлов В. В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.: проблема исторической преемственности. М., 1993. С. 77.
6 Тизенгаузен В. Г. Указ. соч. Т. II. С. 22.
7 Малышев А. Б. Золотая Орда и Иран: политические, экономические и культурные связи. С. 75.
8 Мыськов Е. П. Политическая история Золотой Орды (1236-1313 гг.). Волгоград, 2003. С. 53-54.
9 Тизенгаузен В. Г. Указ. соч Т. I. C. 205; Т. II. С. 74.
10 Spuler B. Op. cit. S. 144.
11 Тизенгаузен В. Г. Указ. соч. Т. II. С. 80, 204.
12 Там же. Т. I. С. 244.
13 Али-Заде A. А. Указ. соч. С. 314.
14 Малышев А. Б. Указ. соч. С. 75.
15 Тизенгаузен В. Г. Указ. соч. Т. II. С. 22.
16 Сейфеддини М. А. Монетное и денежное обращение в Азербайджане XII-XV вв. С. 73.
17 Тизенгаузен В. Г. Указ. соч. Т. II. С. 80.
18 Тизенгаузен В. Г. Указ. соч. Т. I. С. 188.
19 Там же. Т. II. С. 75.
20 Камалов И. Х. Указ. соч. С. 62.
21 Там же. С. 64.
22 Там же. С. 66.
23 Там же. С. 71.
24 В традиционном русле этот вопрос рассмотрела и А. А. Арсланова. Цитируя А. А. Али-Заде, А. Ю. Якубовского, В. В. Бартольда, Н. И. Веселовского и др., она пришла к следующему выводу: «Причинами этой войны, как указывал В. В. Бартольд, явились притязания джучидов на Арран и Азербайджан; высокомерие Берке, старшего в роде, в его сношениях с Хулагу; смерть джучидских царевичей в Иране (Берке подозревал, что их отравили); к тому времени ставший мусульманином Берке объявил себя защитником приверженцев ислама от притязаний Хулагу». Сводя все к борьбе джучидов за овладение Азербайджаном, А. А. Арсланова заключила, что «политическое и военное противостояние Улуса Джучи и державы Хулагуидов было связано с их борьбой за очень выгодные для обоих государств в экономическом и стратегическом отношении территории». См.: Арсланова А. А. Причины войн Улуса Джучи с хулагуидским Ираном. С. 46, 51.
25 Камалов И. Х. Указ. соч. С. 92.
26 Петрушевский И. П. Хамдаллах Казвини как источник по истории Восточного Закавказья // Изв. АН. Отд. общ. наук. 1937. № 4. С. 912.
27 Сейфеддини М. А. Указ. соч. С. 72-73.
28 Чулууны Далай. Монголия в ХШ—Х1У веках. М., 1983. С. 37.
29 Хоанг Мишель. Чингисхан. Серия «След в истории». Ростов-на-Дону, 1997. С. 248; Кыча-нов Е. И. Ж^изнь Темучжина, думавшего покорить мир: Чингис-хан: личность и эпоха. 3-е изд., испр. и доп. Бишкек, 1993. С. 197.
30 Тизенгаузен В. Г. Указ. соч. Т. II. С. 16.
31 Чулууны Далай. Указ. соч. С. 75.
32 Поляк А. Н. Новые арабские материалы позднего Средневековья о восточной и центральной
Европе // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы / Под
ред. А. С. Тверитиновой. М., 1964. С. 29.
33 Камалов И. Х. Указ. соч. С. 37.