Научная статья на тему 'Политика управления человеческими ресурсами компании как способ привлечения и удержания талантливых специалистов'

Политика управления человеческими ресурсами компании как способ привлечения и удержания талантливых специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / HR POLICY / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / ПРИВЛЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ / АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ / WORKER ADAPTATION / SPECIALIST ATTRACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулькова И.В.

Анализируется положительный опыт международного аэропорта «Шереметьево» в области кадровой политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human resources management policy of the company as a way to attract and keep talented specialists

The article analyzes the positive HR policy experience of the Sheremetyevo Airport.

Текст научной работы на тему «Политика управления человеческими ресурсами компании как способ привлечения и удержания талантливых специалистов»

КАДРЫ •

Политика управления человеческими ресурсами

компании как способ привлечения и удержания талантливых специалистов

И. В. КУЛЬКОВА, канд. псих. наук, директор по управлению персоналом и организационному развитию ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево»

За несколько лет международному аэропорту Шереметьево удалось добиться весьма ощутимых результатов в области привлечения и закрепления на работе компетентных специалистов. Всего за три года в аэропорту был внедрен комплекс передовых HR-систем, позволивший существенно снизить текучесть кадров, обновить персонал и повысить его профессионализм, удержать на ключевых позициях талантливых работников.

В середине первого десятилетия XXI века аэропорт переживал кризисный период. По состоянию на 2005 год работа на предприятии считалась непрестижной, наблюдались отток высококвалифицированных кадров, пренебрежение служебными обязанностями и дисциплиной, стремление руководителей к сужению границ ответственности.

При этом 20% работников достигли пенсионного возраста, а сотрудников в возрасте до 30 лет было 15%, причем с высшим образованием — лишь 4%. Кроме того, отмечалась серьезная несправедливость в оплате труда, профессиональный и карьерный рост были затруднены. Средняя заработная

плата составляла 16 тыс. руб., а текучесть кадров — 25%.

Сегодня в «Шереметьево»:

• 6 500 сотрудников работают в 32 подразделениях на 1700 должностях;

• Текучесть кадров в 2008 г. составила 16%, в 2009 г. — 6%;

• Резко снизилось количество увольнений в первый год работы (2008 г. — 24%, 2009 г. — 11%);

• Средний возраст работников — 43 года;

• Больше половины сотрудников работают 10 лет и более;

• 30% из них имеют высшее образование;

• Средний возраст руководителей — 46 лет;

• Средняя заработная плата в 2009 г. — 33,7 тыс. руб.;

• Социальный пакет признан лучшим в отрасли (по оценке профсоюзов).

Столь значительные успехи были достигнуты нами вследствие системного реформирования кадровой политики компании, направленного на изменение поведения людей и их отношения к работе.

В результате исследований установлено, что кандидаты и сотрудники оценивают работодателя по следующим критериям:

• Возможность профессионального роста;

• Достойная (адекватная) оплата труда;

• Хорошие отношения в коллективе;

• Увлекательная работа;

• Достойный объем полномочий и ответственности.

В связи с этим нами были выделены следующие основные принципы политики управления человеческими ресурсами:

• КАДРЫ

• Ясность корпоративных целей;

• Справедливые принципы оплаты труда;

• Уважение к человеку труда;

• Лидерство и способность к переменам;

• Преемственность поколений, свободный обмен опытом и знаниями.

Таким образом, политика управления человеческими ресурсами осуществляется в «Шереметьево» по трем направлениям в соответствии с определенным набором задач:

• Политика найма и трудовых отношений — сокращение увольнений во время испытательного срока, формирование позитивного отношения новых сотрудников к аэропорту, понимание требований и правил поведения на авиационном предприятии, быстрое включение в процесс работы и в коллектив;

• Политика оплаты труда и социальная политика — снижение текучести кадров, увеличение доли молодых сотрудников с 15% до 21%, привлечение на работу высококвалифицированных специалистов из Москвы, возвращение «старых» сотрудников, повышение степени удовлетворенности сотрудников аэропорта на 15%, понятная система оплаты труда;

• Политика оценки и развития персонала: ориентация всех программ обучения и развития на стратегические цели аэропорта, наличие системы управления карьерным ростом, изменение корпоративной культуры и поведения сотрудников на рабочих местах, непрерывность и преемственность в обучении и развитии талантов, оценка результатов, а не усилий по их достижению.

На первом этапе реформ, в 2006 г., компанией была разработана философия бизнеса: сформулированы его миссия, главная цель, выделены корпоративные ценности и принята стратегия развития до 2010 г. Была создана система управления по целям, внедрены все

основные HR-системы (подбор и адаптация, наставничество, обучение и развитие, оценка и аттестация, корпоративные традиции), создана система бюджетирования и корпоративный университет. Были внесены существенные изменения в коллективный договор и разработана новая система оплаты труда на основе грейдов. Этот этап работы с коллективом был назван нами «Размораживание». Чтобы изменить отношение сотрудников к работе, нужно было устранить самодовольство работников и, кроме того, создать у них чувство необходимости перемен.

Следующей задачей стало определить агентов изменений, то есть выявить и вовлечь в процесс планирования организационных изменений наиболее активных руководителей и сотрудников. С этой целью в аэропорту был сформирован кадровый резерв высшего и среднего управленческого звена. Кадровый резерв — это сотрудники высокой квалификации, с лидерским потенциалом, способные к управленческой деятельности. Чтобы попасть в кадровый резерв, необходимо подать заявление на имя генерального директора аэропорта и написать работу на тему: «Что необходимо изменить в работе аэропорта, чтобы достигнуть главной цели». Оценка кандидатов проводится на основе модели лидерских компетенций, позже на заседании специальной комиссии высшего руководства аэропорта принимается решение об их включении в кадровый резерв.

Первое занятие для кадрового резерва проводит генеральный директор предприятия, он рассказывает резервистам о миссии, ценностях и цели «Шереметьево». В дальнейшем сотрудники среднего звена проходят обучение в созданном нами корпоративном университете, а высшего — в Московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС» (программа mini-MBA). Включенные в кадровый резерв специалисты стажируются на лучших предприятиях России и за рубежом. По окончании обучения более 50% резервистов назначаются на вышестоящие должности, что является действенным средством предотвращения их оттока с предприятия.

Главными агентами изменений мы считаем молодежь. Одно из приоритетных направлений кадровой работы в аэропорту — привлечение и закрепление на предприятии молодых специалистов, то есть сотрудников, обучающихся на последнем курсе вузов, и выпускников текущего года.

В рамках программы социального партнерства аэропорт «Шереметьево» сотрудничает с 30 учебными заведениями Москвы и Московской области. Совместно мы организуем экскурсии для студентов и практикантов, принимаем участие в совершенствовании учебных программ и материально-технической базы учебных заведений.

За последние три года более 300 студентов прошли у нас производственную практику. На это время к каждому из них прикрепляют наставника, а по результатам практики проводятся совещания руководителей подразделений аэропорта и учебных заведений. В результате после окончания учебы более 10% бывших практикантов становятся полноценными сотрудниками «Шереметьево».

Для успешной адаптации новых сотрудников (их приспособления к организации, к содержанию, условиям труда и к коллективу) мы принимаем ряд мер. В первый рабочий день каждый новый сотрудник проходит адаптационный семинар, на котором знакомится с историей аэропорта, его миссией, целями и корпоративными ценностями, а также с системой менеджмента качества и получает первичный инструктаж по охране труда, авиационной и пожарной безопасности. Для каждого нового сотрудника, к которому прикрепляется персональный наставник, формируется план индивидуальной адаптации, включающий знакомство с общей деятельностью аэропорта и подразделения, изучение нормативных документов и системы документооборота, постановку профессиональных задач на период испытательного срока.

Сотрудники службы управления персоналом тесно взаимодействуют с руководителями и наставниками в подразделениях. В течение испытательного срока обязательно проводятся две или более встреч с новым работником. По окончании испытательного срока на основе достигнутых результатов принимается решение о дальнейшей работе нового сотрудника. На этом этапе происходит и первое выявление талантов. При подведении итогов обязательно оценивается работа наставника.

После внедрения программы адаптации новых сотрудников удалось добиться резкого снижения количества увольнений в первый год работы — до 11% в 2009 г.

Для удержания молодых талантливых специалистов мы создали в «Шереметьево» клуб молодых специалистов, который работает по следующей схеме:

КАДРЫ

• Отбор заинтересованных сотрудников из числа студентов последнего курса обучения и выпускников текущего года, которые связывают свое будущее с аэропортом (на собеседовании, которое проходят все молодые специалисты);

• Интервью для оценки уровня лидерских компетенций;

• Определение перспективной должности (как по горизонтали, так и по вертикали), наставника и заинтересованного в молодых кадрах руководителя);

• Разработка плана индивидуального развития.

В дальнейшем молодой специалист работает по данному плану, занимаясь в течение первого года изучением документов и профессиональной литературы, решением новых профессиональных задач, участвуя в семинарах, тренингах и мастер-классах, а также в мероприятиях клуба (экскурсиях, субботниках и т. п.). План второго года включает семинары и тренинги по развитию лидерских компетенций, внутренние стажировки, изучение опыта лучших работников аэропорта, участие в проектных группах и дистанционное обучение. После выполнения молодым специалистом указанной программы проводится оценка его профессиональных и лидерских компетенций, по итогам которой лучшие сотрудники получают возможность занять планируемую должность, а также получить рекомендацию в кадровый резерв среднего управленческого звена.

Следует отметить, что при работе с персоналом важно сочетать проектный подход и организационное развитие. С этой целью у нас ведется постоянное обучение и развитие персонала и/или

его замена, а также формирование межфункциональных рабочих команд. Они необходимы, так как в подавляющем большинстве процессы, увеличивающие ценность услуги для клиента, межфункциональны.

Начиная с 2005 г. руководители принимают участие в стратегических сессиях, формируют план работы на год, определяют основные показатели работы. Для решения сложных задач создаются специальные проектные группы. В «Шереметьево» успешно работают программы по развитию навыков сервиса класса люкс «Мы всегда вам рады», проводится постепенное высвобождение пенсионеров, а молодые сотрудники принимаются на работу с учетом новой системы критериев.

На втором этапе реформ, названном «Внедрение и применение», предполагается вовлечение в процесс изменений все большего количества сотрудников. С этой целью проводятся программы обучения руководителей среднего звена, линейного уровня, сотрудников всех подразделений, занятых в обслуживании авиакомпаний. Для повышения эффективности работы налажен обмен опытом между подразделениями (в частности, проводятся тематические круглые столы). В уникальной программе «Обучение действием» приняли участие около 50 человек, было реализовано более 20 проектов организационных изменений.

Для преодоления как индивидуального, так и организационного сопротивления нами принимаются следующие меры:

• Приглашение сотрудников к участию в разработке или планировании изменений;

• Введено массовое обучение персонала, причем каждая программа направлена на изменение мышления и отношения людей к своей работе;

• Переговоры;

• Принуждение (мониторинг, контроль);

• Поддержка (дополнительные обучающие семинары, консультирование, совместная работа).

Целью третьего этапа — «Замораживания» — является стабилизация и консолидация коллектива посредством надежного закрепления в нем наиболее ценных сотрудников.

Итак, всего за три года (2006-2009) в «Шереметьево» внедрены и успешно работают следующие HR-системы:

• Подбор и адаптация персонала;

• Наставничество;

• Оценка и аттестация персонала;

• Непрерывное обучение и развитие персонала;

• Премирование по целям/результатам;

• Развитие за счет профессионального и карьерного роста;

• Обмен опытом и знаниями между подразделениями;

• Корпоративные традиции;

• Внедрение инновационных предложений.

Наш опыт еще раз подтвердил действенность старого правила, сформулированного Альбертом Эйнштейном: «Значительные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, который мы имели, когда создавали их». Но готовность меняться позволяет преодолеть даже самые серьезные сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.