Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА ТУРЦИИ В АФРИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТЫ)'

ПОЛИТИКА ТУРЦИИ В АФРИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
414
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / АФРИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ / ГУМАНИТАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексанян Лариса Мгеровна

В условиях трансформации международных отношений Африканский континент, как один из самых перспективных и динамично развивающихся регионов мира, приобрел особое значение во внешней политике региональных и мировых держав. Эта часть мира превратилась в арену противоборства между различными странами для получения власти и установления контроля над ресурсами континента. Среди этих стран Турция также стала претендовать на усиление и расширение своего влияния в Африке. Это направление превратилось в составную часть турецкой стратегии в рамках превращения в мировую державу, а также получения доступа к богатым ресурсам африканских стран. Данная статья посвящена изучению особенностей внешней политики Турции на Африканском континенте. Особое внимание уделено политическому, экономическому, гуманитарному аспектам африканского вектора внешней политики страны. Сделан вывод о том, что политика Турции в отношении африканских государств имеет потенциал дальнейшей активизации и усиления. Также констатируется, что стратегия Турции направлена на углубление своего присутствия на Африканском континенте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF TURKEY TOWARDS AFRICA AT THE PRESENT STAGE (POLITICAL, ECONOMIC, HUMANITARIAN ASPECTS)

In the context of the transformation of international relations, the African continent, as one of the most promising and dynamically developing regions of the world, has acquired particular importance in the foreign policy of regional and world powers. This part of the world has turned into an arena of confrontation between various countries to strengthen their positions and establish control over the resources of the continent. Among these countries, Turkey also began to claim to strengthen and expand its influence in Africa. This policy has become an integral part of the Turkish strategy in the framework of becoming a world power, as well as gaining access to the rich resources of African countries. This article is devoted to the study of the features of Turkey's foreign policy on the African continent. Special attention is paid to the political, economic, humanitarian aspects of the African vector of Turkish foreign policy. It is concluded that Turkey's foreign policy towards African states has the potential for further activation and strengthening. It is also stated that Turkey's strategy is aimed at deepening its presence on the African continent.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА ТУРЦИИ В АФРИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТЫ)»

АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК

АЛЕКСАНЯН Л.М. * ПОЛИТИКА ТУРЦИИ В АФРИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТЫ)

Аннотация. В условиях трансформации международных отношений Африканский континент, как один из самых перспективных и динамично развивающихся регионов мира, приобрел особое значение во внешней политике региональных и мировых держав. Эта часть мира превратилась в арену противоборства между различными странами для получения власти и установления контроля над ресурсами континента. Среди этих стран Турция также стала претендовать на усиление и расширение своего влияния в Африке. Это направление превратилось в составную часть турецкой стратегии в рамках превращения в мировую державу, а также получения доступа к богатым ресурсам африканских стран. Данная статья посвящена изучению особенностей внешней политики Турции на Африканском континенте. Особое внимание уделено политическому, экономическому, гуманитарному аспектам африканского вектора внешней политики страны. Сделан вывод о том, что политика Турции в отношении африканских государств имеет потенциал дальнейшей активизации и усиления. Также констатируется, что стратегия Турции направлена на углубление своего присутствия на Африканском континенте.

Ключевые слова: Турция; Африка; экономическое сотрудничество; политические контакты; гуманитарные отношения.

Алексанян Лариса Мгеровна - кандидат политических наук, научный сотрудник Отдела Азии и Африки Института научной информации по общественным наукам РАН.

ALEKSANYAN L.M. Policy of Turkey towards Africa at the Present Stage (Political, Economic, Humanitarian Aspects).

Abstract. In the context of the transformation of international relations, the African continent, as one of the most promising and dynamically developing regions of the world, has acquired particular importance in the foreign policy of regional and world powers. This part of the world has turned into an arena of confrontation between various countries to strengthen their positions and establish control over the resources of the continent. Among these countries, Turkey also began to claim to strengthen and expand its influence in Africa. This policy has become an integral part of the Turkish strategy in the framework of becoming a world power, as well as gaining access to the rich resources of African countries. This article is devoted to the study of the features of Turkey's foreign policy on the African continent. Special attention is paid to the political, economic, humanitarian aspects of the African vector of Turkish foreign policy. It is concluded that Turkey's foreign policy towards African states has the potential for further activation and strengthening. It is also stated that Turkey's strategy is aimed at deepening its presence on the African continent.

Key words. Turkey; Africa; economic cooperation; political contacts; humanitarian relations.

Для цитирования: Алексанян Л.М. Политика Турции в Африке на современном этапе (политический, экономический, гуманитарный аспекты) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2023. - № 2. -С. 67-80. DOI: 10.31249/RVA/2023.02.03

Введение

За последние два десятилетия внешняя политика Турции в отношении африканских стран отличается особой активностью. Возрождение африканского вектора внешней политики Анкары началось с конца XX в., когда в 1998 г. руководством страны был принят документ о «Политике открытости Турции в Африке». В этом документе, который стал основой развития турецко-африканских отношений, было прописано намерение страны развивать тесные отношения с государствами Африки (прежде всего Северной) в политической, экономической и культурной сферах, а также

68

поддерживать и инициировать программы помощи Африке в ООН [2]. Эта политика была обоснована общим османским прошлым и религиозной общностью. Турция использовала исторические отношения и религиозные связи, чтобы определить свою собственную идентичность, обеспечивающую ее внешнюю политику в отношении континента [13, р. 108]. На самом деле, турецкое руководство, уделяя особое внимание возрастающей роли Африки в мировой политике, разворачивало «новую схватку за Африку». Турция была заинтересована в ресурсах континента, поиске нового рынка для сбыта товаров, а также повышении своего значения и роли в международных отношениях. Задача продвижения в африканские страны заключалась в восстановлении и расширении турецкого влияния на Черном континенте.

Инициативы в отношении Африки получили дополнительный импульс развития с приходом к власти в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) в 2002 г. [1, с. 182], когда Африканский континент стал одним из приоритетных направлений внешней политики страны. Турция начала не только активизировать, но и диверсифицировать свои африканские связи, внедряясь в страны южнее Сахары [4]. К тому же африканская политика Турции приобрела комплексный характер, включая в себя политический, экономический, социально-культурный и гуманитарный аспекты. Значимость континента во внешней политике Турции определилась идеологией неоосманизма, предусматривающей расширение влияния Турции по всему миру, особенно на бывших территориях Османской империи. При этом, опасаясь восприятия османского прошлого в негативном ключе, турецкое руководство сделало упор на культурные и религиозные связи [4].

Политическая составляющая турецко-африканских отношений

Практическая реализация разработанного Плана действий в отношении Африки началась с 2005 г., когда турецкое руководство объявило о проведении в Турции «Года Африки» [3], а Африканский союз предоставил Анкаре статус наблюдателя [13, р. 104]. Знаковым событием стала также организация в 2008 г. первого Саммита сотрудничества Турция-Африка с участием 50 африкан-

ских стран. По итогам этого Саммита была подписана Стамбульская декларация, ставшая практическим руководством для стран-участниц по дальнейшему укреплению отношений [2]. В том же году на Десятом саммите Африканского союза Турция получила статус стратегического партнера. Именно на данном этапе выстраивания связей с Африканским континентом турецкое руководство стало придавать еще большее значение развитию двусторонних политических и дипломатических контактов [5, с. 69].

В предвыборной программе Партии справедливости и развития (2007) было зафиксировано, что План действий в отношении Африки будет поддерживаться нарастающими темпами с целью превращения Турции в одну из самых активных стран на континенте к 2023 г. [8, 8. 206]. В программе было акцентировано, что присутствие Турции в Африке будет усилено открытием новых дипломатических представительств. Таким образом, расширение дипломатического присутствия Турции на континенте стало одним из ключевых инструментов развития двусторонних политических контактов. Неслучайно, что в период с 2008 по 2022 г. количество турецких диппредставительств в Африке возросло с 12 до 43 [14] (число диппредставительств африканских государств в Турции достигло 38 [21]).

Институционализация турецко-африканских отношений началась с 2010 г., когда в Официальной газете был опубликован циркуляр премьер-министра Турции, известный под названием «Стратегия в отношении Африки» [15, 8. 110]. Этот циркуляр стал первым официальным документом, в котором обращалось внимание на необходимость целостной стратегии в отношении Африканского континента. В документе также были акцентированы сотрудничество и координация необходимых институтов для реализации данной политики.

В 2013 г. после успешного завершения «Политики открытия Африки» (1998) турецкое руководство приступило к реализации обновленной стратегии в отношении Африканского континента под названием «Политика партнерства с Африкой», позволяющей развивать с африканскими государствами партнерские отношения в различных сферах. Партия справедливости и развития выступила с новыми инициативами и проектами, способствующими укреплению и расширению турецких позиций на Черном континенте.

В рамках нового подхода в 2014 г. был организован второй Саммит сотрудничества Турция-Африка, в результате которого был принят Совместный план действий на 2015-2019 гг. [22]. Саммит стал важной вехой на пути упрочения доверия африканских партнеров к Турции [7]. В 2021 г. Турция провела третий Саммит сотрудничества Турция-Африка, где был принят новый план совместных действий на 2022-2026 гг. [16]. В плане были определены 5 стратегических направлений сотрудничества: мир, безопасность и управление; торговля, инвестиции и промышленность; образование; развитие инфраструктуры и сельское хозяйство; здравоохранение. На этом саммите присутствовали 16 глав государств и 102 министра.

Кроме проведения турецко-африканских саммитов турецкое руководство стало организовывать также международные конференции, посвященные Африке, среди которых можно выделить Форум аналитических центров Турции и Африки (2015), Турецко-африканский экономический и деловой форум (2016), конференцию министров образования Турции и Африки (2017) и т.д. [5, с. 70]. Организация таких встреч направлена на укрепление и расширение партнерских отношений Турции с Африкой.

Политическая составляющая внешней политики Турции в отношении Африки выражается также в стремлении Анкары расширять свое присутствие в региональных организациях, действующих на континенте. В частности, Турция принимает участие в работе таких организаций, как Экономическое сообщество стран Западной Африки, Экономическое сообщество стран Центральной Африки, Восточноафриканское сообщество, Общий рынок Восточной и Южной Африки и т.д.

Развитие политических отношений Турции с Африкой обусловлено также количеством визитов высокопоставленных лиц турецкого руководства в Африку. Р.Т. Эрдоган за время своего пребывания на посту премьер-министра и президента Турции посетил почти 30 африканских стран [18]. После своего турне по африканским странам в 2022 г. [6] Эрдоган стал политическим лидером, чаще всех посещавшим Африканский континент. По мнению турецких специалистов, эти визиты открывают возможности для Турции, позволяя ей действовать самостоятельно на международной арене [10]. Интенсивность визитов высокопоставленных лиц

Турции указывает на важность Африки во внешней политике страны.

Политические усилия турецкого руководства направлены не только на укрепление двусторонних и многосторонних отношений с африканскими государствами, но и на повышение международного статуса Турции. Для достижения поставленной цели Турция старается выступать в качестве проводника африканских интересов на международной арене. В рамках этой стратегии Анкара активно продвигает «голос Африки» на мировых платформах, в частности ООН и G-20. Турецкое руководство позиционирует себя исключительно в качестве друга с «благими намерениями» и продвигает тезис - «будущее планеты за Африкой при содействии Турции» [7]. При этом Анкара старается использовать свои отношения с Африкой в качестве инструмента в вопросе реформы ООН и расширения состава постоянных членов Совета Безопасности. Турция надеется, что при поддержке африканских стран получит место в СБ ООН. По утверждениям российских специалистов, «африканские государства, в свою очередь, заинтересованы в тесном сотрудничестве с Турецкой Республикой, полагая, что ее протекция на международной арене поможет им решить хотя бы часть их проблем и будет способствовать привлечению внимания мирового сообщества к континенту» [2].

Таким образом, можно утверждать, что динамичная внешняя политика Турции в отношении Африки и принимаемые ею политические инструменты уже значительно укрепили турецко-африканские связи.

Экономическая политика Турции в отношении Африки

Одной из важнейших составляющих африканского вектора внешней политики Турции является экономическое сотрудничество с государствами континента. Турецкое руководство рассматривает экономику в качестве одного из важнейших и эффективных инструментов для закрепления на Черном континенте. Кроме политических дивидендов, Турция учитывает также экономические выгоды за счет получения доступа к новым рынкам для сбыта турецкого товара и богатым ресурсам континента. Важнейшим показателем экономических интересов Турции на Африканском конти-

ненте стал базовый документ под названием «Стратегия развития экономических отношений с африканскими странами» (2003), где были обозначены основные задачи, поставленные турецким руководством. Среди этих задач важное значение приобрели увеличение торгового оборота, содействие проникновению в Африку турецкого малого и среднего бизнеса, расширение присутствия турецких инжиниринговых и строительных компаний, рост турецких инвестиций на континенте [7].

За последние 1 5 лет турецкое руководство предприняло необходимые шаги для разрешения поставленных задач в сфере торгово-экономического сотрудничества как с североафриканскими государствами, так и странами Тропической Африки (южнее Сахары). Успешная реализация принятой Стратегии привела к росту торгового оборота и экономических показателей.

Так, за последние 15 лет торговый оборот Турции с Африкой увеличился в разы. Если в 2005 г. объем товарооборота между Турцией и африканскими странами составлял 6,8 млрд долл., то в 2021 г. этот показатель достиг 30 млрд долл. [20]. При этом объем экспорта турецких товаров в Африку составлял около 21,2 млрд долл. Следует отметить, что за этот период экспорт Турции в Африку вырос в геометрической прогрессии на 291% [9]. Фактически, это указывает на то, что для турецко-африканского товарооборота характерен хронический дисбаланс. При этом, несмотря на такой дисбаланс, в последние годы наблюдается рост доли африканских стран в общем объеме турецкой внешней торговли: в 2003 г. она составила 4,5%, в 2021 г. - 9,4% [23]. Турция намерена и дальше увеличивать торговлю с Африкой - до 50 млрд долл. в 2022-2026 гг.

[11, р. 4].

Турция активно реализует также инвестиционную политику на Черном континенте. Прямые инвестиции Турции в Африку достигают 10 млрд долл. [14]. Турция в основном инвестирует в развитие инфраструктуры, строительство и энергетический сектор в Северной Африке и недавно начала расширяться в сторону Западной Африки и Африканского Рога [9]. Большая часть общих инвестиций приходится на Алжир, Египет, Тунис и Марокко. Проекты строительных компаний, осуществленные в Алжире и Ливии, составляют две трети от общего числа африканских проектов [12]. Турецкая компания Yapl Merkezi занимается реализацией желез-

нодорожных проектов в Алжире, Эфиопии, Марокко, Сенегале, Судане и Танзании. Турецкие компании занимаются также строительством международных аэропортов, гидроэлектростанций, жилых и деловых комплексов, отелей, конференц-центров, спортивных стадионов, торговых центров, больниц и транспортной инфраструктуры по всему континенту. Турецкие компании осуществили более 1150 проектов общей стоимостью 78 млрд долл. [19]. Начиная с 2010 г. частные предприниматели также начали проявлять определенный интерес к Африке, в частности южнее Сахары. Инвестиционная политика Анкары в Африке непосредственно связана с развитием авиасообщения между Турцией и Африкой. Национальный авиаперевозчик страны «Турецкие авиалинии» совершает рейсы по 61 направлению в разные города 40 африканских стран [14]. Это сопоставимо с маршрутной сетью крупнейших африканских авиаперевозчиков - «Кенийских авиалиний» и «Эфиопских авиалиний» [3].

Путем инвестиционной политики Турция старается обеспечить свой контроль над важными отраслями Африки, тем самым создавая рычаги влияния. Однако пока объем турецких капиталовложений на континенте ограничен и нуждается в дополнительных ресурсах.

Перспективным направлением представляется сотрудничество в сфере разведки и добычи природных ресурсов [5, с. 70]. В частности, Сомали и Чад выступили с предложением для Турции разведать нефть на своих территориях. Однако, несмотря на перспективность энергетической отрасли Африканского континента, Турция пока не выступает с активными проектами по этому направлению. Следует отметить, что Африка со своими богатыми энергоресурсами имеет мощный потенциал способствовать стратегии Турции в плане превращения энергетического хаба.

Ключевым ведомством, отвечающим за координацию и реализацию экономической политики Турции, является Министерство торговли [15, 8. 137]. Подписание основных соглашений, формирующих основу торгово-экономических отношений с африканскими государствами, входит в компетенцию Главного управления международных отношений и Европейского союза. Между Турцией и африканскими странами общим счетом подписано 47 торгово-экономических соглашений, 30 соглашений о защите инвестиций,

восемь соглашений об избежании двойного налогообложения. С пятью африканскими странами подписано Соглашение о свободной торговле [15, s. 138]. Для координации торгово-экономических связей создано 37 совместных турецко-африканских экономических комиссий. Встречи этих комиссий направлены на решение проблем, возникающих в области торговли, инвестиций, здравоохранения [15, s. 139]. Еще одним инструментом в распоряжении министерства является организация семинаров, выставок, рекламных кампаний, ярмарок и подобных мероприятий с целью увеличения турецкого экспорта и усиления инвестиционной политики. Для этой же цели в 26 странах Африки открыты торговые представительства Турции.

С целью развития торговых отношений Турция периодически организует турецко-африканские экономические и бизнес-форумы. Последний такой форум прошел в 2021 г. с участием 45 стран [23]. Для углубления торгово-экономических отношений со странами Западной Африки Анкара в 2018 г. также инициировала Деловой и экономический форум Турция-ЭКОВАС.

Следует отметить, что при выстраивании торгово-экономических отношений с африканскими странами Турция уделяет особое внимание инициативам, касающимся всего Африканского континента. Такой подход объясняется попыткой Турции позиционировать себя в качестве актора, присутствующего во всей Африке, а также стратегической целью в плане превращения в лидера на континенте.

Несмотря на то что турецкое руководство активно работает над укреплением своих экономических позиций в Африке, тем не менее, существуют определенные проблемы, препятствующие дальнейшему развитию торгово-экономических отношений между Турцией и африканскими странами. Среди них можно выделить недостаточную активность турецких предпринимателей, объективные сложности организации бизнеса в слаборазвитых африканских государствах, существующую негативную оценку перспектив развития континента, нехватку финансовых ресурсов [5, с. 72], мощную конкуренцию таких стран, как Китай и Индия и т.д. Укреплению влияния Анкары в регионе препятствует также ее акцент на тесном сотрудничестве только с небольшим количеством

африканских стран, которые представляют наибольший экономический и политический интерес для Турции [2].

Гуманитарный аспект внешней политики Турции в отношении Африканского континента

Гуманитарная составляющая отношений с африканскими государствами является одним из важнейших компонентов арсенала «мягкой силы» Турции в Африке. Она направлена на укрепление и расширение турецких позиций на Черном континенте. Путем реализации проектов гуманитарного значения Турция старается приобрести новые рычаги влияния в африканских странах. Гуманитарная составляющая турецко-африканских отношений включает в себя сотрудничество в области спорта, образования, науки и технологии, распространения турецкого языка, обеспечения безопасности, здравоохранения, борьбы с голодом и т.д.

Значительный вклад в развитие гуманитарной отрасли турецко-африканского сотрудничества внесло Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию (Т1КА), целью которого является безвозмездная помощь африканским бедным странам. Осуществление такой помощи направлено, в первую очередь, на формирование позитивного имиджа Турции в африканских странах и продвижение турецких интересов на всем континенте. В 2005 г. Т1КА открыло первое свое представительство в Африке. На сегодняшний день 22 представительств этой организации осуществляют проекты в 40 африканских странах [14]. В десятку крупнейших получателей помощи развитию от Т1КА входят два африканских государства - Сомали (2-е место) и Нигер (10-е место) [5, с. 72]. Страны Африки также являются основными получателями гуманитарной помощи этой организации. В 2017 г. Т1КА реализовало около 2000 проектов по всему миру, из которых 400 были реализованы в Африке [15, 8. 137]. За период с 2017 по 2022 г. в Африке осуществлены 1884 проекта [17]. За 17 лет Т1КА реализовало более 7000 проектов развития [9]. Помощь Африке Турцией наиболее заметна в Сомали. За последнее десятилетие это государство получило турецкую помощь в размере 1 млрд долл. Такой уровень помощи в охваченной кризисом стране сделал Турцию не только

главным донором, но и политическим и военным союзником правительства Могадишо [9].

Наиболее заметным сектором гуманитарной помощи Африканскому континенту является здравоохранение. В данной отрасли Т1КА действует совместно с Министерством здравоохранения Турции и неправительственными организациями, в первую очередь, «Красным полумесяцем». В 2017 г. в рамках проектов помощи было проведено 3000 бесплатных операций и обследование 30 000 африканцев. Среди реализованных проектов важное значение имеет открытие учебно-исследовательского госпиталя в Судане (2014), больницы физиотерапии в Ливии, учебно-исследовательского медицинского центра имени Р.Т. Эрдогана в Сомали (2015). Усилиями Т1КА построены клиника материнского и детского здоровья в Нигере, медицинские центры в Бенине и Гане [5, с. 73]. За последние пять лет Т1КА реализовало 228 проектов для поддержки здоровья матерей и младенцев [17]. Т1КА также обеспечивает медицинские учреждения медицинским оборудованием и проводит обучение медицинских работников.

Т1КА развивает свою деятельность в области образования. За последние 5 лет реализовано 267 образовательных проектов для поддержки профессиональной подготовки [17]. 204 проекта разработаны для укрепления административной и гражданской инфраструктуры африканских стран. Эта организация реализовала проекты, предполагающие строительство и реконструкцию учебных заведений и их техническое оснащение [7].

Т1КА реализует программы также в сфере сельского хозяйства и животноводства, которые являются жизненно важными секторами для Африки. Эти программы помощи направлены на сокращение бедности, обеспечение продовольственной безопасности, увеличение доходов бедных слоев населения. В целом, за последние 5 лет завершено 210 проектов в области сельского хозяйства, животноводства, лесного хозяйства и рыболовства [17]. Агентство реализует проекты по созданию теплиц и парников, проведению обучающих программ [7].

При содействии Т1КА разработаны 32 проекта по обеспечению населения питьевой водой и установке водосточных сооружений, являющихся одной из самых насущных проблем на континенте.

TIKA за 5 лет создало 579 колодцев в Африке. Также организацией разработаны 6 проектов по охране окружающей среды.

Следует отметить, что кроме TIKA развитию гуманитарной отрасли турецко-африканского сотрудничества способствуют и другие турецкие организации, в частности Управление по делам религии Турции, Управление по стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям и т.д.

Заключение

На современном этапе турецкое руководство реализует активную политику в отношении Африканского континента. Эта часть мира занимает приоритетное место в многовекторной внешней политике страны. Несмотря на то что экономическое, политическое, гуманитарное присутствие Турции в Африке не так обширно, тем не менее эта страна становится более заметным игроком на континенте. Долгосрочная цель Турецкой Республики заключается в превращении в лидирующую державу в Африке. Для достижения этой цели Турция все заметнее внедряется в экономику африканских стран, расширяет и укрепляет свое дипломатическое и политическое присутствие на всем континенте, активно формирует свой положительный имидж. Африканский вектор внешней политики Турции вписывается в стратегию страны в плане превращения в мировую державу. Учитывая особенности турецкого подхода к Черному континенту, можно утверждать, что политика Турции в отношении африканских государств имеет потенциал дальнейшей активизации и усиления.

Список литературы

1. Аватков В. Внешнеполитический курс Турецкой Республики в рамках современной системы международных отношений : дисс. на соискание ученой степени доктора политических наук / Дипломатическая академия МИД России. -Москва, 2020. - 386 с. - URL: https://www.dipacademy.ru/documents/2054/% D0%90%D0%B2%D0%B0%D 1 %82%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D 1%82%D 0%B5%D0%BA%D 1%81 %D 1 %82.pdf (дата обращения 2.11.2022).

2. Аватков В., Томилова Ю. Перспективы становления Турции как ведущего игрока на африканском континенте // Вестник МГИМО Университета. - 2013. -№ 4. - С. 227-232.

3. Богуславский А. Турция: «прыжок» в Африку // РСМД. - 2017. - 17 мая. -URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/turtsiya-pryzhok-v-afriku/ (дата обращения 2.12.2022).

4. Мосаки Н. Африканская стратегия Турции // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - URL: https://iq.hse.ru/news/ 177674972.html (дата обращения 2.11.2022).

5. Свистунова И. Региональная политика Турции: стратегия в отношении стран Африки // Проблемы национальной стратегии. - 2018. - № 4. - С. 67-80. -URL: https://riss.ru/documents/721/b031ae8e46e3472e87da6e6eac28d81d.pdf (дата обращения: 21.11.2022).

6. Эрдоган отправился в четырехдневное турне по Африке // МК-Турция. - 2022. -21 февраля. - URL: https://mk-turkey.ru/politics/2022/02/21/erdogan-otpravlya etsya.html (дата обращения: 2.11.2022).

7. Ягья В., Колесникова М. «Три кита» турецкой политики в Африке // Сравнительная политика. - 2018. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tri-kita-turetskoy-politiki-v-afrike (дата обращения: 17.11.2022).

8. AK Parti 2007 Genel Seçimleri Seçim Beyannamesi // Tanitim ve Medya Ba^kanligi. - Çubat, 2015. - 250 s. - URL: https://www.akparti.org.tr/media/ 318777/22-temmuz-2007-genel-secimleri-secim-beyannamesi-sayfalar.pdf (дата обращения: 18.11.2022).

9. Aksoy H., Çevik S., Yaçar N. Visualizing Turkey's Activism in Africa // CATS NETWORK. - 2022. - 3 June. - URL: https://www.cats-network.eu/topics/ visualizing-turkeys-activism-in-africa#c8231 (дата обращения: 16.11.2022).

10. Ataman M. Turkish Foreign Policy 's Principles Towards Africa // Daily Sabah. -

2021. - 20 October. - URL: https://www.dailysabah.com/opinion/columns/turkish-foreign-policys-principles-towards-africa (дата обращения: 2.11.2022).

11. Cagaptay S., Cook S., Soukkarieh A. Turkish Influence in Sub-Saharan Africa // Policy Notes. - Washington : The Washington Institute for Near East Policy. -

2022. - June, N 120. - P. 1-15. - URL: file:///C:/Users/Asus/Downloads/ PolicyNote120 CagaptayCookSoukkarieh.pdf (дата обращения: 17.11.2022).

12. Calabrese J. Building in Africa: Turkey's "Third Way" in China's Shadow // MEI 75. - 2022. - 21 June. - URL: https://www.mei.edu/publications/building-africa-turkeys-third-way-chinas-shadow (дата обращения: 16.11.2022).

13. Dipama S., Belder F., Dal E.P. Assessing Turkey's Development Aid Policy Towards Africa: A Constructivist Perspective // International Relations and Dialogue of Cultures. - 2014. - N 3. - P. 104-124. - URL: https://internrelat.spbstu.ru/ userfiles/files/7_-Samiratou-Dipama%2C-Ferrit-Belder%2C-Emel-Parlar-Dal(Samira tou-Dipama%2C-Ferrit-Belder%2C-Emel-Parlal-Dal).pdf (дата обращения: 21.11.2022).

14. Orakçi S. The Rise of Turkey in Africa // Aljazeera. - 2022. - 9 January. - URL: https://studies.aljazeera.net/en/analyses/rise-turkey-africa (дата обращения: 18.11.2022).

15. Oruç A. Turkiye'nin Afrika Stratejisinin Di§ ekonomik Iliçkçler Baglaminda Deger-lendirilmedi ve Oneriler // Isedak ve uluslararasi kalkinma içbirligi genel mudur-

lugu. - Mayis, 2022. - 219 s. - URL: https://www.sbb.gov.tr/wp-content/uploads/ 2022/05/Turkiyenin-Afrika-Stratejisinin-Dis-Ekonomik-Iliskiler-Baglaminda-Deger lendirilmesi-ve-Oneriler_Ali-Oruc.pdf (дата обращения: 19.11.2022).

16. Tereba§ U. Turkiye-Afrika Ortaklik Zirvesi'nin ardmdan // TASAM. - 2021. -21 Ara. - URL: https://tasam.org/tr-TR/Icerik/67997/3_turkiye_%E2%80%93_ afrika_ortaklik_zirvesinin_ardindan (дата обращения: 2.11.2022).

17. T1KA Carried Out 1884 Projects in the Last 5 Years in Africa // TIKA. Republic of Turkiye Ministry of Culture and Tourism. - URL: https://www.tika.gov.tr/en/news/ tika_carried_out_1884_projects_in_the_last_5_years_in_africa-70106 (дата обращения: 2.11.2022).

18. Toprak K. Turley's Return to Africa and Its Implications // Observer Research Foundation. - 2021. - 25 June. - URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/ turkeys-return-to-africa-and-its-implications/ (дата обращения: 2.11.2022).

19. Turhan Y. Turkey-Africa Relations in the Age of Maturity // Forign Policy. - 2022. -26 May. - URL: https://foreignpolicy.org.tr/turkey-africa-relations-in-the-age-of-maturity/ (дата обращения: 16.11.2022).

20. Turkey's Trade With African Countries // International Monetary Fund. - URL: https://data.imf.org/regular.aspx?key=61013712 (дата обращения: 17.11.2022).

21. Turkiye-Afrika iliçkileri // Turkiye Cumhuriyeti Di§ bakanligi. - URL: https:// www.mfa.gov.tr/turkiye-afrika-iliskileri.tr.mfa (дата обращения: 18.11.2022).

22. Turkiye-Afrika Ortaklik Zirvesi // Turkiye Cumhuriyeti Cumhurba^kanligi. - URL: https://www.tccb.gov.tr/ozeldosyalar/turkiye-afrika/zirve/ (дата обращения: 17.11.2022).

23. Turkiye's Africa Initiative Boosts Trade With Continent to $45 B // Anadolu Agency. - 2022. - 30 September. - URL: https://www.aa.com.tr/en/africa/turkiyes-africa-initiative-boosts-trade-with-continent-to-45b/2699250 (дата обращения: 17.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.