Научная статья на тему 'Перспективы становления Турции как ведущего игрока на африканском континенте'

Перспективы становления Турции как ведущего игрока на африканском континенте Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
643
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ / СЕВЕРНАЯ АФРИКА / ТРОПИЧЕСКАЯ АФРИКА / КИТАЙ / "МЯГКАЯ СИЛА" / TURKISH FOREIGN POLICY / NORTH AFRICA / SUB-SAHARIAN AFRICA / CHINA / SOFT POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аватков Владимир Алексеевич, Томилова Юлия Олеговна

В статье дан анализ внешней политики Турции в период 2002-2012 гг. в Африке. Особое внимание уделено использованию «мягкой силы» как основного инструмента укрепления влияния Турции на африканском континенте. Рассмотрены проблемы и перспективы становления Турции в качестве ведущего игрока в Африке. Комплексный подход к сотрудничеству является эффективным способом упрочения позиций Турции в Африке. Помимо того, на усиление влияния Турции в Тропической Африке оказывает влияние тот факт, что страны этого региона никогда не находились под владычеством Турции, а значит, не имеют совместного негативного исторического опыта. Более того, большие объемы гуманитарной помощи и отсутствие какого-либо давления со стороны Турции позволяют африканским странам чувствовать себя благодарными своему партнеру, но не ущемленными им или обязанными ему. Такой подход позволяет создавать благоприятный климат в двусторонних и многосторонних отношениях и укреплять доверие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF TURKISH RISE IN AFRICA AS A KEY PLAYER

In article the analysis of foreign policy of Turkey during 2002-2012 in Africa is given. The special attention is paid to use of "the soft force" as main instrument of strengthening of influence of Turkey on the African continent. Problems and prospects of formation ofTurkey as the leading player in Africa are considered. The integrated approach to cooperation is effective way of consolidation of positions ofTurkey in Africa. In addition, that fact has impact on strengthening of influence ofTurkey in Tropical Africa that the countries of this region never were under sovereignty ofTurkey, so have no joint negative historical experience. Moreover, large volumes of humanitarian assistance and lack of any pressure from Turkey allow the African countries to feel grateful to the partner, but not restrained or obliged to it. Such approach allows to create favorable climate in the bilateral and multilateral relations and to strengthen trust.

Текст научной работы на тему «Перспективы становления Турции как ведущего игрока на африканском континенте»

ПОЛИТОЛОГИЯ

ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТУРЦИИ В КАЧЕСТВЕ ВЕДУЩЕГО ИГРОКА НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ

В.А. Аватков, Ю.О. Томилова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. 119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76.

В статье дан анализ внешней политики Турции в период 2002-2012 гг. в Африке. Особое внимание уделено использованию «мягкой силы» как основного инструмента укрепления влияния Турции на африканском континенте. Рассмотрены проблемы и перспективы становления Турции в качестве ведущего игрока в Африке. Комплексный подход к сотрудничеству является эффективным способом упрочения позиций Турции в Африке. Помимо того, на усиление влияния Турции в Тропической Африке оказывает влияние тот факт, что страны этого региона никогда не находились под владычеством Турции, а значит, не имеют совместного негативного исторического опыта. Более того, большие объемы гуманитарной помощи и отсутствие какого-либо давления со стороны Турции позволяют африканским странам чувствовать себя благодарными своему партнеру, но не ущемленными им или обязанными ему. Такой подход позволяет создавать благоприятный климат в двусторонних и многосторонних отношениях и укреплять доверие.

Ключевые слова: внешняя политика Турции, Северная Африка, Тропическая Африка, Китай, «мягкая сила».

Африканские страны заинтересованы в тесном сотрудничестве с Турцией, так как они справедливо полагают, что ее протекция на международной арене поможет им решить хотя бы часть их проблем и будет способствовать привлечению внимания мирового сообщества к континенту. В 2009 г. более 50 африканских стран проголосовало за включение Турции в состав непостоянных членов Совета Безопасности ООН в 2009-2010 гг. в обмен на обещание Анкары отстаивать их интересы в течение двух лет в ООН. Африканские страны заинтересованы и в экономическом сотрудничестве с Турцией, которая активно осваивает строительные рынки Африки и инвестирует финансовые средства в сельское хозяйство.

И все же, несмотря на перспективы, которые открываются перед Турцией в Африке, существуют факторы, способные помешать Анкаре занять лидирующее место в регионе. Достаточно сложная ситуация складывается в отношениях Турции со странами Северной Африки, которая была частью Османской империи в течение нескольких веков и что формирует опасение этих стран, заключающееся в том, что Турция сможет обладать чрезмерным влиянием в регионе. Кроме того, Турции приходится считаться с наличием других сильных игроков в Африке, в особенности Китая и Индии. Торговый оборот Китая с африканскими странами в 2011 г. составил 160 млрд долл., что практически в 10 раз больше турецких показателей. На данный момент Китай обладает большими финансовыми и политическими ресурсами, а также опытом применения «мягкой силы» как основного внешнеполитического инструмента, чем Турция. Препятствует укреплению влияния Анкары в регионе и ее акцент на тесном сотрудничестве только с небольшим количеством африканских стран, которые представляют для нее наибольший экономический и политический интерес. При этом в других государствах Африки турецкого влияния практически не ощущается.

Глобальные геополитические и геоэкономи-ческие мегатренды, проявившиеся в последнее десятилетие и заключающиеся в кризисе мирового лидерства, крахе мировой финансовой системы, формировании новых региональных подсистем и взаимосвязей и т.д., сделали очевидными изменения, наметившиеся в структуре мировой экономики и международных отношений. Развивающиеся государства, такие как, Китай, Индия, Бразилия, ранее открыто не претендовавшие на роль ведущих мировых держав, стали восприниматься как новые центры силы и гаранты международной стабильности, в том числе финансовой, что подтверждается получением Китая статуса крупнейшего кредитора США[1] и ведущей ролью «Группы двадцати» в борьбе с финансовой нестабильностью^]. Полным ходом идет процесс переосмысления внешнеполитических приоритетов многих стран, а также поиск новых политических партнеров. Более того, беспрецедентной стала тенденция смещения фокуса мировой экономики с

Запада на Восток, в страны Азии, Африки и Латинской Америки[3].

В течение многих столетий африканский континент считался самым отсталым, непривлекательным для ведения торговли и бесперспективным в плане развития политических и экономических отношений. Многие страны придерживаются подобного подхода и по сей день, однако постепенно Африка из наименее развитого континента превращается в один из наиболее перспективных регионов мира. Более того, по данным журнала Economist за последнее десятилетие, шесть из десяти наиболее быстро развивающихся стран находятся в Тропической Африке[4].

Высокие темпы экономического развития обусловлены не столько успехами самих африканских государств, сколько притоками иностранных капиталов и инвестиций на континент. В настоящее время Африка представляет собой арену борьбы между потенциальными великими державами, такими как, Китай, Индия, Бразилия и наиболее развитыми государствами в лице США и стран-членов ЕС. В последние десятилетия активизировалось африканское направление во внешней политике Турции, и всего за несколько лет она приобрела статус одного из наиболее перспективных партнеров африканских государств. В политике Турции, проводимой в Африке, отчетливо выделяются два направления - отношения с Северной Африкой, которую зачастую причисляют к региону Ближнего Востока, и Тропической Африкой, лежащей к югу от пустыни Сахара.

История взаимоотношений Турции с государствами Северной Африки насчитывает несколько веков. В XV-XVI вв. регион Северной Африки был частью Османской империи, что, с одной стороны, способствует развитию отношений между странами в настоящее время, а с другой, - создает опасения стран региона в том, что однажды Турция захочет вернуть себе утраченные территории.

Отношения Анкары со странами Тропической Африки стали развиваться сравнительно недавно, так как Турция, подобно другим странам, не считала необходимым развивать отношения с регионом, значительно отстающим от других по социально-экономическим показателям. Впервые Турция проявила серьезный интерес к Тропической Африке только в 1998 г., когда при премьер-министре Ахмеде Месуте Йылмазе был принят документ «Политика открытости Турции в Африке», который заложил основы отношений между странами. В частности, в нем было прописано намерение страны развивать тесные отношения с африканскими государствами в политической, экономической и культурной сферах, поддерживать и инициировать программы помощи Африки в ООН, которые представляют особую важность для континента[5].

С приходом к власти Партии справедливости и развития в Турции в 2002 г. африканский вектор внешней политики страны стал одним из наиболее перспективных. Африка стала для Турции не просто очередным рынком для сбыта турецкой

продукции и покупки энергоресурсов, но территорией, где у Турции есть шансы закрепиться в качестве одного из ведущего игроков, продемонстрировать свое миролюбие и экономическую мощь посредством оказания гуманитарной помощи и наконец перерасти статус «региональной державы» и выйти на глобальный уровень. Турция выработала комплексный подход к развитию отношений с государствами региона, сделав ставку на политику «мягкой силы» в отношении этих стран, подобно Китаю, Индии и ряду других игроков на этом пространстве. Именно такой подход, продвигаемый ПСР, обеспечивал Турции проведение успешного внешнеполитического курса в течение более 10 лет.

Термин «мягкая сила» был введен в конце прошлого века американским политологом Дж. Наем в противовес так называемой «жесткой силе», то есть совокупности методов экономического принуждения и применения военной силы для достижения своих целей государствами. Под «мягкой силой» Дж. Най подразумевал способность оказывать влияние на другие страны более мягкими методами, в том числе посредством экономического и культурного сотрудничества[6]. При этом сам он не выводит точного определения этого термина, что позволяет трактовать его по-разному. Поэтому в рамках данного исследования под термином «мягкая сила» будет подразумеваться внешняя политика, направленная на укрепление позиций государства в регионе или в отдельной стране при помощи различных методов, в том числе экономических, культурных, политических и др., за исключением силовых и принудительных.

Придерживаясь ориентации на использование «мягкой силы» в отношениях со странами африканского континента, Турция стремится к укреплению своих позиций на континенте и в мире путем вовлечения стран Африки в более тесные политические, экономические, культурные и социальные контакты. С 2005 г., который в Турции был объявлен годом Африки, активизировались двусторонние и многосторонние политические контакты между африканскими странами и Анкарой.

В начале 2008 г., во время проведения очередного саммита, Африканский союз провозгласил Турцию своим стратегическим партнером, что было встречено в Турции с большим удовлетво-рением[7]. В августе того же года в Стамбуле был проведен первый «Турецко-африканский саммит сотрудничества», в котором приняло участие порядка 50 африканских стран[8] и по итогам которого была подписана Стамбульская декларация, ставшая практическим руководством для стран-участников по дальнейшему укреплению отношений. В ней отмечалось стремление стран сотрудничать в различных сферах, а именно по линии межправительственного взаимодействия, вопросам безопасности, в области торговли и инвестиций, здравоохранения, окружающей среды и информационно-коммуникационных технологий [9]. Именно эта декларация стала первым доку-

ментом, официально закрепившим намерения сторон развивать сотрудничество и заложившим основы для дальнейшего развития договорно-правовой базы на двустороннем и многостороннем уровнях. В октябре 2013 г. планируется проведение второго саммита по турецко-африканскому сотрудничеству, который на этом раз состоится в одной из стран Африки [10].

Турция активно развивает и двусторонние политические контакты с африканскими государствами. В 2008 г. президент Турции А. Гюль в рамках подготовки к первому турецко-африканскому саммиту сотрудничества посетил Танзанию, Демократическую Республику Конго и Конго [11]. В 2010 г. А. Гюль в составе делегации из более ста политиков и предпринимателей совершил турне по нескольким африканским странам [12]. В ходе визита президент посетил турецкий колледж в Камеруне, получил государственную награду этого государства и принял участие в турецко-камерунском предпринимательском форуме. Помимо того, президенты Турции и Камеруна подписали соглашение об отмене визового режима между двумя странами и протокол о научно-техническом и экономическом сотрудничестве, что вывело отношения двух стран на новый уровень.

В марте 2011 г. президент Турции совершил поездку в Тропическую Африку, посетив с официальным визитом Гану и Габон, которые впервые принимали у себя главу Турецкой Республики [13]. А в январе 2013 г. премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган в составе большой делегации из 250 турецких предпринимателей посетил ряд западноафриканских стран [14], что придало импульс развитию двусторонних экономических отношений.

Все это говорит о том, что Турция действительно заинтересована в сотрудничестве с африканскими странами, на что непосредственно указывает частота визитов, их уровень и высокая результативность их проведения. Для сравнения: Б. Обама за весь свой первый срок пребывания на посту президента США совершил только один однодневный визит в Африку, посетив одну из больниц в Гане [15]. И это несмотря на неоднократные заявления самого президента об оказании всесторонней помощи Африке и укреплении отношений с государствами региона [16].

Помимо непосредственного развития политических контактов Турция принимает активное участие в работе африканских региональных организаций и объединений. В 2005 г. Турция получила статус наблюдателя в Африканском союзе, а в 2008 г. стала нерегиональным членом Африканского банка развития [17]. Также Турция является участником Межправительственного органа по вопросам развития (ЮАЭ) и других региональных структур. Более того, в 2005 г. Турции была отведена почетная роль медиатора в урегулировании конфликта между правительством Судана и независимым государством Южный Судан [18]. В начале 2013 г. посол Южного Судана в Турции в интервью газете «Заман» в очередной раз под-

черкнул, что Турция может сыграть позитивную роль в разрешении конфликтов между Суданом и Южным Суданом. С одной стороны, это демонстрирует высокий уровень доверия африканских стран Турции и, с другой, - растущее влияние Анкары в Африке.

Несмотря на то что политический диалог между Турцией и странами Африки развивается быстрыми темпами, экономическая составляющая двусторонних отношений является основным инструментом укрепления турецкого влияния в данном регионе. В 2003 г. для развития экономических связей с Африкой в Турции была принята «Стратегия для увеличения торговли и развития экономических отношений со странами Африки». Она реализуется достаточно успешно, так как за последние годы в несколько раз увеличился турецкий экспорт в страны Африки. В 2012 г. объем экспорта вырос более чем на 30% по сравнению с 2011 г. и составил 12 млрд. долл., из которых 8,6 млрд. долл. пришлось на регион Северной Африки [19]. Более того, в 2012 г. турецкая доля на африканском рынке увеличилась до 8,7% по сравнению с 2011 г. (7,5%). По состоянию на 2011 г. объем турецких инвестиций в Африку составил порядка

5 млрд долл. [20].

Объем товарооборота также растет быстрыми темпами. Если в 2003 г. он составлял 5 млрд долл., в 2005 г. - уже 9 млрд долл., а в 2011 г. достиг рекордной цифры в 17 млрд долл. [21]. В ходе январского визита премьер-министра Турции было подтверждено намерение Анкары довести торговый оборот между Турцией и Африкой к 2015 г. до 50 млрд долл. [22]. Наиболее близкими экономическими партнерами Турции являются Египет, Алжир, Марокко, ЮАР, Нигерия, Эфиопия и Гана.

Для развития экономических отношений Турция инициирует различные экономические программы. Так, с 2006 г. была запущена программа «Торговый мост между Турцией и Африкой», которая проводится ежегодно Турецкой конфедерацией предпринимателей и промышленников (ТШСОЫ) [23].

Помимо экономических рычагов, которые Турция успешно использует для развития отношений с африканскими странами и укрепления своего влияния на континенте, значительную роль в этом процессе играет социальная, культурная и гуманитарная составляющие. Турция является крупнейшим донором для африканских стран среди стран, не входящих в Комитет помощи в целях развития ОЭСР [24]. Гуманитарная помощь из Турции осуществляется непосредственно и через неправительственные организации, такие, как «Красный полумесяц». Во время своего визита в Конго президент Турции А. Гюль с удовлетворением отметил, что объем турецкой гуманитарной помощи Африке составил более 1 млрд долл. [25]. Основной объем оказываемой помощи приходится всего на несколько африканских стран - Сомали, Судан, Мавритания и Эфиопия. Однако и другие африканские государства, такие, как Камерун, Джибути, Кения,

Нигерия и др., являются реципиентами турецких денежных средств.

На африканском континенте активно действуют турецкие правительственные и неправительственные социально-культурные и образовательные организации. Особую роль здесь играет Турецкое агентство по международному сотрудничеству (Т1КА) и Турецкий религиозный фонд (ТБУ). В 2005 г. Т1КА открыло в Африке три офиса, а именно в Эфиопии, Судане и Сенегале, и в настоящий момент осуществляет проекты в 37 странах континента [26].

Особое место в развитии турецко-африканских отношений занимает сотрудничество Турции с Сомали, что может объясняться несколькими причинами. Во-первых, оказание помощи одному из наиболее бедствующих государств мира неизменно повышает авторитет Анкары на международной арене и создает образ миролюбивой и неравнодушной Турции. Во-вторых, оказывая содействие Сомали, Турция проявляет религиозную солидарность, помогая своим единоверцам, что также укрепляет ее влияние среди мусульманских государств. В-третьих, Турцию привлекает геополитическое расположение Сомали, так как именно эта страна является ключом к большей части Тропической Африки для Турции. В-четвертых, турецкие предприниматели рассматривают Сомали в качестве перспективной площадки для реализации своих проектов.

В Сомали курированием программ турецкой помощи занимается Красный полумесяц и Т1КА. Среди таких программ можно выделить строительство инфраструктурных объектов, строительство больниц, борьбу с мусором и очистку воды, образовательные гранты. Только в 2012 г. Турция предоставила сомалийским студентам около 1200 стипендий и грантов на обучение в турецких учебных заведениях. Из них 500 стипендий было выделено на обучение в мусульманских образовательных учреждениях, в том числе колледжах «Имам-хатиб» [27].

Также Турция ведет культурно-просветительскую деятельность в Африке путем строительства турецких школ и лицеев, а также мечетей. Турция делает ставку и на научно-техническое сотрудничество с африканскими странами. Соответствующие договоры и соглашения Турция подписала с Ганой, Эфиопией, Камеруном и Гамбией. Турция открыто провозглашает себя защитником прав и свобод человека в Африке, о чем и было заявлено во время проведения в 2011 г. 4-й конференции ООН по наименее развитым странам в Стамбуле [28].

Подобный комплексный подход к сотрудничеству является эффективным способом упрочения позиций Турции в Африке. Помимо того, на усиление влияния Турции в Тропической Африке оказывает влияние тот факт, что страны этого региона никогда не находились под владычеством Турции, а значит, не имеют совместного негативного исторического опыта. Более того, большие объемы гуманитарной помощи и при

этом отсутствие какого-либо давления со стороны Турции позволяют африканским странам чувствовать себя благодарными своему партнеру, но не ущемленными или обязанными ему. Такой подход позволяет создавать благоприятный климат в двусторонних и многосторонних отношениях и укреплять доверие.

Также африканские страны сами заинтересованы в тесном сотрудничестве с Турцией. Они справедливо полагают, что протекции влиятельных государств на международной арене помогут им решить хотя бы часть проблем, в том числе путем привлечения внимания мирового сообщества к континенту. В 2009 г. более 50 африканских стран проголосовало за включение Турции в состав непостоянных членов Совета Безопасности ООН в 2009 - 2010 гг. в обмен на обещание Анкары отстаивать их интересы в течение двух лет в ООН [29]. Африканские страны заинтересованы и в экономическом сотрудничестве с Турцией, которая активно осваивает строительные рынки Африки и инвестирует финансовые средства в сельское хозяйство.

И все же, несмотря на перспективы, которые открываются перед Турцией в Африке, существуют факторы, способные помешать Анкаре занять лидирующее место в регионе. Достаточно сложная ситуация складывается в отношениях Турции со странами Северной Африки, которая была частью Османской империи в течение нескольких веков и что формирует опасение этих стран, заключающееся в том, что Турция сможет обладать чрезмерным влиянием в регионе.

Кроме того, Турции приходится считаться с наличием других сильных игроков в Африке, в особенности Китая и Индии. Торговый оборот Китая с африканскими странами в 2011 г. составил 160 млрд долл., что практически в 10 раз больше турецких показателей [30]. На данный момент Китай обладает большими финансовыми и политическими ресурсами, а также опытом применения «мягкой силы» как основного внешнеполитического инструмента, чем Турция. Препятствует укреплению влияния Анкары в регионе и ее акцент на тесном сотрудничестве только с небольшим количеством африканских стран, которые представляют наибольший экономический и политический интерес для Турции. При этом в других государствах Африки турецкого влияния практически не ощущается.

В заключение можно сказать, что в настоящее время Турция является одним из наиболее перспективных акторов на африканском континенте. На этом направлении Турция использует «мягкую силу» как эффективный инструмент развития отношений и стремится развивать сотрудничество во всех сферах, что способствует постепенному укреплению позиций Турции в Африке. Тем не менее в настоящее время существуют и проблемы, которые препятствуют реализации амбиций Турции в полном объеме. В связи с этим можно сказать, что в ближайшей перспективе Турция будет наращивать свой потенциал в Африке и усиливать влияние, однако не сможет занять лидирующую позицию на континенте.

Список литературы

1. China remains largest foreign US creditor // [Электронный ресурс] http://www.chinadaily.com.cn

2. «Группа двадцати»: ее роль и наследие // [Электронный ресурс] http://ru.g20russia.ru/

3. Фокус мировой экономики и финансового сектора смещается на Юг // [Электронный ресурс] http:// www.vedomosti.ru

4. The lion kings? Africa is now one of the world's fastest-growing regions // [Электронный ресурс] http:// www.economist.com

5. The opening of the Africa-Turkey Partnership Ministerial Review Conference, 16 December 2011, Istanbul // [Электронный ресурс] http://www.mfa.gov.tr

6. Soft Power: The Means to Success in World Politics - Joseph S. Nye, Jr. Chapter 4 - Wielding Soft Power // [Электронный ресурс] http:// www.belfercenter.hks.harvard.edu

7. Turkey-Africa Relations // [Электронный ресурс] http://www.mfa.gov.tr

8. Turkey-Africa cooperation summit // [Электронный ресурс] http://www.africa-union.org

9. The Istanbul declaration on Africa - Turkey partnership. "Solidarity and Partnership for a Common Future" // [Электронный ресурс] http://www.iss.org.za

10. Turkey and The African Union // [Электронный ресурс] http://www.mfa.gov.tr

11. Gul to deepen ties with Africa on 4-day tour // [Электронный ресурс] http://www.todayszaman.com

12. "Best Help Would Be Making Investment in Africa" // [Электронный ресурс] http://www.tccb.gov.tr

13. Свистунова И.А. Поездка президента Турции А.Гюля в Африку // [Электронный ресурс] http://www. iimes.ru

14. Erdogan's Africa visit a sign of increasing economic interest in the continent, experts say // [Электронный ресурс] http://www.todayszaman.com

15. Obama visit to Kenya? Only 1 day in Africa so far // [Электронный ресурс] http://www.utsandiego.com

16. The Future of America's Partnership with Sub-Saharan Africa [Электронный ресурс] http://www.whitehouse. gov

17. Turkey-Africa Relations // [Электронный ресурс] http://www.mfa.gov.tr

18. South Sudan gives importance to Turkey's mediation in relations with Sudan // [Электронный ресурс] http://www.todayszaman.com

19. Turkey Sets Sights On Boosting Trade Volume With Africa // [Электронный ресурс] http://en.haberler.com

20. Africa regional information // [Электронный ресурс] http://www.economy.gov.tr

21. Turkey's African initiative // [Электронный ресурс] http://www.safpi.org

22. Turkish PM Erdogan sees $50 billion in African trade // [Электронный ресурс] http://www.hurriyetdailynews. com

23. Turkey Africa Trade Bridge to Yield 350 mln in One Day // [Электронный ресурс] http://www.tuskonus.org

24. First Turkish Presidential Visit to the Democratic Republic of Congo // [Электронный ресурс] http://www. tccb.gov.tr

25. How Turkey is emerging as a development partner in Africa [Электронный ресурс] http://www.guardian. co.uk

26. Turkey Shocks Africa // [Электронный ресурс] http://www.worldpolicy.org

27. Turkey sets its sights on Africa // [Электронный ресурс] http://www.dw.de

28. Turkey, longing for Africa // [Электронный ресурс] http://www.balcanicaucaso.org

29. China becomes Africa's largest trading partner // [Электронный ресурс] http://www.english.cri.cn

Об авторах

Аватков Владимир Алексеевич - преподаватель военной кафедры, кафедры языков стран Ближнего и Среднего Востока МГИМО(У) МИД России. E-mail: v.avatkov@gmail.com

Томилова Юлия Олеговна - магистрант 2 курса направления Международные отношения (Мировая политика) МГИМО(У) МИД России. E-mail: artefacta@mail.ru

THE PROSPECTS OF TURKISH RISE IN AFRICA AS A KEY PLAYER

V.A. Avatkov, Y.O. Tomilova

Moscow State Institute of International Relations (University), 7б, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

Abstract: In article the analysis of foreign policy of Turkey during 2002-2012 in Africa is given. The special attention is paid to use of "the soft force" as main instrument of strengthening of influence of Turkey on the African continent. Problems and prospects of formation ofTurkey as the leading player in Africa are considered. The integrated approach to cooperation is effective way of consolidation of positions ofTurkey in Africa. In addition, that fact has impact on strengthening of influence ofTurkey in Tropical Africa that the countries of this region never were under sovereignty ofTurkey, so have no joint negative historical experience. Moreover, large volumes of humanitarian assistance and lack of any pressure from Turkey allow the African countries to feel grateful to the partner, but not restrained or obliged to it. Such approach allows to create favorable climate in the bilateral and multilateral relations and to strengthen trust.

Key words: Turkish foreign policy, North Africa, Sub-Saharian Africa, China, soft power.

References

1. China remains largest foreign US creditor. Available at: http://www.chinadaily.com.cn.

2. "Group of twenty": Its role and heritage. Available at: http://ru.g20russia.ru/. (in Russ.).

3. Focus of world economy and financial sector is displaced to the south. Available at: http://www.vedomosti. ru. (in Russ.).

4. The lion kings? Africa is now one of the world's fastest-growing regions. Available at: http://www.economist. com.

5. The opening of the Africa-Turkey Partnership Ministerial Review Conference, 16 December 2011, Istanbul. Available at: http://www.mfa.gov.tr.

6. Nye J.S., Jr. Soft power: The means to success in world politics. Ch. 4: Wielding soft power. Available at: http:// www.belfercenter.hks.harvard.edu.

7. Turkey-Africa relations. Available at: http://www.mfa.gov.tr.

S. Turkey-Africa cooperation summit. Available at: http://www.africa-union.org.

9. The Istanbul declaration on Africa-Turkey partnership. "Solidarity and Partnership for a Common Future" Available at: http://www.iss.org.za.

10. Turkey and the African Union. Available at: http://www.mfa.gov.tr.

11. Gul to deepen ties with Africa on 4-day tour. Available at: http://www.todayszaman.com.

12. "Best help would be making investment in Africa" Available at: http://www.tccb.gov.tr.

13. Svistunova I.A. Trip of the president of Turkey A. Gul to Africa. Available at: http://www.iimes.ru. (in Russ.).

14. Erdogan's Africa visit a sign of increasing economic interest in the continent, experts say. Available at: http://www.todayszaman.com.

15. Obama visit to Kenya? Only 1 day in Africa so far. Available at: http://www.utsandiego.com.

16. The future of America's partnership with Sub-Saharan Africa. Available at: http://www.whitehouse.gov.

17. Turkey-Africa relations. Available at: http://www.mfa.gov.tr.

1S. South Sudan gives importance to Turkey's mediation in relations with Sudan. Available at: http://www. todayszaman.com.

19. Turkey sets sights on boosting trade volume with Africa. Available at: http://en.haberler.com.

20. Africa regional information. Available at: http://www.economy.gov.tr.

21. Turkey's African initiative. Available at: http://www.safpi.org.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Turkish PM Erdogan sees $50 billion in African trade. Available at: http://www.hurriyetdailynews.com.

23. Turkey Africa trade bridge to yield 350 mln in one day. Available at: http://www.tuskonus.org.

24. First Turkish presidential visit to the Democratic Republic of Congo. Available at: http://www.tccb.gov.tr.

25. How Turkey is emerging as a development partner in Africa. Available at: http://www.guardian.co.uk.

26. Turkey shocks Africa. Available at: http://www.worldpolicy.org.

27. Turkey sets its sights on Africa. Available at: http://www.dw.de.

2S. Turkey, longing for Africa. Available at: http://www.balcanicaucaso.org.

29. China becomes Africa's largest trading partner. Available at: http://www.english.cri.cn

About the authors

Avatkov Vladimir Alekseevich - the teacher of military chair, chair of languages of the countries of the Middle East of MGIMO (U) the MFA of Russia. E-mail: v.avatkov@gmail.com

Tomilova Julia Olegovna - the undergraduate 2 courses of the direction the International relations (World politics) of MGIMO (U) the MFA of Russia. E-mail: artefacta@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.