УДК 625 (091) (575.3)
ПОЛИТИКА ТРАНСПОРТНОГО СЕКТОРА ТАДЖИКИСТАНА И ЕГО РАЗВИТИЕ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ
Айнулозода Н. А.
Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни
В современном мире политика транспортного сектора - является самым действенным инструментом, который сможет сформировать экономическое и политическое развитие государств, включая её социальные и промышленные перспективы. Нормальная политика транспортного сектора даёт возможность принимать начало для стабильного развития этого отдела. Начиная с первых дней провозглашения независимости республики Таджикистан выход из транспортного и коммуникационного изоляции страны считалось одной из основных стратегических стремлений правительства, которое в пределах концепции проекта «новый Шёлковый путь» могло бы делать нашу республику в транзитную страну. Таджикистан в основном горная страна, которая находится в Центральной Азии и 93 процента её территории расположено в горной местности, и вдобавок част территории -находится на высоте около 3000 м. В нём расположены самые высокие горные построение мира - Памир и часть Тянь-Шаня. отличительные условия рельефа создали относительно малоразвитую сеть авиационных линий и железных дорог, невыход морских и речных путей, автодороги и автотранспорт крепко заняли главное место в народнохозяйственном комплексе. Сейчас более 90 процентов грузоперевозок в стране в основном осуществляется автотранспортом [4, с. 120]. Необходимость строительство новых дорог для развития транспортной отрасли в стране определяется тем, что это дорожное хозяйство является необходимым условием для улучшения экономики.
Нужно отметит, что выходы страны к международным транспортным путям в основном проходят по территории соседних стран. Исходя из этой ситуаций, отделение хозяйственных связей с бывшими странами советского союза поставила экономику республики в тяжёлое положение. Республика практически полностью остался в транспортном тупике. Дальнейшее действие новых экономических связей в свою черед затруднялось раздельностью страны от мировых транспортных путей, а также лишением новых дорог и повышенной значимости перевозок, чтобы соединяли Таджикистан с высокоперспективными торгово-экономическими партнёрами и близкими по региону таких как Иран, Индия или Пакистан [9, с. 134]. Следует отметит, что Таджикистан в стратегическом отношении расположен в Центральной Азии, что преимущественно даёт право выступать в качестве важный транзитный регион. Наиболее для торговых перевозок среди таких регионов и стран, как Россия, Китай, Ближний Восток и Южная Азия, пробелы в его профессиональных кадровых навыках и транспортной инфраструктуре затрудняют торговлю. Исходя из этого в период независимости, в первую очередь возникла необходимость устранения этих недостатков. Транспортная система современные дороги дают возможность осуществить удобное перемещение, создавая объективные положения для постоянного действия производства, взаимосвязанного и комплексного развития всех его секторов [3]. Поэтому правительству республики, в первую очередь Министерству транспорта, необходимо с целью выполнения поставленных задач, полного и эффективного применения имеющихся возможностей, использовать необходимые меры для восстановления воздушных путей, восстановления и ремонта международных аэропортов, а также железных дорог. Таким образом, необходимо разработка и представления преимущественных проектов для привлечения местных и зарубежных инвесторов [5, с. 4].
В годы независимости республика Таджикистан получила возможность, определить пут своего социально-экономического, культурного и политического развития. Но, к сожалению, правительство в процессе реализации социально-экономических, культурных и политических изменений сразу же столкнулась с многочисленными затруднениями.
Дестабилизация политической обстановки республики, разжигание гражданской войны нанесли огромный ущерб дорожному хозяйству, а также основным фондам, материально-техническим и естественным ресурсам. В тех регионах, где прошла гражданская война многие строительные, транспортные, промышленные предприятия полностью уничтожены, а также все продукции были разграблены. Тому было много причин объективного и
субъективного порядка. За период 1992-1996 гг. в стране было разрушено 778 км дорог и 192 мостов. До декабря 1997г. восстановлен 353 км автомагистралей и 114 мостов.
На строительство и восстановление дорог хронически не хватало средств. Мизерные суммы, выделяемые из дорожного фонда госбюджета, едва обеспечивали ремонт и поддержание наиболее важных магистралей. Кроме того, не выполнялся план финансирования. Выделяемых средств не хватает ни на восстановительные работы, ни на приобретение механизмов и технологий [5, с. 12]. Материальные и технические утраты страны в годы гражданской войны составляли более чем 10 миллиардов долларов, что оттолкнуло экономику страны на нескольких лет [2, с. 28].
С 1997 года после восстановления мира и единства в стране уровень экономики повысилось и правительству удалось профинансировать дорожное хозяйство и транспорт. «За эти два года, - отметил в своём вступлении на торжественном собрании, посвящённом шестой годовщине независимости страны, 8 сентября 1997 года Президент страны Э. Рахмон,- мы должны ускорить темпы сооружения жизненно важных для нашей республики объектов: автомобильной дороги Куляб-Калайи Хумб, железной дороги Курган-Тюбе -Куляб, а также и Анзобского тоннеля. Мы должны стремиться к тому, чтобы в начале XXI века транспортная дорожная сеть, работающая в любое время года, связывала друг с другом все регионы нашей страны. Ведь дороги, подобно человеческим контактам и связам, в условиях нашей горной страны имеют не только большое экономическое, но и политическое значение» [6].
Республика Таджикистан несколько лет получала финансирование от зарубежных государств на строительство автодорог. Например из Фонда Ага-хана на строительства 214 км дороги на автомагистраль Хорог - Душанбе поступило 27 тысяч долларов, на строительство дороги Мургаб перевал Кульма с выходом на Караккурумское шоссе выделено 830 тысяч долларов Исламским банком развития, а в 1998 году Всемирный банк выделил 4 миллиона долларов для ремонта разрушенных дорог Гармской (Рашт) группы районов [5, с. 12].
Н. Соибов в своей статье отмечает, что в 1996 году постановлением Маджлиси Оли Республики Таджикистан принято решение о присоединении страны к Таможенной Конвенции о "Международной перевозке грузов с применением книжки МДП" от 14 ноября 1975 года для развития сети автомобильных дорог Таджикистана на период до 2000 года. Также правительством была принята другая Постановление «О мерах по дальнейшему ускорению развития и улучшению эксплуатации автомобильных дорог». После этого были разработаны важные правительству планы для строительства и реконструкции транспортной системы [8].
Вследствие события 90-х годов наблюдалось ослабление грузоперевозок и пассажиров транспортом общего пользования по сравнению с нескольких лет ранее. Например, перевозка грузов в 1998 году уменьшилось в 6,4 раза, а перевозка пассажиров на 56,7% . Но по мере реализации обеспечения выхода республики из транспортно - коммуникационного тупика - на рубеже 2010 года положение изменилось. За период (2014-2016 гг.) перевозки пассажиров и грузов постепенно увеличивались. За 2016 год всеми видами транспорта общего пользования перевезено 70,7 млн. тонн, что на 19,2% больше, чем за 2010 год и в 1,8 раз больше чем за 2010 год ив 1,8 раз больше по сравнению с 2005 годом. За годы независимости, ежегодно увеличивается капитал движения на строительство дорог, в 2016 году увеличился по сравнению к 1992 года в 50,4 раз, к 2000 году в 15 раз, а к 2010 году - в 1,8 раз больше по сравнению с 2005 годом [5, с.377]. Развитию автогрузоперевозок в стране затрудняли различные факторы таких как недостаточная развитая сеть автомобильных дорог и их невысокие эксплуатационные обстановки. Надо отметит, что в начале независимости в республике автомобильные дороги 42% республиканского значения и 20 % местного назначения имели асфальтированную дорожную одежду. Из них в хорошем техническом состоянии находилось лишь 1%, низком техническом состоянии - 73%, а в среднем техническом состоянии - 26% [7].
Обращая внимание к вопросам дорожного хозяйства Основоположник мира и национального единства, Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Уважаемый Эмомали Рахмон в одной из своих выступлений отметил: «Один из важных стратегических целей в развитии Республики Таджикистан является выход из коммуникационной изоляции и обеспечение развития в области транспорта и связи». Поэтому для выполнения поставленных целей правительства отмечая важность данной области в наиболее важных стратегических направлениях республики определили основные принципы, своеобразие действий и пути развития дорожного хозяйства. Для выхода страны из коммуникационного
тупика в период независимости в области дорожного хозяйства и транспорта была реализована около 45 государственных программ на сумму более чем 12 миллиардов сомони. Ещё были введены в эксплуатацию и отремонтированы более 2000 километров автомобильных дорог республиканского и местного значения, 31 км тоннелей, более 200 мостов и 190 км железных дорог.
C учётом протяжённости границы республики можно рассматривать как один из важнейших транзитных путей в республику Афганистан. В 2007 году завершено строительство моста, которое соединил Нижний Пяндж (село в районе Джайхун Хатлонской области) с пограничным посёлком Афганистана Шерхон-Бандар. Мост построили на средства которое выделял правительство США в размере 37,1 миллиона долларов в качестве гуманитарной помощи. Так же правительством Норвегии было выделено около 900 тыс. долл. В результате в Таджикистане постепенно создавались транспортные коридоры, которые соединяли страну с соседними республиками по четырём направлениям [1]. В своей книге Л.Б. Вардомский отмечает что "В области строительства и модернизации автомобильных дорог, мостов и туннелей в настоящее время в Таджикистане реализуются инвестиционные проекты в сумму около 1,7 миллиарда долларов, которое большая часть из них выделены иностранными инвесторами" [9, с. 135].
Стратегия вывода республики Таджикистана из коммуникационного изоляции с самого начала строился на нескольких направлениях, прежде всего это развитие транспортной сети в республике и объединение её с другими международными транспортными автодорогами, присоединение страны к международным конвенциям и соглашениям, регулирующим сотрудничество в сфере транспорта и дорожного хозяйства.
28 декабря 2016 года в своём Послании Основатель мира и национального единства, Лидер нации, уважаемый Президент Республики Эмомали Рахмон к Маджлиси Оли отметил: что с учётом большого значения сферы дорожного строительства и транспорта ныне в стране реализуется 19 государственных инвестиционных проектов на общую сумму 6,5 млн. сомони [5, с. 4]. Для развития сотрудничества, в области торгов - экономических отношения с Центрально - Азиатскими государствами сданы в эксплуатацию шесть мостовых переходов через реку Пяндж в регионах Нижнего Пянджа, Ишкошима, Шугнона, Дарваза, Хорога, Ванджа и Шуробода. Несмотря на горный рельеф, наша страна располагает автодорожной транспортной сетью из 17 дорог, которые имеют международное значение, а также более 80 автомобильными магистралями местного и государственного значения которые связывают республику с соседними государствами [5, с. 378]. Для дальнейшего развития транспортной сети республики и обеспечения выхода всех регионов на международные автомобильные дороги были разработаны программы для реконструкции и восстановления автодорог до 2025 г., которая направлена на уменьшения затрат на транспортные услуги и нацелена на получение социальных и экономических эффектов.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что политика транспортного сектора и развитие дорожнотранспортной сети в период независимости, несомненно способствуют для реализации важнейших стратегических задач, в первую очередь выхода из коммуникационной изоляции, расширения экономических связей с соседними странами и развитию международного туризма как стратегически важной отрасли народного хозяйства а также повышения уровня благосостояния населения.
Литература
1. Асадов Ш. Транзитные коридоры Таджикистана и их потенциал для развития региональной торговли. Доклад №6 2012 г. Университет Центральной Азии. Высшая школа развития [Электронный ресурс]. -URL: httр://www.uсentrаlаsiа.оrs/dоwnlоаds/uса-iрра-wр-6-tаjikistаn-trаm•it-соridоr_rus.рdf
2. Гафурова Г. А. Первые шаги Республики Таджикистан на пути к выходу из транспортного тупика // Номаи донишгоу. - 2016. - №1 (46).
3. Давлатшоев Р.А. Перспективы развития транспортного сектора Таджикистана в годы независимости [Электронный ресурс]. - URL: httрs://think-аsiа.оrg/bitstreаm/hаndle/11540/989/tаjikistаn-trаnsроrt-оutlооk-ru.рdf?sequenсe=2
4. Дороги: связь времен /Бури Каримов. - М., 1998. - 268 с.
5. Назруллоев С. История дорог и дорожников Таджикистана. - Душанбе, 2019. - 398 с.
6. Рахмон, Э. Выступление на торжественном собрании посвященной 6-й годовщине Независимости Республики, 8 сентября 1997 года /Э. Рахмон//Народная газета. - 1997. - 17 сентября.
7. Саломзода Р. Рушди комплекси нацлиёт дар замони истицлол [Манбаи электронй]. - URL:. httрs://web.ttu. ^/Щагйс^
8. Соибов, Н. Коммуникационные проекты Республики Таджикистан / Н. Соибов // Центральная Азия и Кавказ. - Швеция, Лумо, 1999. - №2 (3). - С.-67-73.
9. Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития / Под. общей ред. д.э.н. Л.Б. Вардомского. -М.: ИЭ РАН, 2013. - 196 с.
СИЁСАТИ СОХДИ НАЦЛИЁТИ ТОЧИКИСТОН ВА РУШДИ ОН ДАР СОЛ^ОИ СО^ИБИСТЩЛОЛЙ
Дар маколаи мазкур сухан дар хусуси сиёсати сохаи наклиёти Точикистон ва рушди он дар солхои истиклол меравад. Хддафи стратегияи шарикии кишвар ба рушди инфрасохтори наклиётй, баланд бардоштани иктидори инсонй ва ноил шудан ба сатхи муносиби идоракунй нигаронида шудааст. Сиёсати наклиёт воситаи тавоноест, ки метавонад ба рушди кишвар, аз чумла ба дурнамои маскунй, саноатй ва иктисодии он таъсири худро гузорад. Сиёсати хуби наклиёт барои рушди устувори соха тавассути пешниходи хизматрасонихои зарурй, муайян кардани заминаи возех ва хамбастаи хукукй, институтсионалй ва меъёрй ва баркарорсозии мувозинати стратегй барои ноил шудан ба хадафхо заминагузорй менамояд. Афзоиши сармоягузорй дар бахши наклиёт метавонад ба афзоиши иктисодиёт ва бехтар шудани сатхи зиндагй мусоидат кунад, зеро инфрасохтори хуб рушдёфта саноат, савдо ва коргарони сохибихтисосро чалб мекунад.
Калидвожахо: Точикистон, сохаи наклиёт, роххои мошингард, пулхо, иктисод.
ПОЛИТИКА ТРАНСПОРТНОГО СЕКТОРА ТАДЖИКИСТАНА И ЕГО РАЗВИТИЕ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ
В данной статье речь идёт о политика транспортного сектора Таджикистана и его развитие в годы независимости. Стратегия партнёрства по стране направлена на развитие транспортной инфраструктуры, наращивание человеческого потенциала, и достижение надлежащего уровня управления. Транспортная политика является мощным инструментом, который может сформировать физическое развитие страны, в том числе её жилые, промышленные и экономические перспективы. Правильная транспортная политика служит основанием для устойчивого развития сектора путём предоставления основных услуг, определения чёткой и последовательной правовой, институциональной, и нормативной базы и восстановления стратегического баланса для достижения целей, поставленных в рамках мер политики. Увеличение инвестиций в транспортный сектор может способствовать экономическому росту и улучшению уровня жизни, потому что хорошо развитая инфраструктура будет привлекать промышленный, торговый сектор и квалифицированных рабочих.
Ключевые слова: Таджикистан, транспортный сектор, автомобильные дороги, мости, экономика.
POLICY OF THE TRANSPORT SECTOR OF TAJIKISTAN AND ITS DEVELOPMENT IN THE YEARS OF INDEPENDENCE
This article deals with the policy of the transport sector of Tajikistan and its development during the years of independence. The country partnership strategy aims to develop transport infrastructure, build human capacity, and achieve an appropriate level of governance. Transport policy is a powerful tool that can shape the physical development of a country, including its residential, industrial and economic prospects. Good transport policy underpins the sustainable development of the sector by delivering essential services, defining a clear and coherent legal, institutional, and regulatory framework, and restoring the strategic balance to achieve policy goals. Increased investment in the transport sector can help boost economic growth and improve living standards because a well-developed infrastructure will attract industry, trade and skilled workers.
Keywords: Tajikistan, transport sector, roads, bridges, economy.
Дар бораи муаллиф
Айнулозода Нахтулло Айнуло
Номзади илмхои таърих, дотсент, муовини ректор оид ба корхои таълим Донишгохи давлатии омузгории Точикистон ба номи С.Айнй
734003, Чумхурии Точикистон, ш. Душанбе,
х. Рудакй, 121
Тел.: (+992) 918 94 75 18
E-mail: nahtullo .87@mail.ru
Об авторе
Айнулозода Нахтулло Айнуло
Кандидат исторических наук, доцент,
проректор по учебной части
Таджикский государственный педагогический
университет имени С. Айни
734003, Республика Таджикистан, г. Душанбе,
пр. Рудаки, 121
Тел.: (+992) 918 94 75 18
E-mail: nahtullo .87@mail.ru
About the author
Ainulozoda Nahtullo Ainulo
Candidate of History, Associate Professor, Vice-Rector for Academic Affairs Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni
734003, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Ave., 121 Ph.: (+992) 918 94 75 18 E-mail: nahtullo. 87@mail. ru