Научная статья на тему 'Политика сша в отношении левых режимов Латинской Америки (часть четвертая)'

Политика сша в отношении левых режимов Латинской Америки (часть четвертая) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
453
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / Латинская Америка / Ямайка / Гренада / Майкл Мэнли / Морис Бишоп / USA / Latin America / Jamaica / Grenada / Michael Manley / Moris Bishop

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Строганова Елена Дмитриевна

В этой части статьи речь пойдет о небольших странах Карибского бассейна, где довольно отчетливо проявилась суть политики США в отношении левых режимов (Ямайка 1972-1980, Гренада 1979-1983).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Строганова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US POLICY TOWARDS LEFTING REGIMES IN LATIN AMERICA (PART IV)

In this part of the Article, the question will be about small Caribbean countries where the essence of the US policy in relation to leftist regimes has been shown quite distinctly (Jamaica 1972-1980, Grenada 1979-1983).

Текст научной работы на тему «Политика сша в отношении левых режимов Латинской Америки (часть четвертая)»

УДК 972:973:327 ББК 66.4(7)6

ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ ЛЕВЫХ РЕЖИМОВ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ)

(Продолжение. Начало см.: Берегиня. 777. Сова. - 2011. - № 4(11). - С. 76-88; 2012. - № 1(12). - С. 47-54; № 2(13). - С. 78-90).

Строганова Елена Дмитриевна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН (г. Москва)

Аннотация. В этой части статьи речь пойдет о небольших странах Карибского бассейна, где довольно отчетливо проявилась суть политики США в отношении левых режимов (Ямайка 1972-1980, Гренада 1979-1983). Ключевые слова: США, Латинская Америка, Ямайка, Гренада, Майкл Мэнли, Морис Бишоп.

US POLICY TOWARDS LEFTING REGIMES IN LATIN AMERICA

(PART IV)

Stroganova E.D., candidate of historical sciences (Moscow)

Abstract. In this part of the Article, the question will be about small Caribbean countries where the essence of the US policy in relation to leftist regimes has been shown quite distinctly (Jamaica 1972-1980, Grenada 1979-1983). Key words: USA, Latin America, Jamaica, Grenada, Michael Manley, Moris Bishop.

Многие карибские страны длительное время находились в колониальной зависимости от Великобритании и только во второй половине XX века начали получать независимость, чаще всего частичную. Под давлением населения этих стран и мировой общественности Англия была вынуждена дать независимость своим колониям. В то же время, не желая полностью утратить свое влияние в этом регионе, она поначалу предоставляла им статус «ассоциированных государств» (Ямайке в 1959 г., Барбадосу и Тринидаду и Тобаго в 1961 г., Багамским островам в 1964 г, Гренаде в 1967 г.). Это давало молодым странам право на внутреннее самоуправление и возможность вступать между собой и другими государствами этого региона в различные объединения. Вопросы же обороны и внешней политики оставались в ведении английского правительства,

которое на островах представлял назначаемый губернатор. После длительной борьбы и настоятельных требований местного населения им была предоставлена независимость (Ямайке и Тринидаду и Тобаго в 1962 г., Багамским островам в 1964 г., Барбадосу в 1966 г., Гренаде в 1974 г.). При этом они продолжают входить в Британское Содружество наций [1]. Главой этих государств считается британский монарх, представленный генерал-губернатором. Постепенно эта должность утрачивает свою значимость и даже остается вакантной.

Освобождаясь от одной зависимости, страны оказываются в зоне зависимости от Соединенных Штатов (экономической, политической, идеологической и прочей). На них стали распространяться доктрины Монро и «панамериканизма», которые определяли Латинскую Америку

55

«сферой жизненных интересов США» и утверждали право США вмешиваться во внутренние дела стран региона.

Укреплять свои позиции в Карибском бассейне США начали с экономических мер. Богатые природные ресурсы, широкий и близкий рынок сбыта и важное стратегическое положение этих стран давно привлекали внимание Вашингтона. Увеличивая капиталовложения в добывающую, нефтяную и обрабатывающую промышленность, туризм, банковское дело и страхование, Соединенные Штаты превратились в самого крупного инвестора в этом регионе. Это позволило им использовать и другие средства воздействия на правителей этих государств ради усиления своих позиций (от прямой военной интервенции и грубого давления до более скрытого вмешательства и подрывных действий).

Страны, совсем недавно освободившиеся от колониальной зависимости и длительного ограбления их природных богатств метрополиями, представляли собой малоразвитый регион: аграрные страны с малочисленным населением, слабо развитыми основными отраслями экономики (промышленность и сельское хозяйство), гипертрофированным сектором услуг, инфляцией, безработицей и массой прочих проблем. Естественным желанием этих стран стало избавиться от исторически сложившейся хозяйственной отсталости и зависимости, способствовать ускорению экономического роста, изменить односторон-

ний характер хозяйственного базиса, преодолеть по возможности существующий разрыв между ними и промыш-ленно развитыми странами.

Не получив желаемого результата на пути капиталистическом, воодушевленные примером Кубы и социалистических государств, ряд стран Карибского бассейна в определенные периоды второй половины XX века с разным успехом делал попытки построить гармоничное справедливое общество, основанное на социалистической идее. Это, прежде всего, кубинский путь к социализму, который продолжается и в настоящее время, «кооперативный социализм» Гайаны, который рассматривался в третьей части этой статьи, «демократический социализм» Ямайки, «революционный социализм» Гренады, «истинный социализм» Барбадоса, «прагматичный социализм» Тринидада и Тобаго, а также поиски третьего пути развития в Суринаме и некоторых других карибских странах.

США против «демократического социализма» на Ямайке

Ямайка - небольшое островное государство, расположенное в центре Карибского бассейна. Население в 1978 г. составляло 2,1 млн человек, 77% из которого были негры, потомки выходцев из Африки, 15% - мулаты, 5% -европейцы и др. [2].

После того, как в 1938 г. Англия разрешила неограниченную деятельность профсоюзов и создание политических партий, в стране была основана социал-демократическая Народная национальная партия (ННП), вошедшая в 1939 г. в Социалистический интернационал. Ее основу составляли негры и мулаты. Позднее в 1943 г. была создана Лейбористская партия Ямайки (ЛПЯ), которую возглавили лидеры европейского происхождения. В 40-е годы обе партии в равной мере принимали участие в борьбе за независимость и разработке собственной модели государственного развития. Это помогло им добиться независимости в 1962 г. 60-е годы стали периодом правления ЛПЯ, при котором наблюдалось усиление капиталистических тенденций и засилье североамериканских монополий, не

56

способствовавших повышению уровня жизни населения, которое начало относить эти трудности на счет белого руководства. Страну захлестнула волна ожесточенных выступлений народа.

Такая обстановка в стране способствовала радикализации руководства ННП. В 1964 г. им была опубликована программа «демократического социализма». Ее главными тезисами было построение социализма на Ямайке мирным путем, создание равных возможностей для всех слоев общества, формирование многопартийной системы. Основная цель виделась в построении бесклассового общества при решающей роли рабочих [3]. В то же время авторы программы были против отождествления своего курса с коммунистическим, предпочитая эволюционный,

а не революционный путь структурных преобразований

[4].

Победа революции на Кубе и подъем левого движения в Латинской Америке привели к дальнейшему полевению ННП и ориентации ее на Движение неприсоединения. Во главе ННП с 1969 г. находился мулат Майкл Норман Мэнли [5], сын основателя партии Нормана Мэнли, определившего политическую направленность ННП. Возглавив партию, М. Мэнли решил воплотить в жизнь программу «демократического социализма». На выборах 1972 г. в парламент его партия получила большинство голосов, и Мэнли возглавил правительство.

Уже во вступительном докладе нового правительства была представлена обширная социал-демократическая программа, в которой особое место уделялось социальным проблемам, таким, как безработица, образование, прожиточный минимум. Во внешней политике - установление дружеских связей со всеми странами, включая Кубу и социалистические страны [6].

В 1974 г. вышла книга М. Мэнли «Политика изменений: ямайский вариант развития» [7]. В ней была дана развернутая и конкретизированная программа «демократического социализма», которую автор намеревался проводить на Ямайке.

Правительство Мэнли взяло курс на «ямайканизацию», считая, что ведущие отрасли экономики должны стать общественной собственностью, а по принципу совместимости «социализма и смешанной экономики государственный и частный секторы должны находиться под контролем в интересах всех». В 1974 г. были повышены налоги на прибыль североамериканских и канадских компаний, занимающихся разработкой бокситов (важнейшего природного ресурса страны), и установлен контроль над их деятельностью. Государство выкупило контрольные пакеты акций у некоторых компаний, национализировало ряд транспортных и страховых компаний, усилило контроль над другими отраслями экономики, торговли, непроизводственной сферы [8].

Особое внимание было уделено улучшению положения в социальной сфере. Для ликвидации неграмотности с 1972 по 1980 гг. было построено более 100 школ, введено бесплатное среднее и высшее образование. Был принят ряд актов в поддержку материнства, проведены меры по улуч-

Мэнли Майкл Норман (1924-1997). Премьер-министр Ямайки (1972-1980, 1989-1992)

шению в системе здравоохранения, начато строительство жилых массивов для бедного и многодетного населения, принимались меры по сокращению безработицы [9].

Эта программа вызвала резкое недовольство США. Во-первых, всякое ограничение деятельности американских компаний (национализация, сокращение прибылей, установление контроля над ними) признавалось как враждебная деятельность, направленная против США. Во-вторых, страны, устанавливающие отношения с Кубой (в условиях объявленной блокады) и соцстранами, сразу же относились к разряду «коммунистов», «левых» и неугодных Соединенным Штатам. Против правительства Мэнли началась борьба на самых различных направлениях.

Первейшей акцией Вашингтона стал отказ в предоставлении всевозможной помощи и кредитов правительству в то время, когда оно крайне нуждалось в этом для проведения намеченных планов. МВФ и МБР под давлением США выдвигали неприемлемые кабальные условия: снизить заработные платы рабочим, сократить затраты на социальные нужды, привлечь иностранные компании и предоставить им полную свободу действий и т.д. Мэнли не мог принять эти условия. В результате продолжался отток капиталов, намеренно провоцируемый недовольными американскими компаниями. Как констатирует бывший генеральный секретарь Ассоциации Карибских государств и руководитель агентства по национальному планированию правительства Ямайки, а ныне главный научный сотрудник Института международных отношений при университете Вест-Индии в Тринидаде и Тобаго Норман Джирвэн, «спонсируемая США кампания экономической и политической дестабилизации в конечном итоге привела экономику Ямайки к краю банкротства и в «челюсти» Международного валютного фонда» [10].

В дополнение к этому огромный вред экономике Ямайки наносили действия американских алюминиевых компаний, занимавшихся добычей и переработкой бокситов. В ответ на введение правительством налога с иностранных предприятий при молчаливой поддержке Вашингтона американские компании стали систематически сокращать свое производство. В августе 1975 г. американская фирма «Revere Copper and Brass Company» закрыла свой алюминиевый очистительный завод, заявив о его нерентабельности. В январе 1976 г. руководство фирмы объявило о предъявлении иска ямайскому правительству по поводу налога [11].

С целью скомпрометировать правительство М. Мэнли США через структуры ЦРУ организовали поддержку группировкам наркобаронов, занимающимся незаконной транспортировкой наркотиков, чтобы затем обвинить правительство Ямайки в том, что оно поддерживает их. Как пишет Д. Фигейра, автор, изучавший эти события, «транспортировка незаконных наркотиков из Ямайки была основана на действиях США в Карибском бассейне и преследовала геополитические интересы США» [12]. В круг подозреваемых в транспортировке наркотиков постарались ввести и другие прогрессивные страны (Тринидад, Тобаго и Гайану) с целью обвинить и их. Началась подготовка

других вариантов свержения неугодного правительства.

57

Была налажена связь с вооруженными преступными элементами, поддерживающими оппозиционную партию ЛПЯ, во главе с Эдвардом Сиагой. Из США доставлялись вооружение, материальные ценности, наличные деньги, подготавливались пехотинцы из тех самых людей, которые сбывали наркотики. Все это делалось на случай военной кампании против правительства Ямайки [13].

Для разрушения туристического бизнеса Ямайки, доходы от которого составляли значительную часть государственного бюджета, на страницах американской прессы муссировалась информация о неблагоприятной криминальной обстановке на острове. Эта кампания имела катастрофические последствия для экономики страны. Число иностранных туристов, посещавших Ямайку, неуклонно сокращалось (на 13% в 1975 г., еще на 10% в 1976 г. и почти на 40% к 1979 г.). Многие гостиницы находились на гране банкротства [14].

В 1977 г. проводящие расследование журналисты опубликовали «программу дестабилизации» правительства Мэнли, разработанную руководителем ЦРУ по ямайским делам. Они доказывали, что «кампания включала тайные отгрузки оружия противникам Мэнли, использование жестокого насилия, бомбежек, убийств, взяточничества, тайную финансовую помощь консервативной лейбористской партии Ямайки, разжигание широкого недовольства и выступлений трудящихся» [15]. Дипломированные специалисты из главной организации ЦРУ по вопросам рабочего движения в Латинской Америке «Института развития свободного труда» способствовали разжиганию забастовок транспортников, энергетиков и телефонистов [16].

В американских и местных средствах массовой информации была развернута антикоммунистическая истерия. Правительство обвинялось во всех трудностях, создаваемых оппозицией и извне. Народ убеждали, что во всем виновата политика Мэнли социалистической направленности. Нападки особенно усилились в период избирательной кампании 1980 г. Оппозиция подвергала резкой критике социальную политику правящей партии, которая не смогла решить проблему бедности и имущественного неравенства и не оправдала надежды основной массы населения. В результате победу одержала поддерживаемая США Лейбористская партия Ямайки. За нее по ряду соображений проголосовали даже те, кто с большой симпатией относился к Мэнли. Зная проамериканский настрой лидера партии Э. Сиаги, люди надеялись на американскую помощь. Один из сторонников ННП заявил: «Я люблю Майкла, но я голосовал за Эдварда Сиагу, потому что он знает, как получить деньги. В следующий раз проголосую за Майкла, потому что он знает, как использовать их». А в словах одной женщины выразилась мудрость рабочего класса: «Я люблю Майкла, и именно поэтому голосовала за ЛПЯ. Если бы победила ННП, то полиция и армия вступили бы в действие, и они убили бы его» [17]. Народ, таким образом, сохранил своего лидера и на следующих выборах в 1989 г. действительно проголосовал за него, разуверившись в пользе неолиберальной политики, проводимой Сиагой.

В 1989 г. Мэнли вновь пришел к власти, но, наученный горьким опытом, он действовал очень осторожно. Шел на компромиссы с Вашингтоном и МВФ, отказывался от ряда своих принципов, а в 1992 г. подал в отставку с должности по состоянию здоровья. Сменившие его на посту лица пошли еще дальше: соглашались на требования международных финансовых компаний сокращать расходы на социальные нужды, продолжили приватизацию важнейших предприятий, вновь привлекали иностранные компании, не ограничивая их деятельность и т.д.

В 1997 г. Мэнли умер, оставшись в памяти народной как единственный настоящий борец за благо народа, с которым были связаны мечты жителей Ямайки на более справедливую и лучшую жизнь. Народ оплакивал его и называл наш «Иешуа». С его смертью окончательно завершился опыт строительства «демократического социализма» на Ямайке. Мэнли все время сравнивают с Чедди Джаганом (президентом Гайаны), судьбы и деятельность которых оказались схожими. Н. Джирвэн с горечью отмечает: «В конечном счете, как большинство политических лидеров всюду по Третьему миру, Джаган и Мэнли оставили свои структурные программы преобразований и политику 1970-х годов в пользу безжалостных мер регулирования по требованию Международного банка и Международного валютного фонда» [18].

Интервенция США на Гренаду

Еще более трагичной оказалась судьба маленькой Гренады, осмелившейся проводить революционные преобразования, неугодные США.

Карта острова Гренада

58

Гренада [19], численность населения которой в 70-е годы не превышала 100 тысяч человек, возможно, не стала бы столь известна в мире, если бы не политика Соединенных Штатов, возмутившая всю мировую общественность. Об этом небольшом государстве Карибского бассейна написано множество книг и статей, авторы которых однозначно обвиняют неправомерные действия великой державы против такой маленькой страны, которая никак не могла представлять опасность для США.

13 марта 1979 г. на Гренаде произошла революция, сместившая проамериканский режим Э. Гейри, который проводил политику подавления оппозиционных сил, выступавших за демократические преобразования и развитие национальной экономики. Власть захватила группа революционеров во главе с М. Бишопом [20]. На острове начались преобразования. Ведущие позиции в экономике занял государственный сектор, получила развитие производственная кооперация в сельском хозяйстве, росло производство, проводились широкие социальные мероприятия. Гренада вступила в Движение неприсоединения, установила сотрудничество с западноевропейскими странами, с Кубой и Советским Союзом. Правящая партия Гренады Новое Движение ДЖУЭЛ [21] примкнула к Соц-интерну.

Большой прогресс был достигнут в области образования. До революции каждый второй житель страны был неграмотным, тысячи детей не имели возможности посещать школы. Одним из первых декретов революционного правительства был декрет об обязательном бесплатном обучении, обеспечении школьников бесплатными завтраками. Одновременно проводилась кампания по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Значительные средства выделялись на развитие здравоохранения: налаживалось бесплатное медицинское обслуживание, строились новые больницы и медицинские пункты, увеличивалось число врачей, медицинских сестер, расширялось жилищное строительство. В результате новой политики были повышены налоги на прибыль, а группы населения с низкими доходами стали платить более низкие налоги или вовсе освобождались от них [22]. Чтобы расширить туристические возможности страны, было начато строительство собственного аэропорта, активное участие в котором приняли кубинские строители.

Бишоп Морис Руперт (1944-1983). Политический деятель Гренады, глава государства в 1979-1983 годах

Режим Бишопа, который избавил Гренаду от деспотичного правителя Э. Гейри, получил восторженную поддержку большинства гренадцев за проводимые экономические и социальные реформы. Народ теперь привлекался к принятию решений и участию в правительственных программах по сельскому хозяйству, строительству, образованию, здравоохранению. Особое внимание уделялось наиболее бедным слоям населения. Делалось все для вовлечения людей в массовые организации, окружные и региональные советы, принимавшие решения по насущным проблемам населения [23].

За недолгий период революционных преобразований (всего четыре года) страна добилась существенных успехов. Рост ВВП Гренады в 1982 г. составил 5,5%. Согласно сведениям международных банков, это был один из лучших показателей в мире, в то время как в США он был минус 1,7%, в Канаде - минус 5%, в Британии - плюс 0,5%, в Италии - 0,8%, и даже в Японии только 2,5%. А среди карибских стран Ямайка колебалась между минус 1% и плюс 1%, Барбадос показывал минус 5%. Незанятость в апреле 1982 г. составляла 14% от всей рабочей силы. Это был самый низкий показатель среди стран Карибского бассейна [24].

Не все гренадцы в равной степени поддерживали преобразования Народного Революционного правительства Мориса Бишопа. Одни опасались, что проведение социалистических мер приведет к диктатуре и полицейским порядкам в стране и сократит свободу. Другие были критически настроены в отношении антиамериканской и антиимпериалистической риторики и близких связей с Кубой. Высшие и средние слои общества опасались, что режим захватит их собственность и установит контроль над их фирмами. Подобные сомнения ощущались и в рядах правящей партии, что впоследствии отразилось на судьбе Бишопа.

Дестабилизация Гренады началась немедленно после государственного переворота 1979 г., поскольку двусторонние отношения между США и Гренадой становились все напряженнее, и ни одно из государств не делало попыток улучшить их. США начали дипломатическую изоляцию Гренады, не признав ее посла. Кроме того, американское правительство оказывало давление на множество стран в Карибском море, чтобы они не устанавливали дипломатические отношения с режимом Бишопа.

Чем дальше продвигались революционные преобразования на Гренаде, тем большее недовольство они вызывали у Соединенных Штатов. Наибольшее раздражение у США вызывала независимая внешняя политика правительства, а именно ее антиамериканская направленность и восстановление дипломатических отношений с Кубой и СССР На это Бишоп гордо заявил: «Никакая страна не имеет право указывать нам, что делать или как управлять нашей страной и к кому проявлять дружелюбие. Мы не находимся ни в чьем заднем дворе, и мы не продаемся» [25]. В ответ США отказали Гренаде в кредитах, обходили ее финансовой помощью во время стихийных бедствий и настаивали, чтобы страны Карибского бассейна и Европейского экономического сообщества избегали сотрудничества с рево-

I -

- 59

люционным правительством и не кредитовали его. Особое беспокойство вызывало в США строительство аэропорта. Несмотря на то, что в его строительстве приняли участие британские, европейские и американские компании, в Вашингтоне заявляли, что это потенциальная советско-кубинская военная база, представляющая угрозу всему региону. С этого аэродрома в случае войны советские МиГ-27 смогут нанести удары по нефтепромыслам на Тринидаде, Сент-Люсии, в Венесуэле и на Нидерландских Антильских островах.

К сожалению, революция на Гренаде совпала с изменением в политике администрации президента Дж. Картера (1977-1981), которая подвергалась критике внутри страны за излишний либерализм в отношении стран Центральной Америки и Карибского бассейна. Картеру не могли простить его доктрину «защиты прав человека», позволявшую дальнейшее существование Кубы, а также невыгодное для США соглашение по Панамскому каналу и ряду других проблем. Под конец своего правления Картер ужесточает политику. Уже через два месяца после прихода к власти М. Бишопа (1979) в США была создана межведомственная оперативная группа по проблемам стран Карибского бассейна, целью которой было укрепить североамериканские позиции в этом регионе. Главным объектом жестоких мер дестабилизации, назначенных американским правительством, стала Гренада. В ЦРУ был разработан план под кодовым названием «Пирамида», чтобы дискредитировать правительство и прервать революционный процесс. В основание пирамиды была заложена стратегия дестабилизации правительства и экономики с помощью насилия, поджогов и распространения ложных сообщений о Гренаде в газетах, по радио и телевизионным станциям в местном масштабе и за границей. Кроме того, поощрялось усиление нападок на революцию со стороны видных людей и лидеров организаций и правительств в Карибском море. Как разъяснял сам Бишоп, «первая часть плана была нацелена на создание неудовлетворенности и волнения среди людей Гренады и разрушение нашей туристской промышленности и экономики. Второй уровень пирамиды предполагал использование насилия и поджогов в стране. И если ни один из этих двух методов дестабилизации страны не сработает, то план переместится в стадию убийства лидеров страны» [26].

Действительно, план включал многосторонние акции, направленные на ликвидацию правительства: морскую блокаду, экономический бойкот, лишение запланированных кредитов и обещанных займов со стороны международных банков, намерение создать «санитарный кордон» вокруг Гренады, лишить ее туристов, исключить из региональных интеграционных объединений. Были предприняты четыре попытки свергнуть правительство, совершено покушение на премьер-министра М. Бишопа [27].

Политика дестабилизации, проводимая Картером в отношении Гренады, усилилась при президенте Рональде Рейгане (1981-1989), который всячески старался изолировать Гренаду и экономически, и политически от ее соседей в области. Предлагалось даже не общаться с режимом Бишопа, пока он не прекратит все связи с Кубой и не вос-

становит демократию на Гренаде. В поисках помощи и признания лидеры революционного правительства сначала обращались к Великобритании, Канаде и Соединенным Штатам. Но эти страны не только не предоставили помощь Гренаде, но даже отказались признать законность революции. Соединенные Штаты вместо помощи выразили лишь беспокойство, неудовольствие и сожаление по бюджетным процедурам, что обратило общественное мнение на острове против Соединенных Штатов, а руководство страны вынудило искать помощь у Кубы и социалистических стран.

К свержению революционного правительства военными средствами Соединенные Штаты стали готовиться сразу, как только стала очевидной антиамериканская направленность политики режима Бишопа. Уже с лета 1979 г. начался военно-политический шантаж у берегов Гренады: самолеты и вертолеты появлялись в воздушном пространстве Гренады, американские военные суда нарушали морские границы, появлялись неопознанные подводные лодки. Одновременно с наращиванием американского военного присутствия в Карибском море на соседних островах создавались штабы американских вооруженных сил, в задачи которых входило направлять подрывную деятельность против Гренады и готовить военные операции. Регулярно проводились военные маневры по подготовке предстоящей агрессии. Между 1981 и 1984 годами администрация Рейгана провела шестнадцать военных учений, отрабатывавших операцию высадки на остров, очень похожий на Гренаду. Самыми известными из них были американские военно-морские маневры под кодовым названием «Оушн венчер - 81», которые проводились недалеко от берегов Пуэрто-Рико в августе 1981, а затем в апреле 1982 г. В них принимали участие более 120 000 военнослужащих, 250 военных кораблей и 1 000 самолетов. В программе этих маневров была отдельная учебная операция, прозванная «Янтарь и Янтарчики», - имелись в виду Гренада и входившие в нее острова [28]. Таким должен был стать финал американской политики дестабилизации Гренады. Ожидали только подходящего повода.

Предлог удалось создать разжиганием разногласий внутри страны. Трудности руководства революционным процессом в тяжелых условиях, созданных вокруг Гренады, недостаток опытных кадров и многие другие проблемы вызывали споры среди руководства правящей партии. Они касались не курса внешней и внутренней политики, проводимой партией, а методов руководства экономикой и другими сферами деятельности правительства. К лету 1983 г. разногласия и дискуссии внутри партии стали перерастать в конфликт, подогреваемый спецслужбами США, которые внимательно отслеживали ситуацию в стране.

Результатом раскола в партии в октябре 1983 г. стало смещение М. Бишопа со своего поста и его арест. Узнав об этом, преданные ему сторонники организовали массовую демонстрацию 19 октября, освободили Бишопа и вместе с ним направились к штабу вооруженных сил, где наткнулись на вооруженную охрану, которая открыла огонь по демонстрантам, в результате чего был убит и Бишоп. Позднее появились свидетельства о том, что к его убий-

60

ству имело прямое отношение ЦРУ Ему удалось завербовать ряд лиц в гренадских вооруженных силах, которые расстреляли Бишопа и нескольких министров из его правительства [29]. Один из оставшихся в живых сподвижников Бишопа, министр юстиции в его правительстве К. Рэ-дикс заявил, что в ЦК партии Новое движение наверняка проникли агенты ЦРУ. Ничем другим нельзя объяснить полное отсутствие здравого смысла в действиях противников Бишопа в день его убийства. Переворот, по его убеждению, «был организован ЦРУ, осуществлен офицерами ЦРУ, а недруги Бишопа в правительстве и партии играли лишь роль статистов: одни - по недоразумению, другие -в результате безответственности или же трусости» [30]. В европейской печати появилась информация о том, что приказ открыть огонь по безоружной толпе отдал офицер Конрад Мейерс, служивший ранее в армии США и находившийся в гарнизоне Западного Берлина [31].

Надуманный предлог наконец-то был найден: спасти американских граждан, находящихся на Гренаде, в связи с «анархией» и «вакуумом власти» в стране [32]. В действительности же здесь все было спокойно и ничто не угрожало жизни американских граждан и студентов, обучавшихся на острове. Надуманной была и угроза национальной безопасности США, которая якобы исходила от куби-но-советской военной базы, находившейся на территории недавно построенного аэропорта. Соединенные Штаты двинули против Гренады крупные силы ВМФ, морской пехоты, ВВС и 25 октября на рассвете неожиданно напали на Гренаду. На остров высадились 1900 американских морских пехотинцев и 300 солдат от шести карликовых государств Карибского бассейна, посланных правительствами по настоянию Вашингтона с целью придать интервенции видимость коллективной акции. Операция получила название «Вспышка ярости». Вся эта североамериканская военная мощь была направлена против крошечного государства, оказавшегося совершенно беззащитным перед мощным противником. Тем не менее, воинские части Народ-

ной революционной армии и население страны оказали ожесточенное сопротивление агрессорам. Американцам пришлось направить дополнительный воинский контингент. В начале ноября численность оккупационных войск на Гренаде достигла 6 тыс. человек. На острове находилась группа кубинских строителей, работавших в аэропорту. Будучи неожиданно атакованными морскими пехотинцами, кубинцы оказали мужественное сопротивление. Никакой военной базы и советских людей на острове не оказалось. Потери в результате интервенции составили более 20 убитых и около 120 раненых с американской стороны, около 70 убитых и более 400 раненых защитников острова. Кроме того, при американском вторжении погибло до 1000 мирных жителей острова Гренада [33]. На острове был введен оккупационный режим, поставивший у власти угодное США правительство. Революционные преобразования были ликвидированы.

Вся мировая общественность осудила вооруженную интервенцию на Гренаду, как использование «Большой дубинки», которая была не только незаконной, но и ненужной. Против интервенции выступила Организация американских государств. Резкой была реакция латиноамериканских государств. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую действия США, как грубое нарушение международного права, и потребовала немедленного вывода американских войск с территории суверенного государства [34]. Соединенные Штаты, однако, продолжали утверждать, что спасают мир от «коммунистической угрозы» и потому могут допускать произвол и беззаконие для установления демократии в американском духе.

Правительство Соединенных Штатов в очередной раз дало понять всему миру, что США имеют право действовать по своему усмотрению в любом уголке Земли, не считаясь с мнением международного сообщества. Это подтвердили дальнейшие события, связанные с Югославией, Ираком, Ливией.

Вторжение США на Гренаду Операция «Вспышка ярости» (1983).

I- 61

Продолжение следует

-

62 -

Примечания:

1. Термин «Британское Содружество наций» появился в период Первой мировой войны. К 1947 г., когда большинство колоний империи получило независимость, он окончательно утвердился. И теперь это объединение, в которое входят Великобритания и многие ее бышшие доминионы и колонии, которые приняли решение остаться в Содружестве. Связи Великобритании с партнерами по Содружеству осуществляются при помощи Секретариата, основанного в 1965 г. Ежегодно проводятся конференции стран Содружества по насущным проблемам ее участников.

2. Латинская Америка. Энциклопедический справочник. -Т. 2. - М., 1982. - С. 613.

3. Social International Information. - 1965. - Vol. 15, Na 2. -P. 18. Цит. по: История Латинской Америки. Вторая половина XX века. - М., 2004. - С. 456.

4. Там же.

5. Мэнли Майкл Норман (1924-1997). В 1949 г. окончил Лондонскую экономическую школу. На родине работал журналистом, занимал ответственные посты в профсоюзах. В 1962 г. быш избран сенатором, в 1967 г. - в палату представителей. В 1969 г. возглавил ННП. В 1972-1980 и 19891992 гг. - премьер-министр Ямайки.

6. Airgram A-144 From the Embassy in Jamaica to the Department of State, Kingston, June 16, 1972 // Foreign Relations of the United States, 1969-1976. Vol. E-10, Documents on American Republics, 1969-1972. URL: http://history.state.gov/ historicaldocuments/frus1969-76ve10/d428.

7. Manley, M. The Politics of Change: A Jamaican Testament. -London, 1974.

8. См.: Страны Карибского бассейна: тенденции экономического и социально-политического развития. - М., 1985. -С. 123.

9. См.: История Латинской Америки. Вторая половина XX века ... - С. 457.

10. Caribbean Labor and Politics: Legacies of Cheddi Jagan and Michael Manley. - Detroit, 2004. - P. 7.

11. См.: Blum, W. Killing Hope: U.S. military and CIA Interventions since World War II. - London, 2003. - P. 265.

12. Figueira, D. Cocaine and Heroin Trafficking in the Caribbean: The Case of Trinidad and To-bago, Jamaica and Guyana. - New York, 2004. - P. 20-21.

13. Ibidem.

14. См.: Rose, E.A. Dependency and Socialism in the Modern Caribbean: Superpower Intervention in Guyana, Jamaica, and Grenada, 1970-1985. - Lanham, 2003. - P. 368.

15. Webb, G. Dark Alliance: The CIA, the Contras, and the Crack Cocaine Explosion. - New York, 1999. - P. 144.

16. См.: Blum, W. Op. cit. - P. 265.

17. Caribbean Labor and Politics ... - P. 7.

18. Ibidem.

19. Гренада - государство, расположенное на о. Гренада и южной части о-вов Гренадины (самый большой Карриаку),

входящих в группу Малых Антильских островов. Площадь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 344 кв. км. Население - 100 тыс. чел. (в 1977 г). Негры составляли 74%, мулаты - 20%, индейцы-карибы - 5%, белые - 1%. См.: Латинская Америка. Энциклопедический справочник . - С. 474.

20. Бишоп Морис Руперт - мулат, родился в 1944 г. на острове Аруба в семье рабочего, сумевшего сколотить небольшое состояние, перебраться на Гренаду и открыть свой бизнес, что дало возможность его сыну Морису получить хорошее образование. С 1963 г. обучался в Лондоне. Закончил аспирантуру Королевского колледжа. В 1969 г. получил диплом юриста и в 1970 г. вернулся на Гренаду. Принимал участие в молодежных выступлениях протеста, был неоднократно арестован. В 1973 г. вошел в партию Нью-ДЖУЭЛ и поставил целью революционные преобразования на Гренаде. В 1976 г. стал депутатом и руководителем парламентской оппозиции. После 13 марта 1979 г. возглавил правительство Народной революции. 19 октября 1983 г. быш убит в результате внутренних разборок. Есть точка зрения, что это было не случайно, а при тайном участии ЦРУ.

21. ДЖУЭЛ в переводе означает «драгоценный камень», а создателями партии расшифровышается как «Объединенный поход за благосостояние, образование и освобождение».

22. Страны Карибского бассейна ... - С. 223.

23. Подробнее см.: Rose, E.A. Op. cit. - P. 370-371.

24. Подробнее см.: Hart, R. The Grenada Revolution: Setting the Record Straight. (Socialist History Occasional Papers Series No. 20). - Wymondham, 2005. - P. 12.

25. Заявление М. Бишопа от 13 апреля 1979 г. Цит. по: Smith, J. The United States and Latin America: A History of American Diplomacy, 1776-2000. - London - New York, 2005. - P. 157.

26. Rose, E.A. Op. cit. - P. 297.

27. Jacobs, W.R., Jacobs, Y. Grenada: el camino hacia la revolucion.

- Mexico, 1983. - P. 123-159. Цит. по: История Латинской Америки. Вторая половина XX века ... - С. 538.

28. Rose, E.A. Op. cit. - P. 377; Нитобург, Э.Л., Фетисов, A.C., Яковлев, П.П. Трагедия Гренады. - М., 1984. - С. 95-97.

29. Подробнее см.: Нитобург, Э.Л., Фетисов, A.C., Яковлев, П.П. Указ. соч. - С. 100-103.

30. Гренада: мир против преступления. Сборник документов и материалов: Пер. с англ. - М., 1985. - С. 259.

31. Там же.

32. Версию событий октября 1983 г на Гренаде официального Вашингтона см.: Spector, R.H. U.S. Marines in Grenada 1983.

- Washington, 1987; Cole, R.H. Grenada, Panama, and Haiti: Joint Operational Reform // JFQ: Joint Force Quarterly. -Washington, 1998-1999. - №20. - P. 58-59.

33. Куликов, A. Операция «Вспышка ярости» // Воздушно-космическая оборона: информационно-аналитическое издание.

- М., 2009. - № 1(44). - С. 81.

34. Подробнее см.: Гренада: мир против преступления ... -С. 51-101.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.