ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗА РУБЕЖОМ
ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ основ В БРИТАНСКОЙ ВЕСТ-ИНДИИ (ХШ1-Х1Х вв.)
В.Н. Марчук
Кафедра конституционного и муниципального права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
Статья посвящена истокам конституционного развития англоязычных стран Карибского бассейна в ХУН-Х1Х столетиях. Основное внимание уделяется анализу эволюции указанных стран от представительного управления к системе «правления королевской колонии».
Карибский бассейн со множеством его островов стал первым объектом европейской экспансии в Новом Свете. Именно здесь, на острове Эспаньола (Гаити), Христофор Колумб основал первое поселение в 1492 г. И именно отсюда испанцы быстро распространились по Американскому континенту.
Однако, несмотря на важное стратегическое положение карибских островов, они не привлекали должного внимания испанцев по двум основным причинам. Во-первых, тамошние запасы драгоценных металлов не могли утолить охватившую конкистадоров «жажду золота». А во-вторых, острова восточной части Карибского моря населяли воинственные индейские племена карибов, которые, будучи каннибалами, наводили ужас на более мирные индейские племена и до появления европейских колонистов, а с прибытием последних в регион активно взялись и за европейцев. Пространный доклад администратора острова Доминика Белла британскому министру по делам колоний Чемберлену от 1902 г. повествует о многовековых нападениях карибов на поселенцев Карибского бассейна, жертвами которых случалось становиться даже членам семей английских губернаторов [18]. Словом, племена карибов оказывали ожесточенное сопротивление проникновению европейцев даже в XVII столетии и были истреблены только в XVIII веке. Поэтому, не освоив еще очень многие острова, испанцы двинулись в материковую часть Америки.
С начала XVII столетия окрепшие европейские соперники начали нарушать границы американской империи Испании. И к XIX в. большая часть карибских островов оказалась под властью Великобритании.
Первые английские колонисты по своим целям и мировоззрению почти не отличалось от колонистов на североамериканском материке. Они тоже начинали как фермеры, выращивали такую же главную экспортную культуру — табак, как и их кузены в Виргинии и Мэриленде. Они принесли в тропики английское обычное право, английские политические учреждения, английские округа и английскую церковь. Эти учреждения сохранялись в течение очень долгого времени, но социальный контекст, в который они были внедрены, быстро менялся. Поэтому попыт-
ки воссоздать микромиры Европы постепенно уступили место строительству экономики, общества и политико-юридических учреждений, которые гораздо лучше отвечали местным условиям.
С переходом большинства карибских островов во владение Англии их политико-юридическое устройство складывалось в зависимости от того, когда и каким образом они оказывались под британской короной, а также какие политические представления господствовали в Лондоне во время их присоединения. И в целом здесь утвердились два образца: один для колоний, основанных или захваченных до конца XVIII в.; другой для владений, обретенных в XIX столетии.
К первой группе относятся, прежде всего, наиболее ранние приобретения Великобритании. Это Бермуды, Багамы, Барбадос, Ямайка и Подветренные острова (Ангилья, Антигуа, Барбуда, Виргинские острова, Монтсеррат, Сент-Киттс, Невис). Они развивались в контексте колонизации, во многом сходной с Северной Америкой, и также поначалу жаловались частным владельцам, а затем переводились под управление короны. Во всех этих колониях рано сформировались представительные органы власти в виде законодательных собраний. В них также имелась эффективная система местного управления, основанная на приходских управлениях. Приходские управления избирались ежегодно свободными землевладельцами и проводили собрания, чтобы устанавливать местные налоги для поддержания бедных и духовенства, строительства дорог и других местных дел, вроде лицензирования учителей [15].
Данный тезис хорошо иллюстрируется примером Бермудских островов. Открытые в 1503 г. испанцем Хуаном де Бермудесом они оставались необитаемыми до 1609 г., пока английские переселенцы, перевозившиеся в Виргинию на кораблях Джорджа Сомерса, не потерпели кораблекрушение у островов. Эти неудачники и стали первыми постоянными жителями Бермуд. Первоначально права на освоение островов затребовала Виргинская Компания, которая организовала доставку сюда поселенцев и первого губернатора. Но в 1615 г. хартией английской короны острова были переданы «Компании авантюристов по колонизации островов Сомерса». Она на первых порах состояла из 117 «авантюристов», т.е. акционеров, почти все они ранее фигурировали в Виргинской Компании [24].
Частновладельческая форма правления не препятствовала формированию на островах традиционных органов власти. Именно на Бермудах в 1620 г. возник первый в Британской Вест-Индии парламент —■ однопалатное законодательное Собрание из 36 избираемых членов. Его полномочия состояли в принятии законов и осуществлении контроля над финансами острова. Хотя Губернатор назначался компанией, он представлял корону и получал право налагать вето на любой принимаемый закон [22]. Когда в 1685 г. по настоянию островитян английская корона упразднила частновладельческую форму и приняла Бермуды под свое управление, местные органы власти приняли классический вид. Главой исполнительной ветви и главнокомандующим вооруженных сил колонии являлся Губернатор, а законодательный орган - Генеральное Собрание - стал двухпалатным: нижнюю составляло избираемое местным населением Законодательное Собрание, верхнюю — Законодательный Совет из шести назначаемых Губернатором членов [20].
На Барбадосе, который из-за схожести правовых систем часто называли «Малой Англией», классическая формула власти складывалась противоположным путем. С момента основания колонии в 1627 г. при Губернаторе, назначенном «лор-дом-владельцем» острова графом Карлайлем, действовал и назначаемый губернатором Совет. Однако с 1639 г. к этому Совету было присоединено еще и Законодательное Собрание, члены которого уже избирались местным населением [3].
Таким же образом складывался представительный орган на Ямайке, отобранной у Испании в 1655 г. До 1661 г. остров находился под военным управлением. Однако с реставрацией в Англии монарха Карла II генерал Д’Ойли был назначен первым губернатором Ямайки и уполномочен управлять Советом из 12 назначаемых членов. Губернатор и Совет оставались единственными инструментами законотворчества до 1664 г., когда было создано Законодательное Собрание «по рекомендации Совета». С этого момента колонией управляли Губернатор, представлявший английскую корону, Совет, назначаемый (хотя и далеко не всегда управляемый) Губернатором, и избираемое Собрание. Бюрократический аппарат и процедуры в Собрании стали копией «Матери Парламентов», а привилегии, которых оно добивалось, основывались на английских прецедентах [23].
Драматичнее проходило становление парламента на Багамах. Когда в 1670 г. Карл II пожаловал острова шести лордам-владельцам Каролины, они установили классическую систему управления, включая парламент с избираемой нижней палатой. Однако вскоре Багамы превратились в базу пиратов. В ответ же на действия пиратов испанцы неоднократно причиняли островам крупные разрушения, а в 1703 г. объединенная испано-французская эскадра стерла с лица земли здешнее английское поселение. Только в 1717 г. корона, пойдя навстречу пожеланиям багамцев, приняла на себя гражданское и военное управление островами, изгнала пиратов и восстановила общественный порядок. В 1718 г. губернатор Вудс Роджерс сформировал назначаемый Совет [21]. Но уже 21 марта 1721 г. плантаторы и торговцы островов отправили в Лондон прошение об учреждении выборного законодательного Собрания. И 29 сентября 1729 г. такой орган в составе двадцати четырех избираемых членов открыл свои заседания [13]. Позже, в 1841 г., он был разделен на Исполнительный и Законодательный Советы [21].
Виргинские острова достались Англии в 1672 г. и были включены в систему управления Подветренных островов, в которой британский монарх выступал главой государства, представленный на местном уровне Генерал-Губернатором Подветренных островов [19]. Но только в 1735 г. первую попытку снабдить Виргинские острова собственными правительственными органами сделал губернатор Подветренных островов Мэтью, когда подготовил положения об учреждении советов и собраний на Тортоле и Вирджин-Горде. Каждый Совет состоял из шести, а каждое Собрание — из девяти членов. Члены Советов назначались Губернатором, а члены Собраний избирались всеми жителями. Правда, вскоре выяснилось, что, учредив Собрания, Мэтью превысил свои полномочия, и они не функционировали. Но Советы приступили к работе, выполняя судебные и налоговые функции [17].
Собственное конституционное правительство Виргинские острова получили от короля Георга в 1773 г. [12]. Большую роль в этом сыграл губернатор Подветренных островов и прогрессивный мыслитель Ральф Пэйн. Он не оставил без внимания ходатайства местных жителей, как это делали прежние губернаторы, и 30 ноября 1773 г. выпустил соответствующую декларацию. Документ предусматривал образование Совета из двенадцати членов, назначаемых Губернатором, и Собрания из одиннадцати избираемых членов, из коих восемь представляли Тортолу, два — Вирджин-Горду и один — Йост Ван Дайк [17].
Под юрисдикцией Подветренных островов, кроме того, находились Антигуа, Невис, Монтсеррат и английская половина Сент-Китса. Каждый остров имел собственного Вице-Губернатора (кроме Антигуа, где проживал Генерал-Губернатор), Совет и Собрание. Имелось также Генеральное Собрание, образованное в 1674 г. В него посылалось по два представителя от Совета и Собрания каждого острова. Этот
орган, как и система объединенного управления, не пользовался популярностью и вышел из употребления в начале XVIII столетия [9, р. 132-133].
К первой же группе принадлежат и более поздние приобретения — Доминика, Гренада, Сент-Винсент, Гренадины, Тобаго и Сент-Люсия, которые были включены в Британскую империю между 1763 и 1815 гг. [15]. Изданная по итогам Семилетней войны королевская декларация 1764 г., наряду с правительствами трех новых колоний в Северной Америке, учреждала еще одну колониальную административную единицу — «правительство Гренады, включающее одноименный остров вместе с Гренадинами и острова Доминика, Сент-Винсент и Тобаго» [25].
Однако приобретение колоний и управление ими давались отнюдь не так легко, как можно было бы судить по этому документу. Сент-Винсент окончательно перешел к британцам лишь в 1783 г. Тобаго менял имперского хозяина двенадцать раз и окончательно был присоединен к Великобритании только в 1802 г. (причем французы ратифицировали его передачу только в 1814 г.). Доминика оказалась под реальным управлением Англии только в 1805 г. [15]. Сент-Люсия меняла метрополию четырнадцать раз и окончательно перешла к Англии лишь в 1815 г. [2].
Названные территории упоминались как «уступленные» и также обретали черты представительной системы управления. Так, например, Доминика обрела избираемое Законодательное собрание еще в 1768 г., которое сохранялось и в 1783-1805 гг., несмотря на восстановление власти Франции. Сохранялось оно и тогда, когда остров в 1833 г. был включен в администрацию Подветренных островов [10]. Органы управления Сент-Винсента с момента перехода к Англии состояли из Губернатора, назначаемого Совета и избираемого Собрания. Но в 1856 г. для управления текущими внутренними делами острова был создан Исполнительный Совет [6]. На Тобаго с 1793 г. (а по некоторым данным с 1764 г. [26]), помимо Губернатора, действовали назначаемый короной Совет и избираемое местным населением Генеральное Собрание. После окончательного перехода к Англии в 1815 г. эта структура власти сохранялась до 1838 г., когда остров был включен в состав Наветренных островов с Генерал-Губернатором на Барбадосе и Вице-Губернатором на Тобаго. Но уже в 1855 г. для управления текущими делами был учрежден Исполнительный Тайный Совет в составе 1 члена от Законодательного Совета и 2 избираемых членов, а члены Законодательного Собрания тоже стали назначаться Вице-Губернатором [4].
Так как сам принцип формирования законодательных собраний делал их выразителями воли местных плантаторов, губернаторам было очень трудно представлять интересы английской короны. Даже в начальной стадии колонизации, когда имелась реальная угроза завоевания иностранной державой или нападения свирепых карибов, жители вест-индских колоний нередко склонялись к разрыву отношений с Англией. Но и после бурных отношений начального периода колонизации мощным рычагом в защите интересов местной плантаторской верхушки оставалось полномочие колониальных законодательных собраний по утверждению расходов колониальной администрации, в том числе жалованья губернаторов. Пользуясь этим рычагом, метко названным современниками «властью кошелька», собрания Барбадоса, Ямайки и других владений подчас заставляли местных губернаторов соглашаться с такими законами, которые затем был вынужден отклонять Тайный Совет Великобритании [16].
По этой причине английское Министерство по делам колоний находилось в постоянном поиске такого правового режима в карибских владениях, который бы позволил эффективнее отстаивать интересы метрополии. А в этих поисках неоценимую помощь ему оказало внутреннее устройство как раз «уступленных» территорий.
В самом деле, в испанских колониях на имперском уровне административную структуру представляли два центральных агентства: Торговая палата (Casa de Contratacion), которая контролировала торговлю, и Совет по делам Индий, консультативный совет при испанском монархе, занимавшийся разработкой имперских законопроектов. На местном уровне имелись губернаторы, назначаемые монархами Кастилии, которые контролировали местные муниципальные советы (аюнтамьенто или ка-бильдо). Губернаторы контролировались аудьенсиями (audiencias), или апелляционными судами. Параллельная структура регулировала религиозные организации. Несмотря на теоретическую иерархию и четкое разделение властей, практически каждое учреждение обращалось с докладами непосредственно к монарху [7].
Во французских владениях тоже отсутствовала традиция выборных законодательных собраний. Правда, наряду с Генерал-Лейтенантом для всех франко-карибских островов и Генерал-Губернатором для каждого отдельного острова, там имелись и королевские Высшие Советы. Помимо исполнения функций апелляционного суда, они путем голосования принимали «регламенты и указы», касающиеся отправления правосудия и охраны порядка, «предоставления абсолютной свободы французским торговцам при полном исключении иностранных купцов», а также «содействия производству сахара, табака и всех других колониальных продуктов». Однако эти советы состояли из генерал-лейтенанта, интенданта, генерал-губернатора, лейтенанта ополчения и судьи каждой колонии, то есть чиновников, а входившие в каждый из них шесть советников из числа местных предпринимателей обязательно утверждались французским монархом. Кроме того, после мятежа колонистов Сан-Доминго в 1717 г., посмевших даже выслать с острова генерал-губернатора и интенданта, высшим советам было предписано никоим образом, «будь то прямо или косвенно, не вмешиваться в те вопросы, которые относятся к компетенции правительства. В противном случае его членам будет предъявлено обвинение в покушении на королевскую власть» [1, с. 120-123].
Не лучше обстояли дела с представительством населения и в голландских Де-мераре, Эссекибо и Бербисе, которым тоже было суждено впоследствии стать добычей Англии. Так, Бербиса с 1732 г. находилась во владении частной компании «Ассоциации Бербисы». Для управления территорией Ассоциация назначала Губернатора, помогал которому возглавляемый им же Исполнительный совет, позже переименованный в Политическое управление. Помимо Губернатора, в него входили шесть управляющих Ассоциации. Кроме того, для рассмотрения уголовных дел имелся Совет Правосудия, состоявший из Губернатора и шести других управляющих Ассоциации. Правда, в Эссекибо, в 1742 г. Губернатор даровал плантаторам Коллегию кайзеров (или избирателей), которая выдвигала своих кандидатов в Политический Совет или Совет Правосудия. Однако стать членами обоих Советов кандидаты могли лишь тогда, когда в рядах их пожизненных членов образовывалась вакансия в результате смерти или отъезда из колонии [11, Chapter 13].
Таким образом, с одной стороны, отсутствие соответствующих традиций умеряло требования местного населения в пользу установления представительной системы управления. С другой же стороны, это обстоятельство благоприятствовало складыванию такой системы управления, которая давала возможность изменить баланс интересов между метрополией и плантаторской верхушкой колоний.
Так возникла система «правления королевской колонии», которая первоначально была опробована на Тринидаде, Сент-Люсии и в Британской Гвиане.
Тринидад, отнятый у Испании в 1797 г., был объявлен «королевской колонией» в 1802 г., и этому способствовало сохранявшееся испанское устройство. В частно-
ста, управлять Губернатору помогали назначаемый Совещательный совет, а также Кабильдо, избираемый налогоплательщиками. Со временем Совещательный совет эволюционировал в назначаемый Законодательный совет, а Кабильдо стал муниципалитетом Порт-оф-Спейна [27]. Когда в 1879 г. Парламент Великобритании рассматривал вопрос об объединении Тринидада и Тобаго в одну административную единицу, он отклонил ходатайство местных плантаторов об учреждении двухпалатного законодательного органа и внутреннего самоуправления, учредив королевскую колонию с назначаемым Губернатором Законодательным Собранием. И только с 1898 г. в однопалатном Законодательном Совете Тринидада-и-Тобаго, наряду с 10 официальными членами (т.е. чиновниками, включая самого Губернатора), появилось 11 неофициальных (т.е. избираемых) членов [14].
На бывшую французскую Сент-Люсию первый английский губернатор был назначен в 1801 г. Помогать ему в управлении был призван Высший Совет (“Conseil Superieur”), состоявший из 12 самых видных жителей Сент-Люсии. И когда в 1808 г. Сент-Люсия была объявлена королевской колонией, этот шаг обосновывался именно тем, что данная система учитывала длительную традицию «местного управления посредством королевских указов». В 1816 г. при губернаторе был образован Тайный Совет, состоявший из пяти крупнейших собственников острова, входивших в Высший Совет, а сохранившийся при этом Conseil Superieur был строго ограничен функциями Апелляционного суда. В 1832 г. место Тайного Совета заняли два отдельных Совета: Исполнительный совет, состоящий из Губернатора, Колониального Секретаря, Генерального Прокурора, Колониального Казначея и Защитника Рабов; и Законодательный Совет в составе Председателя вышеупомянутого апелляционного суда вместе с пятью из основных землевладельцев острова. С 1838 г. Сент-Люсия была включена в административное управление Наветренных островов во главе с Г убернатором, пребывавшем на Барбадосе. Г убернатор Сент-Люсии был заменен Администратором, подчиненным Губернатору Наветренных островов. Администратор же теперь имел членство в каждом из упомянутых советов [5].
Когда Великобритания, наконец, овладела в 1814 г. частью нидерландских колоний в Гвиане, ее план состоял в том, чтобы обеспечить их устойчивой формой правительства и создать благоприятный деловой климат для британских инвесторов. Именно с этой целью 4 марта 1831 г. король Вильгельм IV объединил Эссеки-бо-Демерару и Бербису в колонию Британская Гвиана. А в 1838 г., опять же «с учетом местных традиций», в Гвиане была установлена форма правления королевской колонии, при которой органы управления состояли из Губернатора, Политического управления, Коллегии финансовых представителей и Объединенного собрания.
В Политическое управление входило равное число избираемых и «официальных», т.е. назначаемых Губернатором, членов. Но, будучи председателем этого органа, Губернатор обладал решающим голосом, который в сумме с голосами официальных членов давал возможность забаллотировать любое предложение избираемых представителей. Правда, ограниченный белыми богачами электорат выбирал кандидатов в Коллегию финансовых представителей, а в Объединенном собрании, где заседали вместе члены Политического управления и Коллегии финансовых представителей, избираемые члены превосходили численностью назначаемых. Но согласно конституции, установившей данную форму правления, Политическое управление не имело никакого контроля над финансовыми делами, а Объединенное собрание разбирало главным образом финансовые дела, но не имело никаких полномочий определять правительственную политику [11, Chapter 70].
Таким образом, эволюция конституционных основ в Британской Вест-Индии в течение XVII-XIX столетий состояла в переходе от представительной системы управления к системе правления королевской колонии. Новый статус карибских владений был связан, прежде всего, с заменой избираемых законодательных органов назначаемыми. Тем самым в королевской колонии англичане нашли такую форму управления заморскими территориями, которая позволяла свести к минимуму учет мнений местного населения, а, следовательно, эффективнее отстаивать интересы самой метрополии. Нет поэтому ничего удивительного в том, что вслед за Тринидадом, Сент-Люсией и Гвианой статус королевской колонии получили даже многие из тех владений, которые прежде обладали представительной системой управления, а именно: Ямайка (1865), к которой в 1874 г. в том же статусе были присоединены Острова Теркс и Кайкос, Доминика (1865), Виргинские острова (1867), Британский Гондурас (1871), Гренада и Сент-Винсент (1876) [8].
ЛИТЕРАТУРА
1. Яшина М.В. Становление франко-карибских обществ (1635-1789). Дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: РУДН, 2005.
2. Background Note: Saint Lucia // U.S. Department of State. Bureau of Western Hemisphere Affairs. October 2005. <http://www.state.gOv/r/pa/ei/bgn/2344.htm> 26.09.2006.
3. Barbados. Notable Dates // Government Information Service. <http://www.barbados.gov.bb/notableDates.htm> 21.12.2005.
4. Chronicle of Tobago, <http://www.oceanpoint.com/tobchronicles.htm> 06.10.2006.
5. Constitutional Development // Saint Lucia Silver org. <http://www.saintluciasilver.org/constitutional_development.htm> 01.01.2006.
6. Core document forming part of the reports of States Parties: Saint Vincent and the Grenadines. 08.02.94 // United Nations. International Human Rights Instruments. <http://www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf/0/4d85ro96e0fdd8e441256324004d89c4?0pendocum ent> 12.12.2005.
7. De las Audiencias у Chancillerias Reales de las Indias // Recopilacion de las Leyes de Indias. Libro II. Titulo XV. <http://www.congreso.gob.pe/ntley/Imagenes/ LeyIndia/0102015,pdf> 08.06.2006.
8. Ghany H.A. Defeated Parliamentary Candidates as Parliamentarians: A Comparative Study of Political Will vs. Electoral Will in Grenada and Trinidad and Tobago. <http://www.cavehill.uwi.edu/bnccde/grenada/conference/papers/Ghany.html> 09.10.2006.
9. Guttridge G.H. The Colonial Policy of William III in America and the West Indies. London: Cambridge University Press; New York: Macmillan, 1922.
<http://www.dinsdoc.com/guttridge-l-4.htm> 11.03.2006.
10. Historical Events in the Constitutional Development of the Commonwealth of
Dominica. Created: Friday, July 10, 1998. <http://www.cakafete.com/dominica/
constitution/historical.html> 24.09.2006.
11. Ishmael O. The Guyana Story (From Earliest Times to Independence) © 2005. <http://www.guyana.org/features/guyanastory/chapterl3.html-http://www.guyana.org/features/guyanastory/chapterl 8.html> 24.12.2005.
12. Koladis R.S. Virgin Gorda on foot and by car. A Walking and Motor Guide to the History and Charm of Virgin Gorda. Washington, D.C.: West Indies Publishing Company, 1976. <http://savezoneinc.net/virgingorda/> 05.04.2006.
13. Levy G. Parliament of the Bahamas Celebrates its 250th Anniversary /7 Canadien Parliamentary Review, 1979, vol. II, No 4. <http://www.parl.gc.ca/lnfoparl/english/ issue.htm?param=91&art=344> 02.04.2006.
14. Parliament of The Republic of Trinidad and Tobago. Things To Know. <http://www.ttparliament.org/html/thingstoknow.htm> 24.12.2005.
15. Political traditions // Caribbean Islands, <http://countrystudies.us/caribbean-islands/10.htm>02.06,2006.
16 .Rennie B. Constitution Reform (September 10, 2003).
<http://www.trinicenter.corn/BukkaRennie/2003/Sep/102003.html-http://www.trinicenter.com/BukkaRennie/2003/Oct/222003.html> 25.12.2005.
17. Report of the Constitutional Commission 2005 // The Development Planning Unit Government of the British Virgin Islands Policies. <http://www.dpu.gov.vg/WhatsNew/Constitutionalcommission2005. htm#The%20 Virgin %20Islands%20-%20Background%20to%20Constitutional%20History> 28.09.2006.
18. Report on the Caribs of Dominica, No. 21 Administrator Bell to Mr. Chamberlai (1902) // Caribbean Amerindian Centerlink. <http://www.avirtualdominica,com/ caribs2.htm> 16.12.2005.
19. Samuel J.D. Government and the Political System in the British Virgin Islands. <http://dpu.gov.vg/Plans/NIDS/govermentandpolitical.htm> 24.09.2006.
20. Stark J.H. Early History of the Bermuda Islands // The Project Gutenberg EBook of Bay State Monthly, Vol. II. No. 5, February, 1885. <http://www.gutenberg.org/files/14132/14132.txt> 02.04.2006.
21. The Bahamas National Archives: A Brief History // Omohundro Institute of Early American History and Culture, 2006. <http://www.wm.edu/oieahc/uncommon/ 117/Bahamas.htm> 22.09.2006.
22. The Government of Bermuda. <http://www.gov.bm/portal/ server.pt?space=Opener&control=OpenObject&cached=true&parentname=CommunityP age&parentid=0&in_hi_ClassID=514&in_hi_userid=2&in_hi_ObjectID-614&in_hi_Ope nerMode=2&> 30.03.2006.
23. The Jamaican Legislature // Jamaica Houses of Parliament. Kingston. <http://www.mct.gov.jm/background_info2.htm> 27.11.2005.
24. The Original Adventurers for the Plantation of the Somers Islands // Bermuda Genealogy & History, <http://www.rootsweb.com/~bmuwgw/adventurers.html> 03.04.2006.
25. The Royal Proclamation - October 7, 1763 // Avalon Project at Yale Law School. <http://www.yale.edu/lawweb/avalon/procl763.htm> 19.11.2005.
26. The Tobago House of Assembly // A Cultural Panorama: Tobago & Trinidad. <http://www.tobagowi.com/culture/thaintrod.htm> 27.12.2005.
27. Trinidad & Tobago - History // Commonwealth Secretariet. Commonwealth Country Profiles. <http://www.thecommonwealth.org/YearbookIntemal/145189/history/> 25.12.2005.
EVOLUTION OF CONSTITUTIONAL FUNDAMENTALS IN THE BRITISH WEST-INDIA (XVII-XIX)
V.N. Marchuk
The Department of Constitutional and Municipal Law Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russia
This article is dedicated to the origins of constitutional development of English-speaking countries of the Caribbean Basin during XVII-XIX centuries. The attention is focused on analysis of the evolution of the above-mentioned countries from representative administration system to “crown colony government” system.