Научная статья на тему 'Политика советской власти по подготовке идеологов в СССР в 1920-е гг'

Политика советской власти по подготовке идеологов в СССР в 1920-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ФИЛОСОФСКОЕ СООБЩЕСТВО / МАРКСИСТСКАЯ ПАРАДИГМА / IDEOLOGY / PHILOSOPHICAL COMMUNITY / MARXIST PARADIGM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баранец Наталья Григорьевна, Линькова Эльмира Фаритовна

В статье проводится анализ действий лидеров советской власти по подготовке философов как идеологов, на которых власть опиралась в распространении марксизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the Soviet leaders` actions in preparation of philosophers as ideologists, on which the authority relied in spreading Marxism.

Текст научной работы на тему «Политика советской власти по подготовке идеологов в СССР в 1920-е гг»

Отечественный опыт

Наталья БАРАНЕЦ, Эльмира ЛИНЬКОВА

ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ ИДЕОЛОГОВ В СССР В 1920-е гг.

В статье проводится анализ действий лидеров Советского государства по подготовке философов как идеологов, на которых власть опиралась в распространении марксизма.

The article analyzes the Soviet leaders' actions in preparation of philosophers as ideologists, on which the authority relied in spreading Marxism.

Ключевые слова:

идеология, философское сообщество, марксистская парадигма, Институт красной профессуры, Научное общество марксистов; ideology, philosophical community, Marxist paradigm, Institute of Red Professors, Scientific Society of Marxists.

БАРАНЕЦ Наталья Григорьевна — д.филос.н., доцент; профессор кафедры философии УлГУ [email protected]

ЛИНЬКОВА

Эльмира Фаритовна — аспирант кафедры философии УлГУ [email protected]

Лидеры советского государства осознавали, что, помимо борьбы за власть, есть еще и «духовный фронт» — борьба за образ мыслей граждан, которая имеет долговременный характер. Для этого нужны были подготовленные кадры распро -странителей нового мировоззрения. Представители гуманитарных наук, преимущественно философы, должны были составить основу этой идеологической силы. Были приняты меры для снижения вредного воздействия чуждой идеологии: закрыты некоторые част -ные журналы и издательства, распущены философские общества при университетах. «Старая интеллигенция» рассматривалась как основное препятствие большевизации общества. Тех, кто выразил активное несогласие с политикой советской власти, репрессиро -вали и высылали за границу (известный «философский пароход» 1922 г. был только началом в процессе принудительной депортации ученых, экономистов, врачей, литераторов и философов).

Для подготовки новых кадров в 1918 г. была создана Коммунистическая академия, в 1919 г. — Коммунистический уни -верситет им. Свердлова. В 1921 г. был образован Институт красной профессуры (ИКП). Но эти учреждения не могли решить постав -ленные задачи, прием в них был жестко лимитирован по классо -вому принципу (первый набор философского отделения составил 10 чел.). Поэтому преобразовывались старые университетские цен -тры. В 1919 г. по решению советского правительства в МГУ, СПбГУ, КазГУ были созданы факультеты общественных наук (ФОН), на которых преподавались все гуманитарные дисциплины. Декретом Совнаркома от 4 марта 1921 г. было введено обязательное преподавание минимума по общественным дисциплинам, в качестве базо вого в него входил курс исторического материализма. Но кадров для разработки и воплощения программы воспитания идеологически подготовленной молодежи катастрофически не хватало. Поэтому В.И. Ленин лично рекомендовал использовать «старых» профес -соров, связав их твердыми программами. От старых профессоров, которым разрешено было остаться преподавать, требовалось зна -ние марксистской литературы и сдача специального марксистского экзамена. «Само собой разумеется, что эта картина профессора, переучивающегося “говорить по - марксистски”, показалась нам неслыханным и совершенно нереальным новшеством. К осуществлению этого лозунга мы подошли позже всего и только недавно ввели обязательный экзамен по марксизму для лиц, претендующих занять кафедру в наших ФОНах. Ожидали больших затруднений

— не встретили никаких. Экзамены дер -жат даже с удовольствием. А некоторые (и даже из очень старых!) вдруг открыли, что они всегда были марксистами»1.

Целью власти было добиться транс-формации политической и философской позиции представителей высшей школы, что в принципе почти удалось, т.к. ста -билизация внешней и внутренней жизни страны, наличие свободы дискуссий в рамках марксистской парадигмы созда -вали благоприятный фон. Представители «старой» философской системы соглаша -лись идти на компромисс и выказывали внешнюю симпатию к марксизму

Формирование идеологически лояль -ного философского сообщества требо -вало, во - первых, воспитания специали -стов (для этого созданы специализирован -ные высшие учебные заведения — ИКП, КомАкадемия); во - вторых, организации коммуникативного пространства, в кото ром можно было вести обсуждение и дово дить его результаты до широких групп интеллигенции (для этого создавались новые журналы — «Под знаменем марксизма», «Большевик»); в -третьих, теорети -ческой разработки положений марксист -ской парадигмы в области исторического и диалектического материализма и политэ -кономии (созданы Институт философии, Общество воинствующих материалистов, дискуссионные общества, где разворачива -лись основные дискуссии 1923—1929 гг).

Большое значение для оформления и консолидации советского философ -ского сообщества имело создание в 1922 г. специализированного философского жур нала «Под знаменем марксизма» (главным редактором стал А.М. Деборин). Один из его вдохновителей, Л.Д. Троцкий, доста -точно четко сформулировал задачу, кото рую новая власть ставила перед предста -вителями «философского фронта»: «В такую глубоко переломную, критическую, неустойчивую эпоху, как наша, воспитание пролетарского авангарда требует серьезных и надежных теоретических основ... Вооружить волю, а не только мысль, гово -рим мы, потому что в эпоху величайших мировых потрясений более чем когда бы то ни было наша воля способна не сло -миться, а закалиться только при том усло -вии, если она опирается на научное пони -

1 Покровский М.Н. Чем был Ленин для нашей высшей школы // Правда, 1924, 27 янв.

мание условий и причин исторического развития... Захваченная событиями вра -сплох — без предшествовавшего богатого опыта практической классовой борьбы — мысль рабочей молодежи может оказаться незащищенной против различных учений идеализма, представляющих, в сущности, перевод религиозных догм на язык мнимой философии. Все эти школы, при всем раз -нообразии своих идеалистических, канти -анских, эмпириокритических и иных на именований, сходятся в конце концов на том, что предпосылают сознание, мысль, познание — материи, а не наоборот»2.

В третьем номере журнала «Под зна -менем марксизма» появилась статья В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма», которая считается его философским завещанием. Хотя Ленин был уже тяжело болен и активного участия в организации журнала не принимал, тем не менее он высказал свое мнение о зада чах «философского фронта». Важно, что

В.И. Ленин признал необходимость уси -лий в этой работе не только коммунистов, но и всех материалистов, тем самым санк ционировав плюрализм позиций в рамках марксистской парадигмы: «Я думаю, что этот союз коммунистов с некоммуни -стами является, безусловно, необходимым и правильно определяет задачи журнала. Без союза с некоммунистами в самых раз личных областях деятельности ни о каком успешном коммунистическом строитель -стве не может быть и речи»3. В.И. Ленин указывал, что журнал должен быть орга -ном воинствующего материализма и ате изма, «боевым органом», который имеет основную задачу — неуклонно разоблачать и преследовать всех «дипломированных лакеев поповщины». В качестве теоре -тического направления исследований он указывает на целесообразность союза с представителями естествознания и разра ботку с их участием основ материализма.

В 1919 г. было создано Научное обще -ство марксистов (НОМ) — первое в стране общество преподавателей и ученых, инте -ресующихся марксизмом4. Согласно уставу,

2 Троцкий Л.Д. Письмо в редакцию журна -ла «Под знаменем марксизма» // Под знаменем марксизма, 1922, № 1-2, с. 5-7.

3 Ленин В.И. О значении воинствующего мате -риализма // Под знаменем марксизма, 1922, № 3, с. 5.

4 Колчинский Э.И. В поисках советского «союза» между философией и биологией. — СПб., 1999, с. 56—57.

членами общества могли быть марксисты, зарекомендовавшие себя в какой -то области знания, а членами корреспондентами

— еще не определившиеся как марксисты. Общество было создано для составления конкуренции Философскому обществу Петроградского университета, но уступало ему по числу членов и составу. Постепенно Общество укрепилось и начало достаточно эффективно работать, в основном за счет старой профессуры и секции естествен ников. В 1925 г. А.И. Презент организовал в естественнонаучной секции семинар по изучению диалектики природы для студен тов и преподавателей естественных факуль -тетов. С группой студентов он попытался дать бой старой профессуре, но встретил твердый отпор со стороны руководства секцией. К концу 1927 г. стало очевидно, что НОМ не справляется с задачами про паганды марксизма среди ученых. После создания в начале 1927 г. Института по изучению марксизма ленинизма положе ние НОМ усложнилось. В итоге 20 декабря 1929 г. фракция ВКП(б) НОМ выступила с предложением о ликвидации Общества в связи с существованием аналогичной марксистской организации в Ленинграде и вошла в секцию ленинградского Общества воинствующих материалистов диалектиков.

В 1921 г. при факультете общественных наук МГУ был создан Институт научной философии, который возглавил Г. Г. Шлет. В Институте было 4 секции: логики и тео рии познания, методологии науки, систе матической философии и истории фило софии. Весной 1923 г. Институт подвергся резкой критике и был радикально преоб разован. Г.Г. Шпета отстранили от руко -водства. Директором стал В.И. Невский, а с октября 1924 г. — А.М. Деборин. Из состава института были исключены философы- идеалисты (С.Л. Франк, И.А. Ильин). Изменилось деление секций института: в него вошли секции научной методологии, истории философии, диа лектического материализма и психологии. В качестве основных направлений работы были обозначены научно-исследовательская разработка тем по принятому плану коллективно литературной деятель ности и научно - педагогическая деятель -ность. Методологической основой работы института был признан марксизм.

В 1924 г. была создана секция научной методологии в Коммунистической акаде

мии, которую возглавлял А.М. Деборин. 23 октября 1928 г. на совместном заседании бюро философской секции КомАкадемии и коллегии Института научной филосо -фии было принято решение об объедине -нии секций и института. 24 апреля 1929 г. постановлением ЦИК СССР был создан Институт философии Коммунистической академии. Он объявлялся центром научно -исследовательской работы в области философии, исторического материализма и диалектики естествознания с секциями диалектического материализма, истории философии, современной философии, исторического материализма и диалек тики естествознания.

Перед Институтом философии была поставлена задача: «преодолеть буржу азное мировоззрение во всех его фор мах — преодолеть религию, буржуазную философию, буржуазную общественную науку, идеалистические и метафизические моменты в современных естественных науках и т.д.1» Первоочередной задачей в области теории была разработка диалек тического материализма, основные поло жения которого распространялись в марк систских кружках на фабриках и заводах, в совпартшколах, на рабфаках, в воскрес ных университетах, комвузах, вузах, по системе заочного обучения.

Большое значение для активизации фи лософской жизни имело создание Общества воинствующих материалистов (ОВМ). 9 июня 1924 г. было организовано собрание членов учредителей, среди которых были: Г.К. Баммель, Н.И. Бухарин, В.А. Ваганян, Б.И. Горев, А.М. Деборин, Н.А. Карев,

С.С. Кривцов, В.И. Невский, И.Е. Орлов, И.М. Покровский, Д.Б. Рязанов, В.К. Сережников, И.Н. Стуков, А.К. Тимирязев, А.Я. Троицкий, А.Д. Удальцов. Задача общества состояла в разработке основ диалектического мате риализма. Прием членов был относительно свободным, особенно приветствовалось вхождение естественников.

Таким образом, власть четко опреде лила, что она хотела видеть в работе фило софов, в каком направлении им целесоо бразно было двигаться, и создала условия для осуществления поставленных задач. Исследование выполнено в рамках грантов РГНФ № 11-13-73003а/В, № 12-33-01329.

1 В Коммунистической Академии // Под знаме -нем марксизма, 1931, № 1—2, с. 204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.