Научная статья на тему 'Политика советского государства по оптимизации административно-управленческих расходов в годы Великой Отечественной войны (на материалах Челябинской области)'

Политика советского государства по оптимизации административно-управленческих расходов в годы Великой Отечественной войны (на материалах Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛИЗАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ / СССР / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КАДРЫ / СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДОВ / ШТАТНЫЕ РАСПИСАНИЯ / MOBILIZATION / ADMINISTRATIVE AND MANAGEMENT COSTS / USSR / GREAT PATRIOTIC WAR / PERSONNEL / REDUCTION OF COSTS / STAFFING PLANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивлев Н.Н.

Рассмотрен и изучен опыт построения модели управления экономическими и социальными процессами в экстремальных условиях Великой Отечественной войны. Проанализированы основные мероприятия по сокращению и приведению в оптимальное состояние административно-управленческих расходов и количества руководящих должностей в годы Великой Отечественной войны, проводимых на территории Челябинской области. К этим мероприятиям относились: ежегодная регистрация штатных расписаний и смет административно-управленческих расходов в финансовых отделах, а также выездные ревизии на предприятия и в организации, подлежащие регистрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy of General and Administrative Expenses in Soviet State during the Great Patriotic War (A Case of Study Chelyabinsk Region)

The article presents and studies the experience of building model of economical and social process management in extremely conditions of the Great Patriotic War. The article analyzes the core measures of reducing and bringing to an optimal state administrative and management costs and the number of leadership positions during the great Patriotic war, held in the Chelyabinsk region. These activities included: annual registration of staffing plans and estimates of administrative and management costs in the Financial departments, as well as field audits of enterprises and organizations to be registered.

Текст научной работы на тему «Политика советского государства по оптимизации административно-управленческих расходов в годы Великой Отечественной войны (на материалах Челябинской области)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 4 (24). С. 104-113.

УДК 94(481).083+336.1

DOI 10.24147/2312-1300.2019.3.104-113

н. Н. Ивлвв

ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО ОПТИМИЗАЦИИ

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАСХОДОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рассмотрен и изучен опыт построения модели управления экономическими и социальными процессами в экстремальных условиях Великой Отечественной войны. Проанализированы основные мероприятия по сокращению и приведению в оптимальное состояние административно-управленческих расходов и количества руководящих должностей в годы Великой Отечественной войны, проводимых на территории Челябинской области. К этим мероприятиям относились: ежегодная регистрация штатных расписаний и смет административно-управленческих расходов в финансовых отделах, а также выездные ревизии на предприятия и в организации, подлежащие регистрации.

Ключевые слова: мобилизация; административно-управленческие расходы; СССР; Великая Отечественная война; кадры; сокращение расходов; штатные расписания.

N. N. Ivlev

POLICY OF GENERAL AND ADMINISTRATIVE EXPENSES IN SOVIET STATE DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (A CASE OF STUDY CHELYABINSK REGION)

The article presents and studies the experience of building model of economical and social process management in extremely conditions of the Great Patriotic War. The article analyzes the core measures of reducing and bringing to an optimal state administrative and management costs and the number of leadership positions during the great Patriotic war, held in the Chelyabinsk region. These activities included: annual registration of staffing plans and estimates of administrative and management costs in the Financial departments, as well as field audits of enterprises and organizations to be registered.

Keywords: mobilization; administrative and management costs; the USSR; the Great Patriotic War; personnel; reduction of costs; staffing plans.

Актуальность темы определена значением финансовой деятельности в обеспечении устойчивого и динамичного развития государства. Важное значение имеет исследование советского периода истории России, мобилизационных возможностей государства и общества в жесточайших испытаниях Великой Отечественной войной. Одним из факторов Великой Победы и дальнейшего развития было создание в СССР в 30-40 гг. XX в. эффективной системы государственного управления, способной в сжатые сроки мобилизовать ресурсы общества на решение

© Ивлев H. Н., 2019

ключевых задач, обеспечив как победу в войне, так и экономическую модернизацию.

В современных условиях, когда перед страной стоит задача нового модернизацион-ного скачка, а проблем с системой управления экономическими и социальными процессами великое множество, детальное изучение успешного опыта модернизации и способов построения эффективных моделей управления становится актуальным и востребованным. Напрямую использовать наработки финансовой системы времён Великой Отечественной войны в современных условиях

невозможно. Но её отдельные элементы могут быть использованы и в наши дни.

Научный аспект актуальности темы определяется важностью изучения деятельности финансовых институтов для взвешенного и полного понимания советской экономики и государственного строя в целом.

Несмотря на актуальность, практическую и теоретическую важность изучения финансовой сферы в историко-экономичес-ких исследованиях посвященных периоду Великой Отечественной войны, она представлена слабо. Важнейшей темой для исследований по истории советских финансов, опубликованных в СССР, было превосходство социалистической финансовой системы над капиталистической. Особое внимание уделено вопросам управления финансами и контроля над финансовыми потоками. Авторы подчёркивают, что советское государство самостоятельно распоряжалось всеми финансовыми ресурсами, не согласовывая свои действия с частными банками и корпорациями, чьи интересы не всегда совпадают с государственными. Перечислены и проанализированы мероприятия, направленные на сокращение невоенных расходов и перераспределение освободившихся средств на оборонные нужды. Авторы концентрируют внимание на программах сокращения себестоимости военной продукции, рационализаторских предложениях, при этом механизмы сокращения административно-управленческих расходов практически не изучены. В работе К. Н. Плотникова указаны мероприятия, направленные на увеличение доходов бюджета. К ним отнесено и сокращение административно-управленческих расходов, но механизм этого сокращения не раскрыт [1, с. 325]. В исследовании М. Л. Тамарченко приведены общие данные сокращений расходов союзного бюджета и роста доходов, в том числе и через перераспределение. Доказана эффективность социалистической финансовой системы, но не изучен механизм мероприятий, позволивших перераспределять финансовые средства от расходов на управление к расходам на оборону. [2]. В обобщающем труде «История экономики СССР», приведены данные снижения расходов на управление за годы войны по союзному бюджету с 3,9 % в 1940 г. до 2,8 % в 1945 г. [3, с. 496]. В мо-

нографии В. П. Дьяченко процитирована информация, приведённая в «Истории экономики СССР» [4]. Таким образом, сокращение административно-управленческих расходов обозначено как одно из мероприятий перераспределения финансовых ресурсов и увеличения доходных статей бюджета, но механизм работы государственных органов для достижения этой цели не исследован.

Цель статьи - комплексное изучение деятельности государственных органов, ответственных за контроль за штатными расписаниями и административно-управленческими расходами в годы Великой Отечественной войны.

Все предприятия, организации и учреждения СССР были обязаны регистрировать свои штатные расписания и сметы административно-управленческих расходов в финансовых отделах по своей бюджетной подчинённости. Предприятия и организации союзного значения относились к Народному комиссариату финансов СССР (далее - НКФ СССР). Предприятия и организации республиканской подчинённости к Народному комиссариату финансов РСФСР (далее - НКФ РСФСР) или к наркоматам финансов других союзных республик. Предприятия и организации областного (краевого) финансирования относились к областным (краевым) финансовым отделам (далее - облфо или крайфо). На городских и районных уровнях действовали городские финансовые отделы (далее -горфо) и районные финансовые отделы (далее - райфо). Ещё одной структурой, участвовавшей в регулировании и контроле за штатными и административно-управленческими расходами, были банки долгосрочного кредитования.

Самой широкой сетью (в силу реализации политики индустриализации) обладал Промбанк, отвечавший за финансирование капитального строительства. В его функции входило утверждение, согласование и контроль исполнения, как строительных смет, так и штатных расписаний тех предприятий и учреждений, которые они финансировали.

Все названные учреждения составляли систему финансовых органов Советского Союза. В каждом из них функционировали штатные отделы, в компетенцию которых входили: регистрация штатов и смет, сокра-

ще ние административно -управление ских расходов и контроль за исполнением штатных расписаний.

В 30-е гг. XX в. Советский Союз встал на путь ускоренного индустриального развития (в рамках модели мобилизационной экономики). В связи с этими масштабными изменениями начала формироваться система государственных организаций и учреждений, направленная на руководство новыми отраслями экономики. Возникли новые промышленные наркоматы, что было связано углублением специализации отдельных отраслей промышленности [5, с. 194]. По данным переписи 1939 г. был зафиксирован существенный рост государственного аппарата. За десять лет количество государственных служащих возросло в шесть раз. Быстрый рост административно-управленческого аппарата был естественным следствием грандиозного экономического скачка, который совершил СССР за первые пятилетки. Но если рост и развитие промышленности были желанной целью государственной политики, то существенное увеличение расходов на содержание управленческого аппарата явно не входило в перечень государственных задач. Сначала 1940-хгг. введена в действие программа оптимизации управленческого аппарата, сокращения административно-управленческих расходов и повышения эффективности труда. Президиум Верховного совета СССР 26 июня 1940 г. принял указ «О переходе на 8-часовой рабочий день и 7-ми дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений...» [6].

В 1941 г. продолжилась перестройка государственной системы управления, направленная на упорядочение штатного дела, ликвидацию неэффективных звеньев аппарата, устранение наложений и пересечений в функциях государственных учреждений. При СНК СССР была создана постоянно действующая Государственная штатная комиссия, а штатные комиссии при Союзном и республиканских наркомфинах - упразднены.

В функции Государственной штатной комиссии при СНК СССР входили: создание государственного перечня должностей и должностных окладов; рассмотрение и утверждение штатных расписаний наркоматов СССР,

главных управлений и комитетов при СНК СССР, центральных кредитных учреждений, кооперативных и других общественных организаций; рассмотрение структуры и утверждение штатов республиканских наркоматов и управлений, комитетов и отделов при СНК союзных и автономных республик; разработка типовой структуры и типовых штатов местных органов наркоматов и центральных учреждений СССР, союзных и автономных республик, управленческого аппарата предприятий и хозяйственных организаций, а также исполкомов [7, с. 191].

Разработанные этой комиссией типовые штатные расписания, размеры должностных окладов, структура наркоматов и центральных учреждений СССР, союзных и автономных республик утверждались СНК СССР.

В рамках утверждённых штатных кон-тингентов народные комиссары и руководители союзных и республиканских учреждений и организаций утверждали: штаты подведомственных органов союзного и республиканского подчинения, образовательных и социально-культурных учреждений, управленческие аппараты организаций и предприятий.

Штатные расписания исполнительных органов власти краёв, областей и автономных республик, а также контингенты управленческого аппарата учреждений и предприятий местного значения, утверждались СНК АССР (автономная советская социалистическая республика), краевыми и областными исполкомами. Штатные расписания учреждений, финансируемых районными бюджетами, утверждались районными исполкомами [7, с. 195].

Таким образом, государственная штатная комиссия при СНК СССР разрабатывала типовые штатные расписания и сопутствующие документы, направляла их по всем государственным уровням до краёв, областей и районов. Каждое учреждение должно было иметь утверждённое штатное расписание, в которое входил перечень структурных подразделений, должностных наименований и количество должностей. Штатные отделы финансовых органов (от Наркомата финансов СССР до районных и городских финансовых отделов) проверяли соответствие штатных расписаний, принятых руководите-

лями организаций и предприятий, стандартным расписаниям, разработанными государственной штатной комиссией.

Всем государственным структурам было запрещено проводить реорганизацию хозяйственного и управленческого аппарата, создавать новые подразделения, изменять наименования должностей и размеры окладов без согласования с Государственной штатной комиссией. Таким образом, в 1941 г. структура государственных учреждений, их штаты, размеры окладов были зафиксированы, их изменение допускалось лишь с разрешения или по инициативе этой комиссии.

Созданный механизм был призван повысить управляемость системы и снизить бюджетные расходы на административно-управленческий аппарат, но имел и очевидные издержки в виде сложной бюрократической процедуры согласований и утверждений. Государственная штатная комиссия при СНК СССР не имела собственного аппарата контролёров, которые работали бы по всей стране, эти функции выполняли сотрудники финансовых органов.

При изучении архивных документов следует вывод, что после того, как функция составления типовых штатных расписаний была выведена из обязанностей НКФ и передана Государственная штатной комиссии при СНК СССР, возникла несогласованность в их действиях. Руководство и сотрудники НКФ полагали, что всю штатную работу выведут из зоны их ответственности и минимизировали свою деятельность по этому направлению. Уже весной 1941 г. Совет Народных Комиссаров СССР в своём Постановлении № 599 от 26.03.1941 г. отмечал, что Народный комиссариат финансов полностью устранился от контроля за штатными расписаниями и фондами заработных плат, что вызвало массовые нарушения и неразбериху. В постановлении отмечается, что НКФ СССР должен вести по этим направлениям системную и активную работу, а прокуратура должна активно содействовать процессу [8, л. 7]. В печати публикуются статьи, обличающие руководителей организаций и предприятий в отсутствии деятельности по борьбе с перерасходом фондов заработных плат [9].

Начавшаяся война и возросшая ответственность за ненадлежащее исполнение своих

обязанностей заставила НКФ СССР и РСФСР активизироваться по всем направлениям, в том числе и в деле контроля за административно-управленческими расходами. Нарком финансов СССР А. Г. Зверев писал, что «война внесла решительные поправки в структурно-штатное дело, приведя к тому, что устройство управленческого аппарата в значительной мере упростилось. Важнейшая обязанность каждого хозяйственного руководителя, каждой партийной организации - тщательно проанализировать структуру и штаты своего предприятия. Расходы на содержание советского аппарата в условиях войны нужно довести до минимально необходимых размеров» [10, с. 27].

Именно в условиях Великой Отечественной войны в полную силу заработала созданная в 1940-1941 гг. система контроля за административно-управленческими расходами. Общее руководство осуществляла государственная штатная комиссия при СНК СССР. Штатной работой на союзном и республиканском уровне занимались штатные управления в структуре соответствующих НКФ, а в автономных республиках, областях и краях -штатные отделы при облфо или крайфо. В финансовых отделах крупных городов и районов, где было сконцентрировано значительное количество учреждений и предприятий, вводилась особая должность инспектора по штатам, в остальных райгорфо эти функции выполняли инспекторы по бюджету.

Задачами финансовых органов в штатной работе были: учёт организаций, предприятий и учреждений, подлежащих регистрации; регистрация штатов, ставок и фондов заработной платы и смет административно-хозяйственных расходов; контроль над своевременностью регистрации; ревизионный контроль за исполнением утверждённых штатов, окладов, фондов и смет; составление сводных планов и отчётов об их исполнении по данным направлениям (ежеквартально) [7, с. 194].

Проверка управленческих расходов осуществлялась путём ежегодной регистрации аппарата. О регистрации сообщали заранее, используя средства массовой информации (газеты, радио) и совещания руководителей, главных бухгалтеров предприятий и представителей штатных отделов. [11, л. 44].

Для регистрации предприятия и организации представляли финансовым органам: утверждённые штатные расписания и сметы административно-хозяйственных расходов; данные по фонду заработной платы внештатным сотрудникам; копии приказов о принятии персональных окладов; справки о реальном количестве работников, их фактические оклады на день регистрации и фактических расходы по фонду зарплаты и по смете административно-хозяйственных расходов.

К административно-хозяйственным расходам относились: содержание управленческого, хозяйственного, обслуживающего персонала, канцелярские и общехозяйственные расходы, командировки, приобретение и ремонт канцелярского и хозяйственного инвентаря и оборудования.

Для прохождения регистрации администрация составляла специальную регистрационную карточку, в которой указывались: наименование и местонахождение организации (предприятия или учреждения); подведомственность, утверждённое штатное расписание, расчётный счёт, месячный фонд заработной платы (штатных и внештатных сотрудников), средняя месячная заработная плата, смета административно-хозяйственных расходов, а также информация о фактическом количестве работников на день регистрации [7, с. 201].

Также, регистрации подлежали все последующие изменения, произошедшие в течение года. При регистрации штатные отделы, прежде всего, проверяли наличие утверждённых штатных расписаний и соответствие фактических штатов, ставок, фондов зарплаты и смет утверждённым.

В ходе проведения регистрации сотрудники штатных отделов не должны были ограничиваться формальной проверкой предоставленных документов. Инспекторы осуществляли выездные проверки, изучая численность и структуру регистрируемого аппарата, функции учреждений, предприятий и организаций, объём их работы. Особое внимание уделялось вопросу упрощения и сокращения аппарата. В случае обнаружения направлений для оптимизации финансовые органы передавали свои предложения по сокращению штатов и упрощению структуры в вышестоящую инстанцию, в НКФ или облфо.

Если в ходе проверки устанавливалось, что изменения в структуре аппарата или переименование должностей были произведены без утверждения СНК СССР или Государственной штатной комиссии, то регистрация приостанавливалась до устранения допущенных нарушений. Если в установленный срок нарушения штатной дисциплины не устранялись, то финансовые органы давали распоряжение банку о прекращении выдачи средств на содержание аппарата. Отменялось это распоряжение только после представления доказательств о полном устранении нарушений [7, с. 205].

Инспекторы штатных отделов сравнивали утверждённые штаты, фонды и сметы с фактической выплатой заработной платы и тратами на административно-хозяйственные нужды. В случае обнаружения несоответствий составлялся акт с перечнем нарушений и доказательствами. До полного исправления нарушений регистрация останавливалась, а материалы ревизии передавались в правоохранительные органы.

Особое внимание привлекали фонды заработной платы внештатных работников. Сотрудники штатных отделов проверяли начисление этих фондов в соответствии с реальными потребностями учреждений (предприятий, организаций) и не принимали к регистрации те работы, которые могли быть выполнены штатным персоналом.

Не менее одного раза в год сотрудники финансовых отделов должны были осуществлять выездные проверки в отношении соблюдения зарегистрированных штатов, размера ставок оплаты труда, правильности расходования фондов зарплаты и ассигнований на административно-хозяйственные расходы. При обнаружении нарушений штатно-смет-ной дисциплины сотрудники штатных отделов выносили предупреждение руководству учреждений, предприятий и организаций. В срок от 7 до 14 дней руководители должны были устранить все выявленные нарушения. Вне зависимости от действий руководства сотрудники финансовых органов были обязаны передать материалы о нарушениях в правоохранительные органы.

К началу Великой Отечественной войны работа по контролю и сокращению административно-управленческих и административ-

но-хозяйственных расходов в Челябинской области находилась в существенном кризисе. Ревизоры НКФ РСФСР выявляли большое количество нарушений и недочётов в деятельности областных финансовых органов. В Челябинске городской финотдел зарегистрировал 106 должностей с завышенными ставками, в Златоусте аналогичное нарушение встречалось 135 раз. Руководство Троицкого строительного управления завысило 86 ставок на 10 225 руб. в месяц, а горфо зарегистрировал это штатное расписание [12, л. 10].

Реформа штатного дела, несогласованность в работе финансовой системы и государственной штатной комиссии, начавшаяся война и эвакуация не позволили в полной мере реализовать все задачи, поставленные пред сотрудниками штатных отделов областной финансовой системы. Всего за 1941 г. в Челябинской области была проведена работа по регистрации и проверке штатов в 35 районах и городах (в 1941 г. в составе Челябинской области находилось 64 района и 17 городов), отменена регистрация 988 должностей в связи с превышением назначенных окладов на общую сумму 85 283 руб. в месяц в 320 организациях [13, л. 1].

Ситуация в области с контролем за административно-управленческими и административно-хозяйственными расходами в начале 1942 г. существенно не улучшилась. Финансовые органы в тяжелейших условиях неопределённости и серьёзного изменения количества предприятий и организаций в области не смогли полностью провести регистрацию и проверку подведомственных им учреждений. К установленному сроку проверками были охвачены только 18 % предприятий и организаций, в которых были обнаружены 148 штатных единицы с фондом оплаты в 172 тыс. руб., введённых в расписание без разрешения государственной штатной комиссии. Ревизионная работа областных инспекторов по штатам, которые должны были контролировать работу своих коллег в районах была сорвана, за 7 месяцев облфо проверил только 6 финансовых отделов из 70 [14, л. 4].

Подобная ситуация и катастрофические показатели эффективности не могли остаться без внимания республиканских и областных

властей (НКФ РСФСР и облисполком). Основная причина, которую выделяло руководство облфо, объясняя провал штатной работы, был острейший кадровый дефицит в областной финансовой системе. В облфо, горфо и райфо не хватало квалифицированных сотрудников для проведения регистрации и ревизионного контроля административно-управленческих и административно-хозяйственных расходов. Имеющийся штат финансовых работников не смог бы обеспечить поставленную задачу даже в стабильных условиях мирного времени, а в тех условиях, в которых находилась экономика области в 1941 г., в начале 1942 г., это было просто невозможно. Отсутствие репрессий и серьёзных взысканий, доказывает, что республиканское и областное руководство согласилось с доводами областного финансового отдела.

Для исправления ситуации было принято решение реализовать комплекс мероприятий. Во-первых, состояние штатной работы было поставлено на особый контроль облисполкома, который обязал районные и городские власти оказывать максимальное содействие финансовым органам. Во-вторых, был полностью укомплектован аппарат работников штатных отделов в облфо, райфо и горфо. В-третьих, вводилась практика составления заключений по актам ревизии, все ревизионные материалы обобщались с целью использования их для обмена опытом среди сотрудников. В-четвертых, системному контролю подлежала штатная работа во всех райфо и горфо, независимо от их взаимопроверки.

Принятые меры и поддержка со стороны облисполкома дали свои результаты. Итоговые годовые отчеты облфо показывают, что регистрация штатов и смет учреждений, организаций и предприятий области в 1942 г. производилась в 62 районах и восьми городах. В восьми районах её проводили инспекторы по штатам, а в 54 районах - инспекторы по бюджету. Всего в Челябинской области подлежали регистрации 8 672 организаций. На конец 1942 г. были зарегистрированы 8 110 (93 %), в них числилось 160 506 штатных единиц. За год финансовые санкции применялись 319 раз, в судебные органы было передано 15 дел (4,7 %) [15, л. 14].

Отчёты по ревизионным проверкам показывали, в 1942 г. были проверены 4 739 организаций и предприятий. В 1 106 из них были обнаружены нарушения, ликвидация которых позволила изъять в бюджет следующие суммы: содержание сверхштатных единиц - 511 тыс. руб., перерасход фонда заработной платы - 301 тыс. руб., нецелевые административные расходы - 610 тыс. руб. [16, л.47].

Достигнутые результаты были удовлетворительными, что признавали и областные и республиканские власти. Но фронт работы был ещё огромен и останавливаться на достигнутых результатах было нельзя. Подтверждением необходимости продолжать улучшать штатную работу стал отчёт, присланный в Челябинск по итогам выездной проверки ревизорами Наркомата государственного контроля РСФСР. В этом отчёте областным финансовым органам были предъявлены серьёзные замечания по организации и реализации штатной работы. Ревизоры обнаружили множественные факты завышенных ставок зарплат и превышений смет административно-управленческих расходов, которые не были обнаружены областными финансовыми работниками. Существенным замечанием было то, что при обнаружении нарушений областные финансовые органы просто направляли письма с указаниями о необходимости привести штатное расписание в соответствие и не запускали необходимую процедуру по остановке финансирования и передаче документов в правоохранительные органы [17, л. 4].

После территориальных изменений в 1943 г. (из состава Челябинской выделилась Курганская область) [18, л. 3] в списках облфо находились 5 385 предприятий, чьи штаты и сметы на административно-хозяйственные расходы подлежали регистрации. Всего же за девять месяцев 1943 г. ревизиями были охвачены две трети всех организаций, сокращено 3 131 должностей с фондом оплаты в 1 097,8 тыс. руб. в месяц [19, л. 3]. Областные инспекторы контролировали работу районных специалистов по штатам. В 1943 г. был проверен 31 район, в результате было выявлено 608 новых, незаконно принятых к регистрации должностей с фондом оплаты труда 274 118 руб. [20, л. 44, 49, 59]. Все ос-

вобождённые от исполняемых должностей были переведены на работу в промышленные предприятия области.

Уже в 1944-1945 гг. можно говорить о налаженной и системной работе по регулированию и сокращению административно-управленческих расходов. Ревизоры из Москвы в своих отчётах отмечали улучшение качества контрольно-штатной работы в Челябинской области. Облисполкомом, Облфо, Госбанк действовали совместно, что минимизировало возможности для раздувания управленческого аппарата и увеличения административных расходов.

Созданная и отлаженная в годы войны система контроля над управленческими кадрами и расходами продемонстрировала свою эффективность и в послевоенные годы, когда произошло ещё одно советское экономическое чудо. Разорённая страшной войной страна, без внешней помощи смогла в кратчайшие сроки восстановить свой экономический потенциал, запустить и реализовать атомную и космическую программы.

Ещё одним важным элементом в системе оптимизации расходов были банки долгосрочного кредитования. Индустриальный характер экономики Челябинской области обусловил особое значение Промбанка. К задачам, которые стояли перед сотрудниками Промбанка на период войны относились: контроль за строительством; мобилизация всех резервов и внутренних ресурсов предприятий; расчётливое расходование материалов и денежных средств, отпускаемых на строительство; борьба с бесхозяйственностью.

Выполняя указание правительства о необходимости масштабной экономии средств, банковские контролёры помогали работникам штатных отделов в разработке типовых штатных расписаний и сокращении управленческого аппарата

Для бесперебойного финансирования промышленные предприятия и строительные организации должны были подготовить и передать в Промбанк следующий пакет документов: титульный список капитальных вложений, заверенный Наркостроем; лимиты по труду; копию штатного расписания и копию регистрации штатов и административно-хозяйственных расходов, заверенные в финансовых отделах; проектно-сметную доку-

ментация и другие документы. В случае недокомплекта пакета документов банк имел право приостанавливать финансирование [21, л. 42].

Данные о деятельности Челябинской областной конторы Промбанка по контролю и сокращению административно-управленческих расходов представлены в таблице.

Сокращение штатов и административно-управленческих расходов в результате деятельности областной конторы Промбанка

Направления экономии 1942 1943 1944 1945 Всего

Сокращение управленческого аппарата (чел.) 1 202 764 976 460 3 402

Экономия административно-управленческих расходов (тыс. руб.) 1 669 1 461 2 575 692 6 397

Примечание. Сост. по: ОГАЧО. Ф. Р-1507. Оп. 3. Д. 7. Л. 20; Оп. 3. Д. 10. Л. 4; Оп. 3. Д. 12. Л. 42; Оп. 3. Д. 15. Л. 35.

Большой проблемой штатных отделов являлись недокомплект и текучесть кадров. Постоянная смена работников делала невозможным быстрое исполнение приказов НКФ. Те райфо и горфо, где удалось избежать крупных кадровых перемещений, могли выполнять указания и обеспечить качественную работу по контролю над административно-управленческими расходами, а там, где наблюдалась постоянная текучесть кадров, добиться качественной работы было практически невозможно.

Несмотря на серьёзные проблемы и частые нарекания, штатные отделы Челябинской области выполняли огромную работу как по регистрации штатов и смет, так и проверке правильности этой регистрации. В ходе работы были предотвращены многочисленные нарушения, сохранены огромные средства, направленные впоследствии на военные нужды.

Также активная работа штатных отделов помогала выявлять лиц, скрывающихся от трудовой мобилизации. Всех незаконно зарегистрированных направляли на фронт или на промышленные предприятия области. За военные годы штатными отделами было обнаружено множество фактов незаконных повышений ставок зарплат, во всех случаях превышения были отменены, суммы изъяты в бюджеты соответствующих уровней.

В ходе анализа отчётов об исполнении бюджетов Челябинской области удалось выяснить, что в 1940 г. на управленческие расходы выделялось 44 090 тыс. руб. [22, л. 170], а 1945 г. - 34 000 тыс. руб. [23, л. 6], т. е. административно-управленческие расходы в области за годы войны были сокращены

на 23 %. Минимальная сумма затрат на управление была достигнута по итогам исполнения бюджета 1944 г. - 30 724 тыс. руб. [24, л. 9].

Таким образом, системная работа на всех уровнях власти при регулярном и пристальном внимании руководства страны и регионов позволяет регулировать и контролировать управленческий аппарат и управленческие расходы, сохраняя высочайший уровень эффективности государственной системы.

На представленных материалах можно ещё раз подтвердить мобилизационный характер советской экономики. Властям Советского Союза с началом войны не пришлось в кратчайшие сроки перестраивать систему управления государством. Практически все механизмы решения экстраординарных и экстремальных задач были созданы ещё в 30-е годы в ходе реализации сверхсложных задач индустриализации, а в годы Великой Отечественной войны они достигли более совершенного уровня. Эта изначально мобилизационная модель функционирования советского государства и экономики является одной из причин Великой Победы. Мы были готовы к самым сложным вызовам и нам не пришлось спешно и срочно создавать новую модель для военных условий. Мобилизационная модель эффективно (с колоссальными издержками) решившая задачу индустриализации, позволила нам преодолеть тяжелейшие поражения 1941 г. и победить объединённую немецким нацизмом Европу. Конечно, напрямую использовать наработки финансовой системы времён Великой Отечественной войны в современных условиях

невозможно. Но её ключевые положения (жёсткий контроль, ответственность, планомерность, социальные гарантии) могут быть использованы и в наши дни.

Стоит также отметить, что созданная система контроля над управленческими расходами решала не только задачу экономии финансовых средств. Это был один из механизмов кадровой мобилизации, перераспределения трудоспособного населения на важнейшие для страны направления. Ещё одна задача, которую могла решать подобная система контроля, это повышение эффективности всей системы управления, так как сотрудники штатных отделов были обязаны разрабатывать программы оптимизации и ликвидировать излишние штатные единицы.

Кроме этого, существовала возможность повышения эффективности труда каждого конкретного специалиста, так как он понимал, что его некачественная работа может подвигнуть проверяющие органы на сокращение и перевод его с управляющей должности на завод или фронт. Стоит отметить, что указанный механизм контроля и оптимизации был создан в правовых рамках, он не опирался ни на партийную ни на идеологическую работу. Это подтверждает универсальность советской системы управления экономикой и её смешанный характер, несмотря на заявленную жёсткую плановость и антирыночный уклад. Финансовые процессы оставались важнейшими механизмами экономического регулирования в Советском государстве даже в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Плотников К. Н. Очерки истории бюджета Советского государства. - М. : Госфиниздат, 1955. - 556 с.

2. Тамарченко М. Л. Советские финансы в период Великой Отечественной войны. - М. : Финансы, 1967. - 143 с.

3. История социалистической экономики СССР : в 7 т. / под ред. И. А. Гладкова. - М. : Наука, 1978. - Т. 5 : Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны, 1938-1945 гг. - 565 с.

4. Дьяченко В. П. История финансов СССР (1917-1950 гг.). - М. : Наука, 1978. - 493 с.

5. Коржихина Т. П. История государственных учреждений СССР. - М. : Высшая школа, 1986. - 398 с.

6. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1940. -№ 20.

7. Ровинский Н. Н. Государственный бюджет СССР. - М. : Госфиниздат, 1944. - 385 с.

8. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7733. Оп. 26. Д. 51.

9. Челябинский рабочий. - 1941. - 14 марта. -№ 61.

10. Зверев А. Г. Борьба за экономию для нужд фронта // Большевик. - 1942. - № 2. - С. 27.

11. Областной государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. П-1029. Оп. 15. Д. 1908.

12. ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 1349.

13. ОГАЧО. Ф. П-1029. Оп. 15. Д. 1908.

14. ОГАЧО. Ф. П-1029. Оп. 15. Д. 1908.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. ОГАЧО. Ф. П-1029. Оп. 15. Д. 1908.

16. ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 1548.

17. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-339. Оп. 1. Д. 953.

18. ГАРФ. Ф. Р-7523. Оп. 14. Д. 58.

19. ГАРФ. Ф. А-339. Оп. 1. Д. 953.

20. ОГАЧО. Ф. П-1029. Оп. 15. Д. 1908.

21. ОГАЧО. Ф. Р-1507. Оп. 3. Д. 12.

22. ОГАЧО, ф. Р-274, оп.3, д. 54.

23. ОГАЧО. Ф. Р.-1029. Оп. 15. Д. 19.

24. ОГАЧО. Ф. Р-1029. Оп. 15. Д. 18.

Информация о статье

Дата поступления 21 апреля 2019 г.

Article info

Received April 21, 2019

Accepted

November 5, 2019

Дата принятия в печать 5 ноября 2019 г.

Сведения об авторе

Ивлев Никита Николаевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических наук Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского (Челябинск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 454084, Россия, Челябинск, ул. Каслинская, 27, кв. 149

E-mail: Ivleven.n.n@mail.ru

About the author

Nikita N. Ivlev - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Social and Humanitarian, Psychological and Pedagogical Sciences of the South Ural State Institute of Arts named after P. I. Tchaikovsky (Chelyabinsk, Russia)

Postal address: 27, sq. 149, Kaslinskaya ul., Chelyabinsk, 454084, Russia

E-mail: Ivleven.n.n@mail.ru

Для цитирования

Ивлев Н. Н. Политика советского государства по оптимизации административно-управленческих расходов в годы Великой Отечественной войны (на материалах Челябинской области) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 4 (24). С. 104-113. й01: 10.24147/2312-1300.2018.4.104-113.

For citations

Ivlev N.N. Policy of General and Administrative Expenses in Soviet State During the Great Patriotic War (A Case of Study Chelyabinsk Region). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 4 (24), pp. 104113. DOI: 10.24147/2312-1300.2019.4.104-113 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.