Russia in the global world № 10 (33) 2017
УДК 327.8
Р. Р. Бакиров
ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
БАКИРОВ Рамиль Раилевич - магистрант. Санкт-
Петербургский государственный университет. 191060, ул.
Смольного 1/3, 8 подъезд, Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: ramil.1905@mail.ru.
Автор дает характеристику Арктическому региону, выделяет значение данного региона для такой мировой державы, как Соединенные Штаты Америки, рассматривает и анализирует внешнюю политику Соединенных Штатов Америки в Арктическом регионе через международный форум -Арктический совет - фокусирует внимание на политике США в Арктике в отношении Российской Федерации. Арктический регион в последние десятилетия переживает бурный рост межгосударственных отношений. На фоне сотрудничества происходит и обострение противоречий, усиление конкуренции между государствами, поскольку данный регион обладает богатыми природными ресурсами. В дополнение к проблемам обострения противоречий причисляется и тот факт, что раздел территории Арктики официально не зафиксирован. Соединенные Штаты Америки, являясь арктической державой, в последнее время прилагают все усилия, чтобы наверстать упущенные возможности, так как данный регион имеет важное стратегическое значение. Соединенные Штаты проводят в Арктике грамотно выстроенную последовательную государственную политику, стремятся обеспечить устойчивое развитие Арктики. Также отмечается односторонность действий США. Еще одной особенностью является то, что с окончанием холодной войны в политике Соединенных Штатов Америки происходит смена деятельности отношений в данном регионе: теперь это и доступ к нефтегазовым энергетическим ресурсам, и экономическое доминирование в регионе. Соединенные Штаты в соответствии с Директивой по арктической политике, Арктической дорожной картой военно-морских сил США, а также Национальной стратегией США для Арктического региона, продолжают милитаризацию региона, что приводит к дополнительным противоречиям с Российской Федерацией, которая пытается эту милитаризацию предотвратить. Наложенные санкции в отношении РФ играют свою немаловажную роль в проблеме развития отношений между Соединенными Штатами и Российской Федерацией.
АРКТИКА; ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ; АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ; ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
В последнее десятилетие Арктический регион испытывает значительные изменения характера отношений, прежде всего, в политической, военно-стратегической, экономической и гуманитарной сферах. Но наиболее обсуждаемой и приоритетной темой для государств являются энергетические запасы данного региона. Некоторые эксперты отмечают, что запасы Арктики достигают 25% мировых запасов полезных ископаемых. Нужно отметить, что ресурсы Арктического региона в большинстве своем уже поделены, 97% всех известных разведанных и потенциальных запасов природных ресурсов в регионе находится в зоне суверенитета, суверенных прав и юрисдикции арктических государств (Россия, США, Швеция, Канада, Исландия, Финляндия, Дания, Норвегия), но данный раздел официально не зафиксирован [1, с. 44]. В связи с этим государств, которые хотят принять участие в разделе богатств Арктики, становится все больше, вследствие чего начинает набирать актуальность дискуссия о возможном разделе данной территории между государствами Арктики. Таким образом, в сложившейся ситуации усиления конкуренции за ресурсы Арктического региона для Российской Федерации актуально вести политику сотрудничества с Арктическими державами, прежде всего, с такими влиятельными, как Соединенные Штаты Америки.
Для Соединенных Штатов Америки данный регион имеет колоссальное стратегическое значение, прежде всего, для ядерного подводного флота страны. В период холодной войны данный регион являлся местом противостояния США и СССР, в котором сосредотачивались значительные военные силы противоборствующих сторон. Особенностью региона является то, что здесь проходят кратчайшие маршруты межконтинентальных баллистических ракет, а также трассы стратегических бомбардировщиков [2, с. 18]. Таким образом, Арктика рассматривалась и Западом и Востоком как арена столкновения сверхдержав того времени. В настоящее время в данном регионе работает инфраструктура НОРАД на Аляске, которая прикрывает США и Канаду с северного стратегического направления. В последние десятилетия эксперты отмечают смену мотивации деятельности Вашингтона на Крайнем Севере. Если в период холодной войны главным было военно-стратегическое
136
К^а ш Фе §1оЬа1 world № 10 (33) 2017
противоборство с СССР, то сейчас основное значение имеют экономические интересы - доступ к нефтегазовым ресурсам Арктики [3, с. 3].
Что касается Арктической политики Соединенных Штатов Америки, то ее основные положения провозглашены в таких документах, как Директива по арктической политике от 12 января 2009 г., Арктическая дорожная карта военно-морских сил США от 2009 г., а также Национальная стратегия США для Арктического региона, которая была утверждена в 2013 г.
В частности, в Директиве по арктической политике отмечается, что «Соединенные Штаты Америки имеют важные интересы в сфере национальной безопасности и будут действовать независимо либо в коалиции с другими государствами по отстаиванию этих интересов [4]. Здесь важно отметить, что Соединенные Штаты все еще не ратифицировали Конвенцию по морскому праву от 1982 г., что, с одной стороны, не дает им права предъявлять какие-либо претензии, например в разделе шельфа, но, с другой стороны, полностью развязывает руки в отношении всего Арктического региона. В данном документе, официально заявлены следующие интересы Соединенных Штатов Америки в Арктическом регионе: военно-стратегические, интересы внутренней безопасности и политико-экономические интересы. Военно-стратегические интересы предполагают стратегическое сдерживание, ведение различных военных морских операций, а также полную свободу перелетов и навигации. Интересы же внутренней безопасности включают в себя предупреждение террористических атак. В свою очередь политико-экономические интересы предполагают увеличение американского экономического присутствия.
Арктическая дорожная карта ВМС США от 2009 г., целью которой стал вопрос об обеспечении вооруженных сил системами вооружений, наблюдения, обнаружения и связи, адоптированными к условиям Арктики [5]. Также одна из целей - это усовершенствование системы ПРО морского базирования для защиты от баллистических и крылатых ракет, сил и средств для борьбы с подводными лодками и контроля прибрежной зоны [3, с. 5].
Национальная стратегия США для Арктического региона от 2013 г. определяет интересы национальной безопасности США в Арктическом регионе [6]. В ней обозначены приоритетные направления деятельности, в
основу которых положены уже существующие инициативы властей разного уровня, представителей частного сектора и международных партнеров. В частности Стратегия предусматривает несколько направлений деятельности: продвижение интересов национальной безопасности Соединенных Штатов, ответственное управление ресурсами Арктического региона, укрепление международного сотрудничества. Данные направления предусматривают повышение информированности о деятельности в регионе, обеспечение безопасности региона, охрану окружающей среды, учреждение и организационное оформление интегрированной инфраструктуры по управлению Арктическим регионом, а также работе, направленной на присоединение Соединенных Штатов Америки к Конвенции по морскому праву 1982 г. Кроме того, в документе большое внимание уделяется работе Арктического совета.
Арктический совет был создан в 1996 году как международный форум, на котором обсуждаются проблемы Арктического региона, с целью защиты уникальной природы северной полярной зоны. Но в последнее десятилетие данное образование начинает набирать свой политический вес. В настоящее время приобрести статус наблюдателя в совете пытаются многие государства, и даже интеграционные группировки, такие, как Европейский союз. На данный момент Арктический совет состоит из восьми государств региона, а именно: Дания, Исландия, Россия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция, а также из ряда неправительственных организаций и представителей коренных народов Крайнего Севера. Функции председательства в Арктическом совете проводятся на ротационной основе, переходят от одного государства-участника к другому и выполняются ими в течение двух лет [7 с. 47]. В 2015 году функции председателя форума перешли от Канады к Соединенным Штатам Америки. В свою очередь, программа председательства Соединенных Штатов Америки в Арктическом совете включает несколько основных направлений работы, в первую очередь, -это улучшение экономической ситуации и условий жизни в арктических общинах, обеспечение сохранности и безопасности в Северном Ледовитом океане и рациональное управление его ресурсами. Также к одному из направлений относится решение проблемы последствий изменения климата.
К^а ш Фе §1оЬа1 wor1d № 10 (33) 2017
Одним из акцентов внутренней арктической политики Соединенных Штатов Америки в Арктическом совете является то, что США признали в своей деятельности обращение недостаточного внимания на Арктический регион и сильное отставание в этом плане от Канады, Норвегии и России. В данном случае, одной из причин такого положения дел могут являться социально-экономические проблемы внутри США, затяжные военные действия в Ираке и Афганистане. Также, Соединенные Штаты уделяют особое внимание развитию собственного ледокольного флота. Как известно, в настоящий момент у США из трех ледоколов, которые могут действовать в Арктике, в эксплуатации находятся всего два. В данном случае, по мнению экологов, существующие ледоколы не могут быстро и эффективно помочь в ликвидации возможных катастроф при добыче нефти в Северном Ледовитом океане. В то же время Аляска нуждается в глубоководном порте на западе штата, а также в реконструкции аэропорта и соответствующей инфраструктуры для оперативного реагирования на розливы нефти [8, с. 4]. Одновременно ведется активная работа по обновлению карт данных районов для освоения новых маршрутов судов и возобновления разведывательных работ на арктическом шельфе. Таким образом, Соединенные Штаты Америки намерены использовать свое председательство в Арктическом совете в первую очередь для решения собственных внутренних арктических проблем.
В отношениях с Российской Федерацией Соединенные Штаты Америки надеются на конструктивное сотрудничество, в том числе и в рамках Арктического совета, несмотря на охлаждение отношений. Специальный представитель США по вопросам Арктики адмирал Роберт Папп, в частности, сделал следующее заявление: «Мы готовы к плотному сотрудничеству с Россией в Арктическом регионе и, несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку между нашими странами, будем стремиться к конструктивному диалогу во всех аспектах взаимодействия» [9]. Соединенные Штаты Америки ясно представляют себе, что выполнить все три заявленные задачи в Арктическом совете они смогут, только опираясь на усилия все участников данного форума, особенно Российской Федерации. К примеру, без тесного сотрудничества с Россией будет сложно обеспечить эффективную реализацию соглашений о поиске и спасении и готовности к ликвидации последствий разливов нефти в
Северном Ледовитом океане. Для продвижения таких сложных вопросов, как защита окружающей среды и изменение климата, Арктика, по мнению большинства исследователей, должна оставаться, прежде всего, стабильным регионом. В этом случае практика работы Арктического совета показывает, что для выполнения поставленных целей и задач по внедрению новых долгосрочных приоритетов нужно общее согласие стран участников, которого сложно будет добиться в атмосфере недоверия и напряженности [8, с. 5]. Актуальным остается вопрос введенных санкций против Российской Федерации, которые мешают плодотворному сотрудничеству в Арктическом регионе. В первую очередь санкции ограничивают сроки реализации стратегических проектов разведки, а также создают угрозы и риски для российских компаний. Адресность санкций показывает действительное соперничество между государствами в данном регионе по освоению его ресурсов. [8, с. 6]. В данном случае можно отметить, что Соединенные Штаты не заинтересованы в упрочении позиций нашей страны в Арктике, что ведет к дополнительной конфронтации между государствами.
Таким образом, Арктический регион в последние десятилетия переживает бурный рост межгосударственных отношений. На фоне сотрудничества происходит и обострение противоречий, усиление конкуренции между государствами, поскольку данный регион обладает богатыми природными ресурсами. В дополнение к проблемам обострения противоречий причисляется и тот факт, что раздел территории Арктики официально не зафиксирован. Соединенные Штаты Америки, являясь арктической державой, в последнее время прилагают все усилия, чтобы наверстать упущенные возможности, так как данный регион имеет важное стратегическое значение. Соединенные Штаты проводят в Арктике грамотно выстроенную последовательную государственную политику, стремятся обеспечить устойчивое развитие Арктики. Также можно отметить односторонность действий США. Еще одной особенностью явилось то, что с окончанием холодной войны в политике Соединенных Штатов Америки происходит смена деятельности отношений в данном регионе: теперь это и доступ к нефтегазовым энергетическим ресурсам, и экономическое доминирование в регионе. Соединенные Штаты в соответствии с Директивой по арктической политике, Арктической дорожной картой
Russia in the global world № 10 (33) 2017
военно-морских сил США, а также Национальной стратегией США для Арктического региона, продолжают милитаризацию региона, что приводит к дополнительным противоречиям с Российской Федерацией, которая пытается эту милитаризацию предотвратить. Также, наложенные санкции в отношении РФ играют свою немаловажную роль в проблеме развития отношений между Соединенными Штатами и Российской Федерацией.
Как итог, текущие противоречия вполне могут быть ядром для будущих разногласий. Для того, чтобы исключить последующие ухудшения отношений или военный сценарий развития событий, обеим сторонам нужно вести взаимные консультации, вырабатывать совместные решения по ключевым вопросам и реализовывать не только двусторонние, но и многосторонние арктические проекты. Также Арктический совет может внести свою лепту в урегулирование конфликтных ситуаций и споров, несмотря на то, что Соединенные Штаты Америки, являясь председателем данного форума, преследует свои внутренние цели. Только благодаря совместным действиям Арктических стран получится сохранить Арктический регион в качестве территории мира и сотрудничества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Иванов С.М. Проблемы освоения Арктики и национальная безопасность России // Право и безопасность. 2013. № 1-2. С. 95-99.
2. Александров О.Б. Кто обеспечит безопасность Арктики? // Вестник МГИМО Университета. 2013. №2 (29). С. 18-23.
3. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктическая стратегия США и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 48 (189). С. 2-10.
4. Директива по арктической политике США 2009. URL: http:// www. fas. org/irp/offdocs/nspd/nspd-66.htm (дата обращения: 21.03.2016).
5. Арктическая дорожная карта военно-морского флота США 2014. URL: http://www.navy. mil/navydata/documents/USN_artic_roadmap.pdf (дата обращения: 21.03.2016).
6. Национальная стратегия США для арктического региона 2013. URL: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/nat_arctic_strategy.pdf (дата обращения: 26.03.2016).
7. Журавель В.П.,Антюшина Н.М. Арктический совет: переход председательства от Канады к США // Обозреватель - Observer. 2015. №3(302). С. 47-55.
8. Журавель В.П. Арктический совет: председательство США // Современная Европа. 2016. № 2 (68). С. 17-21 DOI: 10.15211/soveurope220161721.
9. Папп Р. Арктика - территория диалога, в том числе для США // Arctic-info. 2016. URL: http://www.arctic-info.ru/news/26-01-2016/robert-papp--arktika— territoria-dialoga--v-tom-cisle-dla-ssa (дата обращения: 28.03.2016).
BAKIROV, Ramil R. - Saint-Petersburg State University. 191060, 1/3 Smolny Street, 8 entrances, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: ramil.1905@mail.ru.
POLICY OF THE UNITED STATES OF AMERICA IN THE ARCTIC REGION
The author characterizes the Arctic region, highlights the importance of this region for such a world power as the United States, considers and analyzes the foreign policy of the United States policy in the Arctic region through such international forums as the Arctic Council, focuses on US policy in the Arctic in relation to the Russian Federation. The Arctic region in recent decades, is demonstrating rapid growth of bilateral relations. Against the background of co-operation takes place the intensification of contradictions, increasing competition between states, because the region has rich natural resources. In addition to the acute contradictions and problems is ranked the fact that partition of the Arctic territory is not officially fixed. United States of America, being an Arctic Power, in recent years have made all possible efforts to make up for missed opportunities because this region has great strategic importance. The United States is pursuing competent public policy in the Arctic region, seeking to ensure the sustainable development of the Arctic. It is also noted that the actions of the US are unilateral. Another feature is that with the end of the Cold War the United States of America has experienced the change of the activity of the policy in the region: now it includes the access to oil, gas, energy resources and economic dominance in the region. According to the National Security Presidential Directive in Arctic region, Navy Arctic Roadmap and National Strategy For The Arctic Region, The United States of America are continuing militarization of the region, which results in additional contradictions with the Russian Federation, which is trying to prevent the militarization. The imposition of sanctions against the Russian Federation plays a significant role in development of relations between the United States and the Russian Federation.
ARCTIC; POLICY OF THE UNITED STATES OF AMERICA; ARCTIC COUNCIL; FOREIGN POLICY