Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ОТНОШЕНИИ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ'

ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ОТНОШЕНИИ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
альтернативная энергетика / международное энергетическое сотрудничество / возобновляемые виды энергии / Республика Корея / энергетический сектор / alternative energy / international energy cooperation / renewable energy / Republic of Korea / energy sector

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огородникова Анастасия Александровна

Цель статьи заключается в рассмотрении политики Республики Корея в отношении развития и использования возобновляемых источников энергии. В связи с тем, что энергетический сектор Кореи в большей степени зависит от импорта энергоносителей, автор анализирует усилия страны по диверсификации энергоструктуры и инициативу «Нового зеленого курса» как инструмент достижения страной углеродной нейтральности. Кроме того рассматривается участие страны в международных форумах и сотрудничество с энергетическими организациями на мировой арене. Также освещаются конкретные внутренние инициативы, такие как расширение инфраструктуры возобновляемых источников энергии и содействие инновациям в области энергетики. В заключение автором отмечается, что для реализации Республикой Корея политики декарбонизации значительную роль играет партнерство с развитыми странами, имеющими опыт в использовании альтернативных источников энергии, для получения передовых знаний и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENEWABLE ENERGY POLICY OF THE REPUBLIC OF KOREA

The purpose of the article is to examine the Republic of Korea's policy towards the development and utilization of renewable energy sources. Due to the fact that Korea's energy sector is more dependent on energy imports, the author analyzes the country's efforts to diversify its energy structure and the Green New Deal initiative as a tool for the country to achieve carbon neutrality. The country's participation in international forums and cooperation with energy organizations on the world stage are also examined. Specific domestic initiatives such as expanding renewable energy infrastructure and promoting energy innovation are also highlighted. The author concludes by noting that for the Republic of Korea to implement its decarbonization policy, partnering with developed countries with experience in alternative energy sources to gain advanced knowledge and technology plays a significant role.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ОТНОШЕНИИ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ»

Введение

Технологический прогресс в сочетании с резким ростом населения привел к изменениям в энергетическом секторе всех стран мира. В настоящее время ископаемое топливо, а именно нефть, уголь и природный газ, являются основными источниками энергии, которые используются как развитыми, так и развивающимися странами. Однако снижение темпов добычи и рост соответствующих затрат свидетельствует об истощении запасов традиционных источников энергии. В то же время переработка углеводородов вызывает глобальные изменения климата и связанные с ними экологические и социально-экономические последствия. Данные обстоятельства указывают на то, что использование невозобновляемых видов источников энергии больше не является однозначным фактором устойчивости и представляет собой потенциальную угрозу энергетической безопасности различных стран мира. В связи с этим появилась необходимость в смене политической и экономической парадигмы в пользу неисчерпаемых, экологичных источников энергии.

Возобновляемая энергия – это энергия, полученная из источников, которые возобновляются естественным образом, со скоростью, превышающей масштабы их потребления. Ключевую роль здесь играет солнечный свет, непрерывно поступающий на поверхность Земли, вследствие чего альтернативные источники энергии, основанные на энергии солнца, имеют практически неограниченный потенциал использования и могут иметь важное значение в достижении международной энергетической безопасности [1, С. 95].

Стремление к устойчивому развитию

Быстрый экономический рост и урбанизация Южной Кореи на рубеже XX – XXI вв. привели к значительному увеличению спроса на энергию. Однако ввиду нехватки собственных природных ресурсов энергетическая структура Республики Корея характеризуется сильной зависимостью от импорта энергоносителей, в особенности от ископаемых видов топлива, таких как природный газ и нефть. В отчете консалтингового агентства TrendEconomy за 2022 год указывается, что Корея вошла в число крупнейших импортеров угля, нефти и сжиженного природного газа (СПГ) [2].

Потребность в иностранных источниках энергии создает для Кореи ряд серьезных проблем. В первую очередь проблему энергетической безопасности страны, так как ограниченное количество экспортеров повышает ее уязвимость к колебаниям цен и сбоям поставок, вызванных геополитической напряженностью в регионе и мире [3, С. 147]. В то же время неустойчивый характер мировых цен на энергоносители может негативно повлиять на экономику Республики Корея.

Признавая существующие проблемы, правительство Южной Кореи предприняло активные действия по диверсификации структуры энергопотребления и повышению уровня национальной энергетической безопасности. В настоящее время Корея участвует в мероприятиях множества стран мира по решению проблем энергетической безопасности и устойчивости через систему международного энергетического сотрудничества, включающего в себя сеть энергетических институтов, международных программ и соглашений [4, С. 81].

Республика Корея является членом Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA) и Международного энергетического агентства (IEA), основными целями которых является преобразование глобальной энергетической системы через использование регенеративной энергетики, имеющей большую конкурентоспособность по сравнению с традиционными ископаемыми видами топлива. В рамках проекта “Net zero emissions” и сотрудничества между Кореей и IEA, Корейское агентство технологий и стандартов (KATS) опубликовало стандарт для предприятий, направленный на эффективный энергоменеджмент и достижение углеродной нейтральности [5]. Кроме того, с целью развития сотрудничества в области экологически чистой энергетики в Северо-Восточной Азии Корейский институт экономики энергетики (KEEI) объединил усилия с Организацией по развитию и сотрудничеству в области глобальных энергетических взаимосвязей (GEIDCO), для осуществления инициатив, возглавляемых IRENA [6].

Являясь активным участником переговоров по вопросам климатического режима и осознавая важность перехода на низкоуглеродные источники энергии, в связи с обостряющейся экологической ситуацией в мире, с 2013 года Корея начала принимать участие в Министерских встречах по чистой энергетике (CEM) – форуме, на котором правительства обмениваются передовым опытом и продвигают политику «зеленой» энергетики [7]. Будучи соруководителем Инициативы по региональному и глобальному энергетическому объединению (RGEI), способствующей сотрудничеству в области трансграничной инфраструктуры передачи электроэнергии, Корея разрабатывает и внедряет инноваций в данной области в рамках CEM [8].

В 2016 году Южная Корея ратифицировала Парижское соглашение, основной целью которого является ограничение повышения средней температуры Земли до 2°C относительно соответствующему показателю XIX века, тем самым подчеркнув свою приверженность борьбе с чрезвычайной климатической ситуацией. Данное обязательство было дополнительно закреплено разработкой Базового плана реагирования на изменение климата и Дорожной карты, в которой изложены конкретные шаги по сокращению выбросов парниковых газов [9]. Реализация этих планов привела к увеличению прямых иностранных инвестиций в возобновляемые источники энергии и энергоэффективность.

Согласно глобальной тенденции «чистого нуля» и сдвигу в сторону устойчивого будущего в 2020 году Президент Республики Корея Мун Чже Ин объявил о том, что страна станет углеродно-нейтральной к 2050 году, обнародовав план проекта «Нового зеленого курса» – комплексной стратегии по переходу энергетического сектора Кореи от ископаемого топлива к регенеративной энергетике. Инициатива предусматривает увеличение использования энергии, полученной из альтернативных источников, которые будут направлены на достижение 20 % производства электроэнергии к 2030 году и до 35 % к 2040 году, а также постепенный отказ от угля и атомной энергии в энергобалансе страны при значительном повышении энергоэффективности, путем внедрения и использования водородного топлива [10]. С момента реализации «Нового зеленого курса» наблюдаются изменения в энергетической структуре Кореи, на что указывают данные, отображенные в графике.

Доля использования экологически чистых источников энергии в общем объеме потребления энергии в Республике Корея (единица измерения: %) [11]

Однако, по оценкам исследовательских организаций Climate Analytics и NewClimate Institute, политика и действия Республики Корея в сфере возобновляемых источников энергии являются «крайне недостаточными», в связи, с чем показатели страны не достигают среднего значения среди других стран-членов ОЭСР (около 15,4 %) [12; 13].

Для изменения текущего положения в настоящее время в Корее реализуются множество проектов по расширению уже имеющейся сети солнечных и ветровых электростанций, а также предпринимаются усилия по модернизации общественных транспортных средств с использованием электроэнергии. Большое внимание в этом плане уделяется проекту «Безуглеродный остров», целью которого является полный перевод всех видов наземного транспорта и производства электроэнергии на экологически чистые источники к 2030 году на Чечжу-до. Существующие в данный момент солнечные и ветровые электростанции острова на данный момент обеспечивают около 18 % потребностей Чеджу в электроэнергии [14].

Помимо этого правительство Республики Корея также заинтересовано в строительстве солнечных и ветряных электростанций на территории полуострова. Конкретным примером этого может выступать строительство Sinan Solar Park – одной из самых масштабных солнечных установок в Северо-Восточной Азии, и запуск проекта плавательной морской ветроэлектростанции LiDAR.

Приверженная политике декарбонизации Республика Корея не только развивает собственный сектор регенеративной энергетики, но и способствует международному сотрудничеству посредством таких инициатив, как Корейско-германское энергетическое партнерство. Благодаря данному сотрудничеству Южная Корея участвует в исследованиях и разработках технологий возобновляемой энергетики следующего поколения, а также получает доступ к передовым знаниям и опыту Германии в таких областях, как интеллектуальные сети, системы хранения энергии и чистый водород [15].

Помимо сотрудничества с европейскими странами, Корея является партнером США. США стремятся достичь нулевых выбросов к 2050 году, что требует полного перехода на возобновляемые источники энергии. Аналогичным образом, Корея стремится значительно увеличить долю альтернативной энергетики в своем энергетическом секторе. В 2023 году страны подписали серию меморандумов о взаимопонимании в рамках «Партнерства Кореи и США в области высоких технологий и чистой энергетики». Эти Меморандумы сосредоточены на различных областях возобновляемой энергетики, включая сотрудничество в области исследований и разработок передовых батарей, водородных технологий и критически важных минералов, имеющих решающее значение для производства экологически чистой энергии. Кроме того, обе страны являются членами «Партнерства по минеральной безопасности», инициативы США, направленной на создание устойчивых цепочек поставок экологически чистых энергетических технологий [16].

Заключение

В настоящее время переход к низкоуглеродным источникам энергии является краеугольным камнем достижения целей устойчивого развития. Зависимость Республики Корея от импорта ископаемого топлива создает серьезные проблемы в отношении национальной энергетической безопасности и экологической устойчивости. Тем не менее страна активно работает над увеличением доли использования альтернативных источников энергии в общем объеме потребления энергии и реализацией политики сокращения выбросов посредством сотрудничества с международными энергетическими институтами, участия в международных форумах и инициативах. «Новый зеленый курс» Южной Кореи ставит амбициозные цели по переходу к будущему чистой энергетики, однако на данный момент прогресс до сих пор является недостаточным для достижения углеродной нейтральности. В связи с этим страна активно реализует проекты по расширению уже существующей и созданию новой инфраструктуры регенеративных источников энергии, электрификации общественного транспорта и использованию инноваций в сфере энергетики. В дополнение к внутренним инициативам развиваются партнерские отношения с другими странами, в частности с Германией и США, для получения доступа к передовым технологиям и участия в исследованиях и разработках в сфере альтернативной энергетики. Такое партнерство не только способствует достижению углеродной нейтральности Кореей, но и вносит значительный вклад в решении глобального вопроса по изменению климата.

Список литературы

1. Попель, О.С. Возобновляемые источники энергии: роль и место в современной и перспективной энергетике / О.С. Попель – Текст: непосредственный // Российский химический журнал. – 2008. – №6. – С. 95-106.

2. Объем мирового экспорта и импорта минерального топлива // TrendEconomy [Электронный ресурс]. URL: https://trendeconomy.ru/data/commodity_h2/2701 (дата обращения: 23.02.2024).

3. Карпенко, В.М. Диверсификация структуры энергопотребления как инструмент обеспечения национальной энергобезопасности / В.М. Карпенко, Х. Юань – Текст: непосредственный // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2022. – №1 (256). – С.145-151.

4. Исаков, И.И. Энергетическое сотрудничество государств в рамках международных организаций (институтов) / И.И. Исаков – Текст: непосредственный // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. – 2010. – №2. – С. 81-85.

5. Net zero guidelines // International Organization for Standardization [Электронный ресурс]. URL: https://www.iso.org/en/contents/data/standard/08/50/85089.html (дата обращения: 23.02.2024).

6. Renewable Energy and Electricity Interconnections for a Sustainable Northeast Asia // IRENA [Электронный ресурс]. URL: https://www.irena.org/Publications/2021/May/Renewable-Energy-and-Electricity-Interconnections-for-a-Sustainable-Northeast-Asia (дата обращения: 23.02.2024).

7. Clean Energy Ministerial // CEM [Электронный ресурс]. URL: https://www.cleanenergyministerial.org/cem14-press-release/ (дата обращения: 23.02.2024).

8. Regional and global energy interconnection (RGEI) initiative // CEM [Электронный ресурс]. URL: https://www.cleanenergyministerial.org/initiatives-campaigns/regional-and-global-energy-interconnection-rgei-initiative (дата обращения: 23.02.2024).

9. Меры по борьбе с изменением климата // ООН [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement (дата обращения: 24.02.2024).

10. 위기를 기회로 바꾸는 녹색혁명, 그린 뉴딜 // 행정안전부 대통령기록과 [Электронный ресурс]. URL: http://webarchives.pa.go.kr/19th/report.president.go.kr/story/view/4 (дата обращения: 24.02.2024).

11. Energy system of Korea // IEA [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/countries/korea (дата обращения: 25.02.2024).

12. Korea Electricity Security Policy // IEA [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/articles/korea-electricity-security-policy (дата обращения: 25.02.2024).

13. World Energy Balances // IEA [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/data-and-statistics/data-product/world-energy-balances (дата обращения: 25.02.2024).

14. Carbon-Free Island 2030 Project // Investment Environment Jeju Island [Электронный ресурс]. URL: https://www.investkorea.org/jj-en/cntnts/i-1506/web.do (дата обращения: 26.02.2024).

15. 한-독 에너지파트너십 [Электронный ресурс]. URL: https://www.energypartnership-korea.org/ko/home/ (дата обращения: 26.02.2024).

16. 한-미국 SMR•청정수소 MOU 13건 // 경제외교 활용포털 [Электронный ресурс]. URL: https://president.globalwindow.org/kz.info.MouDetail.do?mou_seq=1533 (дата обращения: 26.02.2024).

References

1. Popel', O.S. Vozobnovljaemye istochniki jenergii: rol' i mesto v sovremennoj i perspektivnoj jenergetike / O.S. Popel' – Tekst: neposredstvennyj // Rossijskij himicheskij zhurnal. – 2008. – №6. – S. 95-106.

2. Ob#em mirovogo jeksporta i importa mineral'nogo topliva // TrendEconomy [Jelektronnyj resurs]. URL: https://trendeconomy.ru/data/commodity_h2/2701 (data obrashhenija: 23.02.2024).

3. Karpenko, V.M. Diversifikacija struktury jenergopotreblenija kak instrument obespechenija nacional'noj jenergobezopasnosti / V.M. Karpenko, H. Juan' – Tekst: neposredstvennyj // Trudy BGTU. Serija 5: Jekonomika i upravlenie. 2022. – №1 (256). – S.145-151.

4. Isakov, I.I. Jenergeticheskoe sotrudnichestvo gosudarstv v ramkah mezhdunarodnyh organizacij (institutov) / I.I. Isakov – Tekst: neposredstvennyj // Vestnik RUDN. Serija: Juridicheskie nauki. – 2010. – №2. – S. 81-85.

5. Net zero guidelines // International Organization for Standardization [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.iso.org/en/contents/data/standard/08/50/85089.html (data obrashhenija: 23.02.2024).

6. Renewable Energy and Electricity Interconnections for a Sustainable Northeast Asia // IRENA [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.irena.org/Publications/2021/May/Renewable-Energy-and-Electricity-Interconnections-for-a-Sustainable-Northeast-Asia (data obrashhenija: 23.02.2024).

7. Clean Energy Ministerial // CEM [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.cleanenergyministerial.org/cem14-press-release/ (data obrashhenija: 23.02.2024).

8. Regional and global energy interconnection (RGEI) initiative // CEM [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.cleanenergyministerial.org/initiatives-campaigns/regional-and-global-energy-interconnection-rgei-initiative (data obrashhenija: 23.02.2024).

9. Mery po bor'be s izmeneniem klimata // OON [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement (data obrashhenija: 24.02.2024).

10. 위기를 기회로 바꾸는 녹색혁명, 그린 뉴딜 // 행정안전부 대통령기록과 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://webarchives.pa.go.kr/19th/report.president.go.kr/story/view/4 (data obrashhenija: 24.02.2024).

11. Energy system of Korea // IEA [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.iea.org/countries/korea (data obrashhenija: 25.02.2024).

12. Korea Electricity Security Policy // IEA [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.iea.org/articles/korea-electricity-security-policy (data obrashhenija: 25.02.2024).

13. World Energy Balances // IEA [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.iea.org/data-and-statistics/data-product/world-energy-balances (data obrashhenija: 25.02.2024).

14. Carbon-Free Island 2030 Project // Investment Environment Jeju Island [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.investkorea.org/jj-en/cntnts/i-1506/web.do (data obrashhenija: 26.02.2024).

15. 한-독 에너지파트너십 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.energypartnership-korea.org/ko/home/ (data obrashhenija: 26.02.2024).

16. 한-미국 SMR•청정수소 MOU 13건 // 경제외교 활용포털 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://president.globalwindow.org/kz.info.MouDetail.do?mou_seq=1533 (data obrashhenija: 26.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.