УДК: 33.338.2
DOI: 10.18384/2310-6646-2021-1-42-48
ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА (НА ПРИМЕРЕ ИРАНА И РОССИИ)
Расулинежад Э.
Тегеранский университет
1417614418, г. Тегеран, ул. Шанздах-э-Азар (пр-т Энгелаб), Исламская республика Иран Аннотация
Цель. Изучить развитие цифровой экономики в условиях пандемии коронавируса в двух странах - Иране и России.
Процедура и методы. Использованы методы сравнительного анализа, сопоставления, обобщения и интерпретации результатов исследования.
Результаты. Результаты показали, что обе страны пытаются издать соответствующие нормативные акты и улучшить инфраструктуру, чтобы повысить вклад цифровой экономики в ВВП в условиях пандемии коронавируса.
Теоретическая и/или практическая значимость. Для усиления цифровой экономики Иран и Россия должны улучшить деятельность МСП, которые являются потенциальными и подходящими двигателями цифрового экономического роста в экономике. В работе рассмотрены 3 стратегии: расширение доступа компаний к финансам, улучшение среды электронного бизнеса и создание системы государственной поддержки МСП, - которые помогут МСП повысить эффективность цифровой экономики в условиях негативных последствий COVID-19.
Ключевые слова: цифровая экономика, пандемия, экономическая трансформация, Россия, Иран
DEVELOPING POLICY OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC (EVIDENCE OF IRAN AND RUSSIA)
E. Rasoulinezhad
University of Tehran
16, Shanzdah-e-Azar st. (Engelab Avenue), Tehran, 1417614418, Iran Abstract
Aim. To study the development of the digital economy in the context of the coronavirus pandemic in two countries - Iran and Russia.
Methodology. Methods of comparative analysis, comparison, generalization and interpretation of research results were used.
Results. The results showed that both countries are trying to issue appropriate regulations and improve infrastructure to increase the contribution of the digital economy to GDP in the context of the coronavirus pandemic.
Research implications. To strengthen the digital economy, Iran and Russia must improve the performance of SMEs, which are potential and suitable engines of digital economic growth in the economy. Three different strategies are explained and recommended: increasing companies' access to finance, improving the e-business environment, and creating the government support system for SMEs, that will help SMEs improve the efficiency of the digital economy in the context of the negative impact of COVID-19.
Keywords: digital economy, pandemic, economic transformation, Russia, Iran
© CC BY Расулинежад Э., 2021.
TIT
Введение
Цифровая экономика - это уникальная услуга экономических, социальных и культурных отношений, основанная на информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) [1]. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), цифровая экономика - это экономика, в основе которой стоят цифровые технологии, включая сети связи, компьютеры, программное обеспечение и др. К измерениям и областям цифровой экономики относятся: электронная коммерция, электронное правительство, электронный банкинг, электронное здравоохранение, электронное обучение и электронный туризм.
Цифровая экономика, благодаря трансформации всех секторов и рынков, ведёт к повышению производительности, производству товаров и услуг более высокого качества по более низкой цене и доступу к различным рынкам. Сегодня цифровиза-ция экономики с упором на повышение производительности, создание рабочих мест и ускорение экономического роста была предложена в качестве одного из доминирующих подходов в различных странах, и большинство из них движутся в сторону цифровизации и изменения доли рынка с традиционной экономики на цифровую.
Вспышка короновируса в 2020 г. вызвала глобальный экономический кризис, который привёл к закрытию коммерческих и общественных объектов, к снижению экономической активности и безработице. Пандемия COVID-19 нанесла крупный ущерб мировой экономике с серьёзными последствиями для всех сообществ и отдельных лиц. В таких условиях вопросы развития цифровой экономики стали очень важными. Цифровая экономика может спасти традиционную экономику, переведя все рынки в цифровое пространство, где спрос и предложение могут формироваться в цифровом виде.
Развитие цифровой экономики Ирана и России, находящихся под санкциями Запада, и структура экономики этих двух стран энергетически ориентированы.
Основная цель данной работы - изучение путей развития цифровой экономики в Иране и России, выявление её особенностей и слабых сторон. Учитывая серьёзные последствия пандемии для национальных экономик этих двух стран, развитие цифровой экономики в обеих странах имеет особое значение.
В нашем исследовании значительное внимание уделено экономической трансформации в условиях пандемии, а также представлены различные стратегии повышения активности МСП в цифровой экономике для Ирана и России.
Экономическая трансформация в условиях пандемии
11 марта 2020 г. ВОЗ охарактеризовал COVID-19 как пандемию, зафиксировав более 3 млн заболевших и 207 973 смерти в 213 странах и территориях1.
Несмотря на то, что учёными разных стран уже давно были спрогнозированы ожидаемые экономические и медицинские издержки в результате вспышек инфекционных заболеваний [8], мир не смог адекватно инвестировать в превентивные меры и меры по обеспечению готовности к снижению рисков крупных эпидемий.
COVID-19 - это «тревожный» призыв для мировых лидеров активизировать сотрудничество по обеспечению готовности к эпидемиям и предоставить необходимое финансирование для международных коллективных действий.
Вирус не только стал кризисом общественного здравоохранения, но и повлиял на мировую экономику. Экономические последствия произошли во всем мире
1 World Health Organization. Coronavirus Disease 2019 (COVID-19): Situation Report 100. Geneva (2020)
[Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/situation-reports/20200429-
sitrep-100-covid-19.pdf?sfvrsn=bbfbf3d1_6 (дата обращения: 08.10.2020).
из-за снижения производительности, закрытия предприятий, сбоя в торговле и разрушения индустрии туризма. Уже к середине 2020 г. наблюдались значительное сокращение доходов населения, рост безработицы и проблемы в транспортной, обслуживающей и производственной отраслях.
Мировые финансовые и нефтяные рынки значительно сократились [2], поскольку количество случаев заболевания начало расти во всём мире, в основном через США, Италию, Испанию, Германию, Францию, Иран и Южную Корею. С начала года ведущие индексы фондовых рынков США и Европы (S&P 500, FTSE 100, CAC 40 и DAX) потеряли 1/4 своей стоимости, при этом цены на нефть упали более чем на 65% по состоянию на 24 апреля 2020 г.
Более серьёзные экономические проблемы связаны с текущим и потенциальным будущим спросом на нефть, который перерастает в колебания цен на нефть из-за снижения экономической активности, вызванной пандемией. Ожидаемое избыточное предложение также привело к значительному снижению цен. Если цены на нефть сохранятся ниже ожидаемых, во многих странах, зависящих от нефти, может произойти спад вследствие сокращения торговли и инвестиций. Потрясения на рынках труда будут серьёзными, особенно для стран, зависящих от миграции. Во всём мире трудящиеся-мигранты вносят большой вклад в рынки труда [4], устраняя дисбаланс как в высококвалифицированных, так и в низкоквалифицированных профессиях. Поскольку ограничения на международные поездки и карантин, скорее всего, сохранятся в обозримом будущем, миграционные потоки будут ограничены, что будет препятствовать глобальному экономическому росту и развитию.
Распространение вируса, вероятно, продолжит подрывать экономическую активность и отрицательно скажется на обрабатывающей промышленности и сфере услуг, особенно в развивающихся странах, таких как Иран и Россия, следовательно, финансовые рынки в этих странах будут оставаться нестабильными. По-прежнему остаётся вопрос, окажет ли этот разворачивающийся кризис длительное структурное воздействие на национальные экономики развивающихся стран.
Традиционная экономическая система в развивающихся странах основана на традиционном рыночном механизме, когда поставщики и клиенты находят друг друга на физическом рынке и торгуют товарами и услугами. Пандемия снижает роль физического рынка из-за угрозы распространения вируса. Следовательно, Иран и Россия должны попытаться улучшить цифровую экономику, которая позволит поставщикам и потребителям находить друг друга на цифровых рынках через веб-сайты, мобильные приложения, социальные сети и электронную почту. Этот процесс создаёт новую экономическую трансформацию, загружая новую тенденцию экономического развития и снижая негативные последствия пандемии [6].
Цифровая экономика и развитие малых и средних предприятий (МСП)
в России и Иране
Малые и средние предприятия (МСП) в современных экономиках Ирана и России являются двигателями роста, создают рабочие места, стимулируют разработку новых продуктов и услуг, способствуют росту потребления и играют решающую роль в развитии отраслевой конкуренции. По данным экспертов, МСП обеспечили более 43% ВВП Ирана в 2018 г. [7], а в России на май 2019 г. насчитывалось более 6,2 млн микро-, малых и средних предприятий (около 22,3% ВВП и около 26,3% рабочей силы1).
1 Financing SMEs and Entrepreneurs 2020: An OECD Scoreboard. Russian Federation // OECDiLibrary: [сайт].
URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/4034a9a8-en/index.html?itemId=/content/component/4034a9a8-
en#:~:text=The%20definition%20of%20SMEs%20in,around%2026.3 (дата обращения: 18.10.2020).
Если мы определим цифровую экономику как изменение всех стратегий создания рабочих мест и доходов, применение гибкой модели управления, противостоящей конкуренции, быстрое удовлетворение меняющихся требований, процесс переосмысления бизнеса для оцифровки операций и формулирования расширенных отношений в цепочке поставок, функциональное использование интернета в дизайне, производстве, маркетинге, продаже, презентации и модель управления на основе данных, будет ясно, что это изменение может положительно повлиять на результаты деятельности малых и средних предприятий в Иране и России в период пандемии, а также в эпоху после СОУГО-19.
Как же продвигать МСП в цифровой экономике в условиях негативного воздействия пандемии на деятельность предприятий?
Одним из основных экономических сегментов, на которые негативно повлияла пандемия, являются малые и средние предприятия. Поскольку инклюзивный цифровой экономический рост является одним из приоритетов политики Ирана и России, в условиях кризиса им следует активизировать программы по стимулированию роста МСП: расширить доступ компаний к финансам, улучшить цифровую бизнес-среду, а также укрепить структуру институциональной поддержки и помощи развитию электронного бизнеса.
Несмотря на то, что расширение доступа МСП к финансированию было в центре внимания Ирана и России в последние десятилетия, обеим странам следует улучшить его в эпоху пандемии. Поскольку в финансовых системах доминируют банки, большая часть реформ должна быть направлена на увеличение банковского кредитования МСП. Например, Иран пытается расширить финансирование от небанковских организаций, стимулирует спрос МСП на кредиты за счёт снижения стоимости фондирования и ослабления барьеров для спроса на кредиты.
Итак, рассмотрим подробнее стратегии помощи развитию МСП:
1. Поощрение банков к предоставлению кредитов тем МСП, которые пострадали от последствий СОУГО-19 и имеют проблемы с кредитными гарантиями и реестрами (Иран и Россия могут создать систему кредитных гарантий (С08) [5; 9], чтобы снизить кредитный риск банков).
2. Улучшение среды электронного бизнеса. Иран и Россия должны упростить формальную регистрацию электронного бизнеса с более подходящей политикой регулирования цифровой экономики, которая должна стать предметом пристального внимания правительств. Во многих странах (например, в Омане, Саудовской Аравии, Марокко, Кувейте и Иордании) есть «универсальные магазины» для сокращения времени и затрат на открытие бизнеса для МСП [3], созданы онлайн-платформы (лучший образец был реализован в ОАЭ) для упрощения регистрации и платежей, а также отменены или уменьшены минимальные требования к капиталу.
3. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса и поддержка электронного бизнеса: издание нормативных актов, обязывающих выделять МСП определённые доли программ государственных закупок, оказание материально-технической поддержки, позволяющей МСП конкурировать на экспортных рынках, поддержка местных предпринимателей с помощью схем поддержки электронного бизнеса, таких как инкубаторы, акселераторы, финансовые агентства, обучение и целевые инициативы в университетах.
Следует отметить, что развитие МСП и политика в рамках СОУГО-19 также являются центральной областью для сотрудничества с международными организациями. Всемирный банк даёт консультации по вопросам политики, предоставляет клиентам услуги по кредитованию и техническую помощь, в т. ч. наращивает потенциал малых и средних предприятий, чтобы они могли конкурировать в миро-
вой цифровой экономике. Европейский инвестиционный банк также увеличивает объёмы кредитования МСП в нескольких странах, включая мобилизацию инвестиций через соглашения о разделении рисков с местными банками для поддержки сектора МСП в цифровом пространстве.
Заключение
Пандемия СОУГО-19 стала серьёзным вызовом для экономик всего мира. Были затронуты экономические механизмы и рынки физических товаров во всех странах. Иран и Россия в этот сложный период столкнулись ещё и с другими проблемами помимо короновируса - мировыми санкциями и снижением цен на нефть.
В данной статье мы аргументировали необходимость экономических преобразований, как для Ирана, так и для России, для борьбы с негативными экономическими последствиями. Развитие цифровой экономики поможет продавцам и покупателям находить друг друга на цифровых платформах. Для усиления цифровой экономики Иран и Россия должны улучшить деятельность МСП, которые являются двигателями цифрового экономического роста в экономике. Мы представили 3 стратегии - расширение доступа компаний к финансам, улучшение среды электронного бизнеса и создание системы государственной поддержки МСП, -которые помогут МСП повысить эффективность цифровой экономики в условиях негативных последствий СОУГО-19 (рис. 1).
Негативные последствия пандемии для национальных экономик Ирана и России
Одно важное решение для достижения экономического процветания в условиях пандемии
1 - расширение доступа компаний к финансам;
2 - улучшение среды электронного бизнеса;
3 - система государственной поддержки МСП
Рекомендуемые стратегии развития МСП в Иране и России
Развитие цифровой экономики
Y
Важным двигателем цифровой экономики являются МСП.
Рис. 1. / Fig. 1. Стратегии развитияМСПвИране иРоссии / Strategjesfor SME Development in Iran and Russia
Статья поступила в редакцию 30.09.2020. ЛИТЕРАТУРА
1. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. 2018. № 13 (2). C. 143-168.
2. Красноруженко М.С. Эпидемия коронавируса. Последствия и угрозы для экономики Китая. Промышлрннотть срынки //Финагстаыррынкил бснки. 2020. № 2. C. 36-40.
3. Alavion S. J6 Taghbtsi A.RurrlE- marbeting /t Iran; Modeling villartrs'inteotion and clustering rural regions [Электронный ресурс] // Information Processing in Agriculture.
URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2214317319301866?via%3Dihub (дата обращения: 08.10.2020).
4. Khanna A. Impact of Migration of Labour Force due to Global COVID-19 Pandemic with Reference to India // Journal of Health Management. 2020. Vol. 22. № 2. Pp. 181-191.
5. Liang L., Huang B., Liao Ch., Gao Y. The impact of SMEs lending and credit guarantee on bank efficiency in South Korea // Review of Development Finance. 2017. Vol. 7. № 2. Pp. 134-141.
6. Rasoulinezhad E. Transformation of the economies of Iran and Russia under the new Coronavirus outbreak // Вестник Томского Государственного Университета. 2020. № 51. С. 232-241.
7. Sadegi A. Success factors of high-tech SMEs in Iran: A fuzzy MCDM approach // The Journal of High Technology Management Research. 2018. Vol. 29. № 1. P. 71-87.
8. Yamey G., Schäferhoff M., Aars O.K., Bloom B. et al. Financing of international collective action for epidemic and pandemic preparedness [Электронный ресурс] // Lancet Global Health. 2017. № 5 (8). URL: https://www.researchgate.net/publication/317077610_Financing_ of_international_collective_action_for_epidemic_and_pandemic_preparedness (дата обращения: 08.10.2020).
9. Zecchini S., Ventura M. The impact of public guarantee on credit to SMEs // Small Business Economics. 2009. Vol. 32. P. 191-206.
REFERENCES
1. Bukht R., Khiks R. [Definition, concept and measurement of the digital economy]. In: Vestnik Mezhdunarodnykh Organizatsii [Bulletin of international organizations], 2018, no. 13 (2), pp. 143-168.
2. Krasnoruzhenko M. S. [Coronavirus epidemic. Implications and threats for the Chinese economy. Industry and markets]. In: Finansovye rynki i banki [Financial Markets and Banks], 2020, no. 2, pp. 36-40.
3. Alavion S. J., Taghdisi A. Rural E-marketing in Iran; Modeling villagers' intention and clustering rural regions. In: Information Processing in Agriculture. Available at: https://www.science-direct.com/science/article/pii/S2214317319301866?via%3Dihub (accessed: 08.10.2020).
4. Khanna A. Impact of Migration of Labour Force due to Global COVID-19 Pandemic with Reference to India. In: Journal of Health Management, 2020, vol. 22, no. 2, pp. 181-191.
5. Liang L., Huang B., Liao Ch., Gao Y. The impact of SMEs lending and credit guarantee on bank efficiency in South Korea. In: Review of Development Finance, 2017, vol. 7, no. 2, pp. 134-141.
6. Rasoulinezhad E. Transformation of the economies of Iran and Russia under the new Coronavirus outbreak. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2020, no. 51, pp. 232-241.
7. Sadegi A. Success factors of high-tech SMEs in Iran: A fuzzy MCDM approach. In: The Journal of High Technology Management Research, 2018, vol. 29, no. 1, pp. 71-87.
8. Yamey G., Schäferhoff M., Aars O.K., Bloom B. et al. Financing of international collective action for epidemic and pandemic preparedness. In: Lancet Global Health, 2017. № 5 (8). Available at: https://www.researchgate.net/publication/317077610_Financing_of_international_ collective_action_for_epidemic_and_pandemic_preparedness (accessed: 08.10.2020).
9. Zecchini S., Ventura M. The impact of public guarantee on credit to SMEs. In: Small Business Economics, 2009, vol. 32, pp. 191-206.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Расулинежад Эхсан - кандидат экономических наук, доцент кафедры исследований России, Кавказа и Центральной Азии Факультета глобальных исследований Тегеранского университета;
e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ehsan Rasoulinezhad - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Department of Russian, Caucasian and Central Asian Studies, Faculty of World Studies, University of Tehran; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Расулинежад Э. Политика развития цифровой экономики в условиях пандемии коронави-руса (на примере Ирана и России) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2021. № 1. С. 42-48. DOI: 10.18384/2310-6646-2021-1-42-48
FOR CITATION
Rasoulinezhad E. Developing Policy of the Digital Economy in the Context of the Coronavirus pandemic (Evidence of Iran and Russia). In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2021, no. 1, рр. 42-48. DOI: 10.18384/2310-6646-2021-1-42-48