Научная статья на тему 'Политика, политическая деятельность, политическое участие: теоретические интерпретации'

Политика, политическая деятельность, политическое участие: теоретические интерпретации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5976
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Болховитина Т. С.

Автор рассматривает политику как сферу политической деятельности граждан, социальных общностей и групп; отмечает многообразие видов политической деятельности; обосновывает, что интерес, связанный с властью и властеотношениями, вызывает политическую активность, которая является источником политического участия; доказывает, что политическое участие предполагает совершение акторами осознанных акций; заключает, что политическое участие есть нормативно оформленное действие, контролируемое властью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика, политическая деятельность, политическое участие: теоретические интерпретации»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТОЛОГИИ

УДК321.02; 323.22/28

ПОЛИТИКА, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Автор рассматривает политику как сферу политической деятельности граждан, социальных общностей и групп; отмечает многообразие видов политической деятельности; обосновывает, что интерес, связанный с властью и властеотношениями, вызывает политическую активность, которая является источником политического участия; доказывает, что политическое участие предполагает совершение акторами осознанных акций; заключает, что политическое участие есть нормативно оформленное действие, контролируемое властью.

Ключевые слова: политика, политический интерес, политическая деятельность, политическоеучастие.

Как многомерное явление общественной жизни категория «политика» неоднозначно трактуется в науке. В современной политико-философской литературе можно выделить несколько методологических подходов к определению сущности политики.

1. Институциональный подход связан с изучением политики как деятельности институтов государства (Е. Сэйт, Д. Истон), он направлен на изучение управленческих структур, распределение власти между ними, изучение законодательных процессов и т.п.1

2. Деятельностный подход к политике сосредоточивает внимание на проблеме формирования, удержания и использования власти, поиске ответа на вопросы «кто что получает, когда и как» (Г. Лассуэл). Представители этого направления строят концепцию политического человека, стремящегося к максимизации власти (Р. Даль).

В данном случае политика рассматривается как вид социального поведения индивидов и их групп, характеризующийся мотивациями, связанными с участием во властвовании. Дж. Понтон и Л. Гилл обосновывают, что политика представляет собой «способ уяснения и упорядочения общественных дел»2.

1 Sait E.M. Political institutions: A Preface. New York, 1938. P. 49.

2 Даль Р. О демократии. М., 2000; Lasswell H. Polities: Who gets What, When, How (With Postscript). Ohio, 1964; Ponton G., Gill P. Introduction to politics. Oxford, 1982. P. 6.

Т.С. БОЛХОВИТИНА

Брянский филиал Орловской региональной академии государственной службы

е-mail: info@bforags.brk.ru

3. Плюралистический подход к политике исходит из определения политики как согласования интересов. Это достигается путем переговорного процесса, поиска компромиссов, сотрудничества власти с различными общественно-политическими силами. Политика становится средством сглаживания противоречий, снижения уровня конфликтности в обществе, механизмом выбора политических целей из множества конкурирующих альтернатив на основе общих ценностей, что обеспечивает принятие властных решений, имеющих поддержку большинства граждан, способствует поддержанию политической стабильности в обществе. Д. Хелд, представитель данного направления, объясняет политику как явление всеобщей взаимосвязи социальных групп, институтов и обществ, обусловленное всеми видами жизнедеятельности людей в их общественной и частной форме. По его мнению, именно поэтому политика находит свое выражение в сотрудничестве, переговорах, «борьбе вокруг использования производства и расширения ресурсов»3.

4. Либеральный подход к политике акцентирует внимание на необходимости ограничения использования власти в политике, поскольку неограниченная власть всегда ведет к произволу, волюнтаризму, разнузданности. Произвол власти проявляет себя в праве власти издавать законы, различного рода предписания, принимать решения в собственных интересах. С учетом это приоритетной задачей изучения политики становится исследование источников и механизмов ограничения власти. Г. Аллано считает немаловажным разработку технологий реализации власти в рамках допустимых ограничений, связанных с контролем за принятием публичных решений4.

5. Системный и структурно-функциональный подходы рассматривают политику как саморегулирующуюся систему, существующую в более широкой социальной среде и выполняющую ряд функций по отношению к ней. В связи с этим задачей политической науки, как отмечает Т.А. Алексеева, является выявление и идентификация важнейших политических функций, анализ того, как «изменения в одной части политической системы сказываются на других частях и системе в целом»5. Г. Алмонд, Дж. Пауэл, к примеру, указывают на такие функции политики как артикуляция, агрегация интересов, выделение приоритетных интересов, принятие и реализация политических решений, политическое рекрутирование, политическая социализация, политическая коммуникация6.

Сопоставляя различные методологические подходы, точки зрения, автор приходит к выводу о том, что политика есть атрибутивное свойство современного общества, его центральная политическая категория. Способ, каким существует политика, есть деятельность, вне которой нет политики, т.к. именно деятельность является причиной, составом и следствием политического процесса. По своему содержанию политическая деятельность представляет собой множество явлений и процессов. Их совокупность составляет политическую жизнь. В ней прямо или опосредованно участвуют огромные массы людей, движимые определенными политическими потребностями, интересами и целями. Тем самым общественная жизнь политизируется, социальные отношения и связи приобретают политическую окраску и направленность.

Важнейшими элементами, определяющими характер, содержание и формы политической жизнедеятельности, выступают: а) субъекты политической деятельности (социальные общности и группы, индивиды, создаваемые ими общественнополитические организации, политические институты); б) объекты политической деятельности; в) политические отношения; г) политические потребности и интересы; д) политическая культура; е) политическое сознание.

3 Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 37-38; Held D. The Models of Democracy. Cambridge, 1987. P. 183.

4 Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., 2002. С. 18—20.

5 Алексеева Т.А. Политика // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. М., 2001. С. 274—275.

6 Almond C.A., Powell G.B. Comparative Politics: A theoretical Approacho N.Y., 1996. P. 185 — 195.

Политическая жизнь осуществляется посредством действий многочисленных субъектов политики. К этим действиям относятся все те виды индивидуальной или коллективной деятельности, которые направлены на достижение политических целей или решение политических задач. Л.С. Санистебан отмечает, что политическое действие означает «сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти и подчинения данной системы»7, следовательно, политическим действием является сознательная и целенаправленная деятельность, имеющая политическое значение. При этом агенты политического действия вступают между собой в различные отношения — как конфликтные, так и солидарные. Как свидетельствует опыт, в сфере политики преобладают общие действия, хотя любое коллективное действие предстает в виде совокупных целенаправленных действий индивидов.

Политическая деятельность предполагает:

участие субъектов политики в выработке решений, связанных с реализацией соответствующих политических интересов;

функционирование общественно-политических организаций, политических партий, их участие в деятельности органов государственной власти;

участие политических акторов в различных политических акциях, направленных на достижение целей формирования, распределения и использования власти.

Политическая деятельность предстает, таким образом, как пульсирующий процесс взаимодействия многочисленных участников. Она являет собой множество пересечений политических субъектов, в которых воспроизводятся отношения политической власти, реализуется участие различных сил в борьбе за право участвовать в осуществлении государственной власти, выражаются и защищаются интересы различных социально-политических групп, развиваются процессы объединения людей в политические организации. Такое многообразие политической деятельности связано, во-первых, со сложностью институционального поля политики в современном обществе, т.е. наличием разнообразных политических институтов, которые ориентируют людей на совершение различных политических действий; во вторых, со сложностью мотивационной структуры граждан, ввиду несовпадения их политических предпочтений и ценностных ориентаций.

В политической деятельности отражается степень осознания политических потребностей, их влияния на политическую власть, т.е. степень их господства и подчинения. Уровень развитости деятельности акторов политики находит свое выражение в совокупности используемых ими средств, методов, приемов воздействия на политический процесс, образующих способы политической деятельности. Один из способов связан с потребностью формирования общей воли для поддержания порядка согласования противоречивых интересов, другой — с потребностью в артикуляции и агрегации групповых интересов через непосредственное или опосредованное влияние на конкретный процесс политического властвования. Эта потребность дает начало политическому участию. Последнее следует рассматривать как весьма динамичную форму взаимодействия различных социально-политических сил по поводу политической власти и управления.

Политическое участие представляет собой вовлеченность членов общества в определенные политические отношения, движимые различными интересами. Благодаря последним, политическая деятельность получает большую целеустремленность и остроту, кристаллизуются властные отношения; активнее идет процесс формирования партий, более «прозрачными» становятся условия, пути и способы оптимизации политических процессов8.

Мерой политического участия выступает политическая активность общества, через нее субъект политики заявляет свое право на удовлетворение потребностей,

7 Санистебан Л.С. Основы политической науки. М., 1992. С. 45.

8 См. Мухаев Р.Т. Теория политики. М., 2005. С. 310-311.

выражаемое в определенном уровне притязаний на власть, либо на участие в ее осуществлении, либо на поддержку, помощь и защиту ее институтов.

В зависимости от различных объективных и субъективных причин уровень этих притязаний и инициируемой ими деятельности может быть высоким или низким. В первом случае субъект политики характеризуется как активный, во втором — как пассивный, индифферентный. Иначе говоря, политическая активность характеризует деятельность не только со стороны ее самодвижения, но и со стороны интенсивности. Выражая интенсивность проявления политической дееспособности субъектов, она выступает как их мера. В этом контексте политическую активность можно определить как показатель проявления политической деятельности, которая выражает социальную значимость и масштабы проводимых в процессе этой деятельности изменений в социально-политической среде и в самом субъекте. Данный показатель дает возможность оценить насколько субъект выходит за рамки принятой в данной политической системе норм выполнения того или иного вида деятельности, а также понять насколько данная деятельность оказывает влияние на состояние политической структуры общества, механизмы осуществления политического властвования и политического участия, модели политического поведения. Политическая активность служит критерием и мерой интенсивности политического участия и политического поведения.

Еще Платон и Аристотель анализировали участие и неучастие граждан в делах полиса для выявления причин перехода от одной формы государственного устройства к другой, в разработке формы идеального правления. Аристотель, рассуждая о понятии «гражданин», определял его через непременное участие во власти и управлении9. Интерес к проблеме политического участия возрождается в Новое время, но первоначально категория «политическое участие» выступала лишь как субсидиарное средство описания и создания идеальной модели политической стратегии для правителя (Н. Макиавелли)10, носителей суверенитета и различных образов правления (Ж. Боден)11, форм и принципов правления (Ш. Монтескье)12, природы общественного договора, форм правительства и народного суверенитета (Ж.Ж. Руссо)13. В Новейшее время категория «политическое участие» стала ключевой в работах классиков марксизма, где участие в политике связывалось с понятием «классовая борьба», вовлечением широких масс в политику (К. Маркс, Ф. Энгельс)14.

В.И. Ленин считал оправданной нормой политической жизни выполнение всеми гражданами функций по управлению делами государства и общества. В частности, он писал о необходимости прямого, «обеспеченного законами участия всех граждан в управлении государством»15.

Представители либерального учения (Т. Джефферсон) распространили равенство на участие во власти на всех людей без исключения. Государство в условиях демократии рассматривалось ими как нейтральный институт, основные функции и полномочия которого определяются совместными решениями граждан и направлены на защиту индивидуальных прав и свобод16.

9 Аристотель. Политика // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т.1 М., 1997. С. 111.

10 Макиавелли Н. Государь. М., 1995.

11 Боден Ж. Метод легкого изучения истории // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 1.М., 1997. С. 304-305.

12 Монтескье Ш. О духе законов // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 3. М., 1999. С. 110-115.

13 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или принципы политического права // Антология мировой правовой мысли в 5 т. Т.3. М., 1999. С. 130-132.

14 Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Издание Второе. Т. 7. Гл. 6., М., 1956; Энгельс Ф. Франция и президентские выборы //Там же. Т. 6. С. 132 — 133.

15 Ленин В.И. Проект и объяснение программы социал-демократической партии. М., 1967. С. 106—107.

16 ДжефферсонТ. Заметки о штате Виргиния // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 1. М., 1997. С. 532-539.

Как видно, «участие политическое» интерпретировалось предельно широко. Уточнение понятие «политическое участие» начало активно проводиться с 60-70 гг. XX столетия. Внимание к проблеме объяснялось разногласиями в представлениях исследователей о роли, функциях и необходимости такого участия как с позиций политической системы, так и с точки зрения самих граждан.

История показала, что усложнение государственного устройства, демократизация общественной жизни, увеличение числа партий не ведут к росту активности участия граждан в политической жизни. Свидетельство тому — низкий уровень доверия к политическим институтам, снижение электорального участия.

Проблемы пересмотра и корректировки понятия «участие политическое» обсуждались в работах С. Вербы, Н. Ная, Дж. Пауэлла, А. Лейпхарта и др. Введение в научный оборот категории «политическое участие» было связано со стремлением развести конструктивные и деструктивные, легальные и нелегальные формы политической активности. С. Верба и Н. Най считают, что «политическое участие» относится к деятельности граждан, которые стремятся более или менее открыто влиять на процесс формирования персонального состава государственных должностных лиц или на предпринимаемые нами действия17. Отечественные ученые Р.Т. Мухаев, А.П. Цыганков также полагают, что политическое участие предполагает совершение акторами осознанных действий, оно исключает незаконные формы политического поведения18. Это означает, что политическое участие есть контролируемое режимом политическое поведение. При этом способы такого контроля в условиях различных режимов существенно различаются. В условиях демократии говорить об одностороннем использовании режимом института политического участия было бы недостаточно — с не меньшим успехом можно говорить и об обратном воздействии. Демократическое политическое участие выступает одновременно основой институционализации и стабильности режима. Наоборот, в условиях авторитаризма, — как пишет

С. Хантингтон, — политическое участие, если оно имеет место, осуществляется на мобилизационной основе, без действительного осознания участниками их социальных и политических интересов19.

В демократическом обществе участие в политике — свободное, инициативное, действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Такое участие обеспечивается определенными государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами, составляющими основы демократического правового режима. Важнейшими агентами политического участия при этом выступают политические партии, общественно-политические организации, а основной формой — выборы. Если в авторитарном обществе часть граждан полностью или частично отстраняются от участия в политике, то тоталитарное стремится к мобилизационному вовлечению в ритуальные действия поддержки режима. В этом случае политическое участие играет роль орудия индоктринации и контроля со стороны правящей группы. Если в недемократических обществах запрещены все формы протеста, то в демократическом обществе допускаются такие формы протеста как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и т.п.

Участие в политической жизни выступает показателем самоопределения личности, ее востребованности, осуществления ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Граждане включаются в политическую деятельность в зависимости от характера решаемых вопросов, их компетенцией, потребностей и политической ситуации.

Допуская определенную условность, можно выделить три уровня участия граждан в жизнедеятельности. Первый уровень предполагает принятие гражданином

17 Huntington S. Political Order in Changing Societies. New Haven, 1968.

18 См.: Мухаев Р.Т. Теория политики. М., 2005. С. 310-319; Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

19 Verba S., Nie N. Participation in America: Social Eguality and Political Democracy. New York, 1972. P.2.

норм политической системы, правовых предписаний. В этом случае индивид выступает как подданный законопослушный гражданин, не проявляющий недовольства по отношению к политическому режиму и стремящейся к его активной поддержке. Второй уровень предполагает совместные действия граждан в целях достижения групповых интересов, к примеру, по осуществлению местного самоуправления. В таком случае гражданин соотносит свои действия с интересами определенной социальной группы. Третий уровень отражает нацеленность граждан на решение государственных вопросов. Диапазон проявления данного уровня достаточно широк и определяется фактом активного участия в обсуждении законопроектов, участия в референдумах, выборах. Данный уровень политического участия требует политических знаний, правовой и политической культуры личности. Таким образом, политическая уча- стие, будучи производным от политики, представляя особый вид политической деятельности, органично связано с демократическими процессами, неотъемлемой частью которых выступают выборность, свобода слова, равенство прав и свобод челове- ка и гражданина, открытая публичная политика, связанная с реальным влиянием населения на политические элиты и структуры власти.

POLICY, POLITICAL ACTIVITY, POLITICAL PARTICIPATION: THEORETICAL INTERPRETATIONS

T.S. BOLKHOVITINA

Bryansk Branch of Orel Regional Academy of Public Service

е-mail: info@bforags.brk.ru

Policy is considered by the author as a field of political activi- ties of a citizen, social communities or social groups; he notes the diversity of kinds of political activities; he proves that political activi- ty, which is the source of political participation, is caused by the in- terest, related to the authority and authoritative relations; he proves, that political participation presupposes the accomplishment of rea- lized by the actors actions; he concludes that political participation is a normative completed action, controlled by the authority.

Key words: polky, political interest, political activity, political participation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.