перспективы их развития, является увеличение доли носителей «переходного» ценностного сознания.
I.A. Batanina
INTEGRATION OPPORTUNITIES OF POLITICAL AND POWER ELITE IN THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT
Consolidation potential of the regional society in the Central Federal District is defined based on the comparative analysis of the results of the expert and public surveys.
Key words: consolidation potential of the elite and common groups in the Central Federal District. Social integration, value system, axiological transformation, value consensus, value orientations, integration opportunities of elite groups
Получено 10.10.2011 г.
УДК 32
T.C. Болховитина, канд. полит. наук, доц., (8-4832) 74-96-32, [email protected] (Россия, Брянск, Брянский филиал РАНХ иГС)
ДИСКУРСИВНЫЕ АСПЕКТЫ КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
Типология многообразных форм политического участия выступает исходным принципом понимания мотивации участия граждан в политической жизни, механизмов детерминации политических действии. В статье приводится авторская классификация политических действий, позволяющая углубить теоретические представления о смысле политического участия.
Ключевые слова: политическое участие, формы политического участия, типология форм политических действий.
В научной литературе отмечается многообразие видов и форм политического участия, хотя в силу многообразия переменных факторов, определяющих политическое участие, не сложилось какой-то единственной классификации политических действий. Традиционно различают индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, легитимное и нелегитимное, автономное и мобилизованное политическое участие.
В зависимости от этого Ю.В. Ирхин, например, выделяет следующие виды политического участия: в выборах, в принятии
политических решений (например, на референдумах), в управлении, в избирательных и иных политических кампаниях, в акциях гражданского неповиновения, забастовках, деятельности политических партий и общественных организациях и проч. [1].
Активная форма участия в политике связана, в частности, с руководством государственными и партийными учреждениями, деятельностью депутатов законодательных (представительных) органов, организацией избирательных кампаний. Пассивная форма политического
участия ограничивается участием в выборах, референдумах, опросах общественного мнения. Принудительное политическое участие является характерным для авторитарных и тоталитарных политических режимов, политических организаций с жесткой централизацией и дисциплиной. В отличие от принудительного, добровольное участие в политике охватывает осознанную политическую деятельность и базируется на лояльном отношении к закону и государству, политической системе общества. Автономное политическое участие выражает сознательно обусловленные формы политического поведения индивидов. Мобилизованное участие напротив, характеризует вынужденное участие в политических действиях под воздействием давления со стороны государства или других политических акторов. К конвенциональным формам участия Л. Милбрайт относит электоральное голосование; участие в деятельности партии и проводимых ими кампаниях; участие в жизни общины, к примеру, в собраниях; контакты с официальными лицами на разных уровнях. Примеры неконвенциального политического участия: публичные уличные акции (митинги, демонстрации) с нарушением закона; политический протест против действия властей (голодовки, сожжение документов, бойкот); отказ повиноваться законам [2]. К крайним неконвенциональным формам политических действий следует отнести политический экстремизм и терроризм. В этой связи, очевидно, что только право дает возможность участникам политического процесса реализовать взаимные требования граждан к государству, а государства к его подданным.
В зависимости от интенсивности действий различают постоянное (членство в партии), эпизодическое или регулярное (участие в выборах) и разовое (участие в референдуме, политической дискуссии) политическое участие [3].
Благодаря последним, политическая деятельность получает большую целеустремленность и остроту, кристаллизуются властные отношения; активнее идет процесс формирования партий, более «прозрачными» становятся условия, пути и способы оптимизации политических процессов [4, ^ 310-311]. Масштаб политического участия проявляет себя на местном (локальном), региональном,
общенациональном, мировом уровнях.
Дж. Нагель предлагает типологию форм политических действий в зависимости от характера стимулов - внутренних и внешних, побуждающих к политическому участию. По этому основанию им выделяется автономное участие, в основе которого лежат внутренние мотивы (интересы и потребности) и мобилизационное участие, которое происходит под воздействием внешнего давления (административного принуждения, ограничения прав и т.п.) [5].
Одна из типологий политического участия принадлежит М. Каазе и
А. Маршу, построенная на основе учета уровня активности, а также
конвенциональности и неконвенциональности участия. На основании этого они выделяют пять групп политических субъектов в зависимости от преобладающих форм участия в политике:
1. Неактивные. Большинство представителей этой категории либо вообще никак не участвуют в политике, либо, в крайнем случае, читают газеты и могут подписать петицию, если их об этом попросят, некоторые могут принимать участие в выборах.
2. Конформисты. Конформисты принимают более активное
участие в конвенциональных формах. Некоторые из них могут даже
участвовать в политических кампаниях. Однако в целом они избегают непосредственного политического участия.
3. Реформисты. Так же, как и конформисты, участвуют преимущественно в конвенциональных формах, но более активно. Кроме того, они могут использовать и законные формы политического протеста, такие как демонстрации и даже бойкоты.
4. Активисты. Они наиболее активно участвуют в политической жизни. Формы их активности преимущественно конвенциональные, однако используются и неконвенциональным формы участия.
5. Протестующие. По уровню активности они похожи на реформистов и активистов, однако отличаются от них тем, что практически не участвуют в политическом процессе в конвенциональных формах [6].
Критерий степени активности политических субъектов положен в основу классификации форм политического участия Д. Мемми под названием «кумулятивная пирамида». Ее суть состоит в том, что переход к более высокому уровню политического участия (от дискуссий к членству в партии и далее участию в избирательных кампаниях) означает приращивание политической активности [4, с. 318].
B. Лимье в основу типологии форм политических действий
положил следующие формы партийного участия: а) клиентелизм
(поддержка партии или ее лидера гражданами, группами интересов взамен определенных благ); б)активная работа членов партии (предполагает участие граждан в деятельности партии для завоевания голосов на выборах, прихода партии к власти); в) поддержка мнений (выражение готовности голосовать за партию); г) наличие сторонников, голосующих за партию [4, с. 319].
C. Верба указывает на следующие разновидности политического
участия: пассивные формы - участие людей только в выборах
представительных органов власти; политические действия активных участников предвыборных кампаний; деятельность политических активистов, профессиональные действия политиков [7].
Некоторые политологи, например С. Хантингтон, С. Липсет, Дж. Нельсон, уточняют, что тип политического участия в значительной мере
определяется характером политического режима. С учетом этого обстоятельства демократическому устройству общества соответствует автономное, добровольное участие в политической жизни. Мобилизованное участие присуще тоталитарным режимам, имитирующим широкую общественную поддержку власти [8].
Ряд отечественных ученых (А.Ю. Мельвиль, А.И. Соловьев, С.Б. Шестопал и др.) [9] считают, что участие можно рассматривать по следующим группам показателей: 1) легитимное (выборы, согласованные с властями, митинги и демонстрации и пр.) и нелегитимное (гражданское неповиновение, терроризм и др.); 2) институционализированное
(голосование, участие в деятельности партии) и
неинституционализированное (массовые волнения, не признанные законом группировки с политическими целями и т.п.); 3) имеющее местный или национальный характер.
Нам представляется целесообразным систематизировать и уточнить типологизацию политического участия, включая следующие критериальные основания:
• по уровню включенности в политический процесс -деятельное, пассивное, безучастие (неучастие). Деятельный уровень предполагает высокую степень активности в политическом процессе. Отличительная особенность нейтрального участия характерна для субъектов, не примыкающих ни к одной из политических сил, в силу колебаний, неопределенности политических позиций. Безучастие связано с уклонением от участия в политических отношениях;
• по характеру мотивации - целенаправленное и безцелевое. Целенаправленность участия включает цепочку - «целеполагание - выбор - реализацию выбора». Целевая направленность действий может быть как конструктивной, так и деструктивной. Неосознанность политических действий ведет к ложному политическому выбору. Достижение целей широкого политического участия в значительной степени зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, т.к. сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересов настолько негативной, что не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни совершенствованию личности. Поэтому формирование позитивных методов участия в политике становится важнейшей задачей государства. В целом же вопрос о мотивации политического участия (или неучастия) является достаточно сложным в политической науке и требует специального изучения;
• в зависимости от формы участия - непосредственное и опосредованное политическое участие, например, выборы, референдумы, сходы. Опосредованное участие осуществляется через избранные органы (парламент, региональные легислатуры, выборные органы партий и
общественно-политических объединений) и депутатов, уполномоченных и
др.;
• по степени активности реализации политических интересов -мобильное и иммобильное. Мобильное участие выражает высокую степень активности граждан, общественных объединений, политических партий. Иммобильное участие проявляется в политической апатии, выключенное™ из политических отношений, политическом отчуждении, безразличии;
• с точки зрения соответствия закону - институциональное, санкционированное законом (избирательные кампании, выборы, электоральное участие в деятельности органов государственного и муниципального управления (советах, комиссиях и проч.) и внеинституциональное, противоправное;
• по отношению к политическим ценностям - ценностноориентированное, когда действие (участие) согласуется с ценностными представлениями и лишенное ценностной ориентации, когда субъект политики действует вразрез со сложившимися политическими ценностями;
• по степени эффективности - рациональное (разумно целесообразное, способствующее оптимизации политической власти), иррациональное (отклоняющееся, снижающее степень демократичности политического процесса);
• в зависимости от субъекта действия - индивидуальное и коллективное участие;
• по характеру напряженности действий - активное и пассивное политическое участие;
• по уровню зависимости от институтов политической власти -независимое и манипулируемое;
• в зависимости от характера политического режима -автономное и мобилизованное; добровольное и принудительное;
• по характеру вовлеченности в функционирование
представительной и исполнительной власти - представительное и представительское. Представительное связано с вовлечением политических субъектов в деятельность выборной представительной власти. Ее легитимность, как отмечает A.C. Капто, определяется выборностью, что связано с поддержкой и доверием избирателей [10]. Субъектами представительного участия выступают как отдельные индивиды, так и структуры, которые в соответствии с конституционным законодательством наделены властными полномочиями.
Конституционными способами представительного участия населения выступают выборы в органы власти, референдумы, сходы граждан, обращения граждан в представительные органы власти, народная правотворческая инициатива. Целью представительного участия является законодательная, законотворческая деятельность, создание эффективных
законов, защита прав и свобод человека и гражданина, гармонизация деятельности всех ветвей власти и др. Представительное участие предполагает ответственность избранных лиц за исполнение своих функций, укрепление доверия к органам государственного и местного управления. Следует отметить, что представительное участие охватывает как парламентские, так и непарламентские сферы деятельности, которые имеют полномочный характер, такие, как, например, публичная местная власть (местное самоуправление). В системе представительного участия особое место занимает лоббизм и представляющие его группы давления и интересов, оказывающие влияние на принятие нужных им политических решений. Представительское участие выражается в представлении чьих-либо интересов (государственных органов, политических партий, общественных объединений) в государственных и общественных структурах;
• по степени интенсивности политического действия -постоянное, эпизодическое, разовое политическое участие;
• по сфере территориального распространения -общенациональный, региональный, местный характер политического участия.
Возможны и другие подходы к данной классификации. В любом случае на практике можно видеть смешение нескольких типов политического участия. Но, как правило, один из них является доминирующим, определяющим генеральную линию поведения политического субъекта.
Как отмечает Р. Мухаев, несмотря на условность типологий политического участия, вполне очевидно их стремление к структурированию и сведению многообразия политических действий к некоторым устойчивым и типичным формам [4, с. 319]. Отсюда понятно, что любые классификации имеют известное теоретическое и прикладное значение. Разумеется, что конкретные формы политического участия становятся результатом проявления различных составляющих -политических интересов, политического сознания, особенностей менталитета и политической культуры общества, степени активности социально-политических сил, в целом всего того, что предопределяет характер и направленность политического процесса и что непосредственным образом связано с выражением процессуальнофункциональных свойств политической системы.
Список литературы
1. Ирхин Ю.В. Участие политическое // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. М., 2003. С. 690-691.
2. Milbrath L. Political Participation: How and Why Do People Involved in Politics. Chicago, 1965.
3. Бодно С. Сознание и типы политического поведения: граница рациональности человеческих действий // Сравнительная политология. Сборник обзоров. М., 1991. С. 150-156.
4. Мухаев Р.Т. Теория политики. М., 2005.
5. Negel J. Participation. London, 1987. P. 53-54.
6. Kaase M., Marsh A. Political Action Repertory // Political action: Mass Participation in Five Western Democracies / Ed. By Barnes S., Kaase M. Beverly Hills, London, 1979. P. 153-155.
7. Verba S., Nie N. Participation in America. N.Y., 1972. P. 140-145.
8. Lipset S. Political Man. The Social Bases of Politics. Ehpanded edition. Baltimore, 1981. P. 31; Huntington S., Nelson J.M. No Easy Choice: Political Participation in Developing Countries. Cambridge University Press, 1976. P. 50-61.
9. Политология / А.Ю. Мелвиль и др. М., 2005. С. 410.
10. Капто А.С. Участие представительное // Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. М., 2003. С. 691-629.
T. Bolchovitina
CLASSIFICATION DISCURSIVE ASPECTS OF THE POLITICAL PARTICIPATION FORMS
Typology of varied political participation forms act as an understanding initial principle of political participation motivation, determination mechanisms of political actions. Author's classification of political actions, given in the article allows to deepen theoretical representation about sense of political participation.
Key words: political participation, forms of political participation, typology of forms of political actions.
Получено 12.09.2011 г.
УДК 32
T.C. Болховитина, канд. полит. наук, (4832)749632 [email protected] (Россия, Брянск, Брянский филиал РАНХ иГС)
О ПОЛИТИЧЕСКОМ УЧАСТИИ: ИЗ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Рассматривается процесс эволюция зарубежной и отечественной политической мысли о феномене «политическое участие», начиная с Древнего мира, в период Нового и Новейшего времени. Обращается внимание на то, что данный процесс сопровождается становлением политической теории и развитием таких понятий как государство, политика, демократия иучастие.
Ключевые слова: политическое участие, идеи политического участия в истории западной и русской политической мысли.