Научная статья на тему 'Политика охраны здоровья в «Стратегии-2020». Часть 1'

Политика охраны здоровья в «Стратегии-2020». Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
437
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

16 марта 2012 г. разработчики «Стратегии-2020» публично представили в Москве окончательный текст документа. В документе записано, что стране нужны новая модель экономического роста и новая социальная политика, нацеленная на поддержку человеческого капитала и удовлетворение потребностей, в том числе креативного класса. Поворот к новой политике должен обеспечить так называемый «бюджетный маневр». Суть маневра в сокращении неэффективных расходов, например, на оборону, и в наращивании расходов на здравоохранение, образование, инфраструктуру. Предполагается, что «Стратегия» должна стать главным ориентиром для деятельности уже нового Правительства, которое будет сформировано после инаугурации Президента. Однако сами разработчики документа признают, что даже его финальный текст далек от идеала, многие показатели и ориентиры требуют пересчета. Одной из ключевых задач «Стратегии» является повышение эффективности бюджетных расходов. Речь идет о «маневре», предполагающем увеличение бюджетных трат в целом на 4% ВВП, прежде всего за счет расходов на здравоохранение. Предлагаем читателям «МЗ» ознакомиться с содержанием Главы 13. Политика охраны здоровья, а также с отзывами экспертов на рекомендации «Стратегии-2020».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика охраны здоровья в «Стратегии-2020». Часть 1»



От редакции:

16 марта 2012 г. разработчики «Стратегии-2020» публично представили в Москве окончательный текст документа. В документе записано, что стране нужны новая модель экономического роста и новая социальная политика, нацеленная на поддержку человеческого капитала и удовлетворение потребностей, в том числе креативного класса. Поворот к новой политике должен обеспечить так называемый «бюджетный маневр». Суть маневра в сокращении неэффективных расходов, например, на оборону, и в наращивании расходов на здравоохранение, образование, инфраструктуру.

Предполагается, что «Стратегия» должна стать главным ориентиром для деятельности уже нового Правительства, которое будет сформировано после инаугурации Президента. Однако сами разработчики документа признают, что даже его финальный текст далек от идеала, многие показатели и ориентиры требуют пересчета. Одной из ключевых задач «Стратегии» является повышение эффективности бюджетных расходов. Речь идет о «маневре», предполагающем увеличение бюджетных трат в целом на 4% ВВП, прежде всего за счет расходов на здравоохранение. Предлагаем читателям «МЗ» ознакомиться с содержанием Главы 13. Политика охраны здоровья, а также с отзывами экспертов на рекомендации «Стратегии-2020».

ПОЛИТИКА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В «СТРАТЕГИИ-2020». ЧАСТЬ 1

Основные выводы и рекомендации

Существенные позитивные сдвиги в улучшении здоровья населения могут быть достигнуты при умеренном росте затрат за счет реализации комплексной стратегии, ориентированной на оптимальное сочетание медицинских и немедицинских факторов борьбы с заболеваниями. Наиболее значимые и недостаточно используемые резервы связаны с сокращением заболеваемости и смертности активной части населения, лиц в трудоспособном возрасте. Продолжая наращивать усилия по лечению тяжелых заболеваний, которыми чаще всего страдают лица пожилого возраста, необходимо вместе с тем кардинально усилить меры медицинской профилактики, поддержку здорового образа жизни и мероприятия экологического характера. Ключевым индикатором развития здравоохранения в широком смысле слова должен стать показатель продолжительности жизни, скорректированный с учетом нарушений здоровья.

В медицинской отрасли предстоит осуществить структурные сдвиги, нацеленные на оптимизацию соотношения стационарной и амбулатор-но-поликлинической помощи на основе усиления координации и преемственности между ними, более целенаправленной и качественной подготовки медицинского персонала для амбулаторного звена и улучшения технической оснащенности медицинских учреждений.

На развитие системы здравоохранения будут все активнее влиять новые технологии, прежде всего информационные. Это позволит, в частности, кардинально улучшить ситуацию со сроками и точностью диагностики заболеваний. Введение единой электронной медицинской карты сделает более эффективным взаимодействие врачей и учреждений здравоохранения и повысит их ответственность.

Экономические механизмы будут последовательно ориентировать медицинские учреждения и страховые компании на защиту интересов пациентов при рациональном использовании ресурсов отрасли. Необходимо заинтересовать страховые компании в выявлении не только случаев избыточного расходования средств, но прежде всего недостаточно качественного лечения. Целесообразно постепенно вводить соплатежи при лечении пациентов, в отношении которых достоверно установлены факты уклонения от профилактических мероприятий.

Фактически сложившийся и растущий с повышением доходов населения рынок платных медицинских услуг способен при условии его адекватного регулирования не только служить источником финансирования здравоохранения сверх государственных гарантий, но и играть ключевую роль в стимулировании технических и организационных инноваций, распространяемых затем на систему оказания бесплатных услуг.

Разработанным сценариям соответствует увеличение государственных расходов на здравоохранение на 1-3% ВВП в год. В частности, переход на эффективный контракт с медицинскими работниками потребует роста расходов на оплату труда в 1,3-1,75 раз.

1. Анализ ситуации, основные вызовы

Несмотря на заметное сокращение смертности в последние годы — с 16,1 на 1000 чел. населения в 2005 г. до 14,2 в 2010 г., этот уровень все еще очень высок по сравнению

с европейскими странами (9,6 в странах ЕС в 2009 г).

Особенно высока в нашей стране смертность населения в трудоспособном возрасте. Вероятность умереть в возрасте 15-60 лет в России почти в два раза выше, чем в среднем по Европе: 269 против 146 на 1000 чел. населения (2009 г). По оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения, экономические потери только от смертности вследствие кардиологических заболеваний, инсульта и диабета достигли в России 1% ВВП в 2005 г. В других странах БРИК они составили менее 0,35% ВВП, а в таких развитых странах, как Великобритания и Канада, — менее 0,1% ВВП (рис. 1).

Высокие показатели смертности и заболеваемости населения — главный вызов российской системе охраны здоровья. Показатели заболеваемости населения нашей страны продолжают расти, при этом темп прироста общей заболеваемости за 2005-2009 гг. составил 9,8% и превысил темп прироста первичной заболеваемости (число впервые выявленных случаев заболеваний), который составил 7,6%.

По уровню финансирования здравоохранения Россия намного отстает от западноевропейских стран. Доля общих расходов на здравоохранение в ВВП у нас почти в 1,7 раза меньше, чем в странах ЕС (5,2% против 9% в 2008 г.), а доля госрасходов на здравоохранение в ВВП — меньше в 2 раза (3,4% по сравнению с 6,9% в 2008 г.). В абсолютном выражении в расчете на человека российское государство тратит на здравоохранение в 3,9 раза меньше, чем в среднем страны ЕС (567 долларов и 2203, соответственно по паритету покупательной способности, 2008 г.).

В широко понимаемом комплексе охраны здоровья населения пока абсолютно преобладает лечебная деятельность медицинских учреждений. Между тем среди факторов, определяющих здоровье человека, первое место, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, принадлежит здоровому

№5 Менеджер

3013

здравоохранения

Украина Россия Беларусь Латвия Литва Эстония Польша Чехия Финляндия Португалия Франция

Соединенное Королевство Греция Австрия Германия Испания Норвегия Швеция Италия Швейцария

Источник: World Health Statistics 2011. WHO.

Рис. 1. Вероятность умереть в возрасте от 15 до 60 лет на 1000 чел., 2009 г.

образу жизни. В последние годы политика формирования здорового образа жизни в нашей стране заметно активизировалась: приняты важные программные документы, созданы Центры здоровья, несколько повышены ставки акцизов на алкоголь и табак и т.д.

Вместе с тем внимание к мерам, содействующим распространению здорового образа жизни, не адекватно их роли в возможном снижении заболеваемости и смертности в сравнении с собственно медицинской помощью. Проводимые сегодня мероприятия слишком осторожны и недостаточны и по содержанию, и по объему финансирования. Исследования показывают, что 43% населения не замечают антирекламу табака, 53% никогда не видели антирекламы алкоголя; созданные Центры здоровья малочисленны в масштабе страны и мало посещаются (в среднем 8 посетителей в день,

1 центр приходится на 200 тыс. человек, 55% населения не знают об их существовании).

Усилия по сохранению здоровья населения особенно значимы для России, которая более всего отстает в смертности лиц в трудоспособном возрасте. Однако именно тем компонентам системы охраны здоровья, которые имеют наибольшее отношение к самой острой проблеме, пока уделяется недостаточное внимание. Российская система охраны здоровья, отдавая решительный приоритет лечению, а не широко понимаемой профилактике, фактически отдает приоритет интересам тех, кто не достиг трудоспособного возраста или из него вышел. Не ослабляя усилий по совершенствованию лечения заболевших, необходимо покончить с недооценкой значимости тех компонентов системы, которые должны непосредственно сохра-

30% 25%

« 20%

й э

| 15%

о о.

* 10%

О

5% 0%

22,0%

0,4

1,2

27,2%

11,9%

0,8

0,6° Б

0,4

0,2

дети (0-15 лет)

население трудоспособного возраста (16-55/60 лет)

население старше трудоспособного возраста

■ Доля обращавшихся за амбулаторной помощью -Среднее количество дней, проведенное в стационаре

Рис. 2. Потребление медицинской помощи по возрастным группам

нить и развивать потенциал активном части общества (рис. 2).

На состояние здоровья населения непосредственно влияет и состояние дел в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. По данным Минприроды России, примерно на 15% территории РФ, где проживает 60% населения, качество окружающей среды неудовлетворительное. По экспертным оценкам, загрязненность атмосферного воздуха может являться непосредственной причиной до 8% общего количества смертей ежегодно. Развитие экономики порождает новые экологические вызовы — прежде всего это проблемы нарастания отходов производства и потребления, роста масштабов загрязнения от мобильных источников в городах.

В последние годы государство немало сделало для улучшения работы системы здравоохранения. Размеры государственного финансирования здравоохранения выросли за последние 5 лет (2006-2010 гг.) в 2,4 раза в номинальном выражении (в реальном — в 1,4 раза). Благодаря реализации национального проекта «Здоровье»

Источник: расчет по данным РЭМЗ, 2010.

существенно обновлено медицинское оборудование в лечебно-профилактических учреждениях, значительно увеличены объемы бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи, диспансеризации, профилактической работы и т.д.

С принятием в конце 2010 г. закона «Об обязательном медицинском страховании» начата модернизация этой системы, направленная на повышение ее финансовой устойчивости, выравнивание уровня финансового обеспечения оказания медицинской помощи застрахованным во всех регионах страны, рост эффективности работы медицинских учреждений.

Новый закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принятый в ноябре 2011 г., создает предпосылки для конкретизации государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, повышения ее доступности, расширения возможностей граждан выбирать медицинскую организацию и врача, улучшения управляемости системой здравоохранения.

Но, несмотря на очевидные позитивные сдвиги, предпринимаемых мер недостаточ-

№5 Менедже;

3013 здравоохранения

Социальное обеспечение

Здравоохранение

Культура 7 36 45 12

-

Наука 15 33 40 12

50 12

20 40 60 80 100

■ Затрудняюсь ответить Я В плохом В удовлетворительном В хорошем

Источник: Всероссийский репрезентативный опрос населения, НИУ-ВШЭ и ВЦИОМ, 2009 г.

Рис. 3. Ответы населения на вопрос: «По Вашему мнению, в каком состоянии находятся сегодня в нашей стране перечисленные отрасли социальной сферы?» (% опрошенных)

но для разрешения накопившихся проблем:

преимущественная ориентация на лечение заболеваний, а не на их предотвращение, слабая координация мер по развитию медицинской отрасли с усилиями по улучшению немедицинских факторов укрепления здоровья (образ жизни, развитие физической культуры, решение экологических проблем и т.д.), недоиспользование потенциала этих факторов, недостаточная и резко дифференцированная фактическая доступность качественной медицинской помощи, слабая защищенность прав пациентов, риски непомерных вынужденных затрат на лечение при его формальной бесплатности, отсутствие лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в составе государственных гарантий оказания медицинской помощи для большинства населения; между тем сегодня лекарственные препараты являются наиболее эффективным средством вторичной профилактики хронических заболеваний, отсутствие надлежащих условий и стимулов для максимально эффективного использования ресурсов системы здравоохранения.

Показательно, что примерно половина населения (53%) считает, что здравоохранение как отрасль находится в плохом состоянии. При наличии обширных гарантий бесплатной медицинской помощи 29% людей, обращающихся за медицинской помощью, полностью или частично оплачивают свое лечение. Неуклонно растет число пациентов стационаров, платящих за лечение в руки медицинским работникам. При этом возможности для рационального привлечения личных средств населения ограничены, а развитие рынка платных медицинских услуг не сопровождается необходимым развитием его регулирования в интересах потребителей и обеспечения эффективной конкуренции. Проблема состоит в том, что и те, кто лечится бесплатно, и те, кто платит, сильно рискуют столкнуться с низкой квалификацией медицинских работников, невниманием и отсутствием действенных механизмов защиты прав пациентов (рис. 3).

Имеющееся медицинское оборудование используется зачастую с низкой

эффективностью. Одна из главных причин этого — недостаток адекватно подготовленных кадров. С этой же проблемой столкнулись и при организации работы новых федеральных центров, построенных на периферии. Между тем в распределении государственных средств и, в частности, в национальном проекте «Здоровье», повышение квалификации медицинских работников и изменения в системе их подготовки — фактически низко приоритетные направления. На эти цели за 2006-2010 гг. направлено лишь 0,2% средств, выделенных на реализацию национального проекта.

Зарплата российского врача лишь на 10% превышает среднюю по экономике. В то же время в странах Центральной Европы она в 1,5-2 раза выше средней, а в ведущих индустриально развитых странах даже начинающие врачи принадлежат к верхнему среднему классу. За рубежом общепризнано, что только высокий социальный и экономический статус врача способен гарантировать комплектование врачебного корпуса людьми со способностями и ответственностью, необходимыми для полноценного выполнения профессиональных обязанностей. В нашей стране данное требование в целом не выполняется. В результате врачебный корпус весьма неоднороден с точки зрения квалификации и добросовестности, что в конечном счете оборачивается скрытым неравенством качества медицинской помощи для населения.

Системе оказания медицинской помощи присущи серьезные структурные диспропорции:

• чрезмерная нагрузка на стационарную помощь при относительно слабом развитии первичной, реабилитационной и медико-социальной помощи;

• доля расходов на стационарную помощь в общем объеме расходов на здравоохранение почти в 2 раза превышает долю амбулаторной помощи, в то время как

в западноевропейских странах они примерно равны;

• недостаточная координация деятельности медицинских учреждений и врачей на разных этапах оказания медицинской помощи.

Более 30% госпитализаций могут быть перенесены на амбулаторный этап без ущерба для здоровья больного. При этом практически у всех субъектов общественной системы здравоохранения пока нет серьезной мотивации к повышению эффективности использования ресурсов.

Новые вызовы системе здравоохранения предъявляет идущее с высокой скоростью развитие медицинских и информационных технологий. Новые технологии открывают возможности радикального повышения результативности в выявлении индивидуальных факторов риска заболеваний, их ранней диагностики, сокращении объемов стационарной помощи благодаря развитию малоинвазивной, амбулаторной хирургии, телемедицины, дистанционного мониторинга состояния больного. Внедрение новых технологий будет стимулировать структурные сдвиги в системе оказания медицинской помощи, рост потребностей населения в новых медицинских услугах и одновременно рост ожиданий в отношении обеспечения государством их доступности.

Однако все это эффективно реализуемо при условиях:

1) адекватного «обустройства» процесса освоения инноваций, что включает определение источников финансирования, особенно на первом этапе, когда использование новых технологий обходится очень дорого;

2) рациональной организации очередности доступа к новейшим возможностям в период, когда они по определению дефицитны.

Существующая модель организации медицинской помощи к этому не приспособлена и должна быть достроена применительно к особенностям периода постоянных, интенсивных и дорогостоящих инноваций.

№5 Менеджер

3013 здравоохранения /

2. Возможные сценарии политики государства в сфере охраны здоровья

Сценарий 1: инерционный

Меры по развитию здравоохранения, реализуемые в нашей стране в последние годы, фактически ориентировались в первую очередь на сокращение разрыва с западноевропейскими странами в объемах высокотехнологичной медицинской помощи, уровне технической оснащенности медицинских учреждений, качестве лекарственной помощи пациентам и т.д. Главным средством при этом выступает наращивание финансирования здравоохранения. На этом пути достигнуты ощутимые успехи. Однако в условиях значительно более медленного, чем в 2000-2008 годы, экономического роста к 2020 году не удастся обеспечить увеличения государственного финансирования здравоохранения до уровня, сопоставимого с сегодняшним уровнем западноевропейских стран.

Поэтому сохранение в качестве приоритета улучшения технической оснащенности медицинских учреждений и увеличения финансирования их лечебной деятельности позволит лишь несколько уменьшить разрыв с европейскими странами в показателях смертности, но не преодолеть его и относительно слабо повлияет на показатели заболеваемости населения. Некоторое улучшение показателей заболеваемости может быть обеспечено преимущественно за счет увеличения доли среднего класса, более ответственно относящегося к укреплению своего здоровья.

Гарантии оказания медицинской помощи населению, обеспечиваемые государственным финансированием, будут постепенно становиться более определенными. Однако следует констатировать, что задачу четкого разграничения медицинской помощи, предоставляемой бесплатно и на платной основе, невозможно решить за несколько

ближайших лет в силу экономических и политических ограничений. В силу сложившейся фактической дифференциации в доступности медицинской помощи предельно четкое прояснение гарантий потребует либо резкого увеличения расходов для быстрого доведения условий оказания помощи на всей территории страны до максимального уровня, либо снижения уровня, фактически достигнутого в ряде наиболее благополучных городов. Проводимая Правительством Российской Федерации политика постепенной конкретизации государственных гарантий бесплатного лечения посредством разработки и утверждения медико-экономических стандартов и порядков оказания медицинской помощи при заболеваниях является вполне оправданной на ближайшие годы. Важно обеспечить экономическую реалистичность утверждаемых стандартов и поэтапность их внедрения для групп заболеваний при адекватном финансировании.

Запланированные преобразования в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) повысят доступность и качество медицинской помощи, но являются недостаточными для преодоления структурных диспропорций в системе охраны здоровья, улучшения координации работы ее звеньев, формирования сильной мотивации страховых медицинских организаций и медицинских учреждений к повышению качества лечебно-профилактической работы и более эффективному использованию ресурсов отрасли.

Рост доходов населения однозначно ведет при прочих равных условиях к росту потребления алкоголя и табака, а также высококалорийных продуктов. Эти тенденции отчетливо наблюдаются в последнее десятилетие. Проведение прежней политики установления акцизов на спиртные напитки и табачные изделия, уровень которых слишком низок даже с учетом принятого на 2012-2014 гг. их повышения, не сможет приостановить эти тенденции. Они будут

■ EC члены до мая 2004 —■— ЕС члены с 2004 или 2007 —*— Российская Федерация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: WHO/Europe, European HFA Database, 2011.

Рис. 4. Продолжительность жизни, скорректированная с учетом нарушений здоровья

продолжаться, если политика поддержки здорового образа жизни не изменится радикально. Потребление алкоголя, табака, низкая физическая активность людей, избыточный вес — это ключевые факторы риска здоровью и без уменьшения этих рисков не удастся добиться значительного прироста ожидаемой продолжительности жизни даже при опережающем развитии современных медицинских технологий.

Сценарий 2: развитие системы охраны здоровья в условиях минимально необходимого роста финансирования

Для адекватного ответа на вызовы времени необходимо уточнение целей, изменение приоритетов в политике в сфере охраны здоровья и проведение в ней глубоких структурных преобразований.

В качестве целевых показателей развития здравоохранения предлагается использовать не уровень смертности и ожидаемой продолжительности жизни, как это делается сейчас, а показатель «продолжительность жизни, скорректированная с учетом нарушений здоровья»

(DALE — disability adjusted live expectancy), который применяется Всемирной организацией здравоохранения и полнее характеризует состояние здоровья населения (рис. 4). По этому показателю Россия отстает от стран Западной Европы на 13 лет (в России

— 60,1 года, в странах — «старых» членах ЕС

— 73,0 в 2007 г.). Переход к данному целевому показателю будет означать усиление целевой ориентации системы здравоохранения на продление активного периода жизни российских граждан.

Улучшение состояния здоровья населения будет обеспечиваться формированием интегрированной, прозрачной и эффективной системы охраны здоровья:

Интегрированное здравоохранение — это система, в которой обеспечивается комплексный межсекторальный подход к охране здоровья; координация деятельности организаций, оказывающих разные виды медицинской помощи; включение населения в качестве активного партнера организаций здравоохранения в предотвращение, выявление и лечение заболеваний.

Прозрачное здравоохранение — это система, в которой действуют ясные и реали-

№5 Менеджер

3013 здравоохранения /

стичные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи; легальные, понятные и справедливые условия получения медицинской помощи за плату; доступные для всего профессионального сообщества и для пациентов информационные медицинские системы, используются различные механизмы представительства пациентов при решении вопросов охраны здоровья.

Эффективное здравоохранение — это система, в которой ресурсы распределяются в соответствии со сравнительным вкладом ее звеньев в улучшение показателей здоровья населения и все ее субъекты заинтересованы в обеспечении наибольшего социального и медицинского эффекта на единицу затрат.

Главными приоритетными направлениями действий, реализация которых будет иметь ключевое значение для формирования такой системы здравоохранения, в предстоящее десятилетие будут выступать:

1) формирование здорового образа жизни и развитие профилактики заболеваний;

2) развитие человеческого потенциала в здравоохранении;

3) информатизация здравоохранения.

Данный сценарий исходит из того, что

значительные улучшения в состоянии здоровья российского населения должны быть достигнуты в первую очередь не за счет наиболее дорогостоящих и технически сложных методов лечения уже заболевших людей, а за счет профилактики заболеваний и повышения эффективности и качества работы основной массы лечебно-профилактических учреждений. Эти сдвиги выходят за рамки ответственности отдельных ведомств и предполагают принципиальные изменения в ресурсной базе охраны здоровья и поведении всех его субъектов.

Соответствующие меры должны адресоваться всему населению страны с учетом особенностей конкретных групп. Необходимые сдвиги должны осуществляться, разумеется, не в ущерб дальнейшему развитию

медицинской помощи. Она в свою очередь нуждается в существенном техническом перевооружении и привлечении талантливой, амбициозной молодежи, нацеленной на постоянный творческий рост и овладение инновациями.

Развитие информационных технологий будет оказывать возрастающее влияние на формирование новой системы здравоохранения (см. раздел «Преодоление информационной разобщенности»).

Общие для отдельных служб здравоохранения электронные медицинские карты помогут их взаимодействию и объединению усилий для достижения конечного результата. Появится возможность более активных контактов врачей различных специальностей для объединения отдельных эпизодов лечения (общие планы ведения больных, врачебные назначения не только для эпизода госпитализации, но и для последующего ведения пациента, мониторинг его состояния и проч.), причем вне зависимости от месторасположения врачей и пациентов.

Электронные средства в растущей мере будут использоваться для поддержки назначений врача (например, для напоминаний о назначенных процедурах и приеме лекарств, предупреждений о возможных осложнениях, назначений исследований и получения их результатов, корректировки лекарственной терапии и выписки лекарств). Существенно расширится возможность наблюдения за состоянием больного — вплоть до отслеживания влияния качества питания и других факторов на течение заболевания. Существенно возрастет значение информационных технологий в административно-хозяйственном процессе — для повышения эффективности функционирования медицинской организации (учет и анализ результатов деятельности, поддержка управленческих решений и проч.).

В качестве механизмов, обеспечивающих движение к интегрированной, прозрачной

эффективной системе здравоохранения, нужно рассматривать:

• кардинальное расширение комплекса мер регулирующего, экономического и информационного характера, используемых для поддержки и стимулирования здорового образа жизни;

• развитие медицинского образования;

• переход к эффективному контракту с медицинскими работниками;

• ясное разделение ответственности за финансирование здравоохранения между государством, населением и работодателями;

• реорганизацию оказания амбулаторно-поликлинической помощи;

• реструктуризацию стационарной помощи;

• развитие системы контроля и обеспечения качества медицинской помощи;

• развитие институтов медицинского страхования;

• развитие рынка медицинских услуг;

• повышение эффективности процесса внедрения новых медицинских технологий.

Для политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в данном сценарии главным приоритетом должно стать создание современной системы нормирования. Необходима замена непрозрачной и коррупциогенной системы нормирования воздействия на окружающую среду, основанной на практически невыполнимых санитарно-гигиенических и рыбохозяйственных нормативах предельно допустимых концентраций вредных веществ, на новую систему нормирования, основанную на показателях наилучших доступных технологий для крупных загрязнителей.

Реализация данного сценария потребует увеличения государственного финансирования системы охраны здоровья на 1,0% ВВП.

Сценарий 3: комплексное развитие системы охраны здоровья

Данный сценарий включает в себя основные меры предыдущего сценария и вместе с

тем предусматривает реализацию значительно более широкого круга взаимосвязанных мер, направленных на снижение рисков заболеваний, повышение качества медицинской помощи, развитие экологически чистых технологий. Реализация данного сценария возможна, лишь если удастся приблизить долю расходов на здравоохранение в ВВП к той, которая характерна для стран-лидеров в области охраны здоровья. При этом сценарий включает меры, обеспечивающие высокоэффективное расходование дополнительных средств.

Третий сценарий по сравнению со вторым предусматривает:

— кардинальное усиление мотивации медицинских работников на повышение качества и эффективности их деятельности, что предполагает быстрый переход к полноценному эффективному контракту с ними, а также оптимизацию соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала, ускоренное освоение новых медицинских технологий и соответствующее переоснащение сети медицинских учреждений;

— существенное увеличение объемов строительства спортивных объектов и субсидирование их деятельности ради расширения доступности занятий массовым спортом для лиц с невысокими доходами, увеличение числа плоскостных спортивных сооружений, действенные меры экономической поддержки здорового образа жизни, содействие развитию экологических технологий (эко-иннова-ций), в том числе посредством координации разработки и внедрения экологически эффективных технологий на базе единой технологической платформы «Технологии экологического развития».

Реализация данного сценария потребует увеличения государственного финансирования системы охраны здоровья на 2,9% ВВП.

Продолжение читайте в «МЗ» № 6

№5 Менеджер

3013 здравоохранения /

«Нужно обсудить альтернативные позиции по всем вопросам реализации дорожной карты и самой концепции Стратегии-2020 в части, касающейся здравоохранения...»

Б

Об этом заявил 13 апреля 2012 г. Дмитрий Медведев на совещании, посвящённом совершенствованию системы здравоохранения в рамках реализации «Стратегии-2020».

нас есть определенные подходы, \Х есть дорожная карта законодательных изменений в системе здравоохранения и медицинского страхования, сегодня будет доклад, по каждому году уже есть определенные мероприятия. Тем не менее, нужно обсудить и альтернативные позиции, и просто обменяться мнениями по всем существенным вопросам реализации этой дорожной карты и самой концепции Стратегии-2020 в части, касающейся здравоохранения», — сказал Д. Медведев, открывая совещание.

Президент отметил, что, несмотря на успехи в сфере демографии и по некоторым другим направлениям, есть много проблем в сфере здравоохранения.

«Поэтому давайте обо всем этом поговорим», — сказал глава государства.

«Дорожную карту» законодательных изменений в системе здравоохранения и медицинского страхования представила глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова. По ее словам, в 2012 г. продолжится передача полномочий по организации оказания медицинской помощи на уровень субъектов РФ. В 2013 г. вступят в силу единые стандарты и порядки оказания медицинской помощи, а также произойдет передача

основных полномочий по лицензированию медицинской деятельности на региональный уровень. В 2014 г. планируется передать полномочия по обеспечению лекарственными препаратами пациентов с отдельными заболеваниями, а также начать реализацию пилотного проекта по возмещению стоимости лекарственных средств в амбулаторных условиях для льготных категорий граждан. В

2015 г., по словам Татьяны Голиковой, предстоит внедрение независимой медицинской экспертизы, а также создание критериев оценки качества медицинской помощи. В

2016 г. будет внедрена аккредитация медицинских работников. На этот же период запланирована оценка эффективности пилотного проекта по возмещению стоимости лекарственных средств в амбулаторных условиях для льготных категорий граждан и принятие решения о возможности всеобщего перехода на лекарственное страхование или систему возмещения стоимости лекарственных средств для льготных категорий граждан.

Как отметил Дмитрий Медведев, уже подготовлен ряд предложений по законодательному изменению в сфере здравоохранения и медицинского страхования, но нужно изучить и альтернативные позиции.

От редакции: Приглашаем читателей «МЗ» принять участие в обсуждении «Стратегии-2020» в части, касающейся здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.