Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ'

ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее образование / электронное образование / электронное обучение / качество образования / управление образованием.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канюк А.С., Стародумов Л.Л., Бондарева Е.В.

В данной статье рассматривается и анализируется международный опыт обеспечения качества высшего образования в формате электронного обучения в Европе и Латинской Америке. В статье определены подходы к обеспечению качества электронного обучения в сфере высшего образования в Европе и Латинской Америке. Исследование направлено на анализ политики обеспечения качества университетского электронного образования в сфере высшего образования в Европе и Латинской Америке. Анализ деятельности европейских и латиноамериканских организаций по обеспечению качества в области электронного обучения показал, что в контексте высшего образования в Европе и Латинской Америке внешние агентства по обеспечению качества играют важную роль в институциональных процессах обеспечения качества университетского электронного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канюк А.С., Стародумов Л.Л., Бондарева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ»

GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-302-307 КАНЮК Алексей Сергеевич,

NIION: 2018-0076-2/22-479 доктор педагогических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-2-678 доцент, профессор РАО,

проректор по научной работе и образовательной деятельности Гжельского государственного университета,

e-mail: gzhelnauka@mail.ru

СТАРОДУМОВ Леонид Львович,

кандидат педагогических наук, доцент Сочинского государственного университета,

e-mail: mail@law-books.ru

БОНДАРЕВА Елена Владимировна,

кандидат технических наук, доцент Сочинского государственного университета,

e-mail: bondareva_05@mail.ru

ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И ЛАТИНСКОЙ

АМЕРИКЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается и анализируется международный опыт обеспечения качества высшего образования в формате электронного обучения в Европе и Латинской Америке. В статье определены подходы к обеспечению качества электронного обучения в сфере высшего образования в Европе и Латинской Америке. Исследование направлено на анализ политики обеспечения качества университетского электронного образования в сфере высшего образования в Европе и Латинской Америке. Анализ деятельности европейских и латиноамериканских организаций по обеспечению качества в области электронного обучения показал, что в контексте высшего образования в Европе и Латинской Америке внешние агентства по обеспечению качества играют важную роль в институциональных процессах обеспечения качества университетского электронного образования.

Ключевые слова: высшее образование, электронное образование, электронное обучение, качество образования, управление образованием.

KANYUK Alexey Sergeevich,

Grand PhD in pedagogical sciences,

associate professor, professor RAO, vice-rector for Research and Educational Activities Gzhel State University

STARODUMOV Leonid Lvovich,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of Sochi state University

BONDAREVA Elena Vladimirovna,

candidate of Technical Sciences, associate Professor of Sochi State University

UNIVERSITY QUALITY ASSURANCE POLICY E-EDUCATION IN EUROPE AND LATIN AMERICA

»Annotation. This article examines and analyzes the international experience of ensuring the quality of higher education in the e-learning format in Europe and Latin America. The article defines

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

approaches to ensuring the quality of e-learning in higher education in Europe and Latin America. The research is aimed at analyzing the policy of ensuring the quality of university e-education in the field of higher education in Europe and Latin America. An analysis of the activities of European and Latin American quality assurance organizations in the field of e-learning has shown that in the context of higher education in Europe and Latin America, external quality assurance agencies play an important role in the institutional processes of quality assurance of university e-education.

Key words: higher education, e-education, e-learning, the quality of education, education management.

Развитие информационного общества и распространение образования с использованием информационно-коммуникационных технологий (электронное обучение) вызывают необходимость обеспечения качества высшего образования в формате электронного обучения (электронного образования) [1; 2; 3; 4]. В международной практике происходят изменения, касающиеся критериев и функционирования электронного обучения. Разработаны подходы к обеспечению качества образования, механизмы и показатели определения его эффективности. Обеспечение качества в области высшего образования есть необходимое условие для деятельности высших учебных заведений, в частности, электронное обучение в рамках образовательных программ [5; 6; 7; 9; 15].

Сегодня университеты имеют три направления предоставления высшего образования: высшее образование как деятельность университетов; непрерывное образование и профессиональное развитие; и открытое образование, которое появилось в основном благодаря открытым образовательным платформам (далее - МООС). Университеты пытаются разработать политику и стратегии для определения своего профиля в этих областях, которые могут дополнять друг друга и даже пересекаться [9; 12].

Цифровые методы преподавания и обучения могут решить проблемы современного высшего образования и создать новые возможности для преподавания и обучения в обеих этих областях [17]. Они могут внедрять инновации и даже преобразовывать правила высшего образования в течение следующих лет в следующих областях [11]:

- гибридное образование повысит качество и эффективность высшего образования за счет увеличения числа студентов и сокращения численности персонала;

- гибридное и онлайн-образование расширит непрерывное образование и профессиональное развитие, предлагая гибкие курсы, которые привлекают больше студентов и отвечают потребностям тех, кто сталкивается с более длительной карьерой и сменой карьеры;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

- МООС предлагаются только онлайн, они предоставляют широкие и открытые возможности для обучения всех и вовлекают людей в общество знаний.

С быстрым развитием электронного обучения во всем мире проблема обеспечения качества этого формата высшего образования становится актуальной. Однако представляется, что необходимо обновить эти процессы в контексте электронного обучения, поскольку инструменты, используемые для обеспечения качества, считаются неточными и, как следствие, они не отражают результаты этих новых образовательных методов [10]. Согласно некоторым исследованиям, система оценки образования должна учитывать все ее измерения и области, а также переменные университетского феномена, от его управления и внедрения до результатов [19]. Для этого требуются системы оценки, которые систематизировали бы огромное количество данных, полученных в процессе обучения.

Качество электронного обучения является проблемой для высших учебных заведений в развивающихся странах, включая Латинскую Америку [18]. Существует ряд трудностей в процессах оценки, аккредитации или сертификации электронного образования. Это указывает на отсутствие единых критериев, стандартов или руководящих принципов методов оценки, применяемых организациями, ответственными за эти процессы [16].

Практически обеспечение качества в области онлайн-образования всегда было проблемой во всем мире. Его методы требуют механизмов гарантии, которые отличаются от тех, которые обычно используются в традиционном высшем образовании в аспекте, связанном с процессами в целом и с оценкой обучения, в частности. Также стоит отметить, что онлайн-высшее образование не относится к собственности специализированных учебных заведений, как это было несколько десятилетий назад. Почти все государственные университеты и большое количество частных имеют возможности для дистанционного и гибридного обучения. Последний сочетает в себе компоненты онлайн-обучения с обычным очным обучением.

Некоторые страны предпочитают регулировать обеспечение качества, основываясь на различных методах и принимая как должное тот факт, что учебные программы университетов включают такие методы. Это часто правила, введенные государством, а иногда и специализированными учреждениями. Тем не менее, неизбежно, что наиболее подробные правила часто нуждаются в пересмотре, чтобы адаптироваться к меняющимся условиям. В этой связи, регулирующим организациям, правительствам и ведомствам следует помнить, что высшее электронное образование может стать движущей силой инноваций в университетской системе, но при условии, что формальные правила не затмевают его.

Помимо проблемы регулирования инновационной деятельности, существует еще одна, еще более сложная задача - трансграничное или глобальное регулирование высшего электронного образования. Если есть такая возможность, пользователь выйдет на мировой рынок, где можно найти предложение, которое лучше соответствует потребностям, ожиданиям и возможностям. Единственная формула, которая принесла бы пользу всем, - это международные конвенции, она остается плохо изученной. Те, которые продвигаются ЮНЕСКО как на глобальном, так и на региональном уровнях в области признания дипломов о высшем образовании, открывают двери для многостороннего консенсуса.

Обзор литературы

Согласно А. Алькантаре [8], качество должно охватывать все виды деятельности и функции образования: от преподавания, оценки, учебной программы, учителей и учащихся до услуг, инфраструктуры и оборудования.

В докладах ЮНЕСКО (2016) качество образования определяется в соответствии с пятью измерениями:

1) актуальность: это относится к целям образования как в политическом, так и в социальном контекстах;

2) значимость: образование должно быть значимым для каждого человека, т.е. любой образовательный процесс должен быть ориентирован на учащегося;

3) равенство: каждый человек должен иметь равные возможности для доступа к образованию, иными словами, образование является качественным только тогда, когда оно доступно;

4) эффективность: достижение целей, предлагаемых в системах образования, в той степени, в которой гарантируются принципы, установленные при реализации целей;

5) эффективность: как образование управляет ресурсами, обеспечивающими системы

образования, т.е. результатом управления и прозрачностью этого процесса.

Обзор литературы показал, что исследователи оценивают качество электронного образования на основе по следующим категориям: 1) основа и цели модели; 2) прием и окончание; 3) содержание учебных программ, мероприятий, материалов и образовательных источников; 4) дизайн курса и 5) оценка образования [14]. Авторы приходят к выводу, что оценка требует постоянных инноваций, и она должна развиваться на различных этапах: создания, разработки и внедрения.

По мнению исследователей, новые достижения в образовании требуют новых мер [13]. Если одной из целей внешних агентств по обеспечению качества является поддержка улучшения преподавания и обучения, то они должны уделять внимание не только результатам, но и образовательным процессам в университетах. Качество преподавания и обучения также определяет качество результатов. В системах, которые ориентированы на институциональное обеспечение качества, агентства по обеспечению качества должны предоставлять университетам внутренние критерии и модели оценки, а также цифровое обучение и методы обучения.

Гипотеза исследования: в контексте высшего образования в Европе и Латинской Америке внешние агентства по обеспечению качества играют важную роль в институциональных процессах обеспечения качества университетского электронного образования.

Доказательство гипотезы включает в себя несколько задач:

1. Проанализировать опыт агентств по обеспечению качества в области электронного обучения.

2. Определить основные принципы деятельности агентств по обеспечению качества в области электронного обучения.

3. Изучить деятельность агентств по обеспечению качества в области электронного обучения.

Методы

Для достижения целей, поставленных в работе, были использованы следующие теоретические методы:

- описательный метод: проанализировать опыт агентств по обеспечению качества в области электронного обучения;

- метод анализа: определить основные принципы деятельности агентств по обеспечению качества в области электронного обучения;

- метод синтеза: определить практические и прикладные аспекты процессов аккредитации и сертификации качества и изучить деятельность

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

агентств по обеспечению качества в области электронного обучения.

Заключение

Из этого исследования можно сделать следующие выводы.

Развитие системы обеспечения качества является важной частью интернационализации образовательных программ в целом и электронного обучения в частности, поскольку оно является открытым и динамичным. Обеспечение качества и эффективности электронного обучения регулируется учебными заведениями и регулирующими организациями: специализированными агентствами по качеству.

Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что в контексте высшего образования в Европе и Латинской Америке внешние агентства по обеспечению качества играют важную роль в институциональных процессах обеспечения качества университетского электронного образования.

Основными задачами таких агентств являются:

- профессиональная помощь в определении соответствия образовательных программ международным стандартам;

- разработка рекомендаций для образовательных учреждений, направленных на совершенствование электронного обучения;

- методическая помощь в аккредитации образовательных программ электронного обучения.

В мировой практике существует достаточно разработок для обеспечения качества в области электронного обучения.

Поэтому существует необходимость распространения информации о деятельности агентств по обеспечению качества, занимающихся электронным образованием. Информация о деятельности агентств-членов и доступ к базе данных аккредитованных программ будут полезны для высших учебных заведений, поскольку это позволит повысить качество и снизить затраты на подготовку курсов с использованием утвержденных стандартов и положительных разработок. Международная аккредитация и сертификация качества предоставят возможность присоединиться к процессу интернационализации, что особенно важно для электронного обучения, которое открыто и постоянно развивается. Соответствие национальных образовательных программ международным требованиям и аккредитация международных агентств по качеству будут способствовать процессам обеспечения качества в электронном образовании и повышению конкурентоспособности образовательных учреждений.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что оценка качества образования не является простой - это важная проблема для соответствующих организаций. Одни из основных причин этого связаны с постоянными технологическими изменениями и инновациями. В связи с этим, наряду с инновациями и изменениями в системе образования, следует также перестроить методы оценки качества электронного образования. Чтобы идти в ногу со временем и поддерживать дальнейшие инновации с помощью онлайн- и дистанционного образования, высшим учебным заведениям, агентствам по обеспечению качества и правительствам необходимо сотрудничать.

Список литературы:

[1] Бубнов Г.Г., Никульчев Е.В., Плужник Е.В. Опыт внедрения инновационных информационных технологий в образовательную деятельность // Высшее образование в России. - 2015. - № 1. -С.159-161.

[2] Лонцов В.В., Прончев Г.Б. Виртуальные социальные среды как инструмент образовательного процесса // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия: сб. материалов XI Между-нар. науч. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова, Социологический факультет. - М.: МАКС Пресс, 2017.

- С.155-157.

[3] Кузьменков Д.А., Прончев Г.Б. Виртуальная образовательная среда в социальной сети Интернета // Информационные технологии в образовании: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. - Ульяновск: УГПУ им. И.Н. Ульянова, 2013. - С. 111-114.

[4] Мейсурова А.Ф., Кратович П.В., Нотов А.А. Применение технологий электронного обучения для повышения качества университетского образования // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология.

- 2019. - № 3 (48). - С. 175-186.

[5] Прончев Г.Б., Гончарова И.В. Безопасность современных электронных образовательных сред // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2017. - № 3 (117). - С. 26-30.

[6] Прончев Г.Б., Кузьменков Д.А., Прончева Н.Г. Веб-приложения как инструментарий для электронных презентаций // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. - № 7 (97). - С. 31-39.

[7] Прончев Г.Б., Кузьменков Д.А., Прончева Н.Г. Электронный календарь для образовательной информационной системы // Современные Web-технологии образовательного назначения: перспективы и направления развития: сб. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. С.В. Миронова; отв. ред. С.В. Напалков. -Арзамас: Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Наци-

ональный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2016. - С. 53-57.

[8] Alcántara A. Dimensiones de calidad en la educación superior // Reencuentro. - 2007. - № 50.

- Р. 21 - 27.

[9] Bukhteeva E.E., Zimovina O.A., Shishov S.E., etc. Practical and theoretical grounds of a student's autonomous learning activities in professional education // Amazonia Investiga. - 2019.

- № 8 (20). - Р. 575 - 581.

[10] Gedeon P., & Khalil L. (2015). Management of the transition to e-learning in higher education based on competence quotient // Procedia Computer Science. - 2015. - № 65. - Р. 324 - 332.

[11] Górska D. E-learning in higher education // The Person and the Challenges. - 2016. - № 6(2). - Р. 35 - 43.

[12] Lai K.-W. Digital technology and the culture of teaching and learning in higher education // Australasian Journal of Educational Technology. -2011. - № 27 (8). - Р. 1263 - 1275.

[13] Lucas L. Academic resistance to quality assurance processes in higher education in the UK // Policy and Society. - 2014. - № 33(3). - Р. 215-224.

[14] Misut M., & Pribilova K. Measuring of quality in the context of e-learning // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - № 177. - Р. 312319.

[15] Rabadanova R.S., Bogatyreva S.N., Artemieva S.I., etc. Key features of human nutrition behavior // Revista Inclusiones. - 2020. - № 7 (S1-1).

- Р. 170-181.

[16] Rama C. Las complejidades de evaluar y acreditar la educación a distancia. In: Morocho, M., Rama C. (Coord.). Los problemas de la evaluación de la educación a distancia en América Latina y el Caribe. - Loja, Ecuador: Universidad Técnica Particular de Loja, 2015. - Р. 9-16.

[17] Sekerin V.D., Gorokhova, A.E., Dudin M.N., Danko T.P., & Nikolaykin N.I. Applying interactive e marketing methods to improve the quality of university educational services // Quality-Access to Success. -2018. - № 19 (163). - Р. 37-42.

[18] Soto G.G.Y., López G.R.I., & Armando L.R. Calidad en la educación superior en línea: un análisis teórico // Revista Educación. - 2020. - № 44(2). - Р. 1-16.

[19] Zineldin M., Akdag H., & Vasicheva V. Assessing quality in higher education: New criteria for evaluating students' satisfaction // Quality in Higher Education. - 2011. - № 17 (2). - Р. 231 - 243.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spisok literatury:

[1] Bubnov G.G., Nikul'chev E.V., Pluzhnik E.V. Opyt vnedreniya innovacionnyh infor-macionnyh

tekhnologij v obrazovatel'nuyu deyatel'nost' // Vyss-hee obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 1. - S. 159— 161.

[2] Loncov V.V., Pronchev G.B. Virtual'nye social'nye sredy kak instrument obrazova-tel'nogo processa // Universitet v global'nom mire: novyj status i missiya: sb. materialov XI Mezhdunar. nauch. konf. MGU im. M.V. Lomonosova, Sociologicheskij fakul'tet. — M.: MAKS Press, 2017. — S. 155—157.

[3] Kuz'menkov D.A., Pronchev G.B. Virtu-al'naya obrazovatel'naya sreda v social'noj seti Interneta // Informacionnye tekhnologii v obrazovanii: materialy Mezhdunar. zaochnoj nauch.-prakt. konf. — Ul'yanovsk: UGPU im. I.N. Ul'yanova, 2013. — S. 111—114.

[4] Mejsurova A.F., Kratovich P.V., Notov A.A. Primenenie tekhnologij elektronnogo obucheniya dlya povysheniya kachestva universitetskogo obra-zovaniya // Vestnik Tverskogo gosudar-stvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psihologiya. - 2019. -№ 3 (48). — S. 175—186.

[5] Pronchev G.B., Goncharova I.V. Bezopas-nost' sovremennyh elektronnyh obrazovatel'nyh sred // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. - 2017. - № 3 (117). — S. 26—30.

[6] Pronchev G.B., Kuz'menkov D.A., Proncheva N.G. Veb-prilozheniya kak instrumentarij dlya elektronnyh prezentacij // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. - 2015. - № 7 (97). — S. 31—39.

[7] Pronchev G.B., Kuz'menkov D.A., Proncheva N.G. Elektronnyj kalendar' dlya obrazova-tel'noj infor-macionnoj sistemy // Sovremennye Web-tekhnologii obrazovatel'nogo naznache-niya: perspektivy i napravleniya razvitiya: sb. st. uchastnikov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / nauch. red. S.V. Mironova; otv. red. S.V. Napalkov. — Arzamas: Arzamasskij filial FGAOU VO «Nacional'nyj issledovatel'skij Nizhego-rodskij gosudarstvennyj universitet im. N.I. Lo-bachevskogo», 2016. — S. 53—57.

[8] Alcántara A. Dimensiones de calidad en la educación superior // Reencuentro. - 2007. - № 50.

— R. 21 — 27.

[9] Bukhteeva E.E., Zimovina O.A., Shishov S.E., etc. Prac-tical and theoretical grounds of a student's autonomous learning activities in professional education // Amazonia Investiga. - 2019. - № 8 (20).

— R. 575 - 581.

[10] Gedeon P., & Khalil L. (2015). Management of the transition to e-learning in higher education based on competence quotient // Procedia Computer Science. - 2015. - № 65. — R. 324 - 332.

[11] Górska D. E-learning in higher education // The Person and the Challenges. - 2016. - № 6(2). — R. 35 — 43.

[12] Lai K.-W. Digital technology and the culture of teaching and learning in higher education // Aus-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

tralasian Journal of Educational Technology. - 2011. - № 27 (8). - R. 1263 - 1275.

[13] Lucas L. Academic resistance to quality assurance processes in higher education in the UK // Policy and Society. - 2014. - № 33(3). - R. 215-224.

[14] Misut M., & Pribilova K. Measuring of quality in the context of e-learning // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - № 177. - R. 312-319.

[15] Rabadanova R.S., Bogatyreva S.N., Artemieva S.I., etc. Key features of human nutrition be-havior // Revista Inclusiones. - 2020. - № 7 (S1-1). - R. 170-181.

[16] Rama C. Las complejidades de evaluar y acreditar la educación a distancia. In: Morocho, M., Rama C. (Coord.). Los problemas de la evaluación de la educación a distancia en América Latina y el

Car-ibe. - Loja, Ecuador: Universidad Técnica Particular de Loja, 2015. - R. 9-16.

[17] Sekerin V.D., Gorokhova, A.E., Dudin M.N., Danko T.P., & Nikolaykin N.I. Applying inter-active e marketing methods to improve the quality of university educational services // Quality-Access to Success. - 2018. - № 19 (163). - R. 37-42.

[18] Soto G.G.Y., López G.R.I., & Armando L.R. Calidad en la educación superior en línea: un análisis teórico // Revista Educación. - 2020. - № 44(2). - R. 1-16.

[19] Zineldin M., Akdag H., & Vasicheva V. Assessing quality in higher education: New criteria for evaluating students' satisfaction // Quality in Higher Education. - 2011. - № 17 (2). - R. 231 - 243.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.