Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ (ПРИЛОЖЕНИЙ) ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ (ПРИЛОЖЕНИЙ) ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровые образовательные ресурсы / аналитические платформы / образовательные технологии / высшее образование / информация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паночевный П.Н., Ли А.А.

В статье рассматриваются возможности, перспективы, актуальные проблемы применения цифровых образовательных ресурсов и аналитических платформ (приложений) для совершенствования качества обучения в вузе. Авторы подчеркивают, что на данный момент нет единого сформированного подхода и определения цифровых образовательных ресурсов и аналитических платформ (приложений), что позволяет сформировать вывод о неопределённости терминологии. В ходе выполненного систематизированного литературного обзора и контент-анализы было определено, что использование цифровых образовательных ресурсов представляется перспективным решением имеющихся проблем образования, однако актуализируется необходимость обучения студентов методам работы с современными цифровыми образовательными ресурсами. Отмечается, что аналитические платформы подразумевают использование широкого спектра данных и методов анализа, в т.ч. разработку метрик (таких как предикаторы и индикаторы для различных факторов), с целью понимания текущей ситуации и измерения эффективности обучения, использование различных образовательных технологий. Было выявлено, что цифровые образовательные ресурсы и аналитические платформы могут применяться на разных этапах преподавания и обучения и в различных условиях, от педагогических до технологических и от начального до высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паночевный П.Н., Ли А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ (ПРИЛОЖЕНИЙ) ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

ПАНОЧЕВНЫЙ Павел Николаевич,

старший преподаватель кафедры технологической информатики и информационных систем ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, e-mail: 005681@pnu.edu.ru

ЛИ Андрей Александрович,

ассистент кафедры технологической информатики и информационных систем ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск e-mail: 011864@pnu.edu.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ (ПРИЛОЖЕНИЙ) ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности, перспективы, актуальные проблемы применения цифровых образовательных ресурсов и аналитических платформ (приложений) для совершенствования качества обучения в вузе. Авторы подчеркивают, что на данный момент нет единого сформированного подхода и определения цифровых образовательных ресурсов и аналитических платформ (приложений), что позволяет сформировать вывод о неопределённости терминологии. В ходе выполненного систематизированного литературного обзора и контент-анализы было определено, что использование цифровых образовательных ресурсов представляется перспективным решением имеющихся проблем образования, однако актуализируется необходимость обучения студентов методам работы с современными цифровыми образовательными ресурсами. Отмечается, что аналитические платформы подразумевают использование широкого спектра данных и методов анализа, в т.ч. разработку метрик (таких как предикаторы и индикаторы для различных факторов), с целью понимания текущей ситуации и измерения эффективности обучения, использование различных образовательных технологий. Было выявлено, что цифровые образовательные ресурсы и аналитические платформы могут применяться на разных этапах преподавания и обучения и в различных условиях, от педагогических до технологических и от начального до высшего образования.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, аналитические платформы, образовательные технологии, высшее образование, информация.

PANOCHEVNY Pavel Nikolaevich,

Senior Lecturer, Department of Technological Informatics and Information Systems, Pacific National University, Khabarovsk

LI Andrey Alexandrovich,

Assistant, Department of Technological Informatics and Information Systems Pacific National University, Khabarovsk

APPLICATION OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES AND ANALYTICAL PLATFORMS (APPLICATIONS) TO IMPROVE THE QUALITY OF LEARNING AT THE UNIVERSITY

Annotation. In this paper, the author consider the possibilities, prospects, current problems of using digital educational resources and analytical platforms (applications) to improve the quality of education at a university. It was found that at the moment there is no single formed approach and definition of digital educational resources and analytical platforms (applications), which allows us to form a conclusion about the uncertainty of terminology. In the course of the systematized literature

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-261-266 NIION: 2018-0076-2/22-472 MOSURED: 77/27-023-2022-2-671

review and content analysis, it was revealed that the use of digital educational resources seems to be a promising solution to the existing problems of education, however, the need to teach students how to work with modern digital educational resources is actualized. It was found that analytical platforms involve the use of a wide range of data and analysis methods, including the development of metrics (such as predictors and indicators for various factors) in order to understand the current situation and measure the effectiveness of training, the use of various educational technologies. It was found that digital educational resources and analytical platforms can be applied at different stages of teaching and learning and in various settings, from pedagogical to technological and from primary to higher education.

Key words: digital educational resources, analytical platforms, educational technologies, higher education, information.

Пандемия коронавирусной инфекции обусловила пересмотр объектами образования, в т.ч. вузами, своих методик обучения [10]. С закрытием учебных заведений тысячи учителей и миллионы студентов должны были максимально оперативно найти новые способы обучения, что стало серьезной проблемой. Ситуация 2020 г. актуализировала вопрос совершенствования качества обучения в вузе посредством использования современных технологических решений, внедрения, использования, развития и распространения информационных и компьютерных технологий.

Знания и информация являются ключами к повышению производительности, конкуренции, государственного благополучия. Поэтому современные страны сосредоточились на изучении подходов, позволяющих получать более качественное образование. Чтобы развивать человеческий капитал, необходимо проанализировать объекты образования, всю систему образования в целом и ответить на вопрос: соответствует ли государственное образование мировым тенденциям и международным требованиям?

Распространенной проблемой является низкий темп внедрения решений, информационных и компьютерных технологий в процесс обучения в современном вузе, несмотря на имеющиеся достижения в области науки, бизнеса, услуг связи и других сферах. Международное общество технологий в образовании (^ТЕ) подчеркивает, что преподаватели вузов должны быть готовы предоставить учащимся возможности для обучения на основе технологий. По сути, подготовка к применению технологий и осведомленность о технологиях для повышения качества обучения студентов должны быть одним из базовых навыков учителя [17].

Имеющиеся исследования говорят о том, что наиболее эффективным шагом с целью совершенствования качества обучения в вузе является использование ИТ (далее - информационных технологий) [4; 6; 7; 8; 9; 16; 21]. Так же использование ИТ в образовании позволяет реализовать

задачи государственной программы РФ «Развитие образования»:

- развитие современной системы непрерывного образования;

- повышение качества профессионального образования;

- обеспечение доступности качественного общего образования;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

- формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования [1].

Авторы данного исследования считают, что по состоянию на 2022 г. наиболее перспективным вектором совершенствования качества обучения в вузе является применение цифровых образовательных ресурсов и аналитических платформ (приложений).

Проблемы разработки, внедрения и использования цифровых образовательных ресурсов, их экспертизы и анализа ранее исследовались такими учеными, как Я.А. Ваграменко, И.В. Гончарова, В.А. Красильникова, В.В. Лонцов, Г.А. Монахова, Е.С. Полат, Г.Б. Прончев и др. [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]. Пути реализации педагогической и информационной деятельности на основе цифровых образовательных ресурсов представлены также в работах ряда зарубежных ученых:

- Р. Севиндик рассматривал использование цифровых образовательных ресурсов в управлении развития региональной системы образования [15];

- А. Демикесер произвел оценку качества образования с использованием цифровых образовательных ресурсов [22];

- Д.Ф. Армстронг дал два разъяснения концепции цифровых ресурсов в сфере образования: цифровые ресурсы в образовании -компьютер с необходимыми техническими и программными возможностями; цифровые ресурсы в образовании - это сборник приемы и приемы, которые реализуются через развитие информации [18].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

Однако на данный момент нет исследований, посвящённых совместному использованию цифровых образовательных ресурсов и аналитических платформ (приложений) для совершенствования качества обучения в вузе в рамках российской системы образования. Это является потенциальным вектором развития системы образования и обуславливает актуальность данного исследования.

На сегодняшний день нет единого сформированного подхода и определения цифровых образовательных ресурсов и аналитических платформ (приложений), что демонстрирует неопределённость терминологии.

В первом случае наиболее распространенным является определение В.А. Красильниковой: «цифровые образовательные ресурсы представляют собой образовательные или педагогические программные средства, информационно-коммуникационные технологии и компьютерные средства обучения, являющиеся составными элементами образовательной среды, которые носят образовательную функцию, используются студентами и преподавателями» [5]. Второй распространенный термин: «цифровой образовательный ресурс - это информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования».

Под аналитическими платформами (приложениями) понимается «специализированное программное обеспечение, которое содержит все инструменты, необходимые для осуществления процесса извлечения скрытых зависимостей и закономерностей из больших массивов данных».

Таким образом, одной из задач данного исследования является выяснение терминологии. Термин «цифровые образовательные ресурсы» в англоязычной педагогической литературе используется как обобщающий термин, который включает в себя множество информационных и коммуникационных технологий (облачных, мобильных, умные технологии и др.). При этом под цифровой технологией понимается:

- новая технология: облачная, мобильная, умные технологии;

- традиционная технология: традиционная информация и коммуникационные технологии.

Цифровые образовательные ресурсы дают возможность предоставить обучающимся обширную информацию; обеспечивают быстрый поиск и доступ к необходимой информации; обеспечивают объективную и качественную оценку знаний студентов; дают возможность наглядного изображения сложных явлений и процессов; позволяют

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

использовать различное графическое оформление; одновременно получать и обрабатывать большие массивы информации [11]. Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов представляется перспективным решением имеющихся проблем образования, однако актуализируется необходимость обучения студентов методам работы с современными цифровыми образовательными ресурсами.

Способность студентов использовать цифровые образовательные ресурсы в своей профессиональной деятельности определяется 3 компонентами:

- мотивация. Представлена мотивами, выраженными интересами и требованием использования цифровых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности;

- познавательная компонента. Предполагает совокупность предметных, методических знаний, интегрирует общие и специальные знания в умениях студентов использовать цифровые образовательные ресурсы в своей профессиональной деятельности;

- активность. Выражена комплексом умений по организации обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. Методика формирования у студентов умения пользоваться цифровыми образовательными ресурсами в профессиональной деятельности предполагает внедрение следующих методов обучения: метод проектов, решение case-стадий, использование специализированных средств обучения (компьютер, мультимедийный проектор, интернет-ресурсы). При этом организация процесса обучения реализуется на основе оптимального сочетания коллектива, команды и индивидуальных форм учебной деятельности студентов.

Так же проведенный систематический литературный анализ позволил выявить требования, которые предъявляются студентами вузов к современным цифровым информационным ресурсам:

- обеспечение возможности работы с оптимальной для него скоростью;

- обеспечение в соответствии с уровнем способностей и психофизических характеристик студентов;

- возможность повторить изученный ранее материал;

- возможность получить помощь при необходимости;

- возможность демонстрации и контроля динамики различных процессов, взаимодействие различных механизмов и др.;

- управление изучаемыми объектами, действиями, процессами;

- возможность оперативного устранения возникающих ошибок;

- получение необходимых знаний;

- формирование и развитие необходимых навыков.

Если рассматривать аналитические платформы и приложения для студентов вузов, за последнее десятилетие «аналитика обучения» стала одной из образовательных технологий, которая привлекает все большее внимание исследователей и практиков в области образования. Не существует общепринятых определений аналитических платформ и аналитики обучения в целом, но наиболее часто используемым является следующее определение «это измерение, сбор, анализ и отчетность данных об учащихся и их контекстах для целей понимания и оптимизации обучения и среды, в которой оно происходит» [19].

Использование аналитических платформ и приложений позволяет улучшить понимание поведения в ходе обучения; предоставлять полезные предложения и рекомендации для совершенствования системы образования; помогать специалистам в области образования повышать эффективность преподавания и обучения.

Аналитические платформы подразумевают использование широкого спектра данных и методов анализа, в т.ч. разработку метрик (таких как предикаторы и индикаторы для различных факторов) с целью понимания текущей ситуации и измерения эффективности обучения, использование различных образовательных технологий. Аналитические платформы позволяют визуализировать и интерпретировать данные, подсказывать действия по исправлению положения, а также уточнять показатели и разрабатывать меры для формирования учебной среды [23].

Проведенный систематический литературный обзор позволил выявить ряд проблем использования аналитических платформ в вузах:

- Разработка и внедрение аналитических платформ в значительной степени осуществляется ИТ-отделами или специалистами по учебной аналитике, что затрудняет их использование преподавателями [12].

- Использование напрямую связано с большими финансовыми, временными и трудозатратами [13].

- Имеющиеся аналитические платформы не всегда адаптируемы под цели и задачи конкретного вуза, что зачастую обуславливает сбои в их работе [14].

Таким образом, за последнее десятилетие благодаря многим технологическим инновациям процесс преподавания и обучения претерпел множество революционных изменений. На основании выполненного анализа можно сделать вывод, что

применение цифровых образовательных ресурсов и аналитических платформ (приложений) является целесообразным и перспективным вектором совершенствования качества обучения в вузе.

Было выявлено, что цифровые образовательные ресурсы и аналитические платформы могут применяться на разных этапах преподавания и обучения и в различных условиях, от педагогических до технологических и от начального до высшего образования.

Список литературы:

[1] Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_286474/ (дата обращения: 12.01.2022).

[2] Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 268 с.

[3] Ваграменко Я.А. Информатика: образовательный аспект. - М.: ИИО РАО, 2011. - 120 с.

[4] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Прончев К.Г., Кричевер Е.И. Доступность дистанционных форм обучения для россиян (исследование рунета) // Образование и право. - 2019. - № 7. - С. 168-178.

[5] Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб. пособие. - М.: Дом Педагогики, 2006. -231 с.

[6] Лонцов В.В., Прончев Г.Б. Виртуальные социальные среды как инструмент образовательного процесса // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия: сб. материалов XI Между-нар. науч. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова, социологический факультет. - М.: МАКС Пресс, 2017. -С.155-157.

[7] Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Социальные аспекты трансформации российского образования в условиях цифровизации // Образование и право. - 2020. - № 6. - С. 208-214.

[8] Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Информационно-коммуникационная компетентность педагогических кадров как средство ликвидации цифрового неравенства и обеспечения информационной безопасности России // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2015. - № 4 (139). - С. 37-43.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

[9] Прончев Г.Б., Гончарова И.В. Безопасность современных электронных образовательных сред // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2017. - № 3 (117). - С. 26-30.

[10] Прончев Г.Б., Любимов А.П., Гончарова И.В., Михайлов А.П. Киберугрозы для образовательного процесса в период пандемии коронави-руса SARS-CoV-2 // Представительная власть -XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2021. - № 7-8 (190-191). - С. 24-34.

[11] Ataran M. Critical analysis approach on ICT development in education, Conference curriculum in the age of information and communication technology.

- Tehran University. - 2003.

[12] Burleson W., Ganz A., Harris I. Educational innovations in multimedia systems // Journal of Engineering Education. - 2001. - Vol. 90. - № 1. - P. 21-31.

[13] Efimova E.A. Interactive learning as a means of preparing professionally mobile specialist // Vocational Secondary Education. - 2011. - № 10. - P. 23-24.

[14] Ellis T. Animating to build higher cognitive understanding: A model for studying multimedia effectiveness in education. // Journal of Engineering Education. - 2004. - Vol. 93. - № 1. - P. 59-64.

[15] Henson J., Umana R., The new communication technology in developing countries. Publisher: Lawrence Erlbaum Associates. Place of Publication: Hillsdale. - NJ, 1990. - 168 pp.

[16] Karami M.R. Suitable training with information age, the growth of educational technology. № 20. November. - 2003. - P. 45.

[17] Kelly M.G., Anear M.C. National educational technology standards for teachers, preparing teachers to use technology. Eugene // International society for technology in educational (ISTE). - 2002.

[18] Kirkwood L. Price. Learners and learning in the twenty-first century // Studies in higher education.

- 2005. - June. - Vol. 30. - № 3. - P. 257-274.

[19] Long P., Siemens G. Penetrating the fog: Analytics in learning and education // Educause Review. - 2011. - № 46 (5). - P. 132-140.

[20] Passey D. Technology enhancing: analyzing use of information and communication technology by primary and secondary school publis with learners framework // The curriculum journal. -2006. - № 17 (2). - P. 139-166.

[21] Stensaker B., Maassen P., Borgan M., etc. Use, Updating integration of ICT in higher education: lonking purpose, people and pedagogy // Higher education. - 2007. - Vol. 54. - P. 417-433.

[22] Voogt J., Pelrum H. ICT and curriculum change // An interdisciplinary journal an humans in ICT environement. - 2005. - October. - Vol. 2. - P. 157-175.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

[23] West D., Heath D., Huijser H. Let's talk learning analytics: A framework for implementation in relation to student retention // Journal ofAsynchronous Learning Network. - 2016. - Vol. 20. - № 2. - P. 30-50.

Spisok literatury:

[1] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 № 1642 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj pro-grammy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" (s izm. i dop., vstup. v silu s 06.01.2022) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_286474/ (data obrash-cheniya: 12.01.2022).

[2] Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vysshih uchebnyh zavedenij / pod red. E.S. Polat. -4-e izd., ster. - M.: Akademiya, 2009. - 268 s.

[3] Vagramenko Ya.A. Informatika: obrazova-tel'nyj aspekt. - M.: IIO RAO, 2011. - 120 s.

[4] Goncharova I.V., Pronchev G.B., Pronchev K.G., Krichever E.I. Dostupnost' distancionnyh form obucheniya dlya rossiyan (issledovanie runeta) // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 7. - S. 168-178.

[5] Krasil'nikova V.A. Informacionnye i kommu-nikacionnye tekhnologii v obrazovanii: ucheb. posobie. - M.: Dom Pedagogiki, 2006. - 231 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Loncov V.V., Pronchev G.B. Virtual'nye social'nye sredy kak instrument obrazovatel'nogo processa // Universitet v global'nom mire: novyj status i missiya: sb. materialov XI Mezhdunar. nauch. konf. MGU im. M.V. Lomonosova, sociologicheskij fakul'tet. - M.: MAKS Press, 2017. - S. 155-157.

[7] Monahova G.A., Monahov D.N., Pronchev G.B. Social'nye aspekty transformacii rossijskogo obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 6. - S. 208-214.

[8] Monahova G.A., Monahov D.N., Pronchev G.B. Informacionno-kommunikacionnaya kompetent-nost' pedagogicheskih kadrov kak sredstvo likvidacii cifrovogo neravenstva i obespecheniya informacion-noj bezopasnosti Rossii // Predstavitel'naya vlast' -XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. -2015. - № 4 (139). - S. 37-43.

[9] Pronchev G.B., Goncharova I.V. Bezopas-nost' sovremennyh elektronnyh obrazovatel'nyh sred // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. - 2017. - № 3 (117). - S. 26-30.

[10] Pronchev G.B., Lyubimov A.P., Goncharova I.V., Mihajlov A.P. Kiberugrozy dlya obrazovatel'nogo processa v period pandemii koronavirusa SARS-CoV-2 // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. - 2021. - № 7-8 (190-191). - S. 24-34.

[11] Ataran M. Critical analysis approach on ICT development in education, Conference curriculum in

the age of information and communication technology. - Tehran University. - 2003.

[12] Burleson W., Ganz A., Harris I. Educational innovations in multimedia systems // Journal of Engineering Education. - 2001. - Vol. 90. - № 1. - P. 21-31.

[13] Efimova E.A. Interactive learning as a means of preparing professionally mobile specialist // Vocational Secondary Education. - 2011. - № 10. - P. 23-24.

[14] Ellis T. Animating to build higher cognitive understanding: A model for studying multimedia effectiveness in education. // Journal of Engineering Education. - 2004. - Vol. 93. - № 1. - P. 59-64.

[15] Henson J., Umana R., The new communication technology in developing countries. Publisher: Lawrence Erlbaum Associates. Place of Publication: Hillsdale. - NJ, 1990. - 168 pp.

[16] Karami M.R. Suitable training with information age, the growth of educational technology. № 20. November. - 2003. - P. 45.

[17] Kelly M.G., Anear M.C. National educational technology standards for teachers, preparing teachers to use technology. Eugene // International society for technology in educational (ISTE). - 2002.

[18] Kirkwood L. Price. Learners and learning in the twenty-first century // Studies in higher education. - 2005. - June. - Vol. 30. - № 3. - P. 257-274.

[19] Long P., Siemens G. Penetrating the fog: Analytics in learning and education // Educause Review. - 2011. - № 46 (5). - P. 132-140.

[20] Passey D. Technology enhancing: analyzing use of information and communication technology by primary and secondary school publis with learners framework // The curriculum journal. - 2006. - № 17 (2). - P. 139-166.

[21] Stensaker B., Maassen P., Borgan M., etc. Use, Updating integration of ICT in higher education: lonking purpose, people and pedagogy // Higher education. - 2007. - Vol. 54. - P. 417-433.

[22] Voogt J., Pelrum H. ICT and curriculum change // An interdisciplinary journal an humans in ICT environement. - 2005. - October. - Vol. 2. - P. 157-175.

[23] West D., Heath D., Huijser H. Let's talk learning analytics: A framework for implementation in relation to student retention // Journal of Asynchronous Learning Network. - 2016. - Vol. 20. - № 2. - P. 30-50.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.