Научная статья на тему 'Политика мультикультурализма: к вопросу о проблеме традиций'

Политика мультикультурализма: к вопросу о проблеме традиций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
257
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
мультикультурализм / европейский миграционный кризис / традиции / ЕС / национальная идентичность / multiculturalism / European migrant crisis / traditions / national identify

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гриченко Г. А.

в статье рассматривается политика мультикультурализма в контексте европейского миграционного кризиса: анализируются основные характеристики, последствия, причины неудач. Исследуется влияние традиций на проблему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гриченко Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLICY OF MULTICULTURALISM: ON THE PROBLEM OF TRADITIONS

The article researching the policy of multiculturalism in the context of the European migration crisis: the main characteristics, consequences, causes of failures are analyzed. The influence of traditions on the problem is also studied

Текст научной работы на тему «Политика мультикультурализма: к вопросу о проблеме традиций»

XII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПОСТБИПОЛЯРНЫЙ МИР: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРОАЗИАТСКОГО ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОГО

ПРОСТРАНСТВА»

Гриченко Г.А.

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

й1$$оуе t.fismo@kubsu.ru

ПОЛИТИКА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА: К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ

ТРАДИЦИЙ

Аннотация: в статье рассматривается политика мультикультурализма в контексте европейского миграционного кризиса: анализируются основные характеристики, последствия, причины неудач. Исследуется влияние традиций на проблему.

Ключевые слова: мультикультурализм, европейский миграционный кризис, традиции, ЕС, национальная идентичность.

Латинский афоризм «Е рНпЬш ипит», который обычно переводят как «Из множества - единство», можно считать едва ли не девизом западной цивилизации. Действительно, на различных этапах европейской (позже - американской) истории прослеживаются периоды, когда общественная мысль указанных регионов стремилась уравнять в статусе, в правах различные культуры. Неудивительно, что во второй половине XX в., в эпоху развития транспортной коммуникации, обусловившей усиление миграционных потоков, страны Европы, столкнувшиеся с необходимостью приобщить возрастающий поток мигрантов из восточных культур к европейский ценностям, избрали в качестве инструмента решения данной проблемы политику мультикультурализма.

Мультикультурализм - понятие достаточно широкое. Это и внутренняя политика стран Европейского Союза, и идеологическая доктрина, являющаяся базисом для претворения данной политики в жизнь. Концепция мультикультурализма, противопоставляясь американской модели плавильного котла (предполагающей этнотрансформационное слияние всех культур в одну), строится на отношении к различным культурам как к частям одной мозаики. В рамках такого подхода культивируется идея параллельного, гармоничного сосуществования культур в русле некоторой общей метакультуры (например, популярной массовой культуры). Впрочем, последовательное воплощение идей мультикультурализма в жизнь не привело к ожидаемому результату. Уже опоминавшееся выше крылатое выражение «Из множества - единство» является ценностью лишь для представителей западных цивилизаций, в то время как для мигрантов из восточных стран это не более чем пустой звук. Забегая вперед, необходимо отметить: это связано с тем, что подавляющее большинство мигрантов в Европе представляют собой носителей арабо-исламской культуры, базирующейся на отличной от европейской культурной парадигме. Если учесть еще и историческую память о многочисленных конфликтах между христианами и мусульманами, вывод о непринятии мигрантами европейских ценностей совсем не выглядит удивительным. Тот факт, что Восток теперь смотрит на Запад уже не со стороны, а изнутри самого Запада, отнюдь не улучшает ситуацию1.

Несмотря на то, что критика мультикультурализма впервые целенаправленно прозвучала в начале 2010-х гг. в заявлениях многих европейских лидеров (А. Меркель, Д. Кэмероном, Н. Саркози), настоящим свидетельством его неудачи стал т.н. европейский миграционный кризис 2015 г., в ходе которого произошло многократное увеличение потока беженцев и нелегальных мигрантов в ЕС. Очевидные социальные и политические проблемы,

1 Попов А. Мультикультурализм и национальная идентичность в контексте современности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multikulturalizm-i-natsionalnaya-identichnost-v-kontekste-sovremennosti (дата

обращения: 25.09.2017).

вызванных кризисом (ухудшение экономической обстановки в странах, внутренняя социальная нестабильность, большое количество беспорядков), обуславливаются еще и культурными факторами, проявляющимися в различиях между ценностными и мировоззренческими установками мигрантов и европейцев, влекущих за собой насилие. Так, широкий общественный резонанс получили массовые нападения на женщин в новогоднюю ночь в Кельне (2016 г.). Полиция получила более 400 заявлений от женщин, подвергшимся сексуальным домогательствам от мужчин африканской и арабской внешности1.

Более того, на подобном культурном фоне обострились отношения между некоторыми европейскими странами, по-разному оценивающим сложившуюся ситуацию. Так, президент Чехии М. Земан в июле 2015 г., комментируя ситуацию с мигрантами, заявил: «Если вам что-то не нравится, уходите. Никто вас сюда не приглашал», добавив позже, что его страна скорее примет больше украинских беженцев, потому что «В отличие от беженцев из исламского мира, украинцы более способны к ассимиляции»2. Также ухудшились отношения ЕС с Турцией - мусульманской страной, которая, находясь на пути мигрантов из Сирии (откуда приходится самый большой поток переселенцев), требует от стран Европы все больше средств на сдерживание непрекращающегося потока людей3.

Чтобы выяснить, как политика мультикультурализма повлияла на ухудшение ситуации с европейским миграционным кризисом, представляется необходимым обратиться к исследованиям в сфере вопросов национальной идентичности и теории традиций. Очевидно, что глобализация, движущаяся преимущественно с запада на восток, побуждает незападные общества активно приспосабливать своих граждан к западной рациональной, плюралистической культуре с тем, чтобы успешно вести международную торговлю (хрестоматийный пример - транснациональные восточные корпорации Samsung, LG, Sony, Toshiba). Запад также создает условия для овладения техническими новшествами своей цивилизации гражданами разных стран и культур. Впрочем, несмотря на плодотворное сотрудничество запада и востока в сфере международной торговли, проблема несовпадения культурных парадигм, этико-правовых норм и традиций все еще остается актуальной. Исследователи подчеркивают, что запад, пребывая в иллюзорной уверенности в том, что исламская культура на востоке и западе различна, так и не смог усвоить урок исламской революции в Иране, и произошедший после этого сдвиг иранского общества к фундаментализму4. В данном контексте, можно вспомнить труды ориенталистов - в частности, американского культуролога арабского происхождения Э. Саида, в работе «Ориентализм. Западные концепции Востока» утверждавшего, что широко известные публике архетипы о востоке - не более чем попытка западной культуры осмыслить чуждую культуру, пропустив ее через себя5. Восток, в свою очередь, все еще скептически смотрит на предлагаемые ему ценностные альтернативы, зачастую видя в западе не партнера, а противника - что и демонстрирует ситуация с европейским миграционным кризисом.

Очевидно, что политика мультикультурализма не в состоянии преодолеть это историческое противостояние. Вероятнее всего, это связано со всё увеличивающимся массивом носителей восточных культур в ареале культур западных. Если раньше представители традиционных обществ были вынуждены подстраиваться под требования вышедшей из-под повседневного диктата традиций культуры западных обществ, то теперь

1 Гасанов Р. Миграционный кризис в Европе: причины, последствия, перспективы разрешения. URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1834/23426 (дата обращения: 25.09.2017).

2 Русская весна. Президент Чехии беженцам: «Вас сюда никто не звал». URL: http://rusvesna.su/recent_opinions/1438544486 (дата обращения: 25.09.2017).

3 Гасанов Р. Миграционный кризис в Европе: причины, последствия, перспективы разрешения. URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1834/23426 (дата обращения: 25.09.2017).

4 Попов А. Мультикультурализм и национальная идентичность в контексте современности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multikulturalizm-i-natsionalnaya-identichnost-v-kontekste-sovremennosti (дата обращения: 25.09.2017).

5 Саид Э. Ориентализм: Западные концепции Востока. - СПб, 2006. С. 258.

традиционалист, прибывая в западную страну, вливается в островки неевропейской культуры на европейской (или американской) земле - и теперь ему нет необходимости менять свои ценностные установки. К похожему выводу пришел американский историк С. Хантингтон, в статье «Если не цивилизация, то что?» выразивший озабоченность ростом числа чернокожих, а также лиц латиноамериканского и азиатского происхождения в США. Хантингтон, утверждая, что в прошлом мигранты в Соединенные Штаты впитывали американскую культуру, с радостью принимая идеалы свободы, индивидуализма и демократии, задается вопросом: «Теперь, когда 50% населения будут небелыми, станут ли иммигранты по-прежнему принимать доминирующую европейскую культуру и растворяться в ней?»1.

В качестве основной причины кризиса мультикультурализма исследователи выделяют абстрактность глобальных ценностей, предлагаемых данной идеологией2. Очевидно, что подобный абстрактный универсум не может выдержать конкуренцию с национально-особенными традиционными ценностями, тем более для представителей традиционных обществ. В контексте исследуемой проблемы, в целом, усиление дифференциации между носителями западной и восточной культур выглядит вполне закономерным, тем более на фоне такой глобальной абстрактности. Наоборот, ценность традиций для своих носителей в таких обстоятельствах только возрастает. Как видно, для гибких восточных традиций не составило труда внедриться в новый контекст. Более того, попытки «растворить» национальные идеи в универсальности не просто бессмысленны, но и зачастую вызывают обратную реакцию. Реакционность современных национальных проявлений можно рассматривать как результат множественных воздействий, часть из которых порождена политикой мультикультурализма3.

Таким образом, политика мультикультурализма показывавшая свою несостоятельность еще на ранних этапах своего развития, оказалась неспособной решить проблемы, вставшие перед странами Европы во время миграционного кризиса. Столкновение нацеленных на культурное многообразие постиндустриальных обществ и не намеренных отказываться от испытанного поколениями образа жизни предков традиционных обществ привело к парадоксальной ситуации: мигранты пытаются навязать свою культуру стране, в которую они прибыли. Еще более парадоксальным кажется тот факт, что традиционный европейский гуманизм по отношению к иными культурам мигранты, по-видимому, воспринимают как проявление слабости культурного поля, в котором они оказались.

Культурная политика большинства стран Европы оказалась в незавидной ситуации: с одной стороны - собственные граждане, чья национальная идентичность постепенно начинает приобретать общеевропейский характер, с другой - мигранты, остро и болезненно воспринимающие попытки такую идентичность поменять, тем более в условиях оторванности от своего культурного ареала и своей земли. Такое противостояние чревато кризисом существующих форм идентичности, когда ни одна из них не гарантирует человеку удовлетворения его идентификационных потребностей. Употребляя терминологию цивилизационистов, страны ЕС - и, вероятно, США тоже - столкнулись с новым вызовом. Сложность ответа на него заключается в том, что он должен решить не только политические и экономические, но и культурные проблемы.

1 Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. - М., 2008. С. 301.

2 Попов А. Мультикультурализм и национальная идентичность в контексте современности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multikulturalizm-i-natsionalnaya-identichnost-v-kontekste-sovremennosti (дата обращения: 25.09.2017).

3 Попов А. Мультикультурализм и национальная идентичность в контексте современности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multikulturalizm-i-natsionalnaya-identichnost-v-kontekste-sovremennosti (дата обращения: 25.09.2017).

Литература

1. Гасанов Р. Миграционный кризис в Европе: причины, последствия, перспективы разрешения. URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1834/23426 (дата обращения: 25.09.2017).

2. Попов А. Мультикультурализм и национальная идентичность в контексте современности. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/multikulturalizm-i-natsionalnaya-identichnost-v-kontekste-sovremennosti (дата обращения: 25.09.2017).

3. Саид Э. Ориентализм: Западные концепции Востока. - СПб, 2006.

4. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. - М., 2008.

5. Русская весна. Президент Чехии беженцам: «Вас сюда никто не звал». URL: http://rusvesna.su/recent_opinions/1438544486 (дата обращения: 25.09.2017).

References:

1. Gasanov R. Migratsionnyi krizis v Evrope: prichiny, posledstviia, perspektivy razresheniia. URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1834/23426 (data obrashcheniia: 25.09.2017).

2. Popov A. Mul'tikul'turalizm i natsional'naia identichnost' v kontekste sovremennosti. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multikulturalizm-i-natsionalnaya-identichnost-v-kontekste-sovremennosti (data obrashcheniia: 25.09.2017).

3. SaidE. Orientalizm: Zapadnye kontseptsii Vostoka. - SPb, 2006.

4. Khantington S. Kto my? Vyzovy amerikanskoi natsional'noi identichnosti. - Moskva, 2008.

5. Russkaia vesna. Prezident Chekhii bezhentsam: «Vas siuda nikto ne zval». URL: http://rusvesna.su/recent_opinions/1438544486 (data obrashcheniia: 25.09.2017).

THE POLICY OF MULTICULTURALISM: ON THE PROBLEM OF TRADITIONS

Gritsenko G.A. Kuban State University dissove t.fismo@kubsu.ru

Abstract: The article researching the policy of multiculturalism in the context of the European migration crisis: the main characteristics, consequences, causes of failures are analyzed. The influence of traditions on the problem is also studied.

Key words: multiculturalism, European migrant crisis, traditions, national identify.

Для цитирования: Гриченко Г.А. Политика мультикультурализма: к вопросу о проблеме традиций// Архонт, 2017. № 2. С. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.