Научная статья на тему 'Политика миграционной безопасности в отношениях России и Европейского союза'

Политика миграционной безопасности в отношениях России и Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MIGRATION SECURITY / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сатонина К.А.

В данной статье автором рассматриваются вопросы проведения политика миграционной безопасности в отношениях России и Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Politics migration security in relations between Russia and the European Union

This article is the analysis of legal foundations of EU-Russia relations, in the aspect of providing of migratory safety. In the conclusions, there are represented suggestions on perfection general legal base of partnership and cooperation of Russia and the European Union.

Текст научной работы на тему «Политика миграционной безопасности в отношениях России и Европейского союза»

Политика миграционной безопасности

в отношениях России

и Европейского союза

Сатонина К.А. *

The policy of migratory safety in attitudes of Russia and the European Union is considered in this article.

В условиях современных процессов глобализации, происходящих в мире, стабильность развития Российской Федерации и ее интеграция напрямую связаны с тесными экономическими и политическими контактами с ближайшими соседями - странами Европейского союза (далее -ЕС). Основная формула сотрудничества для России со странами ЕС заключается в возможности нашего участия в роли равного партнера на общем поле европейской интеграции. И обеспечение миграционной безопасности не исключение в списке вопросов стратегического партнерства.

На сегодняшний день можно выделить три блока основополагающих документов, регулирующих взаимоотношения между Россией и ЕС.

1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС1 как основополагающий, центральный документ этих взаимоотношений.

2. Секторные соглашения, принятые на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (далее - СПС) и развивающие ее положения в различных сферах взаимодействия России и Европейского союза.

3. «Дорожные карты» по четырем общим пространствам - документы программного характера, не имеющие обязательной юридической силы, но определяющие практические мероприятия и действия в рамках текущих отношений между сторонами.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве определяет основные цели в отношениях с Россией, которые связаны с обеспечением внутренней безопасности общего пространства Европейского союза и Российской Федерации. СПС сыграло важнейшую роль в развитии взаимоотношений между Европейским союзом и Россией. Прежде всего, оно создало полити-

ко-правовую базу этих отношений и определило принципы и цели взаимодействия.

На основе СПС было заключено несколько двусторонних соглашений, что позволяет говорить о том, что сегодня на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве объективно формируется целая система двусторонних соглашений между Россией и Европейским союзом.

Но срок действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС истек в 2007 г., и сегодня обсуждается вопрос подписания нового Соглашения. Так, на 22-ом саммите Россия -ЕС, прошедшем 14 ноября 2008 г. в Ницце, Европейский союз и Россия приняли решение о возобновлении переговоров по выработке нового базового двустороннего соглашения. Д. Медведев выразил надежду на то, что переговоры по этому вопросу «начнутся в ближайшее время», так как переговоры о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве были включены в число приоритетных на 2009 г.2

Перспективы отношений России и ЕС определяются тем, каким Россия и ЕС видят взаимное торгово-экономическое сотрудничество и какие цели преследуют обе стороны в развитии своих экономик и, соответственно, каких результатов они должны достичь в ходе этого сотрудничества. Но пока сотрудничество ведется на основании четырех «дорожных карт» по четырем общим пространствам, принятым 10 мая 2005 г. в Москве в ходе встречи на высшем уровне между представителями ЕС и РФ в рамках реализации Соглашения. Соглашением предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств: экономического, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, науки и образования. Средствами для их формирования стали:

Заместитель начальника кафедры гражданского права и процесса АЭБ МВД России, кандидат юридических наук.

Ю

OI

О) О О CJ

О

о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

ISSN 1997-1001

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

• «Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия (о визах);

• «Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности;

• «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования;

• «Дорожная карта» по общему экономическому пространству.

Итак, миграционная политика является одним из основных предметов для диалога России и Европейского союза. Правовым средством для ее осуществления, несмотря на отсутствие статуса юридически значимого источника, является «дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия.

«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия определяет три вида совместной деятельности России и Евросоюза:

1. Построение общего пространства свободы.

2. Единая политика безопасности.

3. Общее взаимодействие в сфере правосудия.

Основным аспектом миграционной политики является формирование общего пространства свободы. Данное направление призвано «содействовать человеческим контактам и поездкам между Россией и ЕС, обеспечить облегченное пересечение границы на законных основаниях и пребывание на законных основаниях на их территориях, а также совместно работать в целях противодействия нелегальной миграции и нелегальной трансграничной деятельности»3.

В этих целях необходимо развивать сотрудничество между Россией и ЕС в следующих приоритетных областях:

• по содействию облегчения передвижения людей и реадмиссии;

• сотрудничество по пограничным вопросам;

• по обеспечению эффективной миграционной политики;

• по развитию сотрудничества в сфере политики и предоставления убежища. В рамках развития данного направления определяется возможность перехода к безвизовому режиму при реализации соглашения об упрощении визовых процедур для отдельных групп граждан4 и о реадмиссии5. Инициатором данного направления является Россия.

Соглашение о реадмиссии с Россией Комиссия ЕС предложила еще в Коллективной стратегии в июне 1999 г. Перего-

воры начались в январе 2003 г., а с октября 2004 г. параллельно стороны приступили к переговорам об облегченной процедуре выдачи виз6.

Соглашения между РФ и ЕС об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза и о ре-адмиссии были подписаны 25 мая 2006 г. на саммите Россия - ЕС в Сочи и ратифицированы в феврале 2007 г. 1 июня 2007 г. Соглашение об упрощении выдачи виз вступило в силу7.

По Соглашению о реадмиссии Россия и ЕС взяли взаимные обязательства принимать любое лицо, которое находится нелегально на территории другой стороны. Предусматривается поэтапное вступление в силу соглашения: сначала реад-миссия распространяется только на собственных граждан, нелегально пребывающих на территории другого государства; по мере заключения соответствующих двусторонних договоренностей о реад-миссии с третьими странами либо по истечении трехлетнего периода Соглашение начнет применяться и в отношении граждан третьих стран и лиц без гражданства 8.

Соглашение об упрощении выдачи виз предусматривает облегченный порядок их оформления (на основании письменного обращения принимающей стороны), многократными визами сроком до пяти лет могут пользоваться: предприниматели; участники научных, культурных и спортивных обменов; журналисты; учащиеся и преподаватели; работники железнодорожного и автомобильного транспорта, осуществляющие международные перевозки, а также близкие родственники лиц, проживающих в России или государствах ЕС9. Обладатели дипломатических паспортов получают право находиться на территории государств - членов ЕС без виз в течение 90 дней каждого календарного полугодия. В преамбуле Соглашения стороны заявили о намерении установить в перспективе безвизовый режим поездок граждан. Соглашение подлежало обязательной процедуре ратификации, так как содержит нормы, противоречащие внутреннему законодательству Российской Федерации10. В частности, по соглашению срок многократной визы составляет пять лет, а в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации многократная виза предполагает срок до одного года11.

Безвизовый режим поездок в Российскую Федерацию должен рассматриваться не как безусловное право, а как взаимная мера, подкрепляемая ответственной политикой государств-партнеров в области борьбы с нелегальной миграцией, включая готовность к созданию и использованию механизмов реадмиссии.

В тесном взаимодействии с другими ведомствами МИД России вносит вклад в борьбу с незаконной миграцией, прилагает усилия по недопущению въезда в Российскую Федерацию лиц, причастных к экстремистской или террористической деятельности. Ужесточены правила выдачи виз гражданам иностранных государств, представляющих миграционную опасность для России12. В криминальных международных группировках как в России, так и в странах ЕС незаконная иммиграция уже давно стала крупным и очень выгодным бизнесом.

Итак, анализируя современный этап взаимоотношений между Россией и ЕС в области миграционных отношений — в части общего пространства свободы, безопасности и правосудия, можно говорить о достаточно крепком и тесном партнерстве и взаимодействии сторон.

На современном этапе реализации самой «дорожной карты» механизм ее практического применения пока развит слабо, но уже можно говорить о существенных достижениях, и главным из них является совершенствование нормативной базы правового регулирования сотрудничества в сфере свободы, безопасности и правосудия. Совершенствование правовой базы - объективная и необходимая задача, выполнение которой должно способствовать дальнейшим интеграционным процессам между Российской Федерацией и Европейским союзом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература и примечания

1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Европейского союза и Российской Федерации было заключено 24 июня 1994 г. и вступило в силу с 1 декабря 1997 г. Российская Федерация ратифицировала Соглашение в ноябре 1996 г. СПС было заключено сроком на 10 лет с возможной последующей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации. Основной срок действия СПС истек в 2007 г.

2. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве // Россия и Европейский союз: документы и материалы / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрид.лит., 2003.С.31-77.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 2008 г. // Российская газета. 2008. 25 марта.

4. Ст. 84 Раздела VIII Соглашения о партнерстве и сотрудничестве // Россия и Европейский союз: документы и материалы / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрид.лит., 2003. С.31-77.

5. Федеральный закон от 7 марта 2007 г. № 30-Ф3 «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза» // СЗ РФ от 12 марта 2007 г. № 11 ст. 1261.

6. Федеральный закон от 3 марта 2007 г. № 26-Ф3 «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии» // Российской газета. 2007. № 47. 7 марта.

7. Энтин М.Л. В поисках партнерских отношений: Россия и Европейский союз в 2004-2005 гг.: монография. СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006.

8. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза // Российская газета. 2006. 29 мая.

9. Потемкина О.Ю. Пространство внутренней безопасности России и ЕС: тенденции и перспективы развития //Доклады института Европы. 2008.

10. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза. Указ. ранее.

11. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. от 10 января 2007 г.).

12. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. от 6 января 2007 г.).

Ю

О!

О) О О СЧ

О

о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.