БОТ: 10.31249/геш/2023.04.07
А.Н. Юрин
ПОЛИТИКА КУЛЬТУРЫ В ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ФРГ 2021 г.1
Аннотация. Тексты предвыборных программ представляют собой многообещающий источник для исследования политики культуры Германии. Целый ряд свойств этого источника позволяет исследовать дискурсивные формы и образы культуры, которые конструируются в широком спектре политических идеологий. В предвыборных программах отражаются и воспроизводятся многие устоявшиеся позиции, идеологемы, понятия, институциональные структуры и долгосрочные программы в области политики культуры. При этом состязательный характер выборов заставляет партии модифицировать свои тексты, адаптировать их, исходя из меняющихся социально-политических реалий, помещать в фокус рассмотрения новые темы и апеллировать к различным социальным группам.
Особый интерес представляют свойства текста и дискурсивные практики, отраженные в нем, которые переопределяют базовые понятия, создают новые структурные и понятийные иерархии, что, в свою очередь, ведет к реструктуризации и трансформации политики культуры.
Опираясь на методологию критического дискурс-анализа, в этой статье рассматриваются ключевые вопросы политики культуры в предвыборных программах крупнейших федеральных партий Германии 2021 г. Особое внимание уделяется множественным образам культуры и языковым средствам их конструирования. Компаративный анализ текстов позволил выделить основные полемические узлы, такие как «культура памяти», «экономизация культуры», «отношение к колониальному прошлому», «реституция культурных объектов» и другие, в обсуждении которых прослеживается борьба за содержание базовых понятий, включение и исключение различных социальных групп, и множественные дискурсивные стратегии описания прошлого.
Ключевые слова: Германия; политика культуры; предвыборные программы; политические партии; дискурс-анализ.
1. Статья написана при поддержке гранта РНФ № 20-18-00482 «Трансформации идей превосходства на Западе и в России в конце XIX - начале XXI в.».
Юрин Александр Николаевич - кандидат культурологии,
старший научный сотрудник ИВИ РАН. Россия, Москва.
E-mail: yurinalexander@mail.ru
Yurin A.N. Cultural politics in the 2021 election programs of the political parties of Germany
Abstract. The texts of election programs are a promising source for the study of the German cultural politics. A number of properties of this source allow for exploring discursive forms and images of culture that are being constructed in a wide range of political ideologies. Election programs reflect and reproduce many well-established and shared positions, ideologies, concepts, institutional structures and long-term programs in the field of cultural politics. At the same time, the competitive nature of the elections forces federal parties to modify their texts, adapt them to changing socio-political realities, place new topics in the focus of consideration and appeal to various social groups. Of particular interest are the properties of the text and the discursive practices reflected in it, which redefine basic concepts, create new structural and conceptual hierarchies, which, in turn, leads to the restructuring and transformation of cultural politics.
Based on the methodology of critical discourse analysis, this article examines the key issues of cultural politics in the election programs of the largest federal parties in Germany in 2021. Special attention is paid to multiple cultural images and linguistic means of construction. Comparative analysis of the texts allowed to identify the key polemical nodes, such as «culture of memory», «economization of culture», «attitude to the colonial past», «restitution of cultural objects», etc., where one can observe a struggle for the content of basic concepts, inclusion and exclusion of various social groups, and multiple discursive strategies for describing the past.
Keywords: Germany; cultural politics; election programs; political parties; discourse analysis.
Yurin Aleksandr Nikolaevich - Candidate of Culturology,
Senior Researcher at IVI RAS. Russia, Moscow.
E-mail: yurinalexander@mail.ru
Систематическое и компаративное исследование текстов предвыборных программ ведущих политических партий нечасто встречается в отечественной научно-исследовательской литературе, посвященной политике культуры в ФРГ. И этому есть ряд причин. Во-первых, предвыборные программы являются лишь предполагаемой проекцией в будущее, воплощение которой в жизнь будет зависеть от множества факторов, таких как успех или поражение на выборах, политической конъюнктуры, компромиссов в рамках коали-
ционных соглашений [Merz, Regel 2013, p. 211-241], системных изменений [Niedermayer 2017, p. 1-43] и других факторов, связанных с реализацией политических проектов. Изменения в партийной системе также толкают авторов программ на внесение изменений, которые могли бы сигнализировать другим партиям о возможных компромиссах. Во-вторых, тексты предвыборных программ с каждым годом становятся все длиннее и сложнее [Merz 2017], что оставляет открытым вопрос о глубине прочтения и их влиянии на избирателя. В-третьих, политика культуры в значительной степени является прерогативой федеральных земель.
Понимая специфичность и ограниченность предвыборных программ как источника для изучения политики культуры, стоит признать ряд качеств, которые выгодно отличают его и наделяют большим эвристическим потенциалом. Во-первых, тексты предвыборных программ являются документом, который представляет консолидированную позицию партии. Это исключает денонсацию тех или иных позиций, высказанных отдельными членами партии ad hoc, часто в специфических контекстах. Во-вторых, предвыборные программы представляют собой относительно однородные и сопоставимые тексты, что делает их удобным материалом для сравнительного анализа. Тексты пишутся и публикуются по одному и тому же поводу, с одной и той же целью, в один и тот же хронологический период. Не было бы преувеличением сказать, что эти тексты составляются с расчетом на то, что их будут сравнивать. В-третьих, предполагаемый состязательный характер выборов толкает авторов программ на постоянное обновление текстов, их адаптацию к современным реалиям и проблемам, и, конечно же, на поиск новых целевых аудиторий, которые можно было бы привлечь на свою сторону. Следовательно, в текстах программ не только отражаются и воспроизводятся многие устоявшиеся позиции, идеоло-гемы, понятия, институциональные структуры и долгосрочные программы в области культуры, но и предлагаются новые.
Тексты предвыборных программ партий, не вошедших в правительство, не теряют своей ценности с точки зрения научно-исследовательского интереса, поскольку в них содержатся те проекты и видение политики культуры, которые не попадут в коалиционное соглашение, и, скорее всего, не будут реализованы. Таким образом, изучение текстов предвыборных программ позволяет включить, в том числе, и те образы, позиции и видение политики культуры, которые исключаются на каждом из электоральных циклов.
Стоит сказать, что в 2021 г. культура была представлена в текстах предвыборных программ в бундестаг в качестве важного домена политики, и ей посвящены отдельные главы и параграфы. Нередко культура формулируется как «цель государства» (Staatsziel) (Союз 90 / Зелёные; Левая; СвДП; СДПГ), «основа демократии» (СДПГ; Левая; Союз 90 / Зелёные), как важный «экономический фактор развития» (СвДП; СДПГ; ХДС / ХСС), или же через
характеристику Германии как «культурной нации»2 (СвДП; ХДС / ХСС; АдГ). Формулируя культуру в качестве цели государства, партии, как правило, выступают за изменение базовых норм и правил - внесение изменений в основной закон.
Все эти и многие другие качества предвыборных программ (при учете всех ограничений) делают их многообещающим источником для критического дискурс-анализа, чья роль заключается в раскрытии дискурсивных практик, поддерживающих социальный мир, а также тех, которые связаны с неравными властными отношениями [Jorgensen, Phillips 2002, p. 63]. Критический дискурс-анализ предлагает исследовательскую перспективу, в которой текст неразрывно связан с дискурсивными практиками, а также с более широким спектром социальных практик, в соотношении с которыми они возникают [Fairclough 2013, p. 25]. При анализе текстов политических программ, позиция, сформулированная Норманом Фэкркло, о том, что - «одним из аспектов власти является способность устанавливать и поддерживать определенное структурирование того или иного домена, - определенный способ делить на части и проводить между ними границы, а также упорядочивание этих частей в иерархические отношения доминирования и подчинения» [Fair-clough 2013, p. 13], - находит свое отражение в производстве и потреблении текстов, а также в осуществлении определенных дискурсивных практик.
В этом смысле нас интересует не только то, каким образом в тексте возникают определенные языковые структуры, а то, каким образом структура текста влияет на формирование смыслов, образов, создание иерархий, отношений равенства и неравенства. Иными словами, то, каким образом через создание определенных дискурсивных отношений в тексте осуществляется политика. Следовательно, структурная и понятийная иерархия в тексте может быть рассмотрена в качестве проекции властных отношений. В определенном смысле борьба за ключевые понятия и их определения или взаимоотношения между ними может рассматриваться не только как отражение политики, но и как осуществление политики как таковой [Бурдье 2007, с. 23]. В этом ракурсе тексты предвыборных программ представляются релевантным и многообещающим источником, поскольку сами по себе являются проекцией политического планирования.
2. Здесь стоит отличать употребление понятия «культурная нация» (Kulturnation) в академическом и общественно-политическом дискурсах. Если в академическом дискурсе под этим понятием часто подразумевается определенная модель национального строительства, основанная на общем языке, истории, культуре и религии, то в общественно-политическом дискурсе речь идет, скорее, о культурном наследии страны: ее писателях, поэтах, композиторах и художниках. (Прим. автора).
Тот факт, что программы с каждым годом растут в объеме и становятся сложнее, предполагает формирование сложной структуры текста с тематическими блоками, параграфами и страницами. Это, в свою очередь, напрямую влияет на то, каким образом будет происходить чтение текстов и потребление смыслов. С уверенностью можно сказать, что публикуемое оглавление не только позволяет, но и стимулирует нелинейное или же фрагментарное прочтение программы с фокусом на отдельных тематических рубриках (табл. 1).
Таблица 1
Оглавление и структура программ
Партии Название программы Раздел / глава Параграфы
Левая Время действовать! За социальную безопасность, мир и климатическую справедливость. Культура, устойчивая к кризисам, разнообразная и доступная для всех. - Укрепить многообразие медиа, независимость журналистики и свободу прессы. - Защитить свободу религии и свободу от религии, а также разделение церкви и государства. - Спорт - это не роскошь. - Конец криминализации наркотиков.
СДПГ Из уважения к твоему будущему. Программа будущего СДПГ. Общество уважения. - Ценить работу. - Повысить шансы на трудоустройство. - Расширить солидарность. - Защитить людей в возрасте. - Быть в ответе друг за друга. - Доступное жилье. - Благоприятное взросление. - Осуществление равенства. - Жить вместе. - Усилить демократию. - Поддержать культуру3. - Лучше понимать друг друга. - Жить в безопасности. - Защита здоровья, защита молодежи и декриминализация оборота наркотических средств. - Уважать природу.
3. Здесь и далее по тексту выделение автора.
Продолжение таблицы 1
Партии Название программы Раздел / глава Параграфы
Союз 90 / Зеленые Германия. Все внутри. Предвыборная программа в бундестаг 2021. Жить вместе. - Мы сделаем государство эффективнее и ближе к гражданам и гражданкам. - Мы выступаем за многообразие, признание и равные права. - Мы обновим демократический фундамент. - Мы сформируем многообразное общество иммиграции. - Мы фокусируемся на феминизме, queer-политике и равенстве полов. - Мы усилим безопасность и права граждан и гражданок. - Мы гарантируем правовое государство и защиту прав потребителей. - Мы поддержим культуру, искусство и спорт. - Мы будем строить Европу и дальше.
СвДП Дел больше, чем, когда бы то ни было. Предвыборная программа свободных демократов. Никогда модернизация не была столь срочной и необходимой: модернизируем, наконец, нашу страну! - Легкодоступное государство. - Инновационная нация. - Недвижимость. - Дигитализация. - Современный мир труда. - Здоровье. - Уход. - Современное право для сильных семей. - Защита частной жизни. - Дееспособное правовое государство. - Защита свободы слова и прессы. - Демократия и парламентаризм. - Толерантное и открытое общество. - Усиление коммун, спорта и волонтерской деятельности. - Культура.
ХДС/ХСС Программа за стабильность и обновление. Вместе за современную Германию. Новое качество жизни в городе и селе - из любви к нашей родине. - Хорошая жизнь в оживленных селах и городах. - Равные условия жизни и экономическое развитие во всех регионах. - Усиление сплоченности и волонтерства. - Интеграция как фундамент для совместного сосуществования. - Германия как культурная нация. - Современный медиаландшафт. - Целенаправленная поддержка спорта.
АдГ Германия. Но нормальная. Культура. - Немецкая ведущая культура вместо «мультикультурализма». - Поддержка культуры. - Обычаи и память.
Источник: составлено автором на основе программ политических партий 2021.
В свою очередь, заранее заданная структура текста создает квазиупорядоченность и иерархии, которые сами по себе являются мощными семантическими доминантами, задающими интерпретационные модели. Так, например, в программе партии Союз 90 / Зеленые (2021) раздел, посвященный политике культуры, размещен в качестве параграфа в главе под названием «Жить вместе», где он соседствует с такими темами, как: «разнообразное общество иммиграции», «феминизм, queer-политика и гендерное равенство», «построение Европы» и др. При этом название самого параграфа «Мы поддерживаем культуру, искусство и спорт», с одной стороны, создает отношения квазиоднородности и видового равенства, позволяющее перечисление через запятую культуры, искусство и спорт, а с другой - имплицитно проводит границы между этими сферами. Это лишь один из примеров, который наглядно демонстрирует то, каким образом структура, рубрики и другие таксономические отношения формируют смысловое поле и предиспозиции для дальнейшего прочтения и интерпретации текста.
Объединение разных тем и сфер политики в одни главы или параграфы является не только свойством того или иного текста или же продиктовано прагматикой письма, оно может также быть отражением институционализации политики или, наоборот, составлять базу для будущих институтов. Так, например, темы культуры и медиа нередко соседствуют друг с другом или даже объединяются в одни параграфы, что коррелирует с объединением конкретных политических функций в появившейся в 1999 г. должности Уполномоченного федерального правительства по вопросам культуры и медиа (Beauftragte der Bundesregierung für Kultur und Medien) [Klein 2009, S. 111]. В этом смысле текстовая структура, установление дискурсивных связей между различными темами или ключевыми понятиями могут также быть рассмотрены в качестве попыток перераспределения властных отношений и реструктуризации различных доменов политики.
При этом важно и то, когда происходит нарушение предзаданной структуры, кажущихся привычными и квазиконвенциональными последовательностей, когда в тексте всплывают темы и сюжеты, которые, строго говоря, не подпадают под ту или иную рубрику, выстраивая новые аргументационные линии и дискурсивные связи.
Так, например, в программе Левой партии (2021) раздел, посвященный культуре, под названием «Культура: устойчивая к кризисам, разнообразная и доступная для всех» включает следующие параграфы:
- «Усиление разнообразия медиа, независимой журналистики и свободы прессы».
- «Мы защищаем свободу религии и свободу от религии, а также разделение церкви и государства».
- «Спорт - это не роскошь».
- «Конец криминализации наркотиков».
Очевидно, что параграф, посвященный декриминализации наркотиков, кажется неуместным в разделе культуры (у всех остальных партий эта позиция находится в разделе, главе или параграфе, посвященном здоровью), что создает ощущение смыслового разрыва. Примечательно, что Левая партия формирует позицию по одному из важных полемических узлов в общественно-политическом дискурсе через тему культуры, где она получает новые характеристики: «Мы не хотим давать моральные оценки тяге к наркотическому опьянению. Оно является составной частью культуры, даже если с ним связаны определенные риски и возможные негативные последствия» [Левая партия 2021, с. 131].
Стоит отметить и то, что развитие темы культуры, попытки как-то ее определить или дать ключевые характеристики необязательно могут быть представлены в параграфе или разделе, посвященном культуре. Нередко важные позиции в отношении видения культуры могут разворачиваться в параграфах, которые напрямую с ней не связаны. Хорошим примером для демонстрации этого является программа партии Альтернатива для Германии (АдГ), в которой важные позиции и характеристики в отношении культуры присутствуют в главах: «Демократия и правовое государство»; «ЕС и Европа»; «Внешняя политика и политика безопасности»; «Ислам»; «Миграция, убежище и интеграция»; «Образование, наука и исследование»; «Культура»; «Медиа»: «Климат, энергетика, техника и дигитализация». Такое дисперсное распределение темы культуры по многим тематическим блокам может поставить вопрос о ее доминировании в программе АдГ, где основные направления деятельности, так или иначе, соотносятся с видением культуры.
Состязательность выборов и компетитативный характер программ не только открывают возможности для сравнительного анализа текста, но зачастую делают его необходимым для более полной и корректной интерпретации отдельных фрагментов.
Так, например, партия Альтернатива для Германии формулирует следующую позицию в разделе «Культура».
Дебаты, о якобы необходимой «деколонизации» нашей культуры, которые сопровождаются демонизацией «белого мужчины», ставят под сомнение представление о нашей культурной идентичности в общем. АдГ представляет единственную политическую силу, которая противостоит демонтажу нашей историко-культурной идентичности. Мы отвергаем так называемую «критическую расовую теорию», согласно которой расизма в отношении белых быть не может. АдГ также выступает против всеобщей выдачи находок и предметов культуры (Sammlungsgtitem), исходя из колониального контекста [Альтернатива для Германии 2021, с. 159].
Этот пассаж напрямую апеллирует к определенным интеллектуальным и общественно-политическим дебатам, а АдГ представляется как единственная политическая партия, выступающая против «критической расовой теории» в определенном ее прочтении. В этом случае присутствует прямая отсылка к позициям других партий. Позиция АдГ представляется в качестве реакции на другие или как «позиционирование второго порядка» [Harre, Van Langen-hove 1999, p. 20].
Последний тезис из этого фрагмента, который касается реституции культурных объектов, оказавшихся в Германии в период или вследствие колониализма, может показаться несколько невнятным. Однако здесь АдГ формулирует свою позицию в отношении еще одного важного полемического узла, который так или иначе присутствует практически во всех предвыборных программах ведущих партий ФРГ в 2021 г. Даже с точки зрения формулировки это является практически прямой антитезой позиции, сформулированной в программе (Союз 90 / Зелёные и Левой партии). Для понимания и интерпретации ключевых полемических узлов и формулировок необходимо расширение контекста, исторических рамок и исследование других социальных практик. Очевидно, что выстраивание разных позиций к одним и тем же формулировкам и социальным практикам в программах 2021 говорит об уже данном опыте и социальной реальности. В этом случае речь идет о создании и функционировании с 2019 г. при поддержке федерального и земельных правительств «Контактной группы по культурным объектам из колониальных контекстов»4.
Интертекстуальное исследование помогает лучше понять и оценить важность некоторых позиций, которые в рамках текста программы не выглядят развернутыми или достаточно артикулированными, но проявляются в рамках сравнительного анализа текстов.
Левая партия выступает против экономизации и приватизации задач по базовому жизнеобеспечению государства. Культура является первоочередной задачей земель и коммун [Левая партия 2021, p. 125].
С одной стороны, этот тезис может быть интерпретирован исходя из общих идеологических установок левых в отношении экономики и рыночных отношений. С другой стороны, он приобретает новое звучание, будучи противопоставлен таким позициям, как:
- мы свободные демократы выступаем за сильную экономику культуры (Kulturwirtschaft) и креативную экономику (Kreativwirtschaft) как важную
4. Официальный сайт Kontaktstelle für Sammlungsgut aus kolonialen Kontexten in Deutschland. URL: https://www.cp3c.de/ (дата обращения: 09.07.2023).
ветвь экономики Германии. Мы хотим открыть программы поддержки для малых предприятий и самозанятых в сфере экономики культуры и креативной экономики [СвДП 2021, с. 55].
- Мы установим условия для рынков экономики культуры (Kulturwirtschaft) и креативной экономики (Kreativwirtschaft) таким образом, что соответствующие бизнес-модели и модели извлечения прибыли (Erlösmodelle) будут только усилены [СДПГ 2021, с. 48].
- Мы приложим все свои усилия, чтобы восстановить впечатляющую экономическую динамику и высокий ежегодный рост экономики культуры (Kulturwirtschaft) и креативной экономики (Kreativwirtschaft), которые были достигнуты до пандемии [ХДС / ХСС 2021, с. 136; Beyme 2012].
Из этого примера видно, что предвыборные программы не просто могут быть, но и должны читаться и анализироваться интертекстуально. Именно такой подход позволяет наиболее полно проанализировать борьбу различных дискурсов за (пере-)определение политики культуры.
Важно и то, что основные темы, представленные в программных документах 2021 г., коррелируют с основным направлением деятельности государственного министра по делам культуры и медиа, отчеты о которых представлены на сайте федерального правительства5, нередко практически дословно совпадают с некоторыми формулировками из предвыборных программ.
- Поддержка искусств и культуры.
- Поддержка художников и артистов.
- Устойчивость окружающей среды (Nachhaltigkeit) в культуре и медиа.
- Культурное участие.
- Объекты культуры из колониальных контекстов.
- Экономика культуры и креативная экономика.
- И др.
В попытках дать определения, описать или охарактеризовать ту или иную сферу политики культуры авторы предвыборных программ вынуждены называть определенные социальные группы, места, события и действия по отношению к ним (поощрение / наказание; включение / исключение; память / забвение и т.д.). Еще одним важным полемическим узлом является культура памяти (табл. 2).
5. Официальный сайт правительства Германии. Die Bundesregierung. URL: https:// www.bundesregierung.de/breg-de/bundesregierung/bundeskanzleramt/staatsministerin-fuer-kultur-und-medien/kultur (дата обращения: 09.07.2023).
Таблица 2
Культура памяти: ключевые тезисы
Левая - Критическое рассмотрение истории Германии в XIX и XX вв., особенно проработка преступлений национал-социализма. - Память о колониализме и связанных с ним рабстве и работорговле. - Усиление функционирования мемориалов, а также центров документации как мест обучения и коммеморации. - Проработка и рефлексия постколониальной континуальности (Kontinuitäten). - Антифашистская культура памяти. - Поддержка культуры памяти, ориентированной на реалии иммиграционного общества (Einwanderungsgesellschaft). - Улучшение условий труда, прежде всего педагогического персонала в музеях и мемориальных центрах. - Возвращение украденных предметов искусства в период национал-социализма и установление правил реституции незаконно приобретенных культурных ценностей из колониальных контекстов.
СДПГ - Национализм, расизм, антисемитизм и антицыганизм ставят нас перед новыми вызовами, особенно в проработке преступлений национал-социализма и Шоа. - Поддержка научной и историко-дидактической проработки свидетельств и документов периода национал-социализма. - Поддержка малых инициатив и мест памяти. - Поддержка изучения СЕПГ-диктатуры. - Поддержка Центра будущего европейской трансформации и германского единства6. - Развитие постколониальной культуры памяти, которое принимает во внимание совершенное немцами колониальное преступление. - Изменение отношения к колониально обременённым культурным ценностями в музеях. - Поддержка на федеральном уровне мест, связанных с историей демократии в Германии.
СвДП - Усиление культуры памяти. - Модернизация концепции мемориалов. - Информирование о преступлениях обеих германских диктатур, как национал-социализма, так и ГДР, остается долгосрочной задачей. - Нелегальная торговля культурными ценностями должна быть пресечена. - Создание фондов для закупок предметов искусства.
ХДС/ХСС - Сохранение культурной памяти и проработка национал-социализма и СЕПГ-диктатуры, для ориентации будущих поколений против антисемитизма, расизма и экстремизма остается долгосрочной задачей. - Работа фонда «Места истории германской демократии». - Благодаря федеральной программе «Молодежь помнит» мы хотим дигитализировать работу со свидетельствами эпохи. - Установление происхождения предметов искусства, в особенности в период национал-социализма, СЕПГ-диктатуры и колониализма, остается одним из основных направлений политики культуры. - Защита деятелей культуры, которые подвергаются преследованию за рубежом и просят убежища в Германии.
6. Zukunftszentrum für Europäische Transformation und Deutsche Einheit.
Продолжение таблицы 2
Л
я
4
о РО
о
05
т
S о
и
- Отдать дань уважения, признать и произвести компенсацию таким группам пострадавших, как так называемые «асоциальные»; «рецидивисты» и «жертвы эвтаназии». Истории их жизни, ровно, как и совершивших убийства, должны быть исследованы и получить оценку.
- Финансово поддержать исследовательскую работу.
- Поддержать места памяти мирной революции 1989 г., немецкого воссоединения и последующих глубинных трансформационных процессов в Восточной Германии.
- Мы хотим создать правовые правила возвращения украденных произведений искусства (ЯаиЪкиш^ в период национал-социализма и ГДР.
- СЕПГ-диктатура также должна быть проработана, благодаря продолжению исследований и работы по гражданскому воспитанию отделения Федерального уполномоченного по архивам Штази7.
- Вернуться к теме колониализма и поддержать общественные дебаты о колониальном наследии, которые позволят создать антирасистский взгляд на историю и общество.
- Критическая проработка колониальных преступлений и деколонизация общественных пространств.
- Установить правила реституции культурного наследия из колониальных контекстов.
- Открыть культуру памяти для множественного опыта и историй людей, которые иммигрировали в Германию, или чья история связана с ней.
- Ввести активную культуру памяти во всех государственных и общественных организациях_
U
3
- Сохранение обычаев и диалектов.
- Страдание изгнанных (Heimatvertriebenen) не должно быть забыто.
- Архитектурные памятники и родная архитектура создают чувство родины и культурную идентичность.
- Сохранение и реконструкция исторических центров городов.
- Уважение к истории Германии во всей ее целостности. Официальная культура памяти не должна концентрироваться только на негативных сторонах нашей истории, но также должна принимать во внимание и позитивные.
- АдГ выступает против поношения Германской империи (Kaiserreichs), ее достижений и агрессии в отношении памятников Бисмарку.
- Против «деколонизации» культуры; критической расовой теории, направленной только против белых.
- Против всеобщего (pauschale) возвращения культурных ценностей из колониальных контекстов.
- Создание информационного центра и мемориала жертвам коммунистической тирании (Gewaltherrschaft)._
Источник: составлено автором на основе предвыборных программ 2021 г.
Как видно из таблицы 2, в политическом спектре присутствует много общих мест, но при этом заметны и различия, которые касаются как позиции по одним и тем же вопросам, так и социальных групп, событий и мест, которые должны стать объектами политики памяти в Германии.
7. Bundesbeauftragte für die Unterlagen des Staatssicherheitsdienstes der ehemaligen Deutschen Demokratischen Republik.
В свою очередь составители программ являются ограниченными в использовании языковых средств и вынуждены работать с доступными понятиями, которые формируются интеллектуалами, учеными или другими социальными акторами, такими как: «культурная нация»; «ведущая культура»; «параллельные сообщества»; «конституционный патриотизм»; «культура памяти»; «креативная экономика»; «постколониальный»; «постиммигрантский» и др. При этом зачастую эти понятия деконтекстуализируются, трансформируются и адаптируются в новых контекстах, что ведет к их ресемантизации. Иногда схожие, на первый взгляд, формулировки и характеристики культуры приобретают новые интерпретации за счет помещения в разные контексты. Это характерно не только для партий, находящихся близко друг к другу в политическом спектре, но и для тех, которые находятся на противоположных его концах.
- Способствовать преодолению социального неравенства и культурного подавления - есть задача прогрессивной просвещенческой культуры, чьим содержанием и целью является гуманистический образ человека и всеобъемлющее солидарное раскрытие ассоциированных индивидов [Левая партия 2021, с. 125].
- Наша идентичность определяется нашим немецким языком, нашими ценностями, нашей историей и культурой. Последняя же тесно связана с христианством, Просвещением, нашими произведениями искусства и научными достижениями [Альтернатива для Германии 2021, с. 156].
Примечательно, что Просвещение выступает в качестве основной характеристики культуры как у левых, так и у правых, при этом для Левой партии оно, скорее, выступает в качестве инклюзивного понятия и апеллирует к универсальным принципам, позволяющим объединить различные культуры, в то время как для АдГ оно является отличительной характеристикой немецкой ведущей культуры и противопоставляется другим культурам.
В текстах программ также видны попытки адаптировать политику культуры к современным социально-политическим и экономическим реалиям. Это видно как в апелляции к пострадавшим художникам и деятелям культуры в период пандемии СОУГО-19, так и в попытках включить компьютерные игры в домен политики культуры. Здесь снова обнаруживается размытие границ между различными доменами политики: так, например, социал-демократы говорят о том, что «компьютерные игры - это культурный продукт, мотор инноваций и экономический фактор» [СДПГ 2021, с. 48], а христианские демократы, говоря о поддержке экономики культуры и креативной экономики, включают сюда и компьютерные игры, наряду с кино, музыкой, литературой и издательской деятельностью [ХДС / ХСС 2021, с. 136]. В то же время компьютерные игры размещаются в главах или параграфах, посвященных спорту у Зеленых и свободных демократов.
Комплексное критическое изучение текстов предвыборных программ демонстрирует большой потенциал для исследования политики культуры. В них не только обнаруживаются базовые понятия политики культуры, но и борьба за их переопределение. Тексты программ являются важным источником для изучения институционализации политики культуры, поскольку содержат отсылки, критику и предложения к реформированию привычных институтов, а также проекты новых. Диахронное изучение программ помогло бы выявить изменения в представлениях о политике культуры как в рамках программатики одной конкретной политической партии, так и во всем спектре. А помещение текстов программ в более широкий контекст общественно-политического и интеллектуального дискурса могло бы внести вклад в изучение широкого спектра дискурсивных практик, формирующих современную политическую культуру Германии.
Библиография
Бурдье Пьер Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко // М.: Институт экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 2007. 288 с.
Предвыборная программа в бундестаг (2021) Левой партии. «Zeit zu handeln! Für soziale Sicherheit, Frieden und Klimagerechtigkeit. Wahlprogramm zur Bundestagswahl 2021». URL: https:// manifesto-project.wzb.eU/down/originals/2021-1/41223_2021.pdf (дата обращения: 09.07.2023).
Предвыборная программа в бундестаг (2021) Свободной демократической партии Германии (СвДП). «Nie gab es mehr zu tun. Wahlprogramm der Freien Demokraten». URL: https:// manifesto-project.wzb.eu//down/originals/2021-1/41420_2021.pdf (дата обращения 09.07.2023)
Предвыборная программа в бундестаг (2021) Социал-демократической партии Германии (СДПГ). «Aus Respekt vor deiner Zukunft. Das Zukunftsprogramm der SPD». URL: https:// manifesto-project.wzb.eu//down/originals/2021-1/41320_2021.pdf (дата обращения: 09.07.2023).
Предвыборная программа в бундестаг (2021). Христианско-демократический союз Германии (ХДС) и Христианско-социальный союз в Баварии (ХСС). «Das Programm für Stabilität und Erneuerung. Gemeinsam für ein modernes Deutschland». URL: https://manifesto-project.wzb.eu//down/originals/2021-1/41521_2021.pdf (дата обращения: 09.07.2023).
Предвыборная программа в бундестаг 2021. Партии Альтернатива для Германии (АдГ). «Deutschland. Aber normal. Programm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum 20. Deutschen Bundestag». URL: https://manifesto-project.wzb.eu/down/originals/2021-1/41953_2021. pdf (дата обращения: 09.07.2023).
Fairclough N. Language and Power // 2nd Edition. London: Routledge, 2013. 260 p.
Harre R. Van Langenhove, L. Positioning theory: Moral contexts of intentional action // Blackwell, 1999. 217 p.
Jergensen M., Phillips L.J. Discourse Analysis as Theory and Method // SAGE Publications, 2002. 230 p.
Klein A. Kulturpolitik: eine Einführung. 3., aktualisierte Aufl. Wiesbaden: VS, Verl. für // So-zialwiss. 2009. 262 S.
Merz N. Alle Wahlprogramme lesen? Dauert nur 17 Stunden // Zeit Online. 2017. URL: https:// www.zeit.de/politik/deutschland/2017-08/bundestagswahl-wahlprogramme-parteien-computeranalyse/ komplettansicht#print (дата обращения: 09.07.2023).
Merz N., Regel S. Die Programmatik der Parteien. SS. 211-241 // Niedermayer O. (Hrsg.) Handbuch Parteienforschung. Wiesbaden: Springer VS, 2013. 926 S.
Niedermayer O. Die Entwicklung des Parteiensystems bis nach der Bundestagswahl 2017. SS. 1-43 // Jun U., Niedermeyer O. (Hrsg.) Die Parteien nach der Bundestagswahl 2017: aktuelle Entwicklungen des Parteienwettbewerbs in Deutschland. Wiesbaden: Springer, VS. 2020. 252 S.
References
Burd'e P'er Sociologiya social'nogo prostranstva / Per. s franc.; otv. red. perevoda N.A. Shmat-ko. M. : Institut eksperimental'noj sociologii; SPb: Aletejya, 2007. 288 s.
Fairclough N. Language and Power. 2nd Edition. London: Routledge, 2013. 260 p.
Harre R. Van Langenhove, L. Positioning theory: Moral contexts of intentional action. Blackwell. 1999. 217 p.
Jergensen M., Phillips L.J. Discourse Analysis as Theory and Method. SAGE Publications, 2002. 230 p.
Klein A. Kulturpolitik: eine Einführung. 3., aktualisierte Aufl. Wiesbaden: VS, Verl. für Sozi-alwiss. 2009. 262 S.
Merz N. Alle Wahlprogramme lesen? Dauert nur 17 Stunden. Zeit Online. 2017. URL: https:// www.zeit.de/politik/deutschland/2017-08/bundestagswahl-wahlprogramme-parteien-computeranalyse/ komplettansicht#print (date of access: 09.07.2023)/
Merz N., Regel S. Die Programmatik der Parteien. S. 211-241. Niedermayer O. (Hrsg.) Handbuch Parteienforschung. Wiesbaden: Springer VS, 2013. 926 S.
Niedermayer O. Die Entwicklung des Parteiensystems bis nach der Bundestagswahl 2017. S. 143. Jun U., Niedermeyer O. (Hrsg.) Die Parteien nach der Bundestagswahl 2017: aktuelle Entwicklungen des Parteienwettbewerbs in Deutschland. Wiesbaden: Springer, VS. 2020. 252 S.
Predvybornaya programma v bundestag (2021) Levoj partii. «Zeit zu handeln! Für soziale Sicherheit, Frieden und Klimagerechtigkeit. Wahlprogramm zur Bundestagswahl 2021». URL: https:// manifesto-project.wzb.eu//down/originals/2021-1/41223_2021.pdf (date of access: 09.07.2023).
Predvybornaya programma v bundestag (2021) Social-demokraticheskoj partii Germanii (SDPG). «Aus Respekt vor deiner Zukunft. Das Zukunftsprogramm der SPD». URL: https:// manifesto-project.wzb.eu//down/originals/2021-1/41320_2021.pdf (date of access: 09.07.2023).
Predvybornaya programma v bundestag (2021) Svobodnoj demokraticheskoj partii Germanii (SvDP). «Nie gab es mehr zu tun. Wahlprogramm der Freien Demokraten». URL: https://manifesto-project.wzb. eu//down/originals/2021-1/41420_2021.pdf (date of access: 09.07.2023).
Predvybornaya programma v bundestag (2021). Hristiansko-demokraticheskij soyuz Germanii (HDS) i Hristiansko-social'nyj soyuz v Bavarii (HSS). «Das Programm für Stabilität und Erneuerung. Gemeinsam für ein modernes Deutschland». URL: https://manifesto-project.wzb.eu//down/originals/ 2021-1/41521_2021.pdf (date of access: 09.07.2023).
Predvybornaya programma v bundestag 2021. Partii Alternativa dlya Germanii (AdG). «Deutschland. Aber normal. Programm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum 20. Deutschen Bundestag». URL: https://manifesto-project.wzb.eu//down/originals/2021-1/41953_2021. pdf (date of access: 09.07.2023).