Научная статья
УДК 327
DOI10.52070/2500-347X_2023_1_850_29
Энергетический вопрос в предвыборных программах парламентских партий Фрг
П. М. Сугоняев
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия
Аннотация: В статье анализируются энергетические части предвыборных программ немецких парламент-
ских партий. В ФРГ этот вопрос связан с защитой климата и определяется мерами, установленными Зелёным пактом ЕС. В рамках преобразования Европы в климатически нейтральный континент необходимо совершить энергопереход, увеличив долю возобновляемых источников энергии в общей электрогенерации государств ЕС. Целью исследования является анализ и сопоставление подходов к энергетической политике основных политических сил ФРГ
Ключевые слова: Германия, Зелёный пакт ЕС, партии, программы, энергетика, энергопереход
Для цитирования: Сугоняев П. М. Энергетический вопрос в предвыборных программах парламентских партий ФРГ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2023. Вып. 1 (850). С. 29-36. DOI 10.52070/2500-347Х_2023_1_850_29
Original article
Energetic Problem in Main German Parliament Parties' Election Programs
Pavel M. Sugonyaev
Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia [email protected]
Abstract.
Keywords: For citation:
This article deals with energy parts of German parliamentary parties' election programs. In GFR this question is intertwined with the problem of climate change and is determined by the EU Green Deal measures. In frameworks of turning into climate neutral continent Europe should carry out energy transition increasing the role of renewable energy sources in the EU member states' electricity generation. The main aim of this study is to analyze and compare the main German political powers' attitudes of energy policy.
Germany, EU Green Deal, energetics, energy transition, parties, programs
Sugonyaev, P. M. (2023). Energetic Problem in Main German Parliament Parties' Election Programs. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 1(850), 29-36. 10.52070/2500-347X_2023_1_850_29
ВВЕДЕНИЕ
Энергетический вопрос остро стоит в политической повестке дня в Германии. Помимо соображений внутренней политики отхода от угольной электрогенерации и замещения ее возобновляемыми источникам энергии (ВИЭ) [Erneuerbare Energien, 2022], в Германии ведется планомерный отказ от атомной энергетики. Эта политика мотивируется авариями на атомных электростанциях (АЭС) в Фукусиме в 2011 году и Чернобыле в 1986 году. На время перехода к преобладанию ВИЭ в энергобалансе страны планировалось использовать природный газ [Глушкова, 2015]. С этой целью заключались энергетические контракты с Россией и строились трансбалтийские трубопроводы для прямых поставок дешевого трубопроводного газа, заложенные еще в «золотые» для двусторонних отношений годы канцлерства Г. Шрёдера [Божик 2018]. Однако в результате обострения украинского кризиса и последующего подрыва обеих ниток газопровода «Северный поток» сотрудничество Германии и России во всех сферах, прежде всего, в энергетической, сошло на нет.
С этой точки зрения крайне интересно проанализировать основные позиции относительно энергетической политики Германии, сформулированные в предвыборных программах парламентских партий ФРГ Конечно, международная обстановка с момента выборов в 2021 году существенно изменилась, но анализ энергетической части предвыборных кампаний крупнейших партий позволит выделить подходы различных парламентских сил внутри Германии, которая является парламентской республикой, где роль партий значительна и закреплена в ст. 21 Основного закона ФРГ: «1. Партии оказывают влияние на формирование политической воли народа... 2. Партии, которые стремятся, судя по их целям или действиям их сторонников, причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его, или угрожают целостности Федеративной Республики Германии, являются антиконституционными» [Grundgesetz für die BRD, 1949, с. 3].
НОРМАТИВНЫЕ РАМКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРГ
Начнем с характеристики внутриполитической ситуации в сфере энергетики. Развитие ВИЭ как части энергетической политики Германии закреплено с 2000 года в законе «О возобновляемых источниках энергии» [Erneuerbare-Energien-Gesetz (EEG), 2023], довольно удачном нормативном акте,
обеспечившим ускоренный ввод новых источников энергии посредством обязательного ввода в электросеть экологически чистой энергии и постепенным уменьшением тарифов, стимулировавшим участие новых операторов. Наибольшую пользу на энергетическом рынке извлекли мелкие игроки, что уменьшило зависимость от энергетических концернов, однако привело к парадоксу: при вводе в строй новых мощностей ВИЭ конечная цена электроэнергии для потребителя постоянно росла.
Этот парадокс послужил толчком к принятию в 2011 году спорного решения, получившего название «Плата за продвижение ВИЭ»: произошло переложение постоянно растущего тарифа, идущего на выплату компенсаций компаниям за дорогую зеленую энергетику, на все население Германии [EEG-UmLage, 2022].
В том же году были введены поправки в основополагающий для энергетики Германии закон «Об атомной энергии», вступивший в силу в 1961 году [Gesetz über die friedliche Verwendung der Kernenergie und den Schutz gegen ihre Gefahren (Atomgesetz), 1959]. Эти и последующие поправки обязали вывести из эксплуатации все действующие АЭС Германии к 2023 г.оду
Важным для развития энергетики Германии документом стал и принятый в 2011 году. закон «О мерах по ускорению расширения сетей электропередач» [Gesetz zum Ausbau von EnergieLeitungen (EnergieLeitungsausbaugesetz - EnLAG), 2009], положивший начало как расширению электросетевой инфраструктуры для передачи конечному потребителю, так и хранению экологически чистой электроэнергии.
Понятие «углеродного налога» [Мотосова, Потравный, 2014] отсылает к закону «О торговле эмиссионными квотами», принятому в 2004 г. [Gesetz über den Handel mit Berechtigungen zur Emission von Treibhausgasen (Treibhausgas-EmissionshandeLsgesetz - TEHG), 2011]. Документ позволил брать под контроль национальные правительства и ЕС промышленные выбросы углекислого газа, торгуя квотами на выбросы газов и налагая штрафы за их превышение.
Немало прений вызвал закон 2020 года «Об энергии в зданиях» [Gesetz zur Einsparung von Energie und zur Nutzung erneuerbarer Energien zur Wärme- und Kälteerzeugung in Gebäuden (Gebäudeenergiegesetz - GEG), 2020]. Документ регулирует необходимую энергоэффективность и обязательное размещение оборудования ВИЭ в новых и старых зданиях, что удорожает как саму жилплощадь, так и арендную плату.
На наднациональном уровне развитие экономики и энергетики ФРГ подчинено «Зеленому
пакту ЕС» или «Европейскому зеленому курсу» [The European Green Deal, 2019], принятому в 2020 году и имеющему целью достигнуть «климатической нейтральности Европы» к 2050 году. Это касается, прежде всего, сфер промышленности и энергетики.
В связи с вышеизложенным уместно перейти к анализу положений предвыборных программ немецких партий, связанных с экологией и энергетикой. В рамках предвыборной борьбы партии для привлечения голосов избирателей должны ориентироваться на основные запросы общества. В этом им помогают социологические опросы населения, прежде всего, посвященные основным проблемам, волнующим избирателей1. К выборам в 2021 году самой насущной проблемой для респондентов стала экология (34 %), энергоснабжение же волновало лишь 4 % ответивших. В тройку основных проблем вошли растущие цены / инфляция / рост стоимости жизни (24 %) и система образования (22 %). На решении этих вопросов и сосредоточились партии в своих предвыборных программах. Однако к лету 2022 года тройка важнейших проблем кардинально изменилась - на первое место вырвалась стоимость жизни (58 %), на второе - энергоснабжение (38 %), тогда как забота об экологии оказалась лишь на третьем месте - 19 %. Несомненно, изменение восприятия населением Германии основных проблем отразится в предвыборных программах в ближайшей перспективе. Сегодня же в бундестаге представлены следующие партии: самой крупной из них является Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), за ней следует политический блок Христианско-де-мократический союз / Христианско-социальный союз (ХДС / ХСС), следующая по влиянию - партия Союз 90 / Зелёные, за ней идет Свободная демократическая партия (СвДП), затем - партия «Альтернатива для Германии» (АдГ), последней - Левая партия. Правящая «светофорная» коалиция сформирована из СДПГ, «Зелёных» и СвДП, а ХДС / ХСС является крупнейшей оппозиционной партией.
энергетическая программа сдпг
В своей программе СДПГ поставила вопрос энергетики первым в ряду «миссий будущего» и вернулась к нему в блоке «социально-экологического хозяйствования» [Aus Respekt vor deiner Zukunft, 2021]. СДПГ называет отказ от угля и мирного атома решенным делом и ратует за
1 Einschätzung der wichtigsten Probleme für die Deutschen.
URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/2739/umfrage/
ansicht-zu-den-wichtigsten-problemen-deutschlands/
электрогенерацию преимущественно посредством ВИЭ в рамках Зелёного пакта ЕС. Для хранения энергии в качестве топлива планируется использовать и водород, для чего необходимо развивать водородную и энергетическую инфраструктуру. На федеральном, земельном и коммунальном уровнях необходимо объединить усилия и сосредоточиться на использовании солнечной, ветряной и геотермальной энергии для удовлетворения потребностей населения, которое должно участвовать и получать бонусы от сотрудничества с властями. Вдобавок к этому планируются мероприятия по увеличению энергоэффективности и цифровизации электросетей.
энергетическая программа «зелёных»
В предвыборной программе партии Союз 90 / Зелёные ожидаемо большая роль уделена заботе об экологии [Deutschland. Alles ist drin ... 2021]. Ключевым является тезис о климатической внешней политике, включающей социально-экологическую трансформацию и продвижение электрогенерации с помощью ВИЭ во всем мире в целях достижения глобальных климатических целей. Основные энергетические предложения находятся в первом блоке под названием «защитить основы жизни». В рамках Европейского зеленого курса необходимо совершить «энергетическую революцию», радикально расширив площадь под ВИЭ и сделав его центральным источником энергоснабжения. С этой целью можно размещать солнечные панели на всех крышах и экологически усовершенствовать жилье. Такие установки повторяют тезисы об энергоэффективности, развитии электрической сети и отказе от угля и мирного атома. Поддерживает партия и углеродный налог за выделенный углерод, и прямой возврат средств населению в виде «энергетических выплат» в качестве поощрения экономии. Природный газ может выполнять функцию энергоносителя до полной его замены водородом, при этом «зеленые» выступают против строительства новых терминалов сжиженного природного газа (СПГ) и газопроводов.
энергетическая программа свдп
Предвыборная программа СвДП нацелена на достижение рыночными методами целей по защите климата, являющихся одним из «крупных вызовов современности» [Nie gab es mehr zu tun. Das Wahlprogramm der Freien Demokraten, 2021].
В основе подхода партии лежит введение углеродных сертификатов сначала на европейском, затем и на общемировом уровне (дабы предотвратить «утечку углерода», бегство из государства крупных производителей углерода за рубеж и налаживание производства в государствах с менее строгой экологической политикой). Сертификаты рассчитаны на определенный объем углерода, их количество со временем должно будет сокращаться. Чем меньше производство выделяет углерода, тем меньше ему нужно будет покупать сертификатов. Особый упор предлагается сделать на технологиях поглощения углерода из атмосферы (геоинженерия), за это планируется перечислять средства от производителей углерода. Для энергетики это означает удар, наносимый при помощи рыночных инструментов по всем «неэкологичным» видам электрогенерации и отчуждение средств в пользу производств, сокращающих выбросы. Планируется снижать энергетическое налогообложение, выделяя населению деньги в виде климатических дивидендов. Кроме того, планируется увеличить накопительные энергетические мощности и использовать безвредное для окружающей среды синтетическое топливо вместо нефтепродуктов.
энергетическая программа хдс/хсс
В программе политического блока ХДС / ХСС энергетический вопрос решается под лозунгом «новое благосостояние - с устойчивым ростом к климатически нейтральной индустриальной стране» [Das Programm für Stabilität und Erneuerung, 2021]. Партия выступает за принятие Зеленого пакта ЕС в виде совокупности энергетических источников для устойчивого развития, за строительство электросетей и накопителей энергии, за конкурентную цену на электроэнергию для населения. Развитие водородной энергетики признано важнейшей задачей (становление «водородной державой номер 1»): вместо газовой системы должна создаваться водородная.
энергетическая программа левой партии
В программе Левой партии тема энергоперехода связана с климатической справедливостью [Zeit zu handeln! Für soziale Sicherheit, Frieden und Klimagerechtigkeit, 2021]. Центральным пунктом программы стала защита граждан и лишение крупных концернов влияния на время энергоперехода, а также достижение определяющего влияния
гражданами в этой сфере. «Левые» выступают против торговли квотами, но за законодательное закрепление форсированных сроков и объемов перехода к ВИЭ, например, за переход к водороду и развитие добычи энергии из биомассы. Они приветствуют немедленный отказ от угольной и атомной генерации в Германии и ЕС и активное строительство ВИЭ, притом децентрализованных и находящихся под демократическим контролем. Партия высказывается против подземного захоронения углерода. Согласно позиции партии, государство должно контролировать цены на энергию, бороться за энергоэффективность. Левые выступают также против использования природного газа, поставок СПГ, строительства газопроводов и разработки сланцевого газа.
энергетическая программа адг
Партия «Альтернатива для Германии» радикально выступает против устоявшейся повестки дня и выражает противоположную точку зрения [Deutschland. Aber normal, 2021]. Предлагается остановить вторжение государства на энергетический рынок, чтобы сохранить конкурентоспособность страны на международной арене. В программе вопросы энергетики и экологии объединены, хоть и размещены в заключительной части документа. Партия отвергает план по углеродной нейтральности Германии, Европейский зеленый курс и любое углеродное налогообложение, выступает против субсидий в пользу дорогих ВИЭ и установки генерирующего оборудования на домах, против развития водорода и электромобилей как «параллельной системы инфраструктуры», но за снабжение Германии газом и за газовую электрогенерацию. Партия - единственная в ФРГ, выступающая против отказа от угольной и атомной генерации, за использование отходов в электрогенерации и будущее использование ядерных отходов.
заключение
Подходы к решению энергетических вопросов партий ФРГ1 можно представить в виде таблицы для более наглядного сравнения. Критериями были определены подходы партий к Зеленому пакту ЕС, к различным энергоносителям, к госу-
■■Bundestagswahl 2021: Wahlprogramme im Check. URL: https://www. energie-fachberater.de/news/bundestagswahl-2021-wahlprogramme-im-check.php
Таблица 1
подходы парламентских партий фрг к энергетике
Критерии Позиции партий
сдпг Белёные СвДП ХДС/ХСС Левая АдГ
Зелёный пакт ЕС, ВИЭ За За За За За Против
Уголь Отказ Отказ Не указано Не указано Немедленный отказ Сохранение
Нефть Отказ Отказ Биотопливо Не указано Отказ Сохранение
Газ Постепенный отказ Постепенный отказ Не указано Не указано Постепенный отказ Сохранение
Атом Отказ Отказ Не указано Не указано Немедленный отказ Сохранение
Водород За За Не указано За За Против
Углеродный налог и За За Рыночный Конкурентный, Регулирование Против
госрегулирование механизм и налог рыночный метод цен
Реновация домов с установкой За За На усмотрение За За Против
энергооборудования из ВИЭ жителей
Роль населения Участие Участие Ограниченное участие Ограниченное участие Контроль Без принуждения
дарственному регулированию отрасли, к обязательному обустройству жилья ВИЭ и к роли населения в энергетической политике.
Таким образом, в Германии сложился консенсус по вопросу дальнейшего развития энергетики страны между основными партиями (кроме АдГ). Налицо принятие и отстаивание принятых законов и распоряжений ЕС, незначительная разница в «левом» и «правом» подходах заключается лишь в поставленных сроках и в некоторых методах достижения поставленных «глобальных» целей.
Почти единогласно поддерживаются ВИЭ и осуждается использование ископаемых видов топлива (СвДП и ХДС / ХСС старательно обходили этот вопрос стороной, чтобы как можно дольше сохранять устойчивость энергосистемы и, вероятно, отработать финансирование со стороны крупных промышленных кругов Германии). Мирный атом также пал жертвой бескомпромиссной борьбы за экологичность, даже включение ЕС атомной энергетики в список «зелёных» (РИА Новости, 11.10.2021) не повлияло на желание правящих кругов ФРГ оперативно закрыть вопрос с развитием в стране атомной энергетики.
Слабые различия обнаруживаются и в подходах к государственному регулированию
и вовлечению населения. СДПГ и «Зелёные» борются за большее регулирование и вовлечение народных масс в процесс «энергоперехода» (радикальный взгляд представлен Левой партией), тогда как ХДС / ХСС и СвДП пытаются отстоять роль крупных компаний и рыночные методы воздействия на сектор энергетики (радикально правая позиция у АдГ, ратующей за рыночный подход и отрицающей догматику изменения климата).
В общем, интриги в вопросе развития энергетики ФРГ не предвидится: государство будет следовать в фарватере международных договоренностей в сфере защиты климата, рекомендаций ЕС, провозглашенного «энергоперехода», постепенно уступая нажиму «левых» подходов.
Между тем с февраля 2022 года энергетический вопрос в программах и деятельности партий фактически отошел на второй план, тогда как на первый план были выдвинуты идеологические соображения. Мотивы противодействия России -во многом иррациональные - возобладали над здравым смыслом, решением социальных проблем населения и интересами субъектности Германии на мировой арене. Оказались недееспособны и положения коалиционного договора, заключенного правящей коалицией ФРГ [Mehr Fortschritt wagen ... 2021]. Тем самым вновь находит свое
подтверждение вывод о важности, порой и определяющем значении идеологий в системе политических институтов [Белозёров 2013].
Налицо кризис стратегического мышления в энергетической политике Германии, ведь ФРГ
СпИСОК ИСТОчНИКОВ
добровольно отказывается от атомной энергетики и уничтожает угольную, полностью доверяя себя воле ветра и Солнца в надежде на будущие научные прорывы в данной сфере [Белозёров 2020].
1. Erneuerbare Energien // Bundesministerium für Wirtschaft und Klimaschutz, 2022. URL: https://www.bmwk.de/ Redaktion/DE/Dossier/erneuerbare-energien.html
2. Глушкова И. В. Перспективы энергетической стратегии в Германии // Известия вузов. Проблемы энергетики. 2015. Вып. 3-4. С. 42-50.
3. Божик К. Б. Короткий «золотой век» в отношениях России и Германии (1998-2005) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2018. Вып. 4 (812). С. 77-91.
4. Grundgesetz für die BRD // Bundesministerium der Justiz, 1949. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/gg/ BJNR000010949.html
5. Erneuerbare-Energien-Gesetz (EEG) // Bundesministerium der Justiz, 2023. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/eeg_2014/__5.html
6. EEG-Umlage // Bundesnetzagentur, 2022. URL: https://www.bundesnetzagentur.de/SharedDocs/A_Z_Glossar/E/ EEG_Umlage.html
7. Gesetz über die friedliche Verwendung der Kernenergie und den Schutz gegen ihre Gefahren (Atomgesetz) // Bundesministerium der Justiz, 1959. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/atg/index.html
8. Gesetz zum Ausbau von Energieleitungen (Energieleitungsausbaugesetz - EnLAG) // Bundesministerium der Justiz, 2009. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/enlag/EnLAG.pdf
9. Мотосова E. А., Потравный И. М. Плюсы и минусы введения углеродного налога: зарубежный опыт и позиция России по Киотскому протоколу // ЭКО. 2014. Вып. 7 (481). С. 180-189.
10. Gesetz über den Handel mit Berechtigungen zur Emission von Treibhausgasen* (Treibhausgas-Emissionshandelsgesetz - TEHG) // Bundesministerium der Justiz, 2011. URL: https://www.gesetze-im-internet. de/tehg_2011/TEHG.pdf
11. Gesetz zur Einsparung von Energie und zur Nutzung erneuerbarer Energien zur Wärme- und Kälteerzeugung in Gebäuden* (Gebäudeenergiegesetz - GEG) // Bundesministerium der Justiz, 2020. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/geg/BJNR172810020.html
12. The European Green Deal // European climate foundation, 2019. URL: https://europeanclimate.org/ the-european-green-deal/
13. Aus Respekt vor deiner Zukunft. Das Zukunftsprogramm der SPD // SPD Parteivorstand, 2021. URL: https://www. spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Programm/SPD-Zukunftsprogramm.pdf
14. Deutschland. Alles ist drin. Das Bundestagswahlprogramm der Grünen // Bündnis 90 / Die Grünen, 2021. URL: https://www.gruene-niedersachsen.de/wp-content/uploads/2021/08/Wahlprogramm-DIE-GRUENEN-Bundestagswahl-2021_barrierefrei.pdf
15. Nie gab es mehr zu tun. Das Wahlprogramm der Freien Demokraten // Freie Demokraten (FDP), 2021. URL: https://www.fdp.de/sites/default/files/2021-08/FDP_BTW2021_Wahlprogramm_1.pdf
16. Das Programm für Stabilität und Erneuerung // CDU/CSU, 2021. URL: https://www.csu.de/common/download/ Regierungsprogramm.pdf
17. Zeit zu handeln! Für soziale Sicherheit, Frieden und Klimagerechtigkeit // Die Linke, 2021. URL: https://www. die-linke.de/fileadmin/download/wahlprogramme_alt/bundestagswahlprogramm2021.pdf
18. Deutschland. Aber normal. Programm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum 20. Deutschen Bundestag // Alternative für Deutschland, 2021. URL: https://afd-bw.de/afd-bw/wahlprogramme/BTW21-AfD_Programm.pdf
19. Mehr Fortschritt wagen. Bündnis für Freiheit, Gerechtigkeit und Nachhaltigkeit // SPD, Bündnis 90 / Die Grünen und FDP, 2021. URL: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Koalitionsvertrag/Koalitionsvertrag_2021-2025. pdf
20. Белозёров В. К. Доктрины и идеологии в системе политических институтов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. Вып. 24 (684). С. 31-40.
21. Белозёров В. К. Дефицит стратегического мышления и императивы его преодоления. Размышления после Венской конференции по стратегии // Власть. 2020. Вып. 1. С. 19-26.
REFERENCES
1. Bundesministerium für Wirtschaft und Klimaschutz. (2022). Erneuerbare Energien. https://www.bmwk.de/ Redaktion/DE/Dossier/emeuerbare-energien.html (In German)
2. Glushkova, I. W. (2015). Prospects for the energy strategy of Germany. Power engineering: research, equipment, technology, 3-4, 42-50. (In Russ.)
3. Bozhik, K. B. (2018). Short «golden age» in the relations of Germany and Russia (1998-2005). Vestnik of the Moscow State Linguistic University. Humanities, 4(812), 77-91. (In Russ.)
4. Bundesministerium der Justiz (1949). Grundgesetz für die BRD. https://www.gesetze-im-internet.de/gg/ BJNR000010949.html (In German)
5. Bundesministerium der Justiz (2023). Erneuerbare-Energien-Gesetz (EEG). https://www.gesetze-im-internet.de/ eeg_2014/__5.html (In German)
6. Bundesnetzagentur. (2022). EEG-Umlage. https://www.bundesnetzagentur.de/SharedDocs/A_Z_Glossar/EZEEG_ Umlage.html (In German)
7. Bundesministerium der Justiz. (1959). Gesetz über die friedliche Verwendung der Kernenergie und den Schutz gegen ihre Gefahren (Atomgesetz). http://www.gesetze-im-internet.de/atg/index.html (In German)
8. Bundesministerium der Justiz. (2009). Gesetz zum Ausbau von Energieleitungen (Energieleitungsausbaugesetz -EnLAG). https://www.gesetze-im-internet.de/enlag/EnLAG.pdf (In German)
9. Motosova, E. A., Potravniy, I. M. (2014). The Pros and Cons of Introducing a Carbon Tax: An Analysis of Foreign Experience. ECO, 7(481), 180-189. (In Russ.)
10. Bundesministerium der Justiz. (2011). Gesetz über den Handel mit Berechtigungen zur Emission von Treibhausgasen* (Treibhausgas-Emissionshandelsgesetz - TEHG). https://www.gesetze-im-internet.de/tehg_2011/TEHG.pdf (In German);
11. Bundesministerium der Justiz. (2020). Gesetz zur Einsparung von Energie und zur Nutzung erneuerbarer Energien zur Wärme- und Kälteerzeugung in Gebäuden* (Gebäudeenergiegesetz - GEG). https://www.gesetze-im-internet. de/geg/BJNR172810020.html (In German)
12. European climate foundation. (2019). The European Green Deal. https://europeanclimate.org/the-european-green-deal/
13. SPD Parteivorstand. (2021). Aus Respekt vor deiner Zukunft. Das Zukunftsprogramm der SPD. https://www.spd. de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Programm/SPD-Zukunftsprogramm.pdf (In German)
14. Bündnis 90 / Die Grünen. (2021). Deutschland. Alles ist drin. Das Bundestagswahlprogramm der Grünen. https://www.gruene-niedersachsen.de/wp-content/uploads/2021/08/Wahlprogramm-DIE-GRUENEN-Bundestagswahl-2021_barrierefrei.pdf (In German)
15. Freie Demokraten (FDP), (2021). Nie gab es mehr zu tun. Das Wahlprogramm der Freien Demokraten https:// www.fdp.de/sites/default/files/2021-08/FDP_BTW2021_Wahlprogramm_1.pdf (In German)
16. CDU / CSU. (2021). Das Programm für Stabilität und Erneuerung. URL: https://www.csu.de/common/download/ Regierungsprogramm.pdf (In German)
17. Die Linke. (2021). Zeit zu handeln! Für soziale Sicherheit, Frieden und Klimagerechtigkeit https://www.die-linke. de/fileadmin/download/wahlprogramme_alt/bundestagswahlprogramm2021.pdf (In German)
18. Alternative für Deutschland. (2021). Deutschland. Aber normal. Programm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum 20. Deutschen Bundestag. https://afd-bw.de/afd-bw/wahlprogramme/BTW21-AfD_Programm.pdf (In German)
19. SPD, Bündnis 90 / Die Grünen und FDP. (2021). Mehr Fortschritt wagen. Bündnis für Freiheit, Gerechtigkeit und Nachhaltigkeit https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Koalitionsvertrag/Koalitionsvertrag_2021-2025.pdf (In German)
20. Belozerov, V. K. (2013). Doctrines and ideologies in the system of political institutions. Vestnik of the Moscow State Linguistic University, 24, 31-40. (In Russ.)
21. Belozerov, V. K. (2020). Lack of strategic thinking and imperatives of overcoming it. Reflections after Vienna conference on strategy. Vlast, 1, 19-26. (In Russ.)
информация об авторе
Сугоняев Павел Максимович
аспирант кафедры политологии
Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Sugonyaev Pavel Maksimovich
Postgraduate Student Department of Political Science,
Institute of International Relations and Socio-Political Sciences Moscow State Linguistic University
Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации
12.01.2023 02.02.2023 12.02.2023
The article was submitted approved after reviewing accepted for publication