SCIENCE TIME
■
ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Леванова Елена Геннадьевна, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, г. Курск
E-mail: Elena_Fashion@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрена современная ситуация политики импортозамещения, как основы продовольственной безопасности, выявлены проблемы сельского хозяйства, связанные с импортом продовольствия, проанализированы положительные и отрицательные тенденции в аграрном секторе, предложены меры и направления для обеспечения продовольственной независимости в России.
Ключевые слова: импортозамещение, продовольственная безопасность, импорт и экспорт продукции, сельское хозяйство, модернизация.
Российская экономика встала на новый путь развития в сельскохозяйственной отрасли. Много лет страна имела зависимость от импортных продуктов, которые не производила сама. Однако импортная продукция нарушает продовольственную безопасность страны, так как многая продукция, фальсифицированная и опасная для здоровья населения
Однако в настоящее время, в связи с санкциями против России, государство вынуждено заменить большое количество продуктов питания, и выпустить в необходимом и нужном объеме для полноценного удовлетворения потребностей населения. Главный рычаг активизации этого направления - это политика импортозамещения, которая сможет полностью решить вопрос продовольственной безопасности.
Россия располагает большим потенциалам для увеличения экспорта сельхозпродукции на внешние рынки в частности и в Азию.
В данный момент одним из главных достижений стало сокращение импорта продовольствия вдвое, если говорить о денежном выражение [1].
Если в России продолжится такой же темп прироста объёмов производства не только в денежном, но и в товарном производстве, то текущими темпами
| SCIENCE TIME Щ
страна ликвидирует зависимость от импорта продуктов за 10 лет, в плане фактического ввоза. При выявлении дополнительных резервов, прежде всего финансовой поддержке, этот срок может составить 5 - 7 лет.
Располагая огромными ресурсами: большое количество пашен, плодородная земля, трудовые ресурсы, в стране возможно полное замещение продовольствия, за исключением экзотических продуктов.
На данном этапе государство выделило дополнительно 400 млн. рублей в виде грантов, которые получат 50 сельхозкооперативов в 29 регионах. Объём господдержки малых сельхозпредприятий вырос в 2 раза и достиг 14,5 млрд. рублей.
Господдержка с 2014 по 2015 год увеличилась в 2 раза, ранее такого прогресса не наблюдалась, поэтому необходимо продолжать оказывать помощь агропроизводствам, что приведет к продовольственной независимости.
Необходимо оказать поддержку новым сельхозпроизводителям, стратегия государства должна быть направлена не только на крупных товаропроизводителей, но и на новые малые хозяйства. Средства от государства получают более 500 семейных ферм, но это число нужно увеличить в десятки раз. Если опираться на зарубежный опыт, то именно благодаря фермерским хозяйствам страны Европы выполняют нормы по продовольствию.
Из-за различных климатических условий в России от государства требуется дополнительные вложения в систему орошения, так как наше отличие от Европы это дефицит осадков.
Поэтому быстро восстановить сельхозпроизводство в этих условиях достаточно сложная задача, так как половина России находится в климатической зоне, где дождевые осадки это редкость.
Поэтому без орошения, без мелиоративных систем и их восстановления, без капельного орошение, Россия не сможет конкурировать на рынке продовольствия, а это необходимо, так как страна является частью мировой экономики.
Для восстановления сельского хозяйства необходимы серьезные вложения и инвестиции, как и происходит во всем мире, и эта задача стоит перед государством.
Так в ходе засухи пострадали 11 регионов и больше 1,5 га земель выбыли из оборота. В таких случаях всегда должна резервы, поэтому нужно поднимать урожайность за счет внесения удобрений и улучшения плодородия почв, вовлекать в оборот ту землю, которая брошенная. По нашему мнению должна быть составлена целая программа по восстановлению сельского хозяйства в России, в каждом регионе.
По нашему мнению необходимо полностью обеспечить поставку товаров собственного производства на рынок, но и увеличивать экспорт, таких
| SCIENCE TIME Щ
продуктов, как зерна, мяса, молока, так как это является основой для получения прибыли, как и государства, так и производителей.
Вокруг России страны, которые испытывают нехватку продуктов, такие как Азиатские и Арабские страны, куда можем поставлять продукцию и заключать контракты на экспортные поставки.
Так зерно должно быть основным экспортным товаром наравне с нефтью и газом. Россия в этом году может собрать больше на 100 млн. тонн зерна и при правильном подходе к этой отрасли это не предел.
Стоит отметить, что до кризиса 2013 года, страна ориентировалась в основном на импорт, считая, что это выгоднее, так как нефть можно продать, а продукты, такие как мясо, молоко и другие выгоднее купить за границей.
Государство не уделяло много внимания продовольственной безопасности страны, однако можно проследить изменение динамики в импорте, который снизился к 2014 году по отношению только к 2013 на 8,1%, что положительно для России (табл. 1).
Таблица 1
Импорт продукции сельского хозяйства за 2011-2014 гг.
Год Импорт сельскохозяйственной продукции (млрд долл. США) Рост по отношению к прошлому году, %
2011 42,5 16,8
2012 40,7 - 4,2
2013 43,2 6,1
2014 39,7 -8,1
К сожалению, Россия не может отказаться от многих импортных продуктов, не только тех, которые не могут здесь быть выращены из-за климатических условий, но и таких производств, которые сложны по окупаемости.
К примеру, винодельческие проекты окупаются только через 10-15 лет т поэтому сельхозпроизводителям особенно сложно их реализовать и здесь необходимы большие деньги о долгосрочные кредиты, на что не каждый производитель может пойти.
Требуется большая поддержка со стороны государства, так же вложение инвестиций на закладку винограда, садов, многолетних культур. Выделение дополнительных средств и помощи в техническом оснащение, для вдохновения товаропроизводителей и расширения их спектра действий. Нужно сделать все,
| SCIENCE TIME Щ
чтобы максимально стимулировать сельхоз производителей.
Стоит сказать, что в России уже десятилетиями завозится импортная винная продукция, которая на заводах разливается под российским брендом, такое недопустимо. В условиях низких таможенных пошлин на импортный виноматериал российским аграриям невыгодно закладывать собственные сады. Для изменения ситуации необходимо, как отмечалось поддержка государства, поднятие таможенных пошлин и сделать не выгодным завоз винных материалов в Россию или закрыть источник поставки, так как в данных условиях это большая помеха для создания собственной базы.
Уничтожение санкционных продуктов снизило динамику нелегального импорта в десятки раз и защитило собственный рынок и население от некачественной продукции, которая не прошла контроль, что помогает стимулировать отечественного производителя в агропроизводстве продовольствия [2].
Для решения проблемы продовольственной безопасности, необходимо уделить внимание повышение конкурентоспособности отечественной продукции, то есть необходимо повысить качество продуктов питания. Качество является главной потребностью населения в покупки товаров.
Для этого необходимо введение в действие специальных отделений лабораторий, оснащенных по стандарту, санитарных проверок, которые будут контролировать качество продукции на предприятиях.
Кроме того, во многих зарубежных странах применяются высокие штрафы и санкции за низкокачественную продукцию, что и необходимо ввести в России, чтобы у производителя не возникало даже желания поставки на рынок такой продукции.
Конечно, требуется введение новых технологий, инновационных разработок для полной модернизации предприятий.
В таких условиях потребитель все больше будет склоняться к покупке отечественной продукции, что и решит вопрос импортзамещения, и как следствие продовольственной безопасности.
Литература:
1. Голубев А. В. Диспропорции аграрной экономики России // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2013. N°1.
2. Струков Г. Н. Роль государства в решении проблемы продовольственной безопасности / Г. Н. Струков, В. В. Черников, И. В. Плеканова // Междунар. науч. -техн. конф. «Продовольственная безопасность: научное, кадровое и информационное обеспечение». В 2 ч. Ч.2. Воронеж: ВГУИТ, 2014.
I
SCIENCE TIME
I
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gks.ru/
4. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2013 № 2138-р «Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.08.2014 г.)