Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ ПОЛИЭТНИЧНОГО РЕГИОНА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ'

ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ ПОЛИЭТНИЧНОГО РЕГИОНА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧНОЕ ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / ВЛАСТЬ / ЯЗЫК / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ильинова Н. А.

Сложный путь к формированию политики идентичности в полиэтничном обществе требует усилий всех этнических групп, проживающих на одной территории. Главная цель такой политики - создание гармоничного общественного пространства, где каждый народ может сохранять свои культурные особенности, но при этом взаимодействовать и сотрудничать с другими. В настоящее время особенно актуальной становится региональная политика идентичности, которая заключает в себе комплекс мер, направленных на сохранение и развитие особой культурно-исторической и социальной идентичности жителей полиэтничных регионов. Ее задачи включают в себя поддержку и защиту традиций, языков, создание условий для развития этнических культур и образования, помощь малочисленным этническим группам, а также укрепление социальной стабильности и межнационального согласия в регионах. Региональная политика идентичности является одним из ключевых инструментов для сохранения культурного многообразия и социальной гармонии в полиэтничных обществах. Успешная региональная политика может способствовать сохранению культурного разнообразия и укреплению национальной самобытности, что является важным фактором в условиях нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY POLITICS OF A POLYETHNIC REGION: GENERAL AND SPECIAL

The difficult path to the formation of identity politics in a polyethnic society requires the efforts of all ethnic groups living in the same territory. The main goal of such a policy is to create a harmonious public space where each nation can preserve its cultural features, but at the same time interact and cooperate with others. At present, the regional identity politics, which includes a set of measures aimed at preservation and development of a special cultural, historical and social identity of the inhabitants of polyethnic regions, is becoming especially relevant. Its tasks include support and protection of traditions, languages, creation of conditions for the development of ethnic cultures and education, help to small ethnic groups, as well as strengthening social stability and interethnic consent in regions. Regional identity politics is one of the key tools for maintaining cultural diversity and social harmony in polyethnic societies. A successful regional policy can contribute to the preservation of cultural diversity and strengthen national identity, which is an important factor in times of instability.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ ПОЛИЭТНИЧНОГО РЕГИОНА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ»

Научная статья

УДК 316.35

ББК 60.561.3

И 46

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-4-309-83-88

ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ ПОЛИЭТНИЧНОГО РЕГИОНА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ1

(Рецензирована)

Надежда Александровна Ильинова

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

[email protected]

Аннотация. Сложный путь к формированию политики идентичности в по-лиэтничном обществе требует усилий всех этнических групп, проживающих на одной территории. Главная цель такой политики - создание гармоничного общественного пространства, где каждый народ может сохранять свои культурные особенности, но при этом взаимодействовать и сотрудничать с другими. В настоящее время особенно актуальной становится региональная политика идентичности, которая заключает в себе комплекс мер, направленных на сохранение и развитие особой культурно-исторической и социальной идентичности жителей полиэтничных регионов. Ее задачи включают в себя поддержку и защиту традиций, языков, создание условий для развития этнических культур и образования, помощь малочисленным этническим группам, а также укрепление социальной стабильности и межнационального согласия в регионах. Региональная политика идентичности является одним из ключевых инструментов для сохранения культурного многообразия и социальной гармонии в полиэтничных обществах. Успешная региональная политика может способствовать сохранению культурного разнообразия и укреплению национальной самобытности, что является важным фактором в условиях нестабильности.

Ключевые слова: политика, региональная идентичность, полиэтничное общество, культура, власть, язык, межкультурный диалог.

Для цитирования: Ильинова Н.А. Политика идентичности полиэтничного региона: Общее и особенное // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2022. Вып. 4 (309). С. 83 — 88. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-4-309-83-88.

Original Research Paper

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках государственного задания на НИР АГУ по проекту № FENZ-2022-0001 «Региональная политика идентичности в условиях современных геополитических и социокультурных вызовов (на примере Республики Адыгея и Краснодарского края)».

IDENTITY POLITICS OF A POLYETHNIC REGION: GENERAL AND SPECIAL

Nadezhda A. Ilyinova

Adyghe State University, Maikop, Russia

[email protected]

Abstract. The difficult path to the formation of identity politics in a polyethnic society requires the efforts of all ethnic groups living in the same territory. The main goal of such a policy is to create a harmonious public space where each nation can preserve its cultural features, but at the same time interact and cooperate with others. At present, the regional identity politics, which includes a set of measures aimed at preservation and development of a special cultural, historical and social identity of the inhabitants of polyethnic regions, is becoming especially relevant. Its tasks include support and protection of traditions, languages, creation of conditions for the development of ethnic cultures and education, help to small ethnic groups, as well as strengthening social stability and interethnic consent in regions. Regional identity politics is one of the key tools for maintaining cultural diversity and social harmony in polyethnic societies. A successful regional policy can contribute to the preservation of cultural diversity and strengthen national identity, which is an important factor in times of instability.

Key words: politics, regional identity, polyethnic society, culture, power, language, intercultural dialogue.

For citation: Ilyinova N.A. Identity politics of a polyethnic region: general and special // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences, Culturology». 2022. Iss. 4 (309). pp. 83 - 88. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-4-309-83-88.

Введение. Политика идентичности в полиэтничном обществе - это сложный и многогранный процесс, который требует усилий со стороны не столько государственных, региональных и муниципальных властей, сколько представителей всех этнических групп, проживающих на конкретной территории. Основная цель такой политики заключается в создании единого общественного пространства, где этничность и культура любого народа имеют возможность сохранить свои особенности, но при этом взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Авторы монографии «Содержательные основы российской идентичности. Региональный и этнокультурный контексты»[1]

отмечают сложности в понимании российской идентичности не просто в обществе, а у той его части, которая должна заниматься ее формированием (педагоги, ученые, работники сферы регулирования межкультурных взаимодействий). Происходит замена понятия российской идентичности гражданственностью, русской идентичностью и пр. Имеются сложности в понимании этнической идентичности в регионах и ее сопоставлении с российской идентичностью, что препятствует консолидации общества, осознанию представителями региональных сообществ себя как части государства.

В связи с этим наибольшую актуальность приобретает региональная

политика идентичности, под которой мы понимаем набор мер, направленных на сохранение и развитие культурно-исторической и социальной идентичности населения в определенном регионе. Она может включать в себя поддержку традиционных обычаев и языков, создание условий для развития этнической культуры и образования, поддержку малочисленныхэтнических групп, а также направлена на укрепление социальной стабильности и межэтнического согласия в регионе. Региональная политика идентичности является важным инструментом для поддержания культурного многообразия и социальной гармонии в полиэтничных обществах. Политика идентичности региона выполняет ряд функций, среди которых мы выделили ключевые:транслирующую, развивающую, дифференцирующую и интегрирующую. Транслирующая функция заключается в сохранении и передаче культурных традиций и наследия каждой этнической группы. Развивающая функция направлена на формирование личности, способной к самореализации в условиях полиэтничного общества. Дифференцирующая функция позволяет выявлять и учитывать этнокультурные интересы каждой этнической группы. Интегрирующая функция стимулирует взаимодействие и проникновение этнических культур друг в друга.Кроме того, важным аспектом региональной политики идентичности является уважение и толерантность к культуре и обычаям каждой этнической группы, составляющей полиэтнич-ный регион.Таким образом, политика идентичности в полиэтничном обществе требует от всех участников сотрудничества и толерантности к культурным различиям.

Методология исследования. Вопросы идентичности на протяжении длительного времени находятся в круге интересов исследователей, научных коллективов. Это связано прежде всего с тем, что

идентичность играет важную роль в упорядочении социальной реальности, в ее хронотопе. Идентичность основана на механизмах различения и отождествления, возникающих при соотнесении человека с социальной группой, этносом, государством, глобальным сообществом. Процесс идентификации представляет собой функцию самоописания и самоопределения, функцию приобретения субъектности. «Статичная» социальная реальность в обществе с жесткой стратификацией, где идентичность передавалась из поколения в поколение не представляла собой проблему в отличие от современного нестабильного общества, в котором появляются новые типы идентичности, которые, как правило, многосоставны, что превращает определение достаточного набора признаков и базовых параметров идентичности в серьезную проблему.

Исследовательский коллектив под руководством Л.М.Дробижевой [1] ряд лет реализует работы по изучению российской идентичности, которые представляют собой анализ того, как люди разных национальностей и социального положения воспринимают свою идентичность в качестве граждан России: гражданскую составляющую, русский язык, историю, культуру и представления о том, что значит быть частью «нашей страны». Значимую роль исследователи отводят межэтническому согласию как ресурсу для укрепления российской идентичности.

Коллективная моногра-

фия Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН и Тюменского индустриального университета «Межкультурный и межрелигиозный диалог в российских регионах» [2]трансли-рует анализ связей между культурными и религиозными традициями Востока и Запада, а также перспективы развития межкультурного и

межрелигиозного диалога. Мир меняется со сверхновой скоростью, формируя единый социум благодаря процессу глобализации, который уже происходит на нашей планете не первое тысячелетие. Это связано с развитием производительных сил, которые находят свое воплощение в человеческой рабочей силе и средствах производства.Воз-никает важный вопрос о том, как совместить культурные и религиозные традиции разных народов, чтобы сохранить традиции этносов и в то же время не исключать друг друга. Чаще всего всплеск интереса к национализму и религии объясняют как необходимую реакцию на сложные изменения в обществе. Однако, несмотря на сложность задачи, есть примеры сосуществования людей разных национальностей и вероисповеданий, которые могут стать блестящим образцом мирового сообщества.

Эмпирической базой данного исследования выступила групповая беседа - фокус-группа «Региональная политика идентичности», которую провели члены исследовательского коллектива Адыгейского государственного университета в рамках государственного задания на НИР АГУ по проекту № FENZ-2022-0001 «Региональная политика идентичности в условиях современных геополитических и социокультурных вызовов (на примере Республики Адыгея и Краснодарского края)»осенью 2022 года среди экспертов по межэтническим отношениям и политике идентичности Республики Адыгея. В нашей команде присутствовали ученые (72,7%) и представители региональной власти (27,3%). Главной целью данной фокус-группы было подробное изучение концепта «региональная политика идентичности», а также определение таких компонентов идентичности, как: роль власти в политике идентичности, специфика идентичности на региональном уровне, развитие национально-гражданской идентичности,

адаптация и совместимость иден-тичностей, практики, которые используются в региональной политике идентичности, и перспективы ее развития.

Результаты и обсуждения. В Указе Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в редакции Указа Президента РФ от 06.12.2018 г. № 703 подчеркивается, что одним из направлений в сфере государственной национальной политики является укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ. Республика Адыгея, как и многие другие регионы России, насчитывает на своей территории более 100 этносов, и лишь наличие и реализация в таком полиэтничном регионе политики межкультурного взаимодействия и региональной идентичности позволяет простраи-вать гармоничные межнациональные отношения. Республика Адыгея характеризуется позитивной стабильностью межнациональных отношений, но, как отмечают эксперты - представители власти Адыгеи, принявшие участие в фокус-группе, эта стабильность: «...является результатом каждодневной работы органов власти, общественных организаций, образовательных учреждений. Вызовов очень много, сил, стремящихся вбить клин в единство наших народов, много.». Эксперты указывают те механизмы и инструменты, которые использовались в процессе реализации этой политики, среди них: создание и развитие культурно-образовательных центров, организация культурных мероприятий и фестивалей, проведение социологических исследований, направленных на определение интересов различных этнических групп. Они обращают внимание на то, что успехи региональной политики идентичности связаны с активным участием местных общин, которые

являются ключевыми фигурами в сохранении культурного наследия и идентичности народов, проживающих в Адыгее.

Эксперты отмечают, что сложно переоценить роль власти в реализации региональной политики идентичности, а в Республике Адыгея процесс принятия решений по вопросам идентичности основывается на институте общественно-консультативных органов при Главе республики. Эти органы включают Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными организациями, а также Советы при Комитете по делам национальностей, которые в свою очередь включают представителей общественных, национально-культурных и религиозных организаций. При этом в Советах присутствуют также главы муниципалитетов: «Выработка многих вопросов и постановка проблем являются прерогативой именно представителей национальных культур и общественных организаций, которые способны доносить до власти реалии и проблемы населения...».

Следует отметить сложность и многослойность региональной политики идентичности, она должна не только учитывать этнокультурную специфику региона, но и включать в себя реализацию практик, направленных наформирование, укрепление региональной идентичности. Однако все эти мероприятия невозможно выполнить без административных, финансовых ресурсов, в связи с чем региональная политика идентичности невозможна без властных инструментов. Эксперты отмечают, что Комитет РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ и другие органы региональной власти инициируют в год более 100 мероприятий различного уровня и масштаба по формированию региональной идентичности: «.У нас во всех мероприятиях принимают участие представители национальных обществ. Они

организуют свои мероприятия, и мы принимаем в них участие. Важно дать почувствовать, что они и этническая группа, и в то же время жители республики, россияне. Чтобы РА для них была Родиной. У нас есть Совет по сохранению родного языка при Главе. Каждое этническое сообщество занимается сохранением своего языка, нет никаких препятствий со стороны власти. Проводится множество мероприятий по сохранению адыгейского языка - конкурсы преподавателей родных языков, авторов переводов. Во всех детских районных библиотеках проходят конкурсы на чтение на родном языке, написанию сочинений. В рамках 100-летия государственности Республики Адыгея проводилась акция по выявлению 100 лучших чтецов адыгских авторов мира.Детские сады республики организовали этнические уголки, собрание произведений адыгских авторов для того, чтобы дети с ранних лет знакомились с их творчеством...». Руководством республики оказывается ежегодная финансовая поддержка национально-культурных и религиозных объединений, которые играют наиболее значимую роль в формировании региональной идентичности - Черкесский парламент и Майкопский казачий отдел, традиционные религиозные организации получают средства на реализацию уставных задач организаций. За счет федеральных средств реализуются День русской культуры и День адыгской культуры. Финансируется издание средств массовой информации на русском и адыгском языках, в числе которых газета «Адыгэ Макъ», 2 журнала издается на русском и 2 -на адыгейском языках.

Все эксперты сошлись во мнении, что в реализации региональной политики идентичности немаловажное значение имеет бренд территории, тот образ Адыгеи, который формируется в сознании разных групп населения и республики,

и страны в целом. Адыгейский сыр, развитие туристического кластера в Адыгее - это далеко не весь ресурс, который может быть заложен в брендирование данной территории. Успешные практики формирования и развития региональной идентичности - это тот потенциал, с которым Адыгея может выйти в национальное пространство, важным в региональной политике идентичности остается формирование идеологического пространства, которое будет передавать исторический опыт, развитие символических ресурсов региональной политики идентичности, которым все

больше и больше уделяется внимание в различных регионах нашей страны, но их потенциал еще не до конца реализован.

Заключение. В современных условиях нестабильности особенное значение приобретает усиление межкультурных контактов, в связи с чем региональные идентичности становятся все более значимыми, так как они способствуют сохранению культурного разнообразия и национальной самобытности. В этом контексте особую роль играют региональные политики, направленные на поддержку и развитие региональных идентичностей.

Примечания:

1. Содержательные основы российской идентичности. Региональный и этнокультурный контексты: [монография] / Л.М. Дробижева, Е.М. Арутюнова, М.А. Евсеева [и др.]; отв. ред. Е.М. Арутюнова, С.В. Рыжова; ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 288 с.

2. Межкультурный и межрелигиозный диалог в российских регионах / отв. ред. В.К. Левашов, Н.Г. Хайруллина. Тюмень: ТюмИУ, 2022. 323 с.

References:

1. The substantial basis of Russian identity. Regional and ethnocultural contexts: [a monograph] / L.M. Drobizheva, E.M. Arutyunova, M.A. Evseeva [etc.]; executive ed. by E.M. Arutyunova, S.V. Ryzhova; FNISTs RAN. M.: FNISTs RAN, 2021. 288 pp.

2. Intercultural and interreligious dialogue in the Russian regions / executive ed. by V.K. Levashov, N.G. Khayrullin. Tyumen: TyumlU, 2022. 323 pp.

Статья поступила в редакцию 11.10.2022; одобрена после рецензирования 18.10.2022; принята к публикации 25.10.2022.

The paper was submitted 11.10.2022; approved after reviewing 18.10.2022; accepted for publication 25.10.2022.

© Н.А. Ильинова, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.