Общество: политика, экономика, право. 2022. № 8. С. 13-18. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 8. P. 13-18.
Научная статья УДК 323.2
https://doi.org/10.24158/pep.2022.8.1
Политика идентичности в региональном измерении: кейс Республики Адыгея Зуриет Анзауровна Жаде
Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия, zhadezura@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7888-8885
Аннотация. В статье рассматриваются структура и основные субъекты политики идентичности, проводимой в Республике Адыгея, которая в целом демонстрирует инклюзивный тип формирования региональной идентичности. Раскрываются направления символической политики, политики памяти и брендинга региона. Обосновывается, что специфика политики идентичности в Адыгее, обусловленная особенностями региона как субъекта РФ, заключается в необходимости поддержания баланса между этническим, региональным и национально-гражданским уровнями идентичности. Проанализированы результаты экспертного опроса, проведенного в регионе в мае 2022 года. Определен ряд вопросов, по которым экспертами высказаны отличающиеся точки зрения, в том числе касающиеся политики идентичности по сохранению национального языка и воспроизводству культуры народов Адыгеи. Автор считает, что при разработке и реализации региональной политики идентичности следует учитывать экспертное мнение. Делается вывод о том, что политика идентичности Республики Адыгея относится к активному типу.
Ключевые слова: идентичность, политика идентичности, символическая политика, политика памяти, имидж региона, Республика Адыгея
Для цитирования: Жаде З.А. Политика идентичности в региональном измерении: кейс Республики Адыгея // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 8. С. 13-18. https://doi.org/10.24158/pep.2022.8.1.
Original article
Identity Politics in the Regional Dimension: The Republic of Adygea Case Zuriet A. Zhade
Adyghe State University, Maykop, Russia, zhadezura@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7888-8885
Abstract. The author examines the features and main subjects of the identity policy carried out in the Republic of Adygea, which generally demonstrates an inclusive type of regional identity formation. The directions of symbolic policy, memory policy and branding of the region are revealed. It is proved that the specificity of identity policy in Adygea, due to the peculiarities of the region as a subject of the Russian Federation, is the need to maintain a balance between ethnic, regional and national-civil levels of identity. The results of an expert survey conducted in the region in May 2022 are analyzed. A number of issues have been identified on which experts have expressed differing points of view, including those concerning the identity policy for the preservation of the national language and the reproduction of the culture of the peoples of Adygea. The author believes that expert opinion should be taken into account when developing and implementing a regional identity policy. The author concludes that the identity policy of the Republic of Adygea belongs to the active type.
Keywords: identity, identity politics, symbolic politics, memory politics, image of the region, Republic of Adygea
For citation: Zhade, Z.A. (2022) Identity Politics in the Regional Dimension: The Republic of Adygea Case. Society: Politics, Economics, Law. (8), 13-18. Available from: doi:10.24158/pep.2022.8.1 (In Russian).
В последние годы представителями российской социогуманитарной науки активно исследуются содержание, структура и акторы государственной политики идентичности1. Более того, в научном сообществе определились региональные центры, представители которых прилагают значительные усилия для развития теоретических концептов и эмпирического анализа этого феномена (Попова, 2019: 75). К их числу относится лаборатория этнокультурных проблем НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета2.
1 Идентичность: личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. И.С. Семененко. М., 2017. 992 с.
2 Жаде З.А., Куква Е.С., Ляушева С.А., Шадже А.Ю. Многоуровневая идентичность. М.; Майкоп, 2006. 245 с.
© Жаде З.А., 2022
Категория «политика идентичности» введена в научный оборот в 1979 году американским профессором Р.Р. Анспахом, который использовал ее для характеристики общественного движения, выступающего за изменение концепции людей с ограниченными возможностями здоровья (Anspach, 1979). В западной науке посредством данного термина в основном описывается деятельность общественных движений, защищающих новые виды идентичности.
Мы полностью солидарны с точкой зрения И.С. Семененко, согласно которой, «в современной политической науке утверждается широкое толкование политики идентичности, опирающееся на анализ субъектов и практик, которые формируют идентичности политических сообществ. Оно связывается с деятельностью государства и его институтов по поддержанию общих ценностных оснований принадлежности к политическому сообществу и общих ориентиров его развития, общих представлений о "нас" как нации, стране, государстве, регионе, территории. Под политикой идентичности в этом контексте понимается деятельность субъектов политического процесса по формированию и поддержанию национальной (национально-государственной), гражданской и иных форм макрополитической идентичности»1.
Основываясь на этом положении, обратимся к практике реализации политики идентичности на примере Республики Адыгея. Во-первых, за основу анализа возьмем идею, согласно которой «политика идентичности, проводимая государством, рассредоточивается на разных уровнях власти и управления - наднациональном (макрорегиональном), региональном, локальном, и реализуется через разнообразные социальные практики» (Семененко, 2017: 25). Во-вторых, рассматривая региональную проекцию политики идентичности, следует вслед за Е.В. Морозовой и Д.Е. Филипповым подчеркнуть, что «отличительной чертой такой политики является ее мно-госубъектность» (Морозова, Филиппов, 2021: 92). В-третьих, акцентируем внимание на том, что политика идентичности «может быть направлена на формирование двух типов идентичности: эксклюзивной и инклюзивной. Эксклюзивная идентичность предполагает формирование представлений о региональном "мы-сообществе", которое противопоставляется национальному сообществу. Инклюзивная идентичность, напротив, направлена на гармонизацию представлений о региональном и национальном сообществах, регион рассматривается как органичная часть более крупного сообщества» (Ачкасов и др., 2020: 93).
Исходя из этого, можно утверждать, что специфика политики идентичности в Адыгее обусловлена особенностями региона как субъекта РФ, а также заключается в необходимости поддержания баланса между этнической, региональной и национально-гражданской идентично-стями. То есть регион в целом демонстрирует инклюзивный тип формирования региональной идентичности.
Адыгея - полиэтничная, поликонфессиональная, и, соответственно, поликультурная республика, на территории которой проживают представители более 100 этнических общностей. В начале третьего десятилетия XXI века Адыгея по своим политико-институциональным чертам и иным характеристикам во многом является типичным российским регионом.
Значимость осмысления политики идентичности в политико-правовом и социокультурном развитии региона актуализирована в связи со столетием государственности Адыгеи, в которой 2022 год проходит под слоганом «Адыгея - маленькая республика с большим сердцем». Такая практика политики идентичности, как конкурс выбора слогана, была сложной, было заявлено шесть вариантов. Кроме того, жители республики могли предложить и свои версии. Голосование, в котором приняли участие более 1 600 человек, проходило на сайте Министерства культуры республики больше месяца. Помимо предложенных вариантов, жители региона прислали еще 100 альтернативных версий. В итоге победу одержал вариант: «Адыгея - маленькая республика с большим сердцем». За него свои голоса отдала почти половина респондентов - 48,9 %. Вторым по популярности стал вариант: «Республике Адыгея - сто лет. Адыгэ хабзэ - вечно!» (15,1 %), на третьем месте - «Адыгея - сто лет спокойствия и мира» (10,6 %)2.
Потенциал практик политики идентичности раскрывается в создании условий в региональном сообществе с целью упрочения общероссийской идентичности, главным актором которого являются органы региональной власти, задающие общие векторы развития республики. Политика идентичности, проводимая в регионе, является составной частью Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года, согласно которой такие «конкурентные преимущества региона, как Адыгея - регион устойчивого развития на базе природы, климата и экологии; сложившийся в веках историко-культурный стержень; это почти полмиллиона человек в центре
1 Идентичность: личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. И.С. Семененко. М., 2017. С. 647.
2 В Адыгее завершилось голосование за лучший слоган к 100-летию региона [Электронный ресурс] // Адыгея Сегодня. URL: https://adigeatoday.ru/news/34156.html (дата обращения: 26.07.2022).
Южного полюса роста; единство общества, бизнеса и «команды развития»; регион, привлекательный для инвестиций»1, способствуют проведению успешной политики идентичности в республике.
Активным субъектом политики идентичности является Общественная палата Республики Адыгея, которая видит свою миссию в сохранении единства и консолидации полиэтничного социума, а также стремится быть фактором системных изменений, направленных на развитие региона и достижение качественных изменений в жизни наших граждан. Созданный в 2020 году в Республике Адыгея Центр управления регионом также является одним из каналов связи общества и власти, поскольку формирует комплексную картину насущных проблем на основании анализа обращений и сообщений жителей Республики Адыгея.
Немаловажную роль в региональной политике идентичности играют общественно-политические движения, на опыте которых можно проследить, каким образом в республике выражаются интересы адыгской, русской и других этнических общностей. К ним относятся такие республиканские общественные организации: Татарское общество «Дуслык», отделение организации «Союз армян России», «Азербайджанское общество "Даяг"», организация греков «Арго», Майкопское казачье общество Кубанского войскового казачьего общества, Общественное движение «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент» Республики Адыгея, которые являются диалоговыми площадками для обсуждения актуальных проблем взаимодействия органов власти и национально-культурных объединений. В частности, вопросы изучения адыгского языка, сохранения этнической идентичности и этнокультурных традиций адыгов, адаптации репатриантов и расширение диалога с общественными организациями становятся периодически ключевыми темами в рамках обсуждения взаимодействия органов власти и «Адыгэ Хасэ».
Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края и религиозная организация православный Приход Свято-Успенского кафедрального собора города Майкопа Республики Адыгея Майкопской и Адыгейской Епархии Русской Православной церкви также играют важную роль в проведении политики идентичности в регионе.
Активными субъектами политики идентичности выступают социальные медиа и средства массовой информации, наиболее известными и авторитетными среди которых являются блог «Типичная Адыгея», печатные издания «Советская Адыгея» и «Адыгэ макъ». Все большую популярность набирают такие сетевые сообщества, как: «Территория адыгов!», «Нетипичная Адыгея», «Майкоп Адыгея», «В Адыгее поймут», «Майкоп», которые население республики активно использует для обсуждения злободневных новостей и насущных проблем.
Одним из направлений проводимой в республике политики идентичности является проведение конкурсов грантов в форме субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, направленным на развитие гражданского общества. Так, в 2021 году по направлению «Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ» победителями конкурса стали проекты «В гости к адыгам» и «Добро пожаловать в Адыгею». Основной идеей первого проекта является вовлечение жителей аулов в межнациональное взаимодействие через туристическое «открытие» для других народов адыгских аулов самобытного Кошехабльского района, с созданием условий для вовлеченности молодежи и лиц старшего возраста в совместную социально и экономически полезную деятельность, трудовое наставничество и передачу культурно-бытового наследия, развитие территории2. Цель второго проекта - социально-культурная адаптация иностранных граждан, интеграция их в полиэтничный социум Адыгеи, гармонизация межнациональных отношений, профилактика проявлений экстремизма и терроризма в регионе3. По направлению «Сохранение исторической памяти» выиграл проект «Долина Мые - любить и знать свой город», направленный на сохранение исторического наследия и памяти предыдущих поколений, привлечение внимания молодежи, жителей и гостей города Майкоп к локальной истории и культуре4.
1 Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2 В гости к адыгам [Электронный ресурс] // Конкурс грантов НКО Республики Адыгея на развитие гражданского общества в 2021 году. URL: https://адыгея.гранты.рф/public/application/item?id=4efad70a-e88b-46ba-b493-8c82a1a34467 (дата обращения: 26.07.2022).
3 Добро пожаловать в Адыгею [Электронный ресурс] // Конкурс грантов НКО Республики Адыгея на развитие гражданского общества в 2021 году. URL: https://адыгея.гранты.рф/public/application/item?id=f18a078b-4187-4b30-a225-01027dec61 ec (дата обращения: 26.07.2022).
4 Долина Мые - любить и знать свой город [Электронный ресурс] // Конкурс грантов НКО Республики Адыгея на развитие гражданского общества в 2021 году. URL: https://адыгея.гранты.рф/public/applica-tion/item?id=ed13ffbb-b905-4524-8c8c-09f8c3e89c06 (дата обращения: 26.07.2022).
Как известно, основными инструментами политики идентичности являются символическая политика, политика памяти и имидж/брендинг территории. Официальная символика республики отражает важные для народов Адыгеи символы, которые утверждены вместе со статусом республики. В соответствии с Конституцией Республики Адыгея, государственными символами являются флаг, герб и гимн1.
В региональной политике идентичности очень многое зависит от представителей культуры, науки и образования, которые отражают актуальные точки роста и обеспечивают выработку наиболее эффективных инструментов развития гражданского общества. Стратегический потенциал культурной и образовательной компоненты Республики Адыгея активно используется в политике идентичности и для продвижения имиджа региона.
В Адыгее ежегодно проводятся такие мероприятия, как Межрегиональный фестиваль-конкурс казачьей культуры, Международный фестиваль адыгской (черкесской) культуры, День адыгов (черкесов), День памяти и скорби черкесского народа, День адыгского языка и письменности, День адыгского (черкесского) флага, День национального адыгского (черкесского) костюма, ежегодный горный поход, Фестиваль адыгейского сыра, Адыгский новый год (Навруз), День адыгейской тыквы, День черкесской груши, День адыгского халюжа, направленные на интеграцию народов Адыгеи на межкультурном, межэтническом и межконфессиональном уровнях.
Такие символы-идентификаторы, как мифологические герои «Нартского эпоса»; герои Великой отечественной войны Х.Б. Андрухаев, Д.Е. Нехай; политики Ш.-У. Хакурате, А.А. Джаримов, Х.М. Совмен, М.К. Кумпилов; писатели и поэты Т.М. Керашев, И.Ш. Машбаш; спортсмены Я.К. Коб-лев, М.Р. Хасанов; оружейница-ювелир А.А. Еутых играют особую роль в политике идентичности.
Проводимая в республике политика памяти является важным инструментом консолидации народов Адыгеи. День Победы занимает первое место среди всех государственных праздников -символ подвига и сплоченности многонациональной России. В 77-ю годовщину Великой Победы шествие Бессмертного полка в столице региона собрало свыше 36 тысяч человек, всего в республике к акции присоединилось около 53 тысяч человек. Кроме того, 13 мая состоялся второй Республиканский фестиваль духовых оркестров «Гимн Победы».
Как отмечено выше, одним из направлений политики идентичности является имидж/брендинг территории, который представляет собой совокупность целенаправленных действий по формированию имиджа/образа региона. На основании изучения имиджа региона в рамках гранта РФФИ «Конструирование имиджа Республики Адыгея в пространстве социальных медиа», реализованного под руководством автора данной статьи, сформулированы «основные направления совершенствования имиджа Республики Адыгея: социально-экономический блок (позиционирование социально-экономического развития республики в рамках макрорегиональных стратегий региона, улучшение инвестиционного климата, продвижение существующих и разработка новых региональных продуктовых брендов, развитие туристского кластера и повышение уровня сервиса); природно-географический блок (активное продвижение в социальных медиа природно-географических и климатических особенностей Адыгеи); социокультурный блок (интенсификация включения историко-культурного наследия Адыгеи в состав имиджевых характеристик республики - национальная культура, исторические памятники, образ столицы республики, элементы культурного пространства и др.); организационно-управленческий блок (создание профильных республиканских структур, занимающихся имиджевой политикой, и привлечение к работе квалифицированных специалистов, в том числе в области медиакоммуникаций)» (Кумпилов, 2021: 136).
Далее обратимся к результатам экспертного опроса, проведенного в мае 2022 года в Республике Адыгея с целью выявления возможных направлений взаимодействия национально-гражданской, этнической и региональной идентичностей в фокусе взаимодополняемости, совместимости и солидарности.
По предварительному плану, экспертами для участия в опросе стали представители научного сообщества столицы региона, профессионально занимающиеся изучением межэтнических и межконфессиональных проблем ^ = 14). Представление результатов в целом соответствует структуре и формату гайда полустандартизованного экспертного опроса.
Один из вопросов, который нас интересовал в ходе исследования, связан с оценкой политики идентичности в Адыгее. Большинство экспертов солидарны в том, что в республике уделяется значительное внимание политике идентичности. Это находит отражение в проведении многочисленных мероприятий, направленных на сохранение и поддержание национально-государ-
1 Закон Республики Адыгея «О государственных символах Республики Адыгея». Принят Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея № 90 от 30 мая 2007 года [Электронный ресурс] // Республики Адыгея. URL: http://www.adygheya.ru/about/symbols/ (дата обращения: 26.07.2022).
ственных основ функционирования полиэтничного социума. Республиканские власти, несомненно, уделяют внимание данному вопросу и активно работают в этом направлении. Причем целевой аудиторией являются не только представители старших поколений, но и молодежь. Это свидетельствует о том, что региональные власти нацелены на перспективу и стремятся вырастить поколение, осознающее важность самоидентификации в обществе.
Экспертами отмечено, что республиканские власти предельно «корректно, с осторожностью относятся к этому вопросу и проблемы часто решают по мере поступления». Также фиксируется, что Адыгея как полиэтничный регион переходного типа транслирует задачу по гармонизации этнической и гражданской идентичности: «в отличие от большинства республик Северного Кавказа, где этнический фактор является превалирующим во взаимоотношениях между населением и органами власти, в Адыгее выдерживается принцип золотой середины: этноидентификационные процессы поддерживаются регионом, вместе с тем, республиканские власти сохраняют баланс этнорегиональных и гражданских факторов, что в конечном итоге обеспечивает межконфессиональное и межэтническое согласие».
В то же время некоторые члены экспертного сообщества свидетельствуют о половинчатости политики региональных властей по поддержке идентичности. В частности, «политическая элита инициирует проведение образовательных, просветительских, политических мероприятий, отдельных региональных грантов, поддерживает диалог с общественными организациями, региональными политическими институтами и т. д.». Однако отмечается, что политика региона по сохранению национального языка и воспроизводству культуры народов Адыгеи в полной мере не отражает потребности населения республики.
Наконец, крайняя позиция одного из экспертов представлена мнением о том, что «политика идентичности в Адыгее в части общероссийского уровня - это исключительное продолжение политики идентичности, спускаемой "сверху", даже не продолжение, а слепок». В части региональной и национальной идентичностей - региональные государственные институты более самостоятельны и выработали определенную систему по целенаправленному воздействию на полиэтничное население (через совокупность «этнических» дат, памятников, событий, ориентированных на этническую память, через поддержку культуры). Однако «один из основных маркеров этноса - язык - включен в политику идентичности не столько слабо, сколько некачественно. Все, что рассматривается как языковая политика, делается не ради результата, а ради процесса, соответственно, и внимание уделяется ей в отчетно-дежурной форме». Продолжая данную мысль, один из представителей экспертного сообщества заявил, что «политика идентичности в Адыгее не реализуется».
На наш взгляд, политика идентичности Республики Адыгея, направленная на упрочение общероссийского гражданского самосознания и сохранение этнокультурного многообразия народов Адыгеи, создает необходимые институциональные условия для развития, с одной стороны, формальных, с другой стороны, неформальных практик межэтнического и межконфессионального взаимодействия и использования их потенциала для укрепления национально-гражданской идентичности.
На основании изложенного можно утверждать, что политика идентичности Республики Адыгея относится к активному типу, согласно типологии, представленной Е.В. Морозовой, И.В. Мирошниченко, И.С. Семененко, по мнению которых «активная политика идентичности включает в себя восприятие субъектами и местным сообществом локальной идентичности как ценности и ресурса развития, имеется стратегия и ее институциональное воплощение; политика идентичности дифференцирована по направлениям и является неотъемлемым компонентом разработки и реализации стратегии развития муниципальных образований» (Морозова и др., 2020: 68).
В настоящее время республиканскими институтами власти и гражданского общества накоплен значительный опыт выстраивания политики идентичности, опыт в упрочении межэтнического и межконфессионального взаимопонимания и согласия народов Адыгеи. Вместе с тем существенной и актуальной задачей остается дальнейшее выстраивание эффективной модели национально-гражданской идентичности в регионе.
Список источников:
Ачкасов В.А., Абалян А.И., Полякова Н.В. «Строительство регионов»: специфика российской региональной политики идентичности // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 451. С. 89-95. https://d0i.0rg/10.17223/15617793/451/12.
Кумпилов Т.М. Региональный имидж Адыгеи в стратегии социально-экономического развития республики // Гуманитарий Юга России. 2021. Т. 10. № 2. С. 130-137. https://doi.0rg/10.18522/2227-8656.2021.2.11.
Морозова Е.В., Мирошниченко И.В., Семененко И.С. Развитие сельских местных сообществ: потенциал политики идентичности // Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 56-77. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.05.
Морозова Е.В., Филиппов Д.Е. Политика идентичности на локальном уровне (на примере города Ейска) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2021. № 4. С. 91-97. https://doi.org/10.21672/1818-510X-2021-69-4-091-097.
Попова О.В. Государственная политика идентичности как теоретический конструкт и реальная практика: опыт экспертных оценок российских исследователей // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20. № 4. С. 74-91. https://doi.org/10.31429/26190567-20-4-74-91.
Семененко И.С. Политика идентичности: меняющаяся повестка дня // Символическая политика: Сборник научных трудов. Вып. 5: Политика идентичности. М., 2017. С. 21-40.
Anspach R.R. From Stigma to Identity Politics: Political Activism among the Physical Disabled and Former Mental Patients // Social Science and Medicine. Medical Psychology and Medical Sociology. 1979. № 13. C. 765-773. https://doi.org/10.1016/0271-7123(79)90123-8.
References:
Achkasov, V.A., Abalian, A.I., Poliakova, N.V. (2020) "Region-Building": The Specifics of the Russian Regional Identity Policy. Tomsk State University Journal. (451), 89-95. Available from: doi:10.17223/15617793/451/12. (In Russian)
Anspach, R.R. (1979) From Stigma to Identity Politics: Political Activism among the Physical Disabled and Former Mental Patients. Social Science and Medicine. Medical Psychology and Medical Sociology. (13), 765-773. Available from: doi:10.1016/0271 -7123(79)90123-8.
Kumpilov, T.M. (2021) Regional Image of Adygea in the Strategy of Socio-Economic Development of the Republic. Humanities of the South of Russia. (10:2), 130-137. Available from: doi:10.18522/2227-8656.2021.2.11. (In Russian)
Morozova, E.V., Miroshnichenko, I.V., Semenenko, I.S. (2020) Identity Policies in Rural Local Community Development in Russia. Polis. Political Studies. (3), 56-77. Available from: doi:10.17976/jpps/2020.03.05. (In Russian)
Morozova, E.V., Filippov, D.E. (2021) Identity Policy at Local Level (the City of Yeysk Case). The Caspian Region: Politics, Economics, Culture. (4), 91-97. Available from: doi:10.21672/1818-510X-2021-69-4-091-097. (In Russian)
Popova, O.V. (2019) Identity Policy at National Level as a Theoretical Construct and Real Practice: Expert Assessments Attempt. South Russian Journal of Social Sciences. (20:4), 74-91. Available from: doi:10.31429/26190567-20-4-74-91. (In Russian)
Semenenko, I.S. (2017) Identity politics: a changing agenda. In: Symbolic politics: A collection of scientific papers. Issue 5: Identity Politics. Moscow: INION RAS. Pp. 21-40. (In Russian)
Информация об авторе З.А. Жаде - доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права и политологии Адыгейского государственного университета, Республика Адыгея, Майкоп, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=493818.
Information about the author Z.A. Zhade - D.Phil. in Political Science, Professor, Head of Theory and History of State and Law and Political Science Department, Adyghe State University, Republic of Adygea, Maykop, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=493818.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 23.08.2022.