Региональная политика идентичности: оценки и переосмысление в условиях новой реальности
Ильинова Надежда Александровна,
д.ф.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социологии Адыгейского государственного университета E-mail: nady_i@bk.ru
Киреева Ирина Владимировна,
к.с.н., доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета E-mail: klushina@list.ru
Куква Елена Сергеевна,
к.с.н., доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета E-mail: otvs_priem@mail.ru
Шадже Асиет Юсуфовна,
д.ф.н., профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета E-mail: shadzhe@maykop.ru
В статье исследуется проблема региональной политики идентичности в условиях новых геополитических и социокультурных вызовов. Характеризуется современное социально-политическое пространство, в котором осуществляется политика идентичности, и оценивается проводимая политика идентичности в Республике Адыгея сквозь призму экспертного мнения. Руководствуясь качественными методами, определяются факторы, оказывающее влияние на региональную политику идентичности; рассматривается, что в реализации политики идентичности участвуют не только представители власти, но и СМИ, активисты общественных движений, деятели культуры, науки и образования. На примере Республики Адыгея показано использование символического ресурса в региональной политике идентичности. Анализируя новые формы работы в области этносферы, делается вывод об активизации институтов гражданского общества. Осмысливается значимость этнического фактора в проведении региональной политики идентичности. Показана перспективность междисциплинарного подхода в дальнейшем научном исследовании многоуровневой идентичности и проведении региональной политики идентичности на основе «мягкого воздействия» в управлении идентификационными процессами. Делается вывод о необходимости подчинения политики идентичности социально-экономическому развитию региона и укреплению единства Российского государства.
Ключевые слова: политика идентичности, регион, социологические методы, новые вызовы, российская национальная идентичность, консолидация, междисциплинарный подход.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобр-науки России в рамках государственного задания на НИР АГУ по проекту № FENZ-2022-0001 «Региональная политика идентичности в условиях современных геополитических и социокультурных вызовов (на примере Республики Адыгея и Краснодарского Края)».
Постановка проблемы
Современные геополитические и социокультурные вызовы оказывают негативное влияние на политику идентичности и способствуют кризису многоуровневой идентичности. Более того, некоторые государства, не желая осознать единство и хрупкость мира, намеренно создают риски и опасные ситуации для народов. И это вместо объединения ради общего будущего.
Актуализация региональной политики идентичности в мире и российском обществе обусловлена рядом факторов. В контексте рассматриваемой проблемы перечислим некоторые из них, которые способствовали активизации «идентификационных волн». Это - геополитический распад Советского Союза в 1991 г.; глобальная пандемия в 2020-2021 гг., оказавшая негативное влияние на мир и регионы, вызвав ослабление межэтнического и межнационального доверия; глобальная цифровизация без учета фактора культуры; новый глобальный миропорядок, оказавший негативное воздействие на политику идентичности на разных уровнях идентификации и др.
В условиях современных глобальных вызовов актуальными остаются вопросы сохранения и развития каждого этноса и нации, осмысления разных видов идентичности, выявления объединяющих ресурсов и направления их развития на консолидацию полиэтноконфесси-онального российского народа и укрепление единства Российского государства.
Важно отметить, что нынешняя политика идентичности проводится в условиях турбулентности, новых геополитических вызовов и социокультурных рисков. В этих условиях методы классической и неклассической науки ограничены в исследовании объектов политики и политической идентичности. Не менее важным является и то, что изменился характер исследуемых объектов в рамках политики идентичности: они представляют собой сложные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием.
Заметим, что изменилась современная методологическая ситуация в познании многоуровневой идентичности и политике идентичности. Особенностями сложившейся методологии являются применение междисци-плинарности, то есть изучение сложных систем в рамках междисциплинарной методологии и динамической теории самоорганизующихся систем в области политики и этносферы; переосмысление содержания и вектора развития политики идентичности; рассмотрение перспектив диалоговой стратегии в идентификационном пространстве России и ее регионах; обоснование возникновения новых видов идентичности: как естественных, так и искусственных и т.д.
В современной, постнеклассической науке с середины XX века обозначилась междисциплинарная методология, дающая возможность понять механизм саморазвития сложных систем: «идентичность», «многоуровневая идентичность», «общество», «политика идентичности», определив параметры порядка, которые являются основополагающими и базовыми компонентами.
Отметим, что новый смысл идентичности основан на открытости. Рассматривая идентичность, важно пом-
сз о
сг
=Е
0
1
—I
У
"О
=Е СГ
со
I_
и
см со
нить о том, что поиск и выбор своего «я» или «мы» человек вписывает в определенный контекст, имеющий подвижный характер: исторический, политический, социокультурный и т.д. Идентификация, как известно, представляет собой процесс, который осуществляется не в статичной среде, а в изменяющейся - изменяющемся мире, регионе, культуре и социуме. В этом контексте имеет место диалог идентичностей, диалог человека с представителями разных идентичностей, носителями разных культур и конфессий - разными эмпирическими единицами. Это касается и коллективных видов идентичности. Отсюда вывод: процесс самоидентификации открыт, изменчив, как и контекст, в котором он осуществляется.
Отмечая изменения в исследовании идентичности, отметим, что политика идентичности в многоэтничном регионе в условиях изменившейся реальности предъявляет новые требования к науке и практике. В связи с этим важно вспомнить методологическую оценку И.С. Семененко о том, что, «несмотря на существование определенного «междисциплинарного консенсуса» (Е.И. Филиппова) относительно идентичности, потребность в междисциплинарном подходе остается во многом нереализованной» [1].
Цель данной статьи - осмыслить политику идентичности в Республике Адыгея в условиях новой реальности в контексте междисциплинарного подхода.
Характеристика региональной политики идентичности
Под политикой идентичности понимается «совокупность ценностных ориентиров, практик и инструментов формирования и поддержания национальной (национально-государственной), гражданской и иных форм макрополитической идентичности» [2]. Политика идентичности осуществляется на разных уровнях идентичности.
Понимание сущности, роли и значимости региональной политики идентичности воспринимается неоднозначно, что подтверждается конкретными эмпирическими данными [3].
В мае 2022 года исследовательский коллектив Адыгейского государственного университета проводил в Республике Адыгея экспертный опрос представителей научного сообщества, общественности и представителей власти ^ = 14) [4]. На основании упомянутого полевого материала (анкеты экспертов) нами предпринят анализ данных и получены следующие результаты: 60% опрошенных экспертов полагают, что региональная политика идентичности в Республике Адыгея реализуется. Оценки варьируются от положительных («реализуется в полной мере», «она носит системный характер») до менее позитивных («внимание вроде бы как уделяется, но не всегда системно и профессионально», «внимание уделяется в отчетно-дежурной форме»). Отсутствие системной политики идентичности в регионе отмечают 40% экспертов. Некоторые из них обращают внимание на ее отдельные стороны. Например, проводимую в регионе языковую политику («один из основных маркеров этноса - язык - включен в политику идентичности не столько слабо, сколько некачественно»).
Говоря о региональной политике идентичности, важно понимать и те факторы, которые могут оказать на нее положительное или негативное влияние. Исходя из методологического положения о том, что Республика Адыгея - это регион, представляющий собой сложную саморазвивающуюся систему, которая нестабильна и весьма чувствительна по отношению к флуктуациям, недостаточный учет данных факторов ставит под большое сомнение возможность реализации системной, продуманной и эффективной политики идентичности.
Анализ результатов экспертного опроса позволяет выделить следующие группы факторов: социально-экономические, социокультурные, политико-правовые, информационные. Эксперты отмечают значимость данных групп факторов в формировании общероссийской идентичности. При этом важная роль отводится социокультурным и политико-правовым факторам.
Политика идентичности, проводимая от имени государства, рассредоточивается на разных уровнях власти и управления: наднациональном,региональном,локальном, и реализуется через разнообразные социальные и управленческие практики, которые используют символические ресурсы. Более того, в ряде случаев региональная политика идентичности рассматривается как вид символической политики [5]. Создание и воспроизведение символических границ, которые конструируются при помощи этнических маркеров, диакритиков (т.е. элементов культуры, отбираемых членами группы для подчеркивания своих отличий от окружающих), являются ее содержанием. Через учреждение праздников, установку памятников, политику языка и образовательную политику создается или изменяется восприятие обществом социального мира, что, несомненно, оказывает влияние на его организацию.
Для нашего исследования представляет интерес рассмотрение О. В. Рябовым трех основных направлений политики идентичности: создание «позитивной идентичности», понимаемое как формирование образа «своих» и чувства принадлежности к ним (например, образ «Родина-мать»); ослабление внутренних символических границ, в результате обеспечивается внутреннее единство (развитие дискурса российскости); укрепление внешних символических границ за счет конструируемого образа «чужих» (западный мир) [5].
В реализации политики идентичности как вида символической политики участвуют не только представители власти, но и СМИ, активисты общественных движений, деятели культуры, науки и образования. Исходя из такого подхода, обратимся к использованию символического ресурса в Республике Адыгея.
К примеру, контент-анализ постов в телеграм-канале республиканской газеты «Советская Адыгея» в октябре 2022 года показывает, что доля информации, направленной на укрепление внешних границ, составляет 62% (материалы о событиях СВО в условиях новой реальности). На втором месте - посты, формирующие позитивную идентичность через сопричастность к социокультурным достижениям республики (13,2%). И, наконец, доля информационных материалов, направленных на ослабление внутренних символических границ - 8%.
Представляется важным отметить роль некоммерческих организаций в региональной политике идентичности. В 2021-2022 гг. доля разработанных ими проектов, целью которых напрямую или косвенно является формирование идентичности, составляет 34,8% [6]. Большая часть из них направлена на развитие этнической и региональной идентичности (к примеру, «Добро пожаловать в Адыгею», «В гости к адыгам», «Межрегиональный фестиваль-конкурс казачьей культуры в Республике Адыгея», «ДоСТОяние республики», «Игры народов Адыгеи» и другие).
Говоря о месте и роли этничности в политике идентичности, обратимся к исследованию М.В. Назукиной. В типологизации институционализации этничности она выделяет следующие уровни политики идентичности: нормативный - укорененный в формальные и неформальные институты, нарративный - содержащийся в дискурсе об идентичности, и символический - реализуемый в символических атрибутах [7].
Современное состояние трех указанных уровней политики идентичности можно продемонстрировать на примере кейса по подготовке и празднованию 100-летия государственности Адыгеи.
На нарративном уровне эмпирической базой выступают официальные тематические тексты, посвященные 100-летнему юбилею государственности Республики Адыгея, опубликованные на сайтах органов региональной и федеральной исполнительной власти либо процитированные в материалах региональных СМИ [8]. Анализ данных текстов позволяет зафиксировать эмоциональный, просветительский, символический, инфраструктурный компоненты региональной политики идентичности.
Инфраструктурный компонент, который постепенно становится лейтмотивом региональной политики идентичности, отражает изменение акцентов. Например, в дискурсивных практиках развитие становится ценностью, вокруг которой можно «собирать» региональную идентичность. Мысль Д.Н. Чернышенко о том, что «рывок, заданный в рамках празднования 100-летия государственности, должен стать отправной точкой дальнейшего активного социально-экономического развития республики» [9], - практически слоган текущего момента формирования политики идентичности.
Социально-экономическое развитие региона нацелено на благоустройство, строительство социальных объектов, объектов культуры, здравоохранения, качество дорог и жилищно-коммунальных услуг. По данным Центра управления регионом, это те сферы, которые в большей степени волнуют жителей республики [10]. Решение этих проблем нацелено на формирование позитивного образа взаимодействия федерального центра и республики.
В дискурсивных практиках большое место занимают сферы туризма и спорта, вокруг которых формируются значимые смыслы, как на уровне национальном, так и региональном. Подтверждением являются тексты выступлений федеральных и региональных руководителей во время подготовки и проведения юбилейных торжеств. А планы по строительству регионального центра спортивной гимнастики и прыжков на батуте, центра велосипедного спорта вносят вклад в успешный образ республики, укрепляя основания для идентификации с ним.
Символический компонент региональной политики идентичности был активизирован с помощью разных форм: изготовление специальных почтовых марок «100 лет Республике Адыгея», почтового штемпеля спецгашения и маркировочных открыток, юбилейной медали «100-летие образования Республики Адыгея», серебряной монеты номиналом 3 рубля, логотипа к 100-летию РА, который представляет собой число 100, выполненное в виде знака бесконечности. Также в символе можно увидеть элементы республиканского флага и даты образования Адыгеи.
К символическому компоненту политики идентичности следует отнести концерт в Кремлевском дворце, проведенный совместно с Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиками, также отмечающими 100 лет со дня установления их государственности. Это событие стало, с одной стороны, символом адыгского единства - исторической общности адыгов, проживающих в трех республиках, с другой стороны, подтверждением неразрывной связи региональной и российской национальной политики идентичности.
Некоторые выводы
Проанализировав и выявив особенности политики идентичности в полиэтноконфессиональной Республике Ады-
гея, считаем возможным предложить следующие положения.
1. Политика идентичности в регионе связана с пониманием смысла самоорганизации полиэтноконфессио-нального региона, открытости и возрастающей сложности этого процесса в новых условиях, а также с совмещением разных видов идентичностей. В результате проводимой политики идентичности в Республике Адыгея идентификационные процессы осуществляются по принципу взаимодополнения этнической, региональной, национальной и религиозной идентичностей.
В региональной политике идентичности важное место занимает этнический компонент, который сплетается с государственным, взаимообогащая друг друга, фиксирует региональные «границы».
2. В реализации политики идентичности участвуют не только представители власти, но и СМИ, активисты общественных движений, деятели культуры, науки и образования. Значимым показателем политики идентичности в регионе является активное использование символического ресурса Адыгеи.
3. В региональной политике идентичности имеет место неразрывная связь региональной и российской национальной идентичности. Поэтому есть основание считать, что усиление политики идентичности, основанной на гибком совмещении управления с самоорганизацией региона, будет способствовать как развитию региона, так и укреплению единства Российского государства, а также пониманию смысла этого единства, выявлению новых ресурсов многоуровневой идентичности. В научном исследовании этих вопросов перспективным представляется руководство междисциплинарным подходом, а в политике - нелинейным мышлением и политическим диалогом, подчинив политику идентичности развитию страны и региона.
Литература
1. Семененко И.С. Категория идентичности в социальных науках: понятие, когнитивный потенциал, приоритеты исследований // Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / Отв. ред. И.С. Семененко / ИМЭМО РАН. - М., 2017. - С. 22.
2. Семененко И.С. Политика идентичности // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. - М., Т. 1, 2012. - С. 164-165.
3. Назукина М.В. Институционализация этничности в политике идентичности российских республик: концептуальный анализ. - Полис. Политические исследования. - 2020. - № 3. - С. 78-92; Nazukina M. Institutionalization of ethnicity in regional identity: model of Republic of Altai // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS2019. - Volume LXXVI. - No: 327. - Pages: 2442-2448.
4. Из архива полевых материалов (базы данных) З.А. Жаде.
5. Рябов О.В. Политика идентичности и символический границы // Символическая политика: Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед.; Отдел полит. науки / Ред. кол.: Малино-ва О.Ю., гл. ред. и др. - М., 2017. - С. 41-61.
6. Данные получены на основании анализа проектов, размещенных на сайте Конкурс грантов НКО Республики Адыгея на развитие гражданского общества в 2021 году (xn-80af5akm8c.xn - p1 ai).
7. Назукина М.В. Институционализация этничности в политике идентичности российских республик:
сз о
сг
=Е
0
1
—I
У
"О
=Е СГ
Keywords: identity politics, region, sociological methods, new challenges, Russian national identity, consolidation, interdisciplinary approach.
References
1. Semenenko I.S. Identity category in social sciences: concept, cognitive potential, research priorities // Identity: Personality, Society, Politics. Encyclopedic Edition / Ed. I.S. Semenenko / IMEMO RAS. - M., 2017. - P. 22.
2. Semenenko I.S. Identity politics // Political Identity and Identity Politics: in 2 v. - M., V. 1, 2012. - P. 164-165.
3. Nazukina M.V. Institutionalization of ethnicity in identity politics of Russian republics: conceptual analysis. - Policy. Political Studies. - 2020. - No. 3. - P. 78-92; Nazukina M. Institu-tionalization of ethnicity in regional identity: model of Republic of Altai // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS2019. - Volume LXXVI. - No: 327. - Pages: 2442-2448.
4. From the archive of field materials (database) of Z.A. Zhade.
5. Ryabov O.V. Identity politics and symbolic boundaries // Symbolic Politics: Proc. /RAN INION. Center Social Scientific-Information Research; Department of Political Science / Ed.: O. Yu. Malinova, et al. - M., 2017. - P. 41-61.
6. The data were obtained on the basis of an analysis of projects posted on the website of the Competition of NKO Grants of the Adyghea Republic for the Development of Civil Society in 2021 (xn-80af5akm8c.xn - p1ai).
7. Nazukina M.V. Institutionalization of ethnicity in identity politics of Russian republics: conceptual analysis // Policy. Political studies. - 2020. - No. 3. - P. 83.
8. Presidential Decree of October 16, 2017 "On the Celebration of the 100th Anniversary of the Formation of the Adyghea Republic" [Electronic Resource] - Access Mode: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71687344/\.
9. Dmitry Chernyshenko and Murat Kumpilov discussed the celebration of the 100th anniversary of the Adyghea statehood: http://government.ru/news/46253/#.
10. Region Control Center Data [Electronic Resource] - Access Mode: @tsur _ 01.
£2
u
CM
CM
CM
CO
z
176
концептуальный анализ // Полис. Политические исследования. - 2020. - № 3. - С. 83.
8. Указ Президента от 16 октября 2017 г. «О праздновании 100-летия образования Республики Адыгея» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71687344/\.
9. Дмитрий Чернышенко и Мурат Кумпилов обсудили проведение празднования 100-летия государственности Адыгеи: http://government.ru/news/46253/#.
10. Данные Центра управления регионом [Электронный ресурс] - Режим доступа: @tsur_01.
REGIONAL IDENTITY POLITICS: ASSESSMENTS AND RETHINKING IN THE NEW REALITY
Ilyinova N.A., Kireeva I.V., Kukva E.S., Shadzhe A.Y.
Adyghe State University
The paper explores the issue of regional identity politics amid new geopolitical and sociocultural challenges. The authors describe the modern sociopolitical space in which identity policy is implemented, and assess the ongoing identity politics in the Adyghea Republic through the prism of expert opinion. Guided by qualitative methods, the authors determine factors that influence regional identity politics; consider that not only representatives of the authorities, but also the media, activists of social movements, cultural, scientific and educational figures participate in the implementation of identity politics. The example of the Adyghea Republic shows the use of a symbolic resource in regional identity politics. Based on the analysis of new forms of work in the field of ethnosphere, it is concluded that civil society institutions are activated. The publication interprets the significance of the ethnic factor in the implementation of regional identity politics. The perspective of the interdisciplinary approach is shown in the further scientific study of multi-level identity and the implementation of regional identity policy basing on "soft impact" in the management of identification processes. It is concluded that it is necessary to subordinate identity politics to the socioeconomic development of the region and strengthen the unity of the Russian state.