Республика Бурятия
Владимир ХАМУТАЕВ
ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (на материалах Республики Бурятия)
В условиях развала советской системы управления в Бурятии были осуществлены меры по повышению её статуса, объявлен суверенитет. Но правовое декларирование новых полномочий, не обеспеченное экономически, в результате осуществления административной реформы подверглось пересмотру. Тем не менее проблема этноразвития, являвшаяся сутью национального движения бурят, остаётся актуальной.
In conditions of collapse of Soviet system the problem of ethno-national development of the Republic of Buryatia was actualized. But in 2000s the political declaration of new authorities without any economical maintenance was utterly reconsidered. Nevertheless the problem of ethno-development of native population is still very actual.
Ключевые слова:
суверенитет, национальное возрождение, самоопределение, национально-государственное строительство; sovereignty, national revival, self-determination, national-state building.
Идея равноправия народов и их права на самоопределение, реформирования национально-государственного устройства России на основе этнофедерализма была сформирована ещё до 1917 г. и в разных вариантах вынашивалась передовой интеллигенцией. В условиях ленинского этапа национально-государственного строительства идея нашла своё воплощение в образовании федеративного социалистического государства, в котором многие народы России осуществили право на самоопределение в разных формах автономий: союзных и автономных республик, автономных областей и округов, национальных районов, коммун, сельсоветов и т.д. В период сталинской узурпации власти происходит постепенная, но последовательная трансформация стратегии и тактики в национальном вопросе, когда федерализм, права на самоопределение народов и их национальных субъектов были превращены в формальность. Жёсткая централизация Советского государства, сыграв важную роль для победы в войне 1941—1945 гг., за несколько десятилетий стала причиной кризисных явлений во всех сферах общества и государства. Провал соревнования в «холодной войне» с Западом, глубокое отставание в научно-техническом прогрессе и экономическом развитии от капиталистических держав усугубили протестные настроения широких масс населения во всём социалистическом лагере против идеологии и практики коммунизма, «диктата Кремля» и реанимировали национальный вопрос, идею этнофедерализма.
Попытка модернизации национально-государственного устройства Советского Союза на основе справедливого решения национального вопроса и разграничения сфер ведения и полномочий центра и национальных субъектов вступила в явное противоречие с реальной национальной политикой существующего режима, только декларирующей право республик и народов на самоопределение политического статуса. Распад подобного образования был объективен и неминуем. ГКЧП лишь поставила точку в агонии не реформируемой страны.
В 1980-х — первой половине 1990-х гг., под влиянием происходивших в Восточной Европе, СССР и РСФСР процессов модернизации общества, начинается подъём общественно-политической активности и национального движения в Бурятии и национальных округах, где на первый план выходит национальный вопрос.
ХАМУТАЕВ Владимир Андреевич — к.и.н, старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
В результате Верховный Совет Бурятской АССР провозглашает государственный суверенитет, что означало верховенство Конституции и законодательства республики вне делегированных центру полномочий. При этом особенностью Декларации, в отличие от большинства других республик, являлась её скромная этническая составляющая: Бурятия объявлялась многонациональным государством, созданным добровольно объединившимися в нём народами. В этом явно проявилась ситуация национального меньшинства титульной нации. В 1992 г. Республика Бурятия подписала, совместно с другими субъектами России, Федеративный договор. Тем самым началось формирование федеративного государства, и Республика Бурятия вступила в этап национально-государственного переустройства в суверенное государство в составе федерации и выстраивания конституционно-договорных отношений с центром.
Первый этап современного национального движения бурят, удачно совпавший с тем же этапом национально-государственного строительства в республике, формально завершился принятием в 1994 г. новой Конституции, закрепившей качественное изменение её правового статуса.
1994—1999 гг. — второй этап национально-демократического движения в республике и округах и продолжение национально-федеративного строительства. Он характеризуется принятием необходимых законов, обеспечивающих качественное состояние государственности Бурятии. Так, в 1995 г. республикой заключён Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Бурятии, подписан ряд межправительственных соглашений, создавших важные предпосылки для создания реального федерализма, установления договорных отношений.
Третий этап национального движения (1999—2000-е гг.) характеризовался спадом этнополитической мобилизованности бурят, обусловленным дальнейшим укреплением исполнительной ветви власти в республике, сменой этнополитического курса федерального центра, усталостью и разочарованием широких масс в результатах демократических реформ. В условиях смены приоритетов во внутренней федеративной и национальной политике,
подъёма активности доминирующего электората и его формирований бурятское национальное движение теряет свои завоевания. Оно входит в фазу поиска новых форм и методов возрождения. Определённый подъем национального движения бурят наблюдался в связи с попытками должностных лиц изменить статус бурятских автономных округов как субъектов федерации.
Содержание национального движения бурят на всех этапах оставалось неизменным: решение проблемы духовного возрождения и консолидации этноса через принятие и осуществление территориальной, политической, культурной реабилитации расчленённого народа. Эта идеология решения национального вопроса ясно прослеживается в деятельности всех акторов этнополитического движения — бурятских политических формирований, коллективов бурятских учёных и, в некоторой степени, органов государственной власти бурятских субъектов Российской Федерации. При этом непоследовательная политика бюрократии явилась одной из причин неисполнения бурятских этнопо-литических проектов, призванных решить национальный вопрос.
Кроме того, национальное движение бурятского народа также характеризовалась отсутствием последовательности и организованности в достижении реального политического результата. Так, если политические формирования бурят настойчиво артикулировали территориальное воссоединение расколотого этноса как основное средство выживания, сохранения и дальнейшего возрождения нации, то национальная бюрократия зачастую выступала с идеей культурной реабилитации, что на практике было равносильно отказу от решения национального вопроса.
Основными причинами национальных проблем в Бурятии являются демографическая ситуация (снижение в 1937/38 — 1989 гг. удельного веса бурят примерно на две трети), экстенсивное развитие экономики в интересах союзных монополий и ВПК, а также историко-политический контекст (репрессии 1930-40-х гг., раздел единой нации и её государственности на 5 частей). В этих условиях решение национальных бурятских проблем единения и консолидации, самосознания, языка, культуры, государственности усложняется воздействием внешнего фактора, обуслов-
ленного активным вмешательством политики, в частности центра, его политических формирований этноцентристской ориентации, а также противодействием местных аналогичных формирований мажоритарной группы.
Решающее воздействие на спад национального движения и девальвацию национального вопроса в Бурятии оказала смена этнополитического курса государства, обнаружившаяся в 1999/2000 гг. с началом так называемой «административной реформы». Усиление административных методов в проведении нового курса, основными чертами которого явились «укрепление вертикали исполнительной власти», образование федеральных округов, губернизация ряда областей и упразднение автономных округов, изменило в целом эт-нополитическую картину всей России и, в частности, Восточной Сибири, где бурятские автономные округа ныне объединены с соседними областями. В деполитизации бурятских автономий ключевую роль сыграл фактор активного вмешательства администрации президента и его представительства в Сибирском федеральном округе, а также Иркутской обл.
Бурятское национальное демократическое движение, развернувшееся ещё в условиях перестройки, на рубеже XX— XXI вв., сегодня переживает явный кризис. При этом трансформация идей федерализма в ходе национально-федеративного строительства состоялась не столько по причине осуществления конкретной концепции политического руководства, сколько в результате ставки на этнополитические ориентиры и установки массового созна-ния1. В значительной степени сами субъекты национальной политики и национально-государственных реформ — «малые» народы вследствие неразвитости политико-правового сознания, принципов гражданского общества, а то и незавершённости нациообразующих процессов, к тому же деформированных мощным влиянием политики, оказались не способными теоретически обосновать альтернативные доктрины, а этнополитические силы — оказать достойное идеологическое сопротивление проектам унификации национально-государственной модели устройства страны.
1 Аманжолова Д.А. Историография национальной политики // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. — М., 1995, №2, стр. 148.
Логика же модернизации современных государств и обществ, в основе которой — федерализация, автономизация и муль-тикультурализм, обусловленные стремлением народов к равноправию и свободе, демократии и национальному прогрессу, неотвратимо диктует безальтернативность этнофедерализма как единственного бесконфликтного механизма решения национального вопроса в таком огромном, полиэтничном и поликонфессиональном образовании, как Россия.
Таким образом, национальный вопрос в Бурятии в 1980-2000-х гг., сформулированный бурятскими национально-демократическими организациями, учёными, кандидатами в органы власти и другими политическими акторами как проблема оптимизации взаимоотношений бурятского народа и его государственности с органами власти на основе обеспечения условий для всестороннего национального прогресса, подвергся трансформационному воздействию со стороны общества, власти и активных оппонентов бурятского национального движения. Сложившиеся новые политико-экономические подсистемы в рамках единой государственной системы управления сформировали общественные тенденции и настроения, не способствующие решению проблем этнонационального прогресса народов, в т.ч. бурятского. Однако кризис национальной демократии, как и в целом демократии в Бурятии, обусловленный комплексом объективных и субъективных причин, следует рассматривать лишь как временной цикл в непрерывном общественно-политическом процессе многосоставного российского общества, ищущего оптимальные пути, формы и методы этносоциального обустройства России.
Национальное движение бурятского народа России в целом сохраняет позитивную тенденцию развития национальной государственности, самобытности, уникальной восточной культуры и демократии. Наложение общемирового вектора устремления народов к равноправию, этнофедерализму и национальному прогрессу, необратимое в условиях расширения международного сотрудничества и демократизации, на соответствующий политический процесс в нашей стране объективно вызовет новый цикл подъёма национально-демократического возрождения народов.