Д. Г. Янченко
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В ОТНОШЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОКРАИН ИМПЕРИИ:
НАЛОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И АРЕНДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЛЬШЕ И ЗАПАДНОМ КРАЕ1
Проблема отмены устаревших правовых норм, сохранявшихся на национальных окраинах Российской империи, была одной из ключевых для российской бюрократии середины XIX — начала XX в. Созыв избираемых законодательных учреждений снимал с правительства и императора часть ответственности за проводимые изменения и их последствия. Финансовые законопроекты, касавшиеся налогообложения и имущественных прав на национальных окраинах России, прежде чем были приняты, тщательно анализировались в комиссиях Думы. Таковыми, к примеру, были законопроекты о реформе чиншевых прав, о пересмотре положения о налогах с недвижимых иму-ществ в городах, посадах и местечках.
В декабре 1907 г. в Третью Думу было внесено законодательное предложение 35 депутатов об упразднении в Белоруссии остатков чиншевого владения и чиншевого права, а также модифицированного из него городского и местечкового долгового арендного владения. Права чиншевиков не были законодательно определены, несмотря на многочисленные попытки. В годы революции депутаты Западного края соединили решение финансовых и аграрных вопросов с национальным. В апреле 1908 г. Дума поручила комиссии о чиншевом праве рассмотреть этот проект, распространив его на все местности империи, где встречалось чиншевое право.
Попыткой урегулирования чиншевого вопроса следует считать рассмотрение Думой правительственного законопроекта «О праве застройки». В проект был введен ряд новых положений, определявших права и обязанности собственника и нанимателя недвижимого имущества по договорам, заключенным до дня обнародования закона о праве застройки. По сути это была долгосрочная аренда. Думская редакция распространяла право застройки на все существовавшие арендные правоотношения, к которым относился в том числе «вечный чинш». Трудовая группа в общем собрании Думы внесла поправку, чтобы право застройки распространялось не только на города, но и на ряд южных сельских местностей России. Это было сделано для облегчения положения так называемых «иногородних» среди казаков. Таким образом, изначальная цель — улучшить положение арендаторов западных губерний империи, была расширена Думой, но изменения не встретили поддержки Государственного совета [1, с. 33-34]. Имущественные преференции остались у землевладельцев. 23 июня 1912 г. законопроект был подписан царем.
Важным мероприятием, затрагивавшим имущественные права жителей Западного края, был пересмотр положения о налогах с недвижимости в городах, посадах
1 Статья подготовлена при поддержке проекта «Комплексные историко-региональные исследования» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (мероприятие 1.4). Государственный контракт № 14.740.11.0993.
© Д. Г. Янченко, 2011
и местечках империи. Особые сборы с недвижимых имуществ в Царстве Польском имели наибольшее финансовое значение. Только существовавшая в городах Царства Польского подымная подать составляла около 3 млн руб. [2, стб. 2005-2006]. Законом 3 июня 1902 г. взамен подымной подати с домов и особого сбора с городских сельскохозяйственных угодий в Царстве Польском были установлены подомовый налог и дворский поземельный налог. Подомовым налогом, в размере 10% с чистой доходности (в других частях империи подомовый налог взимался с оценочной стоимости), были обложены здания и не застроенные земельные участки, служащие для промышленных или торговых целей, огороды, сады и пустопорожние места. Угодья сельскохозяйственного назначения были привлечены к платежу дворского поземельного налога. Добавочный сбор в пользу городов составлял 25% оклада поземельного налога. Поступления от налога по отчетам государственного контроля с 1895 по 1904 г. выросли почти в 2 раза: с 7 млн 736 тыс. до 14 млн руб. Законом 28 марта 1905 г. налог с недвижимых имуществ для всей Европейской России и Кавказа был повышен на одну треть (33%).
Русский подомовый налог в качестве государственного сбора возник лишь в 1863 г. как замена подушной подати. Сумма, исключенная вследствие этого из государственных доходов, была разложена на всех владельцев недвижимости в городах. Губернское земское собрание, а там, где земские учреждения не были введены, как в западных губерниях и Польше, губернский распорядительный комитет распределяли сумму налога между разными городскими поселениями. При этом руководствовались сведениями о количестве и ценности городской недвижимости, поступавшими с мест. После появления законодательных учреждений правительство установило практику обсуждения и утверждения налога депутатами один раз в три года. В бюджетах 1908 и 1909 гг. была заложена цифра в 19 млн руб.
С созывом законодательных учреждений правительство планировало заняться пересмотром системы городских налогов. Основной целью преобразования стала замена раскладочной системы взимания налога — окладной, т. е. осуществился переход от обложения по стоимости городского недвижимого имущества к обложению в процентном отношении к доходности. Внесенные Думой изменения коснулись: 1) территориального применения нового Положения (Дума распространила его действие на все губернии Царства Польского), 2) определения чистой доходности и размера налога и 3) изменения состава учреждений по взиманию налога. Одобренный Государственным советом законопроект «О государственном налоге с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках, за исключением посадов губерний Царства Польского» был утвержден 6 июня 1910 г. [3].
Именно финансовая комиссия Думы, где были сильны позиции либеральных фракций, предложила распространить действие закона на Польшу, избавив от нового налога посады и местечки и понизив существовавшее 10-процентное обложение до 6-процентного, как предполагалось для центральных губерний. Периодичность обложения, а также то, что при взимании налога на фабриках учитывались только строения, а не оборудование, вероятно, должны были обеспечить либералам симпатии польских фабрикантов.
Правительство, в свою очередь, опираясь на думскую фракцию националистов, было готово на увеличение налогообложения национальных окраин и прежде всего польских губерний. В ноябре 1909 г., выступая перед общим собранием, депутат от на-
ционалистов С. Н. Алексеев доказывал, что остальные части Европейской России уплачивали в казну больше, чем получали в качестве инвестиций [4, стб. 2376].
Противники реформирования налогообложения имуществ в Думе смотрели на Польшу и Западный край как на несправедливо «польгоченную» окраину единой страны, которая, в принципе, должна быть финансовым донором российских регионов. Они считали, что 6-процентное обложение, которое планировали ввести в русских губерниях, будет тяжелее для городского населения, чем 10-процентное обложение в Польше. То, что экономически Польша была более привлекательной для инвестирования, в расчет тогда не принималось.
Источники и литература
1. Ефремов И. Н. Отчет избирателям о деятельности в качестве члена III Государственной Думы. 1907-1912 г. Ч. 1-3. СПб.: Типогр. В. Ф. Киршбаума, 1911. 350 с.
2. Государственная дума. Третий созыв. Стеногр. отчет. Сессия первая. Ч. 1. СПб.: Государственная типогр., 1908. [Без указ. стр.].
3. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Т. 30. № 33673. Собрание узаконений. 1910. 3 июля. Отд. I. Ст. 1199.
4. Государственная дума. Третий созыв. Стеногр. отчет. Сессия третья. Ч. 1. СПб.: Государственная типогр., 1910. [Без указ. стр.].
Статья поступила в редакцию 9 июня 2011 г.