Научная статья на тему 'Политика государственной Думы в отношении национальных окраин империи: налоговые вопросы и арендные отношения в Польше и Западном крае'

Политика государственной Думы в отношении национальных окраин империи: налоговые вопросы и арендные отношения в Польше и Западном крае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ / ЗАПАДНЫЙ КРАЙ / НЕДВИЖИМОСТЬ / ЧИНШ / POLISH KINGDOM / WESTERN REGION / REAL ESTATE / CZYNSZ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Янченко Денис Геннадьевич

В статье рассматриваются попытки модернизации арендного права, а также реформы налогообложения западных национальных окраин империи в начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The policy of the State Duma on the borderlands of the empire: tax issues and leasing arrangements in Poland and the Western Region

The article deals with attempts to modernize the lease rights, and reform of the taxation of national western outskirts of the empire at the beginning of XX century.

Текст научной работы на тему «Политика государственной Думы в отношении национальных окраин империи: налоговые вопросы и арендные отношения в Польше и Западном крае»

Д. Г. Янченко

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В ОТНОШЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОКРАИН ИМПЕРИИ:

НАЛОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И АРЕНДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЛЬШЕ И ЗАПАДНОМ КРАЕ1

Проблема отмены устаревших правовых норм, сохранявшихся на национальных окраинах Российской империи, была одной из ключевых для российской бюрократии середины XIX — начала XX в. Созыв избираемых законодательных учреждений снимал с правительства и императора часть ответственности за проводимые изменения и их последствия. Финансовые законопроекты, касавшиеся налогообложения и имущественных прав на национальных окраинах России, прежде чем были приняты, тщательно анализировались в комиссиях Думы. Таковыми, к примеру, были законопроекты о реформе чиншевых прав, о пересмотре положения о налогах с недвижимых иму-ществ в городах, посадах и местечках.

В декабре 1907 г. в Третью Думу было внесено законодательное предложение 35 депутатов об упразднении в Белоруссии остатков чиншевого владения и чиншевого права, а также модифицированного из него городского и местечкового долгового арендного владения. Права чиншевиков не были законодательно определены, несмотря на многочисленные попытки. В годы революции депутаты Западного края соединили решение финансовых и аграрных вопросов с национальным. В апреле 1908 г. Дума поручила комиссии о чиншевом праве рассмотреть этот проект, распространив его на все местности империи, где встречалось чиншевое право.

Попыткой урегулирования чиншевого вопроса следует считать рассмотрение Думой правительственного законопроекта «О праве застройки». В проект был введен ряд новых положений, определявших права и обязанности собственника и нанимателя недвижимого имущества по договорам, заключенным до дня обнародования закона о праве застройки. По сути это была долгосрочная аренда. Думская редакция распространяла право застройки на все существовавшие арендные правоотношения, к которым относился в том числе «вечный чинш». Трудовая группа в общем собрании Думы внесла поправку, чтобы право застройки распространялось не только на города, но и на ряд южных сельских местностей России. Это было сделано для облегчения положения так называемых «иногородних» среди казаков. Таким образом, изначальная цель — улучшить положение арендаторов западных губерний империи, была расширена Думой, но изменения не встретили поддержки Государственного совета [1, с. 33-34]. Имущественные преференции остались у землевладельцев. 23 июня 1912 г. законопроект был подписан царем.

Важным мероприятием, затрагивавшим имущественные права жителей Западного края, был пересмотр положения о налогах с недвижимости в городах, посадах

1 Статья подготовлена при поддержке проекта «Комплексные историко-региональные исследования» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (мероприятие 1.4). Государственный контракт № 14.740.11.0993.

© Д. Г. Янченко, 2011

и местечках империи. Особые сборы с недвижимых имуществ в Царстве Польском имели наибольшее финансовое значение. Только существовавшая в городах Царства Польского подымная подать составляла около 3 млн руб. [2, стб. 2005-2006]. Законом 3 июня 1902 г. взамен подымной подати с домов и особого сбора с городских сельскохозяйственных угодий в Царстве Польском были установлены подомовый налог и дворский поземельный налог. Подомовым налогом, в размере 10% с чистой доходности (в других частях империи подомовый налог взимался с оценочной стоимости), были обложены здания и не застроенные земельные участки, служащие для промышленных или торговых целей, огороды, сады и пустопорожние места. Угодья сельскохозяйственного назначения были привлечены к платежу дворского поземельного налога. Добавочный сбор в пользу городов составлял 25% оклада поземельного налога. Поступления от налога по отчетам государственного контроля с 1895 по 1904 г. выросли почти в 2 раза: с 7 млн 736 тыс. до 14 млн руб. Законом 28 марта 1905 г. налог с недвижимых имуществ для всей Европейской России и Кавказа был повышен на одну треть (33%).

Русский подомовый налог в качестве государственного сбора возник лишь в 1863 г. как замена подушной подати. Сумма, исключенная вследствие этого из государственных доходов, была разложена на всех владельцев недвижимости в городах. Губернское земское собрание, а там, где земские учреждения не были введены, как в западных губерниях и Польше, губернский распорядительный комитет распределяли сумму налога между разными городскими поселениями. При этом руководствовались сведениями о количестве и ценности городской недвижимости, поступавшими с мест. После появления законодательных учреждений правительство установило практику обсуждения и утверждения налога депутатами один раз в три года. В бюджетах 1908 и 1909 гг. была заложена цифра в 19 млн руб.

С созывом законодательных учреждений правительство планировало заняться пересмотром системы городских налогов. Основной целью преобразования стала замена раскладочной системы взимания налога — окладной, т. е. осуществился переход от обложения по стоимости городского недвижимого имущества к обложению в процентном отношении к доходности. Внесенные Думой изменения коснулись: 1) территориального применения нового Положения (Дума распространила его действие на все губернии Царства Польского), 2) определения чистой доходности и размера налога и 3) изменения состава учреждений по взиманию налога. Одобренный Государственным советом законопроект «О государственном налоге с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках, за исключением посадов губерний Царства Польского» был утвержден 6 июня 1910 г. [3].

Именно финансовая комиссия Думы, где были сильны позиции либеральных фракций, предложила распространить действие закона на Польшу, избавив от нового налога посады и местечки и понизив существовавшее 10-процентное обложение до 6-процентного, как предполагалось для центральных губерний. Периодичность обложения, а также то, что при взимании налога на фабриках учитывались только строения, а не оборудование, вероятно, должны были обеспечить либералам симпатии польских фабрикантов.

Правительство, в свою очередь, опираясь на думскую фракцию националистов, было готово на увеличение налогообложения национальных окраин и прежде всего польских губерний. В ноябре 1909 г., выступая перед общим собранием, депутат от на-

ционалистов С. Н. Алексеев доказывал, что остальные части Европейской России уплачивали в казну больше, чем получали в качестве инвестиций [4, стб. 2376].

Противники реформирования налогообложения имуществ в Думе смотрели на Польшу и Западный край как на несправедливо «польгоченную» окраину единой страны, которая, в принципе, должна быть финансовым донором российских регионов. Они считали, что 6-процентное обложение, которое планировали ввести в русских губерниях, будет тяжелее для городского населения, чем 10-процентное обложение в Польше. То, что экономически Польша была более привлекательной для инвестирования, в расчет тогда не принималось.

Источники и литература

1. Ефремов И. Н. Отчет избирателям о деятельности в качестве члена III Государственной Думы. 1907-1912 г. Ч. 1-3. СПб.: Типогр. В. Ф. Киршбаума, 1911. 350 с.

2. Государственная дума. Третий созыв. Стеногр. отчет. Сессия первая. Ч. 1. СПб.: Государственная типогр., 1908. [Без указ. стр.].

3. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Т. 30. № 33673. Собрание узаконений. 1910. 3 июля. Отд. I. Ст. 1199.

4. Государственная дума. Третий созыв. Стеногр. отчет. Сессия третья. Ч. 1. СПб.: Государственная типогр., 1910. [Без указ. стр.].

Статья поступила в редакцию 9 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.