Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ТУРЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ТУРЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
169
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Турция / Европейский Союз / валютный союз / Анкарское соглашение / Европейская комиссия / структуры ЕС / Turkey / European Union / monetary union / Ankara Agreement / European Commission / EU structures

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козлов А.Р.

В работе показан анализ развития отношений ЕС и Турции с основания ЕЭС. Турецкая республика является кандидатом на вступление в Европейский Союз с 1999 года, однако на текущий момент вопрос о вступлении Турции в ЕС является одним из самых проблематичных. В последние годы напряженность в отношениях между Европейским Союзом и Турцией постепенно растет. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно заявлял, что Евросоюз не намерен принимать Турецкую Республику в свой состав и о том, что «демократия в Турции находится на более высоком уровне, чем в некоторых странах Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF THE EUROPEAN UNION TOWARDS TURKEY: HISTORICAL ASPECT

The work shows an analysis of the development of relations between the EU and Turkey since the founding of the EEC. The Republic of Turkey has been a candidate for accession to the European Union since 1999, but at the moment the question of Turkey's accession to the EU is one of the most problematic. In recent years, tensions between the European Union and Turkey have been gradually increasing. Turkish President Recep Tayyip Erdogan has repeatedly stated that the European Union does not intend to accept the Republic of Turkey into its membership and that “democracy in Turkey is at a higher level than in some European countries.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ТУРЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 327

Козлов А.Р.

магистрант

Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург, Россия)

ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ТУРЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация: в работе показан анализ развития отношений ЕС и Турции с основания ЕЭС. Турецкая республика является кандидатом на вступление в Европейский Союз с 1999 года, однако на текущий момент вопрос о вступлении Турции в ЕС является одним из самых проблематичных. В последние годы напряженность в отношениях между Европейским Союзом и Турцией постепенно растет. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно заявлял, что Евросоюз не намерен принимать Турецкую Республику в свой состав и о том, что «демократия в Турции находится на более высоком уровне, чем в некоторых странах Европы.

Ключевые слова: Турция, Европейский Союз, валютный союз, Анкарское соглашение, Европейская комиссия, структуры ЕС.

ПОДХОД ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ТУРЦИИ

В конце 1950-х годов экономическое развитие Турции характеризовалось следующим образом: слаборазвитая инфраструктура, низкая рентабельность промышленности, дефицит платежного баланса страны, высокий уровень безработицы, быстрое увеличение численности населения. В 1959 Турция подала заявку на подписание «Соглашения об ассоциации» и, несмотря на принятие ЕЭС данного запроса, было понятно, что текущее экономическое развитие государство ставило под вопрос дальнейшую интеграцию с Общим рынком.

Сельское хозяйство было крупнейшим сектором турецкой экономики в то время, поэтому включение этого сектора в сферу приоритетов Римского

договора привлекало Турцию. С другой стороны, ЕЭС было заинтересовано в партнерстве с Турцией, как в источнике важных товаров для европейской экономики, а именно: руды хрома, марганца и меди, турецкий хлопок, табак и другая сельскохозяйственная продукция, а также турецкая рабочая сила, которая активно привлекалась в 1950-е годы, из-за чего в немецком языке возник термин, распространившийся по всему миру «Gastarbeiter» (гость рабочий).

Сам процесс переговоров об ассоциации с Турцией был достаточно проблематичным, первый этап переговоров закончился пожеланием Турции «поэтапно образовывать таможенный союз с Общим рынком». Второй этап в 1960 году закончился разногласиями внутри ЕЭС, так как Европейская комиссия негативно отнеслась в варианту соглашения с Турцией, в котором ЕЭС брал на себя значительные экономические обязательства. Также, некоторые страны Европы отвергали «европейскую принадлежность» Турции к Европе.

Ситуация существенно осложнилась после военного переворота в Турции в 1960 году, который привел фактически к переходу от демократии к режиму диктатуры и сопровождался массовыми репрессиями, ограничением прав и свобод. В результате переговоры были заморожены, а в 1961 году военное правительство адресовало странам ЕЭС меморандум, в котором требовало заключение соглашения с Турцией, включающего республику в Общий рынок, какое было подписано с Грецией. Внутри самого ЕЭС продолжались разногласия на тему, какую форму должно принять сотрудничество Турции и Сообщества. Правительство ФРГ и Нидерландов выступали за таможенный союз, в то время как Италия и Франция предпочитали ограниченное торговое соглашение на фоне возможной большей конкурентоспособности некоторых турецких товаров.

Однако в сентябре 1963 года было подписано «Анкарское соглашение об учреждении ассоциации между Турцией и Европейскими Сообществами», а также финансовый протокол, по котором Европейский инвестиционный банк выделял 175 миллионов Экю под три процента годовых на турецкое экономическое развитие [1]. Подписание соглашения стало возможным на фоне повышения закупок пшеницы и растущему спросу европейцев на рабочую силу.

Несмотря на тот факт, что целью соглашения было постоянное укрепление экономических отношений между двумя сторонами, полноправное членство в ЕЭС для Турции казалось маловероятным. Согласно статье 2.3 Анкарского соглашения, было выделено три этапа интеграции Анкары в ЕЭС: подготовительный (в течении пяти лет необходимо укрепление экономики, которая должна быть приближена к стандартам ЕЭС), переходный (сближение экономической и налоговой политики ЕЭС и Турции через поэтапное снижение пошлин и равнозначных налогов и сборов) и завершающий (создание таможенного союза и координация экономической политики) [10]. В 1967 году, после определенного успеха в подготовительном этапе, Турецкая Республика подала заявку на перевод отношений на следующий этап и в 1970 годы в Брюсселе был подписан Дополнительный протокол для уточнения сроков и условий реализации переходного этапа [9]. Согласно протоколу, свободное перемещение рабочих должно было быть реализовано с 1976 по 1986 год, а полное освобождение от таможенных пошлин произойти через четыре года.

Однако данный этап прошел через трудности в политической и экономической сферах. Вследствие националистических идей и антизападной позиции ряда партий в Республике, в Турции была основана правительственная коалиция, выступающая против положений Дополнительного протокола. Коалиция видела в этом протоколе попытку «христианского клуба» диктовать правила Турции.

В начале 1970х годов, в результате нефтяного кризиса и роста безработицы в Европейских Сообществах, были приостановлены импорт турецких товаров, въезд рабочих, а также был введен визовый режим в отношении турецких граждан. Однако уже в 1976 году Европарламент приветствовал начало переговоров между Турцией и Грецией по вопросам открытия воздушного пространства над Эгейским морем и демилитаризацией континентального шельфа. Европейский парламент также призвал к расширению экономического сотрудничества с Турцией.

Делая вывод ко второму этапу, необходимо отметить, что он успешно выполнялся, пока не произошел спад в европейских и турецкой экономиках. Правительство Турции в 1976 году остановила выполнение своих обязательство по снижению таможенных пошлин, а также реформу налогообложения. В итоге, ЕЭС ввел ограничения на турецкий текстиль. Попытки урегулировать возникшие противоречия между сторонами на переговорах провалились, что в 1978 привело к отказу Турцией выполнять положения Дополнительного протокола.

После переворота в Турции в 1980 году процесс интеграции был остановлен, возникла проблема прав и свобод человека в Республике. Европарламент принял резолюцию, которая призывала Турцию к восстановлению демократии в течении двух месяцев, в то время как европейские социалисты выступали за приостановление действия Соглашения об ассоциации с Турцией. Греция, которая уже вступала в ЕЭС, использовала право вето, выступая против выполнения Соглашения с Турцией из-за нарушения прав человека.

В 1986 году на заседании Совета по ассоциации Турции с ЕЭС ряд западноевропейских и северных стран отозвали обвинения в адрес Республики по вопросу нарушения прав и свобод человека, однако право на свободное передвижение турецкой рабочей силы одобрено не было, из-за опасения большого притока рабочих. Турция, в свою очередь, не следовала графику ликвидации ограничений и пошлин, согласно Дополнительному протоколу. Однако уже в 1988 были снижены тарифы для 30% товаров, пошлины на которые должны были быть сняты еще в 1985 году, и на 10% для товаров, которые должны были быть без пошлин к 1995 году. Затем Турция провела очередное снижение пошлин в 1989 году, приблизив их к стандартам Сообщества. В 1987 году Турция подала официальную заявку на вступления в Европейские Сообщества: ЕОУС, Евроатом и ЕЭС. Из-за неготовности Сообществ к турецкой заявке, ЕЭС не смогла отреагировать сразу, из-за чего отчет Еврокомиссии составлялся 30 месяцев.

В 1989 году Комиссия ЕЭС предоставила мнение о вступлении Турции в Сообщество, в котором было отражено нежелательное вступление любой страны до 1993 года, а также тот факт, что экономическое развитие Турции и политическая ситуация не убедили Комиссию в способности государства преодолеть сложности процесса присоединения к Сообществу. На основании рекомендации, был принят перечь необходимых мероприятий для сотрудничества с Турцией, а именно образование таможенного союза в 1995 году, развитие сотрудничества в промышленности, культуре, политике и технологической сфере.

Таким образом, необходимо отметить, что период до подписания Маастрихтского договора в отношениях Турции и Европейских Сообществ был достаточно проблематичным. В результате рекомендаций Комиссии, Турция не была принята в Сообщество, но и не была отвергнута. Несмотря на положительные движения в переговорах между сторонами, многие внутри Сообществ высказывали мысли, что в среднесрочной перспективе Турция вряд ли присоединится к ЕЭС.

В 1990-е годы произошла смена курса с экономического сотрудничества с Турцией на проблемы демократии в государстве, так как европейские государства и Турецкая республика по-разному смотрели на эти проблемы. Турция исходила из мышления холодной войны, что касается репрессий в отношении курдов и представителей левых партий. В результате создалась неопределённая ситуация статуса Турции. Основными проблемами в 1990-х годах являлись [1]:

- большой разрыв социально-экономического развития сторон,

- фактор политической нестабильности в Турции (несколько военных переворотов в период с 1960 по 1990 годы),

- не вовлеченность Турции в международные проблемы,

- конкуренция на вступление в ЕС со стороны более развитых государств.

Главным аргументов Турции во вступлении ЕС был тот факт, что

Республика дольше других кандидатов вела переговоры с Европейскими

Сообществами, а также достижения в экономике, интегрированность государства в структуры западных стран (НАТО, ЗЭС). В 1992 году на саммите Европейского Совета в Лиссабоне была отмечена особо важная роль Турецкой Республики в Европе, а также подчеркнута необходимость развития сотрудничества между двумя сторонами. В 1992 году была достигнута договорённость о завершении процесса создания таможенного союза ЕС и Турция к 1995 году. В свою очередь, Европейская комиссия утвердила директивы о формировании таможенного союза, а Европейский парламент одобрил завершение создания союза, при том, что ЕС должен мониторить ситуацию с правами человека в Турецкой республике. В связи с чем, Еврокомиссия была обязана регулярно представлять отчеты на эту тему. 6 марта 1995 года на заседании Совета по ассоциации между Европейским Союзом и Турцией было подписано соглашение об установлении режима таможенного союза по торговле промышленными товарами. Подписание соглашения завершило переходный этап интеграции Турции.

Прогресс в развитии отношений Анкары и Брюсселя актуализировал вопрос о вступлении Турции в Европейский Союз. На заседании Совета по ассоциации в октябре 1995 года ЕС гарантировал Турции, что диалог об интеграции будет продолжен, что предусматривало проведение ежегодных встреч премьер-министра Турции с председателем Еврокомиссии и Европейского Совета, встречи министров иностранных дел, предоставление Турецкой Республике информации о результатах заседаний Европейского Совета и Политического комитета, выборочное предоставление Турции документов ОВПБ [1].

В результате, Турция не имела возможности влиять на решения руководящих органов ЕС, но была обязана выполнять их для изменения национального законодательства.

В конце 1990-х годов остро встала проблема прав человека в Турции. Европарламент неоднократно осуждал действия турецкого правительства по правам человека и террора. Ситуацию также осложнял спор Турции и Греции по

островам в Эгейском море, что приводило к вето Греции по вопросам предоставления Турции финансовой помощи. Также, Европейский Совет призывал турецкое правительство решить проблему Кипра, в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. Но несмотря на противоречия в ряде вопросов, Еврокомиссия подтверждала право Анкары на вступление в Европейский Союз.

В то же время Турция была исключена из процесса расширения Евросоюза Европейской Комиссией в 1997 году в документе «Повестка дня 2000 г.». Несмотря на то, что в данном документе было отражено, что таможенный союз функционирует прекрасно, выполняя свои функции, проблема с правами человека в Республике осталось достаточно острой. В документе подчеркнуто, что текущая ситуация по правам человека далека от стандартов Европейского Союза, а также подчеркивалась необходимость проведения политических и экономических реформ в Турции для решения проблема с правами человека, в частности, со случаями смертной казни и репрессиями в адрес населения, курдская проблема и проблема Кипра. Европейский Союз настаивал на том, что Турция приняла ответственность за кипрскую проблема и решила проблему на востоке страны с курдами. Европейский Совет напомнил правительству Анкары, что интеграция будет возможна только в случае подтверждения приверженности Турции ценностям Евросоюза в вопросах демократии, прав и свободен человека и других, что требует от турецкого правительства проведения политических и экономических реформ.

Правительство Турецкой Республики чувствовало себя ущемленными и дискредитированными после принятия заявки Кипра на вступление в Европейский Союз. По мнению правительства страны, Турция выполняет все условия для успешной интеграции, основываясь на подходе Европейской Комиссии, в то время как сталкивается с дискриминацией стран Европы по сравнению с другими кандидатами в ЕС.

В ответ на стратегию ЕС в отношения Турции, Анкара опубликовала собственный документ «Стратегия развития взаимоотношений между Турцией и

ЕС - предложения Турции». Данный документ был составлен на основе рекомендаций Европейской Комиссии.

В 1998 году президентов Турции был представлен документов, в котором подчеркивалось желание правительства страны признать Турецкую Республику страной-кандидатом на вступление в Европейский Союз наравне с другими кандидатами. В 1999 году началось сближение Турции и Греции, так как конфликт в Косово показал, что Анкара способна на сотрудничество с Афинами, также конфликт определил роль Турции в европейской системе безопасности. После землетрясения в Турции 1999 года Европейский Союз выделил примерно два миллиона евро гуманитарной помощи, а затем была достигнута договорённость о выделении еще 30 миллионов евро на восстановление инфраструктуры государства.

Саммит в Хельсинки подчеркнул положительные изменения в политической сфере Турции, а также желание турецкого правительства проводить реформы для достижения «Копенгагенских критериев», было принято единогласное решение о предоставлении Турецкой Республике статуса страны-кандидата. Однако проблема прав человека осталась по-прежнему актуальной. По мнению ЕС Турции было необходимо привести права и свободы человека в соответствии с Копенгагенскими критериями, а также решить территориальный спор с Грецией.

Основными проблемами, которые мешали вступлению Турции в ЕС в начале 2000-х годов были турецкие вооруженные силы на Северном Кипре, проблема курдов, проблема соблюдения прав человека, признание геноцида армян в начале XX века.

В 2002 году Турция и Еврокомиссия подписали «Рамочное соглашение, учреждающее основные принципы участия Турции в программах Сообщества». В том же году, парламент Турции принял пакет законов, целью которых было привести законодательство Республики в соответствие с Копенгагенскими критериями. Была отменена смертная казнь в мирное время, отмена наказаний за критику государственных учреждений и ВС Турции, смягчение ограничений на

массовые демонстрации, расширение прав меньшинств, в частности немусульманских [1].

В декабре 2004 года Европарламент одобрил резолюции по вопросу вступления Турции в Европейский союз. В данной резолюции подчеркивалась необходимость примирении Турции с армянским народом путём признания геноцида армян и открытия границ с Арменией, организация свободы вероисповедания, отмена пыток в турецких тюрьмах, прекращение нарушений прав курдских меньшинств. На саммите в Брюсселе Европейский Союз принял решение, что Турецкая Республика достаточно соответствует Копенгагенским критериям для начала процесса переговоров о вступлении Анкары в Европейский Союз. Помимо требований, перечисленных в резолюции Европарламента, от Турции требовалось также длительный переходный период присоединения к зоне евро, ограничения на передвижения турецких граждан в рамках ЕС, уравнивание в правах этнических и религиозных меньшинств, снижении роли армии в политике государства.

В 2006 году состоялся первый этап переговоров о турецкой интеграции в Люксембурге. Было отмечено, что Турции необходимо привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами и, что переговоры могут быть прекращены в случае невыполнения взятых Турцией обязательств или серьезных нарушений прав человека.

С 2009 года в Турецкой Республике действует специальное министерство, которое занимается переговорами об интеграции с Европейским Союзом. Однако внутри ЕС существуют определенные разногласия по поводу вступления Турции в состав Союза. Так, с одной стороны Франция опасается большого влияния Анкары на Европу и требует от неё признания факта геноцида армян, в другой стороны, Великобритания заявляла, что вступление Турции будет выгодным для всех стран Европы.

В 2012 году Европейская комиссия опубликовала доклад о результатах реформ Турции, где была особо выделена необходимость решения курдской проблемы, так как она является одной из главных проблем турецкой демократии.

Миграционный кризис Европейского Союза «оживил» отношения и процесс переговоров о вступлении Турции в ЕС. Однако в то же время, Анкара начала увеличивать своё влияние на Ближнем Востоке, например действия Турции в Ливии, Сирии. Поддержка население на вступление государства в Евросоюз с каждым годом становится всё меньше. В 2016 году был подписан договор между ЕС и Турцией о приеме беженцев, которые были высланы из Европейского Союза. Брюссель гарантировал Анкаре материальную помощь для содержания мигрантов (в размере примерно шести миллиардов евро), а также если Турция будет выполнять условия соглашения, то будет рассмотрен безвизовый режим и активизация переговоров по евроинтеграции.

Договор принес определенный успех в решении проблемы мигрантов: если в 2016 году поток мигрантов с Турции составил 860 тысяч человек, то за первую половину 2019 года всего 11 тысяч.

Однако отношения между сторонами начали портиться из-за политики Турции на Ближнем Востоке. Так, в связи с проведением Анкары военной операции в Сирии, президент Франции заявил о «смерти мозга Альянса», что вызывало негативную ответную реакции со стороны президента Турции Эрдогана: «Господин Макрон, я говорю вам в Турции и скажу в НАТО: сначала проверьте вашу собственную голову на предмет смерти мозга».

Также необходимо отметить, что в 2017 году в Турецкой Республике состоялся конституционный референдум за предоставление президенту Турции новых полномочий и внесении 18 поправок в Конституцию. Это привело к формированию в Турции президентской республики, в которой президент уполномочен назначать министров, вице-президентов и других чиновников, а пост премьер-министр был упразднён. Проведенные реформы существенно снизили уровень демократизации государства.

В 2020 году возник кризис в отношениях между Европейским Союзом и Турцией, вызванный политикой Анкары на Ближнем Востоке, а также вмешательством в Нагорном Карабахе. Жозеп Боррель заявлял, что «Анкара не выбрала позитивный путь в отношения с ЕС, провокации и агрессивная политика

турецкого правительства являются неприемлемыми» [13]. Подобный кризис возник из-за политики правительства Турции, которая предпочитает использование метода силы в решении тех или иных проблем. В то же время, Европейский Парламент заявил в 2021 году, что отношения между сторонами достигли исторического минимума. По мнению депутатов Европарламента, Европейскому Союзу следует прекратить переговоры о вступлении Турции в ЕС, если Анкара не изменит своего поведения.

В последние годы демократия и соблюдение прав человека в Турции ставится под вопрос Еврокомиссией, которая отмечает отсутствие независимости судов в государстве и гиперцентрализация власти в президенте Республики.

В то же время, экономическое сотрудничество между Турцией и Европейским Союзом продолжает развиваться. Правительство Турции высказывало идеи «расширения ЕС до границ России», чтобы восстановить «дух единства в Европе» и обеспечить необходимый уровень безопасности. На текущий момент переговоры Турции и Европейского Союза находятся в тупике. Главный противник Эрдогана на выборах 2023 года уже заявлял, что в случае победы, сделает всё необходимое для членства страны в Европейском Союза.

Таким образом, характеризуя подход Европейского Союза по отношению к Турции, необходимо отметить, что подход Брюсселя строится на необходимости соблюдением Анкарой прав и свобод человека, поддержанием демократии и демократических ценностей, решением проблем меньшинств, в частности курдов, признанием ответственности Турции за Северный Кипр и геноцид армян. В динамике подхода можно выделить два периода: с 1960-х годов до 1990-х (в начале подчеркивалась необходимость определённого экономического развития государства и демократия общества) и с 1990-х по настоящее время (необходимость поддержания прав и свобод человека, демократия общества, соблюдение верховенства права и приведение законодательства Турции к стандартам ЕС). В последние годы Европейский Союз не меняет подход, так как Еврокомиссией регулярно отмечаются

нарушения прав и свобод человека в Турции, снижение демократизации государства, нарушение прав меньшинств и агрессивная политика Анкары, что ставит под угрозу возможное членство страны в ЕС.

Позиция Европейского Совета заключается в том, что Турецкой Республике необходимо использовать все свои ресурсы и средства для разрешения конфликта на Кипре. Европейский Совет в своих заключениях отмечал, что приветствует прогресс, достигнутый турецким правительством в процессе экономических и политических реформ, а также ожидает, что Турция продолжит намеченный курс. Однако в то же время, Европейский Совет подчеркивает взволнованность в вопросах пыток в тюрьмах, снижению демократизации страны и высоким влиянием армии на политику государства. Это включается в себя политику Турции в Нагорном Карабахе, Сирии, Ливии, а также нерешенный Курдский вопрос. Европейский Совет исходит из позиции, что необходимо поддерживать дружеские отношения с соседними странами для решения территориальных споров в соответствии с Уставом ООН.

В свою очередь, Европейский парламент в последние годы принимает резолюции, которые осуждают действия Турции по тому или иному поводу. В основном, резолюции связаны с нарушением прав человека в Республике. Так, в 2021 году была принята резолюция, которая «решительно осуждает» требование Конституционного суда Турции распустить Демократическую партию Народов, а также осуждает отстранение выбранных мэров с должностей на основании «сомнительных доказательств». Кроме того, Европарламент заявляет, что прогресс в любой позитивной повестке дня, которая может быть предложена Турции, должен зависеть от улучшения ситуации с гражданскими правами и правами человека и верховенством закона в стране, включая права женщин, свободу вероисповедания и права этнических меньшинств [12]. Также, в 2022 году была опубликована резолюция, которые осуждает решение правительства Эрдогана о пожизненном заключении Османа Кавале, которого признали виновным в попытке свержения правительства. После разбирательства Совета Европы и решения Европейского суда по правам человека о невиновности

Кавале, правительство Турции отказалось пересмотреть решение [11]. Таким образом, позиция Европейского Парламента заключается в том, что Турецкая Республика не выполняет взятые на себя обязательства в сфере политических реформ и не соответствует демократическим ценностям Европейского Союза, в связи с чем Европарламент призывает правительство Турции продолжить курс реформ, а также осуждает «авторитарные» меры, принимаемые президентом Эрдоганом.

В свою очередь, Европейский Парламент основывается на заключениях Европейской Комиссии, которая в своих отчетах фиксирует многочисленные факты нарушения прав человека в Турции. Так, в 2021 году Европейская Комиссия заявила, что турецкое правительство продолжает отдаляться от ЕС и переговоры о дальнейшей интеграции Турции в Евросоюз зашли в тупик. По данным Европейской Комиссии, Анкара не соответствует требованиям ЕС в вопросах демократии, прав и свобод человека, верховенства права. Таким образом, позиция Еврокомиссии соответствует позиции Европарламента.

Верховный представитель Европейского Союза Жозеп Боррель придерживается позиции, которую занимает Европейская Комиссия и Европейский Парламент, заявляя, что Турции необходимо кардинально пересмотреть свою позицию по вопросам демократии, если правительство Анкары намерено продолжать переговоры об интеграции с Европейским Союзом. В дальнейшем, когда Турция отказалась присоединяться к антироссийским санкциям Европейского Союза, Боррель выразил обеспокоенность, что укрепление партнёрства России и Турции идет в разрез с политикой Европейского Союза. К тому же, таможенный союз создал условия для беспошлинной торговли и отказ турецкого правительства от санкций в адрес Российской Федерации, могут помочь России обойти санкции при поддержке Турции.

Таким образом, характеризуя позицию основных институтов и должностных лиц Европейского Союза, стоит отметить, что в целом, позиции схожи. Все институты и должностные лица подчеркивают взволнованность

ситуацией в Турции, связанной с правами человека, демократией, правом и призывают Турецкое правительство принять меры для решения возникших проблем. Согласно заключениям институтов Европейского Союза, Турецкая Республика все больше отдаляется от Европейского Союза. Уровень демократии, верховенства права, права и свободы человека далеко не соответствуют стандартам и критериям Европейского Союза, которые необходимы для продолжения переговоров о европейской интеграции Турции.

Необходимо отметить, что отношения между Европейским Союзом и Турцией носят достаточно напряженный характер. Несмотря на желание турецкого правительства интегрироваться с Европейским Союзом, Турция сменила курс реформ на противоположный. На сегодня Анкара не соответствует необходимым для вступления в Европейский Союз критериям и не выполняет обязательства по проведению политических и экономических реформ. К тому же, в последнее время фиксируется возросшее количество фактов насилия, репрессий и дискриминации национальных и религиозных меньшинств в Турции, что вызывает обеспокоенность в Европейском Союзе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кудряшова Ю.С. Турция и Европейский Союз: история, проблемы и перспективы взаимодействия / Ю.С. Кудряшова. - Москва. - 2010. - 364 с.

2. Маврина Ю.В. Европейский вектор Турецкой внешней политики / Ю.В. Маврина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Международные отношения. - 2019г. - № 3. - С. 61-67

3. Сайт Европейского Парламента [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.europarl.europa.eu/portal/en, свободный. Дата обращения 04.11.2023.

4. Сайт Европейского Союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://european-union.europa.eu/index_ru, свободный. Дата обращения 04.11.2023.

5. Сайт Европейской Комиссии [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://commission.europa.eu/index_en, свободный. Дата обращения 04.11.2023.

6. Сайт Совета Европейского Союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.consilium.europa.eu/en/, свободный. Дата обращения 04.11.2023.

7. Сериков А.В., Венцель С.В. Современные геополитические перспективы Турции в Европейском союзе / А.В. Сериков, С.В. Венцель // Caucasian Science Bridge. - 2018. - С. 1-13.

8. Шумилин А.И. Евросоюз-Турция: Конфликтное партнёрство / А.И. Шумилин // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2020. -№5. - С. 1-9.

9. Additional protocol [Internet resource]: 1977. - Free access from the Internet. Access mode: https://web.archive.org/web/20150824061323/http://www.abgs.gov.tr/files/AB_Iliski leri/tur_en_realitons/protocol_1977.pdf. Date of application 04.11.2023.

10. Ankara agreement [Internet resource]: Agreement Establishing an Association Between the European Economic Community and Turkey (Signed at Ankara, 1 September 1963). - Free access from the Internet. Access mode: https://web.archive.org/web/20131023110232/http://www.abgs.gov.tr/index.php?p=1 17&l=2. Date of application 04.11.2023.

11. European Parliament resolution of 5 May 2022 on the case of Osman Kavala in Turkey [Internet resource]: European Parliament. - 2022. - Free access from the Internet. - Access mode: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2022-0199_EN.html. Date of application 04.11.2023.

12. European Parliament resolution of 8 July 2021 on the repression of the opposition in Turkey, specifically the Peoples' Democratic Party (HDP) (2021/2788(RSP)) [Internet resource]: European Parliament. - 2021. - Free access from the Internet. - Access mode: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2021-0360_EN.html. Date of application 04.11.2023.

13. Remarks by President Charles Michel after the video conference of the members of the European Council on 29 October 2020. ECEU, 30.10.2020. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2020/10/30/remarks-by-president-charles-michel-after-the-video-conference-of-the-members-of-the-european-council-on-29-october-2020/. Date of application 04.11.2023.

Kozlov A.R.

St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia)

POLICY OF THE EUROPEAN UNION TOWARDS TURKEY: HISTORICAL ASPECT

Abstract: the work shows an analysis of the development of relations between the EU and Turkey since the founding of the EEC. The Republic of Turkey has been a candidate for accession to the European Union since 1999, but at the moment the question of Turkey's accession to the EU is one of the most problematic. In recent years, tensions between the European Union and Turkey have been gradually increasing. Turkish President Recep Tayyip Erdogan has repeatedly stated that the European Union does not intend to accept the Republic of Turkey into its membership and that "democracy in Turkey is at a higher level than in some European countries.

Keywords: Turkey, European Union, monetary union, Ankara Agreement, European Commission, EU structures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.