Научная статья на тему 'Поддержка Великобританией процесса вступления Турции в Европейский союз (1997-2004)'

Поддержка Великобританией процесса вступления Турции в Европейский союз (1997-2004) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
190
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / UNITED KINGDOM / ТУРЦИЯ / TURKEY / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EUROPEAN INTEGRATION / РАСШИРЕНИЕ ЕС / ENLARGEMENT OF THE EU / ОВПБ ЕС / CFSP EU

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Загуляев А. Ф.

В статье рассматривается поддержка британским правительством под руководством премьер-министра Тони Блэра намерения Турции вступить в Евросоюз в период от Люксембургского саммита ЕС 1997 г. до обозначения даты начала переговоров о вступлении Турции на Брюссельском саммите 2004 г. В качестве причин называются геополитическое значение Турции для системы ОВПБ ЕС, возможность изменения баланса голосов в Совете Европейского Союза, видение Евросоюза как глобалистского, а не цивилизационного проекта, влияние интересов США в Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNITED KINGDOM SUPPORT FOR TURKEY’S ACCESSION TO THE EUROPEAN UNION (1997-2004)

The article tackles the support of Tony Blair’s Government of Turkey’s intention to join the European Union in the period from the Luxembourg EU summit of 1997 to Brussels EU summit of 2004. The reasons for the support referred to: the geopolitical importance of Turkey for the system Common Foreign and Security Policy of the EU, Blair’s vision of the European Union as a globalist project and the influence of US interests in Europe and the possibility of changing the balance of votes in the Council of the European Union.

Текст научной работы на тему «Поддержка Великобританией процесса вступления Турции в Европейский союз (1997-2004)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 327

А. Ф. Загуляев

аспирант кафедры теории и истории международных отношений ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]

ПОДДЕРЖКА ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ ПРОЦЕССА ВСТУПЛЕНИЯ ТУРЦИИ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

(1997-2004)

В статье рассматривается поддержка британским правительством под руководством премьер-министра Тони Блэра намерения Турции вступить в Евросоюз в период от Люксембургского саммита ЕС 1997 г. до обозначения даты начала переговоров о вступлении Турции на Брюссельском саммите 2004 г. В качестве причин называются геополитическое значение Турции для системы ОВПБ ЕС, возможность изменения баланса голосов в Совете Европейского Союза, видение Евросоюза как глобалистского, а не цивилизацион-ного проекта, влияние интересов США в Европе.

Ключевые слова: Великобритания; Турция; Европейский Союз; Европейская интеграция; расширение ЕС; ОВПБ ЕС.

Zaguljaev A. F.

Postgraduate Student, Department of Theory and History of International Relations, Institute of International Relations and Social and Political Science, MSLU; e-mail: [email protected]

THE UNITED KINGDOM SUPPORT FOR TURKEY'S ACCESSION TO THE EUROPEAN UNION (1997-2004)

The article tackles the support of Tony Blair's Government of Turkey's intention to join the European Union in the period from the Luxembourg EU summit of 1997 to Brussels EU summit of 2004. The reasons for the support referred to: the geopolitical importance of Turkey for the system Common Foreign and Security Policy of the EU, Blair's vision of the European Union as a globalist project and the influence of US interests in Europe and the possibility of changing the balance of votes in the Council of the European Union.

Key words: United Kingdom; Turkey; European Union; European Integration; Enlargement of the EU; CFSP EU.

Поддержка вступления Турции в Евросоюз была одной из важных составляющих позиции Великобритании по вопросу о расширении ЕС в период нахождения у власти лейбористов под руководством премьер-министра Тони Блэра (1997-2007). В настоящее время, несмотря на то, что в Великобритании после референдума 23 июля 2016 г. был запущен процесс выхода страны из ЕС, а отношения ЕС -Турция переживают период существенного охлаждения, обращение к событиям недавнего прошлого может быть полезно для прогнозирования двусторонних отношений этих стран, их отношений с ЕС, понимания их взаимных интересов и внешнеполитической стратегии.

Геополитическое значение Турции как форпоста НАТО увязывалось правительством лейбористов с восприятием европейской политики безопасности в контексте отношений ЕС-НАТО [1, с. 222-223]. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский определял геополитическое значение Турции так: «Турция стабилизирует регион Черного моря, контролирует доступ из него в Средиземное море, уравновешивает Россию на Кавказе, все еще остается противоядием от мусульманского фундаментализма и служит южным якорем НАТО» [2, с. 27-28]. «Турция не входит в состав Содружества наций, но она - региональный лидер, претендующий на статус тяжеловеса во всем мусульманском мире, - отмечается в монографии "Дилеммы Британии. Поиск путей развития", подготовленной Институтом Европы РАН. - Поэтому отношениям с Анкарой в Лондоне придают большое значение» [3, с. 369].

Важен фактор пресловутых «особых отношений США», активно поддерживавших вступление Турции в Евросоюз [4, с. 79]. В период обсуждения статуса Турции как страны-кандидата на саммитах ЕС 1997 и 1999 гг. Т. Блэр неоднократно согласовывал позицию Великобритании с президентом США Биллом Клинтоном.

Содействуя Турции, Великобритания также решала тактическую задачу внутри ЕС: использовать расширение Союза для того, чтобы оттянуть углубление интеграции и передачу Брюсселю все новых полномочий. В случае успеха этого процесса, второй по численности населения, после Германии, страной Евросоюза стала бы страна мусульманская, в значительной степени отличающаяся от государств старой Европы своей политической культурой, соблюдением прав человека и демократических свобод. Даже несмотря на то, что перед вступлением в ЕС были бы проведены реформы для приведения

Турции в соответствие копенгагенским критериям 1993 г. в политике, экономике и законодательстве, работа по ее дальнейшей интеграции растянулась бы на многие годы1.

Вступившая в силу с 1 ноября 2004 г. на основании Ниццско-го договора система принятия решения в совете ЕС квалифицированным большинством открыла дополнительные возможности для британско-турецкого альянса внутри ЕС. Ранее у Великобритании не было крупного союзника, способного вместе с ней нейтрализовать связку Германия-Франция, часто действующую во время голосований. Благодаря большому населению Турция получила бы в совете ЕС 29 голосов. Тогда вместе с Великобританией, также имеющей 29 голосов, Турция уравновесила бы Германию (29 голосов) и Францию (29 голосов). Вместе с традиционно голосующими солидарно с ней Нидерландами и странами Северной Европы, привлекая на свою сторону страны Восточной Европы, Великобритания смогла бы если не гарантированно получать большинство, то по крайней мере оказывать куда более серьезное влияние на принятие решений.

Вхождение в ЕС страны, 96 % населения которой исповедует Ислам [15], стало бы прецедентом, ставящим вопрос о необходимости ревизии понимания христианства как одной из основ цивилизаци-онной идентичности стран Союза. Идентичность, более важная для консерваторов, христианских демократов и правых партий, левоцентристам (в том числе лейбористам в Великобритании) представлялась наследием прошлого, важным, но отчасти отжившим в эпоху глобализации, определенно не довлеющим над будущими путями развития единой Европы и определенно менее важным, по сравнению с водворением в Европе «мира и процветания».

Т. Блэру принятие Турции в ЕС виделось как часть новой фазы развития Союза, теперь направленного не только на утверждение собственной структуры, механизмов принятия решений, экономической интеграции, а прежде всего на поиск своего места в новом мире эпохи глобализации. Мире, в котором ЕС ощущает необходимость влиять путем эскпорта своих политических ценностей на процессы,

1 По данным Международного валютного фонда, население Турции составило 66,85 млн в 2004 г., когда начались переговоры о вхождении в состав ЕС Турции, ранее страны-кандидата. Население Великобритании в 2004 г. составило 59,99 млн чел., Франции - 62,7 млн чел., Германии -82,5 млн чел. - Прим. авт.

происходящие в различных частях земного шара, в том числе Азии и Африки [5]. В программной речи о будущем ЕС, произнесенной в Варшаве в 2003 г., Т. Блэр утверждал: «В первые пятьдесят лет своего существования (объединяющаяся. - А. З.). Европа была ориентирована по преимуществу внутрь себя. Она создавала новые институты и развивала экономическую интеграцию, которые дали бы видимый эффект состояния мирной Европы. Но теперь она принимает более сильный и всеобъемлющий вызов: развернуться вовне себя - вызов глобализации» [18].

Турция являлась ассоциированным членом ЕЭС и его предшественников с 1964 г. и подала заявку на вступление в ЕЭС 14 апреля 1987 г., а 20 декабря 1989 г. Комиссия европейских сообществ опубликовала отрицательное мнение о заявке Турции на вступление в сообщество [11]. Турции рекомендовалось увеличить возможности политического плюрализма и улучшить соблюдение прав человека. Отрицательная реакция была во многом следствием противодействия Греции и сохранением проблемы статуса северного Кипра, занятого турецкими войсками. Тем не менее сотрудничество между Турцией и ЕЭС развивалось: в 1993 г. было подтверждено ее намерение вступить в таможенный союз, а в марте 1995 г. подписано соглашение о таможенном союзе ЕЭС с Турцией [13], вступившее в силу в декабре того же года.

Вопрос о рассмотрении заявки Турции вновь встал во время подготовки ко встрече Европейского совета в Люксембурге, назначенной на декабрь 1997 г. Во время предварительного обсуждения вопроса о расширении ЕС рассматривались несколько вариантов развития отношений с Турцией: полностью исключить Турцию из процесса расширения ЕС (Германия и Греция); включить Турцию в процесс расширения ЕС; придать Турции особый статус без обозначения перспектив дальнейшего присоединения к ЕС; придать Турции особый статус; обозначить перспективу присоединения, но не указывать сроков (позиция Великобритании, Франции, Италии и ряда других стран).

9 декабря 1997 г., накануне саммита государств и правительств стран ЕС в Люксембурге, премьер-министр Турции Месут Йылмаз встретился в Лондоне с Т. Блэром, подтвердившим намерение Великобритании содействовать получению Турцией статуса страны-кандидата [6, с. 119]. В ходе самого саммита 12-13 декабря было решено, что в перспективе Турция вступить в ЕС сможет, но сроки оговорены не были: будущее отношений ЕС-Турция увязывалось

с ходом реформ в этой стране. Турции было предложено участвовать в работе Европейской конференции, первое заседание которой должно было состояться в Лондоне в марте 1998 г. (с подачи Великобритании). Тем не менее, в отличие от стран ЦВЕ и Кипра, Турция не была названа страной-кандидатом в члены ЕС, несмотря на усилия Великобритании. Турецкое руководство и общественность восприняли итоги саммита с большим разочарованием.

После саммита британский посол в Турции Дэвид Логан заверил премьер-министра М. Йылмаза, что в следующем году, став президентом в ЕС, его страна будет активно работать над возобновлением переговоров о статусе Турции как кандидата в страны-члены ЕС [6, с. 120].

И действительно, 14 января 1998 г., обращаясь к Европарламенту, министр иностранных дел Великобритании Робин Кук призвал включить Турцию в процесс расширения ЕС. На встрече с Б. Клинтоном во время саммита Большой восьмерки в мае 1998 г. Т. Блэр вновь подтвердил, что будет прилагать все усилия в поддержке Турции. В июне того же года Великобритания способствовала продвижению интересов Турции на саммите Евросовета в Кардиффе (июль 1998 г.), на котором было решено, что Еврокомиссия подготовит доклад по соответствию Турции копенагенским критериям и составит «Европейскую стратегию для Турции», предусматривающую принятие ею правовых стандартов ЕС и распространение условий Таможенного союза на секторы услуг и сельского хозяйства. В частности, Т. Блэр лично, а Б. Клинтон по телефону убеждали премьер-министра Греции Костаса Симитиса согласиться на включение Турции в список стран-кандидатов [6, с. 120]. Правда, безуспешно.

Статус страны-кандидата Турция получила в декабре 1999 г. на саммите ЕС в Хельсинки. Саммит постановил, что Турция является страной-кандидатом на присоединение к Союзу на основе тех же критериев, которые применяются в отношении других стран-кандидатов.

Хотя в марте 2001 г. Еврокомиссия приняла «Документ о партнерстве на время процесса вхождения», содержащий программу реформ в Турции, а Анкара разработала «Общую стратегию Национальной программы» и три пакета конституционных реформ (2001-2002), сроки начала переговоров о вхождении Турции в ЕС оставались не определены.

В декабре 2002 г. во время встречи Совета Европейского Союза в Копенгагене Т. Блэр призвал европейские страны определить четкие сроки начала переговоров о вступлении Турции в ЕС, назвав эти переговоры «исторической возможностью» [8]. Британский премьер-министр ссылался на необходимость таким образом продемонстрировать поддержку демократическим рыночным реформам в Турции.

Президент Франции Жак Ширак и канцлер Германии Герхард Шредер подобного энтузиазма не выказывали, хотя именно после переговоров с ними премьер-министр Турции Абдулла Гюль и лидер победившей на турецких выборах в ноябре 2002 г. Партии справедливости и развития Реджеп Тайип Эрдоган сообщили, что дата начала переговоров установлена. Было определено, что к декабрю 2004 г. Еврокомиссией должен быть подготовлен доклад о соответствии Турции копенганенским критериям 1993 г. о вступлении страны в ЕС. Если выводы доклада Еврокомиссии будут положительными, то переговоры можно будет начать.

Турецкая сторона не скрывала свое разочарование: А. Гюль и Р. Т. Эрдоган рассчитывали на меньший срок подготовки доклада и, как следствие, возможность быстрее приступить к переговорам. Премьер-министр Турции отметил, что решение затягивается не из-за проблемы турецкой части Кипра или противодействия Греции, а по преимуществу из-за предубеждения общественного мнения во Франции и Германии против вступления в ЕС мусульманской страны.

Т. Блэр поддержал турецкую делегацию, заявив, что срок может быть сокращен, и к переговорам, возможно, приступят уже в декабре 2003 г. Дело, пояснял он не в сроке как таковом, а в том, как быстро Турция сможет достичь соответствия копенгагенским критериям по правам человека, свободе слова и демократии [19].

Дата начала переговоров - декабрь 2004 г. - была приведена в итоговом документе саммита, также определявшем оказание Турции финансовой помощи в приведении политической системы и законодательства в соответствие копенгагенским критериям [12].

Поддержка Турции оказывалась Великобританией на протяжении работы комиссии. Реагируя на террористические акты, произошедшие в центре Стамбула 15 и 20 ноября 2003 г., министр иностранных дел Великобритании Джек Стро и его германский коллега Йо-зеф Фишер вновь подняли тему вступления Турции в ЕС. Джек Стро заявил: «Турция должна присоединиться к ЕС как можно быстрее,

а ЕС должен протянуть руку помощи стране, ставшей мишенью террористов именно потому, что она является светской и идет по пути демократии» [17].

1 мая 2004 г. вступил в силу подписанный годом ранее в Афинах договор о вступлении к ЕС десяти новых стран. К Евросоюзу присоединились Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Кипр и Мальта. Через две недели после этого события состоялся первый с 1990 г. визит британского премьер-министра в Турцию. Повестку визита составили подписание с премьер-министром Турции Р. Т. Эрдоганом плана по борьбе с международным терроризмом, обсуждение хода операции в Ираке, проблемы северного Кипра и подготовки к переговорам по вступлению Турции в ЕС. Т. Блэр в очередной раз призвал начать в декабре 2004 г. переговоры о вступлении Турции в Евросоюз, «не считая культурные и религиозные различия препонами на этом пути» [7], а также призвал к «действиям по прекращению изоляции северного Кипра» [9]: снятию ЕС торгового эмбарго и открытию прямых авиарейсов из Великобритании в северную часть Кипра.

28 мая 2004 г.1 Р. Т. Эрдоган произнес в Оксфордском университете речь «Почему Европейский Союз нуждается в Турции». Турецкий премьер-министр отметил: «Если греческо-турецкое примирение возможно сегодня, то это потому, что у нас есть общая основа для взаимопонимания. Такой основой является Евросоюз». Лидер Турции уверен: «Идея "христианской Европы" принадлежит Средневековью. Не должно быть сомнения, что полноценное членство Турции в ЕС усилит желание и волю к мирному сосуществованию между христианами и мусульманами» [14, с. 2].

Усилия Великобритании стали важным фактором в определении на саммите ЕС в Брюсселе 17 декабря 2004 г. даты начала переговоров с Турцией о вступлении в ЕС - 3 октября 2005 г. [16, с. 2].

Поддержка вступления Турции в ЕС высказывалась Великобританией одновременно с общей идеей расширения Евросоюза. Великобритания соглашалась с тем, что в основу процесса приема Турции должны быть положены те же копенгагенские критерии 1995 г. соответствия страны требованиям ЕС в области политики, прав человека,

1 Символично, что 29 мая в Турции празднуется день города Стамбула, т.е. вспоминается взятие Константинополя войсками султана Мехмеда II 29 мая 1453 г. - Прим. авт.

экономики и социального устройства. Однако существуют и отличия, позволяющие отнести позицию Великобритании к стратегии быть «строителем мостов» между ЕС и важными игроками в международной политике.

Отделение турецкого вопроса от вступления в ЕС остальных стран, примкнувших к Союзу в 2000-х гг., обусловлено геостратегическим значением Турции для общей внешней политики и политики безопасности ЕС, ее историческим наследием, уникальностью первой страны потенциального члена ЕС с преимущественно мусульманским населением, численностью населения, ее экономики и вооруженных сил. Все эти факторы делают вступление в ЕС одной Турции сравнимым со вступлением десяти стран в 2004 г.

Поддержка вступления Турции в ЕС последовательно осуществлялась и после 2004 г., на протяжении всего пребывания Тони Блэра на посту премьер-министра, и продолжилась как при сменившем его на Даунинг-стрит, 10 Гордоне Брауне (2007-2010), так и при консерваторе Дэвиде Кэмероне (2010-2016). Не изменился этот курс даже после референдума о выходе Великобритании из ЕС 2016 г. В октябре 2016 г. министр иностранных дел Борис Джонсон заявил: «Мы покидаем ЕС, но не Европу, и так или иначе поможем Турции (войти в состав Евросоюза. - А. З.)» [10]. Изменилась позиция руководства Турции. Президент Реджеп Тайип Эрдоган видит будущее страны вне ЕС с середины 2010 гг. Попытка переворота, предпринятая турецкими военными летом 2016 г., лишь укрепила его в этом мнении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабынина Л. О. Гибкая интеграция в Европейском Союзе. Теория и практика применения. - М. : ЛКИ, 2012. - 304 с.

2. Бжезинский З. Великая шахматная доска: главенство Америки и ее геостратегические императивы. - М. : Международные отношения, 1999. -256 с.

3. Дилеммы Британии. Поиск путей развития / под ред. Ал. А. Громыко (отв. ред.) и Е. В. Ананьевой. - М. : Весь Мир, 2014. - 480 с.

4. Лесников Г. П. Субъектно-объектные межгосударственные отношения в системе современного мирового порядка // Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. - М. : МГЛУ, 2014. -С. 75-84. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 23 (709). Сер. Исторические науки. Политические науки).

5. Сидорова Г. М. Роль Европейского Союза в разрешении кризисных ситуаций в Африке // Международные аспекты конфликтных ситуаций в Африке. - Вып. 15. - М. : Иафр РАН, 2009. - С. 34.

6. Armagan Emre Qaktr. The United States and Turkey's Path to Europe: Hands across the Table. - N.Y. : Routledge, 2015. - 290 p.

7. Blair backing for Turkey's attempt to join the EU // The Daily Telegraph (United Kingdom), - 2004. - URL: http://www.telegraph.co.uk/news/world-news/europe/turkey/1462203/Blair-backing-for-Turkeys-attempt-to-join-the-EU.html

8. Blair presses for Turkey's EU membership // BBC News (United Kingdom). -

2002. - URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/politics/2567451.stm.

9. Blair signs UK-Turkish anti-terror plan // The Guardian (United Kingdom). -2004. - URL: https://www.theguardian.com/politics/2004/may/15/uk.turkey.

10. Boris Johnson says UK will support Turkey's bid to join EU despite Brexit vote // The Independent (United Kingdom), 2016. - URL: http://www.independent. co.uk/news/world/middle-east/boris-johnson-uk-support-turkey-ankara-bid-to-join-eu-despite-brexit-washing-machine-a7332651.html.

11. Commission Opinion on Turkey's Request for Accession to the Community // European Comission. - 1989. - URL: http://aei.pitt.edu/4475/1Z4475.pdf

12. Copenhagen European Council 12 and 13 December 2002 Presidency Conclusions // Council of the European Union, 2003. - URL: http://www. consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/73842.pdf

13. Decision No 1/95 of the EC-Turkey Association Council of 22 December 1995 on implementing the final phase of the Customs Union (96/142/EC) // Delegation of the European Union to Turkey, 1995. - URL: http://www.avru-pa.info.tr/fileadmin/Content/Downloads/PDF/Custom_Union_des_ENG.pdf

14. Erdogan R. T. Why the EU Needs Turkey // Speech at Oxford University. -2004. - URL: http://www.sant.ox.ac.uk/areasteastudies/lectures/Erdogan.pdf

15. International Religious Freedom Report 2008. Turkey // US Department of State (USA), 2008. - URL: http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2008/108476. htm

16. Kubicek P. Turkey's place in the 'New Europe" // SAM, Center for Strategic Research, 2004. - URL: http://sam.gov.tr/tr/wp-content/uploads/2012/01/ Paul-Kubicek.pdf

17. Taspinar O. Europe needs Turkey // Brookings Instinution (USA), 2003. -URL: https://www.brookings.edu/opinions/europe-needs-turkey

18. Tony Blair's speech in Warsaw. Full text // The Guardian (United Kingdom),

2003. - URL: https://www.theguardian.com/world/2003/may/30/eu.speeches.

19. Turks leave Copenhagen with broken heart, but hopeful // Hurriyet (Turkey), 2002. - URL: http://www.hurriyetdailynews.com/turks-leave-copen-hagen-with-broken-heart-but-hopeful.aspx?pageID=438&n=turks-leave-copenhagen-with-broken-heart-but-hopeful-2002-12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.