УДК 9; 93
БУРУХИНА Елена Николаевна
Санкт-Петербургский государственный университет
КОВАЛЕВСКАЯ Наталья Владимировна
Санкт-Петербургский государственный университет [email protected]
ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ ФИНЛЯНДИИ В ОТНОШЕНИИ ЕС, НАТО, ПРМ И СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ В XXI ВЕКЕ
В данной статье автор выделил некоторые важные аспекты, которые повлияли на изменение политики безопасности и обороны Финляндии после холодной войны. Эти изменения оказали большое влияние на развитие страны. Также автор выбрал и изучил важные части финской политики безопасности и обороны, опираясь на основные политические документы государства. В 1995 г. Финляндия вступает в ЕС, что меняет курс внешней политики страны. Именно в этот период Финляндия пытается укрепить свою позицию на международной арене путем ведения политики нейтралитета и независимой военной обороны.
Проанализировав основные документы политики безопасности и обороны Финляндии с 1994 по 2012 г., можно сделать вывод о том, что сотрудничество с НАТО для Финляндии остается важным аспектом, даже несмотря на то что она не входит в состав альянса. С точки зрения Финляндии НАТО является хорошей основой для улучшения и расширения трансатлантической обороны и собственной политики безопасности. Также важный вопрос о возможном вступлении в НАТО следует рассматривать в историческом контексте общей внешней политики и политики безопасности развития Европейского Союза.
Финляндия участвует в миротворческих операциях ООН с 1956 г. и в рамках программы НАТО Партнерство ради мира (ПРМ) с 1994 г. В рамках ПРМ страна принимала участие в мероприятиях в Афганистане, Косово, Боснии и Герцеговине. Участие Финляндии в операциях по поддержанию мира и управлению кризисными ситуациями является предметом финской стратегии по безопасности оборонной политики.
В финских документах по политике безопасности и обороны говорится о важности сотрудничества Финляндии со странами Северной Европы. Особое внимание уделяется развитию регионального сотрудничества в области охраны окружающей среды, экономики, здравоохранения, транспорта и культурных событий.
Ключевые слова: Финляндия, нейтралитет, неприсоединение, НАТО, ЕПБО, ООН, ЕС, ПРМ, безопасность, миротворческие операции, Северное измерение.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 -51-55 Elena N. BURUKHINA
Saint Petersburg State University Saint Petersburg, Russia
Natalia V. KOVALEVSKAYA
Saint Petersburg State University Saint Petersburg, Russia
SECURITY AND DEFENSE POLICY OF FINLAND TO THE EU, NATO, PFP AND THE NORDIC COUNTRIES IN THE XXI CENTURY
In this article, the author highlighted some important aspects that influenced the changes in the security and defense policy of Finland after the Cold War. These changes have had a major impact on the country's development. Also, the author chose and studied the important part of Finnish security and defense policy based on the basic state policy documents. In 1995, Finland is entering the EU, which changes the course of the foreign policy of Finland. During this period, Finland is trying to strengthen its position in the international arena by maintaining a policy of neutrality and independent military defense. After analyzing the basic document of security and defense policy of Finland from 1994 to 2012, it can be concluded that the cooperation with NATO is an important aspect for Finland, even despite the fact that it is not part of the Alliance. Finland has been participating in UN peacekeeping operations since 1956 and in the framework of the NATO Partnership for Peace (PfP) program from 1994. Within the framework of the PfP countries took part in the events in Afghanistan, Kosovo, Bosnia and Herzegovina. Finland's participation in peacekeeping operations and crisis management is the subject of Finnish security defense policy strategy. The Finnish documents on security and defense policy outlines the importance of cooperation between Finland and the Nordic countries of Europe. Particular attention is paid to the development of regional cooperation in the field of environment, economy, health, transportation and cultural events.
Keywords: Finland, neutrality, non-alignment, NATO, ESDP, UN, EU, Partnership for Peace, security, peacekeeping operations, Northern Dimension
Финляндия и ЕС
Во время холодной войны Финляндия вела свою политику нейтралитета. В данный период Финляндия использовала политический нейтралитет для того, чтобы укрепить свои международные позиции. Для достижения поставленной цели Финляндия сотрудничала с региональными и глобальными международными организациями, которые способствовали получению опыта работы на международной арене. Финские представители принимали активное участие в проектировании и обновлении организаций, а также эффективно представляли интересы страны. Основой проводимой Финляндией политики является нейтральность и независимость военной обороны.
В 1995 г. Финляндия вступила в Европейский Союз, что послужило формулированию новой интерпретации политики нейтралитета. В рамках ЕС политика нейтралитета Финляндии
приобрела статус «внеблоковости» [6]. Новая формулировка, принятая в соответствии с потребностями безопасности страны, не помешала принимать участие в разработке Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). В соответствии с новым подходом инструменты политики безопасности и обороны Финляндии также были адаптированы. Среди них существует тот факт, что Финляндия хотела сохранить устойчивое положение в процессе принятия решений ЕС. Прагматичная политика безопасности Финляндии также предполагает, что отношения между ЕС и НАТО должны быть приняты во внимание. Финляндия всегда настаивала на необходимости укрепления военного потенциала ЕС, который также играет очень важную роль в трансатлантических структурах безопасности.
Финляндия и Швеция совместно отреагировали на франко-британский саммит в Сен-Мало, состоявшийся в 1998 г. и ставший триумфальным в ходе осуществления ЕПБО [10]. Подтверждением этому послужила общая позиция министров иностранных дел обоих государств, которую опубликовали в национальных газетах. Цель издания статьи состояла в том, чтобы убедить избирателей в необходимости укрепления потенциала антикризисного управления ЕС. Инициатива Сен-Мало показала, что параллельные структуры в НАТО и близкие отношения будут иметь решающее значение. Выводы, несомненно, подтверждены международным общественным мнением.
Помимо остальных изменений в инициативе было отмечено то, что государства-члены должны играть более активную роль. В 1999 году во время того как Финляндия председательства в ЕС, [2.] ситуация сложилась таким образом, что новое государство-член может диктовать темп в углублении Европейской политики безопасности. Во время председательства Финляндии в ЕС, развитие возможностей ЕС по урегулированию кризисов и новых военных структур, совпали с национальными целями в Финляндии.
Одно из основных мнений представленное в Финской политической дискуссии - что ЕС играет все более важную роль в военной безопасности и вопросах обороны. В докладе политики безопасности и обороны, выпущенном в 2001 г., говорится, что цели безопасности страны и интересы могут быть реализованы в рамках сотрудничества с Европейским Союзом. Финляндия участвует в разработке общей внешней политики и политики безопасности ЕС и параллельно развивает свою политику национальной безопасности. Страна должна быть в состоянии усилить свое международное влияние и свою собственную безопасность [7].
Финляндия и НАТО
Значительные изменения произошли в отношениях Финляндии и внешнего мира после окончания холодной войны. В документах по политике безопасности и обороны, выпущенных в начале 1990-х годов, говорится о том, что национальное сознание было основано на непрерывной адаптации внешней политики и безопасности в отношении страны, а не на быстром разрыве с традицией [6]. Очередной доклад о политике безопасности и обороны был подготовлен в ходе второго цикла Матти Ванханена на посту премьер-министра и опубликован в январе 2009 г. Этот документ готовился на основе различных отчетов и анализов и стал отправной точкой для безопасности и стратегии оборонной политики, а также определил возможности развития функций финских сил обороны на долгосрочную перспективу. Данный доклад является неотъемлемой частью позиции по отношению к вопросу членства в НАТО. Исходя из данного доклада, в Финляндии вопросы, связанные с НАТО, находятся в центре внимания, хотя стоит отметить, что финская общественность демонстрировала к ним крайне негативное отношение на протяжении многих лет [9].
В Финляндии уделяется особое внимание участию сил обороны в международных операциях по урегулированию кризисов, проводимых под руководством НАТО. Изучив доклады политики безопасности и обороны с 1994 по 2012 г., можно сделать вывод, что для Финляндии, хотя она и не является членом НАТО, крайне важно сотрудничать с альянсом, она хотела бы улучшить и расширить трансатлантическую оборону и безопасность сотрудничества на основе этой организации. Финляндия считает, что НАТО имеет важное значение для трансатлантической военной безопасности и военно-технического сотрудничества. Также следует отметить, что вопрос о возможном членстве Финляндии в НАТО должен рассматриваться в историческом контексте общей внешней политики и политики безопасности развития Европейского Союза.
Государства - члены НАТО играют очень важную роль в общей безопасности ЕС. 7-я часть статьи 27 Лиссабонского договора гласит, что государства-члены должны оказывать помощь друг другу, если любой из них подвергается нападению на своей собственной территории [13]. Европейский союз по общей внешней политике и политике безопасности обсудил ряд задач параллельно с НАТО.
Для Финляндии возможное членство в НАТО может создать новые более тесные двусторонние отношения с государствами-членами. В данный момент Финляндия не в состоянии отстаивать свои собственные идеи по некоторым вопросам, потому что страны - члены НАТО и
ЕС сотрудничают друг с другом, а не со странами ЕС, находящимися вне альянса. Членство в НАТО для Финляндии может означать конкретное сотрудничество с США в таких областях, как развитие технологий.
Еще одним аргументом для возможного членства Финляндии в НАТО может быть то, что страна вносит значительный вклад в деятельность НАТО в то время как она не может участвовать в процессе принятия решений. В некоторых странах присоединение требует соответствующего консенсуса в экономическом, политическом и военном решении.
Финляндия в миротворческих операциях
В ХХ веке международная система и международная политика претерпели многие важные изменения. Советско-американское противостояние влияло на большую часть мира. После холодной войны число конфликтов не уменьшилось, а, скорее, значительно возросло.
Осенью 1956 г. Суэцкий кризис создал проблемы для новой политики в области безопасности и обороны Финляндии, потому что кризис и венгерские события увеличили международную напряженность, и страна не имела опыта работы с международными организациями [11]. В дополнение к этому вновь избранный президент Юхо Кусто Паасикиви начал свой первый президентский срок. В этой ситуации Совет Безопасности постановил направить миссию по поддержанию мира в зону кризиса. Финляндия в качестве члена ООН [14] также приняла решение стать новым участником миссии. Совместное с ООН управление конфликтами открыло целую главу финской политики безопасности и обороны. Под эгидой ООН операции по поддержанию мира были добавлены к финским документам политики безопасности и обороны, с целью укрепления международного положения Финляндии.
Все финские документы политики безопасности и обороны имеют дело с новыми видами конфликтов, которые связаны с использованием военной силы. Документы устанавливают, что эти кризисы и конфликты происходят из-за религиозных, исторических счетов, за обладание природными ресурсами и из-за злоупотребления в области прав человека и демократии. В докладе политики безопасности и обороны, изданном в 2001 г., говорится, что они должны применить опыт, приобретенный во время холодной войны и 1990-е годы, и что Финляндия будет продолжать принимать участие в работе антикризисного управления. Финляндия увеличивает свои оборонные способности с помощью опыта, приобретенного в миротворческих операциях, которые она хочет использовать в дальнейших международных операциях. Конечно, Финляндия состоит в ООН, ЕС [1.], ОБСЕ [4.], а также принимает участие в ПРМ НАТО[3.].Для Финляндии операции по урегулированию кризисов просто означают совмещение военных и гражданских функций. Страна опирается на свои национальные ресурсы в международных операциях. Финляндия может принять участие в операциях ОБСЕ, ЕС, ООН и НАТО, которые формируются на положениях ООН или ОБСЕ и не противоречат положениям закона «Об операциях по поддержанию мира», изданного в 2000 г. [5].
Участие Финляндии в операциях по поддержанию мира является предметом финской стратегии по безопасности оборонной политики. В 3-й главе закона «Об операциях по поддержанию мира» определяются военные и гражданские нормы и принципы участия в международном регулировании кризисов [5].
Финляндия активно участвует в операциях по поддержанию мира и управлению кризисными ситуациями и выполняет свои международные обязательства в Европейском союзе, ООН и ОБСЕ и ПРМ. Страна будет стремиться постоянно совершенствовать свои возможности по поддержанию мира своим опытом, накопленным в различных международных организациях. Международный опыт может быть использован в развитии национальных сил обороны и в управлении в непредвиденных ситуациях и бедствиях. Большинство ресурсов, которые в настоящее время доступны для стран, участвующих в международных операциях, относятся к национальной обороне. Закон о Миротворчестве, принятый в 2001 г., предоставляет возможность для привлечения участников финских сил обороны в гуманитарные и миротворческие операции на основе ООН или ОБСЕ. На основании положений закона правительством выдвигается предложение в парламент и президент принимает решение участвовать или отозвать квоту. Министерство иностранных дел и Министерство обороны несут ответственность за контроль и направление миротворческой операции, в то время как финские силы обороны несут ответственность за практическую реализацию.
Финансирование участия Финляндии в операции по поддержанию мира распределяется между Министерством иностранных дел и Министерством обороны. В целом, обычная практика бюджетного планирования заключается в том, что оплата личного участия в миротворческих операциях и плата за членства Финляндии в ООН покрываются Министерством иностранных дел, в то время как расходы на материалы или наблюдателей участия и военных обеспечиваются Министерством обороны [12].
Финляндия принимает участие в международных миротворческих операциях с 1956 г. Страна пыталась получить международный опыт в процессе формирования и развития классического ведения операций по поддержанию мира. Финляндия участвовала в операциях по поддержанию мира под руководством ООН в течение этого времени [12]. Также страна участвовала в многих миссиях по поддержанию мира с 1988 г.
Финляндия и страны Северной Европы
Во всех финских документах по политике безопасности и обороны важную роль играет сотрудничество скандинавских государств. В докладе политики безопасности и обороны, опубликованном в 2004 г., говорится, что основная цель заключается в сохранении безопасности и стабильности в странах северного региона [8]. Кроме того, утверждается, что Швеция является приоритетным партнером для Финляндии в рамках группы северных государств. В докладе также обращается внимание на перспективы развития нового стабильного сотрудничества с Эстонией, Латвией и Литвой.
В докладе политики безопасности и обороны 2009 г. подчеркивается приоритет сотрудничества скандинавских государств. Финляндия хочет сохранить тесное сотрудничество между государствами северного региона. Она прилагает все усилия для дальнейшего развития регионального сотрудничества в области охраны окружающей среды, экономики, здравоохранения, транспорта и культуры. В документе говорится, что Финляндия поддерживает политику Северного измерения в Европейском Союзе. Финляндия поддерживает стабильность и развитие регионального сотрудничества [9].
Для Финляндии региональное сотрудничество государств Северной Европы является очень важным. Задача выхода в Северное море важна для страны, однако и сотрудничество в Балтийском и Баренцевом морях и в Финском заливе имеет первостепенное значение. Основа направления политики безопасности и обороны скандинавских государств формируется при помощи Балтийского и Баренцева морей, спутникового обнаружения, комплексного обмена информацией между Северными странами, морских спасательных операций и воздействия окружающей среды. Когда лед тает и открывается разработка месторождений газа и нефти, Арктика становится регионом импорта с точки зрения экономики и безопасности. У Европейского Союза не было арктической стратегии, пока финская политика безопасности и обороны не обратила внимание на этот регион.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. EU: European Union. Available at: https://europa.eu (accessed: 10.10.2016).
2. Finnish EU presidency. Available at: http://www.europarl.europa.eu/summits/hel1_en.htm (accessed: 01.11.2016).
3. NATO PfP: NATO Partnership for Peace programme. Available at: http://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_50349.htm (accessed: 10.11.2016).
4. OSCE: Organization for Security and Co-operation in Europe. Available at: www.osce.org (accessed: 29.10.2016).
5. Peacekeeping Act. Available at: http://www.defmin.fi/index.phtml?l=en&s=186 (accessed: 10.09.2016).
6. Puolustusministerio, Turvallisuus- ja puolustuspoliittinen selonteko 1995. Available at: http://www.defmin.fi/files/246/2513_2143_selonteko95_1_.pdf (accessed: 03.11.2016).
7. Puolustusministerio, Turvallisuus- ja puolustuspoliittinen selonteko 2001. Available at: http://www.defmin.fi/files/1147/selonteko2001 .pdf (accessed: 29.10.2016).
8. Puolustusministerio, Turvallisuus- ja puolustuspoliittinen selonteko 2004. Available at: http://www.defmin.fi/files/240/2493_2161_Selonteko_2004_1_.pdf (accessed: 12.10.2016).
9. Puolustusministerio, Turvallisuus- ja puolustuspoliittinen selonteko 2009. Available at: http://vnk.fi/julkaisu?pubid=3738 (accessed: 12.10.2016).
10. St. Malo Initiative. Available at: http://www.atlanticcommunity.org/Saint-Malo%20Declaration%20Text.html (accessed: 10.10.2016).
11. Suez Crisis, July 26-December 31, 1956, Volume XVI (Published and available in Full Text, Ebook). Available at: https://history.state.gov/milestones/1953-1960/suez (accessed: 10.09.2016).
12. The Government report "The European Security Development and Finnish Defence", Summary of Finland's role in international peacekeeping. Available at: http://www.defmin.fi/?l=en&s=183 (accessed: 10.11.2016).
13. Treaty of Lisbon. Available at: http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ:C:2007:306:SOM:EN:HTML (accessed: 12.10.2016).
14. UN: United Nations. Available at: www.un.org (accessed: 12.10.2016).
Информация об авторе
Бурухина Елена Николаевна, аспирант кафедры мировой политики, Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Information about the author
Elena N. Burukhina, Postgraduate Student, Department of World Politics, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia [email protected]
Ковалевская Наталья Владимировна, кандидат политических наук, доцент кафедры мировой политики, Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Получена: 02.11 2016
Для цитирования статьи: Бурухина Е. Н., Ковалевская Н. В., Политика безопасности и обороны финляндии в отношении ЕС, НАТО, ПРМ и странан северной Европы в 21 веке. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 1. с. -6/1-5155.
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1--6/1 -51-55.
Natalia V. Kovalevskaya, Candidate of Political Science, Associate Professor, Department of World Politics, Saint Petersburg State University,
Saint Petersburg, Russia [email protected]
Received: 02. 11 2016
For article citation: Burukhina E. N., Kovalevskaya N. V., Politika bezopasnosti i obo-rony Finljandii v otnoshenii ES, NATO, PRM i stranan severnoj Evropy v 21 veke. [Security and defense policy of Finland to the EU, NATO, PfP and the nordic countries in the XXI century]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 1. Pp. -6/1-51-55. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1--6/1-51-55. (in Russian)