Научная статья на тему 'Политика безопасности Финляндии конца ХХ - начала ХХI века'

Политика безопасности Финляндии конца ХХ - начала ХХI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
414
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНЛЯНДИЯ / НАТО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ / МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ / ПАРТНЕРСТВО РАДИ МИРА / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЙ ОБОРОНА / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / FINLAND / NATO / EUROPEAN UNION / SECURITY POLICY / PEACEKEEPING MISSION / PARTNERSHIP FOR PEACE / TRANSATLANTIC DEFENSE / COLD WAR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бурухина Елена Николаевна

В данной статье автор рассматривает цели и задачи политики безопасности Финляндии конца ХХ начала ХХI веков, опираясь на основные политические документы по безопасности и обороне государства. Изменения во внешней политике и отношениях Финляндии с другими государствами произошли в большей степени после окончания холодной войны. Для развития международного сотрудничества и укреплений своих позиций на мировой арене Финляндия начала активное сотрудничество с региональными и глобальными международными организациями. 1995 год для Финляндии стал переломным моментом в отношениях с Европейским Союзом (ЕС) по причине вступления в данную организацию. Политика безопасности рассматривается в контексте сотрудничества с НАТО, а также в рамках ЕС. Для Финляндии является очень важным сотрудничество с НАТО, несмотря на то, что она не является ее членом. Финляндия стремится к улучшению и расширению Трансатлантической обороны и безопасности посредством сотрудничества с альянсом, учитывая политику ЕС. Финляндия активно принимает участие в программе Партнерство ради мира (ПРМ), в рамках которой она принимала участие мероприятиях в Афганистане, Косово, Боснии и Герцеговине. Кроме ПРМ Финляндия возглавила процессы планирования и анализа ( PARP ), благодаря чему помимо участия в миротворческих операциях, союзники и партнеры имеют право на пользование финскими экспертизами. На протяжении последних лет также остается актуальным вопрос о вступлении Финляндии в НАТО. Однако, опираясь на историю взаимоотношений государства с альянсом, можно сделать вывод о том, что одним из препятствий для вступления являются политика нейтралитета, поддерживаемая еще с момента окончания Второй Мировой войны, и непосредственная близость границ с Российской Федерацией, отношения с которой могут претерпеть сильные изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY POLICY OF FINLAND IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURY

In this article the author considers the goals and objectives of the security policy of Finland in the late XX early XXI centuries based on major policy documents on the security and defence of the state. Changes in the foreign policy and relations of Finland with other countries occurred largely after the end of the Cold War. For the development of international cooperation and fortifications of its positions in the global arena Finland has started an active cooperation with regional and global international organizations. 1995 was a turning point for Finland in relations with the European Union (EU) by a reason of entry into this organization. The security policy is considered in the context of the cooperation with NATO and also within the EU. For Finland is a very important the cooperation with NATO, despite the fact that it is not a member. Finland seeks to improve and expand the transatlantic defence and security through the cooperation with the Alliance, and taking into account the EU policy. Finland actively participates in the Partnership for Peace program (PFP), in which it took part in events in Afghanistan, Kosovo, Bosnia and Herzegovina. In addition to PFP Finland topped the Planning and Review Processes (PARP), thanks to what in addition to the participating in peacekeeping operations, allies and partners have the right to use Finnish expertises. In recent years, the question about the membership of Finland in NATO also remains a topical. However, based on the history of relations between this state and the Alliance, it can be concluded that the policy of neutrality which still supported since the end of the World War II is one of the barriers to entry, as well as the close proximity of borders with the Russian Federation, relations with which could strong suffer.

Текст научной работы на тему «Политика безопасности Финляндии конца ХХ - начала ХХI века»

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Бурухина Елена Николаевна, аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург lena.buruhina@yandex.ru

УДК 9; 93

ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ФИНЛЯНДИИ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА

В данной статье автор рассматривает цели и задачи политики безопасности Финляндии конца ХХ - начала XXI веков, опираясь на основные политические документы по безопасности и обороне государства.

Изменения во внешней политике и отношениях Финляндии с другими государствами произошли в большей степени после окончания холодной войны. Для развития международного сотрудничества и укреплений своих позиций на мировой арене Финляндия начала активное сотрудничество с региональными и глобальными международными организациями. 1995 год для Финляндии стал переломным моментом в отношениях с Европейским Союзом (ЕС) по причине вступления в данную организацию.

Политика безопасности рассматривается в контексте сотрудничества с НАТО, а также в рамках ЕС. Для Финляндии является очень важным сотрудничество с НАТО, несмотря на то, что она не является ее членом. Финляндия стремится к улучшению и расширению Трансатлантической обороны и безопасности посредством сотрудничества с альянсом, учитывая политику ЕС.

Финляндия активно принимает участие в программе Партнерство ради мира (ПРМ), в рамках которой она принимала участие мероприятиях в Афганистане, Косово, Боснии и Герцеговине. Кроме ПРМ Финляндия возглавила процессы планирования и анализа (PARP), благодаря чему помимо участия в миротворческих операциях, союзники и партнеры имеют право на пользование финскими экспертизами.

На протяжении последних лет также остается актуальным вопрос о вступлении Финляндии в НАТО. Однако, опираясь на историю взаимоотношений государства с альянсом, можно сделать вывод о том, что одним из препятствий для вступления являются политика нейтралитета, поддерживаемая еще с момента окончания Второй Мировой войны, и непосредственная близость границ с Российской Федерацией, отношения с которой могут претерпеть сильные изменения.

Ключевые слова и фразы: Финляндия, НАТО, Европейский Союз, политика безопасности, миротворческая миссия, партнерство ради мира, Трансатлантической оборона, холодная война.

In this article the author considers the goals and objectives of the security policy of Finland in the late XX - early XXI centuries based on major policy documents on the security and defence of the state.

Changes in the foreign policy and relations of Finland with other countries occurred largely after the end of the Cold War. For the development of international cooperation andfortifications of its positions in the global arena Finland has started an active cooperation with regional and global international organizations. 1995 was a turning point for Finland in relations with the European Union (EU) by a reason of entry into this organization.

The security policy is considered in the context of the cooperation with NATO and also within the EU. For Finland is a very important the cooperation with NATO, despite the fact that it is not a member. Finland seeks to improve and expand the transatlantic defence and security through the cooperation with the Alliance, and taking into account the EU policy.

Finland actively participates in the Partnership for Peace program (PFP), in which it took part in events in Afghanistan, Kosovo, Bosnia and Herzegovina. In addition to PFP Finland topped the Planning and Review Processes (PARP), thanks to what in addition to the participating in peacekeeping operations, allies and partners have the right to use Finnish expertises.

In recent years, the question about the membership of Finland in NATO also remains a topical. However, based on the history of relations between this state and the Alliance, it can be concluded that the policy of neutrality which still supported since the end of the World War II is one of the barriers to entry, as well as the close proximity of borders with the Russian Federation, relations with which could strong suffer.

Key words and phrases: Finland, NATO, the European Union, security policy, peacekeeping mission, the Partnership for Peace, Transatlantic defense, cold war.

В Финляндии начались дебаты о возможном вступлении в НАТО как на уровне правительства, так и в обществе. В официальных документах по безопасности и обороне членство Финляндии в НАТО до сих пор является только возможным, в то время как миротворческие операции НАТО оказали сильное влияние на Силы обороны Финляндии.

Во время холодной войны Финляндия придерживалась политики нейтралитета. Именно в этот момент Финляндия строила свои международные отношения, выстраивая которые государству удалось сохранить политическую и экономическую свободы, при этом укрепляя свои позиции на международной арене. Для достижения международного сотрудничества Финляндия начала работу с региональными и глобальными международными организациями, с помощью которых она могла получить необходимый опыт в этом деле. В данных организациях Финляндия принимала активное участие по их модернизации, активно представляя свои политические интересы. Главной целью политики, проводимой Финляндией, являлись нейтралитет и независимая военная оборона государства. Данная политика привела страну к членству в Европейском Союзе (ЕС) в 1995 г., что нашло отражение в новой трактовке политики нейтралитета. Новая трактовка означала то, что Финляндия обозначила свой статус как «невоенный союз» [5] в рамках членства в ЕС. Новая интерпретация не означала, что Финляндии не надо больше разрабатывать политическую стратегию по безопасности и обороне государства, а соответствовала потребностям безопасности страны. Также был применен новый подход к инструментам реализации политики безопасности и обороны. Этот подход заключался в том, что Финляндия хотела сохранить устойчивую позицию в процессе принятия решений в ЕС, принимая во внимание отношения ЕС и НАТО. На уровне политической риторики можно сказать, что страна продолжает двухступенчатую политику в том смысле, что она всегда настаивала на необхо-

димости укрепления военного потенциала ЕС, так как он также играет очень важную роль в структуре трансатлантической безопасности.

Значительные изменения в отношениях Финляндии с внешним миром произошли после окончания холодной войны. В документах по безопасности и обороне, выпущенных в начале 90-х гг., сказано, что «национальное сознание было основано на непрерывной адаптации внешней политики и безопасности отношений страны, а не на быстром разрыве традиций» [6]. Новый доклад был подготовлен в ходе второго срока пребывания на посту премьер-министра Матти Ванхане-на, и он была опубликован в январе 2009 г. [6]. Данный документ, основанный на различных отчетах и анализах, является опорной точкой в формировании политики безопасности и оборонной стратегии, определяя возможности развития и функции оборонных сил Финляндии в долгосрочной перспективе. Также в документе прописаны основные позиции по вопросу членства Финляндии в НАТО. В финском обществе вопрос о вступлении в НАТО находится в центре внимания в течение многих лет и имеет в большинстве отрицательную оценку.

Оборонные силы Финляндии уделяют особое внимание НАТО, принимая участие в международных операциях по урегулированию кризисов. Для Финляндии является очень важным сотрудничество с организацией, несмотря на то, что она не является ее членом. Финляндия хочет улучшить и расширить Трансатлантическую оборону и безопасность посредством сотрудничества с альянсом. Финляндия считает, что НАТО имеет важное значение с точки зрения Трансатлантической военной безопасности и военного сотрудничества. Возможное вступление Финляндии в НАТО должно рассматриваться в контексте развития общей внешней политики и политики безопасности ЕС, обсуждаемых параллельно с НАТО.

Финским аспектом возможного присоединения к альянсу может стать то, что страна имеет значительный вклад в деятельность НАТО, в то время как не может принимать участия в принятии решений. Международное законодательство Финляндии скорее всего претерпит изменения с момента возможного вступления в НАТО, как это произошло и в других странах ЕС, вступивших в альянс ранее.

Сотрудничество Финляндии и НАТО основано на политике военного неприсоединения и на твердом национальном политическом консенсусе. Это и является основополагающей причиной для Финляндии в выборе областей для взаимодействия с НАТО.

Важной программой является Партнерство ради мира (ПРМ), цель которой заключается в разработке и повышении уровня взаимодействия между силами партнеров НАТО. В рамках сотрудничества между Финляндией и НАТО осуществляется Программа Индивидуального партнерства и сотрудничества (IPCP), в которой содержатся основные направления сотрудничества [3].

Финляндия принимала участие в военных операциях НАТО в Афганистане и на Балканах. Финские солдаты работали вместе с силами союзников в составе Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Афганистане с 2002 г., а в начале 2011 г. Финляндия там разместила 195 солдат. Большинство из них находились под шведским руководством Группы восстановления провинций (PRT) в Мазар-и-Шарифе, расположенного в Северном Афганистане. Финляндия поддерживает развитие Национальной афганской армии, например, участвуя в Оперативном Наставничестве и взаимодействии команд (OMLT) и тренировочной миссии НАТО. Финляндия увеличила ее финансирование, наращивания афганскую армию через добровольный фонд НАТО. В 2010 г. поддержка составила 600 тыс. евро [2].

Финские силы также сыграли важную роль в обеспечении мира в бывшей Югославии. Финляндия ввела батальон под руководством НАТО с миротворческой миссией в Косово, Боснию и Герцеговину.

В 2012 г. Финляндия начала принимать участие в группах оперативного реагирования НАТО. Она использовала силы оперативного реагирования для миротворческих операций, в состав которых вошли два пехотных батальона, технический батальон, а также финские ВМС, состоящие из двух судов. В настоящее время финские ВВС не являются частью блока, установленного для поддержания мира. Финляндия принимала участие и в других программах НАТО, например: в Совете Россия-НАТО - стратегической программе воздушного пространства, в некоторых проектах по развитию способностей.

Все финские документы по политике безопасности и обороны содержат пункты по сотрудничеству скандинавских государств. В документах, опубликованных в 2004 г., говорится, что основная цель заключается в сохранении безопасности и стабильности в странах Северного региона. Кроме того, утверждается, что Швеция является приоритетным партнером для Финляндии в группе Северных государств. В финской Стратегии политики безопасности и обороны [6], выпущенной в 2009 г., подчеркивается приоритет сотрудничества скандинавских государств. Финляндия хочет сохранить сотрудничество среди государств Северного региона, прилагая все усилия для дальнейшего регионального сотрудничества в экологической, экономической сферах, сфере здравоохранения, транспорта и культурного развития. Финляндия поддерживает стабильность и развитие регионального сотрудничества.

В ХХ в. международная система и политика претерпели множество важных изменений. Советско-Американская конфронтация оказала влияние на большинство стран мира.

После холодной войны число конфликтов значительно возросло. Во все финские документы по политике безопасности и обороны включены новые виды конфликтов, которые связаны с использованием военной силы. Документы устанавливают, что эти кризисы и конфликты происходят из-за религиозных, исторических обид, нарушений прав человека и демократии, за обладание природными ресурсами [1].

С 1995 г. Финляндия участвовала в ПРМ и в процессе планирования и анализа (РАВР), который влияет на планирование и деятельность самой страны. Сотрудничество в этих рамках направлено на повышение способности Финляндии принимать участие в поддержке миротворческих операций, а также позволяет союзникам и другим партнерам воспользоваться финской экспертизой.

В 2009 г. была издана стратегия кризис-менеджмента Финляндии, основанная на экспертизах различных операций по урегулированию кризисов. Минобороны Финляндии разработало национальную стратегию для операций по урегулированию кризисов.

Финляндия внесла большой вклад в развитие концепции боевой группы Европейского Союза (ЕС). Она сотрудничает с Эстонией, Швецией, Норвегией и другими странами.

Гражданское чрезвычайное планирование является одним из основных направлений двустороннего сотрудничества. Финляндия имеет возможность сотрудничать с НАТО в сфере обеспечении взаимной поддержки в борьбе с последствиями крупных аварий или стихийных бедствий в регионе Совета Евро-Атлантического Партнёрства (СЕАП).

Ученые Финляндии приняли участие в многочисленных научных исследовательских семинарах в сфере безопасности и мира на следующие темы: безопас-

ность границ, борьба с терроризмом и обеспечение экологической безопасности в портах и прибрежных районах.

Возможное членство Финляндии в НАТО должно рассматриваться в контексте Европейского Союза и общей внешней политики, что может создать новые и более тесные двусторонние отношения со странами-членами.

Другой финский аспект для возможного членства в НАТО может состоять в том, что страна вносит большой вклад в изменение международных отношений. Финляндия имеет хорошие отношения с соседними странами, однако возможное членство Финляндии в НАТО может на них негативно повлиять. Самое важное изменение может произойти в финских-русских отношений, потому что Россия выступает против расширения НАТО в соседних областях.

Список литературы

1. Andrea Márton: Changes in the security and defence policy of Finland in the 21st. Century

http://uni-nke.hu/downloads/kutatas/folyoiratok/hadtudomanyi_szemle/szamok/2012/20 12_1/2012_1_br_marton_andrea_angol_111_11 6.pdf 27.12.2015 19:21

2. Finland supports Afghanistan: http://www.finlandnato.org/public/download.aspx?ro=70404&GUro={0D30A335-384B-44FA-B818-B996845EE86B} 24.12.2015

3. NATO's relations with Finland: http://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_49594.htm 29.01. 2016

4. Policy Strategy 2004: http://www.defmin.fi/files/311/2574_2160_English_White_paper_2004_1_.pdf 10.02.2016

5. Turvallisuus muuttuvassa maailmassa Suomen turvallisuuspolitiikan suuntalinjat 1995

http://www.defmin.fi/files/246/2513_2143_selonteko95_1_.pdfFinland's Security and Defense 10.02.2016

6. Turvallisuus muuttuvassa maailmassa Suomen turvallisuuspolitiikan suuntalinjat 2009 http://www.defmin.fi/files/246/2513_2143_selonteko09_1_.pdf 07.02.2016.

7. www.defmin.fi

Ряполов Владимир Васильевич, к.и.н., доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина ryapol_77. ist@mail. ru

УДК 130.2

«КОЛОНИАЛЬНЫЙ ВОПРОС» В ГЕРМАНИИ (1870-е - 1880-е годы): В ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Во второй половине XIX века постепенно формировалась идеология германского колониализма. В работах немецких ученых всячески доказывалась необходимость перехода Германии к политике колониальных захватов. Провозглашение империи ускорило этот процесс. Статья посвящена рассмотрению так называемого «колониального вопроса» в общественно-политической жизни Германии 1870-х - 1880-х годов. Использованы материалы из российских архивов, ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.