Общество: философия, история, культура. 2022. № 12. С. 200-204. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 12. P. 200-204.
Научная статья
УДК 94(430):323.213-053.81
https://doi.org/10.24158/fik.2022.12.31
Политическое воспитание молодежи в Германии: история и современность Белла Анатольевна Ночвина1, Нина Владимировна Старикова2
1 Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия, bella.nochtvina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0772-9817 2Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, Нижний Новгород, Россия, ninast78@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6631-0296
Аннотация. Исследование посвящено эволюции формы политического воспитания немецкой молодежи, анализу современной степени институционализации интересов детей на муниципальном уровне. Показано, что в условиях концептуального кризиса традиционных политических партий стран ЕС усиливается борьба за электоральную поддержку молодежи. Тактика данной политической борьбы включает политическое манипулирование, в связи с чем важным становится эффективность политической социализации молодого поколения. Исторический опыт политического воспитания молодежи в Германии убедительно доказывает опасность усиления роли идеологии в качестве основного фактора формирования гражданской позиции и патриотизма. В статье проанализированы основные методы и формы политического воспитания молодежи ФРГ. Выявлены ключевые факторы, влияющие на изменения стратегии социальной политики в отношении детства и юношества: формирование ювенальной юстиции, опыт муниципального самоуправления, усиления влияния гражданских инициатив.
Ключевые слова: государственная молодежная политика, идеология, молодежные советы, политическое соучастие, гражданская инициатива
Для цитирования: Ночвина Б. А., Старикова Н. В. Политическое воспитание молодежи в Германии: история и современность // Общество: философия, история, культура. 2022. № 12. С. 200-204. https://doi.org/10.24158/fik.2022.12.31.
Original article
Political Education of Young People in Germany: History and Modernity Bella A. Nochvina1, Nina V. Starikova2
''Linguistics University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia, bella.nochtvina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0772-9817 2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia, ninast78@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6631-0296
Abstract. The study is devoted to the evolution of the form of German youth political education, as well as the analysis of the current degree of institutionalization of children's interests at the municipal level. It is shown that in the context of the conceptual crisis of the traditional political parties of the EU countries, the struggle for electoral support of young people is intensifying. The tactics of this political struggle include political manipulation, in connection with which the effectiveness of the political socialization of the younger generation becomes important. The historical experience of political education of young people in Germany convincingly proves the danger of strengthening the role of ideology as the main factor in the formation of citizenship and patriotism. The article analyzes the main methods and forms of political education of the youth in Germany. The key factors influencing changes in the social policy strategy in relation to childhood and adolescence are identified: the formation of juvenile justice, the experience of municipal self-government, and the strengthening of the civic initiatives' influence.
Keywords: state youth policy, ideology, youth councils, political complicity, civic initiative
For citation: Nochvina, B.A. & Starikova, N.V. (2022) Political Education of Young People in Germany: History and Modernity. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 200-204. Available from: doi:10.24158/fik.2022.12.31 (In Russian).
Создание эффективной молодежной политики является на сегодня одним из главных вызовов национальной безопасности большинства стран мира. Студенческие протесты конца 1960-х -начала 1970-х гг. не только находят отклик в современных реалиях, но и послужили фундаментом длительной дискуссии о роли политического воспитания молодежи. Понятие «политическое воспитание», несмотря на разнообразие его теоретического осмысления в философии, истории и политологии, в конечном счете сводится к следующему определению: способность политических институтов и системы образования государства вовлекать молодежь в общественно-политическую
© Ночвина Б.А., Старикова Н.В., 2022
жизнь страны; степень соотношения социализации каждого молодого человека и его стремления к политической ангажированности.
Германия имеет значительный исторический опыт государственной молодежной политики: как положительный, так и отрицательный. Работа по переосмыслению негативных моментов ведется Федеральным ведомством политического образования (Bundeszentrale für politische Bildung). Закрепление ценностей демократии и либерализма среди молодого поколения населения ФРГ, пропаганда фундаментальных основ нового германского парламентаризма, нераспространение экстремизма стало главной целью деятельности федеральных и земельных комитетов ведомства.
Однако именно немецкий исторический опыт государственной молодежной политики убедительно доказывает важность соотнесения степени влияния идеологического компонента социальной политики государства и характера формирования гражданской позиции, патриотизма у молодого поколения. Эволюция немецкого подхода к политическому воспитанию молодежи от Reichszentrale für Heimatdienst (Веймарская Германия) до Bundeszentrale für politische Bildung (объединенная Германия) наглядно демонстрирует изменение парадигмы от консервативно-националистической к либерально-демократической.
Одной из первых молодежных организаций Германии стало движение «Вандерфогель» (Перелетная птица), возникшее еще в кайзеровскую эпоху и преследующая цель самоорганизации и саморазвития молодежи. Кризис традиционного дидактического подхода к потребностям и нуждам молодого поколения со стороны государства, рост национального сознания германской молодежи стал основой для формирования различных молодежных объединений, особенно в период Веймарской республики.
В отличие от имперского периода, который характеризуется поиском идеальной формы патриотического воспитания молодежи - от аполитичности (Wandervogel) до пропаганды политических идеалов в духе «особого немецкого пути» (Jungdeutsche Jugend) - государственная молодежная политика Веймарской Германии была направлена на усиление организованности молодежи и создание социальных программ помощи молодежи. В 1922 г. был принят Закон о молодежном благоденствии, который конкретизировал часть социальных статей Веймарской конституции (Schulze, 1994: 122), закреплял обязанности государства в обеспечении некоторых социальных прав молодежи. Противоречивость политической системы Веймарской республики, отсутствие консолидации между леволиберальными партиями страны, влияние «версальского синдрома» на милитаристское и националистическое настроение молодежи усилила разнообразие и полярность молодежных объединений. Основными молодежными организациями Веймарской Германии были Коммунистический союз молодежи, Социалистическая молодежь Германии («Соколы»), Младогерманская молодежь, Католические молодежные союзы Евангелические молодежные союз, Профсоюзная молодежь и Гитлерюгенд - самая известная.
Веймарская республика была первой формой политической демократии в Германии, однако национальное мышление немецкого общества межвоенного периода не было демократическим. Сохранение прежней военно-политической бюрократии перед угрозой «большевистского сценария» немецкой революции способствовало укоренению в политическом воспитании молодежи традиций милитаризма («Германия создавалась огнем и мечем»), мессианских представлений о роли Германии (Am deutschen Wessen soll die Welt genesen), а также идей национализма и реваншизма. Милитаризированное сознание требовало военизированных организаций, в связи с чем усиление популярности Гитлерюгенда было вполне закономерным явлением Веймарского этапа немецкой истории.
Курс на максимальную политизацию немецкой молодежи, предложенный НСДАП, идеологизацию методов государственной молодежной политики нашел отклик в немецком обществе. Идее социалистического интернационала, европейского парламентаризма немцы предпочли идею национального сплочения, социальной солидарности. «Юношеское движение, известное до 1933 года, имело множество серьезных недостатков - например, не были представлены в молодежном движении целые социальные слои и группы молодежи (молодежь провинции, девушки в целом). "Гитлерюгенд" убрал в сторону специфические молодежные особенности, социальные различия, стер грань между деревней и городом, уничтожил половую дифференциацию молодежной работы» (Ва-сильченко). Унификация форм государственной молодежной политики в вопросе политического воспитания молодежи стала апогеем торжества идеологического принципа.
С созданием ФРГ германская модель государственной молодежной политики приобретает патерналистский характер. С одной стороны, социальная политика государства направлена на расширение федерального и регионального финансирования молодежных программ, создание молодежных объединений, повышение уровня политической активности и демократического самосознания молодежи путем реформирования системы образования. С другой - принцип субси-дарности, заложенный в основу современной социальной доктрины ФРГ, предусматривает увеличение степени самостоятельности молодежных организаций, роли негосударственных объединений в реализации политического воспитания молодежи.
Анализируя германский опыт в реализации политического воспитания молодежи, стоит отметить направленность на общую демократизацию системы образования и молодежной политики, но при этом бюрократизацию практической реализации и стремление к усилению политического манипулирования. Необходимо также упомянуть, что политико-правовой основой современной Германии стал Основной закон ФРГ, который расширил свою юрисдикцию на восточные земли страны (территорию бывшей ГДР).
После ратификации ФРГ Конвенции ООН о правах ребенка в Германии появились первые группы защиты интересов детей в форме детских офисов и детских омбудсменов, а в 1990 г. после многолетних дискуссий был принят Закон о защите детей и молодежи (KJHG) с последующими изменениями, направленными на расширения элементов участия молодежи и детей в жизни общества. KJHG - современный, превентивно-ориентированный исполнительский закон с партиципативным характером, который призван учитывать все сферы жизни детей и молодежи, в том числе жизненные изменения и опыт детей, и отражать их в правовых руководящих принципах и действиях. В соответствующих разделах закона можно найти концептуальные подходы к осуществлению на практике государственной политики (в лице соответствующих органов) в отношении детей и молодежи. Стремление прежде всего обеспечить благосостояние молодежи выступает в качестве лобби и обозначено в п. 1 Закона: «Каждый молодой человек имеет право на поддержку своего развития и на образование, чтобы стать ответственной и социально компетентной личностью»1. Кроме того, под благосостоянием молодежи подразумевается 1) поддержка молодых людей в их индивидуальном и социальном развитии и способствование в уменьшении или исключении недостатков; 2) включенность молодых людей в соответствии с их возрастом и индивидуальными потребностями в жизнь общества, равные возможности участия в ней; поддержка самостоятельности в тех сферах, которые затрагивают интересы детей и молодежи2. Таким образом, согласно данной правовой трактовке, благополучие молодежи выходит за рамки более узкой сферы ответственности государства в осуществлении традиционных задач по обеспечению защиты молодежи. С точки зрения государственной молодежной политики ФРГ, она также должна оказывать влияние на другие области политики в интересах детей, чтобы создать благоприятные условия для их жизни.
По мере усиления воздействия молодежной проблематики в контексте выработки общей концепции социальной стратегии ФРГ возникла необходимость создания особой детской комиссии при Бундестаге. «Новая защита детей» строилась из признания того факта, что все социальные условия, прямые или косвенные, влияют на положение детей и не связаны только с благосостоянием их родителей. Это требование парламентского уполномоченного по делам детей на федеральном уровне привело в 1988 г. к созданию Комиссии по защите интересов детей. Чрезвычайно широкий спектр тем - от участия в реализации Конвенции ООН до поправок KJHG, отчетности (обо всех сферах повседневной жизни детей и молодежи: жилье, насилие, бедность, здоровье, образование, свободное время), «тестов на дружелюбие к детям» - призваны служить основой для оценки как всех федеральных нормативных актов в отношении их воздействия на детей, так и эффективности государственной молодежной политики.
Однако, по мнению некоторых исследователей, Комиссия по защите интересов детей имеет второстепенное и незначительное значение для многих современных парламентариев ФРГ (Sunker, 2001). Серьезное влияние на работу Комиссии в целом оказывает лобби федеральных земель. Согласно Основному закону ФРГ, формулирование основных принципов законодательства в сфере образования - прерогативой земель, но переход к концепту «новой защиты детей» подразумевает усиление полномочий федерального правительства (Schulze, 1994: 245).
Первые формы детских политических групп в ФРГ на муниципальном уровне возникли после провозглашения Международного года ребенка в 1979 г. Новой вехой в процессе политического воспитания молодежи стало создание молодежных советов. Первый такой совет был основан в 1985 г. в Вайнгартене (Баден-Вюртемберг). Его создателем стал Рольф Герих, мэр этого небольшого городка с населением около 20 тыс. человек.
Вайнгартенский молодежный совет можно считать наиболее распространенной формой существующих детско-юношеских объединений. Эту форму участия детей в политике можно встретить преимущественно в малых и средних городах. Парламенты избираются через школы общин (разные типы школ), каждая школа набирает количество участников молодежного совета исходя от общего количества учеников школы. В целом возрастной диапазон в детских и моло-
1 Kinder- und Jugendhilfe: Achtes Buch Sozialgesetzbuch [Электронный ресурс]. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/sgb_8/SGB_8.pdf (дата обращения: 22.11.2022).
2 Ibid.
дежных парламентах - от 12 до 16 лет, однако дети в возрасте 9 или 10 лет также могут принимают участие в детских парламентах. Основные направления работы молодежный советов: образование, защита окружающей среды, волонтерство, спорт, туризм, молодежные клубы, общественный транспорт. Участниками советов разрабатываются темы и предложения, которые обсуждаются на встречах с муниципальными политиками для дальнейшей реализации в соответствующих ведомствах муниципального и земельного уровня. Работа в молодежных советах дает возможность заинтересованным детям изложить свои взгляды на ту или иную проблему. Форумы не состоят из избранных представителей, а открыты для всех желающих. Такие объединения видят себя посредниками между детьми и администрацией, их цель - позволить новому поколению внести больший вклад в разработку и реализацию идей форума.
Сегодня почти в каждом крупном городе Германии, во многих муниципалитетах есть детские парламенты, и дети участвуют в различных общественно-политических проектах. Две трети объектов и проектов финансируются государством через различные программы, которые предлагаются Федеральным министерством по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи. Самой известной программой начала XXI в. стала «Молодежь за толерантность и демократию -против правого экстремизма, ксенофобии и антисемитизма»1. Она была создана еще в 2001 г., став ответом на многие последующие вызовы современной Германии: миграционный кризис, рост праворадикальных настроений, прежде всего в восточных землях, провал политики мульти-культурализма и т. п. Программа была направлена на расширение понимания мирного существования в рамках полиэтничного государства; на борьбу с экстремизмом и нетерпимостью разного рода, продвижение гражданских инициатив как индикатора роста демократизации общества. Эффективность программы «Молодежь за толерантность и демократию» выразилась в росте популярности среди молодых немцев партии «Зеленые», чья политическая программа содержит требования по улучшению условий проживания и качества жизни мигрантов, расширению демократизации общества через децентрализацию и политическое соучастие2. На последних выборах в Бундестаг 2021 г. наиболее молодежной партией стали именно «зеленые», за нее проголосовало 23 % избирателей в возрасте от 18 до 24 лет и 21 % - от 25 до 34 лет3.
Говоря о форме политического воспитания молодежи, стоит отметить, что пока в ФРГ различные его модели не систематизированы. С одной стороны, это связано с нечеткой классификацией в секторе социальной защиты молодежи многих профильных учреждений, с другой - существуют разные формы политического соучастия для детей и юношества. Большинство детских правозащитных групп работает на нескольких уровнях, пересекаясь в своей деятельности.
Аналогом службы социальной опеки в ФрГ является Jugendamt. На примере деятельности данной организации можно проследить противоречивость государственной молодежной политики ФРГ. Деятельность ювенальной юстиции западных стран в целом воспринимается в российском обществе негативно, хотя отечественные правоведы дают, на наш взгляд, более объективную оценку результативности Управления по делам детей ФРГ. «Сотрудничество системы юве-нальных судов с социальными службами (в рамках юстиции и вне ее) заложено в самом законодательстве Германии. Идея воспитания как ведущий элемент процессуального и административного права способствует использованию преимущественно психолого-педагогических мер в отношении несовершеннолетних, подключению неюридических инстанций, принимающих во внимание интересы общественной безопасности, а также социально-бытовые условия, в которых подросток развивается» (Кузнецов, Гребенкин, 2011).
Ювенальная юстиция рассматривает социальную политику в отношении детей в контексте идеи социальной экологии человеческого развития, а значит, проводимая стратегия «социальной реформы с детства» не может быть эффективной только средствами KJHG. С точки зрения ряда детских правозащитников ФРГ, необходимо дальнейшее вовлечение детей в дебаты об их правах, усиление их политической ангажированности как гаранта обеспечения в будущем национальной безопасности Германии (Honig, 2001). Стратегия понимания права детей как индивидуального права, вырванная из семейного контекста, приоритет прав детей над правами родителей вступает в концептуальное противоречие с понимание института семьи согласно Основному закону ФРГ, где приоритет отдается семейной политике, ориентированной на создание среды, спо-
1 Programm "Jugend für Toleranz und Demokratie - gegen Rechtsextremismus, Fremdenfeindlichkeit und Antisemitismus" [Электронный ресурс]. URL: http://www.eundc.de/pdf/03900.pdf (дата обращения: 22.11.2022).
2 Die Zukunft ist grün [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «Союз 90 / Зеленые». URL: https://www.gruene.de (дата обращения: 22.11.2022).
3 Лицо избирателя: как голосовали немцы в зависимости от возраста, пола, региона. [Электронный ресурс]. RG.RU URL: https://rg.ru/2021/09/28/lico-izbiratelia-kak-golosovali-nemcy-v-zavisimosti-ot-vozrasta-pola-regiona.html (дата обращения: 22.11.2022).
собствующей развитию детей. Статья 6 Основного закона ФРГ гласит: «(1) Брак и семья находятся под особой защитой государства. (2) Уход за детьми и их воспитание являются естественным правом родителей и их первейшей обязанностью. Их осуществление находится под наблюдением государства» (Schulze, 1994: 205).
Современная государственная молодежная политика ФРГ направлена на уменьшение политической апатии молодежи, активизацию идей гражданского соучастия в правовом сознании молодых жителей страны. Изменения, которые коснулись ювенального законодательства Германии, расширение форм политического воспитания в дополнение к концепции демократизации образования, во многом способствовали трансформации электоральных предпочтений молодежи ФРГ. Стратегия большей вовлеченности детей в общественно-политическую жизнь показала свою эффективность и на примере германского опыта доказала ее жизнеспособность в обеспечении национальной безопасности страны и закреплении демократических ценностей в сознании будущего поколения. Современная модель политического воспитания молодежи реанимировала многие положительные начинания государственной молодежной политики конца XIX - начала XX вв., главным из которых стала направленность на самоорганизацию и саморазвитие молодежи с учетом их интересов и потребностей.
Список источников:
Васильченко А. История гитлерюгенда [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/book/vasilchenko_andrey/is-toriya_gitleryugenda.html (дата обращения: 22.1l.2022).
Кузнецов В.К., Гребенкин Е.В. Отправление правосудия по делам несовершеннолетних в ФРГ: баланс воспитания и права // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 256.
Deutsche Verfassungsgeschichte 1849-1919-1949 / Hrsg. H. Schulze. F. a. M., 1994. 489 s.
Honig M.-S. Soziale Frage, Frauenfrage - Kinderfrage? // Sozialwissenschaftliche Literatur Rundschau 24/1 (2001a). S. 74.
Sunker H. Kindheit heute - die Zukunft von Kinderpolitik // Handbuch Kinderrechte. Partizipation, Kinderpolitik, Kinderkultur / Guthoff W. Sunker, H. (Hrsg.). Munster, 2001. S. 72.
References:
Honig, M.-S. (2001 a) [Social Question, Women's Question - Children's Question?] [Social Science Literature Review]. (24/1), 74 (in German).
Kuznetsov, V.K. & Grebenkin, E.V. (2011) Otpravleniye pravosudiya po delam nesovershennoletnikh v FRG: balans vospi-taniya i prava [Administration of Juvenile Justice in Germany: Balance of Education and Law]. Siberian Pedagogical Journal. (1), 256 (in Russian).
Schulze, H. (ed.) (1994) [German Constitutional History 1849-1919-1949]. Frankfurt am Main, Long. 489 (in German).
Sunker, H. (2001) [Childhood Today - the Future of Child Policy]. In: Guthoff, W. & Sunker, H. (eds.) [Handbook of Children's Rights. Participation, Child Policy, Child Culture]. Muenster. 72 (in German).
Vasilchenko, A. Istoriya gitleryugenda [History of the Hitler Youth]. Available at: https://royallib.com/book/vasilchenko_an-drey/istoriya_gitleryugenda.html (accessed: 22.11.2022) (in Russian).
Информация об авторах
Б.А. Ночвина - кандидат исторических наук доцент кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=397921
Н.В. Старикова - кандидат исторических наук, доцент; заведующий кафедрой истории России и вспомогательных исторических дисциплин, Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина, Нижний Новгород, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=234646
Information about the authors
B.A. Nochvina - PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Department of International Relations and Foreign Regional Studies, Linguistics University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=397921
N.V. Starikova - PhD in Historical Sciences, Associate Professor; Head of the Department of Russian History and Auxiliary Historical Disciplines, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=234646
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.12.2022.