Научная статья на тему 'От мультикультурализма к исламофобии?: проблемы интеграции мусульманских общин в ФРГ'

От мультикультурализма к исламофобии?: проблемы интеграции мусульманских общин в ФРГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1061
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИНТЕГРАЦИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / МИГРАЦИЯ / ISLAM / INTEGRATION / MULTICULTURAL SOCIETY / IDENTITY / ETHNIC CONFLICT / MIGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ночвина Б. А.

Целью данного исследования является анализ проблемы интеграции и идентичности мусульманских общин Германии. Кардинальные качественные изменения соотношения транснационального и национального стали характерной чертой современных стран ЕС. Рост количества мусульман среди граждан ФРГ, кризис концепции мультикультурного общества, усиление антиисламских настроений внутри немецкого общества все это создает угрозу нового этнического конфликта в Германии. Усилия многих политических сил современной ФРГ направлены на создание эффективной модели межцивилизационного диалога, значительна в этом процессе и роль мусульманских общин Германии. Успех создания европейской мусульманской идентичности зависит от ряда факторов, в том числе и внешнеполитических. Анализ стратегии национальной политики правительства ФРГ позволяет выявить не только трудности, с которыми сталкиваются сегодня мусульмане Германии, но и определить критерии действительного межкультурного консенсуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM MULTICULTURALISM TO ISLAMOPHOBIA?: MUSLIM COMMUNITIES INTEGRATION PROBLEMS IN GERMANY

This article deals with the problem of integration and identity of the Muslim communities in Germany. Fundamental qualitative changes in the ratio of transnational and national became a characteristic feature of the modern states of EU. The growing number of Muslims among the citizens of Germany, the crisis of the multicultural society, strengthening of anti-Islamic sentiment within the German society all this creates the threat of a new ethnic conflict in Germany. The efforts of many political forces of modern Germany are aimed at creating an effective model of inter-civilization dialogue, significant in this process and the role of Muslim communities in Germany. The success of the creation of a European Muslim identity depends on a number of factors, including foreign policy. The analysis of the strategy of national policy of the German government reveals not only the difficulties faced by Muslims today in Germany, but also to determine the criteria for valid intercultural consensus.

Текст научной работы на тему «От мультикультурализма к исламофобии?: проблемы интеграции мусульманских общин в ФРГ»

УДК: 94 ГРНТИ: 03.91

ОТ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА К ИСЛАМОФОБИИ?: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН В ФРГ

Б. А. Ночвина

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова Россия, 603155 г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а

И Ночвина Белла Анатольевна - [email protected]

Целью данного исследования является анализ проблемы интеграции и идентичности мусульманских общин Германии. Кардинальные качественные изменения соотношения транснационального и национального стали характерной чертой современных стран ЕС. Рост количества мусульман среди граждан ФРГ, кризис концепции мультикультурного общества, усиление антиисламских настроений внутри немецкого общества - все это создает угрозу нового этнического конфликта в Германии. Усилия многих политических сил современной ФРГ направлены на создание эффективной модели межцивилизационного диалога, значительна в этом процессе и роль мусульманских общин Германии. Успех создания европейской мусульманской идентичности зависит от ряда факторов, в том числе и внешнеполитических. Анализ стратегии национальной политики правительства ФРГ позволяет выявить не только трудности, с которыми сталкиваются сегодня мусульмане Германии, но и определить критерии действительного межкультурного консенсуса.

Ключевые слова: ислам, интеграция, мультикультурное общество, идентичность, этнический конфликт, миграция.

FROM MULTICULTURALISM TO ISLAMOPHOBIA?: MUSLIM COMMUNITIES INTEGRATION PROBLEMS IN GERMANY

B. A. Nochvina

Linguistics University of Nizhny Novgorod 31a Minin St., 603155 Nizhny Novgorod, Russia

El Nochvina Bella - [email protected]

This article deals with the problem of integration and identity of the Muslim communities in Germany. Fundamental qualitative changes in the ratio of transnational and national became a characteristic feature of the modern states of EU . The growing number of Muslims among the citizens of Germany, the crisis of the multicultural society, strengthening of anti-Islamic sentiment within the German society - all this creates the threat of a new ethnic conflict in Germany. The efforts of many political forces of modern Germany are aimed at creating an effective model of inter-civilization dialogue, significant in this process and the role of Muslim communities in Germany. The success of the creation of a European Muslim identity depends on a number of factors, including foreign policy. The analysis of the strategy of national policy of the German government reveals not only the difficulties faced by Muslims today in Germany, but also to determine the criteria for valid intercultural consensus.

Keywords: Islam, integration, multicultural society, identity, ethnic conflict, migration.

В 2002 г. Центральный Совет мусульман Германии принял документ под названием "Исламская хартия", посвященной проблемам интеграции и самоопределения мусульман внутри немецкого общества.

Председатель Центрального Совета мусульман Надим Элиас призвал к межконфессиональному и межкультурному диалогу граждан ФРГ. «Исламская хартия» содержит ряд требований мусульман Германии к немецкой общественности, среди которых основными являются следующие: интеграция при сохранении исламской идентичности, развитие европейской мусульманской идентичности, достойная жизнь мусульман среди немецкого общества. Последний тезис включает в себя: «введение проповедования исламской религии в школьную систему на немецком языке; учреждение академической профессуры для университетского образования учителей ислама и имамов; разрешение на строительство мечетей в центральных районах; разрешение публичного призыва к молитве, усиленного громкоговорителями; уважение исламской формы одежды в школах и административных зданиях; выборы мусульман в существующие органы контроля за средствами массовой информации; реализация права на убой скота, в соответ-

ствии с исламским ритуалом по решению Федерального Конституционного суда в 2001 году; наём мусульманских имамов в ряды службы военных священников вооружённых сил; мусульманская религиозная помощь в больницах и социальных учреждениях; официальная защита двух мусульманских религиозных праздников» [1].

Данный документ вызвал неоднозначную реакцию немецкого общества и привел к усилению исламофобских настроений у части населения ФРГ. Возникает вопрос - в чем причина роста антиисламских настроений в немецком обществе? История появления исламских общин в Германии начинается еще в правление прусского короля Фридрихе II. В период Веймарской республики была основана исламская община г. Берлина, а в 1927 г. в Берлине создается Центральный институт истории ислама. Однако вплоть до 1965 г. число мусульман Германии не превышало 2000 человек. С 1990-х гг. ХХ века приток мусульманского населения в ФРГ резко усилился, несмотря на создание миграционного законодательства реального политического опыта взаимодействия с исламским миром у Германии не было. В связи, с чем сама идея создания концепции «мультикультурного общества» вызывала изначально много вопросов.

Histoгy and Aгcheology | Juvenis scientia 2017 № 2

57

На сегодняшний момент правящая коалиция во главе с блоком ХДС/ХСС, не смотря на ряд разногласий между хри-стианскими-демократами и христианскими-социалистами по вопросам миграционного законодательства, в целом сохраняет приверженность стратегии «единству в различии. Созданные в рамках концепции мультикультурализма многочисленные программы, направленные на усиление интеграции мусульманского населения в немецкое общество, получили новый стимул развития в 2006 году когда по инициативе правительства ФРГ была создана Исламская конференция. Целью данной конференции стало не только практическая реализация стратегии мультикультурализма, но и создание в немецком общественном сознании положительного образа ислама.

В январе 2015 г. Центральным советом мусульман Германии и турецкими общинами Берлина была организована акция, на которой присутствовали канцлер А. Меркель президент Й. Гаук и члены кабинета министров, в качестве главного лозунга был избран «За открытую миру и толерантную Германию и свободу слова и вероисповедания».

Наиболее крупными исламскими организациями в Германии являются Исламский совет ФРГ, созданный в 1986 г. в Берлине, основанный в 1994 г. Центральный совет мусульман в Германии и выделившейся в самостоятельную организацию Союз исламских культурных центров. Центральный совет мусульман объединяет около 20 крупных исламских организаций. Совет представляет интересы различных этнических исламских диаспор. Благодаря своей эффективной стратегии в отношении немецкой общественности и успешной работе с рядом крупнейших СМИ ФРГ, Центральный совет получил официальное признание в германском политическом сообществе. По мнению многих, он стал неотъемлемой частью немецкого общества, партнером в организации социальной, религиозной и культурной жизни мусульман ФРГ. Деятельность Центрального Совета направлена на защиту прав мусульман в социальной политике и сфере образования, а также сосредоточена на защите и сохранении мусульманской идентичности и культурных ценностей ислама. По последним данным на сегодняшний момент в Германии проживают около 4 миллионов мусульман, это составляет 5 % населения страны. Большинство из них принадлежат турецкой диаспоре. Однако среди мусульман ФРГ есть выходцы из бывшей Югославии, Ирана, также в последнее время растет число этнических немцев, принявших ислам. Это свидетельствует о том, что исламская диаспора давно стала частью общественно-политической жизни ФРГ. Чем же вызвана возрастающая исламофобия в современной Германии?

Большинство мусульман Германии принадлежат к суннитам ханафитского мазхаба, наиболее распространённой правовой школе ислама, это примерно 74 %. К алафитам причисляют себя 13 % мусульман ФРГ, к шиитам - 7% и суфитам - 6%. На сегодняшний момент особенно быстро растет число приверженцев салафизма, радикального направления в исламе. По данным исследователей общее количество салафитов в Германии приближается к 7000 человек. С одной стороны в процентном соотношении количество приверженцев радикального ислама по сравнению с другой частью мусульманской общины ФРГ ничтожно, с другой рост влияния движения «Pegida», особенно в восточных землях, заставляет правительство Германии всерьез задуматься над угрозой обострения этнического конфликта в стране.

Миграционный кризис охвативший страны ЕС, приток в ФРГ с 2014 - 2016 гг . более 1,5 миллиона беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, только усилил раскол немецкого общества на антиисламистов и мульти-культуралистов. В одном из своих недавних выступлений Председатель Центрального совета мусульман Германии Айман Мазьек отметил две основные причины усиления исламофобии в ФРГ: «Я думаю, есть две причины той ненависти, пришедшей со стороны людей с правыми взглядами в интернет и соцсети. Во-первых, туда был выплеснут весь накопившийся гнев и ненависть по проблеме беженцев. Во-вторых, это также результат некомпетентности некоторых политиков и СМИ, которые вместо того, чтобы спокойно реагировать, руководствуются реакцией толп в соцсетях" [2].

Большинство аналитиков [3, рр. 45] связывают агрессивные акции со стороны мигрантов-мусульман с ростом количества салафитов в Германии, большинство же живущих в ФРГ мусульман воспринимают Германию как свою родину и хотели бы в ней остаться навсегда. Лишь четверть всех мусульман не считает себя интегрированными в немецкое общество. Примечательно, что среди салафитов в Германии немало этнических немцев. Например, печально известный, бывший боксер Пьер Фогель, принявший имя Абу Хамза. Фогель создал организацию «Приглашение в рай». Акции Фогеля направлены на разжигание межнациональной и межконфессиональной розни. К сожалению, многие граждане Германии ассоциируют ислам именно с такими лидерами как П. Фогель, что негативно сказывается ни процессе интеграции мусульман в немецкое общество. В Северном Рейне-Вестфалии, где проживает большое количество мусульман, негативно относятся к исламу 46% населения, в Тюрингии и Саксонии 76-78%. В связи с этим усилия многих политических сил современной ФРГ направлены на создание эффективной модели межцивилизационного диалога, значительна в этом процессе и роль мусульманских общин Германии.

Как уже говорилось выше большинство мусульман Германии это турки (2, 5 млн. человек). Основная часть мусульманских организаций в ФРГ также турецкие. Среди них: Турецко-исламский союз религиозных учреждений, Исламское общество «Милли гёрюз», Исламское общество «Джамаат ун-Нур» («Община света») - суфийское общество, объединяющее сторонников учения турецкого религиозного деятеля Бедьюззамана Саида Нурси, Турецко-исламский культурный союз Европы, Европейская федерация турецких демократических союзов идеалистов.

Лозунгами правящей партии ХДС/ХСС в отношении иммигрантов-мусульман является «германизация ислама», «мусульмане являются частью германской нации». [4] Канцлер ФРГ А. Меркель заявляет: «Дискриминации и разграничению у нас нет места. Поэтому мы будем последовательно преследовать антисемитские преступления всеми доступными правовыми средствами. Так же, как и нападения на мечети. Их мы тоже будем последовательно преследовать» [5]. При этом многие члены партии ХДС/ХСС утверждают, что Германия не мусульманская страна, а государство христианских традиций, и немецкое общество не обязано приспосабливаться к исламу. Например, председатель Комитета бундестага по внутренним делам Вольфганг Босбах от блока ХДС/ХСС заявил, что в ФРГ "нет исламской традиции", а значит, нет причин официально признавать мусульманские праздники. По мнению другого христианского демократа Фолькера Каудера: "Мусульмане, конечно

же, имеют отношение к Германии, но никак не ислам, который не является частью традиции и идентичности в Германии» [6].

Требования мусульман ФРГ, изложенные в Хартии, трудно реализуемы в рамках модели кооперативного федерализма Германии, которая предусматривает децентрализованное регионально-местное финансирование. Многие направления деятельности мусульманских общин ФРГ попадают под действия конкурирующего права Федерации и субъектов Федерации. Так в частности, управление образованием практически полностью находится в исключительном ведении земель и муниципалитетов. Однако в рамках этого же права ряд земель и городов с федеральным статусом (Гамбург, Бремен, Гессен, Баден-Вюртемберг) официально утвердили мусульманские праздники.

На сегодняшний момент главной стратегией в отношении мусульманского населения ФРГ стала концепция «немецкий ислам», предложенная членом ХДС/ХСС Вольфгангом Хойбле. «Немецкий ислам» по мнению христианских демократов станет не только адекватным ответом на вызовы миграционного кризиса, но и будет способствовать универсальности демократического общества Германии.. Реализация данной концепции станет возможна как на федеральном так и на земельном уровне. В частности предполагается координация действий для адаптации мусульманского населения министерства внутренних дел и министерства труда. Однако многие аналитики [3, рр. 67] скептически расценивают данный проект. Немецкий ислам - это своеобразная либерализация исламских ценностей в контексте демократических западных ценностей. Кризис традиционных христианских ценностей в странах ЕС вызванных подобной стратегией либерализации привел к обновлению социальной концепции римско-католической церкви. Действия римского папы Франциска I направленны на создание действительного мультикультурализма, но возможна ли такая либерализация ислама в западном обществе? Скорее нет, т.к. во-первых, многие из прибывших мусульман в ФРГ исповедуют радикальный ислам - ваххабизм, во-вторых многие мусульмане Германии воспринимают «немецкий ислам» как попытку лишить их традиционного вероисповедания.

На наш взгляд, одной из главных трудностей в реализации действительной интеграции мусульман в немецкое общество стало не только растущее влияние движения «Pegida», которое распространило свои идеи далеко за пределы восточных земель ФРГ. Данное движение выступает за иную модель национальной политики: германизация мигрантов, государственная защита основных западных христианских ценностей, ужесточение миграционного законодательства и т.д. «Pegida» является во многом выражением стихийного протестного движения населения ФРГ, уставшего от нерешенности ряд социально-экономических проблем, в связи с чем вряд ли способно трансформироваться в реальную политическую силу. На современном этапе главным оппонентом национальной политики федерального правительства стал рост популярности правокон-сервативной партии Альтернатива для Германии. Немецкие

евроскептики еще недавно считавшиеся маргинальной партии уверенно выходят на 3 место популярности среди всех политических объединений ФРГ. В 2016 г. была принята официальная политическая программа АдГ, где понятие «политический ислам» был заменен лозунгом «ислам не для Германии».

В противовес концепции ХДС «немецкий ислам» Альтернатива для Германии предлагает исключение любого государственного финансирования строительства и содержания мечетей, ношение хиджабов в школах Германии, а также проведения ритуального жертвоприношения исламских праздников. Главным лозунгом АдГ стал жесткий курс в миграционной политики и установление строгого пограничного контроля государственной границы Германии, чтобы иметь возможность допуска в страну только квалифицированных мигрантов с высокой степенью готовности к интеграции.

Таким образом, все выше сказанное указывает на сложность правительства ФРГ разработать эффективную национальную политику по интеграции мусульманских диаспор в немецкое общество. Причинами этого являются следующие факторы: - влияние изменения баланса сил на Ближнем Востоке, усиление потока беженцев из зон конфликта стран арабского Востока; наличие у немцев комплекса вины за национал-социализм, который значительно повлиял на формирование западногерманской политической культуры и стратегии национальной политики Германии; изначальная искусственность концепции мультикультурного общества, которая была порождением социально-экономических потребностей стран Запада и в меньшей степени предполагала действительное «равноправное сосуществование различных форм культурной жизни» [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Исламская хартия. Центральный Совет Мусульман в Германии-Фундаментальная декларация Центрального Совета Мусульман в Германии об отношениях между мусульманами, их государством и их обществом. URL: http://constitutions.ru/?p=6770 (дата обращения 5.08.2015

2. Совет мусульман ФРГ: рост исламофобии обусловлен невежеством политиков. URL: https://ria.ru/religion/20160113/1359115380.html

3. Funke H. Von Wutbürgern und Brandstiftern: AfD - Pegida -Gewaltnetze, Berlin: Verlag für Berlin-Brandenburg, 2016 S.184

4. Wulff Ch. Der Islam gehört zu Deutschland // Focus. -03.10.2010 .URL: http://www.focus.de/politik/deutschland/ (дата обращения 21.01.2015)

5. Меркель заявила, что берет мусульман в ФРГ под защиту. URL: http://www.newsru.com/religy/15jan2015/merkel.html (дата обращения 18.02.2017)

6. Немецкие мусульмане потребовали узаконить исламские праздники. URL: http://lenta.ru/news/2013/03/28/muslime (дата обращения 8.08.2015)

7. Хабермас Ю. Упраздняет ли Германия себя? URL: http://www. liberty.ru/themas/uprazdnyaet-li-g (дата обращения 18.02.2017).

Поступила в редакцию 19.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.