Научная статья на тему 'Политическое урегулирование как составная часть миротворческой операции ООН в Сомали (1992-1995 гг. )'

Политическое урегулирование как составная часть миротворческой операции ООН в Сомали (1992-1995 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
659
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / СОМАЛИ / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ООН / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ООН / АЛИ МАХДИ / МУХАММЕД ФАРАХ АЙДИД / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ / МОГАДИШО / CONFLICT / SOMALIA / UN PEACEKEEPING OPERATION / UN GENERAL SECRETARY / ALI MAHDI / MOHAMMED FARRAH AIDID / POLITICAL PROCESS / NATIONAL RECONCILIATION / MOGADISHU

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шагалов Вячеслав Александрович

Статья посвящена одному из важных аспектов миротворческой операции ООН в Сомали, проходившей в 1992-1995 гг., процессу политического урегулирования. В статье отмечается роль Генерального секретаря ООН, при активном участии которого проходило большинство переговоров между всеми сторонами конфликта в Сомали. Анализируются позиции двух ключевых сомалийских политиков первой половины 90-х годов ХХ века Али Махди и Мухаммеда Фараха Айдида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the process of political settlement, one of the important aspects of the UN peacekeeping operation in Somalia in 1992-1995. The article emphasizes the role of UN Secretary-General, whose involvement provided for most negotiations among the parties concerned. The main issues analyzed are the positions of the two key Somalian politicians in the early 1990s, Ali Mahdi and Mohammed Farrah Aidid.

Текст научной работы на тему «Политическое урегулирование как составная часть миротворческой операции ООН в Сомали (1992-1995 гг. )»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 152, кн. 1 Гуманитарные науки 2010

УДК 327

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ ООН В СОМАЛИ

(1992-1995 гг.)

В.А. Шагалов Аннотация

Статья посвящена одному из важных аспектов миротворческой операции ООН в Сомали, проходившей в 1992-1995 гг., - процессу политического урегулирования. В статье отмечается роль Генерального секретаря ООН, при активном участии которого проходило большинство переговоров между всеми сторонами конфликта в Сомали. Анализируются позиции двух ключевых сомалийских политиков первой половины 90-х годов ХХ века - Али Махди и Мухаммеда Фараха Айдида.

Ключевые слова: конфликт, Сомали, миротворческая операция ООН, Генеральный секретарь ООН, Али Махди, Мухаммед Фарах Айдид, политический процесс, национальное примирение, Могадишо.

В конце ХХ - начале XXI века ситуация вокруг Сомали стала объектом пристального внимания мирового сообщества, ведущих мировых держав, а также международных организаций, таких, как ООН и НАТО. По данным Международного морского бюро, только за первые девять месяцев 2008 г. в мире произошло 199 случаев нападений пиратов, из них 63 приходилось на Сомали. За это же время сомалийские пираты захватили 26 судов и 182 члена экипажа [1].

Сегодня ситуация с сомалийскими пиратами угрожает безопасности не только государств Африканского Рога, но и мира в целом.

Падение режима президента С. Барре в январе 1991 г. привело к межклано-вым столкновениям во многих частях Сомали. В ноябре наиболее интенсивные столкновения между двумя группировками происходили в столице страны -Могадишо. Одна из них поддерживала временного президента Али Махди Мохаммеда, другая - председателя Объединенного Конгресса Сомали генерала М.Ф. Айдида. После этого началась полномасштабная гражданская война с применением тяжелых вооружений. Страна оказалась расколотой на отдельные части, которые контролировались той или иной вооруженной группировкой. Обстановка усугублялась наличием никем не контролируемых вооруженных бандитских групп [2, р. 22-23].

27 декабря 1991 г. Х.П. де Куэльяр проинформировал председателя Совета Безопасности о своей инициативе по направлению в Сомали с посреднической миссией помощника Генерального секретаря по политическим вопросам

О.К. Джонаха. В начале января 1992 г., несмотря на непрекращающиеся воору-

женные столкновения в Могадишо, господин Джонах с группой ооновских дипломатов высшего ранга прибыл в Сомали для переговоров, целью которых было прекращение боевых действий и обеспечение беспрепятственной доставки гуманитарной помощи мирным гражданам, пострадавшим в результате конфликта. В ходе этого визита состоялись встречи, на которых все лидеры группировок, за исключением генерала Айдида, высказались за прекращение огня в Могадишо. Была также одобрена деятельность ООН по национальному примирению в Сомали. Результаты визита были изложены в докладе Генеральному секретарю Б. Бутрос-Гали. После его обсуждения с членами Совета Безопасности появилась резолюция № 733 от 23 января 1992 г., в которой главный орган ООН призвал все стороны конфликта к прекращению боевых действий и решил, что все государства должны немедленно ввести эмбарго на поставки вооружений и военного снаряжения в Сомали. Кроме того, Совет Безопасности призвал Генерального секретаря увеличить гуманитарные поставки пострадавшему населению и продолжить контакты со всеми партиями, вовлеченными в конфликт, в целях скорейшего выполнения данного ими обязательства по прекращению боевых действий и оказанию помощи в процессе политического урегулирования ситуации [3].

24 апреля 1992 г. в ответ на рекомендации Генерального секретаря Совет Безопасности принял резолюцию № 751, рекомендовавшую немедленно направить в Могадишо 50 военных наблюдателей для контроля за выполнением подписанных соглашений. Кроме того, члены Совета согласились учредить силы безопасности для последующего их размещения в Сомали и предложили Генеральному секретарю в связи с этим продолжать консультации со всеми сторонами конфликта. Так началась операция ООН ЮНОСОМ-1 (русская аббревиатура от английского термина UNOSOM - United Nations operation in Somalia «операция ООН в Сомали»).

Решение Совета Безопасности ООН о развертывании миротворческой операции в этой африканской стране было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, после распада Советского Союза и Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений возникла целая серия региональных конфликтов, потенциально угрожавших международному миру и безопасности. Организация Объединенных Наций решила принять активное участие в их урегулировании, заявив о себе как о дееспособной организации, необходимой в постбиполярном мире. Во-вторых, район Африканского Рога является стратегически важным, так как примыкает к Персидскому заливу, через который ближневосточная нефть поступает к потребителям, а среди них есть постоянные члены Совета Безопасности, пролоббировавшие отправку миротворцев в Сомали. В-третьих, ООН, начиная операцию в Сомали, пыталась в какой-то степени загладить свою вину за развязывание в этой стране гражданской войны: в 80-х годах XX века из Могадишо поступали многочисленные сигналы о жестокой репрессивной политике режима С. Барре, которые игнорировались руководством ООН.

Одновременно с миротворческой операцией ООН международные посредники начинают трудный и долгий процесс политического урегулирования в стране с привлечением всех заинтересованных сторон. С момента принятия резолюции Совета Безопасности № 794 Генеральный секретарь продолжал

предпринимать усилия по достижению в Сомали политического урегулирования, имея в виду, что такие усилия должны сопровождаться соответствующими мерами по созданию в стране безопасной обстановки. Прогресс в политической области - необходимое условие, при котором ООН сможет оказать стране помощь в осуществлении социально-экономических программ восстановления и реконструкции, необходимых для поддержания процесса постконфликтного миростроительства. В декабре 1992 г. Генеральный секретарь ООН направил президенту США Д. Бушу письмо, в котором предложил свой вариант разделения функций в Сомали между ООН и США: «США обязались играть ключевую роль в обеспечении безопасных условий, необходимых для Организации Объединенных Наций в деле оказания гуманитарной помощи и содействия национальному примирению и экономическому восстановлению, которые с самого начала упоминались в резолюциях Совета Безопасности по Сомали».

Сразу же после принятия резолюции № 794 Б. Бутрос-Гали направил ее текст Генеральным секретарям Организации африканского единства, Организации Исламская конференция и Лиги арабских государств. Эти региональные организации совместно с ООН предприняли усилия по содействию национальному примирению в Сомали. Специальный представитель Генерального секретаря ООН посол И. Киттани поддерживал контакт с политическими партиями и движениями в Сомали и информировал их по вопросу претворения в жизнь резолюции Совета Безопасности.

В начале января 1993 г. в Аддис-Абебе состоялось предварительное совещание по национальному примирению с участием всех заинтересованных сторон. Лидеры политических группировок подписали несколько соглашений. 8 января было подписано общее соглашение и соглашение о соблюдении прекращения огня и механизмах разоружения.

Общее соглашение предусматривало созыв 15 марта в Аддис-Абебе конференции по национальному примирению. Кроме того, лидеры политических группировок договорились о немедленном и обязательном для всех прекращении огня во всех районах Сомали, прекращении враждебной пропаганды друг против друга, создании атмосферы, способствующей примирению, и дополнительных механизмов для продолжения политического диалога между всеми заинтересованными сторонами в рамках подготовки конференции по национальному примирению, о продолжении и расширении сотрудничества со всеми международными организациями, занимающимися доставкой и распределением гуманитарной помощи населению Сомали, а также о принятии на себя обязательств по содействию свободному передвижению сомалийского населения по всей территории страны. Материально-техническая подготовка к конференции была возложена на силы ООН в Сомали и на другие региональные международные организации [4].

15 января 1993 г. в Аддис-Абебе было подписано соглашение об учреждении Специального комитета для подготовки первого раунда конференции по национальному примирению.

После успешного проведения неофициального совещания по подготовке конференции по национальному примирению, которое было созвано по инициативе Генерального секретаря ООН в Аддис-Абебе в январе 1993 г., там же

15 марта состоялся первый раунд конференции. Для участия в ней были приглашены 300 человек, принадлежавших к различным слоям населения Сомали и представлявших политические движения, общины, религиозные и женские группы, гражданские и неправительственные организации [5, р. 123-124]. 27 марта 1993 г. сомалийские политические лидеры подписали всеобъемлющее соглашение, охватывающее вопросы разоружения и безопасности, реконструкции и восстановления, возвращения собственности и мирного урегулирования споров, а также создания переходного механизма управления страной. На заключительном заседании первого раунда 28 марта было подписано Аддис-Абебское соглашение. Оно предусматривало двухлетний переходный период, который должен был начаться 27 марта 1993 г. В течение этого периода должны были быть сформированы переходные органы власти четырех типов:

1) временный национальный совет, который должен был выступать в качестве своеобразного депозитария сомалийского суверенитета и служить главным политическим органом, наделенным законодательными функциями, в течение переходного периода;

2) центральные административные департаменты, которые должны были нести ответственность за восстановление и функционирование департаментов гражданской администрации и социальные, экономические и гуманитарные вопросы, подготавливая, таким образом, восстановление официального правительства;

3) областные советы, которые должны были быть учреждены во всех 18 областях Сомали (каждый областной совет должен был включать по 3 представителя от каждого районного совета);

4) районные советы, которые следовало учредить во всех районах каждой области. Эти советы должны были комплектоваться путем выборов или путем назначений в соответствии с сомалийскими традициями [6, с. 8].

26 мая специальный представитель Генерального секретаря созвал совещание расширенного Редакционного комитета по подготовке Временной хартии, в состав которого вошли 30 представителей политических группировок и такое же число неполитических участников. Комитет провел доработку рабочего документа, подготовленного Подкомитетом. Он завершил свою работу 4 июня и учредил Рабочую группу по доработке текста Временной хартии. Однако группе пришлось приостановить свою работу из-за вспышки насилия в Могадишо 5 июня 1993 г.

Аддис-Абебская конференция призвала также к созданию Комитета по мирному урегулированию споров, для того чтобы можно было мирным путем урегулировать претензии в отношении возвращения частной и государственной собственности, которая была незаконно конфискована, разграблена, похищена, захвачена, присвоена или приобретена другими мошенническими путями, а также все другие споры между сомалийцами [6, с. 9, 10].

В Аддис-Абебе была достигнута договоренность о том, что в выборах будут участвовать районы Сомали по состоянию на 31 декабря 1990 г. С учетом этого Редакционный комитет по подготовке Временной хартии постановил, что каждый районный совет будет состоять из 21 члена, избираемых в соответствии с сомалийскими традициями. Любой житель района в возрасте старше 25 лет

будет иметь право на избрание. Каждый районный совет будет выбирать трех своих членов для работы в областном совете, и каждый областной совет, в свою очередь, будет выбирать трех граждан региона для работы во Временном национальном совете.

Силы ООН в Сомали начали оказывать помощь сомалийцам в осуществлении этой части Соглашения. В мае были проведены консультации по вопросу создания районных советов в северо-восточной провинции Сомали. Заместитель специального представителя ЮНОСОМ посол Лансане Куяте возглавлял делегацию, которая провела дискуссии с местными лидерами в Босасо.

Процесс продолжался в начале июня, когда группа представителей ЮНОСОМ, возглавляемая директором по политическим вопросам, посетила районы области Ниран и провела консультации со старейшинами, политиками, религиозными группами, женскими организациями и представителями интеллигенции. Консультации были временно приостановлены из-за инцидента, произошедшего в начале июня в Могадишо. 27 июня представители ЮНОСОМ посетили области Джидо, Бакул, Нижняя Шебеле, Средняя Шебеле и Бей, где продолжили консультации.

Жители этих районов в подавляющем большинстве высказались за создание институтов, с помощью которых народ Сомали утвердит свой суверенитет. 3 июля Буур-Хакаба в области Бей стал первым населенным пунктом, где были официально созданы районные советы. Всего к концу июля был создан 21 районный совет, в том числе 2 в северо-восточной части страны [6, с. 10, 11].

Стремясь упрочить процесс национального примирения, начало которому положили сомалийские политические лидеры в Аддис-Абебе, ЮНОСОМ взяла на себя задачу содействия урегулированию конфликтов на региональном уровне и оказания помощи в урегулировании межобщинных споров. В Кисмайо -одном из наиболее сильно пострадавших от конфликтов районе страны - была проведена региональная мирная конференция. В ней приняли участие 152 старейшины из всей области Джуба. Они обсудили такие важные вопросы, как открытие всех районов области для свободного передвижения людей и коммерческих перевозок, воссоединение общин, урегулирование исков в отношении собственности, прекращение враждебных действий и разоружение. На конференции был достигнут существенный прогресс, а сотрудничество старейшин и религиозных деятелей общин обеспечило относительную стабильность в Кис-майо, где еще в мае шли бои.

6 августа 1993 г. представители участников конференции подписали Джу-баландское мирное соглашение, в котором они приняли на себя от имени своих кланов обязательство положить конец всем враждебным действиям между более чем 20 кланами, находящимися в Джубаланде.

В мае 1993 г. представители ЮНОСОМ пытались также оказать содействие сомалийцам в организации региональной конференции в области Галкайо и центральной области, где напряженность между различными группировками боевиков сохранялась, несмотря на подписание Аддис-Абебского соглашения. В Могадишо были приглашены руководители наиболее активных группировок - Сомалийского национального союза, Сомалийского национального фронта, Сомалийского демократического фронта спасения и Сомалийского национально-демо-

кратического союза. Однако провести эту конференцию под эгидой ЮНОСОМ не удалось из-за позиции Мухаммеда Фараха Айдида, который настаивал на том, чтобы лично отвечать за вопросы безопасности и организации конференции. По этой причине встреча носила ограниченный характер и в ней не участвовали представители некоторых ключевых сторон конфликта [6, с. 12].

В середине февраля 1994 г. специальный представитель Генерального секретаря посетил Кисмайо, Босасо, Бардеру, Найроби и Аддис-Абебу, а также организовал в Могадишо совещания с целью проведения консультаций с сомалийскими лидерами на предмет прекращения боевых действий в стране, в частности в Кисмайо. Ему удалось договориться о проведении в Найроби 15 марта консультативной встречи представителей сомалийских группировок с целью прекращения боевых действий и решения проблемы безопасности в регионе Нижняя Джубба. Он также смог посадить за стол переговоров двух ранее непримиримых противников - генерала Айдида и Али Махди.

В Найроби им удалось согласовать текст заявления по вопросу национального примирения, которое было подписано 24 марта 1994 г. В этом заявлении ведущие политические лидеры Сомали обязались соблюдать территориальную целостность и суверенитет Сомали, отказаться от любых форм насилия как средства разрешения конфликтов и прекратить боевые действия, уважать и обеспечить основные права и свободы человека, создать условия, благоприятствующие мирному сосуществованию всех сомалийцев и восстановлению и реконструкции страны. Кроме того, они договорились как можно быстрее восстановить мир на всей территории Сомали, провести встречу лидеров основных политических группировок 15 апреля 1994 г. в Могадишо для выработки правил и процедур голосования на конференции по национальному примирению. На этой встрече должны были также обсуждаться вопросы формирования Национальной законодательной ассамблеи. На 15 мая 1994 г. ведущие политические лидеры Сомали наметили проведение конференции по национальному примирению и избрание президента и премьер-министра страны.

Однако 5 апреля обострилась ситуация в Мерке и начались боевые действия. В связи с этим лидеры ССС заявили, что не будут участвовать в подготовительной встрече 25 апреля до тех пор, пока из города не будут выведены войска СНА.

Кроме того, лидеры СНД на северо-западе Сомали заявили по поводу проведения конференции по национальному примирению, что сомалийцы севера и юга страны должны собраться вместе и решить этот вопрос таким образом, чтобы было удовлетворено желание народа «Сомалиленда» иметь отдельный статус, с одной стороны, и были соблюдены его права и сохранено его единство - с другой [7].

14 октября 1994 г. 12 группировок и организаций, связанных с Сомалийским национальным альянсом (СНА), объявили в меморандуме о своем решении созвать конференцию по национальному примирению в Могадишо 27 октября. Они обратились к руководителям четырех организаций, вошедших в группу 12 участников Аддис-Абебского соглашения, а именно к Сомалийскому демократическому движению (СДД), Сомалийскому национальному фронту (СНФ), Сомалийскому патриотическому движению (СПД) и Объединенной сомалийской партии (ОСП), с призывом принять вместе с ними участие в этой конференции

и, в частности, просили ЮНОСОМ-2 направить приглашения для участия в конференции председателям 16 группировок и организаций, перечисленных в меморандуме. В число этих 16 группировок вошли группы, отколовшиеся от Сомалийской африканской организации (САОМ), Сомалийского национального союза (СНС) и Национального движения Сомали (НДЮС), которые не имели официального статуса в контексте Аддис-Абебского соглашения и Найробийского заявления.

После опубликования меморандума представитель Генерального секретаря настоятельно призвал всех сомалийских лидеров активизировать консультации, с тем чтобы содействовать скорейшему созыву широкой или всеобщей конференции по национальному примирению.

Тем временем 26-27 октября в Сомали прибыла делегация Совета Безопасности ООН, возглавляемая постоянным представителем Новой Зеландии Колином Китингом. Члены делегации встретились с лидерами группировок и организаций ССС и СНА. В состав делегации вошли Ван Сюэсянь (КНР), Эрве Ладсу (Франция), Айзек Е. Айевах (Нигерия), Камран Ниаз (Пакистан), Юрий Федотов (Россия) и Карл Ф. Индерферт (США). В программу работы делегации входили встречи с Али Махди Мухаммедом, представителем Сомалийского союза спасения, и генералом Мухаммедом Фарахом Айдидом, председателем Объединенного сомалийского конгресса/Сомалийского национального альянса (ОСК/СНА).

26 октября 1994 г. специальный представитель Генерального секретаря ООН посол Джеймс Виктор Гбехо ознакомил делегацию со сложившейся в стране политической обстановкой. Он, в частности, рассказал о своих усилиях, направленных на то, чтобы убедить генерала Айдида не проводить национальной конференции по примирению без участия тех группировок, которые поддерживают Али Махди. Члены делегации были проинформированы об отсрочке проведения конференции до 1 ноября.

В тот же день делегация Совета Безопасности провела встречу с Али Махди и руководителями 13 группировок, объединенных с ним в рамках Сомалийского союза спасения. В их число входили лидеры нескольких фракций, подписавших Аддис-Абебское соглашение, и даже «новый председатель» ОСК/СНА, который, по заявлению Али Махди, заменил генерала Айдида. Глава делегации Колин Китинг зачитал послание Совета Безопасности, подготовленное на базе основных принципов, утвержденных Советом. Али Махди и участвовавшие во встрече руководители группировок положительно восприняли это послание. Отвечая на него, Али Махди от имени своих коллег заверил миссию в их решительном настрое на сотрудничество с Генеральным секретарем и Советом Безопасности ООН. Он заявил, что группировки, входящие в ССС, никогда не вступали в конфронтацию с Организацией Объединенных Наций, и пообещал, что ССС будет сотрудничать с ЮНОСОМ в процессе свертывания ее военного компонента, добавив при этом, что он, со своей стороны, надеется на сотрудничество и помощь ООН в деле восстановления Сомали. Али Махди также обратился к мировому сообществу с призывом не бросать Сомали на произвол судьбы лишь по той причине, что руководитель одной из группировок проводит политику создания препятствий и помех процессу национального примирения.

27 октября 1994 г. делегация Совета Безопасности встретилась с генералом Айдидом и руководителями 12 других группировок, которые действовали совместно с ним, включая четыре фракционные группы, отколовшиеся от участников Аддис-Абебского соглашения. Посол Китинг сделал заявление, идентичное тому, с которым он накануне выступил перед Али Махди и представителями ССС, ознакомив участников встречи с посланием Совета Безопасности. Подчеркнув огромное значение, которое делегация придает созыву всеобщей конференции по национальному примирению, он добавил, что ни один режим, который возник бы в результате проведения конференции, не может рассчитывать на признание своей законности в глазах международного сообщества, если не получит всеобщего одобрения.

Отвечая на вопросы членов делегации относительно участия в конференции Али Махди, который, как они заметили, проявляет определенную готовность вступить с генералом Айдидом в диалог, генерал заявил, что он и его коллеги будут приветствовать участие Махди в конференции от имени ОСК, возглавляемого Мохаммедом Каньяре Афрахом, и что он может войти в правительство на широкой коалиционной основе, если победит в соперничестве за один из постов как член сомалийского общества и Центрального комитета ОСК.

27 октября делегация ООН встретилась в Найроби с представителями стран Африканского Рога (Джибути, Судана, Эритреи и Эфиопии) с целью информирования их о полномочиях и задачах своей миссии. Члены делегации подчеркнули важность сотрудничества с региональными организациями в деле достижения национального примирения в Сомали. В свою очередь, представители стран Африканского Рога заверили делегацию в своей готовности участвовать в решении проблем Сомали. Ввиду возможных последствий неудачи в деле достижения национального примирения в Сомали и особого влияния соседних стран на сомалийские группировки члены делегации ООН призвали своих собеседников к сотрудничеству с Организацией Объединенных Наций в выполнении эмбарго на поставки оружия в эту страну.

В тот же день, 27 октября, делегация встретилась с представителями учреждений ООН и международных неправительственных организаций в Могадишо. Последние выразили признательность силам ЮНОСОМ за их вклад в охрану автоколонн, доставляющих гуманитарную помощь, охрану портов и т. д. Заявив о своем твердом намерении продолжать свою деятельность и после вывода миротворческих сил ООН, они вместе с тем выразили опасение, что ситуация с обеспечением безопасности в Сомали после вывода сил может ухудшиться [8].

Между тем 1 ноября группировки СНА в одностороннем порядке созвали конференцию на юге Могадишо с целью создания в 45-дневный срок временного правительства. Али Махди, со своей стороны, созвал параллельное совещание лидеров ССС в северной части Могадишо для выработки ответных мер в связи с ожидаемым объявлением о формировании временного правительства сторонниками Айдида. 3 ноября 1994 г. лидеры ССС проинформировали специального представителя Генерального секретаря ООН о завершении разработки резервного плана по созданию собственного правительства на случай, если организованная СНА конференция в одностороннем порядке объявит о создании временного

правительства. Они также заявили о том, что созванная СНА конференция противоречит всем достигнутым ранее договоренностям между ведущими политическими группировками.

Специальный представитель провел несколько встреч с лидерами СНА и ССС, в ходе которых продолжал убеждать обе стороны в необходимости созыва действительно всеобщей конференции по национальному примирению. В результате обе стороны направили по 6 представителей, которые с 4 по 8 ноября

1994 г. провели в южной части Могадишо ряд консультативных совещаний по вопросу организации всеобщей конференции. В дальнейшем при посредничестве миротворческих сил состоялись переговоры между Али Махди и председателем Сомалийского демократического фронта спасения (СДФС) полковником Абдуллахи Юсуфом Ахмедом, который был уполномочен СНА представлять их интересы.

Специальный представитель Генерального секретаря посетил 29 декабря Аддис-Абебу, где встретился с президентом Эфиопии Мелисом Зенауи для обсуждения возможности проведения там встречи между Али Махди и генералом Айдидом. В начале января 1995 г. президент Эфиопии направил в Сомали миссию по установлению фактов для более детального ознакомления с ситуацией.

Кроме того, в январе - феврале 1995 г. продолжались контакты между лидерами СНА и ССС для обсуждения различных вариантов выхода из тупика. 6 февраля ССС представил свой план действий по национальному примирению. Он предусматривал созыв 25 февраля 1995 г. всеобщей конференции по национальному примирению с участием представителей ССС, СНА, СНД и альянса Игаля из северо-западной части страны, а также вождей и старейшин, религиозных деятелей, представителей интеллигенции и женщин.

В январе 1995 г. ССС и СНА удалось создать комитет по ведению переговоров, который должен был выработать согласованные решения по ключевым вопросам политического и экономического характера.

19 февраля состоялась встреча между Али Махди и одним из ближайших соратников Айдида - Османом Хасаном Али. Им удалось значительно продвинуться на пути урегулирования спорных вопросов. 21 февраля состоялась встреча между генералом Айдидом и Али Махди, на которой было подписано мирное соглашение. В этом соглашении стороны признали принцип разделения властей, обязались стремиться к избранию на пост президента Сомали не с помощью военной силы, а путем честных демократических выборов, согласились на разрешение всех споров путем мирного диалога, а также согласовали общую платформу для решения всех проблем. В соглашении также содержались положения о сосредоточении тяжелого вооружения в определенных пунктах и запрете открытого ношения оружия на улицах Могадишо.

23 февраля произошел еще один прорыв в переговорах двух ключевых группировок: стороны подписали соглашение об учреждении двух совместных комитетов по управлению морским портом и аэропортом в Могадишо. Это соглашение было одобрено Айдидом и Али Махди. Оно стало хорошей основой для налаживания сотрудничества между сомалийскими сторонами и Организацией Объединенных Наций. Силы ООН в Сомали стали оказывать содействие этим двум комитетам. Таким образом, стало возможным подписание 5 марта

1995 г. соглашения между лидерами двух основных группировок об открытии морского порта. Это было очень важно, так как в акватории порта находилось много судов с гуманитарными грузами для населения Сомали. 8 марта было парафировано четвертое соглашение между двумя сторонами, которое предусматривало создание комитета по вопросам безопасности. Предполагалось, что в него войдут полицейские и ополченцы с обеих сторон. В функции комитета входило обеспечение безопасного функционирования морского порта и аэропорта, недопущение несанкционированного проникновения на их территорию военно-транспортных средств, а также внешняя охрана и обеспечение безопасных маршрутов доставки товаров на городские рынки [9].

Миротворческая операция ООН, начавшаяся в 1992 г. в Сомали, представляла собой сложную комплексную операцию, включавшую доставку гуманитарной помощи, обеспечение безопасности гуманитарных миссий, силовое принуждение радикальных группировок к миру и их разоружение, борьбу с бандитскими вооруженными формированиями. Одной из важных составных частей этой операции являлось содействие политическому урегулированию в стране, инициированное Г енеральным секретарем ООН и Советом Безопасности. В рамках политического урегулирования состоялся ряд многосторонних консультаций, встреч и переговоров заинтересованных сторон под эгидой ООН в рамках подготовки конференции по национальному примирению. Представителям этой международной организации удалось посадить за стол переговоров двух наиболее влиятельных и в то же время непримиримых политических лидеров - Али Махди и М.Ф. Айдида. Они договорились о прекращении огня и формировании коалиционного правительства. В начале 1995 г. две важнейших группировки - Сомалийский союз спасения и Сомалийский объединенный конгресс - предприняли ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации в столице Могадишо и в стране в целом. После вывода в марте 1995 г. миротворческих сил ООН вооруженные столкновения практически прекратились, однако Сомали вскоре оказалась разделенной на несколько фактически независимых полугосударственных образований (см. подробнее, например, [10]).

Опыт политического урегулирования в Сомали, накопленный в первой половине 90-х годов XX века, может быть использован в современных условиях. Эта африканская страна сегодня по-прежнему является ареной постоянных вооруженных столкновений между различными группировками, которые фактически раскололи ее на несколько автономных государственных образований. Проблема пиратства, ставшая в последние годы настоящим бедствием для торговых судов в Индийском океане, привлекла к Сомали пристальное внимание всего мирового сообщества. На повестке дня стоит новая миротворческая операция ООН. Ее организаторам необходимо учесть неоднозначный опыт первой половины 90-х годов прошлого столетия, свидетельствующий о том, что дипломатические усилия политиков необходимо подкреплять скоординированными действиями военнослужащих из состава миротворческого контингента.

Summary

V.A. Shagalov. Political Settlement as a Component of UN Peacekeeping Operation in Somalia (1992-1995).

The article is devoted to the process of political settlement, one of the important aspects of the UN peacekeeping operation in Somalia in 1992-1995. The article emphasizes the role of UN Secretary-General, whose involvement provided for most negotiations among the parties concerned. The main issues analyzed are the positions of the two key Somalian politicians in the early 1990s, Ali Mahdi and Mohammed Farrah Aidid.

Key words: conflict, Somalia, UN peacekeeping operation, UN General Secretary, Ali Mahdi, Mohammed Farrah Aidid, political process, national reconciliation, Mogadishu.

Литература

1. Бадов А. Триумфальное возвращение веселого Роджера. - URL: http://www.expert.ru/ printissues/expert/2008/45/vozvraschenie_veselogo_rodzhera/

2. Howard L.M. UN Peacekeeping in civil wars. - N. Y.: Cambridge Univ. Press, 2008. -402 p.

3. Резолюция Совета Безопасности ООН от 23 января 1992 г. S/1992/23445. - URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1992/res733.htm, свободный.

4. Доклад Генерального секретаря ООН от 26 января 1993 г. S/25168. - URL: http:// daccessdds.un.org/doc/UND0c/GEN/№93/052/50/IMG/№9305250.pdf?0penElement, свободный.

5. Rutherford K.R. Humanitarianism under fire. The US and UN Intervention in Somalia. -Sterling: Kumarian Press, 2008. - 217 p.

6. Доклад Генерального секретаря ООН от 17 августа 1993 г. S/2631. - URL: http:// daccessdds.un.org/doc/UND0C/GEN/№93/445/37/IMG/№9344537.pdf?0penElement, свободный.

7. Доклад Генерального секретаря ООН от 24 мая 1994 г. S/1994/614. - URL: http:// daccessdds.un.org/doc/UND0C/GEN/№94/224/76/PDF/№9422476.pdf?0penElement, свободный.

8. Доклад миссии Совета Безопасности в Сомали от 3 ноября 1994 г. S/1994/1245. - URL: http://daccessdds.un.org/doc/UND0C/GEN/№94/424/25/PDF/№9442425.pdf?0penElement, свободный.

9. Доклад Генерального секретаря ООН от 28 марта 1995 г. S/1995/23. - URL: http://daccessdds.un.org/doc/UND0C/GEN/№95/074/49/PDF/№9507449.pdf?0penElement, свободный.

10. Шагалов В.А. Миротворческая операция ООН в Сомали в 1992-1995 годах // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2005. - Т. 147, кн. 1. - С. 157-177.

Поступила в редакцию 20.08.09

Шагалов Вячеслав Александрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений Казанского государственного университета.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.