Научная статья на тему 'Политическое управление и информационная деятельность политических партий как политических акторов'

Политическое управление и информационная деятельность политических партий как политических акторов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
557
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / GOVERNING / STATE GOVERNMENT / POLITICAL POWER / INFORMATION ACTIVITY OF POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новикова Анна Владимировна

Охарактеризованы политическое управление и административное управление. Проанализированы проблемы политического управления на современном этапе. Рассмотрена информационная деятельность политических партий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Governing and Information Activity of Political Parties as Political Actors

The article gives characteristics of governing and administration. Current problems of political governing as well as information activity of political parties are analyzed

Текст научной работы на тему «Политическое управление и информационная деятельность политических партий как политических акторов»

Политология

УДК 329

Новикова Анна Владимировна Anna Novikova

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИИ КАК ПОЛИТИЧЕСКИХ АКТОРОВ

GOVERNING AND INFORMATION ACTIVITY OF POLITICAL PARTIES AS POLITICAL ACTORS

Охарактеризованы политическое управление и административное управление. Проанализированы проблемы политического управления на современном этапе. Рассмотрена информационная деятельность политических партий

Ключевые слова: политическое управление, государственное управление, политическая власть, информационная деятельность политических партий

The article gives characteristics of governing and administration. Current problems of political governing as well as information activity of political parties are analyzed

Key words: governing, state government, political power, information activity of political parties

Исследование проблем политического управления в регионе в процессе становления политического режима в России представляется весьма актуальным на современном этапе [ 1 ]. Становление региональных политических субъектов выступает в качестве структурообразующего элемента политической реформы в целом и является целью настоящей статьи.

Политическое управление реально осуществимо только в демократическом режиме. Значит, политическое управление — это, прежде всего, управление свободными людьми. Понятие «политическое управление» следует отличать от понятия «политическая власть». Вместе с тем, нельзя отрывать управление от власти. Любое государство, в т.ч. и демократическое, реализует властные функции. Политическое управление базируется на распределении ответственности и взаимозависимости, раз-

делении компетенции. Политическое управление связано с административным, тем более, что основной субъект деятельности у них совпадает в лице государственных органов в рамках государственной службы. И первое, и второе имеют одну цель — максимальное развитие, сохранение потенциала общества и его единства. Однако если административное управление осуществляет это через распределение ресурсов, то политическое управление — через согласование целей, ценностей и устремлений общественных субъектов вырабатывает направление и приоритеты в развитии общества [2]. Политическое управление является функцией каждого политического субъекта, в том числе политических партий. Таким образом, политическое управление можно определить как процесс самоорганизации политических субъектов, разделяющих базовые ценности демократического режима,

который основывается на распределении ответственности и взаимозависимости, разделении компетенции и направлен на превращение разнородных политических сил в целенаправленное организованное единство по отношению к конкретной политической программе. Политическое управление носит двойственный характер и эту двойственность можно определить как его функции. Это управление объектом и управление воспроизводством субъекта управления. Управление субъектом является важнейшим моментом политического управления. Формирование субъекта политического управления осуществляется через избирательный процесс. В любом цивилизованном обществе выборы являются инструментом легитимации власти и функционирования демократии в целом. Качество формируемого субъекта управления зависит от выбора процедур демократического волеизъявления, способа подсчета голосов. Поэтому качество и преемственность субъекта управления зависят от политико-правовых аспектов избирательного процесса, учета технологий избирательных кампаний и опыта их проведения. Выполненное нами исследование показало, что политическое управление представляет необходимо возникающее явление на нынешнем этапе истории. Проблема создания общества с демократическим режимом, процессы децентрализации и регионализации неизбежно требуют смещения акцентов от административно-государственного управления к политическому. По мнению В.Я. Гельмана: «Общество переходного типа соединяет элементы старой и новой политической системы, для него характерно несовершенство, противоречивость и фрагментарность законодательства, отсутствие или только зарождение многих институтов и механизмов гражданского общества, подчас хаотичная и плохо предсказуемая смена политических элит на общегосударственном и региональном уровнях, появление значительного количества свободных экономических агентов, в результате чего возникает конфликт многообразных интересов и ценностей, который не поддается прямому админис-

тративному разрешению» [3]. Наиболее значимыми зонами конфликтов являются экономическая сфера и сфера удержания властных позиций в обществе, в том числе на региональном уровне. Ориентация на демократические ценности создает определенный консенсус в обществе, который ограничивает методы борьбы. Поэтому признание выборов в качестве базисного способа ротации, легитимизации и воспроизводства политической элиты делает избирательный процесс важнейшим объектом внимания и управления господствующей элиты. Результаты выборов показывают, что большинству крупных политических лидеров успешно удается управлять избирательным процессом и длительно удерживать властные позиции в обществе, что особенно характерно для регионального и местного уровней.

Политическое управление обществом осуществляется политической системой общества. Это политические институты, нормы, имеющие политическое значение, прежде всего, право, политический режим, политическая идеология. Политическая система в концентрированном виде отражает наиболее важные интересы различных социальных групп и возводит их на уровень политики. Суть функционирования политической системы — упорядочение общественных процессов, введение их в оп-ре деленные рамки на базе легальных (т.е. дозволенных законом) форм борьбы (состязательности) и сотрудничества (в том числе путем компромиссов).

Государственное управление по своей природе политическое. Его субъектом являются государственные институты — основной элемент политической системы общества, а главное орудие — государственная власть. Государственное управление реализуется через управленческую деятельность.

Управленческая деятельность, связанная непосредственно с решением проблем политического характера, обозначается понятием «политическое руководство». Это наиболее высокий уровень государственного управления обществом в целом. Оно должно учитывать всеобщие интересы: го-

сударственные, национальные, больших социальных групп. Существуют совпадения политического руководства и государственного управления, так как главные органы государственной власти выполняют функции политические, совмещая их с некоторыми наиболее важными функциями административного управления. Такое совмещение осуществляют, например, Администрация Губернатора Забайкальского края и Правительство Забайкальского края, которые участвуют в законодательной деятельности в составе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также на уровне законодательных институтов региона.

В зависимости от политического режима управляющие субъекты, а соответственно и системы государственного управления различаются на авторитарные и демократические. Данная типология относительна, так как в мировом сообществе существуют различные модификации авторитарных и демократических систем, в том числе смешанные и переходные.

Политика и политическое управление в СССР почти целиком замыкались на деятельности государства — главного арбитра и координатора поведения и деятельности групп в обществе. КПСС не была партией в современном смысле этого слова. Это была государственная партия, основополагающая часть государственной структуры, определяющая стратегию общественного развития и осуществляющая контроль за ее реализацией через систему государственных и общественных институтов. В этом заключался основной смысл «партийного руководства». Не случайно все важнейшие государственные решения принимались совместно ЦК КПСС и Советом Министров. Поэтому управление едва ли не всеми делами общества и индивидов становится государственным управлением [4].

Наряду с совершенствованием законодательной базы в современном российском государственном устройстве формируется новый тип управления субъектами. Во-первых, создан список лиц, включённых в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ, так на-

зываемые «президентская сотня» и «президентская тысяча». Во-вторых, наблюдается тенденция назначения на должности высших должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах не представителей силовых ведомств, как было ранее, а современных управленцев, «топ-менеджеров», проявивших себя в сфере народного хозяйства.

При решении вопросов разграничения компетенции могли бы существенно помочь наработки в данной области теории управления, особенно в части вопросов делегирования. Так, чтобы делегирование стало эффективным инструментом управления, оно должно охватывать все организационные уровни, все виды деятельности. При этом сам процесс делегирования начинается, как правило, снизу. Девиз делегирования полномочий: «Контролируй, но не мешай». В рамках процесса делегирования делегирующий должен освободиться от части своих обязанностей в пользу более «низких» уровней управления. Обратный процесс передачи полномочий снизу вверх не является, по сути, делегированием, — это централизация, создание монолитной структуры, существование которой оправдано лишь на очень небольшом временном участке исключительно для выполнения узко очерченного круга задач. Для делегирования полномочий характерно горизонтальное распределение задач [5].

Особую актуальность приобретают проблемы, касающиеся организации исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. При этом становление и успешное функционирование единой системы исполнительной власти в РФ невозможны без создания слаженного механизма взаимодействия всех ее звеньев. Формирование и дальнейшее развитие целостной, эффективно работающей единой системы исполнительной власти страны, которая в условиях административной реформы еще только складывается, невозможно без определения правового статуса органов исполнительной власти

субъектов РФ и решения тех проблем, которые возникают в ходе этого процесса.

Политическое управление состоит не в построении системы прохождения команд сверху вниз, а в создании условий, которые дают возможность обеспечивать общие интересы и согласовывать несовпадающие интересы граждан, групп граждан, территориальных общностей [6]. Процессы регионализации и федерализации набрали такой высокий темп, что общество не успевает приспособиться к новым формам государственности. Политическая самостоятельность регионов, законотворчество их представительных органов, растущая финансово-экономическая активность их властей — все это развивается из-за высокой скорости федерализации, без должного законодательного оформления, во многом стихийно. В российской государственности назревают серьезные перекосы, отставание форм и методов политического управления. Как утверждает В.З. Черняк: «Вдобавок к этому, в самой территориальной структуре Российской Федерации набирают темп процессы все большего расхождения регионов друг от друга, притом не только по социально-экономическим параметрам, но даже по самому укладу общественной жизни» [7].

В политическом управлении важное значение имеет информационная деятельность политических акторов. «Информация» — от лат. «МогшаИо» — разъяснение, изложение, осведомленность. В отношении определения информации возможны философский, юридический, сравнительно-правовой, технократический и иные подходы и взгляды. Определение термина «информация» можно найти в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8], где информация — это «сведения (сообщения, данные) , независимо от формы их представления». Под информацией понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. Развитие любого общества в значительной степени определяется идеологической

и социально-политической информацией. Именно этими видами информации оперируют такие ключевые структуры гражданского общества, как некоммерческие организации, СМИ, политические партии, различные клубы и ассоциации, лоббистские группы. Именно эти структуры являются источниками информации, непосредственным образом влияющей на развитие общества.

Не вызывает сомнений, что именно информационный фактор постепенно превращается в ключевой механизм модернизации политических отношений и обеспечения взаимодействия между властью и обществом. В полной мере это относится к деятельности политических партий.

В современной науке нет общепринятого определения информационной деятельности политических партий. Понятие информационной деятельности политических партий также не закреплено законодательно. Информационная деятельность политических партий — пропаганда своих целей и идей, опубликование программы политической партии, предвыборная агитация, агитации по вопросам референдума, участие в политических и общественных акциях, организация публичных мероприятий. Достижение политическими партиями неких целей и идеалов, обеспечение прямых и обратных связей между обществом и государством происходит через осуществление ряда действий, носящих информационный характер, таких как участие в выборах, референдумах, а значит и в предвыборной агитации, агитация по вопросам референдума, опубликование предвыборной программы, участие в общественных и политических акциях, организация публичных мероприятий, формирование общественного мнения. Все эти действия направлены на привлечение сторонников, формирование общественного мнения, реализацию своей программы, завоевание позиций в органах государственной власти и местного самоуправления.

Современными российскими политическими партиями широко используются различные приемы, способы и средства

информирования о себе. В своей деятельности они используют печатные и аудиовизуальные СМИ, а в последнее время деятельность любой политической партии невозможно представить без использования сетевых информационных ресурсов — интернет-сайтов, персональных дневников (блогов). Избиратель формирует свое мнение и делает свой выбор именно на основе поступающей к нему посредством различных методов и форм информации от политических партий.

Президент Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. в числе других мер по развитию партийной системы признал необходимым, что: «парламентские партии должны иметь четко сформулированные гарантии освещения их работы в государственных СМИ»; необходимо «...принять меры по дальнейшему повышению уровня и качества народного представительства во власти», а также «. дать гарантии представительства избирателям, проголосовавшим за так называемые малые партии» [9].

Информационная деятельность является не только правом, но и обязанностью политической партии по отношению к органам государственной власти, осуществляющим мониторинг ее деятельности (ст. ст. 22, 27 ФЗ «О политических партиях») [10].

В свою очередь, деятельность политических партий, носящая информационный характер, содержащая в себе различного рода информацию, безусловно, не может быть беспорядочной. Деятельность носит целенаправленный характер. Важной чертой деятельности является ее предварительная продуманность.

Конституционно-правовое содержание информационной деятельности политических партий можно рассмотреть через взаимосвязь четырех статей Конституции РФ (ст. ст. 13, 29, 30 и 31) [11].

Конституция РФ прямо не регламентировала деятельность политических партий, в том числе и информационного характера. Однако ч. 5 ст. 13 установила, что запреща-

ется создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя. Кроме того, ч. 1 ст. 30 закрепила право на объединение. Вместе с тем, в этом же положении Конституции РФ гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Деятельность же общественных объединений, к которым относятся и политические партии, включает в себя и информационную составляющую.

Согласно ч. 1 ст. 29 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода мысли и слова. На основании этого положения свобода слова, выражения своего мнения должна быть гарантирована и при осуществлении политическими партиями информационной деятельности.

Довольно сложным оказывается воздействие на политическую систему конституционно закрепленной свободы слова. Это фундаментальная основа гражданского общества; от ее реального наполнения зависит развитие печати, существование политической оппозиции, проведение свободных выборов, общественный контроль за деятельностью власти. Свобода слова сдерживает авторитаризм, обеспечивает деятельность партий и общественных организаций, служит гарантией законности — это, коротко говоря, системообразующий инструмент демократического общества. Понимание этого привело к тому, что в первые же годы реформ были приняты весьма демократические законы о печати и информации, появилась обширная система СМИ. В простом своем содержании эта конституционная свобода обеспечена отсутствием каких-либо репрессий за критику властей, возможностью свободно создавать средства массовой информации и определять их направленность.

Вместе с тем ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закрепила, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Следовательно, право политической партии на свободное производство, передачу, рас-

пространение информации подтверждено конституционной нормой. Кроме того, свое конституционное подкрепление в ст. 31 Конституции РФ нашло право политических партий на организацию и проведение публичных мероприятий, являющихся одним из видов информационной деятельности политических партий.

Значение информационной деятельности политических партий в условиях возрастания их роли в целом на политическом поле и, в частности, в избирательном процессе, безусловно, велико. Путем осуществления информационной деятельности политических партий происходит влияние на формирование политической воли граждан, на избирательный процесс, на формирование и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, вовлечение граждан в политический процесс, а также институциона-лизация их политического участия. Кроме

Литература

того, формируется общественное мнение, осуществляется политическое образование граждан. Грамотная, основанная на законе информационная деятельность политических партий, в период предвыборной агитации способна увеличить явку избирателей на избирательные участки, в конечном итоге уменьшить проявление в обществе абсентеизма.

Разработка проблемы политического управления и, в частности на региональном уровне, требует дальнейших усилий исследователей. Политическое управление регионом является ключевым условием и одновременно следствием становления действительно демократического политического режима. Без осуществления политическими партиями деятельности информационного характера невозможна реализация их целей и задач. И, в конечном итоге, невозможно создание демократической партийно-политической системы.

1. Барделен Дж. Отношение к власти в регионах России. — М.: Наука, 2003. — С. 132.

2. Черняк В.3. История государственного и муниципального управления в России. — М.: РДЛ, 2001. - С. 184.

3. Гельман В.Я. Трансформация в России. — М.: Терра, 1999. — С. 114.

4. Комаров Е.С. Социальная политика. — М.: Зерцало, 1997. — С. 98.

5. Глигич-Золотарева М.В., Малинкина Ю.В. Некоторые аспекты зарубежного опыта разграничения компетенции в федеративных государствах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/YestnikSF/2003/vestniksf211-18/vestniksf211-18050. htm#p2, свободный. — Загл. с экрана.

6. Шимов Я.В. Россия на пороге XXI века. — М.: Социс, 2001. — С. 148.

7. Черняк В. 3. История государственного и муниципального управления в России. — М.: РДЛ, 2001. — С. 178.

8. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.internet-law.ru/law/inflaw/inf.

htm.

9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Рос. газ. — 2008. — 6 ноября.

10. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=LAW;n=117323.

11. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=LAW;n=2875.

Коротко об авторе_

Новикова А. В., канд. полит. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) anna novikova2010@mail.ru

_Briefly about the author

A. Novikova, candidate of political sciences, assistant professor, State and Municipal Administration and Politics department, Zabaikalsky State University

Научные интересы: политическое управление, политическая власть, государственное управление, политическое управление на уровне субъекта, местное самоуправление

Scientific interests: governing, political power, state government, regional government, local government

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.