Научная статья на тему 'Особенности институционализации и политический потенциал Общероссийского народного фронта'

Особенности институционализации и политический потенциал Общероссийского народного фронта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
415
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Политическая система / институционализация / политический потенциал / Публичное управление / правовой статус / внеконституционный политический институт / Political system / institutionalization / political potential / public administration / legal status / extraconstitutional political institution

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сергеев Сергеев Сергей

Показаны особенности институционализации Общероссийского народного фронта. Анализируется политический потенциал, исходя из которого предполагается вероятное будущее данного образования. Общероссийский народный фронт определяется как потенциально внеконституционный политический институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the institutionalization of the All-Russia People's Front are shown. The political potential basing the assumption of the possible future of this body is analyzed. All-Russia People's Front is defined as a potentially extraconstitutional political institution.

Текст научной работы на тему «Особенности институционализации и политический потенциал Общероссийского народного фронта»

S.G. Sergeev

Features of the Institutionalization

and Political Potential

of the All-Russia People's Front

Features of the institutionalization of the All-Russia People's Front are shown. The political potential basing the assumption of the possible future of this body is analyzed. All-Russia People's Front is defined as a potentially extraconstitutional political institution.

Key words and word-combinations: political system, institutionalization, political potential, public administration, legal status, extraconstitutional political institution.

Показаны особенности институ-ционализации Общероссийского народного фронта. Анализируется политический потенциал, исходя из которого предполагается вероятное будущее данного образования. Общероссийский народный фронт определяется как потенциально внеконсти-туционный политический институт.

Ключевые слова и словосочетания: политическая система, институ-ционализация, политический потенциал, публичное управление, правовой статус, внеконституционный политический институт.

УДК 321:342.4 ББК 66.03:67.400

С. Г. Сергеев

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА

положениях ч. 4 и 5 ст. 13, а также ст. 30 Конституции России [1] определяются основополагающие начала создания и деятельности общественных объединений в Российской Федерации. В развитие указанных конституционных норм были приняты Федеральные законы «Об общественных объединениях» [2] и «О политических партиях» [3], достаточно подробно регламентирующие функционирование в российской общественно-политической сфере коллективных по своему составу институционализированных акторов. Несмотря на это, политическая жизнь России полна примерами, когда в том или ином виде, в большей или меньшей степени в ней принимают участие организованные субъекты, существование которых не укладывается в рамки действующего законодательства. И если предметом внимания со стороны правоохранительных органов по вполне понятным причинам чаще всего являются нелегальные и/или несистемные общественно-политические объединения, то у научного сообщества пристальный исследовательский интерес должны, на наш взгляд, вызывать провластные структуры, находящиеся за пределами правового регулирования.

В связи с изложенным представляется важным проанализировать сущностные характеристики, особенности институционали-зации и политический потенциал Общерос-

62

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

сийского народного фронта (ОНФ), образование которого стало одним из наиболее заметных событий во внутриполитической жизни России в 2011 г.

Идея Общероссийского народного фронта была озвучена Председателем Правительства РФ и лидером «Единой России» В.В. Путиным на состоявшейся 6 мая 2011 г. в Волгограде конференции региональных отделений этой партии в Южном федеральном округе. Уже на следующий день (7 мая 2011 г.) в новоогаревской резиденции премьер-министра была проведена встреча главы Правительства РФ с деятелями общественных организаций, которые поддержали его инициативу [4]. Во встрече приняли участие руководители Российского союза промышленников и предпринимателей, «Опоры России» и «Деловой России», «Союза транспортников России», Федерации независимых профсоюзов России, «Союза пенсионеров России» и «Союза женщин России», «Российского союза ветеранов Афганистана» и совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил РФ, «Молодой гвардии "Единой России"» и других общественных организаций [5]. Итогом мероприятия стало создание Координационного совета ОНФ, главной задачей которого обозначалась организация процесса образования Фронта [6], поскольку, по словам российского премьера, «нужно думать о следующем этапе развития страны», а не только о ближайших федеральных выборах [7].

Уже в самом начале институционального строительства ОНФ заметны два существенных обстоятельства, имеющих принципиальное значение. Во-первых, у его истоков стоит государство в лице Председателя Правительства РФ и лидера «партии власти», имеющей конституционное большинство в нижней и значительное представительство в верхней палате Федерального Собрания. Во-вторых, изначально Общероссийский народный фронт создавался как ассоциация общественных объединений, то есть как общественное объединение «второго» уровня. В пользу такой трактовки фактического статуса ОНФ свидетельствует, например, признание Общероссийского народного фронта Председателем Правительства РФ В. Путиным «общественным объединением» [8], Председателем Высшего совета партии «Единая Россия» и Председателем Государственной Думы Б. Грызловым -«общественной организацией» [9], а первым заместителем секретаря президиума Генерального совета партии «Единая Россия» А. Исаевым - «движением» [10]. Несколько позже в представлении, внесенном Генеральной прокуратурой в Следственный комитет РФ по поводу участия его сотрудника в проводимых ОНФ предварительных выборах (праймериз), было заявлено, что тот «нарушил запрет на участие сотрудников Следственного комитета Российской Федерации в общественных организациях и объединениях...» [11]. Это фактически означает правовое определение федеральным надзорным органом Общероссийского народного фронта как общественного объединения, имеющего политический характер.

Следовательно, вновь образуемая структура - ОНФ - должна быть соответствующим образом зарегистрирована (государство в первую очередь обязано неукоснительно соблюдать требования текущего законодательства, чтобы соответствовать заявленной в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ характеристике правового), и ее деятельность подпадает, как минимум, под регулирование Федеральным законом «Об общественных объединениях».

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 63

Тем не менее политики, входящие в руководящий состав ОНФ, с самого начала отрицали как необходимость его регистрации, так и обозначенный статус (общественного объединения). Например, А. Исаев заверил: «Никакого юридического оформления [Общероссийского народного фронта] нет, и никакого специального закона о Народном фронте мы принимать точно не будем», а глава Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохин подтвердил, что Фронт не будет регистрироваться в качестве юридического лица или общественного движения [9].

Вопрос определения правового статуса ОНФ имеет принципиальное значение прежде всего потому, что эта структура политически и организационно допущена к участию в предстоящих федеральных выборах. Имея не определенный должным образом правовой статус де-юре и неограниченный административный ресурс де-факто, Фронт, а вместе с ним и «Единая Россия» по отношению к электоральным соперникам приобретают несравнимые преимущества, поскольку формируется ситуация, когда на него не распространяются никакие ограничения, действующие в отношении иных участников избирательного процесса. Фактически именно такая позиция обнародована председателем Центральной избирательной комиссии РФ В. Чуровым [12]. Образно характеризуя сложившееся положение, член ЦИК РФ Е. Дубровина сказала, что «они [ОНФ] вообще будут в свободном плавании» [13]. Учитывая крайнюю зарегулирован-ность избирательного процесса в современной России, такая позиция Центральной избирательной комиссии РФ вызывает, как минимум, недоумение. Ранее правоприменители, в том числе избирательные комиссии, совершенно однозначно трактовали положения действующего избирательного законодательства таким образом, чтобы предельно ограничить виды субъектов, которым позволительно каким-либо образом участвовать в избирательном процессе. В данном же случае наблюдается, мягко говоря, несколько иной подход.

Анализ субъектного состава Общероссийского народного фронта в проекции на ныне и ранее (с 2002 года) действовавшее федеральное избирательное законодательство [14, 15] позволяет заметить, что Фронт представляет собой избирательный блок, собранный по схеме: «политическая партия + общественные объединения». Подчеркнем, что в настоящее время избирательные блоки, в какой бы то ни было форме, не предусмотрены избирательными законами и их образование считается нарушением таковых.

Вероятно, именно поэтому уже в момент выдвижения идеи создания Фронта В.В. Путин представил его не как предвыборное объединение, а как «коалицию различных сил, разделяющих стремление укрепить Россию» [16]. Несколько позже в декларации, являющейся программным документом Общероссийского народного фронта, ОНФ был назван «широкой коалицией общественных сил» [17].

Учитывая обстоятельства создания и ближайшие тактические цели Фронта, следует признать, что он действительно является коалицией, но - предвыборной. Организационной платформой такой коалиции стала партия «Единая Россия», ее стержнем - фигура действующего премьер-министра, вокруг которой консолидировались не только общественные объединения и отдельные граждане, но даже предприятия и учреждения.

64 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Такая общественно-политическая конструкция, на наш взгляд, вызывает устойчивые ассоциации с итальянским корпоративным государством 19201930-х годов. Безусловно, исключительную роль в ней играет национальный лидер современной России - В. В. Путин. Подтверждают такую оценку некоторые весьма откровенные инсайдерские признания. Так, по мнению пресс-секретаря Председателя Правительства РФ Д. Пескова, Фронт «будет формироваться не на базе партии «Единая Россия», а скорее вокруг Путина - автора этой идеи» [18]. Известный отечественный политолог «пропутинского» пула, депутат Государственной Думы от «Единой России» С. Марков полагает, что «решение Владимира Владимировича [Путина] о создании ОНФ, конечно, приведет к укреплению его политического потенциала» [19]. Один из наиболее ярких и яростных публичных оппонентов «Единой России», бывший спикер Совета Федерации и настоящий лидер оппозиционной, как она сама себя позиционирует, партии «Справедливая Россия» С. Миронов подметил: «Когда Владимир Владимирович пытается набрать веса для этого Народного фронта, он волей-неволей показывает: "У меня вот есть [структура, готовая масштабно поддержать его в процедуре выдвижения кандидатом в Президенты России], может, я не захочу выдвигаться, но у меня есть"» [20]. Во всех этих высказываниях отчетливо проявляется персоналистский характер образуемой структуры.

Общероссийский народный фронт следует, на наш взгляд, расценивать как негосударственный по форме, но государственный по своей политической природе проект. В пользу этого свидетельствуют ряд фактов.

Так, о создании координационного совета, на который возлагалась организационная работа по подготовке «запуска» процесса образования Общероссийского народного фронта, было объявлено в официальной резиденции Председателя Правительства РФ в Ново-Огареве на рабочей встрече премьер-министра с деятелями общественных организаций [6]. При этом В.В. Путин выступал в роли именно главы Правительства России, а не частного лица или лидера политической партии «Единая Россия». Показательно, на наш взгляд, и то, что первоначально, до создания сайта ОНФ, информация о Фронте размещалась на официальном сайте премьер-министра [21].

Исполнительная вертикаль позаботилась о размещении ОНФ не только в виртуальном, но и в реальном пространстве: офис и штаб Общероссийского народного фронта расположились в здании Правительства Москвы на Новом Арбате [22]. Для этого оттуда предварительно были выселены арендаторы, которым пояснили, что помещения потребовались федеральному правительству [23].

Создание ОНФ было не только инициировано государством (в лице премьер-министра), но и поддержано его административными возможностями. Деятельность, казалось бы, негосударственного по своей сути образования организована сугубо государственной структурой - Аппаратом Правительства РФ.

Непосредственно по поручению премьер-министра активное участие в процессе образования и руководства Фронтом (в политологическом понимании -общественным объединением!) приняли высшие государственные чиновники: руководителем штаба ОНФ стал вице-премьер - руководитель Аппарата Правительства РФ В.В. Володин [24]; пресс-секретарю Председателя Правительства РФ

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 65

Д. Пескову «на уровне заместителя руководителя штаба [ОНФ]» было дано указание курировать РРдеятельность - отвечать за агитацию и работу со средствами массовой информации [22].

Трудно недооценить масштаб административного ресурса, который воплощают собой в современной отечественной политической системе руководитель Аппарата Правительства РФ и пресс-секретарь Председателя Правительства РФ. Так же трудно представить, будто они не будут им пользоваться при исполнении своей части порученной им «общественной» нагрузки или то, что его не будут иметь в виду те контрагенты, с кем придется взаимодействовать правительственным чиновникам, выполняя указания премьер-министра. Более того, Д. Песков однозначно дал понять: Аппарат Правительства, занимающийся «именно обеспечением деятельности Путина», будет задействован в процессах ин-ституционализации Общероссийского народного фронта. К тому же он подтвердил, что сам В.В. Путин будет заниматься Фронтом не только как лидер партии «Единая Россия», но и как Председатель Правительства РФ [25].

Помимо премьер-министра и руководителя Аппарата Правительства РФ в Народном фронте состоят вице-премьер И. Шувалов [26] и вице-премьер В. Зубков, причем если первый вступил во Фронт персонально, то второй - совместно с Российским аграрным движением, объединяющим в себе большую часть сельхозпроизводителей и сельских жителей общим количеством около 38 млн человек [27].

Не только Белый дом, но и Кремль не остался в стороне от процесса инсти-туционализации Общероссийского народного фронта. По признанию В.В. Путина, Президент РФ Д.А. Медведев «поддерживает то, что мы делаем» и «вся организационная работа тоже будет обсуждаться в Кремле» [9]. Вероятно, именно поэтому на начальном этапе формирования Фронта на соответствующих встречах и совещаниях присутствовал куратор внутренней политики -первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ В. Сурков.

Активное участие государства в Общероссийском народном фронте не ограничивается только лишь организационными усилиями и рекрутированием в него статусных фигур, принадлежащих исполнительной ветви власти. Его вовлеченность в проект видна и в программно-стратегическом отношении. Так, во время рабочей встречи Председателя Правительства РФ с бывшим главой Чувашии Н.В. Федоровым последнему было поручено возглавить специально создаваемый по инициативе В.В. Путина Институт социально-экономических и политических исследований [28]. Главной непосредственной задачей ИСЭПИ определено написание предвыборной программы ОНФ. Заявление о регистрации института сделал Председатель Государственной Думы Б. Грызлов [29], что, на наш взгляд, лишний раз подчеркивает не только заинтересованность, но и активное участие государства в процессе оформления Общероссийского народного фронта.

Показательно, что сам руководитель института предвыборную программу «ЕР» - ОНФ видит в форме пятилетнего плана. Как он заявил на пресс-конференции [30], в подготовленной программе будет присутствовать график выполнения пятилетнего плана, а также представлены виды наказаний за его невыполнение. Н.В. Федоров полагает, что соответствующие пятилетние планы

66 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

должны быть приняты во всех субъектах Федерации и даже муниципалитетах. Кроме того, по его мнению, в работе института следует учитывать существующую стратегию развития федеральных округов с целью «синхронизировать эти федеральные многомиллиардные, триллионные программы». Думается, что в приведенных позициях виден поистине грандиозный размах, принципиально сам по себе невозможный без твердой уверенности в заинтересованном участии государства в выдвижении и, вероятно, осуществлении озвученных планов.

Вновь созданная под руководством Н.В. Федорова структура, по словам спикера нижней палаты российского парламента, «сформулирует принципы и задачи развития страны на ближайшие годы» [31]. При такой поддержке программные тезисы Общероссийского народного фронта имеют все шансы быть реализованными посредством проведения соответствующей государственной политики. В связи с этим из очевидно предвыборного проекта ОНФ вполне может быть трансформирован либо в партию (вероятно, путем переформатирования «Единой России» - эту идею озвучил заместитель секретаря президиума Генерального совета «ЕР» Ю. Шувалов [32]), либо в иную постоянно действующую структуру (например, подобную Общественной палате или Советам при Президенте РФ).

Народный фронт стремится распространить свои организационные подходы и содержательные установки на все уровни публичного управления - общегосударственный, субрегиональный (федеральных округов), региональный (субъектов Федерации) и муниципальный. Поступать подобным образом ему позволяет ресурс, обеспеченный неформальным участием властных государственных структур в этом проекте. О непосредственной включенности ОНФ в сферу публичного управления свидетельствуют ряд красноречивых фактов.

Например, не имея для того никаких правовых оснований, Народный фронт предложил пять кандидатур на освободившееся после отставки тульского губернатора место высшего должностного лица субъекта РФ [33]. Претенденты были определены на заседании Тульского регионального координационного совета Общероссийского народного фронта и буквально на следующий день трое из них, теперь уже на законных основаниях [34], предложены Президенту РФ «Единой Россией», имеющей большинство в региональном парламенте [35]. Возможность ОНФ влиять на решение кадровых по своему характеру вопросов видна и в том, что губернаторы с низким рейтингом публичной поддержки не были допущены к участию в праймериз, организованных под эгидой Народного фронта [36]. Несомненно, это демонстрирует политический потенциал вновь образованной структуры.

Не менее наглядно вовлечение Фронта в бюджетный процесс: по инициативе руководителя штаба ОНФ В. В. Володина в федеральном центре и регионах были организованы мероприятия под общим названием «Народный бюджет» [37; 38]. Непосредственным следствием «народных обсуждений» стало повсеместное и по сути своей безосновательное корректирование бюджетов в сторону увеличения расходных статей. Так, на финансирование предложений Фронта в Санкт-Петербурге планируется заложить в городской бюджет дополнительные 20 млрд рублей [39]. Но еще более показательно то, что структуры

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 67

региональной исполнительной власти были обязаны «отчитаться по "Народному бюджету"» перед региональными же парламентами, повсеместно контролируемыми «Единой Россией». Таким образом, даже формально не зарегистрированная общественная структура не только фактически принимает решение, касающееся государственного бюджета, но и принуждает государственные органы (исполнительные и законодательные) это решение выполнить.

Если обозначившиеся тренды не завершатся с окончанием федерального избирательного цикла 2011/12 г. и будут пролонгированы в стратегической перспективе, то Общероссийский народный фронт имеет все шансы воплотить в действительность российскую суверенную модель общенародного управления государством.

В свое время А. Дензау и Д. Норт полагали, что «институты являются отражением эволюционирующих ментальных моделей» [40, с. 22], под которыми они понимали не что иное, как исторически устойчивые и широко распространенные стереотипы массового сознания, способные в совокупности образовать ядро надконституционного договора. Следовательно, стоит расценивать практику создания и развития Общероссийского народного фронта как воплощение или отражение российской ментальной модели «народного государства».

Являясь в массовом сознании источником права, власть / государство порождает институциональную конструкцию - ОНФ, легализует ее тем или иным образом в общественном сознании (в рассматриваемом случае - даже не утруждая себя формальностями правового обоснования) и наделяет функциями, имеющими непосредственное отношение к публичному управлению. Взамен -мобилизация участия и дополнительный ресурс лояльности значительной части населения, в конечном счете конвертирующиеся в требуемую политическому режиму легитимность. Как верно сформулировал Д. Орлов, «Общероссийский народный фронт... способен постоянно стабилизировать систему социальной поддержки власти, "путинское большинство"» [41].

В проекции на политическую историю России последнего десятилетия необходимо заметить, что ОНФ действительно являет собой новый формат общения власти и общества. Фронт явственно показал свое функциональное предназначение обнаруживать и озвучивать социально значимые проблемы и формулировать принципиальные подходы к их решению. Следует признать, что он несет в себе значительный потенциал возможности обновления низшей и средней правящей бюрократии, задействуя механизмы вертикальных «социальных лифтов». Кроме того, ОНФ способен стать высокоэффективным инструментом общественного контроля в отношении органов публичной власти и их должностных лиц.

В то же время ряд факторов, выявившихся при институционализации Общероссийского народного фронта, не позволяют считать его состоявшейся политической структурой. Ресурсная база Фронта слишком очевидно «завязана» на действующего Председателя российского правительства и «партию власти». Даже в формате «общественной площадки» вряд ли можно рассматривать ОНФ вне связи с этими двумя системообразующими политическими акторами. Сомнительное с правовой точки зрения положение Фронта позволяет высказать опасение: если потребность В. Путина и «Единой России» в нем отпадет, то

68 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

вряд ли российская правоохранительная система позволит Народному фронту дальше существовать в условиях неопределенности правового статуса.

Анализируя ОНФ в контексте формируемой теории внеконституционных политических институтов и исходя из ранее сформулированных нами маркерных показателей [42, с. 59-61; 43, с. 41-43; 44, с. 6], можно определить Общероссийский народный фронт как потенциально внеконституционный политический институт. Он включен в систему публичного управления, опирается на ресурсы своего учредителя, каковым является конституционный институт (институты), используется последним (последними) в его (их) интересах и имеет производную легитимность. Однако ОНФ недостает такого важного качества, как легальность, выраженная в четком определении правового статуса, укладывающегося в рамки действующего законодательства.

Предполагаем, что электоральные успехи Фронта неизбежно поставят вопрос о его юридическом узаконивании, тогда как электоральное поражение, скорее всего, приведет к «сворачиванию» этого довольно оригинального политического проекта. В любом случае Общероссийский народный фронт уже стал заметным явлением российской политической жизни и наглядно продемонстрировал вариативные возможности современной российской политической системы в ее институциональном секторе.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. 21 янв.

2. Об общественных объединениях: Федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 2011. № 27. Ст. 3880.

3. О политических партиях: Федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 23 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; Рос. газ. 2011. 27 июля.

4. Латухина К. Фронтовой совет // Рос. газ. 2011. 11 мая.

5. Мотивы для народного фронта. URL: http://www.interfax.ru/print.asp?sec=1446&id=189042

6. Встреча премьер-министра Владимира Путина с деятелями общественных организаций. URL: http://www.itar-tass.cOm/c 1/138070

7. Путин призывает думать о задачах на перспективу, а не только о выборах. URL: http:// ria.ru/politics/20110507/371885439

8. Официальная стенограмма встречи Председателя Правительства РФ В.В. Путин с членами координационного совета Общероссийского народного фронта 7 мая 2011 г. URL: http:// premier.gov.ru/events/news/15108

9. Савинъх А. Фронтовые товарищи // Известия. 2011. 13 мая.

10. Исаев А. Зачем нужен Общероссийский народный фронт URL: http://old.er.ru/text.shtml?20/ 2258,111533

11. Шевчук М. Участие представителя Следственного комитета в праймериз изменило статус ОНФ // Деловой Петербург. 2011. 15 авг.

12. Рожкова Н. Народный фронт: Коммунисты ополчились на единороссов // Московские новости. 2011. 18 июля.

13. Фронт народный и неформальный // КоммерсантЪ. 2011. 16 мая.

14. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 25 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; 2011. № 31. Ст. 4703.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 69

15. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (в ред. от 25 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919; 2011. № 31. Ст. 4703.

16. Путин хочет подкупить молодежь. URL: http://www.stringer.ru/publication.mhtml?Part= 48&PubID=16545

17. Декларация об образовании Общероссийского народного фронта (проект). URL: // http:/ /narodfront.ru/docs/about/declaration

18. Путин создал координационный совет Народного фронта. URL: http://lenta.ru/2011/05/ 07/front

19. Белуза А., Григорьева Е., Савиных А., Харламов М. Сводки с Народного фронта // Известия. 2011. 11 мая.

20. Цветкова М. Бывший союзник советует Путину поделиться властью. URL: http:// ru.reuters.com/articlePrint?articleId=RURXE7670BV20110710

21. Цыбульский В. Свободный доступ. URL: http://lenta.ru/articles/2011/06/10/vfront

22. Тирмастэ М-Л. «Единая Россия» окопалась в тылу «Народного фронта» // КоммерсантЪ. 2011. 25 мая.

23. Варфоломеев В. Имущественный фронт. URL: http://varfolomeev.livejournal.com/516117

24. В Общероссийский народный фронт Путина вошли 450 организаций. URL: http://lenta.ru/ news/2011/06/01/ front

25. Загорец Я., Цыбульский В. В рабочее и нерабочее время. URL: http://lenta.ru/articles/2011/ 05/31/front

26. Первый вице-премьер Шувалов вступил в ОНФ. URL: http://ria.ru/politics/20110720/404514383

27. Узбекова А. Виктор Зубков возглавил Российское аграрное движение // Рос. газ. 2011. 24 июня.

28. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин провел рабочую встречу с членом Совета Федерации Н.В. Фёдоровым. URL: http://premier.gov.ru/events/news/15284

29. «Единая Россия» зарегистрировала предвыборный институт. URL: http://lenta.ru/news/ 2011/05/23/institut

30. Фёдоров: программа ЕР и ОНФ станет пятилетним планом развития страны. URL: http:// ria.ru/politics/20110602/383335226

31. Борис Грызлов: Нужно закрепить базовые принципы и задачи развития нашей страны: Создается Институт социально-экономических и политических исследований. URL: http://old.er.ru/ text.shtml?20/4693

32. Кузнецов А. Премьерский фронт. URL: http://lenta.ru/articles/2011/05/09/onfp

33. ОНФ предложил пять кандидатур на пост тульского губернатора. URL: http://www.vesti.ru/ doc.html?id=528007&cid=5

34. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федер. закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 25 июля 2011 г.) // СЗ РФ.1999. № 42. Ст. 5005; 2011. № 31. Ст. 4703.

35. Партия предложит три кандидатуры на пост тульского губернатора. URL: http:// www.edinros.ru/news/2011/8/4/edinaya-rossiya-predlozhit-prezidentu-kandidatury-na-post-gubernatora-tulskoj-oblasti

36. Костенко Н. Без паровозов // Ведомости. 2011. 1 авг.

37. Общероссийский народный фронт начинает обсуждение проекта бюджета на 20122014 годы. URL: http://narodfront.ru/news/20110614/379807051

38. Народный бюджет // Ведомости. 2011. 14 июня.

39. Тирская М. Бюджет Петербурга потратит миллиарды на идеи фронта Путина // Деловой Петербург. 2011. 2 сент.

40. Denzau A.T., North D.C. Shared Mental Models. Ideologies and Institutions // Kyklos. 1994. Vol. 47.

70 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

A.C. Стукапьский

41. Орлов Д.И. ОНФ и вызов развития: Владимир Путин выстраивает новый формат общения с нацией // Независ. газ. 2011. 12 мая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42. Сергеев С.Г. Внеконституционные политические институты: правовой феномен и политическая реальность // Вестник ПАГС. 2009. № 4 (21). С. 57-65.

43. Сергеев С.Г. Политическая природа и организационные формы внеконституционных политических институтов в Российской Федерации: проблемы и тенденции // Вестник ПАГС. 2010. № 2 (23). С. 40-47.

44. Сергеев С.Г. Учреждающая и ограничивающая роль Конституции: опыт внеконституционных политических институтов в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 5-8.

A.S. Stukalsky Institutional Specifics of the Russian Parliamentarism Development Pre-Transit Phase

Basing on the theory of constitutional cycles the author reveals the specifics of the preliminary stage of democratic transition in Russia. Particular attention is paid to the situation of the parliament.

Key words and word-combinations: parliamentarism, the constitutional cycles, democratic transit.

Исходя из теории конституционных циклов, выявляется специфика предварительной стадии демократического транзита в России. Особое внимание уделяется положению пар-

Ключевые слова и словосочетания: парламентаризм, конституционные циклы, демократический транзит.

УДК 328.1 ББК 66.3

A.C. Стукапьский

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ДОТРАНЗИТНОЙ ФАЗЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

^Важнейшим элементом, обеспечивающим успех институциональных перемен, является их позитивная формализация нормами права. Понимание эволюции постсоветского парламентаризма в России невозможно без анализа процессов изменения конституционного законодательства на начальном этапе демократического транзита, поскольку в конституции закладывается фундамент всего государственного здания, определяются место и роль отдельных его институтов. Кроме того, в Российской Федерации процессы трансформации парламентаризма и конституционализма неразрывно связаны.

Институциональные перемены на рубеже 1980-1990-х годов инициировались самим государством. Важно уяснить причины и механизмы политико-правовых процессов, которые привели к нынешнему состоянию рос-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.