ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRЮRI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
WWW.APRIORI-JOURNAL.RU
№ 2 2015
УДК 32.019.5
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФЕНОМЕНА «ПОВЕСТКА ДНЯ»,
НЕКОТОРЫЕ ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Ямалнеев Ильнур Мирзагович
канд. полит. наук
Казанский государственный энергетический университет, Казань
аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги
Аннотация. Раскрывается взаимосвязь политики и политической повестки дня через научные парадигмы отечественной и зарубежной политических школ. Обосновывается эмерджентный и множественный характер политической повестки дня. Рассматриваются уровни формирования и установления политической повестки дня: федеральный, региональный и муниципальный. Автор выделяет группы факторов установления политической повестки дня: политическая культура, политические коммуникации, идентификация, политическая идеология и т.д.
Ключевые слова: политическая повестка дня; множественность повестки дня; уровни и факторы политической повестки дня; факторы установления политической повестки дня.
POLITICAL CONTENTS OF THE «AGENDA» PHENOMENON,
ITS' PECULIARITIES
Yamalneev Ilnur Mirzagovich
сandidate of political sciences Kazan state power university, Kazan
Abstract. The link between the politics and political agenda is being established through scientific paradigms of the national and foreign political schools. Emergent and multiple characters of the political agenda is being established. The levels of formation and establishment of the political agenda are being established: federal, regional and municipal. The author identifies groups of factors for establishment of the political agenda of the day: political culture, political communications, identification, political ideology, etc.
Key words: political agenda of the day; multiplicity of the agenda; levels and factors of the political agenda of the day; factors for establishment of the political agenda of the day.
В политической коммуникативистике сосуществуют сразу несколько парадигм формирования и установления повестки дня. Значительную часть научных подходов по данной проблематике можно отнести и к современным парадигмам. При этом в последние годы происходит заметное сближение позиций сторонников различных исследовательских моделей, а некоторые концепции приобрели статус общепризнанных и лежат в основе широко применяемых политических технологий.
Следует отметить, что фундаментальные исследования в области формирования и установления повестки дня начались только с 1920-х
годов прошлого столетия. В России же вопросами повестки дня отечественные ученые стали заниматься недавно - с начала XXI в. Поэтому, предлагаемая к рассмотрению, тематика представляется в определенной степени мейнстримовской и весьма актуальной.
Не углубляясь в разнообразие научных трактовок, позволим себе отметить, что современная «повестка дня», затрагивающая интересы общества и государства, во многом представляет собой трансграничный политический феномен, политическая природа которой заложена уже априори.
В силу того, что понятие «политика» взаимосвязана с понятиями власти и государственного управления, её содержание можно охарактеризовать как способ организации общественной жизни в стране, основанный на объединении и согласовании разнородных социальных интересов различных слоёв населения на базе доминирующего общего интереса. Причем сам политический процесс представляет собой совокупность как управляемых так и спонтанных изменений. Семантически определение политики во многом пересекается с понятием «политическая повестка дня». В связи с этим Е. Дъякова утверждает: «Повестка возникает на пересечении усилий различных средств массовой информации, государства, других социальных и политических институтов, и групп влияния и при этом подвержена влиянию неконтролируемых событий и внезапных кризисов» [1; 2]. На основании представленных определений понятий можно выделить несколько общих параметров (признаков): сходный состав акторов, процессуальный характер, публичность, охват интересов большинства.
На политическую природу феномена «повестка дня» указывают также и представители различных научных школ (бихевиористский подход, структурно-функциональный подход, марксизм и т.д.) [3-13].
В современной политологической литературе - как отмечает
Е.Б. Шестопал, «повестка дня связывается с теми идеями, целями и
3
ценностями, которые власть (и прежде всего исполнительная - отмечено Е.Б. Шестопал) кладёт в основу своей текущей политики [15, с. 8].
А.А. Дегтярёв отмечал: «повестка дня представляет собой совокупность актуальных социальных проблем, отражающих те потребности общества или отдельных групп интересов, на которые политики и администраторы готовы и способны реагировать... Контролирующие официальную повестку дня политики и администраторы всегда связаны некими целями и приоритетами, ресурсами и временем и испытывают давление со стороны различных групп интересов и общественного мнения в целом» [14, с. 163-164].
Принимая во внимание, что повестка дня это процесс, в котором задействовано множество субъектов, то так или иначе различные повестки дня можно выявить почти у каждого её актора. Таким образом, сам факт существования одновременно нескольких повесток дня позволяет говорить об их множественности.
В условиях федеративного государства политическая повестка дня соединяет в себе три вертикальных уровня её формирования и установления: федеральный, региональный и муниципальный.
Совершенно очевидно, что наибольшими возможностями создания политической повестки дня располагают федеральные и региональные органы государственной власти.
Рассуждая о роли органов государственной власти в формировании повестки дня, Е.Б. Шестопал отмечает: «именно власть выступает инициатором выдвижения определенных вопросов, которые и определяют направление общественных дебатов» [15, с. 8].
Рассматривая значимость органов государственной власти в формировании и установлении политической повестки дня, следует отметить определённую особенность современных политических процессов в плоскости «Центр-регионы». Российская региональная политика за последние 15 лет претерпела значительные изменения, которые с каждым
4
годом дополняются, видоизменяются и совершенствуются. Анализируя современную публичную политику, Л.И. Никовская и В.Н. Якимец отмечают: «Там, где регионы получают существенную «подпитку» со стороны федерального Центра или крупного бизнеса со штаб-квартирой в Москве, они в большей степени начинают ориентироваться на интересы верхних этажей политико-государственной системы, часто превращая управление регионом в аналог иерархично и жестко выстроенной модели крупной корпорации. И наоборот - чем более дотационен и, соответственно, социально уязвим регион, тем более взвешенно и партнерски он стремится выстраивать отношения с основными акторами публичного пространства, апеллируя к его деловой и гражданской активности» [16, с. 81].
В современной конъюктуре развития системы публичной власти заметное значение приобретает муниципальное (местное) измерение политической повестки дня (так называемая муниципальная повестка дня). При этом одними из основных акторов формирования политической повестки дня на местах выступают органы местного самоуправления, которые имеют «карт-бланж» в части формирования и установления политической повестки дня муниципального уровня. Особую роль в формировании муниципальной политической повестки дня играют главы муниципальных образований. Часто именно они решают что, как, когда и какие проблемы попадут в муниципальную повестку дня.
В целом, формирование и установление политической повестки дня проходит под влиянием целой группы факторов (политическая культура, политические коммуникации, идентификация, политическая идеология и т.д.).
Таким образом, проделанный анализ позволяет сделать вывод о том, что политическая повестка дня: • неразрывно связана с политическими процессами государства и общества;
• представляет собой трансграничный политический феномен, которому характерны публичность и процессуальность;
• проявляется через взаимодействие множества других повесток, взаимосвязанных между собой и динамично меняющихся.
В условиях отечественного федеративного устройства государства политическая повестка дня включает в себя три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. При этом современные политические процессы во многом продиктованы действиями «Центра», обрамляемые общефедеральными политическим повестками дня. Кроме федерального «Центра» большими возможностями формирования и установления повестки дня располагают региональные политические институты, в большинстве своём «заточенные» под федеральную повестку дня. Кроме указанных двух уровней политической повестки дня в современных условиях развития системы публичной власти заметное значение приобретает муниципальное измерение политической повестки дня.
Формирование и установление политической повестки дня проходит под влиянием целой группы факторов, среди которых можно выделить политическую культуру, политическую коммуникацию с особенностями языкового наполнения, идентификацию, идеологию и т.д.
Список использованных источников
1. Дьякова Е.Г. Власть и массовая коммуникация (опыт теоретического моделирования): дисс. ... д-ра полит. наук. Екатеринбург, 2003. 301 с.
2. Дьякова Е.Г. Общефедеральная и региональная повестка дня: проблемы взаимодействия // Взаимодействие политической науки с органами государственной власти в формировании политических процессов в Российской Федерации и Новых Независимых Государствах: Сб. науч. ст. по итогам междунар. конф. (Екатеринбург, 1-3 ноябрь 2002 г.). В 2 ч. Екатеринбург, 2002. Ч. 1. С. 274.
3. Альтюссер Л. За Маркса. М.: Праксис, 2006. 392 с.
4. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) // НЗ. 2011. № 3(77). С. 31-34.
5. Грамши А. Избранное из Тюремные тетради. Лондон: Lawrence & Wishart, 1971. С. 204.
6. Кон И.С. Социологическая концепция Герберта Спенсера // История буржуазной социологии XIX - начала XX века: Наука. М., 1979. С. 40-52.
7. Конт О. Общий обзор позитивизма / под ред. Э.Л. Радлова. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 296 с.
8. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов. М., 2009. 290 с.
9. Парето В. Компендиум по общей социологии. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008. 511 с.
10. Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. 1966. С. 214.
11. Bergmann J.R. Ethnomethodologishe Konversationsanalyse // Handbuch der Dialoganalyse. T.: Niemeyer. S. 1-16. 1994. Р. 5.
12. Murdoch G., Golding P. Information poverty and political inequality: citizenship in the age of privatized communications // J. of Communication. 1989. V. 39. № 3. P. 182.
13. Yamalneev I.M. The conceptual basis for the formation and establishment of the agenda // 2nd International Conference on the political, technological, economic and social processes (17-18 july 2013). London, 2013. Р. 36-47.
14. Дегтярев А.А. Процесс принятия и осуществления решений в публично-государственной политике: динамичный цикл и его основные фазы // ПОЛИС. 2004. № 4. С. 163-164.
15. Шестопал Е.Б. Политическая повестка дня российской власти и её восприятие гражданами // ПОЛИС. 2011. № 2. С. 8.
16. Никовская Л.И., Якимец В.Н. Публичная политика в регионах России: типы, субъекты, институты и современные вызовы // ПОЛИС. 2011. № 1. С. 81.